ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-ПОРТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор ТМОУ «У-ПСОШ-И» зам. директора по УВР на заседании МО
_______ Сучкова Е.А ___________________ протокол № ___ от ____
«___» ___________ 20__ г. «___» __________ 20__ г. «___» _________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОЙ (НЕНЕЦКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ
6КЛАСС
Учителя родного (ненецкого) языка
Комаровой Валентины Накочевны
2011 – 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Рабочая программа по предмету «Родная (ненецкая) литература» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Рабочая программа по родному (ненецкому) языку для 5-9 классов разработана в соответствии:
- с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №183 – окЗ «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймырского (Долгано - Ненецкого) Автономного округа»;
- с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №184 – окЗ «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано - Ненецкого) Автономного округа»;
- с «Типовой о программой по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов» (М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007)
- с территориальным базисным учебным планом (далее – БУП) 2004 для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;
- с территориальным базисным учебным планом, учитывающим федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) нового поколения для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;
Планирование составлено на основе Типовой программы по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов, разработанной методистами Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г.
Согласно проектам нового учебного плана для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения учебный предмет «родная литература» входит в образовательную область «Филологи» и по объему отводимого на его изучение времени сохраняет паритетное соотношение с русской литературой. Это гарантирует сохранение названной дисциплины как обязательной в учебном плане школы.. В процессе обучения родной (ненецкой) литературе решаются следующие задачи:
1.Обучение всем видам речевой деятельности (слушание, говорение, ,чтение и письмо)
2.Развитие этнокультуроведческой компетенции учащихся.
Изложенные ниже требования к знаниям, умениям и навыкам, обязательный минимум содержания образования, типовая программа по языкам самодийской группы определяют содержание образовательной области «Филология» в той ее части, которая называется национально-региональным компонентом.
Предлагаемые рекомендации могут служить основой для разработки программ по конкретным языкам самодийской группы.
В программах по родным языкам самодийской группы следует давать краткую характеристику трудностей, возникающих при изучении литературного языка – они обусловлены влиянием диалектов, носителями которых являются учащиеся. Это поможет обеспечить индивидуальный методический подход
Перед учителем родного (ненецкого) языка стоит трудная актуальная, но творческая задача – научить юное поколение северян мыслить и говорить, читать и писать на родном языке, приобщить к основам своеобразной этнической культуры.
Цели обучения родному языку – формирование этнически ориентированной личности, приобщённой к национальным ценностям, с развитым национальным самосознанием, способной к творческому саморазвитию и самореализации в поликультурном мире.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части ненецкой национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке
По мере изучения детьми ненецкого языка должны сформироваться прочные знания, умения и навыки, среди которых особо значимы три целевые установки или компетенции: коммуникативная, языковая и этнокультуроведческая.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике ненецкого языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений ненецкого языка;
- овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного курса
Основные содержательные линии
Овладение родным языком, изучение теории и усвоение практической речи должно происходить на фоне знаний этнокультурных традиций ненецкого этноса.
В содержание курса обучения родному (ненецкому) языку входят:
- Языковой материал(фонетика, лексика, грамматика, графика, орфография, пунктуация).
- Сферы общения.
- Речевые умения,характеризующие степень владения ненецким языком как средством общения.
- Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях.
1.Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.).
2. Сфера общения
1. Социально – бытовая: этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа;
2. Учебно-трудовая: школа, распорядок дня, каникулы и т.д.;
3. Социально-культурная:
˚ город, село, учреждения культуры;
˚ отношение к природе, сезонные изменения в природе, погода;
˚ сказки, песни, стихи;
4. Игровая: виды и типы игр (детские в помещении и на улице, мужские и женские).
3. Речевые умения
1) Аудирование (слушание)
Понимание речи учителя и других носителей языка в объеме, предусмотренном курсом.
Определение основной мысли звучащей речи, отделение главного от второстепенного.
2) Говорение
Составление рассказа с опорой на наглядность.
Составление рассказа согласно ситуации.
Продолжение рассказа по заданному началу.
Трансформация речевых высказываний.
3) Чтение
Чтение полного текста без заданий.
Чтение с пониманием основного содержания.
Ответы на вопросы по прочитанному.
4) Письмо
Списывание слов, словосочетаний, предложений и текстов.
Запись слов, словосочетаний, предложений и текстов под диктовку.
Выполнение письменных заданий.
4. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях жизни ненцев
1. Место расселения народа. Названия населенных пунктов.
2. Особенности природно-климатических условий региона: особенности времен года в Арктике, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.
3. Факты, относящиеся к истории округа, населенного пункта.
4. Произведения ненецкого детского фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни.)
5. Произведения ненецких писателей и поэтов.
6. Образцы орнаментов.
7. Жилище (стойбище) оленеводов – чум, его интерьер, дизайн, архитектура расположения нарт и других предметов стойбища
8. Орудия труда и средства передвижения.
9. Традиционная мужская и женская одежда.
10. Народные детские игры.
11. Традиционные виды труда и отдыха.
На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нем, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного вида учебные задачи с привлечением игр, упражнений занимательного характера, использовать разнообразные наглядные пособия, технические средства.
С первого класса необходимо вводить работу в парах постоянного и сменного состава (ППС, ПСС), учить ребят работать в малой группе.
Описание места в учебном плане
Количество часов за учебный год – 35 ч., по учебному плану – 35 ч.
Требования к результатам освоения
Личностные,
1) знание основных исторических, географических, этнографических и культурных
сведений о коренных народах Таймыра.
2) позитивное восприятие культуры и литературы народов Таймыра;
3) гуманное, толерантное и дружелюбное отношение к людям иной национальности и иной
культуры;
4) уважение к этическим принципам и нравственным правилам коренных народов;
5) понимание эстетического своеобразия литературы коренных народов Таймыра;
6) знание имён основных писателей и поэтов коренных народов и их основные
произведения;
7) умение охарактеризовать основную тематику и проблематику произведений северных
писателей;
8) умение объяснить изменения в мировоззренческой позиции писателей Ямала и Таймырав
связи с изменениями в общественной жизни в России в конце ХХ в.;
9) понимание глубинных связей мировой, русской и северной литератур;
10) ориентирование в литературных направлениях и стилях, присущих литературе Ямала.
Предметные,
- Освоение звукового строя родной речи.
- Умение использовать части речи при разговоре, в письме.
- Умение производить анализ состава слова.
- Овладение опфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами родного языка.
- Использование выразительных средств устной речи.
способность делать сообщения, описания, рассуждения с использованием тематики
проблематики прочитанных текстов, увиденных телепередач.
- Способность создавать монолистические высказывания разных типов и стилей речи
соответствующих стилю в сфере общения.
- Соблюдение в речи орфоэпических,акцентологических, интонационных норм литературного
языка.
- Способность использовать в речи прямую и косвенную речь.
- Умение описывать предметы и явления окружающего мира.
- Знание отличительных грамматических признаков родного (ненецкого) языка и русского языка.
- Выделение признаков произношения звуков родного (ненецкого) языка.
- Деление текста на смысловые части, определение темы и основной мысли и направленности текста, умение его озаглавить.
- Умение ставить вопросы к тексту и отвечать на них.
- Понимание значения новых слов на основе смысловой догадки и корнесловного анализа.
- Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного текста по
составленному плану и без опоры на него.
- Составление конспекта и тезиса по прочитанному тексту.
- Умение переводить с русского языка на родной фрагменты текста.
Метапредметные
§ Умение использовать части речи при разговоре, в письме.
§ Умение производить анализ состава слова.
§ Овладение опфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами
родного языка.
§ Использование выразительных средств устной речи.
§ способность делать сообщения, описания, рассуждения с использованием тематики
проблематики прочитанных текстов, увиденных телепередач.
§ Способность создавать монолистические высказывания разных типов и стилей речи
соответствующих стилю в сфере общения.
§ Соблюдение в речи орфоэпических,акцентологических, интонационных норм литературного
языка.
§ Способность использовать в речи прямую и косвенную речь.
§ Умение описывать предметы и явления окружающего мира
Содержание тем учебного курса
Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности.
Указанные в программе каждого раздела знания, умения и навыки по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.
6 класс
(35 часа)
Введение: Книга нока серм’ ила” ня“амна’ теневана сава няра. (Книга – ваш мудрый друг) – 2 часа.
- Встреча с новой учебной книгой. Анализ стихотворения А.Пичкова «Нюдя 2э”мами тенезебтедм’» («Я вспомнил детство»). Детство прекрасная пора в жизни каждого человека. Пытливый ум маленького человека. Влияние на формирование его личности окружающей среды и природы.
- Разговор о песне и её истоках. Анализ стихотворения поэта «Сава сё» («Хорошая песня»). Поэтические размышления о роли и значении песни в жизни человека. Роль родного языка в жизни человека и народа. Сходство мотивов литературных произведений И.Юганпелика с народными индивидуальными песнями ненцев.
- Роль чтения произведений родной литературы в жизни подрастающего поколения. Начитанность на родном языке как показатель общего развития и культуры человека. Родная литература как художественное отражение жизни ненцев.
Ненецкий фольклор – 6 часов.
Ненэцие” падарци” и’ нгут сертавы” нгамгэ.
Сказки о великанах и волшебные сказки.
(Нылекасавэй, мидертасавэй, тэмзортасавэй лаханоко”).
1. Нылекасавэй лаханоко” – сказки о великанах:
«Бэрабук великан» - «Нэрабук вэсей», «Нядэна хасава» - «Мужчина, живущий оседло».
2. Мидертасавэй” тэмэортасавэй” лаханако” – Волшебные сказки:
«Вэсако’ няхар не ню» - «Три дочери старика».
Понятие о волшебных сказках и сказках о великанах. Особенности сказок о великанах и волшебных сказок. Отражение в них веры народа в победу добра над злом. Осуждение лжи и ханжества.
Художественные особенности сказок: язык, волшебные превращения. Большая физическая сила героя: смелость, смекалка, ум, находчивость.
Сходства и различия сказок о великанах и волшебных сказок.
3. Невхы ненецие” сё” – индивидуальные песни ненцев, составленные в далёком прошлом: «Си”ив Вано’ нарка» - старший из семи Вано – Вануйта» (автор песни Папали Ванойто - Вануйта). «Нерня мэтами» - «Мой передовой олень» (автор песни женщина из рода Сусоев).
Особенности песен, составленных мужчинами и женщинами. Отражение в песнях радости и печали, веры в победу и торжество справедливости. Язык народных песен: ритмичность и напевность.
Собиратели и вторичные исполнители (первые исполнители – создатели этих песен), обеспечивающие долгую жизнь народному творчеству.
Ненецие” паднани” падны”
Творчество ненецких писателей – 24 часов
Илья Константинович Вылка– 2 часа.
«Тарем’ хыно”нгадм’» (Я так слагаю песню)
Илья Константинович Вылка – поэт и художник. Зрелые годы поэта и его активное участие в топографических исследованиях учёных на Новой земле. Отражение в творчестве Тыко-Вылки, его воспоминаний о тяжёлой жизни ненцев на острове до Октябрьской революции. Участие поэта-гражданина в борьбе за светлое будущее родного края. Тыко-Вылка – строитель новой жизни на острове.
«Си2гэ» - «Цинга» (Повесть – легенда о духе болезни цинги) – 2 часа.
Картины тяжёлой жизни людей на острове: голод и болезни. Гибель обитателей землянки, причины, вызывавшие скорую смерть людей на острове в условиях суровой зимы. Тайна сохранения в живых ненецкой женщины и малолетней девочки – секреты народной медицины. Идейный замысел повести – знание основ народной медицины и милосердие. Реальное и фантастическое в повести. Образы литературных героев.
Понятие об олицетворении.
Иван Григорьевич Истомин– 2 часа
«Пудана ямдава» («Последняя кочёвка») – повесть
Краткие биографические сведения о писателе-публицисте и его активной деятельности в деле становления колхозного строя на Севере и переходе на оседлый образ жизни людей, освоивших новые формы производства.
Сборы в последнюю кочёвку старого ненца и истории его жизни. Трудная борьба старика с самим собой и преодоление в своём сознании старых предрассудков, сложившихся веками в кочевой жизни – победа над собой старого ненца. Раскрытие основной идеи повести – вера человека в идеи и дела новой жизни, его желание включаться в активную работу по преобразованию жизни тундры.
Иван Антонович Юганпелик– 2 часа
«Ленин Таховскахана» - («Ленин в Тазовске») – стихотворение
Краткие биографические сведения о поэте (см. учебник).
Ленин живёт во всех делах советского народа. Выражение автором всенародной глубокой любви и признательности Ильичу.
Любовь Прокопьевна Ненянг– 4 часа
«Депутат’ небя”» - («Мать депутата») – рассказ – очерк
Краткие биографические сведения о писателе-журналисте (см. учебник). Изображение в очерке – рассказе женщины – труженицы, женщины – матери. Прошлое и настоящее женщины – ненки. Современные профессии женщины – ненки.
Расширение понятия об очерке.
Леонид Васильевич Лапцуй– 4 часа
«Ленин нэдам” вынд” тэвы» («Ленин приехал в тундру») –
отрывок из поэмы «Рождение Ямала»
Краткие биографические сведения о поэте – прозаике (см. учебник). Легенда о приезде Ленина на Ямал как выражение любви к вождю и признание его участия во всех преобразованиях жизни на Севере.
Сходство произведений Л.Лапцуя и И.Истомина и их связи с устным народным творчеством. Понятие о поэме.
Василий Николаевич Ледков– 4 часа
«Нярмондана хубта - хувы» - отрывок из повести «Розовое утро».
Краткие биографические сведения о поэте – прозаике (см. учебник). Размышления писателя о счастливом детстве детей – северян. Своеобразие воспитательных нравственных начал жизни тундры, роль родной природы и многовекового опыта ненецкого народа и воспитании подрастающего поколения. Значение традиций ненецкого народа для определения молодёжью её жизненной позиции. Символический смысл названия произведения «Розовое утро». Сходство рождения нового человека и его детства с розовым утром восхода нового дня. Образы героев произведения: Василий и его родители.
Языковые особенности произведения и их связь с особенностями обычаев и традиций ненцев. Понятие о повести.
Алексей Ильич Пичков– 2 часа
«Харта яда» - («Его земля родная») – стихотворение.
Краткие биографические сведения о поэте (см. учебник). Размышления о родном крае и шёпоте земли древнего чумовища – корней жизни поэта. Патриотический смысл стихотворения. Языковые особенности произведения: сравнения, идиоматические выражения. Совершенствование навыков выразительного чтения.
Геннадий Алексеевич Пуйко– 2 часа
«Няби небяэ» - («Вторая мать») – стихотворение.
Краткие биографические сведения о поэте (см. учебник). Всеобщая любовь к народному учителю и высокая оценка его труда. Роль учителя в выборе профессии и становлении человека. Смысл поэтических строчек: «Вторая мать ночей не спит, о нас … в горе и радости всегда рядом!»
Валерий Антонович Пырерка– 2 часа
«Пыреркахат 2эда ненець» - («Человек из рода Пырерка») –
отрывок из повести
Краткие биографические сведения о писателе - очеркисте (см. учебник). Историческая основа повести. Картины наступающей весны и начала лета. Грозовые тучи войны над городом Ленинградом. На подступах к Ленинграду (картины боёв и наступления врагов).
Антон Пырерка – отважный боец, наделённый высокими нравственными качествами: ненавистью к врагам, любовь к Родине, смелостью, наблюдательностью и беспримерной выдержкой солдата. Понятие о пейзаже.
По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава – 2 часа
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе
Список произведений для заучивания наизусть:
Индивидуальные песни ненцев (2-3 песни по выбору ученика).
Колыбельные песни (по выбору ученика).
И.К.Вылка «Тарем’ хыно надм’».
Л.В.Лапцуй «».
И.А.Юганпелик «».
А.И.Пичков «Харта яда».
В.А.Пырерка «Пыреркахат нэда ненець» (картины лета, описание боя).
Тематический план
№ п.п.
|
Наименование разделов
|
Всего часов
|
На развитие речи в том числе (контрольные работы, тестирование)
|
|
|
1.
|
Введение: Книга нока серм’ ила” ня“амна теневана сава нара. (Книга – ваш мудрый друг)
|
2
|
|
|
2.
|
Ненецкий фольклор
Ненэцие” падарци” и’ 2ут сертавы” нгамгэ.
Сказки о великанах и волшебные сказки.
(1ылекасавэй, мидертасавэй, тэмзортасавэй лаханоко”).
|
7
|
|
|
3.
|
Ненецие” паднани” падны”
Творчество ненецких писателей
|
24
|
|
|
11.
|
По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава
|
2
|
|
|
|
ИТОГО:
|
34
|
|
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Дополнительная литература
1. Е.Г. Сусой. Ненэцие" литература. Учебная хрестоматия для 6 класса общеобразовательных учреждений
С-петербург. Фимлиал изд. Прсвещение. 2008 г.
2. О.Н.Марченко. Фольклор коренных народов Таймыра. Хрестоматия для 5 класса
общеобразовательных учреждений с русским языком обучения Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа.
3. М .А. Ненянг Русско-ненецкий разговорник Учебное пособие для учащихся средней
школы. С-петербург. Изд. Дрофа. 2005 г.
4. Е. Н. Самойлова Русско-ненецкий тематический словарь. Пособие для учащихся 5-9
классов.
5. Л.Ненянг. Не только бабушкины сказки. Ненецкие легенды, сказки, были, пословицы, загадки, наставления, приметы, поверья. Красноярское книжное изд. 1982 г.
Планируемые результаты.
Умеет, понимает, знает:
- проявление позитивного отношения к культуре и литературе народов Таймыра;
- знакомство учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Таймыра, умение объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой. Связать мифологию и фольклор народов Ямала с мифологией и фольклором других народов мира, определить сходство сказок народов Таймыра с мировой сказочной классикой.
- знание учащимися понятия веры и религии, знание специфики верований северных народов, уметь истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем».
- обозначить своеобразие литературы народов Ямала, обусловленное особенностями исторического и культурного развития, этническими и географическими факторами. Умение объяснить связь литературы и письменности, знание учениками истории создания письменности для народов Севера.
- знание учащимися биографий основных деятелей культуры народов Таймыра, умение объяснить наиболее значительные факты их творческого пути.
- уметь определять принадлежность изучаемых произведений к литературным родам и жанрам, а также по мере возможности уметь определять национальную специфику произведений различных народов Таймыра.
- уметь определять тему и идею произведения, уметь давать характеристики основным персонажам, сопоставлять произведения различных авторов, определять специфические черты именно северной литературы. Пояснить особое отношение народов Севера к природе, к родовому сообществу.
- совершенствовать разные виды речевой деятельности, знать специфику северных речевых оборотов и по возможности самые употребительные слова языков народов Ямала и Таймыра, вошедшими в общеупотребительный обиход.
.
Используемая литература: Е. Г. Сусой. «Программа (экспериментальная) по ненецкому языку и литературе для 5-7 классов» г. Нарьян- Мар 1991г.
Национальная школа: направления совершенствования структуры и содержания образования. Москва. Издательский дом «Новый учебник»