«Поэтика рассказа Т.Н.Толстой «Соня». Черты постмодернизма в нём».
Submitted by Светлана Вячеславовна Савенкова on Fri, 19/07/2013 - 22:45
Урок внеклассного чтения в 11 классе на тему
«Поэтика рассказа Т.Н.Толстой «Соня». Черты постмодернизма в нём».
Савенкова СВ.,
учитель русского языка
и литературы
МОУ СОШ№ 15(Iкатегория) .
Цели урока: развитие коммуникативной, лингвистической, речеведческой,
социокультурной компетенций посредством совершенствования умения производить многоаспектный анализ прозаического текста.
Ход урока:
I. — Ребята, сегодня мы должны познакомиться с творчеством Т.Н.Толстой, которая представляет такое художественное направление, как постмодернизм; произвести многоаспектный анализ рассказа «Соня», найти приметы постмодернизма в рассказе. Запишем проблемный вопрос. На него нужно будет ответить в конце урока:
Возможно ли отнести рассказ Т.Н.Толстой «Соня» к литературе постмодернизма?
а) Слово учителя. Начало XXвека прошло под знаком модернизма, художественного направления, предполагающего создание поэтической системы,
способствующей духовному возрождению человечества. Модернисты стремились предвосхитить идеальную культуру, духовно перестроить мир.
Н.Гумилёв говорил: «Руководство в перерождении человека в высший тип принадлежит религии и поэзии». Каждая литературная школа разработала
свою программу возрождения мира. Изучая творчество А.Блока, вы знакомились с одним из вариантов подобного возрождения. В XXIвеке мастера слова
продолжают поиск. Мы, читатели, ищем вместе с ними...
б) Прежде чем погрузиться в атмосферу творчества Толстой, предлагаю вам
терминологическую разминку:
реминисценция
аллюзия компоненты интертекстуальности
каламбур
в) Рассказ «Соня» - это литература, которая исполняет главную роль, гуманистическую, возвращает к классике. При этом творчество Толстой позволяет
говорить о постмодернизме.
Фиксируем в тетради:
НачалоXXв.НачалоXXIв.
модернизмпостмодернизм
г) Схема условна, но нам она необходима для перехода непосредственно к
творчеству Толстой. Так что же вы можете рассказать о писательнице, о по
стмодернизме? Слово вам, господа читатели!
Презентация «Постмодернизм. Т.Н.Толстая - ярчайшая представительница авторов нового поколения».
Материал 3, 4, 5 слайдов записать в схему «модернизм - постмодернизм».
8 слайд остаётся на экране.Вопросы к тексту:
Подумайте над названием рассказа. Имейте в виду, автор уже затеял с вами литературную игру.
Найдите ключевую метафору - это поможет понять рассказ.
Кто рассказывает эту историю? Сколько голосов вы слышите?
Своеобразие поэтики Толстой в мастерстве художественной детали. Найдите детали, определяющие время действия (блокаду, прежде всего); детали портрета, определяющие образы двух героинь.
Заметьте время действия в рассказе.
Подготовьте рассказ о судьбах Сони и Ады.
III. Итак, рассказ «Соня» возвращает нас к собственно литературе - к художественному образу, к литературе, к символу, к игре слов и смыслов, к красоте поэтики. Дома вы обдумали вопросы к тексту. Он очень плотный, изобилует реминисценциями, метафорами, художественными деталями, символами. Литература может говорить о самом главном, но оставаться при этом игрой.
а) Вы прочитали название - автор уже затеял игру. Какие ассоциации возникают, когда читаем название?
(Явная реминисценция. Ещё не зная содержание рассказа, я могу предположить, что за судьба у его героини. «Вечная Сонечка...» Ну конечно, Соня Мармеладова. Бескорыстие Сони, умение любить, готовность идти за любимым на край света, готовность к самопожертвованию, детски наивная, чистая душа. Ведь этот образ прекрасно проецируется на героиню Толстой.)
б) Что вы можете сказать о времени, его течении в рассказе?
(Временное пространство организовано так точно и плотно, что на 4 страницах Толстая смогла рассказать о судьбах двух женщин. Только А.П.Чехов
мог вместить судьбу героев в несколько страниц. Рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «О любви». Ещё одна ассоциация.)
в) Кто рассказывает эту историю?
(Очевидец, автора нет. В начале и конце рассказа Толстая размышляет о времени и пространстве, и только. Автор настолько доверяет читателю, что доверил рассказать историю Сони её знакомому. В литературоведении говорят: «Автор умер».)
г) Внимательный читатель должен заметить, как любит писательница мета
фору. Это её конёк.
«Но напрасны попытки ухватить воспоминания грубыми телесными руками», «Стыло бульонное озерцо», «Кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями», «Голубков огонь не берёт». Получаешь истинное эстетическое удовольствие, читая такую литературу.
д) Какие пронзительные детали описания блокадной жизни Ленинграда вы
нашли?
{«Сварила кожаные туфли», «пила горячий бульон из обоев». Ещё одна деталь - баночка томатного сока, спасшая Аду - Николая, превращается в символический образ. Толстая афористично пишет: «Соку в ней было ровно на одну жизнь».)
е) В центре произведения две женские судьбы. Судьба Сони и судьба Ады. Соня. «В 41 году ей должно было исполниться 40», в 1930 - е годы работает
хранительницей в музее, знакомится с Адой и её приятелями, которые долго
будут перебрасывать её из семьи в семью, где нужна помощь. В 33 г. возникает эпистолярный роман с выдуманным Адой - Николаем; в 41 г. остаётся в блокадном Ленинграде, отдав Николаю - Аде баночку томатного сока, гибнет, может, от голода, может, от бомбёжки. Нашу Соню четырежды Толстая назовёт «дурой». В чём же проявляется «идиотизм» Сони? Медленно перестраивается, может зазеваться, наивна, до непредсказуемости, безобразно одевается. А внутренние качества? «Любила детей», «романтическое существо», «любящее сердце». Это не идиотизм. Это, скорее, расхождение между внутренними качествами и реакцией на них окружающих. Мечтательность, романтичность позволяют смеяться над ней. Бескорыстие даёт возможность использовать как няньку. Внимание Толстой к невыдающемуся, обыкновенному человеку и есть внимание к «маленькому человеку» русской классической литературы. Точно можно сказать, что есть преемственность между героем Толстой и «маленьким человеком» русской литературы. Да и «дурой» Соню называет не автор, а рассказчик, один из знакомых героини. Автор уверен: читатель поймёт, разберётся во всём сам. Ада обязана Соне жизнью, а Соня Аде - своим счастьем. Так всё удивительно переплелось в жизни. Самое чудесное в жизни Сони - эпистолярный роман с Николаем - Адой. Толстая дарит Соне мечту, сказку («И вот надо же ~ жизнь устраивает такие штуки! - счастьем этим она была обязана всецело этой змее Аде Адольфовне», - иронизирует автор.) В сказке было всё: королева, королевич, живая вода - томатный сок. Однако конец истории трагический, не сказочный. Каждая чёрточка внешности, внутреннего мира Сони противопоставлена чёрточке внешности, внутреннего мира Ады.
А вот судьба Ады.
Чуть моложе Сони. В 33 года она «в своей лучшей форме», теннис, байдарки, поклонники, тут-то и придуман «адский планчик» (каламбур). В 41 году она тоже в блокадном Ленинграде, сын эвакуирован с детским садом, баночка томатного сока спасает ей жизнь. В 90-е Ада - парализованная старуха.
Почему же рассказ не об Аде?(Слово учителя).
Да потому, что самое большое чудо в своей жизни она не заслужила. И не заслужила не потому, что предала любовь, отреклась от неё: «всё ложь, что она всех ненавидит, что Соня - старая дура и лошадь, что ничего не было и что будьте вы все прокляты». И обвинять её в этом сложно. В блокадном Ленинграде не до любви. Но вот Соне же было до любви. Потому рассказ и о Соне. Литература оберегает того, у кого всё отнимается в жизни.
Слово учителя.
Иронии в рассказе предостаточно, литературные ассоциации присутствуют. Заметим каламбур: «адский планчик». Что же ещё? Оксюморон, конечно, оксюморон.
Соня (греч. «премудрость») - «дура» (по тексту). Достоевскому важно было, что «София» означает «премудрость». Не может этого не знать Т.Н.Толстая. Может, этот оксюморон должен помочь нам в художественном осмыслении вопросов жизни и смерти, смысла жизни, итога жизни? Бескорыстие, искренность - высшие ценности, воспринимаемые, к сожалению, как слабость, неприспособленность.
Мотив времени - один из основных мотивов рассказа. («Жил человек и нет его», «время всё съело»). Эти метафоры повторяются дважды: в начале рассказа и в конце. Что же осталось?
Ответ ученика.
Остались имя - память, жизнь другого человека, эмалевый голубок. Ключевая метафора текста «голубков огонь не берёт». В ней смысл произведения. Ещё одна реминисценция: «рукописи не горят» (М.Булгаков). Брошка Сони - её единственное украшение, этот голубок отправлен Аде (она оценила поступок Сони), письма Сони сгорели, голубок - нет. Кстати, платье Ады украшает брошка...
Слово учителя.
Вот такие две разные брошки, две разные судьбы. «Обладая арсеналом модернистской техничности, беспощадной иронией, она возвращает нас в русло проблематики классической русской литературы, продолжает с нею диалог.
Толстая показывает, как мир оживает и обретает ценность, когда на него смотрят глаза любви! Она создаёт своего «маленького человека», пробирается к ядру личности. Произведения Т.Н.Толстой учат великой смелости жить, любить, позволяют прикоснуться к «Душе мира».
Ребята, вы всю жизнь будете искать своё путь к «Душе мира», вспоминая А.А.Блока, Т.Н.Толстую. Возвращаемся к вопросам для самопроверки.
Признаки постмодернизма в рассказе
интертекстуальность оксюморон проблематика
реминисценции ирония русской классической
каламбур литературы:
метафоричность языка внимание к «маленькому человеку», христианские мотивы
Домашнее задание:
Написать рецензию на рассказ Т.Н.Толстой «Соня».
К каким темам русской классической литературы возвращает нас рассказ Толстой?
Как автор относится к своим героям и в чём это проявляется?
3. Попытайтесь определить место Т.Н.Толстой в современной литературе. Литературоведческая справка.
Аллюзия- намёк, отсылка к известному высказыванию, факту литературной, исторической, а чаще политической жизни, либо к художественному произведению. (Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»). Аллюзия рассчитана на обывателя, рядового читателя, не отличающегося глубиной образного мышления. Реминисценция требует достаточно глубоких знаний литературы. Реминисценция - особый вид ассоциаций, которые возникают из личных ощущений читателя, заставляют его вспомнить аналогичный образ, картину. «Дрожащая тварь» Ф.М.Достоевского восходит к Корану. Реминисценция - элемент интертекстуальности.
Литература
«Голубков огонь не берет» // Литература в школе. 2008. №11.
Гордович К.Д. Русская литература конца 20 века. – СПб.: Петербургский институт печати, 2003.
Современная русская литература: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / Под ред. Б.А. Ланина. – М., 2006.