Официальный сайт synclub 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-обобщение по разделу "Лексика и фразеология" для 5 класса

Данные об авторе
Автор(ы): 
Бебякина Елена Витальевна
Место работы, должность: 

МБОУ "ООШ с.Оркино" Петровского района, Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

1. Повторить и обобщить изученные в разделе "Лексикология и фразеология" сведения.

2.Закрепить умение опознавать в речи фразеологизмы и объяснять их значение.

3. Воспитывать интерес к русскому языку. 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
16
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Львова С.И., Львов В.В. "Русский язык. 5класс", Мнемозина, 2011г.

Васильевых И.П. "Уроки русского языка" пособие для учителя, Мнемозина, 2012г.

Используемая методическая литература: 

 

  1. Энциклопедия здоровья для 5-7 кл. Брагина С.А., «Учитель»,Волгоград, 2008г.
  2. Загадки-шарадки. Филипченко М.П., «Учитель», Волгоград, 2008г.
  3. Русский язык для 5-11 кл. Мордас Е.М., «Учитель», Волгоград, 2011г.
  4. Игровые технологии на уроках русского языка для 5-9 кл. Пташкина В.Н., Виноградова К.Е. и др., «Учитель», Волгоград, 2011г.
Используемое оборудование: 

«Волшебное колесо» со стрелкой, условные обозначения конкурсов(«Блиц», «Аукцион», «Сладкая парочка», «Угадай-ка», «Дерево мудрости», «Иностранцы») Оформлено «дерево мудрости», за ответы даются жетоны.

Краткое описание: 
<p style="margin-left: 36pt"> Учащиеся делятся на две группы. Задания даются командам поочерёдно, если нет ответа, то ход переходит к другой команде.</p>

Ход:

1 задание-Блиц-опрос. Грамотно  ответьте на вопрос.

А) Что такое лексика?

1. Лексика-это наука о языке.

2.Лексика-это наука о слове.

3. Лексика-это совокупность всех слов языка.

Б) Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?

1 Предложение.

2. Звук.

3. Слово

В) Чем отличается слово от других единиц языка?

1. Оно служит наименованием действий.

2. Оно служит наименованием предметов, признаков и действий.

3. Оно служит наименованием предметов.

Г) Дайте определение омонимам.

1. Омонимы – это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию.

2. Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3. Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию. Но разные по лексическому значению.

Д) Дайте определение синонимам.

1.Синоним – это слова, обозначающие одно и то же , но имеющие разные лексические значения.

2. Синонимы – это слова, противоположные по значению.

3. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Ж) Что такое антонимы?

1. Антонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но имеющие разные лексические значения.

2. Антонимы – это слова, противоположные по значению.

3. Антонимы – это слова, имеющие одно лексическое значение.

(Ответы: А-3,Б-3,В2,Г-2,Д-3,Ж-2)

 

2 задание.

«Аукцион» Кто последним назовёт синоним к словам- удивительный, маленький, большой, летний?

3 задание.

«Сладкая парочка» Одна команда называет слово, другая – противоположное (антоним)  значение.

4 задание.

«Угадай-ка!» Дети разгадывают метаграммы, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же количества букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово.

 

С «Г» - полезное растение,

С «Ш» - пугает нас порой,

С «П» - несёт нам разорение,

С «В» - навалено горой.

(горох-шорох-порох-ворох)

С буквой «Н» он там, где строят

Эскакаду или дом.

С «Б» - животное морское,

С «Й» - крупнее, чем район.

(кран-краб-край)

С «К» в полях меня найдёте,

с «Г» - романсы запоёте,

с «В» - косички заплетёте.

(колос-голос-волос)

Похожа я на облака,

А я – могучая река.

(пена-Лена)

Меня зимой едят бобры,

А я – площадка для игры.

(кора-корт)

Два одинаковых предмета

Я с буквой «П» обозначаю.

С «Т» - упаковкою служу,

С «Ф» - ночью путь я освещаю,

С «К»- за проступок накажу.

(пара-тара-фара-кара)

С «К» – суда в меня заходят,

Здесь ремонт им производят.

С «Т» - встречаюсь на войне,

 с буквой « М» - живут во мне,

 с «Н» - я реку называю,

 с «Л» - на местности бываю.

(Док-дот-дом-Дон-дол)

С третьей буквой алфавита я больных лечу,

А с четвёртой  - я весной прилечу.(врач-грач)

5 задание.

«Дерево мудрости» Игроки команд подходят к нарисованному дереву с прикреплёнными листьями, отрывают листок и  объясняют фразеологизм.(Например, маковая росинка, за ушами трещит, тёртый калач, манный камень, отрезанный ломоть, несолоно хлебавши, пуд соли съесть, манна небесная)

Примерные ответы:

Маковая росинка.

 Когда слышишь, что у кого-то во рту маковой росинки не было, понимать это следует так, что человек давно ничего не ел и не пил. Русская пословица говорит: «Ни мачинки, ни росинки во рту не бывало». Стремление языка к лаконизму объединило самую маленькую крошку съестного и самую малую каплю воды в небывалую маковую росинку, которую и поминает страдающий от голода и жажды.

За ушами трещит.

Если за обедом энергично пережёвывать пищу, не разбирая хрящей, то едоку чудится хруст за ушами. А если жевать кое-как, лениво переваливая пищу во рту, то никаких звуков не слышно. Можно сколько угодно рассуждать о приличиях, но всё же, когда человек ест быстро и с аппетитом, у него за ушами трещит и в прямом и в переносном смысле.

Тёртый калач.

Есть такой сорт белого хлеба – тёртый калач. Выпекают его из очень круто замешанного теста, которое нужно долго разминать. «Не тёрт, не мят – не будет калач», - гласит народная пословица, что следует понимать как «беды уму учат».Конечно, само слово «калач» нынче редко услышишь, но булочки из тёртого теста по-прежнему популярны. А в переносном смысле тёртый калач – опытный, бывалый человек, которого на мякине не проведёшь.

Манный камень.

Сильные мышцы частенько называют железными, сравнивают их твёрдость с камнями. А манная каша всегда была символом слабости, чем-то размазывающимся при первом прикосновении. «Манный камень», - так издевательски говорят о человеке, который кичится сильными мышцами, но реальной силы не имеет.

Отрезанный ломоть.

Поговорка гласит: «отрезанный ломоть назад не прилепишь». Был каравай целым. Стал початым, и ломоть – отдельно. Поэтому и стали называть отрезанным ломтем ушедших из семьи членов. Дочка, выданная замуж в чужие люди, отделившийся  и заживший своим домом сын – всё это отрезанные ломти: прийти в гости немудрено, а одной семьёй уже не заживёшь. И ещё одна тонкость. В древние времена хлеб, олицетворявший благополучную жизнь, ни в коем случае не резали, а ломали руками, откуда и возникло слово ломоть. Так что словосочетание «отрезанный ломоть» – оксюморон.

Несолоно хлебавши.

Соль была раньше дорога, её привозили издалека и экономили  как только возможно. Кушанье обычно готовили недосаливая. Гостям радушный хозяин досаливал щи самолично. А гость незваный, которому хозяева были не рады, частенько уходил несолоно хлебавши. То есть покормить покормили, но несолёным блюдом. С тех пор «несолоно хлебавши» говорят, когда хотят сказать что кто-то обманулся в своих ожиданиях и не получил искомого.

Пуд соли съесть.

Съесть с кем-то пуд соли – узнать его как самого себя. Ведь соль едят всегда, но никогда помногу. К тому же, в те времена, когда родилась эта идиома, соль была очень дорогой, её экономили.

Манна небесная.

Когда израильтяне, ведомые Моисеем, бежали из Египта в пустыню они первое время страдали от голода. Бог услышал ропот народа. «И сказал Господь моисею: вот, Я одожду вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день» (Исход,16.4) Обещанный хлеб падал с неба, словно роса, и получил имя манна.

Энциклопедический словарь поясняет что «манна небесная» не что иное, как съедобный лишайник семейства леканоровых, широко распространённых в Юго-Западной Азии и северной Африке, имеет вид комочком диаметром до 4 сантиметров и переносится ветром на большие расстояния. В современном языке манна небесная означает что-то очень хорошее, полученное в избытке, нежданно и, главное, вовремя. А вот когда говорят питаться манный небесной, то это хоть и не то же самое, что питаться воздухом, но близко по смыслу – не заботиться о собственном пропитании и в результате недоедать.

6 задание.

«Иностранцы»

Выписать из предложенных слов иноязычные слова и назвать те признаки, которые

указывают на иноязычное происхождение.

Аквамарин, грамота, добросердечный, диалог, жаворонок, зипун, иней, кофета, каменный, экран, корень, капюшон, лапша, перемена, фойе.

 

Подведение итогов. Самооценка работы учащихся. Отметки за работу


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн