Могут ли планшеты повысить успеваемость в школе?
Михаэль Стора (Michael Stora), детский психолог из клинического центра Пантена.
Филипп Коттье (Philippe Cottier), научный сотрудник Университета Мена.
Министр образования Франции Венсан Пейон выступил за «цифровую эру» в школах и предложил использовать в учебе планшеты. Эта техника обещает персонализированный подход к обучению и, как считается, должна повысить общий уровень успеваемости учеников. Тем не менее, относиться ко всему этому нужно с осторожностью.
«Atlantico» (журнал): Американский стартап провел исследование использования приложения для iPad (интернет-планшет, выпускаемый компанией Apple), которое позволяет ученикам применить их познания в математике. Этот опыт пролил свет на большие различия в уровне учащихся в одном и том же классе. Позволят ли планшеты персонализировать учебный процесс? Какой будет роль преподавателя?
Михаэль Стора:Планшеты коренным образом меняют систему отношений учитель-ученик. Если раньше они были вертикальными, то сегодня все больше переходят в горизонтальный план, потому что учитель смотрит на планшет вместе с учениками. Это формирует новые условия в плане эргономики и педагогики.
Планшеты обладают существенным мотивационным воздействием на поколения, которые появились на свет вместе с этими технологиями. Было установлено, что при использовании iPad внимание удается поддерживать гораздо дольше. Это поднимает вопрос визуализации обучения. Использование устройств с интерактивными экранами открывает множество преимуществ, в том числе позволяет ребенку принять активное участие в своем обучении. Возможность манипулировать информацией позволяет легче усвоить ее. Как и в видеоиграх, здесь появляется редкая для традиционного образования логика обучения на собственных ошибках.
Делать ошибки проще. В видеоиграх проигрыш учит добиваться победы. Таким образом, это усиливает стремление двигаться вперед.
Преподаватели неохотно переходят на использование планшетов, потому что они подрывают эту вертикальную связь между учеником и учителем. Преподаватель привык держать в поле зрения всех учеников, сидя за своим столом. Оттуда он может наблюдать, следить. В классах, которые перешли на новую систему, складывается совершенно иная структура: учитель прогуливается среди учеников и смотрит, как они справляются с задачей. Такие отношения могут поставить в неудобное положение некоторых преподавателей, особенно тех, которые не пользуются достаточным авторитетом. Кроме того, некоторые ученики могут уметь лучше пользоваться новыми технологиями, что, кстати, бывает и в отношениях детей и родителей. Новые информационные технологии получения знаний могут нарушить эти связи, тем более что юные поколения сейчас гораздо требовательнее к тому, что они учат.
Филипп Коттье:Появление в школах планшетов — это всего-навсего новый инструмент обучения. Самое важное — это все равно роль преподавателя, потому что именно он организует учебный процесс. К результатам исследований нужно отнестись с осторожностью, так как выводы других работ говорят, что даже если раздать детям планшеты, чуда не случится.
Речь идет о дополнительных учебных средствах, которые преподаватель может использовать или не использовать в зависимости от собственных знаний и предпочтений. Чтобы в полной мере сравнить результаты, нужно взять два класса, один с планшетами, а другой без них, но и с одним и тем же учителем. В идеале это должны быть одни и те же ученики, что физически невозможно. Думаю, нужно с сомнением отнестись к исследованиям, которые утверждают, что планшеты приносят реальную пользу. Планшеты могут представлять интерес в том плане, что их можно передавать из рук в руки, что у них есть сенсорный интерфейс, который позволяет напрямую взаимодействовать с экраном. Все это формирует определенную культуру использования устройства и приложений. Тем не менее, школа вовсе не обязательно должна быть направлена на обучение владению компьютерной техникой. Не стоит путать технические инновации с педагогическими.
Планшеты могут обеспечить более персонализированный подход к обучению в том плане, что каждым таким устройством пользуется всего один ученик. Тем не менее, планшет служит здесь всего лишь дополнительным средством, так как преподаватели и так стараются больше учитывать личные особенности учащихся. Нужно время, чтобы оценить его реальные перспективы. Из истории образования следует, что появление новых технологий, таких как компьютеры, не привело к революционным изменениям в учебной практике. Как бы то ни было, каждый раз, когда у нас возникают новые технологии, они ставят под сомнение существующие методы.
— Результаты исследования говорят о том, что при переходе учеников в старший класс, преподавателям не всегда сообщают об имеющихся у каждого из них трудностях. Могут ли планшеты позволить эффективнее следить за успеваемостью учеников при переходе в старшие классы?
Михаэль Стора: Мне кажется, что преподаватели обсуждают между собой трудности их учеников. И не думаю, что присущие планшетам инновации находятся именно на этом уровне. Даже в начальной школе педагоги проводят большие собрания, чтобы узнать об уровне детей.
— Как еще можно использовать планшеты, чтобы повысить уровень учеников?
Михаэль Стора: Вопрос касается не самого планшета, а его содержания. Речь идет о получении знаний. А манипуляция информацией позволяет лучше усвоить ее. В северных странах проводились эксперименты по использованию видеоигр. Так, например, на уроке истории используется существующая игра о морской торговле в XVIII веке. Сначала ученик играет в эту игру, а затем в письменном виде рассказывает о пройденной миссии. Потом его рассказ и игру сравнивают с реальными историческими фактами. Это позволяет получить удовольствие от учебы. Кроме того, Фрейд говорил, что обучение невозможно без удовольствия. Не все преподаватели увлечены своим делом, в результате чего ученикам бывает непросто сосредоточиться, даже если они любят предмет. Педагог играет важную роль, потому что он координирует учебу, но иногда он уступает место чему-то другому.
— Преподавателей обучают новыми технологиям так, чтобы они могли оптимально ими пользоваться?
Михаэль Стора: Сегодня преподавателей не учат тому, как наилучшим образом использовать эти технологии. У учителей не хватает времени. Многие из них с энтузиазмом относятся к идее о применении в классе новых технологий, но все это требует значительных затрат времени.
Филипп Коттье: Преподаватели недостаточно полно вовлечены в процесс обсуждения, и если им в определенной степени навязать использование планшетов, они могут почувствовать себя не в своей тарелке. Оборудование закупают местные власти, однако решения насчет обучения принимает Министерство образования. Такая проблема уже возникала в прошлом с появлением компьютеров. Чтобы вести обучение, необходимы определенные знания, умения и навыки. Кроме того, для адаптации этой техники к учебному процессу требуется время. В некоторых учебных заведениях существует обмен знаниями по ее применению, но такая практика еще не стала повсеместной. Наконец, подготовить преподавателей трудно, потому что пока ею пользуются еще очень мало людей.
— Если опасность, что это может привести к разрыву между теми школами, где используют планшеты, и теми, где от них решили отказаться?
Михаэль Стора: Это касается не только цифровых технологий. Разница в уровне школ существовала всегда. Проблема касается скорее семейной обстановки, так как некоторых учеников сильнее подталкивают к учебе, чем других. Цифровую технику необходимо в приоритетном порядке вводить в учреждениях, которые находятся в так называемых «чувствительных» зонах. Дело в том, что ее распространение в школах обеспеченных и благополучных районов только расширит пропасть. Я работаю со школой Кретей, где 40% учеников не могут сдать экзамены. Там вводятся программы использования цифровых технологий, которые должны вернуть неуспевающим ученикам интерес к учебе. Нам обязательно нужно помочь молодежи.
Филипп Коттье: Здесь нужно отметить территориальное неравенство, потому что решение о закупках принимают органы местного самоуправления. Кроме того, можно говорить о неравенстве между мальчиками и девочками, обеспеченными и малообеспеченными слоями населения. Девочки показывают одинаковые результаты при работе с цифровыми и бумажными пособиями, тогда как мальчики лучше проявляют себя в работе с цифровой техникой, чем с книгами.
Цифровая техника обычно усиливает уже существующее неравенство. Формирование общественных связей ребенка зависит от его социальной группы. Дети из обеспеченных слоев чаще всего уже хорошо владеют этими технологиями, в том числе и с точки зрения профессионального применения (электронная почта, поиск в интернете...), тогда как дети из менее состоятельных классов воспринимают их скорее как развлечение.
По материалам французского журнала «Atlantico». Оригиналпубликации: Peut-on se fier à cette étude qui montre que les tablettes permettraient aux enfants de mieux réussir à l’école ?
|