Submitted by Елена Николаевна Потапова on пн, 24/06/2013 - 15:07
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд 1
Для меня большая ответственность и большая честь выступать сегодня перед вами. Тем более, что тема разговора очень важная и серьезная: духовно-нравственное воспитание. Надеюсь, что за 20 минут, отведенных нам, мы сумеем плодотворно поработать. Очень рассчитываю на вашу активность и поддержку. Я не буду подробно и глубоко рассматривать теоретические вопросы, цель этого мастер-класса – поделиться практическим опытом реализации метпредметного проекта, цель которого -патриотическое воспитание личности в рамках требований, предъявляемых новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Слайд 2
Итак, попробуем коротко сформулировать суть новых образовательных стандартов: формирование личности путем создания целостной картины мира через деятельностный подход для успешной адаптации личности в этом самом мире.
Слайд 3
Одной из отличительных черт деятельностного подхода является метапредметность. Результатом применения является ПРОЦЕСС, СЕТЬ, «богатство неоконченного». То есть, предлагая конкретную проблему, задачу, мы запускаем процесс активного познания, намечая лишь направление и способы действия. Предлагаю и наш мастер-класс построить в таком ключе.
Слайд 4
Для вас - фрагмент передачи ОТКРЫТАЯ СТУДИЯ от 21 марта 2013 года.
Слайд 5
Итак, проблема сформулирована, действуем! Экспресс-опрос: «Должна ли школа заниматься воспитанием патриотизма? Да? Нет? (с подсчетом голосов).
Слайд 6
Итак, коллеги, по общему мнению, мы с вами должны заниматься воспитанием патриотизма в школе. Тогда следующий шаг: определяем для себя, что такое патриотизм? (ответы участников). Существуют разные определения патриотизма. Лично мне больше нравиться определение патриотизма через глагольные формы: быть, любить, действовать.
Именно такой, действенный, патриотизм мы с вами и должны формировать, чтобы количество тех, кто считает себя патриотами, и количество тех, кто готов на действия во имя Родины, совпадало.
Итак, с проблемой, целями и задачами мы определились. Выбираем культурный образец, который и будет предметом исследования, анализа и прочих универсальных учебных действий, с помощью которых мы и будем формировать, воспитывать чувство патриотизма. Предлагаю разговор о Государственном гимне РФ в качестве темы метапредметного исследовательского проекта. Помогите мне, буквально в двух словах, обосновать актуальность этой темы (предполагаемые ответы).
Слайд 7
В качестве подтверждения актуальности выбранной темыхочу опять сослаться на передачу ОТКРЫТАЯ СТУДИЯ:
Ведущий: многие ли в студии знают текст Гимна? Кто в школе учил Гимн?
Зрители: учили Гимн Советского Союза. Можем даже спеть…
Ведущий: Здесь много молодежи, вчерашних школьников… Вы учили Гимн в школе?
Студентка: ну, у нас на дневнике был текст…
Согласитесь, есть о чем задуматься.
Слайд 8
Информация к размышлению: Государственный гимн РФ рассматривается:
• Предмет ИСКУССТВО (музыка), 2 класс: «Гимн России» - 1 час.
Есть ли необходимость более глубокого изучения Государственных символов РФ? Да? Нет?
Мы с вами осознаем необходимость более глубоко изучения Государственного гимна РФ. Значит, нам нужно определиться с ответами на следующие вопросы: где изучать? Как изучать, когда изучать? Предлагаю поработать с кластером, произвести полифокусный анализ, обозначить метапредметные связи: в рамках каких предметов мы можем рассматривать Государственный гимн РФ? (лист № 1сторона А).
Слайд 10
Когда мы с учениками работали над подготовительным этапом проекта, у нас получилось следующее: (смотри кластер). Итак. Мы ответили на вопрос: где?
Слайд 10
На вопрос как? - ответ очевидный: деятельностный подход. Необходимо ответить на вопрос: когда? Надеюсь, вы согласитесь со мной, что глубокое погружение в тему невозможно на одном из отдельных предметов, поэтому ответ на вопрос: когда? Был таким – двухнедельный внеурочный метапредметный исследовательский проект «За строкой Государственного гимна РФ».
Слайд 11
На подготовительном этапе проекта необходимо разделиться на группы и определить задания для каждой из групп: (Лист №1сторона Б)
История
Обществознание
Музыка
Русский язык, литература
География
ОРКСЭ, ОПК
Работа в группах позволяет учитывать интересы, склонности, возможности и способности участников проекта, формировать ключевые компетентности.
Слайд 12
Заполненная таблица может выглядеть так: (смотри слайд).
Предлагаю вам выполнить задание одной из групп – сформулировать вопросы для анкеты «Что вы знаете о Государственном гимне РФ?» и вопросы для социологического опроса: «Какие российские Гимны Вы знаете?» (Лист № 2 сторона А).
Слайды 13 - 14
Мы проводили анкетирование с учетом возраста опрашиваемых (3 группы), социологический опрос - с учетом возраста и социального положения (о месте и способе проведения соц. опроса подробнее – если позволит время).
Слайд 15
А вот задание для другой группы – подтвердить фактами содержание текста Государственного Гимна РФ.
1 куплет:
Ø Россия – крупнейшее в мире государство с площадью 1705400кв. км., что составляет более 10% площади земного шара.
Ø В России - 89 субъектов Федерации: 21 республика, 7 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 9 автономных округов.
Ø Россия занимает 7 место в мире по численности населения
Ø В России – 13 городов-миллионеров и 2 города – мультимиллионера.
Ø 27% населения России проживает в сельской местности и 73% - в городах.
1 куплет
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Ø В России проживает более 100 народов, говорящих на 150 языках, 97.72% жителей владеет русским языком.
Ø Русский язык занимает 5-е место в мире по числу говорящих.
Припев
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой
2 куплет:
Ø Россию омывает 12 морей трех океанов
Ø В России 9часовых зон
Ø В России свыше 120 тысяч рек, около 2 миллионов соленых и пресных озер.
Ø В России – 4 климатических пояса: арктический, субарктический, умеренный, субтропический. Около 14% территории России находится за северным полярным кругом.
Ø В России до 45% территории – леса, 4% - воды, 13% - сельскохозяйственные угодья, 19% - оленьи пастбища, 19% - прочие земли.
Ø В России зарегистрировано 57 религиозных конфессий, и никогда не было религиозных войн.
2 куплет
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
3 куплет
Ø В России - самый мощный в мире минерально-ресурсный потенциал: 30% мирового запаса каменного угля, 13% мировых запасов нефти и 36% мировых запасов природного газа. Запасы золота достигают 150 тысяч тонн (доля в мировой добыче – 6-7%)
Ø Россия добывает 25% мировых алмазов (2 место в мире) и занимает 2 место по производству металлов платиновой группы.
Ø Недра России содержат 1/3 мировых запасов полезных ископаемых.
Ø В России находится самое чистое и глубокое (1620 м.) пресноводное озеро Байкал, содержащее 1/5 всех мировых запасов пресной воды.
Ø В России есть 100 государственных заповедников, 33 национальных парка, свыше 100 курортов.
3 куплет
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Лучшей оценкой значимости работы над фактическим содержанием текста стали слова взрослого человека: «Это так здорово, я теперь все время вспоминаю то, что стоит за каждой строчкой гимна, и понимаю, что это – не пустые слова, а предмет гордости».
Слайд 16
Строчка «Хранимая Богом родная земля» позволяет обратиться:
• к истории иконы Спаса Нерукотворного, Казанской Божьей матери
• к именам святых земли русской - Сергия Радонежского, Александра Невского
• к роли христианской церкви в духовной жизни России, подвигу духовенства в годины бедствий, вклад православной церкви в дело победы в Великой Отечественной войне.
И это может стать не только заданием для группы участников проекта, но и темой другого проекта.
Я не буду подробно останавливаться на заданиях для других групп. Они не менее интересны. Они позволяют углубляться в тему, искать новые подходы и повороты.
Слайд 17
Скажу лишь о практическом значении работы над проектом: презентация – удобный для использования медийный продукт, приложение к самым различным урокам и внеурочным мероприятиям.
Слайды 18 - 21
Предлагаю прослушать фрагмент Гимна и прошу обратить внимание: звучат колокола, символизируя, на мой взгляд, неразрывную связь русской истории с современностью.
Слайд 22
Завершена работа над проектом, заканчивается наш мастер-класс, но не заканчивается разговор о Государственном гимне РФ. Еще один слайд, с которого можно начать другой разговор о Гимне. О Гербе. О Флаге. О Родине. И позвольте подарить вам стихотворение, написанное специально для моих учеников:
СЛОВА ОДНОКОРЕННЫЕ
• Род и народ, природа и родина – слова однокоренные
С детства тебе знакомые, понятные и простые.
Род - это мама и папа, дедушки, бабушки, дом,
Родина - то, что видишь вокруг, за своим окном.
Ты подрастаешь, и слово вместе с тобой растет:
Род – это только часть целого, целое - твой народ.
Родина – это не улица, не город, не дом, не село…
Это – огромное, светлое, что в твою жизнь вошло.
И ты ощущаешь причастность к великой и славной истории,
Гордясь могучими предками, стараешься быть их достойным,
И ты не вдруг понимаешь, что все это надо беречь:
Историю и культуру, Веру, традиции, речь.
Все, что досталось в наследство, мы умножать должны,
Чтоб оценили потомки величие нашей страны.