Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер-класс Метапредметный подход

Фото пользователя Елена Николаевна Потапова
Submitted by Елена Николаевна Потапова on пн, 24/06/2013 - 15:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Потапова Елена Николаевна
Место работы, должность: 

МОУ "ООШ с. Большая Федоровка", учитель русского языка и литературы 

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Мастер-класс &quot;За строкой Государственного гимна&quot;: метапредметный подход врамках ФГОС</p>

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Слайд 1

Для меня большая ответственность и большая честь выступать сегодня перед вами.  Тем более, что тема разговора очень важная и серьезная: духовно-нравственное воспитание. Надеюсь, что за 20 минут,  отведенных  нам,  мы сумеем плодотворно поработать. Очень рассчитываю на вашу активность и поддержку. Я не буду подробно и глубоко рассматривать теоретические вопросы,  цель этого мастер-класса  – поделиться практическим опытом реализации метпредметного проекта, цель которого -патриотическое воспитание личности в рамках требований, предъявляемых новыми  федеральными государственными образовательными стандартами.

Слайд  2

Итак, попробуем коротко сформулировать  суть новых образовательных стандартов: формирование личности путем создания целостной  картины мира  через деятельностный  подход для успешной адаптации личности в этом самом мире.

Слайд 3

Одной из отличительных черт деятельностного подхода является метапредметность. Результатом применения является ПРОЦЕСС, СЕТЬ, «богатство неоконченного». То есть, предлагая  конкретную проблему, задачу, мы запускаем процесс активного познания, намечая лишь направление  и способы действия. Предлагаю и наш мастер-класс построить в таком ключе.

Слайд 4

Для вас - фрагмент передачи ОТКРЫТАЯ СТУДИЯ от 21 марта 2013 года.

Слайд 5

Итак, проблема сформулирована, действуем!  Экспресс-опрос: «Должна ли школа заниматься воспитанием патриотизма? Да? Нет? (с подсчетом голосов).

Слайд 6

Итак, коллеги, по общему мнению, мы с вами должны заниматься воспитанием патриотизма в школе. Тогда следующий шаг: определяем для себя, что такое патриотизм? (ответы участников). Существуют разные определения патриотизма. Лично мне больше нравиться определение патриотизма через глагольные формы: быть, любить, действовать.

Именно такой, действенный, патриотизм мы с вами и должны формировать, чтобы количество тех, кто считает себя патриотами, и количество тех, кто готов на действия во имя Родины, совпадало.

Итак, с проблемой, целями и задачами мы определились.  Выбираем культурный образец, который и будет предметом исследования, анализа и прочих универсальных учебных действий, с помощью которых мы и будем формировать, воспитывать чувство патриотизма.  Предлагаю разговор о Государственном гимне РФ в качестве  темы метапредметного исследовательского проекта. Помогите мне, буквально в двух словах, обосновать актуальность этой темы (предполагаемые ответы).

Слайд 7

В качестве подтверждения актуальности выбранной темыхочу опять сослаться на передачу ОТКРЫТАЯ СТУДИЯ:

Ведущий: многие ли в студии знают текст Гимна? Кто в школе учил  Гимн?

Зрители: учили Гимн Советского Союза. Можем даже спеть…

Ведущий: Здесь много молодежи, вчерашних школьников… Вы учили Гимн в школе?

Студентка: ну, у нас на дневнике был текст…

Согласитесь, есть о чем задуматься.

Слайд 8

Информация к размышлению: Государственный гимн РФ рассматривается:

•       предмет ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ,  6 класс: «Государственная символика России» - 1 час

•      Предмет ИСКУССТВО (музыка), 2 класс: «Гимн России» - 1 час.

  Есть ли необходимость более глубокого изучения Государственных символов РФ? Да? Нет?

     Мы с вами осознаем необходимость более глубоко изучения Государственного гимна РФ. Значит, нам нужно определиться с ответами на следующие вопросы: где изучать? Как изучать, когда изучать? Предлагаю поработать с кластером, произвести полифокусный анализ, обозначить метапредметные связи: в рамках каких предметов мы можем рассматривать Государственный гимн РФ? (лист № 1сторона А).

 Слайд 10

     Когда мы с учениками работали над подготовительным этапом проекта, у нас получилось следующее: (смотри кластер). Итак. Мы ответили на вопрос: где?

     Слайд 10

На вопрос как? - ответ очевидный: деятельностный  подход. Необходимо ответить на вопрос: когда? Надеюсь, вы согласитесь со мной, что глубокое погружение в тему невозможно на одном из отдельных предметов, поэтому  ответ на вопрос: когда? Был таким – двухнедельный внеурочный  метапредметный исследовательский проект «За строкой Государственного гимна РФ».

Слайд 11

     На подготовительном этапе проекта необходимо  разделиться на группы и определить задания для каждой из групп: (Лист №1сторона Б)

История

Обществознание

Музыка

Русский язык, литература

География

ОРКСЭ, ОПК

 

 

 

 

 

 

Работа в группах позволяет учитывать интересы, склонности, возможности и способности участников проекта, формировать ключевые компетентности.

      Слайд 12

Заполненная таблица может выглядеть так: (смотри слайд).

