Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщение и систематизация знаний по теме "Лексикология"

Размещено: Ирина Рожкова - пт, 21/06/2013 - 09:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Рожкова Ирина Сергеевна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы, МОУ "СОШ №75 г. Саратова"
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
  1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемое оборудование: 

-мультимедийны проектор;

-доска.

Используемые ЦОР: 

Интерактивный тест "«Буквы О и Ё после шипящих в корне» №1 для 5 класса saharina.ru

Краткое описание: 
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для обучающихся 5 класса.

Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексикология»

 

Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

Задачи:

1.Знать о сферах употребления слов русского языка.

2.Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

3.Развивать умение работать в группах.

4.Прививать интерес к изучению русского языка.

5.Формировать умение применять на практике полученные теоретические знания.

6.Развивать кругозор обучающихся.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Оборудование:

  1. Лингвистическая сказка.
  2. карточки с фразеологическими оборотами;
  3. презентация к уроку;
  4. презентация-тест «Спаси принцессу!»

Ход урока

I. Мотивация.

1) Определение темы урока. Составь слова из цифр (Задание 1): Приложение 1

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

 

Необходимо в начале урока сообщить обучающимся о том. Что за каждое задание им необходимо будет проставлять оценку в графе «Самооценка», а также нужно будет сформулировать вывод по каждому заданию.Приложение 1

2) Представление результатов проекта «Лингвистическая сказка». Приложение 2

II. Организационный момент.

Формулирование обучающимися целей и задач урока.

III.Словарно-орфографическая работа.

Лексикология, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, архаизмы, историзмы, фразеологический оборот, неологизмы.

VI. Повторение ранее изученного теоретического материала.

1) Тест «Спасите принцессу?» Задание 2 Приложение 3

2) Задание 3. Игра «Убери лишнее».

Укажите лишнее слово: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь

3) Задание 4. Игра «Кто больше?» Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?

4) Задание 5. «Четвертый лишний». Найдите (подчеркните) лишнее слово. В скобках укажите причину (например, пальто, плащ, шуба, кафтан(историзм);

  • кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки (                                                 );
  • ланиты, чело, выя, кафтан (                                                                        );
  • здание, постройка, сооружение, сарай (                                                    );
  • воин, артиллерист, боец, солдат (                                                              );
  • половцы, викинги, хазары, печенеги (                                                       ).

5) Задание 6. Замените устаревшие слова синонимами:

брадобрей –                                                    очи – 

десница –                                                        ланиты –

 выя –                                                              чело –

рамена –                                                         баталия –

 уста –                                                             перст –

6) Задание 7. «А как это по-русски?» Замените иноязычные слова русскими синонимами (стрелочками):Приложение 4

  • алфавит                                                                  Вселенная
  • абзац                                                                        праздник
  • абсурд                                                                      видения
  • прогресс                                                                   беседа
  • космос                                                                      красная строка
  • мираж                                                                      развитие
  • диалог                                                                       чепуха
  • шоу                                                                            азбука

 

V. Физминутка.

Конкурс «Лицедеи». Как вы понимаете слово лицедеи?Задание 8.

Попутное повторение:

-лексическое значение слово (лицедеи);

- определение фразеологизма.

Выбирается ведущий актёр, который вытягивает карточку с заданием: Без слов изобразить фразеологизм, написанный на карточке.

Висеть на телефоне

Намылить шею.

Ломать голову

Сесть в калошу

Попасть не в бровь, а в глаз.

В рот воды набрал.

Прикусить язык.

Зарубить на носу.

 

Вешать лапшу на уши

 

VI. Историческое комментирование «Как возникают слова-исключения?».

Задание 9. Вставьте пропущенные буквы:

Откуда взялись исключения (дополните предложение)?

Ж…ри, брош…ра, параш…т – это слова ….(заимствованные)

Ц…ган, ц…почки, ц…плёнок, ц…кнуть, ц…ц– это слова ….(исконно русские)

 

Задание 10. Всё в мире связано. Пройдите тестирование, укажите вид орфограммы.

(Интерактивный тест. Сайт saharina.ru)

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ч...рточка      2) сильный ож...г      3) обж…г руку      4) ч...тное число

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...рох      2) ш...в    3) ч...рствый      4) ч..порный

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) трущ…ба         2) пош...л      3) деш...вый     4) поч...тный

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...рты       2) ш...фёрский        3) пш...нка       4) капюш...н

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...кировать     2) ж...нглировать     3) прищ...лкивать     4) ш…колад

Вывод: лексика связана с орфографией, морфологией (ожог-ожёг) и морфемикой (правописание о-ё в корне, суффиксе, окончании).

 

VII. Работа с текстом. Приложение 4

Задание 11. Прочитайте текст.Есть ли в тексте слова антонимы, синонимы, многозначные слова, слова, употребленные в переносном значении? Какова их роль в тексте?

Синонимы:

Антонимы:

Многозначные слова:

Слова в переносном значение:

 

VII. Рефлексия. Чтение выводов после каждого задания.

VIII.Домашнее задание.

Стихотворение «Слова» Б. Шефнер Приложение 4

- Как Вы понимаете основную мысль стихотворения?

Задание 12. Напишите сочинение-миниатюру «Власть слова» (тип – рассуждение; привести аргументы).

Начните своё сочинение с предложения:

Каждый из нас несёт ответственность за каждое сказанное слово, потому что

Прикрепленный файл Размер
pril1.doc 58 Кбайт
pril2.doc 20.5 Кбайт
pril3.ppt 670 Кбайт
pril4.ppt 87.5 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн