Опыт работы ДОУ №4 г.Суздаля по патриотическому воспитанию дошкольников.
Submitted by Анастасия Владимировна Власова on чт, 18/07/2013 - 10:34
Опыт работы ДОУ детский сад № 4 г. Суздаля по решению проблемы воспитания у детей любви к родному краю.
Власова А.В., старший воспитатель.
В детском саду №4 города Суздаля уже 5 лет ведётся работа по реализации программы «Малая родина», автора А.В. Власовой. Программа нацелена на приобщение дошкольников к ценностям истории, культуры и природы Владимирского края.
Пояснительная записка к программе раскрывает её актуальность.
Одной из задач системы образования является воспитание личности, готовой к жизни в изменяющемся мире. От педагогов зависит, смогут ли дети - будущие жители своего города (региона) радостно, содержательно провести период своего детства и самореализоваться в дальнейшем. Чтобы научиться жить в постоянно меняющихся условиях окружающего мира, уметь их прогнозировать, учитывать, влиять на них, приспосабливая к своим потребностям и интересам, человеку важно понять, что движет этими изменениями. Для этого необходимо приобщение к многообразию исторической памяти своего народа, его культурному опыту. Такой опыт новое поколение сможет сохранить, творчески переосмыслить и на его основе создать новое. Осознав себя носителем исторического сознания, будущие граждане смогут обеспечить себе достойную жизнь на родной земле. Формирование такого сознания нужно начинать уже с дошкольного возраста через приобретение ребёнком начальных представлений о взаимосвязи, преемственности прошлого и настоящего. Ребёнок, научившись понимать исторические закономерности развития своего города, края, в дальнейшем сможет прогнозировать его будущее и, исходя из этого, планировать свою жизнь.
Программа предполагает ознакомление детей дошкольников с историей, культурой и природой своей «малой родины», как части Родины большой, т.к. ценности небольшого круга людей, живущих в определённой местности в определённое время являются одновременно ценностями общегосударственными, общечеловеческими и общеистори- ческими. Особенно это заметно в условиях городов «Золотого кольца», сохранивших общерусское историческое наследие».
Цели программы:
Приобщение ребёнка к ценностям истории, культуры и природы родного края.
Воспитание эмоционально – положительного отношения личности к содержанию исторического, культурного и природного наследия, готовности жить во взаимодействии с ним.
Формирование у ребёнка познавательного интереса к окружающему миру.
Программа «Малая родина» предназначена для работы с детьми 3-7лет. Программное содержание предполагает усвоение дошкольниками материала на основе их собственного опыта и явлений окружающей жизни, но при этом требует от педагога определённой информированности в вопросах истории, культуры и природы родного края.
Содержание программы направлено на выполнение задач Госстандарта дошкольного образования:
- развитие представлений о человеке в истории и культуре;
-развитие экологической культуры детей;
- развитие элементарных естественнонаучных представлений;
- развитие в музыкальной и театрализованной деятельности;
- развитие в изобразительной и конструктивной деятельности;
- физическое развитие и здоровье;
- речевое развитие ребёнка
и может быть интегрирована в любую комплексную
программу, осуществляющую воспитание и обучение в детском саду с учётом культурологического компонента. Работа с детьми по программе не требует дополнительных временных затрат, т.к. планируется в рамках занятий, развлечений, прогулок, которые традиционно проводятся в детском саду.
Задачи программы «Малая родина» перекликаются с «Програмой развития образования Владимирской области», предусматривающей
«развитие у детей чувства гордости за свою национальную культуру, знание своей истории ощущение сопричастности судьбе своего народа».
В соответствии с задачами программы, её содержание предполагает:
- освоение дошкольниками определённой системы историко - культурных знаний, представлений, практических умений;
- формирование психофизических качеств и эмоционально - чувственной сферы;
- формирование социальных качеств;
- формирование культуры познания.
Основными принципами образовательного процесса, реалиизующего программу, являются:
- учёт индивидуальности (вкусов, интересов, склонностей) каждого ребёнка;
- максимальная реализация возможностей ребёнка в организованной совместной деятельности (познавательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной, речевой) педагога и детей;
- использование методики, позволяющей ребёнку проявить самостоятельность и активность в добывании знаний, формировании представлений, совершенствовании приобретённых умений.