Предлагаю вам выполнить задание одной из групп – сформулировать вопросы для анкеты «Что вы знаете о Государственном гимне РФ?» и вопросы для социологического опроса: «Какие российские Гимны Вы знаете?» (Лист № 2 сторона А). 

Слайды 13 - 14

Мы проводили анкетирование с учетом возраста опрашиваемых (3 группы), социологический опрос - с учетом возраста и социального положения (о месте и способе проведения соц. опроса подробнее – если позволит время).

Слайд 15

А вот задание для другой группы – подтвердить фактами содержание текста Государственного Гимна РФ.

1 куплет:

Ø  Россия – крупнейшее в мире государство с площадью 1705400кв. км., что составляет более 10% площади земного шара.

Ø  В России - 89 субъектов Федерации: 21 республика, 7 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 9 автономных округов.

Ø  Россия занимает 7 место в мире по численности населения

Ø  В России – 13 городов-миллионеров и 2 города – мультимиллионера.

Ø  27% населения России проживает в сельской местности и 73% - в городах.

1 куплет

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

 

Припев:

Ø  В России проживает более 100 народов, говорящих на 150 языках, 97.72% жителей владеет русским языком.

Ø  Русский язык занимает 5-е место в мире по числу говорящих.

Припев

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой

2 куплет:

Ø  Россию омывает 12 морей трех океанов

Ø  В России 9часовых зон

Ø  В России свыше 120 тысяч рек, около 2 миллионов соленых и пресных озер.

Ø  В России – 4 климатических пояса: арктический, субарктический, умеренный, субтропический. Около 14% территории России находится за северным полярным кругом.

Ø  В России до 45% территории – леса, 4% - воды, 13% - сельскохозяйственные угодья, 19% - оленьи пастбища, 19% - прочие земли.

Ø  В России зарегистрировано 57 религиозных конфессий, и никогда не было религиозных войн.

2 куплет

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

 

3 куплет

Ø  В России - самый мощный в мире минерально-ресурсный потенциал: 30% мирового запаса каменного угля, 13% мировых запасов нефти и 36% мировых запасов природного газа. Запасы золота достигают 150 тысяч тонн (доля в мировой добыче – 6-7%)

Ø  Россия добывает 25% мировых алмазов (2 место в мире) и занимает 2 место по производству металлов платиновой группы.

Ø  Недра России содержат 1/3 мировых запасов полезных ископаемых.

Ø  В России находится самое чистое и глубокое (1620 м.) пресноводное озеро Байкал, содержащее 1/5 всех мировых запасов пресной воды.

Ø  В России есть 100 государственных заповедников, 33 национальных парка, свыше 100 курортов.

3 куплет

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

 

Лучшей оценкой значимости работы над фактическим содержанием текста стали слова взрослого человека: «Это так здорово, я теперь все время вспоминаю то, что стоит за каждой строчкой гимна, и понимаю, что это – не пустые слова, а предмет гордости».

Слайд 16

Строчка «Хранимая Богом родная земля» позволяет обратиться:

•      к  истории иконы  Спаса Нерукотворного, Казанской Божьей матери

•      к именам святых земли русской -  Сергия Радонежского, Александра Невского

•      к роли христианской церкви в духовной жизни России, подвигу духовенства в годины бедствий, вклад православной церкви в дело победы в Великой Отечественной войне.

И это может стать не только заданием для группы участников проекта, но и темой другого проекта.

Я не буду подробно останавливаться на заданиях для других групп. Они не менее интересны. Они позволяют углубляться в тему, искать новые подходы и повороты. 

Слайд 17

Скажу лишь о практическом значении работы над проектом: презентация – удобный для использования  медийный продукт, приложение к самым различным урокам и внеурочным мероприятиям.

Слайды 18 - 21

Предлагаю прослушать фрагмент Гимна и прошу обратить внимание: звучат колокола, символизируя, на мой взгляд, неразрывную связь русской истории с современностью.

Слайд 22

Завершена работа над проектом, заканчивается наш мастер-класс, но не заканчивается разговор о Государственном гимне РФ. Еще один слайд, с которого можно начать другой разговор о Гимне. О Гербе. О Флаге. О Родине. И позвольте подарить вам стихотворение, написанное специально для моих учеников:

СЛОВА ОДНОКОРЕННЫЕ

•      Род и народ, природа и родина – слова однокоренные
С детства тебе знакомые, понятные и простые.
Род -  это мама и папа, дедушки, бабушки, дом,
Родина - то, что видишь вокруг,  за своим окном.
Ты подрастаешь, и слово вместе с тобой растет:
Род – это только часть целого, целое - твой народ.
Родина – это не улица, не город, не дом,  не село…
Это – огромное, светлое, что в твою жизнь вошло.
И ты ощущаешь причастность к великой и славной истории,
Гордясь могучими предками, стараешься быть их достойным,
И ты не вдруг понимаешь, что все это надо беречь:
Историю и культуру, Веру, традиции, речь.
Все, что досталось в наследство, мы умножать должны,
Чтоб оценили потомки величие нашей страны.

 

Прикрепленный файл Size
мастер-класс Метапредметный подход.rar 0 bytes

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн