Подводит итоги урока. Выставляет оценки в журнал и дневники.
Отмечает наиболее активных учащихся, удачные моменты урока.
Принимают участие в беседе по уроку. Отмечают, какие моменты им понравились
Слайд 8.
1. Организационный момент.
Учащиеся предварительно разбиты на 5 групп и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит раздаточный материал: кейс с заданием, карточка с критерием выставления оценок, карточки с задачами.
Δ ABМ – прямоугольный => по т. Пифагора имеем ВМ² = АВ² - ВМ², откуда ВМ = 6 см.
Ответ: 6 см.
4. Аукцион задач. (Приложение № 3)
Сегодня на уроке мы проведём аукцион задач. Кто из вас знает: что такое аукцион?
(Это торги, на которых различные предметы выставляются на продажу).
Учитель знакомит ребят с правилами аукциона. Группы определяют своего лидера, которыйвозьмёт на себя руководство группой. За верно решённую задачу группа получает жетон.
Задачи для аукциона.
а) (10 баллов).
1. В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна 37 см., а один из катетов равен 35 см.
Вычислите длину второго катета.
(Ответ 12см.)
2. Периметр равностороннего треугольника равен 24 см. Вычислите длину его высоты.
(Ответ 4√3см.)
3. Катеты прямоугольного треугольника равны 20 см и 21 см. Вычислите периметр треугольника.
(Ответ 70см.)
б) (20 баллов)
1. Основания прямоугольной трапеции равны 9 см и 17см, а боковые
стороны относятся как 3 : 5. Вычислите периметр трапеции.
(Ответ 42см.)
2. Периметр равнобедренного треугольника равен 32 см, а его основание
равно 12 см. Вычислите длину биссектрисы треугольника, проведённой к основанию.
(Ответ 8см.)
3. Диагональ прямоугольника равна 13 см., а одна из его сторон равна 12см.
Вычислите площадь прямоугольника.
(Ответ 60см2.)
в) (30 баллов)
1. Диагонали ромба относятся как 3:4, а сторона равна 25 см.
Вычислите длину большей диагонали ромба.
(Ответ 40см.)
2. Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 17 см., а биссектриса, проведённая
к основанию равна 15 см. Вычислите периметр треугольника.
(Ответ 50см.)
3. Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 25 см, а высота,
проведённая к ней, равна 24 см.
Вычислите длину основания треугольника..
(Ответ 30см.)
в) (40 баллов)
1. Катеты прямоугольного треугольника относятся как 3 : 4а гипотенуза равна 15 см.
Вычислите периметр треугольника и его площадь.
(Ответ 36см., 54 см2)
2. Основания прямоугольной трапеции равны 8 см и 13 см, а меньшая диагональ
является биссектрисой тупого угла. Вычислите периметр трапеции.
(Ответ 46см.)
3. В равносторонней трапеции длина боковой стороны равна 10 см, длина диагонали – 17 см, а разность оснований – 12 см.
Вычислите площадь трапеции.
(Ответ 120 см2.)
2. Подведение итогов аукциона.
5. Работа с кейсом.
Вступительное слово учителя. Мы с вами рассматривали много примеров применения теоремы Пифагора при решении задач.
Сейчас я предлагаю вам задачу из жизни.
Учитель знакомит ребят с кейсом. (Приложение № 4)
Работа с кейсом.
Анализ ситуации с использованием метода «Мозговая атака».
1. Проанализируйте ситуацию.
2. Выявите моменты, указывающие на возможность применения теоремы Пифагора.
3. На основании каких фактов было сделано предположение об инсценировке кражи?
Группа, решившая задачу первой, записывает её решение на доске.
Проблемная ситуация: доказать с помощью теоремы Пифагора невиновность или виновность подозреваемого.
Этот эпизод взят из реальной следственной практики.
Получив сообщение о краже, следователь выехал на место происшествия. Заявитель утверждал, что преступник проник в помещение, где хранились ценности, через окно.
Осмотр показал, что подоконник находится на расстоянии 124 см от земли. Поверхность земли на расстоянии 180 см. от стены здания покрыта густой порослью, не имевшей никаких следов повреждений.
Возникло предположение, что преступник проникал в помещение через окно, каким-то образом преодолев расстояние между наружным краем поросли и подоконником.
Поиски какого-либо технического средства, например лестницы, не увенчались успехом. Дерева поблизости тоже не оказалось. Немного поразмыслив, следователь выдвинул версию об инсценировке кражи, которая подтвердилась в ходе дальнейшего расследования.
Решение:
Расстояние от наружного края поросли до окна можно вычислить по т.Пифагора.
S2 = 1242 + 1802 = 47776 => S= 219cм.
Вывод.
Такое расстояние преодолеть без лестницы или другого технического средства невозможно. Поиски, какого-либо технического средства не дали результата.
С учётом сказанного проникновение в комнату через окно невозможно.
6. Домашнее задание.
Повт. п. 54-55, стр. 130-131 теорема Пифагора, следствия и обратная теорема;
вопросы 8-10 стр.134, № № 493, 496, 497,
Практическая работа. Даны два лоскута материи, имеющие форму квадратов (их размеры – различны). Как их нужно раскроить, чтобы из всех получившихся кусков можно было сшить скатерть, также имеющую форму квадрата?
7. Итог урока. Рефлексия.
«ВЫБЕРИ УТВЕРЖДЕНИЕ».
Ø Ничего не понял
Ø Понял, но при выполнении домашнего задания нужна помощь.
Ø Все понял, справлюсь с домашним заданием самостоятельно.