Выполнение этих принципов даёт ребёнку ощущение раскрепощённости: он свободно общается, высказывает свои мысли, суждения, полнее выражает себя в деятельности. Благодаря активизации деятельности ребёнка по самостоятельному добыванию знаний, у него формируется вкус к познанию.
Основной формой образовательного процесса является занятие, организуются также праздники, встречи, выставки, экскурсии, походы и т. д. Педагог в работе с детьми использует такие приёмы, как наблюдение, показ, объяснение, рассказ, чтение, беседа, упражнение, игра, исследование, эксперимент, а также некоторые нетрадиционные приёмы: придумывание загадок, выстраивание алгоритмов, установление причинно - следственных связей, ретроспективный взгляд на предмет и явление, проблемно- поисковые ситуации и вопросы.
Деятельность на занятиях организуется так, чтобы ребёнок сам
захотел получить знания. Для этого используется метод мотивации: создание проблемных ситуаций, совместный поиск ответов на вопрсы, заданные самими детьми, информирование детей о достигнутых успехах.
Сама тема каждого занятия представляет собой вопрос проблемно- поискового характера, на который дети в итоге занятия находят ответ. В тематическом плане занятий по программе указываются: тема, цель, некоторые методические приёмы (которые могут изменяться и дополняться ), материал (примерный, в зависимости от имеющихся условий), литература (примерная), предварительная работа, домашнее задание, словарь.
Программа «Малая родина» снабжена авторской методикой определения результатов её освоения детьми, которая содержит вопросы и задания
( для детей 5-7 лет), критерии включения детей в занятия, диагностику уровней развития познавательного интереса, анкету отношения к занятиям, выявление частоты обращения детей к тематике программы в свободной деятельности.
Работа с педагогическим коллективом.
Задачу ознакомления дошкольников с культурой своего края коллектив детского сада считает особенно актуальной в наши дни, когда интересы развивающейся рыночной экономики всё больше владеют обществом, а общечеловеческие ценности, к числу которых относится национальная культура, отходят на второй план. При этом наш город Суздаль и Владимирский край имеют свою настолько богатую культуру и историю, что на их примере можно знакомить детей с национальным культурно - историческим богатством. К тому же Суздаль в силу исторических причин, как ни один другой город смог сохранить культурное наследие, благодаря чему сам является для детей большим наглядным пособием.
Учитывая актуальность проблемы, условия ДОУ и заинтересованность детей, педагогический коллектив детского сада выбрал работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю в качестве основного направления деятельности. Педагоги нашего дошкольного учреждения имеют многолетний опыт ознакомления детей с родным краем - Владимиро - Суздальской землёй. Идея опыта происходит из закона «Об образовании», где большое внимание уделяется личности в современных условиях и учитывается принцип этнокультурной соотнесённости, региональный компонент. В учрежде6нии действует и развивается система работы по приобщению дошкольников к культурно- историческому наследию, в которой взаимодействуют дети, педагоги и родители.
Работа по ознакомлению дошкольников с культурой родного края потребовала от педагогов получения дополнительных знаний, расширения кругозора, проявления творчества. С целью приобретения необходимых знаний педагоги посещали занятия клуба «Суздаль» на которых слушали лекции сотрудников Владимиро - Суздальского музея- заповедника на темы:
Суздальская земля в 9-10 веках (финно - угорские племена, заселение славян, ремёсла ).
Расцвет Суздальской земли в 11-12 веках (Суздаль в составе Ростово – Суздальского княжества, самостоятельное правление Юрия Долгорукова, белокаменное зодчество, возникновение Владимиро - Суздальского княжества ).
Суздаль в 13-14 веках (монголо - татарское нашествие, возникновение Суздальско - Нижегородского княжества, основание монастырей, расцвет ремёсел, каменное монастырское строительство).
Суздаль в составе Московского государства, 15-16 века (Суздаль в годы польско - литовской интервенции. Князь Д. Пожарский - герой русской земли).
Суздаль в 17 веке (земельные владения монастырей, посадская реформа, развитие ремёсел, каменное строительство).
Суздаль в 18 веке (развитие торговли, промышленности, посадское каменное строительство).
Суздаль в 18-19 веках (организация образовательных учреждений, ремёсла, промышленность, сельское хозяйство, развитие огородничества, события 17 года).
Современный Суздаль. (Суздальский музей и охрана историко- культурных памятников. Туристическая индустрия. Охрана памятников природы. Промышленность и сельское хозяйство).
На занятиях клуба педагоги обменивались опытом работы по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, обсуждали методику работы в данном направлении, делились своими педагогическими находками. Ценным в педагогическом отношении был признан опыт воспитателя Власовой А.В., которая разработала систему работы по ознакомлению дошкольников с родным краем и составила 60 конспектов занятий с детьми.
В ДОУ подобран и изготовлен справочный и наглядный материал, который педагоги могут использовать в своей работе.
Сами воспитатели собрали произведения суздальских поэтов о родном городе и оформили альбом «Суздальская муза». Оформлен также альбом «Летопись детского сада №4 «Теремок» где отражена история дошкольного учреждения. Создан «Толковый словарь для больших и маленьких», в котором объясняются слова, непонятные детям (эти слова встречаются в рассказе воспитателя об истории и культуре края), причём кроме словесного объяснения в словаре имеется рисунок. Также в ДОУ красочно оформлен справочный и наглядный материал на темы: «История русского костюма», «Секреты русской кухни», « Семейные и календарные праздники жителей Владимиро - Суздальской земли», «Владимиро-Суздальский фольклор», «Трудовой природный календарь владимиро - суздальских земледельцев», «Ремёсла и художественные промыслы Владимиро - Суздальской земли», «Русская народная игрушка» и т. д.
В настоящее время педагоги ДОУ имеют значительный багаж знаний по истории и культуре родного края и богатый опыт практической работы с детьми.
Задача воспитания у детей любви к родному краю ежегодно отражается в годовом плане работы ДОУ. Решается задача в форме организации различных методических мероприятий: педсоветов, семинаров, семинаров - практикумов, консультаций, открытых просмотров. Выявляется, изучается, обобщается и внедряется передовой педагогический опыт педагогов ДОУ по проблеме воспитания у детей любви к родному краю. За последние 5 лет были проведены: педсовет на тему «Внедрение программы «Малая родина» в образовательный процесс ДОУ. На педсовете решались вопросы:
1. Проблемы планирования работы по ознакомлению дошкольников с родным краем в разных возрастных группах.
2. Как сделать занятия по ознакомлению с историей, культурой и природой родного края интересными?
3. Использование учебно - дидактического и наглядного материала в работе по ознакомлению с родным краем и создание « краеведческих уголков» в группах ДОУ.
4.Интегрирование содержания программы «Малая родина» в образовательную программу ДОУ.
Были проведены консультации: «Работа с родителями по проблеме воспитания у детей любви к родному краю», « Преемственность мастеров прошлого и настоящего в ремёслах Владимиро - Суздальской земли»,
«Ознакомление дошкольников с жизнью замечательных людей - земляков», «Организация и проведение экскурсий по городу и музею», «Методы и приёмы ознакомления дошкольников с природой родного края».
Теоретические семинары проводились на темы: « Организация праздников и развлечений для детей в процессе освоения программы «Малая родина», « Методы выявления знаний, умений и представлений детей, полученных в результате освоения программы «Малая родина», «Формы, методы и приёмы приобщения детей к древнерусскому искусству».
Тематика семинаров - практикумов была такой: «Использование традиций и приёмов художественных промыслов Владимиро - Суздальского края в изобразительной и конструктивной деятельности детей», «Ознакомление дошкольников с Владимиро - Суздальским фольклором», «Использование игрового метода в работе по ознакомлению детей с родным краем», «Средства активизации познавательной деятельности детей в процессе ознакомления с родным краем». Проводились также и другие мероприятия. См. приложение №6.
Проводились открытые просмотры занятий по темам ознакомления с родным краем детей разных возрастных групп.
Работа с педагогическим коллективом в период создания условий для реализации программы «Малая родина» заключалась в следующем:
- Осмысление актуальности и перспективности работы по ознакомлению дошкольников с родным краем.
- Изучение педагогическим коллективом своего потенциала.
