Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Опыт работы ДОУ №4 г.Суздаля по патриотическому воспитанию дошкольников.

Submitted by Анастасия Владимировна Власова on чт, 18/07/2013 - 10:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Власова А.В.
Место работы, должность: 

ДОУ №4 г.Суздаль, старший воспитатель.

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Описание и анализ опыта ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников.</p>

 

 

Опыт  работы  ДОУ  детский  сад  № 4 г.  Суздаля   по  решению  проблемы  воспитания  у  детей  любви  к  родному  краю.

                                                               Власова А.В., старший воспитатель.

 

     В  детском  саду №4  города  Суздаля  уже  5  лет  ведётся  работа по  реализации  программы  «Малая  родина»,  автора  А.В. Власовой.  Программа  нацелена  на  приобщение  дошкольников  к  ценностям  истории,  культуры  и  природы Владимирского  края.

Пояснительная  записка  к  программе  раскрывает  её  актуальность. 

Одной  из  задач  системы образования  является  воспитание  личности, готовой  к  жизни  в  изменяющемся  мире.  От  педагогов зависит,  смогут  ли  дети - будущие  жители  своего  города   (региона)  радостно, содержательно  провести  период  своего  детства и  самореализоваться  в дальнейшем.  Чтобы  научиться  жить  в  постоянно  меняющихся условиях окружающего  мира,  уметь их  прогнозировать,  учитывать,  влиять  на  них,  приспосабливая    к  своим  потребностям  и  интересам,  человеку важно  понять,  что  движет  этими  изменениями.  Для  этого  необходимо  приобщение  к  многообразию  исторической  памяти  своего  народа,  его  культурному  опыту.  Такой  опыт  новое  поколение  сможет сохранить, творчески  переосмыслить  и  на  его  основе  создать  новое.  Осознав  себя  носителем  исторического  сознания,  будущие  граждане смогут обеспечить  себе  достойную  жизнь   на  родной  земле.  Формирование такого сознания  нужно  начинать  уже  с  дошкольного  возраста  через  приобретение  ребёнком  начальных  представлений  о  взаимосвязи,  преемственности  прошлого  и  настоящего.  Ребёнок, научившись  понимать  исторические  закономерности  развития  своего  города,  края,  в  дальнейшем  сможет  прогнозировать  его  будущее  и,  исходя  из  этого,  планировать свою  жизнь.

Программа  предполагает ознакомление  детей  дошкольников  с  историей, культурой  и  природой   своей  «малой  родины»,  как  части   Родины  большой,  т.к.  ценности  небольшого  круга  людей,  живущих  в  определённой  местности  в  определённое  время   являются  одновременно  ценностями  общегосударственными,  общечеловеческими и  общеистори-  ческими.  Особенно  это  заметно  в условиях  городов «Золотого  кольца»,  сохранивших  общерусское  историческое наследие».

   Цели  программы:

Приобщение  ребёнка  к  ценностям  истории,  культуры  и  природы  родного  края.

  Воспитание   эмоционально – положительного  отношения  личности  к  содержанию  исторического,  культурного  и  природного  наследия,  готовности  жить  во  взаимодействии  с ним.

 Формирование  у ребёнка  познавательного  интереса  к  окружающему миру.

Программа  «Малая  родина»  предназначена  для работы  с  детьми  3-7лет. Программное  содержание  предполагает  усвоение  дошкольниками  материала  на  основе  их  собственного  опыта  и  явлений  окружающей  жизни, но  при  этом  требует  от  педагога определённой информированности  в  вопросах  истории,  культуры  и  природы  родного  края. 

Содержание  программы  направлено  на выполнение  задач  Госстандарта  дошкольного  образования: 

- развитие  представлений  о  человеке  в  истории  и  культуре;

-развитие  экологической  культуры  детей;

- развитие  элементарных  естественнонаучных  представлений;

- развитие  в  музыкальной  и  театрализованной  деятельности;

- развитие  в изобразительной  и  конструктивной  деятельности;

- физическое  развитие  и  здоровье;

- речевое  развитие  ребёнка  

и  может  быть    интегрирована  в  любую  комплексную 

программу, осуществляющую  воспитание  и  обучение  в  детском  саду  с  учётом  культурологического  компонента.  Работа  с  детьми  по программе не требует  дополнительных  временных  затрат,  т.к.  планируется  в  рамках  занятий,  развлечений, прогулок, которые  традиционно  проводятся  в  детском  саду.

Задачи  программы  «Малая  родина»  перекликаются  с  «Програмой  развития  образования  Владимирской  области»,  предусматривающей     

«развитие  у  детей  чувства  гордости  за  свою  национальную  культуру,  знание  своей  истории  ощущение  сопричастности  судьбе   своего  народа».

В  соответствии  с  задачами  программы,  её  содержание  предполагает:

 -  освоение  дошкольниками  определённой системы  историко -  культурных  знаний,  представлений,  практических  умений;

-  формирование  психофизических  качеств  и  эмоционально - чувственной  сферы;

-  формирование  социальных качеств;

-  формирование  культуры  познания.

    Основными   принципами  образовательного  процесса,  реалиизующего  программу,  являются:

- учёт  индивидуальности (вкусов,  интересов,  склонностей)  каждого  ребёнка;

- максимальная  реализация  возможностей  ребёнка в  организованной  совместной  деятельности  (познавательной, игровой,  изобразительной, конструктивной,  театрализованной, речевой)  педагога  и  детей;

- использование  методики,  позволяющей  ребёнку  проявить  самостоятельность  и  активность в  добывании  знаний, формировании  представлений,  совершенствовании  приобретённых  умений.

    Выполнение  этих  принципов  даёт  ребёнку  ощущение  раскрепощённости:  он  свободно  общается,  высказывает  свои  мысли, суждения,  полнее  выражает  себя в  деятельности. Благодаря  активизации  деятельности  ребёнка  по  самостоятельному  добыванию  знаний,  у  него  формируется  вкус  к  познанию.

  Основной  формой  образовательного процесса  является  занятие,  организуются  также  праздники,  встречи,  выставки, экскурсии,  походы  и  т.  д.  Педагог  в  работе  с  детьми  использует  такие  приёмы,  как  наблюдение,  показ,  объяснение,  рассказ,  чтение, беседа,  упражнение,  игра, исследование,  эксперимент,  а  также   некоторые  нетрадиционные  приёмы:  придумывание  загадок,  выстраивание алгоритмов,  установление  причинно - следственных  связей,  ретроспективный  взгляд  на  предмет  и  явление,  проблемно- поисковые  ситуации и  вопросы.

Деятельность  на  занятиях  организуется  так,  чтобы   ребёнок  сам

захотел  получить  знания. Для  этого  используется  метод  мотивации:  создание  проблемных  ситуаций,  совместный  поиск  ответов  на  вопрсы,  заданные  самими  детьми,  информирование  детей  о  достигнутых успехах.

Сама  тема  каждого  занятия  представляет  собой  вопрос  проблемно- поискового  характера,  на который  дети в итоге  занятия  находят  ответ.  В  тематическом  плане  занятий  по  программе  указываются:  тема, цель, некоторые  методические  приёмы (которые  могут  изменяться   и  дополняться ),  материал  (примерный,  в  зависимости  от  имеющихся  условий),  литература  (примерная), предварительная  работа,  домашнее  задание, словарь.

Программа  «Малая  родина»  снабжена  авторской  методикой  определения  результатов  её освоения  детьми,  которая  содержит  вопросы и  задания  

( для  детей  5-7  лет),  критерии  включения  детей  в  занятия,  диагностику  уровней  развития  познавательного  интереса, анкету  отношения  к  занятиям,  выявление  частоты  обращения  детей  к  тематике программы  в  свободной деятельности.

 

 Работа с педагогическим коллективом.

 

Задачу ознакомления  дошкольников  с  культурой  своего  края   коллектив  детского сада  считает  особенно  актуальной  в  наши  дни,  когда  интересы  развивающейся  рыночной  экономики  всё  больше  владеют  обществом,  а  общечеловеческие  ценности,  к  числу  которых  относится  национальная  культура,  отходят  на  второй  план.  При  этом  наш  город  Суздаль  и  Владимирский  край  имеют  свою  настолько  богатую  культуру  и  историю,  что на  их  примере  можно  знакомить  детей  с  национальным  культурно -  историческим  богатством.  К  тому  же  Суздаль  в  силу  исторических  причин,  как  ни  один  другой  город  смог  сохранить  культурное наследие,  благодаря  чему  сам является  для  детей  большим  наглядным  пособием.

Учитывая  актуальность  проблемы,  условия  ДОУ  и  заинтересованность  детей,  педагогический  коллектив детского  сада  выбрал  работу  по  воспитанию  у  дошкольников любви  к  родному  краю  в  качестве  основного  направления деятельности. Педагоги  нашего  дошкольного учреждения  имеют  многолетний  опыт  ознакомления  детей с  родным  краем -  Владимиро -  Суздальской  землёй. Идея  опыта  происходит  из  закона  «Об  образовании»,  где  большое  внимание  уделяется  личности  в  современных  условиях  и  учитывается  принцип  этнокультурной  соотнесённости,  региональный компонент.  В учрежде6нии  действует  и  развивается  система  работы  по приобщению  дошкольников  к  культурно- историческому наследию,  в  которой  взаимодействуют  дети,  педагоги  и родители. 

Работа  по  ознакомлению  дошкольников  с  культурой  родного  края  потребовала  от  педагогов  получения  дополнительных  знаний,  расширения  кругозора,  проявления  творчества.  С  целью  приобретения  необходимых  знаний  педагоги  посещали  занятия  клуба  «Суздаль»  на  которых  слушали  лекции  сотрудников  Владимиро -  Суздальского  музея- заповедника  на  темы:

Суздальская  земля  в  9-10  веках  (финно -  угорские  племена,  заселение  славян,  ремёсла ).

Расцвет  Суздальской  земли  в  11-12  веках (Суздаль  в  составе  Ростово – Суздальского  княжества,  самостоятельное  правление  Юрия  Долгорукова, белокаменное  зодчество,  возникновение  Владимиро - Суздальского  княжества ).

Суздаль  в  13-14  веках (монголо - татарское  нашествие,  возникновение  Суздальско -  Нижегородского  княжества,   основание  монастырей,  расцвет  ремёсел, каменное  монастырское  строительство).

Суздаль  в  составе  Московского  государства,  15-16  века (Суздаль в годы  польско -  литовской  интервенции. Князь  Д. Пожарский - герой  русской  земли).

Суздаль  в  17  веке (земельные    владения  монастырей,  посадская  реформа,  развитие  ремёсел,  каменное  строительство).

Суздаль  в  18 веке (развитие  торговли,  промышленности, посадское  каменное  строительство).

Суздаль  в  18-19  веках (организация  образовательных  учреждений,   ремёсла,  промышленность,  сельское  хозяйство,  развитие  огородничества,  события  17  года).

Современный  Суздаль.  (Суздальский  музей  и  охрана  историко-  культурных  памятников.  Туристическая  индустрия. Охрана  памятников  природы. Промышленность  и  сельское  хозяйство).

    На занятиях  клуба педагоги  обменивались  опытом  работы  по  воспитанию  у  дошкольников  любви  к  родному  краю,  обсуждали  методику  работы  в данном  направлении,  делились  своими  педагогическими  находками.  Ценным  в  педагогическом  отношении  был  признан  опыт  воспитателя  Власовой  А.В.,  которая  разработала  систему  работы  по  ознакомлению  дошкольников  с  родным   краем  и  составила   60  конспектов  занятий  с  детьми.

В  ДОУ  подобран и  изготовлен  справочный  и  наглядный  материал,  который  педагоги  могут  использовать  в  своей  работе.

