ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДУДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор ТМОУ «ДСОШ №1» зам. директора по УВР на заседании МО
/Сучкова Е А./ _____________Кукарева З Н______ протокол № ___ от ____
«___» ___________ 20__ г. «___» __________ 20__ г. «___» _________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОЙ (НЕНЕЦКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
Учителя родного (ненецкого) языка
Комаровой Валентины Накочевны
13 разряд
Рецензент
2010 – 2011 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Родной (ненецкий) язык» в начальной школе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Рабочая программа по родному (ненецкому) языку для 1-4 классов разработана в соответствии:
- с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №183 – окЗ «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймырского (Долгано - Ненецкого) Автономного округа»;
- с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №184 – окЗ «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано - Ненецкого) Автономного округа»;
- с «Типовой о программой по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов» (М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007)
- с территориальным базисным учебным планом (далее – БУП) 2004 для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;
- с территориальным базисным учебным планом, учитывающим федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) нового поколения для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;
Цели и задачи преподавания родной литературы.
Важнейшей задачей уроков родной литературы в начальной школе является всестороннее развитие навыков хорошего чтения – правильности, беглости, выразительности и сознательности – и умения работать с текстом. На уроках чтения дети практически знакомятся со строем родного (ненецкого0 письменного языка, расширяют запас слов, знакомятся с образцами народного творчества и с художественной литературой на родном языке. На уроках литературы дети должны получать элементарные навыки анализа произведения и усвоить доступные им теоретико- литературные сведения. Именно на уроках литературы более чем где – либо осуществляется патриотическое, эстетическое, нравственное воспитание ребенка. При этом необходимо обратить особое внимание на воспитание в детях бережного отношения к природе. Читая тексты о природе , дети должны почувствовать красоту и в то же время ранимость природы, оценить добрые поступки людей, которые способствуют сохранению ее богатства.
Выработка качеств хорошего чтения:
Учитель должен обратить самое серьезное внимание на усовершенствование техники чтения, на развитие, закрепление и дальнейшее совершенствование всех элементов хорошего чтения. Любовь к книге можно привить только тогда, когда ребенок будет владеть всеми элементами хорошего чтения. При выработке этих качеств на уроках чтения на родном языке учителю следует руководствоваться следующими принципами:
· Правильность чтения.
Определяется верным произношением всех слов, словосочетаний , предложений. Упражнения в правильном орфоэпическом чтении необходимо продолжать во всех классах начальной школы. Для организации этой работы рекомендуется изготовление следующих пособий: а) сигнальные карточки; б) таблицы.
· Беглость чтения
Беглость чтения состоит в навыке быстро схватывать зрением буквенный состав слова и сразу его произносить. Беглость чтения не должна подменяться торопливостью. Это быстрое, ясное, отчетливое и толковое чтение в единстве с правильным произношением. Для того, чтобы правильно сочетались оба названных вида хорошего чтения, на первых порах можно не требовать быстроты, равной темпу разговорной речи. Поставленная цель достигается систематической работой. На уроках чтения на родном языке следует проводить упражнения:
а) чтение учащимися вслед за учителем
б) прочитывание одного и того же текста по несколько раз
в) повторное чтение раннее прочитанного
г)хоровое чтение тщательно подготовленного текста (учитель может прибегать к жестам и мимике, чтобы показать темп чтения; иногда может сам начать читать вместе с классом, потом умолкнуть, а ученики продолжают читать в том же темпе).
д) предварительная отработка произношения многосложных слов с тем, чтобы чтение таких слов не замедляло чтение текста в целом.
е) прочитывание текста про себя.
· Выразительность чтения.
Выразительность чтения не может быть достигнута при отсутствии навыков правильного и беглого чтения. Оно должно приближаться по своему характеру к живой выразительной речи. Элементарная выразительность достигается путем правильной расстановки логических ударений, интонации и соблюдения пауз в соответствии со знаками препинания.
· Сознательность чтения.
Суть этого качества чтения состоит в умении быстро схватывать не только смысл отдельных слов и предложений, но и умение уложить их связь и последовательность.
Цель сознательного чтения
а) добиться ясного и точного понимания значения и смысла прочитанного;
б) вызвать в сознании ребенка образы и представления, которые имел в виду автор.
Предмет родное (литературное ) чтение определяет ценностные ориентиры личности в этом мире, он спефичен, поскольку предлагает особый способ видения мира. Знакомясь с разными литературными источниками , ребенок осваивает этот способ, формируется как думающий, грамотный читатель. Согласно программе, непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь призму литературного произведения является творческое чтение.
Осваивать специфику такого чтения ученики начинают еще в 1 классе. Они знакомятся с произведениями разной жанровой специфики, определяют их тональность, отвечают на вопросы, адресованные содержанию текста, стараются в собственной интерпретации произвести авторские сочинения, предлагают собственные версии замыслов поэтов и писателей. Подобная работа предлагается и в 3, 4 классах, только теперь она будет носить более глубокий характер погружения в «смыслы» произведений, в значение функций слова.
Реформа общеобразовательной школы основывается на творческом развитии педагогических инновационных методов образования и воспитания молодого поколения и направлена на то, чтобы поднять уровень образования и воспитания молодежи, улучшить ее подготовку к самостоятельной трудовой жизни, повысить гражданскую позицию, патриотизм. На выполнение этих задач и должно быть нацелено преподавание в школе родной литературы, дающей возможность учащимся ознакомиться с духовным миром, бытом, нравами и традициями родного народа.
Для осуществления поставленных целей перед уроками родной литературы ставятся следующие конкретные задачи: овладение художественными богатствами ненецкой литературы, приобщение учащихся к искусству слова и развитие художественного восприятия как основы постижения авторского видения окружающего мира; формирование у учащихся высоких нравственных качеств, воспитание у учащихся высокой гражданской позиции, любви к родному народу, дому; воспитание устойчивого интереса к чтению и любви к родной литературе, развитие чувства прекрасного, формирование высокого эстетического вкуса.
Курс ненецкой литературы для 1-4 классов имеет свою ярко выраженную специфику, которая проявляется как в отборе материала, так и в методике его изучения. Это выдвигает целый ряд частных задач, которые отличаются от задач, стоящих перед литературным образованием в начальной школе.
Задачи заключаются в следующем:
__ совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения;
__ сформировать первоначальные умения и навыки анализа художественного текста;
__ в процессе знакомства с фольклором и творчеством ненецких писателей расширить и углубить жизненные впечатления учащихся , пополнить знания учащихся об историческом прошлом своего народа;
__ познакомить учащихся с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Многообразие задач и само содержание программного материала в 5-7 классах требуют от учителя родной литературы знания произведений устного народного творчества и ненецкой литературы, понимания своеобразия творчества писателя, знания его жизненного пути; совершенствование своего педагогического мастерства и методической подготовки.
Содержание и структура программы по родной литературе.
В программу по родной литературе на продвинутом этапе обучения включены:
__ ненецкий фольклор и его жанры – сказки о животных, великанах, бытовые и волшебные сказки;
__ героические предания (эпические песни) – ярабц, сюдбабц;
__ загадки, пословицы, поговорки;
__ народные песни – индивидуальные, исторические;
__ литературные произведения писателей – литературные сказки, созданные по мотивам устного народного творчества,
стихотворения, рассказы, поэмы, повести, очерки.
Разделы программы 5-7 классов отражают темы: устное народное творчество – народ – творец, поэт, певец; через творчество писателей ненцев раскрываются такие темы, как жизнь ненцев до 1917 года, строительство новой жизни расцвет национальной культуры и литературы.
Виды и формы работы на уроках родной литературы.
Каждый урок литературы на продвинутом этапе должен способствовать активному формированию у учащихся научно-материалистического мировоззрения, расширению их представлений об исторических фактах и событиях в жизни ненцев и всего российского народа. На уроках по родной литературе, исходя из конкретных целей и задач, учителю следует использовать приемы работы, пробуждающие и развивающие интерес к литературе и творческую активность учащихся.
Большое значение при этом имеет вступительная беседа, основанная на личных впечатлениях и наблюдениях учащихся; материале, раннее изученного ими. В качестве материала для вступительных бесед могут быть также использованы факты из жизни писателя и его творчества.
Анализ изучаемого текста начинается с беседы и комментированного чтения. Он включает пересказ содержания прочитанного по плану и без плана, выразительного чтения отрывков, наиболее важных для усвоения произведения. Наблюдения за построением произведения , за развитием событий помогают учащимся понять художественный текст в единстве формы и содержания. При анализе эпического произведения дети учатся выделять в нем в определенной связи эпизоды (сюжет0 , находить в тексте существенные детали, описания (портрет, пейзаж0 и соотносить их с общей структурой произведения (композиция).
Работа из класса в класс углубляется, расширяются представления учащихся об авторском замысле и способах его воплощения. Таким образом, школьники практически усваивают понятия: композиция, сюжет, тема, идея.
При анализе образной системы изучаемых произведений формируются представления учащихся о портрете литературного героя, первоначальное понятие о литературном характере. Выявление темы и главной мысли произведения дает возможность учащимся определить отношение автора к его героям. Наблюдения детей за образно-выразительными средствами поэтического языка способствуют пониманию особенностей художественной литературы и овладению такими теоретико-литературными понятиями, как эпитет, сравнение, ритм, рифма, прозаическая и литературная речь, аллегория, олицетворение, диалог и монолог.
Всесторонний анализ литературного произведения позволяет сделать вывод о том, что автор его - гражданин своей страны, имеющий свой взгляд на происходящее в жизни, отображающий в произведении человеческие характеры с позиций своих гражданских и эстетических критериев.
Для реализации целей и задач, поставленных программой, школьный урок литературы на родном языке должен быть дарующим ни с чем не сравнимую радость творчества, рождать новый стиль общения с книгой и раскрывать таинства общения с писателем.
Изучение фольклора коренных народов Таймыра.
Ведущая идея программы – знакомство учащихся с духовной культурой коренных народов, проживающих на Таймыре , через произведения фольклора.
Главные культурологические задачи программы:
__ приобщение учащихся к истокам самобытной национальной культуры малочисленных народов Таймыра, к их духовным ценностям;
__ создание единого поликультурного пространства в образовательных учреждениях, расположенных на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Основные цели и задачи данной программы:
__ использование материала национально-региональной тематики в учебно-воспитательном процессе;
__ формирование нравственного поведения учащихся по отношению к северной природе, ее растительному и животному миру4
__ воспитание уважительного отношения к культуре и быту коренных жителей Таймыра, формирование навыков толерантного поведения учащихся;
__ овладение первичными знаниями о своеобразии фольклора малочисленных народов Севера;
Ведущие принципы программы:
__ учет возрастных особенностей учащихся 5 классов при отборе содержания, планирования целей и задач воспитания и обучения;
__ учет государственного образовательного стандарта по курсу «Литература» для 5 классов и, в частности, содержания, раздела «Фольклор»;
__ изучение произведений фольклора народов Севера в соответствии с учебными темами государственного образовательного стандарта.
Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер. Программа составлена на основе принципов доступности и опоры на общекультурные знания учащихся по теме «Фольклор» в соответствии с программами литературного чтения в начальной школе и уроков литературы в 3 классе.
Обшая характеристика общего предмета
Общая характеристика предмета
Литературное чтение - один из основных предметов в системе обучения младшего школьника. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональнуюграмотность, способствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение курса родного (литературного) чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В центре внимания читателя – исследователя становится литературное понятие художественного образа , оно станет отправной точкой понимания темы, проблемы, авторских идей, позиций героев в изучаемых произведениях. Также ученики постепенно начнут открывать для себя те изобразительные средства языка, при помощи которых авторами создаются художественные образы. Учителю предстоит решать с детьми важные задачи совершенствования навыка чтения , овладения разными способами первичного литературного анализа и интерпретирования произведения. Произведения разной жанровой специфики и тональности позволяют формировать механизм осознанного чтения, учит выделять в произведениях авторскую позицию к тому, о чем рассказывается в них. Ученики постигают понятие темы, главной мысли произведения, учатся интуитивно определять приемы автора, создающего неповторимый художественный образ. Причем, эти приемы исследуются детьми на стыке нескольких культур: культуры народов Крайнего Севера, русского народа и других культур, в зависимости от подбора литературных источников. Обучение чтению носит ярко выраженный обучающий характер при особой эмоциональной, познавательной направленности читателя на постижение смыслов произведений. Содержание учебника подается через особую систему учебных и учебно-практических задач, сформулированных в заглавиях учебников и разделов, в обращениях читателю. Это позволяет ученикам и учителю в строгой логической последовательности, целенаправленно.
Рабочая программа 3 класса направленана формирование и развитие учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения, а также вводитдетей в мир художественной литературы и помогает в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. У детей пробуждается интерес к словесному творчеству и чтению.
Внеклассное чтение - неотъемлемая часть курса литературного чтения, которая проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.Цель его - углубленно знакомить обучающихся с детской литературой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру общения
Учебная программа предлагает для ознакомления весь круг детского чтенияс учетом тем, жанров, авторов и книг.
Методика обучения литературному чтению основана на художественно – эстетическом, литературоведческом и коммуникативно – речевом принципах. Все эти принципы объединены внутрипредметной связью.
В 3 классе основным видом упражнений является выбор нужной книги по заданным показателям и соотнесение книги с рядом книг. Первый вид упражнений второклассники осуществляют вне урока, при самостоятельном выполнении домашних заданий по внеклассному чтению, второй - в классе при коллективном анализе представленной у доски выставки прочитанных книг на определенную уроком тему.
Каждый урок внеклассного чтения обеспечивает младшим школьникамзнакомства с широким кругом детского чтения от устного народноготворчества до стихотворений, рассказов русских и зарубежных писателей, формирует умение выбирать книги, содействует возникновению устойчивого интереса к книге.
Основные содержательные линии.
Основные содержательные линии «родного (литературного) чтения» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 10 разделами: «Маня“ школава“», «Нгэре» («Осень»), «Сава нгамгэ, вэва нгамгэ», «Сырэй“», «Лаханако“», «Хар“на“ мяканана“», «Хар“на“ вы“ яна“ нгардан“», «Нара», «Нара’ нгарка яля“ », «та’», а также часами внеклассного чтения.
Главнымисодержательными линиями являются круг чтения и опыт читательской деятельности, формирование и совершенствование техники чтения, знакомство с литературоведческими терминами, понятиями, развитие речевой и читательской деятельности обучающегося 2 класса.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение родного (литературного) чтения отводится 1 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 35 часов.
Для полной реализации рабочей программы на уроках родного (литературного) чтения используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на осознанность чтения, развитие речи, умение работать с текстом художественного произведения, а также на формирование общеучебных умений.
Требования к результатам освоения программы
Личностные
- Осознание значимости чтения на родном языке для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- Формирование потребности в систематическом чтении на родном (ненецком0 языке как средстве познания мира и самого себя;
- Знакомство с культурно – историческим наследием России и российских народов, общечеловеческими ценноятями;
- Восприятие ненецкого литературного произведения как особого мира искусства;
- Полноценное восприятие художественной литературы;
- Эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- Высказывание своей точки зрения и уважение мнений собеседника;
- Осознание учащимся своей принадлежности к определенному этносу и одновременнр ощущение себя гражданином многонационального российского государства.
- Формирование общероссийских гражданских и патриотических ценностей;
- Овладение знаниями о родной (ненецкой) литературе, религии, о культуре и религии русского народа и других народов России, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России, формирование межэтнического согласия;
- Знание основных моральных норм своего народа, русского народа и других народов России;
- Овладение начальными навыками адаптации в современном мире, развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, умение избегать конфликтов;
- Освоение социальной роли ученика, формирование к мотивации к учебной деятельности, понимание личностного смысла учения;
- Развитие в процессе чтения на родном (ненецком) языке художественных текстов русской и другой национальной литературы духовных качеств и эстетических чувств.
Метапредметные
- Освоение приемов поиска нужной информации;
- Овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности).
- Умение высказывать и пояснять, отстаивать свою точку зрения;
- Освоение правил и способов взаимодействия с оеружающим миром4
- Формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе4
- Овладение основами коммуникативной деятельности;
- Осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы
- Овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, сформулированные на родно (ненецком) языке, решать задачи творческого характера;
- Формирование умений планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью, определять наиболее эффективные пути достижения поставленной цели;
- Формирование умений понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и адекватно действовать в ситуации неуспеха;
- Использование средств русского и родного (ненецкого) языков для решения коммуникативных и познавательных задач,
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
- Установление причинно – следственных связей в ненецких учебных и художественных текстах;
- Определение в совместной деятельности с партнерами иной этнической принадлежности общей цели, распределение ролей, осуществление взаимного контроля, адекватное оценивание собственного поведения и поведения других участников;
- Готовность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, уважительно относиться к особенностям поведения партнеров, принадлежащих к иной этнической культуре.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, соотнесение их с аналогичными понятиями в курсе литературного чтения на родном (ненецком) языке.
Предметные
· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
· понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
· формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
· овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
· овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
· Формирование необходимого уровня читательской компетентности;
· Овладение техникой чтения на родном (ненецком) языке;
· Овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных и учебных текстов нв родном )ненецком) языке.
· Умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу , умение пользоваться словарями и справочниками;
· Осознание себя как грамотного читателя (на родном (ненецком) языке) способного к творческой деятельности;
· Умение составлять на родноv(ненецком) языке несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять на родном (ненецком) языке небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
· Умение декламировать на родном (ненецком) языке стихотворные произведения , выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями на родном (ненецком) языке.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета
Содержание и структура программы по родной литературе.
В программу по родной литературе на продвинутом этапе обучения включены:
__ ненецкий фольклор и его жанры – сказки о животных, великанах, бытовые и волшебные сказки;
__ героические предания (эпические песни) – ярабц, сюдбабц;
__ загадки, пословицы, поговорки;
__ народные песни – индивидуальные, исторические;
__ литературные произведения писателей – литературные сказки, созданные по мотивам устного народного творчества,
стихотворения, рассказы, поэмы, повести, очерки.
Разделы программы 1-4 классов отражают темы: устное народное творчество – народ – творец, поэт, певец; через творчество писателей ненцев раскрываются такие темы, как жизнь ненцев до 1917 года, строительство новой жизни расцвет национальной культуры и литературы.
В содержание курса обучения родной (ненецкой) литературе во 3 классе входят:
I. Сфера общения
1.Социально - бытовая (этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа .
2.Учебно-трудовая (школа, распорядок дня, каникулы и т.д.)
3.Социально-культурная (город, село, учреждения культуры. Отношение к природе, сезонные изменения в природе, погода. Сказки, песни, стихи.)
4 Игровая
Виды и типы игр (детские в помещении и на улице, мужские и женские.)
II. Речевые умения
1. Аудирование (слушание)
Понимание речи учителя и других носителей языка в объеме, предусмотренном курсом.
Определение основной мысли звучащей речи, отделение главного от второстепенного.
2. Говорение
Составление рассказа с опорой на наглядность.
Составление рассказа согласно ситуации.
Продолжение рассказа по заданному началу.
Трансформация речевых высказываний.
3 Чтение
Чтение полного текста без заданий.
Чтение с пониманием основного содержания.
Ответы на вопросы по прочитанному
4 Письмо
Списывание слов, словосочетаний, предложений и текстов.
Запись слов, словосочетаний, предложений и текстов под диктовку.
Выполнение письменных заданий.
III. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях жизни ненцев
1 Место расселения народа. Названия населенных пунктов.
2 Особенности природно-климатических условий региона: особенности времен года в Арктике, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.
3 Произведения ненецкого детского фольклора (сказки, загадки, пословицы,
поговорки, песни.)
4 Произведения ненецких писателей и поэтов.
5 Образцы орнаментов.
6 Жилище (стойбище) оленеводов – чум, его интерьер, дизайн, архитектура расположения нарт и других предметов стойбища
7 Орудия труда и средства передвижения.
8 Традиционная мужская и женская одежда.
9 Народные детские игры.
10 Традиционные виды труда и отдыха.
IVВиды читательской деятельности. Работа с учебными и научно – популярными текстами (познавательная деятельность).
Общее представление об учебных и научно – популярных текстах. Восприятие и понимание учебных и научно – популярных текстов на родном (ненецком) языке. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Понимание учебных и научно – популярных текстов как источников информации. Определение темы, главной мысли, деление текста на смысловые части, определение темы каждой части, озаглавливание каждой части. Установление причинно – следственных связей, выделение ключевых слов. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, умение перевести русское слово, предложение, словосочетание на родной язык и наоборот.
VРабота с художественными текстами:
Ø Познавательная деятельность учащихся;
Ø Творческая деятельность учащихся;
Ø Круг детского чтения
Ø Литературоведческая пропедевтика;
Ø Библиографическая культура.
Тандаваера, нгани’ школахана“ тэвына“ – 3 ч; Нгэрей– 4 ч; Ненэцие“ невхыил“; Нгарка Россияяна“ нгардан’ – 3 ч; теневавасаварка, ехерававэварка– 2 ч; Лаханако“ – 3ч; сыра’ ельцянгана– 4 ч; Нарэйпяйда, нуводапяйда; Нарэйнгаркаяля“;хуркарисеркатерамбатара– 2 ч; Вы’ ява“ ной панытана’ то“лаха– 4 ч; Повторение– 1ч
Учебно-тематический план 3 класс
№
|
Название темы или раздела
|
Всегасов
|
теория
|
Наизусть
|
Изложение
|
сочинение
|
1
|
Танда ваера, ңани' школахана "тэвына"
|
3
|
1
|
1
|
|
|
2
|
Ңэрей"
|
4
|
1
|
1
|
|
1
|
3
|
Ненэцие" невхы ил'.
|
3
|
1
|
|
|
1
|
4
|
Ңарка Россия яна" ңардан'.
|
3
|
1
|
|
1
|
|
5
|
Теневава саварка, ехерава вэварка.
|
2
|
|
1
|
|
|
6
|
Лаханако".
|
3
|
1
|
|
|
1
|
7
|
Сыра' ельцьңгана.
|
4
|
1
|
1
|
|
|
8
|
Нарэй пяйда, нувода пяйда.
|
2
|
|
1
|
1
|
|
9
|
Нарэй ңарка яля"
|
4
|
|
1
|
|
1
|
10
|
Хуркари серкат я еремба тара.
|
2
|
1
|
|
|
|
11
|
Вы׳ява" нойпанытана' то"лаха
|
4
|
|
1
|
|
|
12
|
Повторение
|
1
|
1
|
|
1
|
|
13
|
всмего
|
35
|
8
|
7
|
3
|
4
|
Тематическое планирование по родной (ненецкой) литературе в 3 классе.
|
№
|
№
|
Тема
|
Кол.ч
|
Тип
урока
|
Элементы содерж
|
Требования к уровню подг
|
Вид
контроля
|
Элементы до
|
Домаш
задани
|
Дата проведения
|
|
|
пл
|
факт
|
|
|
|
Танда ваера, ңани' школахана" тэвына"
|
3 ч
|
|
Рассказ о лете
|
|
|
|
|
|
|
|
.1
|
1
|
А,Пырерка «Ненэй вадавна ңэда книга». Е.Сусой «Едэй школадо'»
|
|
Изучение нового
материала
|
Словарная работа
|
устанавливать последовательность действий в рассказе.
|
Ук - чтение
|
Чтение про себя
|
Стр 3-6 читать
|
|
|
|
.2
|
2
|
Е.Сусой «Тарана табеко». Г.Пуйко «Сидя таңы иле"мя»
|
|
Комбинированный урок
|
Работа в группах
|
делить текст на значимые по смыслу части.
|
Ук – наблюден
|
Иллюст к расск
|
Стр 6-10читать
|
|
|
|
.3
|
3
|
Л.Толстой «Нисяндо′ табеко″». М.Пришвин «Иланда ңопой тэңгад перена то"лаха»
|
|
Урок обобщения и систематизации
|
Выборочное чтение
|
передавать содержание прочитанного по иллюстр к произведению.
|
Ук - беседа
|
Чтение на время
|
Стр10-13 читать, рассказ по ил.
|
|
|
|
|
|
Ңэре.
|
4 ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
4
|
И.Юганпелик «Ңэре». В.Бианки «Танда ваера». «Я' ний сыңгосялма». «Лыңгадамдо' пюрңа"». «Ханзер" тарем' сырам'' мада пир"ңадо"?
|
|
Урок обобщения и систематизации
|
Составление описания осени в тундре
|
делать словесные рисунки и иллюстрировать отдельные части текста.
|
Ук – словесное описание осени
|
Выборочн чтение
|
Стр 14-17 читать, переводить
|
|
|
|
5
|
5
|
И.Юганпелик «Маренуй ябто"».
|
|
Урок совер-ия знаний, умений инавыков
|
Сост-е рас-за по оп-ым словам о г-ой охоте в стойбище
|
Сам-но нах-ть сл-а и выр-ния использ-е автором для опис охоты.
|
Ук сообщние.
|
Выборочное чтение
|
Стр 17 выучить наизусть
|
|
|
|
6
|
6
|
Е.Сусой «Сейхана няркабты». «мараңгые"мава"». «Хань'». С.Назаров «И' хэбиле"ма.
|
|
Урок изучения нового материала
|
Работа в группах
|
Выразительно чтение текстов
|
Ук беседа
|
Письм работа по тексту
|
Стр 19-25 читать
|
|
|
|
7
|
7
|
Фархази падвэвна «пэвдейхи яля»
|
|
Урок - репортаж
|
Составление репорт «Новости с урока»
|
объяснять значения трудных и диалектных слов.
|
Ук сообщение
|
Чтение про себя
|
Стр 86-87 у-к 1999 г
|
|
|
|
|
|
Ненэцие" невхы ил'.
|
3.ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
8
|
Л.Лапцуй «Сеня' ңавнанда»
|
|
Урок - обозрение
|
Исторические раскопки «Я′ мидхы нгэвы″ сер″»
|
Умение подобрать синонимы, антонимы при составлении характеристик героев произведения.
|
Ук – сравнение двух миров
|
Составление предлож про Енко
|
Стр 26-27 читать, выучить наиз
|
|
|
|
9
|
9
|
А.Пырерка «Евако Енко». Тэта мякана илеңаха'.
|
|
Комбиниров урок
|
Рабта в парах
|
Самостоятельная работа по учебнику «какими словами характеризуете Енко и тэта
|
Ук – описание детства
|
Письменная работа
|
Стр 29-30 читать
|
|
|
|
10
|
10
|
Вэно" пуна тюңгун. Си"ми сямандами яңгу. Е.Сусой «Сидя Ңокдэта»
|
|
Совершенствование знаний умений и навыков
|
Описание жизни Енко по опорным словам
|
Умение найти в тексте описание душевного состояния героя рассказа,
|
Дидактические тесты
|
Соствление мини рассказов о Енко
|
Стр 30-36 читать, ответ на вопр
|
|
|
|
|
|
Ңарка Россия яна" ңардан'.
|
3 ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
11
|
Ю.Шесталов «Россия ями». А.Пырерка «Маня" ява" сяңар?»
|
|
Урок изучения нового материала
|
Самостоятельное чтение и отв на вопр.
|
устанавливать последовательность действий в рассказе.
|
Ук беседа
|
Выборочное чтение
|
Стр 37-39 читать
|
|
|
|
12
|
12
|
Л.Лапцуй «Ңарка Саля». А.Становов «Сявта' Пыя»
|
|
Урок совершенствование знаний
|
Нахождение ответов на вопросы в тексте
|
выделять основное содержание части и рассказа в целом.
|
Ук - беседа
|
Самостоятельное чтение.
|
Стр 40-44 читать
|
|
|
|
13
|
13
|
И.Юганпелик «Манзара сева"». «Савва се». Е'.Сусой «Ңэрм я' ниня ңадимы" марад"»
|
|
Урок обобщение и систематизации .
|
Сосотавление мини рассказов по картинкам
|
Умение найти слова и отрывки, выражающие различные чувсива.
|
Пк – сочинение о своей земле.
|
Выборочное чтение
|
Стр 45-50 читать
|
|
|
|
5.
|
|
Теневава саварка, ехерава вэварка.
|
2 ч
|
|
|
Объяснение значения образных выражений.
|
|
|
|
|
|
|
14
|
14
|
В.Маяковский «Савва ңамгэ, вэва ңамгэ. И. Юганпелик «Сэко Саляндер»
|
|
Комбинированный урок
|
Составление предложений по опорным словам
|
Умение ясно и точно высказать значение и смысл прочитааного.
|
Ук - беседа
|
Озаглавливание картинок
|
Стр 52-57 читать ответ на вопрос
|
|
|
|
15.
|
15
|
С.Баруздин «Ңарка ңэва' хара"». Е.Пермяк «Тарана няд"ма»
|
|
Урок - зачет
|
Чтение и ответы на вопросы
|
Умение выразительно прочитать текст-обращение.
|
П.к - выписать ответы на вопр
|
Словарная работа
|
Стр 57-60 читать
|
|
|
|
|
|
Лаханако.
|
3 ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.
|
16
|
Маня" Хаерма".
|
|
Урок обобщения и систематизации
|
Знакомство с жанрами устного народного творчества
|
Умение сочинить сказку по опорным словам.
|
Ук – соч сказки
|
Выборочное чтение
|
Стр 61-64 ответить на вопр
|
|
|
|
17
|
17
|
Пухуця' няхар" не ню.
|
|
Урок изучения нового материала
|
Выборочное чтение
|
давать правильную оценку поступкам действующих лиц,
|
У.к – чтение выраз
|
Словарная работа
|
Стр 65-68 читать
|
|
|
|
18
|
18
|
Хибя сямянхат мэбе"ңа?
|
|
Комбинированный урок
|
Деление сказки на части и озаглавливание
|
знать основные сюжеты и темы сказок о животных и их конкретное содержание;
|
Ук - чтение
|
Работа по картинкам
|
Стр 68-75 читать
|
|
|
|
|
|
Сыра' ельцьңгана.
|
4 ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19
|
19
|
Соколов-Микитов «Пили" нерде сыремянда няна». Л.Дьяконов «Вэнекоця сырам׳тумдода».
|
|
Урок – эстафета
|
Выполнение заданий по группам
|
Умение установления причинно-следственных связей.
|
Пк ответы на вопросы
|
Письменные отв вопр
|
Стр 76-80 читать пересказать
|
|
|
|
20
|
20
|
Л.Вануйта «Халям' пэртя"». А,Пырерка «Талрава»
|
|
Урок – репортаж
(о проф)
|
Защита профессии
|
Умение составить рассказ о своей будущей профессии.
|
Пк – сочинение»Кем я буду…»
|
Выборочное чтение
|
Стр 80-84 читать
|
|
|
|
21
|
21
|
В.Пырерка «Яңганя хаерад׳сэв». Р,Фархади «Пэвдейхы яля״». Е,Сусой «Тецьда׳помна».
|
|
Комбиниров урок
|
Работа в парах
|
давать правильную оценку поступкам действующих лиц,
|
Пк – рассуждение о поступках
|
Выбор очное чтение
|
Стр 84-89 читать
|
|
|
|
22
|
22
|
И,Юганпелик «Ңэрм׳хадхана». Е.Сусой «Ңамгэ ханзер״сыра׳иле?». «Толаңго теневава саць сава». Мань толаңгудм׳. Нисями ңод״толаңго теневавы.
|
|
Урок совершенствования знаний
|
Развитие речи-чтение с переводом
|
Умение высказать вслух образы и представления, которые имел ввиду автор.
|
Ук рассуждение ученика.
|
Работа по картинке
|
Стр 90-96 читать. Выбор пересказ
|
|
|
|
8.
|
|
Нарэй пяйда, нувода пяйда.
|
2 ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23
|
23
|
В.Бианки «Тэваси׳нюкця"» М.Пришвин «И׳хэбиле"мя»
|
|
Урок изучения нового материала
|
Восстановление деформир текста
|
Подьор текта по заголовку
|
Ук беседа
|
Выборочное чтение
|
Стр 97-100 переводить
|
|
|
|
24
|
24
|
Е,Сусой «Пэдарахад товы юн». «Ңэрм я׳няна»
|
|
Комбиниров урок
|
Работа над текстом - составление плана
|
Отработка произношения слов и выражений, раскрывающих смысл читаемого.
|
Ук – подбор слов, перед.смысл прир пр.
|
Самостоят чтение
|
Стр 101-103 пересказ по плану
|
|
|
|
.
|
|
Нарэй ңарка яля".
|
4 ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25
|
25
|
Л.Налтанова «Юд' ню' небя». Г.Пуйко «Нюкубц' се».
|
|
Урок коррекции знаний
|
Работа в парах
|
иллюстрировать отдельные части текста.
|
Ук - беседа
|
Чтение цепочкой
|
Стр 104-109
|
|
|
|
26
|
26
|
Е.Сусой «Март' сидандетюмдей яля - не" ңарка яля». «1961 по' 12 яля'». В.Бороздин. «Восток» космической корабль' сидер' сивна манэ"мы".
|
|
Урок обобщени и систематизации
|
Составле - ние сообщения о полете В. Терешковой на р.языке
|
Выразит беглое осмысленное чтение текста на выбор
|
Пк - тест
|
Самостоят работа
|
Стр 109-114 читать
|
|
|
|
27
|
27
|
А.Каныкин «Сайноро"мА хурка ңэса?» В,Пырерка «Нива" выдараңгу"». «Пулеметм' пэртя».
|
|
Урок контроля
|
Работа в группах
|
Умение перевести текст на русский язык.
|
У.к-рссказ
|
Чтение просебя
|
Стр 114-120 читать
|
|
|
|
28
|
28
|
М,Исаковский «Пили" тенед!»
|
|
Комбиниров урок
|
Словарная работа
|
Умение выразительно, точно передать характер стихотворения.
|
Ук - чтение
|
иллюстрирование
|
121-122 наизусть
|
|
|
|
.
|
|
Хуркари серкат я ерамба тара.
|
2 ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29
|
29
|
Улуро Адо «Ңарка нями ява" ерамби». А.Пырерка «Границам' лэтрамбада Динго».
|
|
Урок совершенств знаний
|
Пересказ по плану
|
выделять основное содержание части и рассказа в целом
|
Ук - беседа
|
Выборочное чтение
|
Стр 123-127 пересказ по выбору
|
|
|
|
30
|
30
|
Л.Некрасова «Ява" ерамбада"».
|
|
Урок - обобщение
|
Развитие речи-сост рассказа по картинке с опорн словами
|
Умение с помощью составить характеристику защитника Отечества.
|
Пк – рассказ о солдате
|
Расска по картинке
|
Стр 127-128 чмиать
|
|
|
|
|
|
Вы" ява" ной панытана' то"лаха.
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3132
|
31
|
Е.Сусой «Сидя по' пеля ңобт' тэвъяха'».
|
|
Комбинированный урок
|
Описание тунры весной
|
Умение самостоятельно ответить на вопросы по тексту в письменном виде.
|
Пк – ответы на вопросы
|
Чтение цепочкой
|
Стр 129-132 читать
|
|
|
|
33
|
32
|
Р,Фархади «Писавэй-яля' яля»
|
|
Урок изучения нового материала
|
Развитие речи - выбор ответов на поставл вопросы
|
Умение составить описание полярной ночи
|
Пк – письм. Описание
|
иллюстрирование
|
Стр 133-134
|
|
|
|
34
|
33
|
Л,Толстой «Таңок и" ханяна хан"ңа?».
|
|
Урок - исследование
|
Словарная работа
|
Умение произношения многосложных слов, составление с ними предложений.
|
Ук – составление и чтен пред
|
Жужжащее чтение
|
Стр 134-135 читать ответ на вопр
|
|
|
|
|
34
|
Б,Заходер «Пыдо' ңод" тоходаңгу"».
|
|
Урок сов знаний
|
Работа в парах
|
Умение сост рассказ
|
У.к- выр чтен
|
Чтение с пкрквод
|
Стр 145-140
читать
|
|
|
|
35
|
35
|
Повторение
|
1 ч
|
Урок - обобщение
|
Развитие речи – слов работа
|
Умеие рассказать по карт
|
Ук беседа
|
иллюстрирование
|
Чтение понрав рассказ
|
|
|
|
|
|
Всего
|
35
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1.Е.Г, Сусой Толаңго книга. Учебник на ненецком языке для 3 класса общеобразовательгых учреждений. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение.2005 г.
2. М. Я .Бармич. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для учащихся начальных
классов. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.
3. М. Я. Бармич. И. А. Вэлла Словарь ненецко – русский и русско –ненецкий. Пособие
для учащихся начальной школы. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.
4. А.И.Ненянг. М.А.Ненянг. Ңацекэхэ" толаңгува". Пособие для воспитателей ненецких
детских садов. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение. 2001г.
5. М.Я Бармич. Ебцотако тохолку. Ненецкий язык в картинках. С-Петербург.
Отделение изд. Просвещение. 2000г.
6. Л.Ненянг. Ненецкие сказки.. Составление и перевод на английский язык
А.Мищенко.
7. Л.Ненянг. Ходячий ум народа. Сказки, легенды, мифы, предания, эпические песни,
Пословицы, поговорки, поверья, обереги, народные приметы, загадки
Таймырских ненцев.. Красноярск. 1997г
8. Е. Н. Самойлова. М.Я.Бармич. Хар"на" толаңгува". Учебное пособие по чтению и
Развитию речи на ненецком и русском языках для 1-4 классов общеобразовательгых
Учреждений. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение 2008г.
1 .Е. И. Матвиенко. Методическое руководство к учебнику «Литературное чтение» для
2 класса школ Крайнего Севера.
2. А.И.Рожин, Л.А.Варковицкая, Е.Г.Сусой, Е.М.Талеева Книга для учителя ненецкой
начальной школы Изд. Просвещение ленинградское отд. 1979 г.
3. М.А.Неняңг На уроках ненецкого языка. Методическое пособие для учителей 1-4
классов общеобразовательных учреждений. С-Петербург филиал изд. Просвещение
2007 г.
4. Музеи и памятники Таймыра. Кладовые памяти народной. Научно-производственное
Объединение «Полиграфвидео» Москва 1995 г.
5.А.А.Барболина. Топонимика Таймыра. Таймырский Долгано-Ненецкий автономный
округ Государственное окружное учреждение «Международный центр Арктической
культуры и цивилизации» Дудинка 2006 г.
6. ООО «Издательский Дом «КП» плюс» Люди оленьего края г. Красноярск 2005 г.
7. М. Жаркова. Г.Дружинина. Таймыр глазами детей По заказу Таймырского
Окружного Центра народного творчества.. Москва изд. «Русская литература»..
8. М.И. Попова .Есть Таймыр единственный Книга стихов таймырских школьников.
Изд. Дрофа С-Петербург 2005.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
1) Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2) Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) эстетические потребности, ценности и чувства.
8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.
При изучении курса «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
Метапредметныерезультаты:
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) способы решения проблем творческого и поискового характера.
3—4) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7) Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением.
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
10) логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Используемая литература: «Национальная школа: направление совершенствования структуры и содержания образования. Москва. Издательский дом 2Новый учебник» 2003
Книга для учителя ненецкой начальной школы. Ленинград «Просвещение». Ленинградское отделение 1979 г