- Сбор и изучение научной и методической литературы, справочного материала.
- Изготовление дидактических и методических пособий.
- Освоение содержания, форм, методов, приёмов работы по ознакомлению детей с родным краем.
- Освоение методики выявления результатов работы.
- Апробация и корректировка программы.
- Создание детского краеведческого музея, активно действующего в образовательном пространстве города.
Коллектив детского сада организовывал как внутрисадовые мероприятия, так и работу для педагогов города.
Содержание, формы, методы и приёмы работы.
Система ознакомления дошкольников с культурой, историей и природой родного края, созданная в детском саду №4, предполагает поэтапное вхождение ребёнка в данную сферу. Подготовительным этапом знакомство малышей ясельных групп с русским народным творчеством. Затем дошкольники приобретают доступные знания и представления о Владимиро - Суздальском крае на занятиях, объединённых для каждого возраста в единый тематический цикл.
Во второй младшей группе это тема «Сказка», которая является стержневой, так как через русскую народную сказку малыши знакомятся с русским бытом, нравственными идеалами, традициями. В средней группе - тема «Семья», в которой из занятия в занятие переходит рассказ о жизни семьи: братца Ванечки, сестрицы Машеньки, матушки Алёны, батюшки Семёна, бабушки Матрёны, дедушки Егора, знакомит детей с родственными и трудовыми взаимоотношениями, бытом русского народа. В старшей группе дети осваивают тему «Дом», в которой единство содержания основано на отношении человека к жилищу, начиная с постройки дома. Дошкольники знакомятся с народными ремёслами, которыми люди занимались, чтобы обустроить своё жилище, а также с обрядами, отражающими отношение к жилищу. В подготовительной к школе группе дети осваивают тему « Малая родина», в которой сведения, полученные в более младшем возрасте конкретизируются в знания о культуре и истории родного края. Тема включает ознакомление с искусством древним и современным, ремеслом, бытом, традициями жителей Владимиро - Суздальской земли, её знаменитыми людьми, промышленностью. Также в тему включены разделы «Суздальский музей и охрана памятников старины», «Суздаль - центр туризма». Во все темы, осваемые детьми, входят занятия по ознакомлению с природой родного края и фольклором).
Тематика занятий.
2-я младшая группа.
1. «Собираем урожай» (Знакомство с овощами и фруктами).
2. «Наш детский сад «Теремок». (Знакомство с детским садом).
3.. «В гости к нам пришли матрёшки».(Знакомство с русской народной игрушкой).
4. « Я пеку, пеку, пеку». (Знакомство с блюдами русской народной кухни из муки, старинной посудой).
5. «Петрушка в гостях у малышей». (Развлечение по мотивам русских народных сказок).
6. «Полосатый коврик».(Знакомство с рукоделием).
7. «Домик из брёвен». (Знакомство с деревянной постройкой».
8. «Украсим домик». (Знакомство с деревянной резьбой).
9. «Кто живёт в суздальском лесу?». (Знакомство с дикими животными).
10. « К нам гости пришли». (Развлечение по мотивам святочных праздников).
11.. «Говорящая посуда». (Знакомство с глиняной посудой».
12. «Птички». (Знакомство с глиняной игрушкой- свистулькой).
13. «Как у нашей Маши полон двор скотины». (Знакомство с домашними животными).
14.. « Прощай, масленица». (Посещение праздника в старшей группе).
15. «Заинька, выходи». (Развлечение по мотивам народных хороводных игр).
16. «Сундучок». (Знакомство с русским костюмом».
17. «Красивое полотенце». (Знакомство с рукоделием).
18. «Разные куколки». (Знакомство с русской народной игрушкой).
19. «В гостях у бабушки». (Знакомство с предметами народного быта).
20. «Полосатый коврик». (Знакомство с рукоделием).
21. «То берёзка, то рябина». (Знакомство с деревьями, растущими на участке ДОУ).
Средняя группа.
1.«Знакомьтесь: Ваня и Маша». (Знакомство с семейными взаимоотношениями и традициями).
2.«Какие овощи и фрукты выращивают суздальские жители?». (Знакомство с традициями огородничества».
3.«Плошки для матрёшек». (Знакомство с русской народной посудой).
