Директор ТМОУ «У-ПСОШ-И» зам. директора по УВР на заседании МО
Сучкова Е А Кукарева З В протокол № ___ от ____
«___» ___________ 2012 г. «___» __________ 2012 г. «___» _________2012 г.
Рабочая программа по родной (ненецкой) литературе
Учителя родного (ненецкого) языка
Комаровой Валентины Накочевны
2011 – 2012
ПРОГРАММА
по родному (литературному) чтению
2 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возвратных особенностей младших школьников.
Рабочая программа по родному (ненецкому) языку для 1-4 классов разработана в соответствии:
- с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №183 – окЗ «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймырского (Долгано - Ненецкого) Автономного округа»;
- с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №184 – окЗ «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано - Ненецкого) Автономного округа»;
- с «Типовой о программой по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов» (М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007)
- с территориальным базисным учебным планом (далее – БУП) 2004 для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;
- с территориальным базисным учебным планом, учитывающим федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) нового поколения для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;
Ненецкий язык как любой другой язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.
Осуществляемая в стране реформа общеобразовательной школы основывается на творческом развитии педагогических инновационных методов образования и воспитания молодого поколения и направлена на то, чтобы поднять уровень образования и воспитания молодежи, улучшить ее подготовку к самостоятельной трудовой жизни, повысить гражданскую позицию, патриотизм. На выполнение этих задач и должно быть нацелено преподавание в школе родной литературы, дающей возможность учащимся ознакомиться с духовным миром, бытом, нравами и традициями родного народа.
Для осуществления поставленных целей перед уроками родной литературы ставятся следующие конкретные задачи: овладение художественными богатствами ненецкой литературы, приобщение учащихся к искусству слова и развитие художественного восприятия как основы постижения авторского видения окружающего мира; формирование у учащихся высоких нравственных качеств, воспитание у учащихся
высокой гражданской позиции, любви к родному народу, дому; воспитание устойчивого
интереса к чтению и любви к родной литературе, развитие чувства прекрасного, формирование высокого эстетического вкуса.
Цели, задачи курса родной литературы в начальной школе
Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно- творческих и познавательных способностей, формирование эстетического отношения к слову, совершенствование видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать;
- овладение осознанным правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора
- воспитание эстетического отношения к слову, интереса к чтению и кит и, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств.
Предметом обучения в основной школе является ненецкий литературный язык и его реальное функционирование. Цели обучения ненецкому языку в основной школе:
1) развития и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтение, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Ненецкий язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка
Цельопределяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Ненецкий язык»
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части ненецкой национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью ,которая находится в постоянном диалоге( через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке
Курс ненецкой литературы для 1-4 классов имеет свою ярко выраженную специфику, которая проявляется как в отборе материала, так и в методике его изучения. Это выдвигает целый ряд частных задач, которые отличаются от задач, стоящих перед литературным образованием в начальной школе.
Задачи эти заключаются в следующем:
__ совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения;
__ сформировать первоначальные умения и навыки анализа художественного текста;
__ в процессе знакомства с фольклором и творчеством ненецких писателей расширить и углубить жизненные впечатления учащихся , пополнить знания учащихся об историческом прошлом своего народа;
__ познакомить учащихся с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Многообразие задач и само содержание программного материала в 5-7 классах требуют от учителя родной литературы знания произведений устного народного творчества и ненецкой литературы, понимания своеобразия творчества писателя, знания его жизненного пути; совершенствование своего педагогического мастерства и методической подготовки.
Виды и формы работы на уроках родной литературы.
Каждый урок литературы на продвинутом этапе должен способствовать активному формированию у учащихся научно-материалистического мировоззрения, расширению их представлений об исторических фактах и событиях в жизни ненцев и всего российского народа. На уроках по родной литературе, исходя из конкретных целей и задач, учителю следует использовать приемы работы, пробуждающие и развивающие интерес к литературе и творческую активность учащихся.
Большое значение при этом имеет вступительная беседа, основанная на личных впечатлениях и наблюдениях учащихся; материале, раннее изученного ими. В качестве материала для вступительных бесед могут быть также использованы факты из жизни писателя и его творчества.
Анализ изучаемого текста начинается с беседы и комментированного чтения. Он включает пересказ содержания прочитанного по плану и без плана, выразительного чтения отрывков, наиболее важных для усвоения произведения. Наблюдения за построением произведения , за развитием событий помогают учащимся понять художественный текст в единстве формы и содержания. При анализе эпического произведения дети учатся выделять в нем в определенной связи эпизоды (сюжет0 , находить в тексте существенные детали, описания (портрет, пейзаж0 и соотносить их с общей структурой произведения (композиция).
Работа из класса в класс углубляется, расширяются представления учащихся об авторском замысле и способах его воплощения. Таким образом, школьники практически усваивают понятия: композиция, сюжет, тема, идея.
При анализе образной системы изучаемых произведений формируются представления учащихся о портрете литературного героя, первоначальное понятие о литературном характере. Выявление темы и главной мысли произведения дает возможность учащимся определить отношение автора к его героям. Наблюдения детей за образно-выразительными средствами поэтического языка способствуют пониманию особенностей художественной литературы и овладению такими теоретико-литературными понятиями, как эпитет, сравнение, ритм, рифма, прозаическая и литературная речь, аллегория, олицетворение, диалог и монолог.
Всесторонний анализ литературного произведения позволяет сделать вывод о том, что автор его - гражданин своей страны, имеющий свой взгляд на происходящее в жизни, отображающий в произведении человеческие характеры с позиций своих гражданских и эстетических критериев.
Для реализации целей и задач, поставленных программой, школьный урок литературы на родном языке должен быть дарующим ни с чем не сравнимую радость творчества, рождать новый стиль общения с книгой и раскрывать таинства общения с писателем.
Изучение фольклора коренных народов Таймыра.
Ведущая идея программы – знакомство учащихся с духовной культурой коренных народов, проживающих на Таймыре , через произведения фольклора.
Главные культурологические задачи программы:
__ приобщение учащихся к истокам самобытной национальной культуры малочисленных народов Таймыра, к их духовным ценностям;
__ создание единого поликультурного пространства в образовательных учреждениях, расположенных на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Основные цели и задачи данной программы:
__ использование материала национально-региональной тематики в учебно-воспитательном процессе;
__ формирование нравственного поведения учащихся по отношению к северной природе, ее растительному и животному миру4
__ воспитание уважительного отношения к культуре и быту коренных жителей Таймыра, формирование навыков толерантного поведения учащихся;
__ овладение первичными знаниями о своеобразии фольклора малочисленных народов Севера;
Ведущие принципы программы:
__ учет возрастных особенностей учащихся 5 классов при отборе содержания, планирования целей и задач воспитания и обучения;
__ учет государственного образовательного стандарта по курсу «Литература» 0для 5 классов и, в частности, содержания, раздела «Фольклор»;
__ изучение произведений фольклора народов Севера в соответствии с учебными темами государственного образовательного стандарта.
Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер. Программа составлена на основе принципов доступности и опоры на общекультурные знания учащихся по теме «Фольклор» в соответствии с программами литературного чтения в начальной школе и уроков литературы во 2 классе.
Общая характеристика предмета
Литературное чтение - один из основных предметов в системе обучения младшего школьника. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональнуюграмотность, способствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Рабочая программа 2 класса направленана формирование и развитие учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения, а также вводитдетей в мир художественной литературы и помогает в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. У детей пробуждается интерес к словесному творчеству и чтению.
Внеклассное чтение - неотъемлемая часть курса литературного чтения, которая проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.Цель его - углубленно знакомить обучающихся с детской литературой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру общения
Учебная программа предлагает для ознакомления весь круг детского чтенияс учетом тем, жанров, авторов и книг.
Методика обучения литературному чтению основана на художественно – эстетическом, литературоведческом и коммуникативно – речевом принципах. Все эти принципы объединены внутрипредметной связью.
Во 2 классе основным видом упражнений является выбор нужной книги по заданным показателям и соотнесение книги с рядом книг. Первый вид упражнений второклассники осуществляют вне урока, при самостоятельном выполнении домашних заданий по внеклассному чтению, второй - в классе при коллективном анализе представленной у доски выставки прочитанных книг на определенную уроком тему.
Каждый урок внеклассного чтения обеспечивает младшим школьникамзнакомства с широким кругом детского чтения от устного народноготворчества до стихотворений, рассказов русских и зарубежных писателей, формирует умение выбирать книги, содействует возникновению устойчивого интереса к книге.
Основные содержательные линии.
Основные содержательные линии «родного (литературного) чтения» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 10 разделами: «Маня“ школава“», «Нгэре» («Осень»), «Сава нгамгэ, вэва нгамгэ», «Сырэй“», «Лаханако“», «Хар“на“ мяканана“», «Хар“на“ вы“ яна“ нгардан“», «Нара», «Нара’ нгарка яля“ », «та’», а также часами внеклассного чтения.
В курсе «Литературное чтение2 выделяются следующие содержательные линии:
Ø Читательская деятельность учащихся на родном (ненецком) языке;;
Ø Творческая деятельность учащихся (на основе художественных текстов)
Ø Круг детского чтения с указанием фамилий поэтов и писателей.
Ø Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо);
Ø Виды читательской деятельности;
Ø Библиографическая культура.
Главнымисодержательными линиями являются круг чтения и опыт читательской деятельности, формирование и совершенствование техники чтения, знакомство с литературоведческими терминами, понятиями, развитие речевой и читательской деятельности обучающегося 2 класса.
Общая цель изучения литературного чтения на родном языке в начальной школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения состоит в приобщении младших школьников к чтению на родном языке ; к восприятию и осмыслению ненецких учебных текстов, а также ненецких художественных текстов, русских художественных текстов, созданных в образной системе другой художественной культуры; в приобщении к духовно – нравственным ценностям русской литературы (культуры), к ценностям других национальных Литератур (культур) народов России, в формировании читательской компетеции на основе самостоятельной читательской деятельности на родном (ненецком) языке. Данная цель конкретизируется при решении следующих задач:
Ø Обогащение на основе чтения, восприятия, осмысления художественных, научно – популярных и учебных текстов духовно – нравственных качеств младших школьников, их представлений о том, что хорошо и что плохо, о добре и зле; формирование чувства гордости за свой народ и свою многонациональную страну; уважительное отношение к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов России;
Ø Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности на родном (ненецком) языке (аудирование, говорение, чтение и письмо), овладение коммуникативной деятельностью на родном ненецком языке.
Ø Развитие у нерусских учащихся эстетической восприимчивости к родному (ненецкому) художественному слову, к художественной образности, понимание художественного ненецкого текста как явление словесного искусства, выраженного художественными средствами, развитие эстетического и художественного вкуса.
Ø Формирование познавательной и творческой деятельности на основе учебных, нвучно – популярных, художественных текстов на родном (ненецком языке, овладение простейшими практическими умениями работать с ненецкими художественными текстами, сопоставлять однотемные художественные тексты родной (ненецкой) и русской литературы. Находить в них черты сходства
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение родного (литературного) чтения отводится 1 час в неделю. На изучение программного материала отводится 35 часов.
Для полной реализации рабочей программы на уроках родного (литературного) чтения используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на осознанность чтения, развитие речи, умение работать с текстом художественного произведения, а также на формирование общеучебных умений.
Требования к результатам освоения программы
Личностные
Формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гкманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.
Формирование средствами ненецких литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей. Ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный здоровый образ жизни.
Формирование потребности в систематическом чтении как в средстве познания мира и самого себя;
Восприятие ненецкого литературного произведения как особого вида искусства;
Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
Метапредметные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Использование знаково – символических средств представления информации о книгах;
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Овладение навыками смыслового чтения в соответствии целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в письменной и в устной форме;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинн – следственных связей, построения рассуждений;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зренияи оценку событий;
Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные
· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
· понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
· сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
· овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
· овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета
Содержание и структура программы по родной литературе.
В программу по родной литературе на продвинутом этапе обучения включены:
__ ненецкий фольклор и его жанры – сказки о животных, великанах, бытовые и волшебные сказки;
__ литературные произведения писателей – литературные сказки, созданные по мотивам устного народного творчества,
стихотворения, рассказы, поэмы, повести, очерки.
Разделы программы 1-4 классов отражают темы: устное народное творчество – народ – творец, поэт, певец; через творчество писателей ненцев раскрываются такие темы, как жизнь ненцев до 1917 года, строительство новой жизни расцвет национальной культуры и литературы.
В содержание курса обучения родной (ненецкой) литературе во 2 классе входят:
I. Сфера общения
1.Социально - бытовая (этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа .
2.Учебно-трудовая (школа, распорядок дня, каникулы и т.д.)
3.Социально-культурная (город, село, учреждения культуры. Отношение к природе, сезонные изменения в природе, погода. Сказки, песни, стихи.)
4 Игровая
Виды и типы игр (детские в помещении и на улице, мужские и женские.)
II. Речевые умения
1. Аудирование (слушание)
Понимание речи учителя и других носителей языка в объеме, предусмотренном курсом.
Определение основной мысли звучащей речи, отделение главного от второстепенного.
2. Говорение
Составление рассказа с опорой на наглядность.
Составление рассказа согласно ситуации.
Продолжение рассказа по заданному началу.
Трансформация речевых высказываний.
3 Чтение
Чтение полного текста без заданий.
Чтение с пониманием основного содержания.
Ответы на вопросы по прочитанному
4 Письмо
Списывание слов, словосочетаний, предложений и текстов.
Запись слов, словосочетаний, предложений и текстов под диктовку.
Выполнение письменных заданий.
III. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях жизни ненцев
1 Место расселения народа. Названия населенных пунктов.
2 Особенности природно-климатических условий региона: особенности времен года в Арктике, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.
3 Произведения ненецкого детского фольклора (сказки, загадки, пословицы,
поговорки, песни.)
4 Произведения ненецких писателей и поэтов.
5 Образцы орнаментов.
6 Жилище (стойбище) оленеводов – чум, его интерьер, дизайн, архитектура расположения нарт и других предметов стойбища
7 Орудия труда и средства передвижения.
8 Традиционная мужская и женская одежда.
9 Народные детские игры.
10 Традиционные виды труда и отдыха.
IVВиды читательской деятельности. Работа с учебными и научно – популярными текстами (познавательная деятельность).
Общее представление об учебных и научно – популярных текстах. Восприятие и понимание учебных и научно – популярных текстов на родном (ненецком) языке. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Понимание учебных и научно – популярных текстов как источников информации. Определение темы, главной мысли, деление текста на смысловые части, определение темы каждой части, озаглавливание каждой части. Установление причинно – следственных связей, выделение ключевых слов. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, умение перевести русское слово, предложение, словосочетание на родной язык и наоборот.
1) Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2) Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) эстетические потребности, ценности и чувства.
8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.
При изучении курса «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
Метапредметныерезультаты:
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) способы решения проблем творческого и поискового характера.
3—4) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7) Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением.
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
10) логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметныерезультаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Учебно-тематический план 2 кл.
№
Название темы или раздела
Всего часов
теория
наизусть
Сочин.
Внеклас. чтение
1
Падарм' няд"мяць мюсеван' хамекуда". Е.Г.Сусой.
1
1
2
Маня" школава".
6
1
1
1
3
Ңэре.
3
1
1
1
4
Сава ңамгэ, вэва ңамгэ.
5
1
1
1
1
6
Сырэй.
4
1
1
1
7
Лаханако.
5
1
1
2
8
Хар"на" мяканана".
2
1
1
9
Хар"на" вы' яна" ңардан'.
2
1
1
10
Нара.
2
1
1
11
Нара' ңарка яля".
3
1
Та
2
1
всего
35
8
6
5
7
Поурочное планирование по литературе 2 класс.
№
Тема
Требования к уровню подготовки
К.ч
Тип урока
Элементы содержания
Вид
контроля
Элемен
Дом.
задан
Дата проведения
план
факт
1
Сведения о языке.
Умение выделять ненецкий язык в группе самод. яз
Изучение нового материала
Исторические сведения
У.к беседа
Табл. гр. яз
Записи в тетр.
2
Падарм' няд"мяць мюсеван' хамекуда".
Умение выразительно прочитать текст-обращение. Умение перевести текст на русский язык.
Комбинированный урок
Словарная работа
У.к -чтение
Работа в тетради
Стр 3-4.перевод.
3
Маня"школава".
Е.Сусой. «Нерденя урок' нерцюй яляхана».
Пополнение словарного запаса. Умение найти ответы на вопросы в тексте
6 ч
Урок совершенствование знаний
Развитие речи – работа над текстом
У.к - рассказ
Работа по картинке.
Стр. 56ответитьвопр.
4
«Тохолкова-тоходанва по' нерденя яля».
Умение применить новые слова в предложении. Умение составить рассказ с помощью данных слов.Умение составить рассказ о первом дне в школе.
Урок - репортаж
Самостоят
Работа
У.к рассказ ученика
Иллюстрация к рассказу
Стр.
7-8
Читать, сост.расск
5
А.Пырерка. «Нюртей урок».
Уметь рассказать о своем первом уроке, высказать впечатления.
Урок обобщения и систематизации
Составление рассказа
У.к – рассказ
Работа в тетради
Стр. 8-10
Чит. Расск.
6
А.Рожин. «Хацявыд" янолара"»
Уметь прочитать выразительно, правильно, соблюдая знаки препинания.
Урок изучения нового материала
Выразительное чтение
У.к - чтение
Пересказ текста
Стр.
10-13
читать
7
А. Пырерка. «Школан' хэванзь идей"»
Умение найти в тексте описание душевного состояния героя рассказа, передать своими словами о своем душевном состоянии перед сборами в школу.
передавать содержание прочитанного по иллюстрации к произведению.
Формирование умений и навыков
Выразительное чтение
У.к рассказ по карт
Письм ответы на вопр
Стр 89-93 выр чтение
8.
Нара.
2 ч
29
Е,Сусой «Ензаруй салаба׳ тэс"». «Наран׳маямби"».
самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений предметов и явлений действительности.
самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.
Урок – формирование умений и навыков
Словарная работа
П.к-слов работа
Чтение про себя
Стр 111-115 выраз чтение
10.
Та'.
2 ч
34
А.Рожин «Ңувондалвахана». Л,Лапцуй «Епдя" тэвыд"»
Умение составить описание природы во время сбора травы.