Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни школьников на уроке и во внеклассной деятельности.
«Здравствуйте!» Хорошее, доброе слово и, говоря его, мы желаем человеку здоровья. В своем докладе я постараюсь раскрыть, как классный руководитель может сохранить здоровье школьников, ибо здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни. Как говорится: «Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».
Одним из направлений годового планирования работы классного руководителя со своим классным коллективом является «Формирование здорового образа жизни». Таким образом, классному руководителю необходимо выбрать формы и эффективные методики, которые подходят именно его ученикам, ближе его индивидуальным и возрастным особенностям и реализовать их на практике. Чтобы ученики были здоровыми, работоспособными, успешными в учебной и других видах деятельности, необходимо не просто проводить отдельные мероприятия спортивно-оздоровительной направленности, а строить целостную систему учебно-воспитательной работы с детьми.
Результаты исследования моего 7 «Б» класса свидетельствуют о том, что пятая часть учеников страдает хроническими заболеваниями. Больше всего зафиксировано заболеваний, связанных с нарушением зрения (4 человека). Основной причиной пропуска занятий являются проблемы со здоровьем учащихся. Чаще всего ученики пропускают занятия из-за респираторных и инфекционных заболеваний. Поэтому для меня уже три года главной задачей является формирование у школьников здорового образа жизни.
В учебно-воспитательном плане на каждый месяц учебного года расписаны мероприятия, направленные на формирование потребности здорового образа жизни учащихся. Это и классные часы по темам: «Умение работать. Как экономится время», «Курение – вред», «Любимое творческое дело», «Пища должна содержать витамины!», «Как дожить до 100 лет?»; и проведение соревнований по шахматам и бадминтону, проведение утренней гимнастики, и совместные с родителями походы, и беседы о соблюдении правил личной и общественной гигиены с приглашением медицинского работника - родителя нашего класса Цыпленковой Татьяной Владимировной, и проведение мероприятий, направленных на сохранение положительных эмоций в классе. А самое главное - это участие в общешкольном проекте «Самый спортивный класс!».
К подготовке и проведению классных часов стараюсь чаще привлекать самих ребят. Дети готовятся к беседам дома, привлекая родителей, а в классе высказывают свое мнение, свою точку зрения по поставленной проблеме, ищут пути решения в тех или иных ситуациях. Для проведения физминуток на уроках ребята самостоятельно составляют элементы гимнастики для зрения, для кистей, дыхательную гимнастику и проводят её. Очень нравится детям проводить и участвовать в акциях по пропаганде ЗОЖ: создать брошюры с привлечением к соблюдению гигиенических требований, участвовать в конкурсах рисунков «Вредные привычки», в фотоконкурсах по спорту.
Изучив интересы и склонности детей, я предложила им занятия в различных спортивных секциях. Приглашала на классные часы и родительские собрания руководителей школьных секций, рассказывала о достижениях наших выпускников-спортсменов. Затем мы вместе радовались спортивным успехам детей, гордились ими. Нужно отметить: пропаганда ЗОЖ, спортивных успехов и достижений, как отдельных учеников, так и школьных команд ведется на сайте школы и в блоге класса.
Работа по вовлечению ребят в кружки и секции, чествование их успехов, помощь в решении проблем, проведение внеклассных мероприятий вошли в систему и принесли свои положительные результаты. По предварительным итогам первого полугодия проекта «Самый спортивный класс!», наш 7 «Б» класс в тройке лидеров среди обучающихся среднего звена. Дети рады своим совместным успехам и готовы приумножать достигнутое.
Кроме того, дети с удовольствием принимают участие в общешкольных мероприятиях, различных спортивных соревнованиях по футболу и волейболу, конькобежному спорту, плаванию, кроссе и показывают хорошие результаты.
''Один в поле не воин'', поэтому для формирования ЗОЖ необходима система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Большую помощь оказывают учителя физкультуры. Кроме того, привлекаю школьного психолога и социального педагога. С их помощью провожу диагностические исследования и тесты, по которым я делаю выводы о развитии детей, их психофизиологических особенностях, а сами ребята узнают, как развита их память, внимание, умеют ли они общаться, могут ли избегать конфликтов, раздражительны ли они и прочее.
Что может сделать классный руководитель в формировании здорового образа школьников на уроке? Поддерживать связь с учителями-предметниками. За небольшой период работы с детьми в школе, я сделала вывод, что здоровьесберегающие технологии – это не только горячие обеды, спортзалы, бассейны и школьные автобусы, но и улыбка учителя, доброжелательная атмосфера, создаваемая всеми педагогами на всех уроках, по всем предметам! И я стараюсь этого придерживаться. Думаю, что все учителя работают по этому принципу и не забывают еще что в основе всего обучения должен быть положительный эмоциональный фон. Во время урока лучшим средством профилактики и снятия утомления является переключение на двигательную активность, чем и является физкультминутка. Проведение на уроке физкультминуток с изучаемым материалом или закреплением уже изученного позволяет сохранить логику урока, а смена деятельности – это отдых.
Заканчивая свое выступление, хотелось бы сделать вывод, что моя работа на протяжении трех лет была небезуспешной. Это подтверждает и тот факт, что среди учеников моего класса нет курящих детей и пристрастившихся к алкоголю. У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Кроме того, 9 человек из 25 учатся только на 4 и 5.
Предлагаю
1. Классному руководителю продолжить работу по выбору форм и эффективных методик, которые подходят именно его ученикам, ближе его индивидуальным и возрастным особенностям, и реализовать их на практике.
2. Всему коллективу продолжить работу по формированию потребности здорового образа жизни школьников, учитывая психофизиологические и возрастные особенности детей
3. Всем предметникам на своих уроках большое внимание уделить здоровьесберегающим технологиям, ибо использование их в процессе воспитания и обучения при глубоком знании индивидуальных особенностей учащихся позволяет сохранить здоровье детей.