4.«Возле нашего крыльца посадили деревца». (Знакомство с деревьями, растущими на улицах Суздаля).
5. «Осень в суздальском лесу». (Знакомство с природой родного края).
6.«Новый домок - теремок». (Знакомство с деревянной жилой архитектурой).
7.«Наша улица». (Знакомство с улицей, на которой находится детский сад и живут дети).
8. «Что умеет печка?». (Знакомство с предметами русского быта).
9. «Накрываем на стол». (Знакомство с предметами быта, русской кухней и традициями гостеприимства).
10. «Подарки малышам». (Знакомство с русской народной игрушкой).
11.«Бабушкин сундук». (Знакомство с русской народной одеждой, рукоделием».
12. «Святки». (Фольклорный праздник).
13. «Украсим одежду узорами. (Знакомство с традициями в украшении народного костюма).
14.«Вещи - помощники». (Знакомство с предметами народного быта- инструментами).
15. «Смех да веселье». (Знакомство с народными играми, музыкой).
16.«В гостях у мастеров». (Знакомство с ремёслами: кузнечным, гончарным).
17.«Широкая Масленица». (Посещение фольклорного праздника в подготовительной к школе группе).
18. «Украсим комнату старинными вещами». (Знакомство с интерьером, предметами народного быта).
19. «Посиделки». (Фольклорный праздник).
20. «Украсим платок узорами». (Знакомство с рукоделием).
21. «Встречаем весну». (Фольклорный праздник по мотивам весенних календарных обрядов).
22. «Войдём в старинный дом». ( Ознакомление с предметами народного быта).
23.«Хочешь есть калачи - не сиди на печи». (Знакомство с трудом земледельца).
24.«Где работают папы и мамы?». (Знакомство с трудом взрослых).
«Как мы изобразим в рисунках красоту родного города?».
«Что мы можем узнать о городах - соседях Владимире и Боголюбове?».
«Как и где в древнем Суздале учились дети?».
«Есть ли в Суздале заводы и фабрики?».
«Как наши предки отмечали Пасху?».
«Как работают сотрудники Суздальского музея и как они охраняют памятники старины?».
«Как и кто в Суздале заботятся о туристах?».
«Как и кто охраняет в Суздале природу?».
«Что мы увидим, побывав в Кремле?». (Экскурсия).
«Как Суздальцы защищали свой край от врагов?».
«Что мы увидим в музее деревянного зодчества?».
«Знаешь ли ты свой город?». (Викторина).
«Знаешь ли ты природу родного края?». (Викторина).
«Каким будет Суздаль в будущем?». (Создание и защита проекта).
Работа по ознакомлению детей с историей, культурой и природой родного края тесно связана с задачами умственного, нравственного, физического, трудового воспитания, которые решаются в разных видах детской деятельности: игровой, речевой, изобразительной, конструктивной, театрализованной, трудовой.
Педагогический коллектив ДОУ, работая в этом направлении, поставил перед собой следующие задачи:
- Сообщать детям знания о родном крае с учётом возрастных возможностей дошкольников. Учить детей анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни и узнают из рассказов взрослого. Развивать у детей любознательность, вызвать интерес к познанию прошлого и настоящего своего края. Совершенствовать образное о логическое мышление детей за счёт наблюдений и усвоения доступных знаний.
- Развивать речь детей путём обогащения словаря, формирования грамматически правильной связной речи в процессе занятий по ознакомлению с родным краем.
- Воспитывать интерес к различным видам искусства, развивать чувство прекрасного. Учить детей эмоционально воспринимать окружающее с помощью художественного слова, музыки, изобразительного искусства, природы. Обогащать и стимулировать детское художественное творчество посредством ознакомления с искусством родного края.
- Включать в деятельность с детьми работу по физическому воспитанию: знакомить детей с народными подвижными и спортивными играми, организовывать экскурсии и походы по интересным местам города.
Дать детям представления о труде их земляков в прошлом и настоящем. Воспитывать уважение и бережное отношение к ценностям, созданным трудом людей.
- Воспитывать у детей желание и умение объединяться для совместных занятий, оказывать друг другу помощь. Воспитывать нравственные качества детей на исторических примерах. Во время проведения экскурсий по достопримечательностям города закреплять у детей навыки поведения в общественных местах.
- Организовывать мероприятия при активном участии всех субъектов педагогического процесса: детей, педагогов, родителей.
- В работе по ознакомлению с родным краем учитывать желания, интересы, склонности и индивидуальные особенности детей , чтобы обеспечить свободное развитие личности каждого ребёнка.
Таким образом, содержание работы с детьми по ознакомлению с родным краем включает:
искусство (архитектура, живопись, изобразительное шитьё, декоративно- прикладное искусство, искусство оформления рукописной книги, музыка );
ремесло (утварь, посуда, рукоделие, народная игрушка, одежда);
быт (праздники, обряды, народная кухня);
природа (растительный и животный мир, природные ресурсы, крестьянский труд, народный календарь, охрана природы);
фольклор (народные игры, песенки, потешки, сказки, поговорки, пословицы, скороговорки, былины);
современная жизнь края (знаменитые люди, предприятия, охрана памятников истории и культуры, учебные заведения, деятельность музея, туристическая индустрия, современные народные промыслы).
Обширный научный материал становится доступен и понятен дошкольникам благодаря его обработке и адаптации к детскому восприятию, а также использованию при его подаче разнообразных форм, методов и приёмов. Практикуются такие формы занятий, как экскурсия, развлечение, праздник, концерт, спектакль, конкурс, викторина. Часто эти формы сочетаются в одном занятии. Большое внимание уделяется закреплению знаний и выражению впечатлений, полученных детьми, в разнообразной деятельности: изобразительной, конструктивной, театрализованной, игровой, трудовой, речевой.
Разработанные для каждой возрастной группы тематические планы основаны на принципах дидактики, соориентированы по исторической хронологии, согласованы с календарём. Для каждого занятия подготовлен примерный конспект с указанием целей; рекомендаций к методике проведения; предварительной, индивидуальной и словарной работы; деятельности вне занятий. Планируется также материал и литература к занятию и примерный ход занятия. Иногда предусматривается домашнее задание, которое дети выполняют вместе с родителями.
В качестве методов и приёмов используются преимущественно такие, которые позволяют повысить интерес детей к занятию и их познавательную активность. Это вопросы к детям проблемно- поискового характера, помощь в осознании смысла слов и выражений, сравнение прошлого и настоящего с опорой на жизненный опыт дошкольников, предложение детям разных версий и вариантов для формулировки собственного суждения, объяснение происхождения названий, использование моделей (карт, схем, планов, символов) и их изготовление детьми, составление исторических алгоритмов, установление причинно- следственных связей и т. п. Практикуется создание педагогом ситуаций успеха, помощи персонажу, а также игровых и проблемных ситуаций. Часто на занятиях детям предоставляется возможность проявить творчество: нарисовать, вылепить, склеить, сконструировать, сочинить. Большой интерес у старших дошкольников вызывает создание и защита проекта «Суздаль в будущем».
На занятиях педагоги используют художественное слово,
музыку, разнообразный наглядный материал.
Образовательная предметная среда.
Для занятий и свободной деятельности детей в каждой группе и педкабинете подобран и изготовлен разнообразный материал. Это литература, подборки текстов, иллюстрации, фотографии, предметы, дидактические игры и пособия, атрибуты для сюжетно - ролевых игр и драматизаций, продукты детской деятельности. Основной материал, постоянно используемый педагогами для работы по воспитанию у детей любви к родному краю, сосредоточен в детском краеведческом музее «Малая родина».
Начало коллекции музея положили экспонаты, собранные и созданные педагогами, родителями и детьми в процессе трёхлетней деятельности ДОУ, направленной на ознакомление дошкольников с родным краем. Это предметы народного быта; памятники культуры подлинные и представленные в муляжах, макетах; иллюстрации, карты, схемы; литература научная и художественная, детская; аудио и видеозаписи, фотографии; дидактические игры и пособия; образцы детского творчества.
Благодаря наличию свободного помещения, создатели музея получили возможность разместить материал в хронологической системе в соответствии с основными периодами истории Суздальского края:
Расселение славян на территории ополья и постройка города.
Расцвет ремёсел на суздальской земле.
Белокаменное зодчество.
Монголо- татарское нашествие, строительство монастырей.
Искусство Суздальской земли: архитектура, живопись, декоративно- прикладное искусство, древняя книга.
Суздаль купеческий: посадское строительство, быт и занятия горожан.
Ежегодно в музее располагаются временные выставки: «Родная природа», «Суздальцы - защитники отечества», « Народная игрушка», « Большие и маленькие мастера».
В музее также предусмотрено пространство для детской деятельности, куда помещён соответствующий материал:
в раздел «творческая мастерская» - рисунки, поделки детей и материал для их создания;
в раздел « игротека» - дидактические игры;
в раздел « исторический театр» - костюмы, маски.
Весь материал в группах и в музее всегда находится в свободном распоряжении детей, что способствует активизации их познавательной деятельности на занятиях и вне занятий.
Детский краеведческий музей «Малая родина» по замыслу своих создателей призван выполнять не только показывающую, но и воспитывающую, объединяющую функцию. С этой целью педагогом детского сада №4 Власовой А.В. был разработал проект
«Использование детского краеведческого музея «Малая родина» для воспитания и развития дошкольников и младших школьников города Суздаля». Из названия понятно, что музей предназначается не только для воспитанников детского сада №4, но и для других детей, живущих в Суздале. В проекте раскрываются условия его возникновения и становления, актуальность и перспективность, теоретическая база, новизна, ведущая педагогическая идея, концепция, проблемы и задачи, идеи, технология (организация, методы и приёмы, формы), результат, адресная направленность.
В проекте предусматривается следующая деятельность, которая организуется музеем:
1. Проведение занятий.
2. Материал «Игротеки».
3. Репертуар «Исторического театра».
4. Встречи клуба «Семейный досуг».
5. Просветительская и пропагандистская деятельность.
В детском саду № 4 разработано и принято на педагогическом совете Положение о детском краеведческом музее «Малая родина». Для детей разработаны циклы экскурсий по экспозиции и выставкам музея в соответствии с возрастом.
При общении с детьми, посещающими музей, педагоги стараются вести диалог, используют интерактивные методы.
Неслучайно в музее нет табличек - это побуждает детей задавать вопросы. Педагоги вовлекают детей в активную деятельность с музейными экспонатами, поэтому правило поведения в музее: «Пожалуйста, трогайте!». Музей в своей работе сотрудничает с образовательными и культурными учреждениями города: ДОУ, школами, учреждениями дополнительного образования, суздальским музеем, библиотекой, домом культуры.
Таким образом, детский краеведческий музей «Малая родина» призван осуществлять взаимосвязь, взаимодействие и преемственность образовательных и культурных учреждений, представляющих образовательное пространство города, а также дошкольников, младших школьников, педагогов и родителей в системе работы педагогического коллектива детского сада №4 по патриотическому воспитанию.
Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями по проблеме ознакомления детей с родным краем предусматривает следующие этапы: - Выявление родительских пожеланий и заинтересованности в получении детьми знаний о родном крае.
- Предложение родителям задачи ознакомления дошкольников с историей, культурой и природой родного края, как приоритетного направления деятельности ДОУ.
-Повышение уровня знаний и педагогической компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с родным краем.
- Организация совместной деятельности родителей и учреждения.
- Создание коллектива единомышленников.
В соответствии с данными этапами, работа по воспитанию у детей любви к родному краю в ДОУ ведётся в тесном контакте с родителями, которые приглашаются на занятия, участвуют в подготовке и проведении праздников, конкурсов, концертов, экскурсий. Так, совместно с родителями проводятся занятия «Блюда русской кухни», «Выставка - продажа суздальских сувениров», « Люблю тебя, мой край родной» ( концерт), и др.
Родителям предоставляется литература и справочный материал по истории и культуре Суздаля, консультации и рекомендации по воспитанию у детей любви к родному краю. Вот темы некоторых из них: «Не забывайте народные игры», «Рецепты русской народной кухни для детей», «Прогулки с ребёнком по Суздалю», «Смастерим народную игрушку», «В старину делали так», « Народный лечебник», « Советы суздальского огородника» и др.
Консультации, рекомендации, советы родителям по ознакомлению ребёнка с родным краем даются в индивидуальных беседах, на родительских собраниях, помещаются в родительские уголки.
Родители привлекаются к работе над проблемой воспитания у детей любви к родному краю посредством выполнения с ними домашних заданий, которые предусмотрены в содержании занятий.
Большую помощь родители оказывают в сборе предметов народного быта.
Определение результатов освоенности детьми программы «Малая родина».
Для определения результатов работы с детьми в детском саду разработана определённая методика. С целью определения у дошкольников степени освоенности системы знаний, представлений, практических умений используются поисковые вопросы специальные задания, поисковые ситуации, дидактические и творческие игры. Педагог изучает продукты детской деятельности, наблюдает за детьми на занятиях и в свободной деятельности.
Педагоги выявляют представления об истории, культуре и природе родного края, предлагая им кратко ответить на вопросы, являющимися названиями тем занятий (см. тематический план). При этом используются вспомогательные таблицы, на которых в виде символов изображены сведения по данной теме. Для определения практических умений, приобретённых детьми, педагог предлагает им выполнить некоторые задания из числа «домашних заданий».
Кроме того, педагоги выявляют степень включённости детей в занятия и уровень развития познавательного интереса. Старшим дошкольникам предлагается устная анкета, выявляющая отношение к занятиям, по результатам наблюдений педагоги заполняют таблицу, которая даёт возможность увидеть, отражают ли дети свои знания, опыт, впечатления в свободной деятельности и как часто они это делают. Результаты выявления степени освоения программы фиксируются. Однако не все показатели освоенности программы можно количественно измерить. Как узнать, например, любит ли ребёнок свой родной край? С этой целью используются индивидуальные доверительные беседы, в ходе которых педагог выясняет отношение ребёнка к своей малой родине. При этом педагога интересует, сознаёт ли ребёнок неповторимость и уникальность родной земли, видит ли значимость своего вклада (в настоящее время и в будущем) в процветание родного края, или считает, что жить в Суздале не интересно и лучше уехать.
Педагоги детского сада во всех возрастных группах ведут «Дневники наблюдений», в которых в свободной деятельности фиксируются все наблюдения за детьми в процессе работы по воспитанию у них любви к родному краю.
Выявленные результаты тщательно анализируются, выявляются их причины, делаются выводы и намечаются планы действий на будущее, проводится корректировка содержания и методики работы.
За годы деятельности ДОУ в направлении воспитания у детей любви к родному краю, коллективом детского сада достигнуты значительные успехи.
Педагоги проявляют интерес к данному направлению работы и совершенствованию педагогического процесса с целью ознакомления дошкольников с историей, культурой и природой родного края. Поэтому они постоянно совершенствуют свои теоретические знания исторического и культурного наследия Владимиро-Суздальской земли, а также знания методики ознакомления детей с родным краем.
Детский сад №4, осуществляя краеведческую работу, поддерживает связь с культурными и образовательными учреждениями города, организует мероприятия для педагогов.
В ДОУ создан детский краеведческий музей, активно действующий в образовательном пространстве города.
Работа по основному направлению деятельности ведётся в тесном контакте с родителями, которые осознают значимость знаний и умений детей, приобретаемых в процессе их ознакомления с родным краем для дальнейшей учёбы и жизни.
Поэтому родители принимают активное участие в работе детского сада: помогают в организации мероприятий и сборе материала, закрепляют знания и умения детей. Для этого родители повышают свой интеллектуальный уровень и педагогическую компетентность под руководством педагогов.
В результате умело запланированной и организованной работы, осуществляемой в чёткой системе, у детей формируется устойчивый интерес к истории, культуре и природе родного края, воспитывается любовь к своей малой родине, появляется желание сделать родной край ещё красивее и богаче. Приобретённые детьми знания и умения превышают требования государственного образовательного стандарта.
У выпускников детского сада №4 в период их обучения в школе учителя отмечают высокий уровень познавательного интереса, знаний и умений по краеведческому направлению. Многие выпускники ДОУ продолжают обучение в краеведческих кружках. Таким образом, в краеведческой работе детского сада№4, школы и учреждений дополнительного образования осуществляется преемственность.
В ДОУ детский сад №4 создан коллектив единомышленников,
объединенных целью воспитания у детей любви к родному краю.