Сами  воспитатели  собрали  произведения  суздальских  поэтов  о  родном  городе  и  оформили  альбом  «Суздальская  муза».  Оформлен  также  альбом  «Летопись  детского  сада  №4  «Теремок»  где  отражена  история   дошкольного  учреждения.  Создан «Толковый  словарь   для больших  и  маленьких»,  в  котором  объясняются  слова,  непонятные  детям  (эти  слова  встречаются  в  рассказе  воспитателя  об истории  и  культуре  края),  причём  кроме  словесного  объяснения  в  словаре  имеется  рисунок.  Также  в  ДОУ  красочно  оформлен  справочный   и  наглядный  материал  на  темы:  «История  русского  костюма»,  «Секреты  русской  кухни»,  « Семейные  и  календарные  праздники  жителей  Владимиро - Суздальской  земли»,  «Владимиро-Суздальский  фольклор»,  «Трудовой  природный  календарь  владимиро - суздальских  земледельцев», «Ремёсла  и  художественные  промыслы  Владимиро -  Суздальской  земли», «Русская  народная  игрушка» и  т. д.

В  настоящее  время  педагоги  ДОУ  имеют  значительный  багаж   знаний     по  истории  и  культуре  родного  края и  богатый  опыт  практической  работы  с  детьми.

   Задача  воспитания у детей  любви  к  родному  краю  ежегодно   отражается  в  годовом плане  работы  ДОУ.  Решается  задача  в  форме  организации  различных  методических  мероприятий: педсоветов,  семинаров,  семинаров - практикумов,  консультаций, открытых  просмотров. Выявляется, изучается,  обобщается и  внедряется  передовой  педагогический  опыт  педагогов  ДОУ  по  проблеме  воспитания у  детей  любви к  родному  краю. За  последние  5  лет  были  проведены: педсовет  на  тему  «Внедрение  программы  «Малая  родина»  в  образовательный  процесс  ДОУ.  На  педсовете  решались  вопросы:

1. Проблемы  планирования  работы по  ознакомлению дошкольников  с  родным  краем   в  разных  возрастных  группах.

2. Как  сделать занятия  по  ознакомлению с  историей,  культурой  и  природой  родного  края  интересными?

3. Использование    учебно -  дидактического  и  наглядного  материала     в  работе  по  ознакомлению  с  родным  краем  и  создание  « краеведческих  уголков» в  группах  ДОУ.

4.Интегрирование  содержания программы «Малая родина» в  образовательную  программу  ДОУ.

    Были  проведены  консультации:  «Работа  с  родителями  по  проблеме  воспитания  у  детей любви к  родному  краю», « Преемственность   мастеров  прошлого  и  настоящего  в ремёслах  Владимиро - Суздальской  земли»,   

 «Ознакомление   дошкольников  с   жизнью  замечательных  людей -  земляков»,  «Организация  и  проведение  экскурсий  по  городу  и  музею»,  «Методы и  приёмы  ознакомления  дошкольников  с  природой  родного  края».

Теоретические семинары проводились  на  темы: «   Организация   праздников  и развлечений  для  детей   в  процессе    освоения программы  «Малая родина»,  « Методы  выявления  знаний,  умений  и  представлений  детей,  полученных  в  результате   освоения   программы «Малая  родина»,  «Формы,  методы  и  приёмы  приобщения  детей  к  древнерусскому   искусству».

Тематика  семинаров -  практикумов  была  такой:  «Использование  традиций  и  приёмов  художественных  промыслов  Владимиро - Суздальского края  в изобразительной  и  конструктивной  деятельности  детей»,  «Ознакомление  дошкольников  с Владимиро - Суздальским фольклором», «Использование игрового  метода  в  работе  по  ознакомлению  детей с  родным  краем», «Средства  активизации  познавательной  деятельности  детей  в  процессе  ознакомления  с родным  краем».  Проводились  также  и  другие  мероприятия. См.  приложение  №6.

Проводились  открытые  просмотры  занятий  по  темам  ознакомления  с  родным  краем  детей  разных возрастных  групп.

    Работа  с  педагогическим  коллективом  в  период  создания условий   для  реализации  программы «Малая  родина»  заключалась  в  следующем:

-  Осмысление  актуальности  и  перспективности  работы  по  ознакомлению  дошкольников  с  родным  краем.

-  Изучение    педагогическим  коллективом  своего  потенциала.

-  Сбор  и  изучение  научной  и  методической  литературы,  справочного  материала.

-  Изготовление  дидактических  и  методических  пособий.

- Освоение  содержания,  форм,  методов,  приёмов  работы по  ознакомлению  детей  с  родным  краем.

-   Освоение  методики  выявления  результатов  работы.

-  Апробация  и  корректировка  программы.

- Создание  детского  краеведческого  музея,  активно  действующего  в  образовательном  пространстве  города.

Коллектив  детского сада  организовывал  как  внутрисадовые  мероприятия,  так  и  работу  для  педагогов  города.

 

  Содержание, формы, методы и приёмы работы.

 

     Система  ознакомления  дошкольников  с  культурой,  историей  и  природой   родного  края,  созданная  в  детском саду  №4,  предполагает  поэтапное  вхождение  ребёнка  в  данную  сферу. Подготовительным  этапом  знакомство  малышей  ясельных  групп  с  русским  народным  творчеством.  Затем   дошкольники  приобретают  доступные  знания и представления   о  Владимиро - Суздальском  крае  на  занятиях,  объединённых  для каждого  возраста в единый тематический  цикл.

Во  второй младшей  группе  это  тема  «Сказка»,  которая  является  стержневой,  так как  через  русскую  народную  сказку малыши  знакомятся  с  русским  бытом,  нравственными  идеалами,  традициями.  В  средней  группе  - тема  «Семья», в  которой  из  занятия в  занятие  переходит  рассказ  о  жизни  семьи:  братца Ванечки, сестрицы  Машеньки, матушки  Алёны,  батюшки  Семёна,  бабушки  Матрёны,  дедушки  Егора,  знакомит  детей  с  родственными  и  трудовыми  взаимоотношениями,  бытом  русского  народа.  В  старшей  группе  дети  осваивают  тему «Дом», в  которой  единство  содержания  основано  на  отношении  человека  к  жилищу,  начиная с  постройки  дома.  Дошкольники  знакомятся  с  народными  ремёслами,  которыми  люди  занимались,  чтобы  обустроить  своё  жилище,  а  также  с  обрядами,  отражающими  отношение  к  жилищу. В  подготовительной  к школе группе  дети  осваивают  тему « Малая  родина»,  в  которой  сведения,  полученные  в  более  младшем  возрасте  конкретизируются  в  знания  о  культуре  и  истории  родного  края.  Тема  включает  ознакомление с  искусством  древним  и  современным,  ремеслом,  бытом,  традициями  жителей  Владимиро - Суздальской  земли,  её  знаменитыми  людьми,  промышленностью. Также  в  тему  включены  разделы  «Суздальский  музей  и  охрана  памятников  старины»,  «Суздаль  -  центр  туризма».  Во  все  темы,  осваемые  детьми,  входят  занятия  по  ознакомлению  с природой родного  края  и  фольклором).

  

                  Тематика  занятий. 

                   2-я  младшая  группа.

1. «Собираем  урожай»  (Знакомство  с  овощами  и  фруктами).

2.  «Наш  детский  сад  «Теремок».  (Знакомство  с  детским  садом).

3..  «В гости к  нам  пришли матрёшки».(Знакомство  с  русской  народной  игрушкой).

4. « Я  пеку,  пеку, пеку». (Знакомство с  блюдами  русской  народной  кухни  из  муки,  старинной  посудой).

5.  «Петрушка  в  гостях  у  малышей». (Развлечение  по  мотивам русских  народных сказок).

6. «Полосатый  коврик».(Знакомство  с рукоделием).

7.  «Домик  из  брёвен». (Знакомство с  деревянной  постройкой».

8. «Украсим  домик». (Знакомство с  деревянной резьбой).

9. «Кто  живёт  в  суздальском  лесу?». (Знакомство с  дикими  животными).

10. « К  нам гости  пришли». (Развлечение  по  мотивам  святочных праздников).

11.. «Говорящая посуда». (Знакомство с  глиняной  посудой».

12. «Птички». (Знакомство с глиняной  игрушкой- свистулькой).

13. «Как у  нашей  Маши  полон  двор  скотины». (Знакомство  с  домашними  животными).

14..  « Прощай,  масленица». (Посещение  праздника  в старшей      группе).                      

15.  «Заинька,  выходи». (Развлечение  по  мотивам  народных  хороводных  игр).

16. «Сундучок». (Знакомство  с  русским  костюмом».

17.  «Красивое  полотенце». (Знакомство с рукоделием).

18.  «Разные  куколки». (Знакомство с  русской  народной  игрушкой).

19. «В  гостях  у  бабушки». (Знакомство   с  предметами  народного  быта).            

20. «Полосатый  коврик». (Знакомство  с рукоделием).

21. «То  берёзка,  то  рябина». (Знакомство  с  деревьями,  растущими  на  участке  ДОУ).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                          

                                  Средняя группа.

1.«Знакомьтесь: Ваня  и Маша». (Знакомство  с  семейными  взаимоотношениями   и  традициями).

2.«Какие  овощи  и  фрукты  выращивают  суздальские  жители?». (Знакомство  с традициями  огородничества».

3.«Плошки для  матрёшек». (Знакомство с русской народной  посудой).

4.«Возле  нашего  крыльца  посадили  деревца». (Знакомство  с  деревьями,  растущими  на  улицах Суздаля).

5. «Осень  в  суздальском  лесу». (Знакомство с  природой  родного  края).

6.«Новый домок - теремок». (Знакомство с  деревянной  жилой  архитектурой).

7.«Наша  улица».  (Знакомство с  улицей,  на  которой  находится  детский  сад  и  живут  дети).

8. «Что  умеет  печка?». (Знакомство  с  предметами  русского  быта).

9. «Накрываем  на  стол». (Знакомство с предметами  быта,  русской кухней  и  традициями  гостеприимства).

10. «Подарки  малышам». (Знакомство  с русской народной  игрушкой).

11.«Бабушкин  сундук». (Знакомство  с  русской  народной  одеждой,  рукоделием».

12. «Святки». (Фольклорный  праздник).

13. «Украсим  одежду  узорами. (Знакомство  с  традициями  в  украшении  народного  костюма).

14.«Вещи -  помощники». (Знакомство с  предметами  народного  быта-  инструментами).

15. «Смех  да  веселье». (Знакомство  с  народными  играми,  музыкой).

16.«В гостях  у  мастеров». (Знакомство  с  ремёслами: кузнечным, гончарным).

17.«Широкая  Масленица». (Посещение  фольклорного  праздника  в  подготовительной  к  школе  группе).

18. «Украсим  комнату  старинными  вещами». (Знакомство  с  интерьером,  предметами  народного  быта).

19. «Посиделки». (Фольклорный  праздник).

20. «Украсим  платок  узорами». (Знакомство с  рукоделием).

21. «Встречаем  весну». (Фольклорный  праздник  по  мотивам  весенних  календарных  обрядов).

22. «Войдём  в  старинный  дом». (  Ознакомление с  предметами  народного  быта).

23.«Хочешь  есть  калачи - не  сиди  на  печи». (Знакомство  с  трудом  земледельца).

24.«Где  работают  папы и  мамы?». (Знакомство  с  трудом взрослых).

   

 

                           

                          Старшая  группа.

  1. «Праздник урожая  на  суздальской  земле».
  2. «Первые  постройки  жителей Суздаля».
  3. « Строим  дом  из  брёвен». 
  4. «Украшаем  дом  резьбой».
  5.  « Суздальские  мастера».
  6. «Покупки  в  новый  дом на  ярмарке».  (Развлечение).
  7. «Кухня  и  кухонная  утварь».
  8. «Дом  и  двор».
  9. «Смастерим  сами  (мебель, посуда, утварь).
  10. «Блюда  русской  кухни».
  11. «Новоселье». (Развлечение).
  12. «Наряды  для Маши  и   Вани».
  13. «Рукоделие».
  14. «Сделаем  малышам  старинные  игрушки».
  15. «Святки». (Праздник).
  16. «Хлеб -  всему  голова». (Развлечение).
  17. «Суздаль -  наш  город  старинный».
  18. «Наша  речка -  невеличка  Каменка».
  19. «Народная  музыка».
  20. «Народные  игры».
  21. «Животные  нашего края».
  22. «Растения  нашего  края».
  23. «Знатоки  родной  природы». (Викторина).
  24. « Масляная неделя». (Праздник).
  25. «Как  мы  раньше  жили-  были?».(Викторина).
  26. «Праздник  праздников  Пасха».
  27. «Суздальцы -  защитники родной  земли».
  28. «Деревянное  зодчество (жилые, хозяйственные,  культовые  постройки).
  29. «Троица». (Праздник).

     30.  «Знаменитые  люди   нашего  города». 

 

               Подготовительная  к  школе  группа.

  1. «Хочешь  ли  ты  лучше  узнать  свой край?».
  2. «Что  было,  когда  не  было  города?».
  3. «В  каких  домах  жили  в  старину?».
  4. «Как  нам  найти  в  современном  городе  старинный  город?». (Экскурсия),
  5. «Как  нам  сделать  макет  старинного  Суздаля?».
  6. «Где жители  старинного  города  брали  продукты  и  вещи?».
  7. «А  мы  смогли  бы  стать  мастерами?».
  8. «Что мы  увидим,  побывав  на  торговой  площади?». (Развлечение).
  9. «Как наши предки  отмечали  праздник  урожая?».
  10. «Как   суздальские  жители  научились  строить  из  камня  и  что  они  строили?».
  11. «Как  люди  украшали  белокаменные  храмы?»,
  12. « Сможем  ли мы  изготовить  карту  Суздаля?».
  13. «Почему  монголо – татары  завоевали  нашу землю, а  потом  русские  люди  победили  врагов?»,
  14. «Что  такое  монастыри,  как  их  строили  и  как  в  них  жили?».
  15. «Что  мы  увидим,  побывав  в Спасо -  Евфимиевом  монастыре?».
  16. «Что  такое  икона  и  как  работали  мастера-  иконописцы?».
  17. «Какими  были  старинные  книги и  о  чём  в  них  писали?».
  18. «Что  изготовляли  златомастера  и  как создавалось  «золотое»  шитьё?».
  19. «Каким  был  древний  храм  внутри?  Что  такое  фреска?».
  20. «Кто  такой  князь  Пожарский  и   чем  он  прославил  Суздальскую  землю?»,
  21. «Какой  была старинная одежда  и  обувь  и  как их  изготовляли?».
  22. «Где  в  старину  готовили  еду  и  какой  была  кухонная  утварь?».
  23. «Что  пекли  и  варили  в  старину  и  как встречали  гостей?».
  24. «Что  такое рукоделие  и  каким  оно  было  в  старину?»,
  25. «Чем  в  старину  дети  играли?»,
  26. «Что  мы  увидим  в  Посадском  доме?». (Экскурсия).
  27. «Как  нам  самим  изготовить  старинные  предметы?».
  28. « Как  наши  предки  отмечали  зимние  праздники: Рождество, Святки, Крещение?».
  29. «Как  веселились  люди,  отмечая Рождество  и  Святки?».( Праздник).
  30. «Что  мы  увидим  и  узнаем, если  совершим  путешествие  в  город  мастеров?». (Развлечение).
  31. «Какие  мастера  живут  на  Владимиро-Суздальской  земле  сейчас?»
  32. «Как  нам  самим  изготовить  суздальские  сувениры?».
  33. «Что  мы  продаём  в  суздальской  сувенирной  лавке?» (Развлечение).
  34. «Почему  так  много   разных церквей  на  старых  улицах  Суздаля?».
  35. «Что  будем  делать  на  посиделках?» (Фольклорный  праздник).
  36. « Как  земледельцы  работали  по  народному  календарю  примет?».
  37. «Какие  знаменитые  люди  жили  в  нашем  городе?».
  38. «Какие  стихи  сочиняли  суздальские  поэты  о  родном  городе?». (Музыкально - поэтическая  композиция).
  39. «Как  отмечали  наши  предки  весенние  праздники: Масленицу, Сорок  Сороков,  Егорьев  день?».
  40. «Как  мы  изобразим  в  рисунках  красоту  родного  города?».
  41. «Что  мы  можем  узнать  о  городах -  соседях  Владимире  и  Боголюбове?».
  42. «Как  и  где  в  древнем  Суздале  учились дети?».
  43. «Есть  ли  в  Суздале  заводы  и  фабрики?».
  44. «Как  наши  предки  отмечали  Пасху?».
  45. «Как  работают  сотрудники  Суздальского  музея  и  как  они  охраняют  памятники  старины?».
  46. «Как  и  кто  в  Суздале  заботятся  о  туристах?».
  47. «Как  и  кто  охраняет  в  Суздале  природу?».
  48. «Что  мы  увидим,  побывав  в  Кремле?». (Экскурсия).
  49. «Как  Суздальцы  защищали  свой  край  от  врагов?».
  50. «Что  мы  увидим  в  музее  деревянного  зодчества?».
  51. «Знаешь  ли  ты  свой  город?». (Викторина).
  52. «Знаешь  ли ты  природу  родного  края?». (Викторина).
  53. «Каким  будет Суздаль  в  будущем?». (Создание  и  защита  проекта).

 

Работа  по  ознакомлению  детей  с  историей,  культурой  и  природой  родного  края    тесно  связана  с  задачами  умственного,  нравственного, физического, трудового  воспитания,  которые  решаются  в  разных  видах детской  деятельности:  игровой,  речевой, изобразительной,  конструктивной,  театрализованной,  трудовой.

  Педагогический  коллектив  ДОУ,  работая  в этом  направлении,  поставил  перед  собой  следующие  задачи:

-  Сообщать  детям  знания  о  родном  крае  с  учётом  возрастных  возможностей  дошкольников.  Учить  детей  анализировать,  сравнивать,  обобщать  то,  что  они  видят  в  окружающей  жизни  и  узнают  из  рассказов  взрослого.   Развивать  у  детей  любознательность,  вызвать  интерес к  познанию  прошлого  и  настоящего    своего  края.   Совершенствовать  образное  о  логическое  мышление  детей  за  счёт  наблюдений  и  усвоения  доступных  знаний. 

-  Развивать  речь  детей путём  обогащения словаря,  формирования  грамматически  правильной  связной  речи в  процессе  занятий  по  ознакомлению  с  родным  краем.

- Воспитывать  интерес  к  различным  видам  искусства,  развивать  чувство  прекрасного.  Учить  детей  эмоционально воспринимать   окружающее  с  помощью  художественного  слова,  музыки,  изобразительного  искусства,  природы.  Обогащать  и  стимулировать  детское  художественное  творчество  посредством  ознакомления с  искусством  родного  края.

-  Включать  в  деятельность  с  детьми  работу  по  физическому воспитанию:  знакомить  детей  с  народными  подвижными  и  спортивными   играми,  организовывать  экскурсии  и  походы  по интересным  местам  города.

 Дать  детям  представления  о  труде  их земляков  в прошлом и  настоящем. Воспитывать  уважение  и  бережное  отношение  к  ценностям,    созданным  трудом людей.    

-  Воспитывать  у  детей  желание  и  умение  объединяться  для  совместных  занятий, оказывать друг  другу  помощь. Воспитывать  нравственные качества  детей  на  исторических  примерах. Во  время  проведения  экскурсий  по  достопримечательностям  города  закреплять  у  детей  навыки  поведения  в  общественных  местах.

-  Организовывать  мероприятия  при  активном  участии  всех  субъектов  педагогического  процесса:  детей, педагогов, родителей.

-  В  работе  по  ознакомлению  с  родным  краем  учитывать  желания,  интересы,  склонности   и  индивидуальные  особенности  детей ,  чтобы  обеспечить  свободное развитие личности  каждого ребёнка.

    Таким образом,  содержание  работы с детьми  по  ознакомлению  с родным  краем  включает:

искусство (архитектура,  живопись, изобразительное  шитьё, декоративно- прикладное искусство, искусство  оформления рукописной  книги,  музыка );

ремесло (утварь,  посуда,  рукоделие,  народная  игрушка,  одежда);

быт (праздники, обряды, народная  кухня);

природа  (растительный  и  животный  мир,  природные  ресурсы,  крестьянский  труд,  народный  календарь,  охрана  природы);

фольклор  (народные  игры,  песенки,  потешки,  сказки,  поговорки,  пословицы,  скороговорки,  былины);

современная  жизнь  края  (знаменитые  люди, предприятия,  охрана  памятников  истории и  культуры, учебные  заведения,  деятельность  музея, туристическая  индустрия, современные     народные  промыслы).

      Обширный  научный  материал  становится  доступен и  понятен  дошкольникам  благодаря  его обработке  и  адаптации  к  детскому  восприятию,  а  также  использованию  при  его  подаче  разнообразных  форм, методов  и  приёмов.  Практикуются  такие  формы  занятий,  как  экскурсия, развлечение,  праздник,  концерт,  спектакль,  конкурс,  викторина. Часто  эти  формы  сочетаются  в  одном  занятии. Большое  внимание уделяется  закреплению    знаний  и  выражению  впечатлений,  полученных  детьми,  в  разнообразной  деятельности:  изобразительной, конструктивной,  театрализованной,  игровой,  трудовой, речевой.

Разработанные  для  каждой  возрастной  группы  тематические  планы основаны  на  принципах  дидактики, соориентированы  по   исторической  хронологии,  согласованы  с  календарём. Для  каждого  занятия  подготовлен  примерный  конспект  с  указанием  целей;  рекомендаций  к  методике проведения;  предварительной,  индивидуальной  и  словарной  работы;  деятельности  вне  занятий.  Планируется  также  материал  и  литература  к  занятию  и  примерный ход  занятия.  Иногда  предусматривается  домашнее  задание,  которое  дети  выполняют вместе  с  родителями.       

        В   качестве  методов  и  приёмов  используются  преимущественно такие, которые  позволяют  повысить  интерес  детей  к   занятию  и  их  познавательную  активность.  Это  вопросы  к детям проблемно- поискового  характера,  помощь  в осознании  смысла  слов и выражений, сравнение  прошлого  и  настоящего с  опорой  на жизненный  опыт  дошкольников,  предложение  детям  разных версий  и  вариантов  для  формулировки  собственного  суждения,  объяснение  происхождения  названий, использование  моделей (карт, схем, планов, символов) и их  изготовление детьми,  составление  исторических  алгоритмов,  установление  причинно- следственных  связей  и  т.  п.  Практикуется  создание  педагогом  ситуаций  успеха,  помощи  персонажу,  а  также  игровых  и  проблемных  ситуаций.  Часто  на  занятиях   детям  предоставляется  возможность  проявить  творчество:  нарисовать,  вылепить,  склеить, сконструировать,  сочинить.  Большой  интерес  у  старших  дошкольников  вызывает  создание  и  защита  проекта   «Суздаль  в  будущем».

На занятиях  педагоги  используют  художественное  слово, 

музыку,  разнообразный  наглядный  материал.

 

Образовательная предметная среда.

 

Для  занятий  и  свободной  деятельности  детей  в  каждой  группе  и  педкабинете   подобран    и  изготовлен  разнообразный  материал.  Это  литература, подборки  текстов,  иллюстрации,  фотографии,  предметы,  дидактические  игры  и  пособия,  атрибуты  для  сюжетно - ролевых  игр  и  драматизаций,  продукты  детской  деятельности. Основной  материал, постоянно  используемый  педагогами  для  работы  по  воспитанию  у  детей  любви  к  родному  краю,  сосредоточен  в  детском  краеведческом  музее   «Малая  родина».

Начало  коллекции  музея  положили  экспонаты,  собранные  и  созданные  педагогами,  родителями  и  детьми  в  процессе  трёхлетней   деятельности   ДОУ,  направленной  на  ознакомление  дошкольников с  родным  краем.  Это  предметы  народного  быта;  памятники  культуры  подлинные  и   представленные  в  муляжах,  макетах; иллюстрации,  карты,  схемы;  литература  научная  и  художественная,  детская; аудио  и  видеозаписи,  фотографии;  дидактические  игры  и  пособия;  образцы   детского  творчества.

Благодаря   наличию  свободного  помещения,  создатели  музея  получили  возможность  разместить  материал в  хронологической  системе в  соответствии  с  основными   периодами   истории  Суздальского края:

  1. Расселение  славян  на  территории  ополья  и  постройка  города.
  2. Расцвет  ремёсел  на  суздальской  земле.
  3. Белокаменное зодчество.
  4. Монголо- татарское  нашествие,  строительство  монастырей.
  5. Искусство  Суздальской  земли:  архитектура, живопись,  декоративно-  прикладное  искусство, древняя книга.
  6.  Суздаль  купеческий:  посадское  строительство, быт  и  занятия   горожан.
  7. Деревянное  зодчество,  земледелие, крестьянский  быт.
  8. Суздальский  музей,  охрана  памятников,  туризм.

  Ежегодно  в  музее  располагаются  временные  выставки: «Родная  природа»,  «Суздальцы -  защитники  отечества», « Народная  игрушка»,   « Большие  и  маленькие  мастера».

В  музее  также  предусмотрено  пространство  для  детской  деятельности,  куда  помещён  соответствующий  материал:

в  раздел  «творческая  мастерская»  -  рисунки, поделки  детей и  материал  для  их  создания;

в  раздел  « игротека» -  дидактические  игры;

в раздел   « исторический  театр»  -  костюмы,  маски.

  Весь  материал  в  группах  и  в музее  всегда  находится  в  свободном  распоряжении   детей,  что  способствует  активизации  их   познавательной  деятельности  на  занятиях  и  вне   занятий.

Детский  краеведческий  музей «Малая  родина»  по  замыслу своих  создателей    призван  выполнять  не  только  показывающую,  но  и  воспитывающую, объединяющую функцию.  С этой  целью   педагогом  детского сада  №4   Власовой  А.В.  был  разработал  проект    

«Использование  детского  краеведческого  музея  «Малая  родина» для  воспитания  и  развития  дошкольников  и  младших  школьников  города Суздаля». Из  названия  понятно,  что  музей  предназначается  не  только  для  воспитанников  детского  сада  №4,  но  и  для  других  детей,  живущих в  Суздале.  В  проекте  раскрываются  условия  его  возникновения  и  становления,  актуальность и  перспективность, теоретическая  база, новизна,  ведущая  педагогическая  идея, концепция,  проблемы  и  задачи,  идеи, технология  (организация,  методы  и  приёмы,  формы), результат,  адресная  направленность.

В  проекте  предусматривается  следующая  деятельность,  которая  организуется  музеем:

1. Проведение  занятий. 

2.  Материал  «Игротеки».

3.  Репертуар  «Исторического  театра».

4.  Встречи  клуба  «Семейный  досуг».

5.  Просветительская и  пропагандистская  деятельность. 

       В  детском  саду  № 4  разработано и  принято  на  педагогическом  совете  Положение  о  детском  краеведческом  музее  «Малая  родина». Для  детей  разработаны циклы  экскурсий  по  экспозиции  и  выставкам  музея  в соответствии  с  возрастом.

При  общении  с  детьми,  посещающими  музей,  педагоги  стараются  вести  диалог,  используют  интерактивные  методы.

Неслучайно  в  музее  нет  табличек -  это  побуждает  детей  задавать  вопросы.  Педагоги  вовлекают  детей  в  активную  деятельность  с  музейными  экспонатами,  поэтому  правило  поведения  в  музее:  «Пожалуйста,  трогайте!».  Музей  в  своей  работе  сотрудничает  с  образовательными  и культурными  учреждениями  города: ДОУ,  школами, учреждениями  дополнительного  образования, суздальским  музеем, библиотекой,  домом  культуры.

Таким  образом,  детский  краеведческий  музей  «Малая  родина»  призван  осуществлять  взаимосвязь,  взаимодействие и  преемственность  образовательных  и  культурных  учреждений,  представляющих  образовательное  пространство  города, а  также  дошкольников,  младших  школьников,  педагогов  и  родителей  в системе  работы  педагогического  коллектива  детского  сада  №4 по  патриотическому  воспитанию.

 

 

Взаимодействие с родителями.

 

Работа  с родителями  по  проблеме  ознакомления  детей с родным  краем  предусматривает  следующие  этапы:                  -  Выявление  родительских  пожеланий  и  заинтересованности  в  получении  детьми  знаний о родном  крае.

- Предложение родителям  задачи  ознакомления  дошкольников  с  историей,  культурой  и  природой  родного  края,  как  приоритетного  направления  деятельности  ДОУ.

-Повышение уровня  знаний  и  педагогической  компетентности  родителей  в  вопросах  ознакомления детей  с  родным  краем.

- Организация  совместной деятельности родителей  и  учреждения.

-  Создание  коллектива  единомышленников.

 В  соответствии  с  данными  этапами,  работа  по  воспитанию  у детей  любви  к  родному  краю в  ДОУ ведётся  в  тесном  контакте  с  родителями,  которые  приглашаются  на  занятия,  участвуют  в  подготовке и  проведении  праздников,  конкурсов,  концертов,  экскурсий. Так, совместно  с родителями  проводятся занятия  «Блюда русской  кухни»,  «Выставка -  продажа  суздальских  сувениров»,  « Люблю тебя,  мой  край  родной» ( концерт),  и  др.

Родителям  предоставляется  литература  и  справочный  материал  по  истории  и  культуре  Суздаля,  консультации  и  рекомендации  по  воспитанию  у  детей  любви  к родному  краю.  Вот  темы  некоторых  из  них: «Не  забывайте  народные  игры», «Рецепты  русской  народной  кухни  для  детей», «Прогулки  с  ребёнком  по  Суздалю», «Смастерим  народную  игрушку», «В  старину  делали так», « Народный  лечебник», « Советы  суздальского огородника»  и  др.

Консультации,  рекомендации,  советы  родителям  по  ознакомлению  ребёнка  с  родным  краем  даются  в  индивидуальных  беседах,  на  родительских  собраниях,  помещаются  в родительские  уголки.

Родители  привлекаются к  работе  над  проблемой  воспитания  у  детей  любви  к  родному  краю  посредством  выполнения   с  ними  домашних  заданий,  которые  предусмотрены в содержании  занятий.

Большую  помощь  родители  оказывают  в  сборе  предметов  народного  быта.

      

  

Определение результатов освоенности детьми программы «Малая родина».

  

            Для  определения  результатов  работы  с  детьми  в  детском  саду   разработана  определённая  методика.  С целью  определения  у  дошкольников  степени  освоенности  системы  знаний,  представлений,  практических  умений  используются   поисковые  вопросы   специальные  задания,  поисковые  ситуации,  дидактические  и  творческие  игры.  Педагог  изучает  продукты  детской  деятельности,  наблюдает  за  детьми  на  занятиях  и  в  свободной  деятельности. 

Педагоги  выявляют  представления  об  истории,  культуре  и  природе  родного  края,  предлагая  им   кратко  ответить  на  вопросы,  являющимися  названиями  тем  занятий (см.  тематический  план).  При  этом  используются  вспомогательные  таблицы,  на  которых  в  виде  символов  изображены  сведения  по  данной  теме.  Для  определения  практических  умений,  приобретённых  детьми,  педагог  предлагает  им  выполнить  некоторые  задания  из  числа  «домашних  заданий».

Кроме того,  педагоги   выявляют степень  включённости  детей  в  занятия   и  уровень  развития  познавательного  интереса.  Старшим  дошкольникам  предлагается  устная анкета,  выявляющая отношение  к  занятиям,  по  результатам  наблюдений  педагоги  заполняют  таблицу, которая  даёт  возможность  увидеть,  отражают  ли  дети  свои  знания,  опыт,  впечатления  в  свободной  деятельности  и  как  часто  они это  делают. Результаты  выявления  степени  освоения  программы  фиксируются.  Однако  не  все  показатели  освоенности  программы  можно  количественно  измерить.  Как  узнать,  например,  любит  ли  ребёнок  свой  родной  край?  С  этой  целью  используются  индивидуальные  доверительные  беседы,  в  ходе  которых  педагог  выясняет  отношение  ребёнка  к  своей  малой  родине.  При  этом  педагога  интересует,  сознаёт  ли  ребёнок  неповторимость  и  уникальность  родной  земли,  видит  ли  значимость  своего  вклада  (в  настоящее  время  и  в  будущем)  в  процветание  родного  края,  или  считает,  что  жить  в  Суздале  не  интересно  и  лучше  уехать.   

Педагоги  детского  сада  во  всех  возрастных  группах  ведут  «Дневники   наблюдений»,  в  которых  в  свободной  деятельности  фиксируются  все  наблюдения  за детьми  в  процессе  работы  по  воспитанию  у  них   любви  к  родному  краю.

Выявленные  результаты  тщательно  анализируются,  выявляются  их  причины,  делаются  выводы  и  намечаются  планы  действий  на  будущее,  проводится  корректировка  содержания  и  методики  работы.

        За  годы  деятельности    ДОУ   в   направлении   воспитания  у  детей    любви  к  родному  краю,  коллективом  детского  сада  достигнуты  значительные  успехи. 

 Педагоги  проявляют  интерес  к  данному  направлению  работы  и  совершенствованию  педагогического  процесса  с  целью  ознакомления  дошкольников  с  историей,  культурой  и  природой  родного  края.  Поэтому   они   постоянно  совершенствуют  свои  теоретические  знания  исторического  и  культурного  наследия  Владимиро-Суздальской  земли,  а  также  знания  методики   ознакомления  детей   с  родным  краем.

Детский  сад  №4,  осуществляя  краеведческую  работу,  поддерживает  связь  с  культурными  и  образовательными  учреждениями  города,  организует мероприятия  для   педагогов.

В  ДОУ создан  детский  краеведческий  музей,  активно  действующий  в  образовательном  пространстве  города.

     Работа  по  основному  направлению  деятельности  ведётся  в  тесном  контакте  с родителями,  которые осознают  значимость  знаний  и  умений  детей,  приобретаемых  в  процессе   их  ознакомления  с  родным  краем  для  дальнейшей  учёбы  и  жизни.

Поэтому  родители  принимают  активное  участие  в  работе  детского  сада:  помогают  в  организации  мероприятий  и  сборе  материала,  закрепляют  знания  и  умения  детей.  Для  этого  родители  повышают  свой  интеллектуальный  уровень  и  педагогическую  компетентность  под  руководством  педагогов.

    В  результате   умело   запланированной  и  организованной  работы,  осуществляемой   в   чёткой  системе,  у  детей  формируется  устойчивый  интерес  к  истории,  культуре  и  природе  родного  края,  воспитывается  любовь  к  своей  малой  родине,  появляется  желание   сделать  родной  край  ещё  красивее  и    богаче.  Приобретённые детьми  знания  и  умения  превышают  требования  государственного  образовательного  стандарта.

У  выпускников  детского  сада  №4  в  период  их   обучения  в  школе  учителя  отмечают  высокий  уровень  познавательного  интереса,  знаний  и  умений  по  краеведческому  направлению. Многие  выпускники  ДОУ продолжают  обучение  в  краеведческих кружках.  Таким  образом,  в  краеведческой    работе  детского  сада№4,  школы  и  учреждений  дополнительного  образования  осуществляется  преемственность.

В  ДОУ  детский  сад  №4  создан  коллектив  единомышленников, 

объединенных  целью  воспитания  у  детей  любви  к  родному  краю.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн