-сформировать представление об образе Родины в лирике Н.М.Рубцова, уметь определять ключевые слова в стихотворении, комментировать их, формировать умение работать в группах;
-закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя;
Учитель предлагает учащимся вспомнить наиболее яркое и запоминающееся что-либо, связанное с их малой родиной, деревней, где они живут и то, что произвело или производит на вас впечатление, что запало вам в душу, личностно значимое (сказать одним словом)
В течение нескольких секунд думают про себя и вспоминают образ
Социализация
Учитель слушает каждого ученика
каждый ученик вслух рассказывает о своем воспоминании. Ребята проговаривают: река, природа, поле, зима в деревне, цветы. Луга, ягоды, школа, родители, избы, дом родной
2.Деконструкция (работа с материалом, погружение в него, тексты , иллюстрации)
Запишите словосочетание РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ и подберите к нему ассоциации (смысловые, фонетические), можно нарисовать рисунок.
Учащиеся работают самостоятельно и письменно подбирают слова:
Каждый учащийся читает вслух свои слова, обменивается мнениями и дополняют информацию понравившимися словами, сказанными другими учащимися
Групповая работа
Учитель предлагает учащимся объединиться в группы – раздает листочки с текстами стихотворений Рубцова о родине. Тексты даны для того, чтобы можно было поработать с ними и дополнить свои ассоциации, связанные с образом Родины. Выпишите слова, обозначающие цвет, звуки, очертания, чувства
В итоге получается набор богаче и эмоциональнее.
По тексту на группу. Учащиеся читают комментированно или вспоминают стихи Рубцова, другие и дополняют свои ассоциации строчками или словосочетаниями, взятыми из данных стихотворений
Когда учащиеся проработают с текстом стихотворения, их вниманию предлагается посмотреть картины с изображением деревни и деревенского пейзажа и послушать песню «В горнице»
Дополнение новыми ключевыми образами
Социализация
Представители от каждой группы высказываются и сообщают, какие образы нашли.
Реконструкция
На основе выписанных слов и своих личных впечатлений напишите сочинение-миниатюру по теме «Мой родной край» или «Моя деревня»
Индивидуально из этих записей выбираем несколько ключевых слов, самых ярких или одно слово, которое станет названием основного текста. Учащиеся пишут сочинение по своим впечатлениям и по своему настроению
Социализация
Учитель слушает сочинения учеников, не показывая своих эмоций и никого не критикуя
Учащиеся читают друг другу свои произведения, соотнося их с тем, что получилось. Идет взаимообогащение, самокоррекция
Разрыв (на данном этапе нужна литература – учебник), позволяющая ответить на возникшие вопросы. Цель – выяснить образ родины в судьбе лирического героя
Учитель сообщает, что после того, как учащиеся прочувствовали на себе, что такое малая родина и с чем она ассоциируется, внесем туда героев стихотворения « Родная деревня»
Слушают стихотворение в записи актера и одновременно следят по тесту в учебнике.
Дополняют вновь свои ключевые слова
Социализация (взаимный пересказ того нового, что удалось узнать)
Учитель предлагает самим учащимся задать вопросы группам по данному стихотворению
Учащиеся задают и формулируют вопросы друг другу.
Если вопросы не поступают, учитель задает их сам
-С чем ассоциируется образ Родины у Рубцова?
-Почему стихотворение начинается строками «Хотя проклинает проезжий дороги моих побережий»? За что можно проклинать дороги?
-Как вы думаете, почему именно школа глубоко запала в душу Рубцова?
-На что указывает повтор строки «Где кончил начальную школу»?
-Какие мысли передает нам поэт, рассказывая о родине, вспоминая минуты особого состояния души?
-Выпишите имена существительные, которые создают образный ряд стихотворений.
-Какие картины детства встают перед глазами поэта?
-как вы думаете, почему автор обращается к детским воспоминаниям?
Почему в детстве все хотят уехать из родных мест?
Приобретет жизненный опыт, увидит жизнь разных мест и сможет сравнивать
С родной деревней
-за состояние дорог, особенно весной и осенью дороги в российской глубинке становятся непроходимыми
-повтор усиливает восприятие детства именно годами учебы в начальной школе
Проезжий, дороги, побережий, деревня Никола, школа, мальчишка, гость, след, дорогу, девчонок, пеленок, провинция (вдалеке от центра)
картины детских воспоминаний: школа, детский дом, неброская северная природа
-детские воспоминания – самые яркие , добрые, светлые. Они помогают человеку понять самого себя, дать верную оценку совершенным поступкам.
Желание осуществить мечту. Рубцов мечтал о море.
Портрет
Всмотритесь в лицо этого человека. Он родился в 1937 году в селе Емецк Архангельской области. Рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детском доме. Вологодская «малая родина» дала ему русскую самобытность. «Здесь великолепные холмы по обе стороны реки Тошмы , деревни на холмах…леса, небеса! У реки под березками разрушенная церковь. Тоже великолепная развалина!
Сообщение,
Творческий этап
Вы выбрали ключевые образы в стихотворении «Родная деревня» и познакомились с другими стихотворениями этого поэта. А теперь напишите сочинение по теме «Что я думаю и чувствую после знакомства со стихотворением Н. Рубцова?»
Рефлексия (свободный микрофон)
Как жилось на уроке?
Ваше эмоциональное впечатление от урока?
-Что было легко?
Что показалось трудным?
представление об образе Родины в лирике Н.М.Рубцова