Урок-обобщение по разделу "Лексика и фразеология" для 5 класса
Ход:
1 задание-Блиц-опрос. Грамотно ответьте на вопрос.
А) Что такое лексика?
1. Лексика-это наука о языке.
2.Лексика-это наука о слове.
3. Лексика-это совокупность всех слов языка.
Б) Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?
1 Предложение.
2. Звук.
3. Слово
В) Чем отличается слово от других единиц языка?
1. Оно служит наименованием действий.
2. Оно служит наименованием предметов, признаков и действий.
3. Оно служит наименованием предметов.
Г) Дайте определение омонимам.
1. Омонимы – это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию.
2. Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
3. Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию. Но разные по лексическому значению.
Д) Дайте определение синонимам.
1.Синоним – это слова, обозначающие одно и то же , но имеющие разные лексические значения.
2. Синонимы – это слова, противоположные по значению.
3. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Ж) Что такое антонимы?
1. Антонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но имеющие разные лексические значения.
2. Антонимы – это слова, противоположные по значению.
3. Антонимы – это слова, имеющие одно лексическое значение.
(Ответы: А-3,Б-3,В2,Г-2,Д-3,Ж-2)
2 задание.
«Аукцион» Кто последним назовёт синоним к словам- удивительный, маленький, большой, летний?
3 задание.
«Сладкая парочка» Одна команда называет слово, другая – противоположное (антоним) значение.
4 задание.
«Угадай-ка!» Дети разгадывают метаграммы, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же количества букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово.
С «Г» - полезное растение,
С «Ш» - пугает нас порой,
С «П» - несёт нам разорение,
С «В» - навалено горой.
(горох-шорох-порох-ворох)
С буквой «Н» он там, где строят
Эскакаду или дом.
С «Б» - животное морское,
С «Й» - крупнее, чем район.
(кран-краб-край)
С «К» в полях меня найдёте,
с «Г» - романсы запоёте,
с «В» - косички заплетёте.
(колос-голос-волос)
Похожа я на облака,
А я – могучая река.
(пена-Лена)
Меня зимой едят бобры,
А я – площадка для игры.
(кора-корт)
Два одинаковых предмета
Я с буквой «П» обозначаю.
С «Т» - упаковкою служу,
С «Ф» - ночью путь я освещаю,
С «К»- за проступок накажу.
(пара-тара-фара-кара)
С «К» – суда в меня заходят,
Здесь ремонт им производят.
С «Т» - встречаюсь на войне,
с буквой « М» - живут во мне,
с «Н» - я реку называю,
с «Л» - на местности бываю.
(Док-дот-дом-Дон-дол)
С третьей буквой алфавита я больных лечу,
А с четвёртой - я весной прилечу.(врач-грач)
5 задание.
«Дерево мудрости» Игроки команд подходят к нарисованному дереву с прикреплёнными листьями, отрывают листок и объясняют фразеологизм.(Например, маковая росинка, за ушами трещит, тёртый калач, манный камень, отрезанный ломоть, несолоно хлебавши, пуд соли съесть, манна небесная)
Примерные ответы:
Маковая росинка.
Когда слышишь, что у кого-то во рту маковой росинки не было, понимать это следует так, что человек давно ничего не ел и не пил. Русская пословица говорит: «Ни мачинки, ни росинки во рту не бывало». Стремление языка к лаконизму объединило самую маленькую крошку съестного и самую малую каплю воды в небывалую маковую росинку, которую и поминает страдающий от голода и жажды.
За ушами трещит.
Если за обедом энергично пережёвывать пищу, не разбирая хрящей, то едоку чудится хруст за ушами. А если жевать кое-как, лениво переваливая пищу во рту, то никаких звуков не слышно. Можно сколько угодно рассуждать о приличиях, но всё же, когда человек ест быстро и с аппетитом, у него за ушами трещит и в прямом и в переносном смысле.
Тёртый калач.
Есть такой сорт белого хлеба – тёртый калач. Выпекают его из очень круто замешанного теста, которое нужно долго разминать. «Не тёрт, не мят – не будет калач», - гласит народная пословица, что следует понимать как «беды уму учат».Конечно, само слово «калач» нынче редко услышишь, но булочки из тёртого теста по-прежнему популярны. А в переносном смысле тёртый калач – опытный, бывалый человек, которого на мякине не проведёшь.
Манный камень.
Сильные мышцы частенько называют железными, сравнивают их твёрдость с камнями. А манная каша всегда была символом слабости, чем-то размазывающимся при первом прикосновении. «Манный камень», - так издевательски говорят о человеке, который кичится сильными мышцами, но реальной силы не имеет.
Отрезанный ломоть.
Поговорка гласит: «отрезанный ломоть назад не прилепишь». Был каравай целым. Стал початым, и ломоть – отдельно. Поэтому и стали называть отрезанным ломтем ушедших из семьи членов. Дочка, выданная замуж в чужие люди, отделившийся и заживший своим домом сын – всё это отрезанные ломти: прийти в гости немудрено, а одной семьёй уже не заживёшь. И ещё одна тонкость. В древние времена хлеб, олицетворявший благополучную жизнь, ни в коем случае не резали, а ломали руками, откуда и возникло слово ломоть. Так что словосочетание «отрезанный ломоть» – оксюморон.
Несолоно хлебавши.
Соль была раньше дорога, её привозили издалека и экономили как только возможно. Кушанье обычно готовили недосаливая. Гостям радушный хозяин досаливал щи самолично. А гость незваный, которому хозяева были не рады, частенько уходил несолоно хлебавши. То есть покормить покормили, но несолёным блюдом. С тех пор «несолоно хлебавши» говорят, когда хотят сказать что кто-то обманулся в своих ожиданиях и не получил искомого.
Пуд соли съесть.
Съесть с кем-то пуд соли – узнать его как самого себя. Ведь соль едят всегда, но никогда помногу. К тому же, в те времена, когда родилась эта идиома, соль была очень дорогой, её экономили.
Манна небесная.
Когда израильтяне, ведомые Моисеем, бежали из Египта в пустыню они первое время страдали от голода. Бог услышал ропот народа. «И сказал Господь моисею: вот, Я одожду вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день» (Исход,16.4) Обещанный хлеб падал с неба, словно роса, и получил имя манна.
Энциклопедический словарь поясняет что «манна небесная» не что иное, как съедобный лишайник семейства леканоровых, широко распространённых в Юго-Западной Азии и северной Африке, имеет вид комочком диаметром до 4 сантиметров и переносится ветром на большие расстояния. В современном языке манна небесная означает что-то очень хорошее, полученное в избытке, нежданно и, главное, вовремя. А вот когда говорят питаться манный небесной, то это хоть и не то же самое, что питаться воздухом, но близко по смыслу – не заботиться о собственном пропитании и в результате недоедать.
6 задание.
«Иностранцы»
Выписать из предложенных слов иноязычные слова и назвать те признаки, которые