Submitted by Елена Германовна Пакшина on Fri, 21/06/2013 - 09:11
Рабочая программа по обществознанию в 7 классе.
По программе – 35 часов, 1 час в неделю.
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено в соответствии с авторской программой, Л.Н. Боголюбова академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Н.И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л.Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А.И. Матвеева, кандидата педагогических наук.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Цели и задачи курса
· развитиеличности в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам;
· усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации;
· овладениеумениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
· формированиеопыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать:
þ биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
þ тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
þ необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
þ особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
þ характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
þ анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
þ объяснять причинно-следственные связи изученных социальных объектов
þ раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
þ осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
þ извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
þ оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
þ формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
þ подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
þ применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
þдля успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
þсовершенствования собственной познавательной деятельности;
þкритического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
þрешения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
þориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
þпредвидения возможных последствий определённых социальных действий;
þоценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
þреализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
þосуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Предполагаемые результаты. В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
· знания и представления о нормах российского законодательства;
· знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
· коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданными результатами.
Реализация рабочей программы способствует
– развитию личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способам и средствами защите правопорядка в обществе.
Методическое обеспечение:
1. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение» 2009.
2. Л.Ф. Иванова. Обществознание. Поурочные разработки 7 класс. М. «Просвещение» 2010.
3. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. Рабочая тетрадь 7 класс. М. «Просвещение» 2010.
4. И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию 7 класс. М. «Русское слово» 2008.
5. Н.Г. Суворова. Рабочая тетрадь. Обществознание для 7 класса. М. «Новый учебник» 2009.
6. Т.В. Орлова. Тесты для всех. Киев «Довира» 2004.
Учебно – тематический план по обществознанию
в 7 классе – 35 час.
Название темы
Кол-во час.
Тема 1. Человек и другие люди
6 час.
Тема 2. Человек и закон
12 час.
Тема 3. Человек и экономика
11 час.
Тема 4. Человек и природа
5 час.
Итоговое тестирование
1 час.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 7 классе
Обществознание 7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М. «Просвещение» 2009.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру
1
Цели и средства общения
&3, стр.32-38
4
Человек среди людей
1
Солидарность, лояльность, толерантность
&3, стр.39-43
5-6
Конфликты, причины их возникновения
2
Агрессивное поведение. Выход из конфликта
&4,стр.43-56
Тема 2. Человек и закон (12 ч)
1-2
Социальные нормы
2
Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды
&5, зап.в тетр.
3-4
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии
2
Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних
&6, зап.в тетр.
5-6
Понятие правоотношений
2
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды правовой ответственности.
&7, в-85, документ стр. 251-255
Защита Отечества
1
Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Международно-правовая защита жертв войны
&8, стр.86-96
7
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека
1
Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание
&9, стр. 97-108
8-9
Ответственность за нарушение законов
2
Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних
&10,таблица,документ стр.247
10-11
Защита правопорядка
2
Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат.
&11, понятия
Тема 3. Человек и экономика – (11ч)
1
Экономика и её роль в жизни общества
1
Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители
&12, зап.в тетр.
2-3
Мастерство работника
2
Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь качества и количества труда
&13,таблица, документстр.249
4-5
Производство, производительность труда
2
Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя
&14, зап.в тетр.
6-7
Виды бизнеса
2
Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности
&15,понятия
8-9
Обмен
2
Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике
&16, понятия
10
Деньги
1
Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег
&17, зап.в тетр.
11
Экономика современной семьи
1
Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы
&18, в-197
Тема 4. Человек и природа – (5ч)
1
Человек – часть природы
1
Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды
&19,
2-3
Охранять природу – значит охранять жизнь
2
Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали
&20, стр.213-217
4
Значение Земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества
1
Глобальные проблемы человечества
&20,стр.218-222
5
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды
1
Участие граждан в природоохранительной деятельности