Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



рабочая программа по родной (ненецкой) литературе 6 класс.

Фото пользователя Валентина Накочевна Комарова
Submitted by Валентина Накочевна Комарова on Tue, 16/07/2013 - 16:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Комарова Валентина Накочевна
Место работы, должность: 

ТМК ОУ "Усть-Портовская средняя общеобразовательная школа-интернат"

Регион: 
Красноярский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Родной язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> <strong>&nbsp;ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА&nbsp;</strong>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;<strong>Общая характеристика учебного курса&nbsp;</strong><strong>Описание места в учебном плане &nbsp;</strong><strong>Требования к результатам освоения &nbsp;</strong><strong><u>Содержание тем учебного курса &nbsp;</u></strong><strong>Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения &nbsp;</strong><strong>Планируемые результаты. &nbsp;</strong><strong>ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ &nbsp;</strong>Используемая литература:&nbsp;</p>

ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-ПОРТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

 

 

Утверждаю                                         Согласовано                               Рассмотрено

Директор ТМОУ «У-ПСОШ-И»       зам. директора по УВР              на заседании МО

_______ Сучкова Е.А                         ___________________               протокол № ___ от ____

«___» ___________ 20__ г.           «___» __________ 20__ г.            «___» _________20__ г.                  

            

           

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОЙ (НЕНЕЦКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ

 6КЛАСС

 

 

 

 

                                                                                                   Учителя родного (ненецкого) языка

                                                                                            Комаровой Валентины Накочевны

 

 

 

 

 

 

 

2011 – 2012

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Статус документа.

 Рабочая программа по предмету «Родная (ненецкая) литература» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.

       Рабочая программа по родному (ненецкому) языку для  5-9 классов разработана в соответствии:

-       с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №183 – окЗ «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймырского (Долгано - Ненецкого) Автономного округа»;

-       с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №184 – окЗ «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано - Ненецкого) Автономного округа»;

-       с «Типовой о программой по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов» (М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007)

-       с территориальным базисным учебным планом (далее – БУП) 2004 для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;

-       с территориальным базисным учебным планом, учитывающим федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) нового поколения для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;

Планирование составлено на основе Типовой программы по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов, разработанной методистами Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г.

Согласно проектам нового учебного плана для школ  с родным (нерусским)  и русским (неродным) языками обучения  учебный предмет «родная литература» входит в образовательную область «Филологи» и по объему отводимого на его изучение времени сохраняет паритетное соотношение с русской литературой. Это гарантирует сохранение названной дисциплины как обязательной в учебном плане школы.. В процессе обучения родной (ненецкой) литературе  решаются следующие задачи:

1.Обучение всем видам речевой деятельности (слушание, говорение, ,чтение и письмо)

2.Развитие этнокультуроведческой компетенции учащихся.

Изложенные ниже требования к знаниям, умениям и навыкам, обязательный минимум содержания образования, типовая программа по языкам самодийской группы определяют содержание образовательной области «Филология» в той ее части, которая называется  национально-региональным компонентом.

     Предлагаемые рекомендации могут служить основой для разработки программ по конкретным языкам самодийской группы.

     В программах по родным языкам самодийской группы следует давать краткую характеристику трудностей, возникающих при изучении литературного языка – они обусловлены влиянием диалектов, носителями которых являются учащиеся. Это поможет обеспечить индивидуальный методический подход

       Перед учителем родного (ненецкого) языка стоит трудная актуальная, но творческая задача – научить юное поколение северян мыслить и говорить, читать и писать на родном языке, приобщить к основам своеобразной этнической культуры.

                             

Цели обучения родному языку – формирование этнически ориентированной личности, приобщённой к национальным ценностям, с развитым национальным самосознанием, способной к творческому саморазвитию и самореализации в поликультурном мире.

 

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части ненецкой национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке

  По мере изучения детьми ненецкого языка должны сформироваться прочные знания, умения и навыки, среди которых особо значимы три целевые установки или компетенции: коммуникативная, языковая и этнокультуроведческая.

 

 

 

 

Программа направлена на достижение следующих целей:

-   формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;

-   развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

-   освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике ненецкого языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений ненецкого языка;

-   овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

-   воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

                                           Общая характеристика учебного курса

Основные содержательные линии

 

      Овладение родным языком, изучение теории и усвоение практической речи должно происходить на фоне знаний этнокультурных традиций ненецкого этноса.

      В содержание курса обучения родному (ненецкому) языку  входят:

  1. Языковой материал(фонетика, лексика, грамматика, графика, орфография, пунктуация).
  2. Сферы общения.
  3. Речевые умения,характеризующие степень владения ненецким языком как средством общения.
  4. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях.

    

      1.Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.).

       

       2.  Сфера общения

1. Социально – бытовая: этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа;

2. Учебно-трудовая: школа, распорядок дня, каникулы и т.д.;

3. Социально-культурная:

˚          город, село, учреждения культуры;

˚          отношение к природе, сезонные изменения в природе, погода;

˚          сказки, песни, стихи;

4.  Игровая: виды и типы игр (детские в помещении и на улице,  мужские и женские).

 

      3. Речевые умения

1)      Аудирование (слушание)

Понимание речи учителя и других носителей языка в объеме, предусмотренном курсом.

Определение основной мысли звучащей речи, отделение главного от второстепенного.

2)      Говорение

Составление рассказа с опорой на наглядность.

Составление рассказа согласно ситуации.

Продолжение рассказа по заданному началу.

Трансформация речевых высказываний.

3)      Чтение

Чтение полного текста без заданий.

Чтение с пониманием основного содержания.

Ответы на вопросы  по прочитанному.

4)      Письмо

Списывание слов, словосочетаний, предложений и текстов.

Запись слов, словосочетаний, предложений и текстов под диктовку.

Выполнение письменных заданий.

 

        4. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях жизни ненцев

1.      Место расселения народа. Названия населенных пунктов.

2.      Особенности природно-климатических условий региона: особенности времен года в Арктике, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.

3.      Факты, относящиеся к истории округа, населенного пункта.

4.      Произведения  ненецкого  детского  фольклора  (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни.)

5.      Произведения ненецких писателей и поэтов.

6.      Образцы орнаментов.

7.      Жилище (стойбище) оленеводов – чум, его интерьер, дизайн, архитектура расположения нарт и других предметов стойбища

8.      Орудия труда и средства передвижения.

9.      Традиционная мужская и женская одежда.

10.  Народные детские игры.

11.  Традиционные виды труда и отдыха.

        На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нем, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного вида учебные задачи с привлечением игр, упражнений занимательного характера, использовать разнообразные наглядные пособия, технические средства.

       С  первого класса необходимо вводить работу в парах постоянного и сменного состава (ППС, ПСС), учить ребят работать в малой группе.

                                Описание места в учебном плане

Количество часов за учебный год – 35 ч., по учебному плану – 35 ч.

                               Требования к результатам освоения

Личностные,

1) знание основных исторических, географических, этнографических и культурных

    сведений  о коренных народах Таймыра.

2) позитивное восприятие культуры и литературы народов Таймыра;

3) гуманное, толерантное и дружелюбное отношение к людям иной национальности и иной

     культуры;

4) уважение к этическим принципам и нравственным правилам коренных народов;

5) понимание эстетического своеобразия литературы коренных народов Таймыра;

6) знание имён основных писателей и поэтов коренных народов и их основные

     произведения;

7) умение охарактеризовать основную тематику и проблематику произведений северных

      писателей;

8) умение объяснить изменения в мировоззренческой позиции писателей Ямала  и Таймырав

     связи с изменениями  в  общественной жизни в России в конце ХХ в.;

9) понимание глубинных связей  мировой, русской и северной литератур;

10) ориентирование в литературных направлениях и стилях, присущих литературе Ямала.

Предметные,

  • Освоение звукового строя  родной речи.
  • Умение использовать части речи при разговоре, в письме.
  • Умение производить анализ состава слова.
  •  Овладение опфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами  родного языка.
  •  Использование выразительных средств  устной речи.

           способность делать сообщения, описания, рассуждения с использованием тематики

           проблематики прочитанных текстов, увиденных телепередач.

  • Способность создавать монолистические высказывания разных типов и стилей речи

            соответствующих стилю  в сфере общения.

  • Соблюдение в речи орфоэпических,акцентологических, интонационных норм литературного

             языка.

  • Способность использовать в речи прямую и косвенную речь.
  • Умение описывать предметы и явления окружающего мира.
  • Знание отличительных грамматических признаков родного (ненецкого) языка и русского языка.
  • Выделение признаков произношения звуков родного (ненецкого) языка.
  • Деление текста на смысловые части, определение темы и основной мысли и направленности текста, умение его озаглавить.
  • Умение ставить вопросы к тексту и отвечать на них.
  •  Понимание значения новых слов на основе смысловой догадки и корнесловного анализа.
  • Умение передавать  содержание прочитанного или прослушанного текста по 

            составленному плану  и без опоры на него.

  • Составление конспекта и тезиса по прочитанному тексту.
  • Умение переводить с русского языка на родной фрагменты текста.

 

Метапредметные

§ Умение использовать части речи при разговоре, в письме.

§ Умение производить анализ состава слова.

§ Овладение опфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами

   родного языка.

§ Использование выразительных средств  устной речи.

§ способность делать сообщения, описания, рассуждения с использованием тематики

    проблематики прочитанных текстов, увиденных телепередач.

§ Способность создавать монолистические высказывания разных типов и стилей речи

   соответствующих стилю  в сфере общения.

§ Соблюдение в речи орфоэпических,акцентологических, интонационных норм литературного

    языка.

§ Способность использовать в речи прямую и косвенную речь.

§ Умение описывать предметы и явления окружающего мира

                        Содержание тем учебного курса

    Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности.

       Указанные в программе каждого раздела знания, умения и навыки по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.

                                                                         6 класс

(35 часа)

Введение: Книга нока серм’ ила” ня“амна’ теневана сава няра. (Книга – ваш мудрый друг) – 2 часа.

  1. Встреча с новой учебной книгой. Анализ стихотворения А.Пичкова «Нюдя 2э”мами тенезебтедм’» («Я вспомнил детство»). Детство прекрасная пора в жизни каждого человека. Пытливый ум маленького человека. Влияние на формирование его личности окружающей среды и природы.
  2. Разговор о песне и её истоках. Анализ стихотворения поэта «Сава сё» («Хорошая песня»). Поэтические размышления о роли и значении песни в жизни человека. Роль родного языка в жизни человека и народа. Сходство мотивов литературных произведений И.Юганпелика с народными индивидуальными песнями ненцев.
  3. Роль чтения произведений родной литературы в жизни подрастающего поколения. Начитанность на родном языке как показатель общего развития и культуры человека. Родная литература как художественное отражение жизни ненцев.

 

Ненецкий фольклор – 6 часов.

Ненэцие” падарци” и’ нгут сертавы” нгамгэ.

Сказки о великанах и волшебные сказки.

(Нылекасавэй, мидертасавэй, тэмзортасавэй лаханоко”).

1. Нылекасавэй лаханоко” – сказки о великанах:

«Бэрабук великан» - «Нэрабук вэсей», «Нядэна хасава» - «Мужчина, живущий оседло».

2.  Мидертасавэй” тэмэортасавэй” лаханако” – Волшебные сказки:

«Вэсако’ няхар не ню» - «Три дочери старика».

 

       Понятие о волшебных сказках и сказках о великанах. Особенности сказок о великанах и волшебных сказок. Отражение в них веры народа в победу добра над злом. Осуждение лжи и ханжества.

        Художественные особенности сказок: язык, волшебные превращения. Большая физическая сила героя: смелость, смекалка, ум, находчивость.

       Сходства и различия сказок о великанах и волшебных сказок.

 

3. Невхы ненецие” сё” – индивидуальные песни ненцев, составленные в далёком прошлом: «Си”ив Вано’ нарка» - старший из семи Вано – Вануйта» (автор песни Папали Ванойто - Вануйта). «Нерня мэтами» - «Мой передовой олень» (автор песни женщина из рода Сусоев).

 

     Особенности песен, составленных мужчинами и женщинами. Отражение в песнях радости и печали, веры в победу и торжество справедливости. Язык народных песен: ритмичность и напевность.

 

      Собиратели и вторичные исполнители (первые исполнители – создатели этих песен), обеспечивающие долгую жизнь народному творчеству.

 

Ненецие” паднани” падны”

Творчество ненецких писателей – 24 часов

 

Илья Константинович Вылка– 2 часа.

«Тарем’ хыно”нгадм’» (Я так слагаю песню)

 

       Илья Константинович Вылка – поэт и художник. Зрелые годы поэта и его активное участие в топографических исследованиях учёных на Новой земле. Отражение в творчестве Тыко-Вылки, его воспоминаний о тяжёлой жизни ненцев на острове до Октябрьской революции. Участие поэта-гражданина в борьбе за светлое будущее родного края. Тыко-Вылка – строитель новой жизни на острове.

       «Си2гэ» - «Цинга» (Повесть – легенда о духе болезни цинги) – 2 часа.

       Картины тяжёлой жизни людей на острове: голод и болезни. Гибель обитателей землянки, причины, вызывавшие скорую смерть людей на острове в условиях суровой зимы. Тайна сохранения в живых ненецкой женщины и малолетней девочки – секреты народной медицины. Идейный замысел повести – знание основ народной медицины и милосердие. Реальное и фантастическое в повести. Образы литературных героев.

 

Понятие об олицетворении.

 

Иван Григорьевич Истомин– 2 часа

«Пудана ямдава» («Последняя кочёвка») – повесть

 

        Краткие биографические сведения о писателе-публицисте и его активной деятельности в деле становления колхозного строя на Севере и переходе на оседлый образ жизни людей, освоивших новые формы производства.

        Сборы в последнюю кочёвку старого ненца и истории его жизни. Трудная борьба старика с самим собой и преодоление в своём сознании старых предрассудков, сложившихся веками в кочевой жизни – победа над собой старого ненца. Раскрытие основной идеи повести – вера человека в идеи и дела новой жизни, его желание включаться в активную работу по преобразованию жизни тундры. 

 

Иван Антонович Юганпелик– 2 часа

«Ленин Таховскахана» - («Ленин в Тазовске») – стихотворение

 

      Краткие биографические сведения о поэте (см. учебник).

Ленин живёт во всех делах советского народа. Выражение автором всенародной глубокой любви и признательности Ильичу.

 

Любовь Прокопьевна Ненянг– 4 часа

«Депутат’ небя”» - («Мать депутата») – рассказ – очерк

 

       Краткие биографические сведения о писателе-журналисте (см. учебник). Изображение в очерке – рассказе женщины – труженицы, женщины – матери. Прошлое и настоящее женщины – ненки. Современные профессии женщины – ненки.

       Расширение понятия об очерке.

 

Леонид Васильевич Лапцуй– 4 часа

     «Ленин нэдам” вынд” тэвы» («Ленин приехал в тундру») –

отрывок из поэмы «Рождение Ямала»

 

      Краткие биографические сведения о поэте – прозаике (см. учебник). Легенда о приезде Ленина на Ямал как выражение любви к вождю и признание его участия во всех преобразованиях жизни на Севере.

     Сходство произведений Л.Лапцуя и И.Истомина и их связи с устным народным творчеством. Понятие о поэме.

 

Василий Николаевич Ледков– 4 часа

«Нярмондана хубта - хувы» - отрывок из повести «Розовое утро».

     

      Краткие биографические сведения о поэте – прозаике (см. учебник). Размышления писателя о счастливом детстве детей – северян. Своеобразие воспитательных нравственных начал жизни тундры, роль родной природы и многовекового опыта ненецкого народа и воспитании подрастающего поколения. Значение традиций ненецкого народа для определения молодёжью её жизненной позиции. Символический смысл названия произведения «Розовое утро». Сходство рождения нового человека и его детства с розовым утром восхода нового дня. Образы героев произведения: Василий и его родители.

     Языковые особенности произведения и их связь с особенностями обычаев и традиций ненцев. Понятие о повести.

 

Алексей Ильич Пичков– 2 часа

«Харта яда» - («Его земля родная») – стихотворение.

 

      Краткие биографические сведения о поэте (см. учебник). Размышления о родном крае и шёпоте земли древнего чумовища – корней жизни поэта. Патриотический смысл стихотворения. Языковые особенности произведения: сравнения, идиоматические выражения. Совершенствование навыков выразительного чтения.

 

Геннадий Алексеевич Пуйко– 2 часа

«Няби небяэ» - («Вторая мать») – стихотворение.

 

       Краткие биографические сведения о поэте (см. учебник). Всеобщая любовь к народному учителю и высокая оценка его труда. Роль учителя в выборе профессии и становлении человека. Смысл поэтических строчек: «Вторая мать ночей не спит, о нас … в горе и радости всегда рядом!»

Валерий Антонович Пырерка– 2 часа

«Пыреркахат 2эда ненець» - («Человек из рода Пырерка») –

отрывок из повести

 

          Краткие биографические сведения о писателе - очеркисте (см. учебник). Историческая основа повести. Картины наступающей весны и начала лета. Грозовые тучи войны над городом Ленинградом. На подступах к Ленинграду (картины боёв и наступления врагов).

          Антон Пырерка – отважный боец, наделённый высокими нравственными качествами: ненавистью к врагам, любовь к Родине, смелостью, наблюдательностью и беспримерной выдержкой солдата. Понятие о пейзаже.

 

По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава – 2 часа

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

 

Список произведений для заучивания наизусть:

Индивидуальные песни ненцев (2-3 песни по выбору ученика).

Колыбельные песни (по выбору ученика).

И.К.Вылка «Тарем’ хыно надм’».

Л.В.Лапцуй «».

И.А.Юганпелик «».

А.И.Пичков «Харта яда».

В.А.Пырерка «Пыреркахат нэда ненець» (картины лета, описание боя).

                                       Тематический план

 

№ п.п.

Наименование разделов

Всего часов

На развитие речи в том числе (контрольные работы, тестирование)

 

 

1.

Введение: Книга нока серм’ ила” ня“амна теневана сава нара. (Книга – ваш мудрый друг)

2

 

 

2.

Ненецкий фольклор

Ненэцие” падарци” и’ 2ут сертавы” нгамгэ.

Сказки о великанах и волшебные сказки.

(1ылекасавэй, мидертасавэй, тэмзортасавэй лаханоко”).

7

 

 

3.

Ненецие” паднани” падны”

Творчество ненецких писателей

24

 

 

11.

По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава

2

 

 

 

ИТОГО:

34

 

 

                   Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Дополнительная литература

                    

  1. Е.Г. Сусой. Ненэцие"  литература. Учебная хрестоматия для 6 класса общеобразовательных учреждений

       С-петербург. Фимлиал изд. Прсвещение. 2008 г.

   2. О.Н.Марченко. Фольклор коренных народов Таймыра. Хрестоматия для 5 класса

       общеобразовательных учреждений с русским языком обучения Таймырского

       (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

   3. М .А. Ненянг Русско-ненецкий разговорник  Учебное пособие для учащихся средней

       школы.  С-петербург. Изд. Дрофа. 2005 г.

4.      Е. Н. Самойлова Русско-ненецкий тематический словарь. Пособие для учащихся 5-9

классов.

5.      Л.Ненянг. Не только бабушкины сказки. Ненецкие легенды, сказки, были, пословицы, загадки, наставления, приметы, поверья. Красноярское книжное изд. 1982 г.

 

                       Планируемые результаты.

Умеет, понимает, знает:

 

 

  • проявление   позитивного отношения к культуре и литературе народов Таймыра;
  • знакомство   учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Таймыра, умение объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой. Связать мифологию и фольклор народов Ямала с мифологией и фольклором других народов мира, определить сходство сказок народов Таймыра с мировой сказочной классикой.
  • знание учащимися  понятия веры и религии, знание специфики верований северных народов, уметь истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем». 
  • обозначить своеобразие литературы народов Ямала, обусловленное особенностями исторического и  культурного развития, этническими и географическими факторами. Умение объяснить связь литературы и письменности, знание учениками истории создания письменности для народов Севера.
  • знание учащимися биографий основных деятелей культуры народов Таймыра, умение объяснить наиболее значительные факты их творческого пути.
  • уметь определять принадлежность изучаемых произведений к литературным родам и жанрам, а также по мере возможности уметь определять национальную специфику произведений различных народов Таймыра.
  • уметь определять тему и идею произведения, уметь давать характеристики основным персонажам, сопоставлять  произведения различных авторов, определять специфические черты именно северной литературы. Пояснить особое отношение народов Севера к природе, к родовому сообществу.
  • совершенствовать разные виды речевой деятельности, знать  специфику северных речевых оборотов и по возможности самые употребительные слова языков народов Ямала и Таймыра, вошедшими в общеупотребительный обиход.

.

 

                                    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

в 6 классе (родная литература) – 34 часа

 

№ п/п

 

Тема урока

Кол-во часов

 

Тип урока

 

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

 

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I

1

Введение: «Книга нгока серм′, иле″мям″  теневана сава  няра»

(Важнейшие законы жизни)

 

 

1

Вводный урок.

 

Выявление уровня лит/ развития уч-ся;

 

Углубление понимания роли чтения на р. яз. произведений уст. нар. тв-ва и литературы.

Фронтальный опрос:

Словарная работа по тексту

Стр3-6 читать

 

 

II

Ненецие” фольклор (ненецкий фольклор) – 7 часов.

Ненэцие” падарци” и’ нут сертавы” намгэ.Сказки о великанах и волшебные сказки.

(нгылекасавэй, мидертасавэй, тэмзортасавэй лаханоко”).

2

 

 

 

 

 

1. Нылекасавэй мидертасавэй” тэмэортасавэй” лаханако” – Во лшебные сказки, сказки о велик:

 

2

Изуч. нового мат-ла

Обучение выразительному чтению (исполнению).

 

Знание жанров устного народного тв-ва. Особенности сказок о великанах     

Устный контроль

Выразительное чтение

 

Сочинение сказки о великанах.

Сьр 8-9 читать, рассказать

 

 

3

«Нядэна хасава» - «Мужчина, живущий оседло».

 

Урок соверш знаний

Работа в группах. Деление на смысл части.

Осуждение лжи и ханжества.  Особенности волш. сказок.     

Устный контроль. Работа по частям ск.

Составление словосоч из данных сл  стр 18-19

Стр

10-12 читать ответит на вопр

 

 

4

«Вэрабук  вэсей»,(Старик вэрабук)

2

Комбиниров урок

Соверш-ние навыков самост-ной исследов-ой работы.

Знание худож-х особенностей сказок: язык, волшебные превращения.      

Устный контроль

Выразительное чтение

 

Работа по иллюстрации

Стр   12-19 читать отв на в

 

 

5

«Вэсако’ няхар не ню» - «Три дочери старика».

 

Защита тв. зада

Работа в парах

Умение сранивать

Устный контроль

Словарн работа

Стр 19-25 чит.

 

 

6

Невхы ненецие” сё” – индивидуальные песни ненцев, составленные в далёком прошлом:

 

3

Изучение нового материала

Слушание песен на родном языке (диск)

Умение исполнить песню на родном языке.            

 Устный  контроль.

Выразительное чтение

 

Самостоятельная работа-чтение про себя.

 Стр26 читать

 

 

7

«Си”ив Вано’ нарка» - старший из семи Вано – Вануйта» (автор песни Папали Ванойто - Вануйта).

 

Комбинированный урок

Словарная работа.

Знание особенностей песен, составл мужчинами и женщинами.

Устный контроль-ответы на вопросы стр 26.

Проба исполнения песни.

Стр 26-27

 

 

8

«Нерня мэтами» - «Мой передовой олень» (автор песни женщина из рода Сусоев). Собиратели и вторичные исполнители.

 

Совершенст. знаний

Совершен. навыков само-ной исследоват-работы.

Понимание языка народных песен: ритмичность и напевность

 Устный контроль-передача сод  прозой

Составление иллюстрации к стихотворению

Стр27-28 ответ на вопросы

 

 

III

Неней ненецие” паднани” падвы”

Творчество ненецких писателей – 26 часов 

9

Илья Константинович Вылка  Ям′  теневана. Биография. «Тарем’ хыно”надм’» (Я так слагаю песню)

 

2

Урок-сообщение

Сообщение ученика.      Кр-ие биограф. св-я о писателе.

 

Развитие связной речи учащихся;

 

Устный контроль. Индивид. задания.

Составление рассказа о писателе своими словами

Стр

30-31 выуч. Наиз. читать

 

 

10

Илья Константинович

Вылка «Сингэ»

 

Урок-изуч-е нового м ат-ла

Деление текста на смысловые части

развитие навыка восприятия информации.

Устный контроль. Сост плана пересказа.

Выборочный пересказ

стр 32-35

 

 

11

Иван Григорьевич Истомин. Счастливая судьба «поднимать цветы из снегов».

 

     

 

 

 

 

 

 

 4

Комбинированный урок

Сообщение ученика. Крат. биограф сведения о писателе.

Развитие связной речи учащихся;

 

Устный контроль.

Индиви.задания.

Словарная работа по тексту.

Стр

 36-37 читать

 

 

12

И. Г. Истомин «Пудана ямдава» («Последняя кочёвка») – повесть общее содержание

 

 

Беседа по содерж-повести

Работа в парах. Озаглавливание частей повести.

Умение выделить главную мысль.    

Устный контроль. Выбор. пересказ

Пересказ по плану.

Стр 

37-50 читать

 

 

13

И.Г.Истомин «Преодоление старых предрассудков»

 

Комбинированный урок

Выборочное чтение

Умение сост-ь из опорных слов и словосоч. образ старого ненца

Устный контроль

Выразительное чтение

Стр 43-50 читать

 

 

14

Тест  по повести И.Г.Истомина «Пудана ямдава»

 

Урок контр-я  кор-и

Работв с текстом

Умение работать на д текстом

Письменный контроль

Словарная работа

Стр 40-48 читать

 

 

15

Любовь Прокопьевна Ненянг  «Просто тундровичка коренная» Биграфия

 

 

 

2

Урок сообщение

Сообщение ученика.      Крат биограф сведения о поэте.

Развитие связн. речи уч-ся;

развитие навыка восприятия информации.    

 

Устный контроль. Индивид. задания.

Чтение стихов Л.Ненянг

Стр

51-52. читать

 

 

16

Л. П.Ненянг «Депутат’ небя”» - («Мать депутата») – рассказ – очерк

 

 

Комбинированный урок

Актуализация зн-й способов деят-ти по осмыслению нового мат-ла

Умение восстановить логическую последовательность

Устный контроль. пересказ

Словарная работа

Стр

52-54

 

 

17

Леонид Васильевич Лапцуй . Поэт и просветитель.  Биография

      

 

1

Урок-репортаж

 Сообщение ученика. Краткие биограф.сведения о поэте

развитие навыка восприятия информации. Расшир понятия об очерке.

 Устный контроль. Рассказ о поэте.

Чтение стихов Л.лапцуяю

Стр   55-56

читать

 

 

18

Л.В.Лапцуй «Ни″ни хэ″мяхана нгани′ хаидамне»    

     

1

Комбинированный урок

Словарная работа по произведению    

Пополнение словарного запаса

Языковые особенности произведения.

Устный контроль. Выразительное чтение

Ил-я к стихотворению

Стр

56-61  читать

 

 

19

Василий Николаевич Ледков.»А я и не знал, что родился в России» Биография.

 

 

     

 

 

 

6

Урок-семинар

 Сообщение ученика. Биограф. сведения

  Умение защитить свою творческую работу  

Устный контроль. Сообщ.уч-ся на одну тему

Самостоятельное чтение учебного материала

Стр 62-63 читать

 

 

20

В.Н.Ледков

«Нярмондана хубта –

хувы» - отрывок из повести «Розовое утро».

Общее содержание

 

Объяснение нового мат-ла

Работа в парах. Ответы на воп

Худож-есредства языка, с пом-ю кот-х раск-ся идейное содер-е произведений.

Устный контроль. Составление плана

Словарная работа по тексту.

Стр 63-70 читать

 

 

21

В.Н.Ледков . «Будущий помощник» по повести «Нярмодана хубта»

 

Комбинированный урок

Размышление писателя о счастливом детстве детей

Понятие о языковых особенностях произведения

Устный контроль

Чтение по ролям

Стр

66-70 читать

 

 

22

В.Н.Ледков  «Имянаречение» по повести «Нярмодана хубта»

 

 

Урок-защита твор-их заданий

Описание обряда «Имянаречение»

Значение трад-й нене-го народа для опр-ия жизн-ой позиции

Устный контроль рассказ

Выразительное чтение

Стр   63-64 читать

 

 

23

В.Н.Ледков «Еня нгацекы» по повести «Нярмодана хубта»

 

Урок обозрение

Выступление уч-ка «Вечерние новости из стойбища»

Умение сост-ть рассказ по заголовку «В ночном»

Устный контроль

Составление плана пересказа

Стр

 67-70. читать

 

 

24

Тестирование по повести В.Н.Ледкова «Нярмодана хубта»

 

Совер-е знаний

Работа в парах.Образы героев произведения

Связь язык-х особ-ей произ-ия с особ-ми трад-й и обычаев ненцев

Устный контроль. Пересказ по выбору

Выразительное чтение

Стр

66-67

Слов картины

 

 

25

Алексей Ильич Пичков  биография

 

2

 

Урок-защита твор-их заданий

 

Сообщение ученика. Кр-е сведения о поэте.

Развитие речи-умение передать последовательность тв-го роста поэта

Устный контроль. Рассказ о поэте

Составление рассказа по опорным словам

Стр 71

читать

 

 

26

А.Пичков «Харта яда» - («Его земля родная») – стихотворение.

 

 

Урок обобщения и систем.

Роль русского народа в жизниненцев.

Умение переложить стих на прозу

Устный контроль

Рассказ «Харта яда»

Стр  72 наизусть

 

 

27

Прокопий Андреевич Явтысый Биография

2

Комбинированный урок

Развитие речи. Работа над текстом

Умение подготовить мал сообщение

Устный контроль выраз чт-е

Составление рассказа об известном оленеводе

Стр 73-74 читать

 

 

28

П.А.Явтысый «Невхы″ мядырма″»

 

Комбинированный урок

Размышления  о родном крае и шепоте земли

Развитие понятия о худ-но-изобраз-х средствах стих речи.

Устный контроль. Выразительное чтение

Словарная работа

Стр 74-75. наизусть

 

 

29

Геннадий Алексеевич Пуйко . Биграфия

 

2

Урок сообщение

Сообщ-е уч-ка. Краткие биографические сведения о поэте

Развитие связной речи учащихся;

развитие навыка восприятия информации.

Устный контроль . сотавление биографии своего отца.

Самостоятельная работа:

Стр

76-77

читать

 

 

 

30

«Няби небя» - («Вторая мать») – стихотворение.

 

 

Изучение нового материала

Беседа с элементами комментированного чтения

Худ-ые особе-ти языка произв-я.

 

 Устный контрольВыразительное чтение

Рассказ по иллюстрации

Стр 78 Читать,

Учить наиз

 

 

31

Валерий Антонович Пырерка Биография

 

 

 

 

3

Урок-сообщение

Сообщение ученика. Краткие биографические сведения о писателе

развитие навыка восприятия информации.

Устный контроль.. Ответить на вопросы

Пересказ по тексту.

80-81

читать

 

 

32

«Пыреркахат нэда ненець» - («Человек из рода Пырерка») –

отрывок из повести

Общее содержание

 

Комбинированный урок

Работа в парах. Работа по частям отрывка

Развитие связной речи учащихся;

 

 Устный контроль выбор. чт-е

Ответы из текста

Выборочный пересказ

Стр 80-85. Ответ на вопр

 

 

33

 

 

 

«Антон Петрович вэдандорць ядэрома» по повести В. Пырерка «пыреркахат нгэда ненэць»

 

Обобщающий урок

Историческая основа повести

Понятие о пейзаже

.Устный контроль образ А. Пырерка

Чтение с элементами комментирования

Стр 86-91.Сост плана

 

 

34

Повторение и систематизация пройд енного в 6 классе

2

Урок обоб-я исистемии

Соотношение описаний с произведением.

Развитие связной речи

Устный контроль

Выборочный пересказ

 мини соч- по любим произв.

 

 

35

(По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава)

 

Обобщ-е прой-го мат-ла

Беседа с элементами комментированного чтения

Развитие связной речи учащихся;

Устный контроль

Работа по иллюстрациям.

Список произв на лето.

 

 

Используемая литература: Е. Г. Сусой.  «Программа (экспериментальная) по ненецкому языку и литературе для 5-7 классов»  г. Нарьян- Мар 1991г.

Национальная школа: направления совершенствования структуры и содержания образования. Москва. Издательский дом «Новый учебник»


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн