7.Базовый учебник 5 класс Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А.. Габович Ф.Е. и др. Под ред. Шмелёва А.Д.
8.Цели урока: создать условия для формирования знаний об обращении средствами системы вопросов и заданий для самостоятельной работы на разных этапах уровневого характера.
9.Задачи:
-обучающие:познакомить обучающихся с обращением, научить находить обращение в предложении, отличать его от подлежащего, ставить знаки препинания при обращении;
-развивающие: развитие речи обучающихся, творческой мыслительной деятельности;фантазии и воображения, интереса к предмету.
-воспитательные: воспитание языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному творчеству
10.Тип урока усвоение новых знаний
11.Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
12.Необходимое техническое оборудование:интерактивная доска Мiмiо, компьютер с выходом в интернет, проектор, экран
13.Структура и ход урока
I. Вступительное слово учителя.
II. Введение в тему.
III. Овладение новыми знаниями.
· Исследование 1. Функция обращений в речи.
· Исследование 2. Интонация.
· Исследование 3. Роль обращения в предложении.
· Исследование 4.Пунктуация.
IV. Проверка полученных результатов. Коррекция.
V. Физкультминутка.
VI. Заключительный этап.
VII. Домашнее задание.
VIII Рефлексия.
Приложение к плану-конспекту урока «Предложения с обращениями»
I. Вступительное слово учителяЗдравствуйте, ребята! Когда я смотрю на вас, красивых, жизнерадостных, полных творческих сил, мне хочется воскликнуть: « Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Сегодняшний наш урок я не случайно начала именно этой строчкой из стихотворения А.С.Пушкина. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.
Я желаю, чтобы каждый из вас на уроке сделал сегодня маленькое открытие. II.Введение в тему
- Скажите, пожалуйста, героями какой книги являются дядя Фёдор, кот Матроскин, Шарик?
- Кто её автор?
- Помните ли вы, какое впечатление на родителей произвело письмо, которое они получили от сына?
(Просмотр фрагмента м/ф «Трое из Простоквашино»)
- В письме адресанты допустили ещё орфографические и пунктуационные ошибки. Перед вами фрагменты письма, вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы и пунктограммы.
Работа в группах:
1 группа.
Мои папа и мама(…)
Я ж…ву хор…шо. Просто зам…чательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и к…рову купили. И трактор — тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит(…) а любит суп.
2 группа.
Мама и папа (…) я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете, а Матроскин и Шарик пропадут.
А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать! Зд…ровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что (…)дорогие мои папа и мама(…) жизнь у меня была сложная, полная л…шений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и м…л…ко парное стоит в мисочке на полу. Пей — не хочу. Мне мышей даже видеть (не) хочется. Я их просто так л…влю, для развл…чения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу.
3 группа.
А днем(…)дорогие родители (...) я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. А на днях я л…нять начал. Старая шерсть с меня сыплется — хоть в дом не зах…ди. Зато новая р…стет — чистая, шелковистая! Просто каракуль. Да еще охрип я немножечко. Прохожих много, на всех лаять приходится. Час пола..шь, два пола…шь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получается и бульканье.
4 группа.
Дорогие папа и мама(…) вы меня теперь просто (не) узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос х..лодный, и лохматость повысилась. Мне теперь можно з…мой даже на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня (не)переживайте. Я такой здоровый стал, прямо — ух! Если я на выставку поп…ду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность.
(До) свиданья. Ваш сын — дядя Фарик».
- С какими трудностями вы столкнулись?
- В каких предложениях вы не можете объяснить пунктограммы?
- Может быть, вам подскажет Почемучка, который попал на лингвистический карнавал.
На карнавале его познакомили с представительницей слов, не являющихся членами предложения. Почемучка оглянулся и увидел, что у входа беседуют две ученицы, а рядом с ними стоит улыбающаяся Маска и доброжелательно кивает то одной, то другой собеседнице.
Элементы театрализации.
- Маска, вы кто? – обратился к ней Почемучка.
- Молодец , мальчик, хорошо задал вопрос. И потому найдёшь ответ на него в своём вопросительном предложении.
- Так Вас зовут…
- Если надо обратиться,
Я могу вам пригодиться.
Без сомнения, друзья,
Помогу вам только я.
Могу быть выражено словом –
И не одним – двумя, тремя.
И в предложении готово
Занять любое место я.
- Ребята, какое языковое явление скрывалось под маской на лингвистическом карнавале? (Обращение)
-Кто сможет сформулировать тему урока?
(Прикрепить на доску табличку "Обращение". Записать тему в тетради.)
-Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении?
1. Какова функция обращения в речи?
2. Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
3. Какое место занимает обращение в предложении?
4. Какова роль обращения в предложении?
- Давайте спланируем наш урок (на доске прикреплены таблички с планом урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)
Место обращения в предложении .
Функция обращения.
Способ выражения обращения
Пунктуация
Интонация
Роль в предложении
-Скажите, пожалуйста, как мы оформим основные теоретические сведения об обращении?(Можно в виде таблицы, опорной схемы или кластера)
IIIОвладение новыми знаниями.
Исследование 1.
Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи.(На интерактивной доске отрывки из сказок А.С.Пушкина)
-Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина.
1.
Чем вы, гости, торг ведёте
И куда теперь плывёте?
2.
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.
3.
Что такое, господа?-
Говорит Дадон, зевая…
4.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный!
-Как они называется?
- Посмотрите, к кому обращаются герои сказки.
-Какова функция обращения? (Называет того, к кому обращаются с речью)
-Давайте заполним соответствующий блок в нашей схеме.
Исследование 2.Интонация.
-Обратите внимание на то, как обращение обозначается в предложении.(Учитель на доске графически выделяет обращения в предложениях)
-Понаблюдаем за особой (звательной) интонацией обращения: за особым повышением голоса на слове-обращении и паузой после него. Учащиеся по записи на интерактивной доске читают предложения с интонацией обращения, графически показывая её. Заполняется соответствующий блок схемы.
- Посмотрите на примеры и скажите, чем выражено обращение. (Именами существительными)
-В форме какого падежа стоят эти имена существительные? (В форме Им.п.)
Обучающиеся делают вывод: роль обращения обычно выполняют существительные в Им.п.
-Давайте запишем это в соответствующий блок схемы.
-Какой член предложения также выражается именем существительным в форме Им.п.? (Подлежащее)
Исследование 3.Роль обращения в предложении.
Давайте опять вместе с Почемучкой заглянем на лингвистический карнавал .
Элементы театрализации.
- Маска, я Вас знаю!- воскликнул Почемучка.
Маска рассмеялась:
- А вот и не угадал, мальчик! Я Подлежащее. Мы как две капли воды похожи с Обращением, поэтому нас часто путают. Но по характеру мы совсем разные. Я работаю в фирме под названием «Предложение» и занимаю со своим другом Сказуемым важный пост, вместе мы составляем грамматическую основу предложения. А вот Обращение не занимает никакого ответственного поста в предложении. Оно лишь изредка появляется в Предложении и всё осложняет.
-Что вы узнали об отличии обращения от подлежащего?
-Перед вами два предложения. Подумайте, в каком из них есть подлежащее, а в каком – обращение. Докажите свою точку зрения.
VФизкультминутка.(Создание условий для психоэмоциональной разгрузки)
Лёгкие прыжки,
Мягкие шажки,
Вот и вся зарядка!
Мягкая посадка.
VIЗаключительный этап.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Еще раз звучат строки великого А.С. Пушкина.
Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок именно с этих слов?
Пользуясь опорной схемой, расскажите, что вы узнали об обращении?
Роль в предложении
О не является членом предложения, оно его осложняет
Пунктуация
О обычно выделяется запятыми [О,… ]. [О!… ]
[…,О,… ]. […,О].
Интонация
О произносится с особой (звательной) интонацией
ОБРАЩЕНИЕ
Место в предложении
О может стоять в начале, середине и конце предложения
Способ выражения
О выражено сущ. В им.п.
Функция
О называет того, к кому обращаются с речью
VIIДомашнее задание по выбору. Придумайте задания по теме «Обращение» ( можно воспользоваться ресурсом из ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ee29912-b546-4ef5-9687-bd098da28ce5/%5BRUS8_200%5D_%5BTD_123%5D.html)или напишите поздравительный текст. Адресатом может быть кто-то из знакомых или незнакомых, литературный герой, инопланетянин, неодушевлённый предмет.. Постарайтесь через обращение передать характер адресата и ваше отношение к нему.
Размещено Fri, 27/09/2013 - 22:08 пользователем Татьяна Валентиновна Никифорова.
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО: отражает формирование УУД, использованы современные средства обучения. Материал урока соответствует возрастным особенностям 5-классников. Совет: в целеполагании урока прописываем все виды результатов. Спасибо!
На: Предложения с обращениями
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО: отражает формирование УУД, использованы современные средства обучения. Материал урока соответствует возрастным особенностям 5-классников. Совет: в целеполагании урока прописываем все виды результатов. Спасибо!
С уважением Татьяна Валентиновна