Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Имя существительное как часть речи

Фото пользователя Людмила Васильевна Филиппова
Submitted by Людмила Васильевна Филиппова on Fri, 14/06/2013 - 10:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Людмила Васильевна
Место работы, должность: 
МАОУ "Гимназия №1 МО "Ахтубинский район", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

-обучающие: сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению морфологических и синтаксических признаков  имени существительного.

-развивающие: развитие речи обучающихся, творческой мыслительной деятельности; фантазии и воображения, интереса к предмету.

-воспитательные: воспитание языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному творчеству

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

 5 класс Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А..   Габович Ф.Е. и др. Под ред. Шмелёва А.Д.

Используемое оборудование: 

 интерактивная доска Мiмiо, компьютер с выходом в интернет, проектор, экран

Краткое описание: 
Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"

План-конспект урока «Имя существительное как часть речи»

1.ФИО Филиппова Людмила Васильевна

2.Место работыМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 МО «Ахтубинский район»

3.Должность учитель русского языка и литературы

4.Предмет русский язык

5.Класс 5

6.Тема Имя существительное как часть речи

7.Базовый учебник 5 класс Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А..   Габович Ф.Е. и др. Под ред. Шмелёва А.Д.

8.Цели урока:

-обучающие: сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению морфологических и синтаксических признаков  имени существительного.

-развивающие: развитие речи обучающихся, творческой мыслительной деятельности; фантазии и воображения, интереса к предмету.

-воспитательные: воспитание языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному творчеству

9.Тип урока усвоение новых знаний

10.Формы работы учащихся: парная, индивидуальная

11.Необходимое техническое оборудование:интерактивная доска Мiмiо, компьютер с выходом в интернет, проектор, экран

12.Структура и ход урока

          I.            Вступительное слово учителя.

        II.             Введение в тему.

      III.            Актуализация новых знаний.

      IV.             Овладение новыми знаниями.

·         Исследование 1.

·         Исследование 2.

·         Исследование 3.

        V.              Проверка полученных результатов. Коррекция.

      VI.            Физкультминутка.

    VII.            Заключительный этап.

  VIII.             Домашнее задание.

      IX.            Рефлексия.

I. Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, красивых, жизнерадостных, полных творческих сил!

-Каким вы хотите видеть  наш урок? (познавательным, интересным.)

-А я хочу пожелать, чтобы сегодня каждый из вас на уроке сделал маленькое открытие.

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот, и шорох морского гравия,» - писал К.Г.Паустовский

На всех языках есть такие слова:

Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.

Кто б ни был, любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые. Земные… и суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова.

В них гордая сила людского родства:

Мир. Дружба. И радость высокой волной –

Мы – люди. Мы – дети планеты одной.

 

- Ребята, а какие слова для вас являются путеводными в жизни?

- Может быть, вы  догадались, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

Имя существительное как часть речи.

 

 

II.Введение в тему

- Правильно. Запишите число, тему урока. ( Имя существительное как часть речи.  Лингвистическая лаборатория» )

- Подумайте, какую работу (деятельность) предполагает заявленная тема? 

- Каково лексическое значение слова «лаборатория»?

-А то значит прилагательное «лингвистический»?

Поскольку об имени существительном вы уже много знаете из курса русского языка в начальной школе, давайте посмотрим на существительное свежим взглядом. Пусть такая знакомая часть речи откроет нам свои секреты.

Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

Повторить …

Открыть …

     Учитель: Давайте последовательно идти к достижению наших целей.Для этого нужно спланировать наш урок. (на доске прикреплены таблички  с планом урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)

1.Повторение сведений об имени существительном.

2.Лингвистические исследования

-историческое

-грамматическое

-синтаксическое

-Скажите, пожалуйста, как мы оформим основные теоретические сведения о существительном? (Можно в виде таблицы, опорной схемы )

 

IIIАктуализация знаний учащихся.

-  Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах. (Каждая пара получает один тест)

Тест:

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответови запиши его в тетрадь.

Какова цель этого задания?

- Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово

- Как будете выполнять задание?(Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу).

- Желаю удачи!(дети работают в парах)

- Какое ключевое слово вы получили?

- Склонение.

- Что такое склонение?

- Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени существительном)

IVОвладение новыми знаниями.

Исследование 1(историческое). Послушайте отрывок из сказки.

- Скажите название сказки и её автора.

- Вы, конечно, без труда узнали строки знаменитой пушкинской сказки. Ещё раз прочитаем отрывок.

Пошёл старик к синему морю;
(не спокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”

- Обратите внимание на существительные и определите их падеж.

-Скажите, ребята, у какого существительного трудно было определить падеж?

- А что значит “стал кликать золотую рыбку”? (Звать)

-У существительного «старче» сложно определить падеж, потому что оно употреблено в форме звательного падежа.

- Правильно. Звательный падеж существовал в церковнославянском языке на правах 7-го падежа, которого уже нет в современном русском языке. Но мы с формой звательного падежа встречаемся и сегодня в произведениях художественной литературы.

- Какой цели мы достигли, выполнив это задание?

В современном русском языкесуществует в виде нескольких архаизмов, по большей части входящих в состав фразеологических оборотови других речевых формул (Бо́же, Созда́телю, Го́споди, Иису́се, Христе́, влады́ко, митрополи́че, вра́чу, ста́рче, о́тче, бра́те, сы́не, дру́же, кня́же, челове́че и другие). В современном литературном языке он утрачен.

- Молодцы, вы хорошо поработали!

Исследование 2( грамматическое).

 – Как вы думаете, легко ли разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

- Почему существительные кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь, ферзь относятся к одушевлённым существительным, а слова народ, толпа, взвод, стая, молодёжь, детвора – к неодушевлённым?

1. В нашем зоопарке нет лисичек.(Р.П.)
2. Наблюдал забавных лисичек.(В.П.)      Р.п.= В.п.


3.Набрал корзину лисичек.(Р.П.)
4. Собирал рыжие лисички.(В.П.)            Р.П.≠ В.П.

Вывод:

Совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падеже – признак одушевлённости, а несовпадение – неодушевлённости.

- Какой цели мы достигли, выполнив это задание?

– Как будем узнавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

- Как можно оформить результаты нашего грамматического исследования? В виде опорной записи  Р.п.= В.п. – признак одушевлённости

Р.П.≠ В.П. – признак неодушевлённости

Работа с учебником

Прочитаем в учебнике дополнительный материал  о категории одушевлённости, стр. 122 (учебник под  редакцией А.Д.Шмелёва.)

– Что узнали нового из материала  учебника?


– Деление существительных на одушевлённые и неодушевлёнными не всегда совпадает с научным представлением о живой природе.

Исследование 3.Исследование №3 (синтаксическое)

Сформулируйте самостоятельно задание к следующему исследованию.

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Кто? Что?

Что такое?

Кто такой?

Все вопросы косвенных падежей*

Какой? Чей?

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Кто идет в школу?

Он кто такой?

Он поздоровался с кем?

Он получил какую пятерку?

Мальчик идет куда?

Мальчикидет в гимназию.

Он ученик.

Он поздоровался с учителем.

Он получил пятерку с плюсом.

Мальчик идет в школу.

Имя существительное может быть любым членом предложения

- Какой цели мы достигли, выполнив это задание?

VФизкультминутка.(Создание условий для психоэмоциональной разгрузки)

Лёгкие прыжки,

Мягкие шажки,

Вот и вся зарядка!

Мягкая посадка.

V  Проверка полученных результатов. Коррекция.

- Распечатала текст, но ветер дунул в открытое окно и все предложения смешал. Давайте соберём текст.

Ж..ли-были сн..жинки. Появились они из снежных туч (?). Пол..тели пуш..нки к з..мле белой стаей. З..мля была уже бли..ко, но вет..р не д..вал снежинк.. спокойно спуститься. Он кружил их в воздух.., заст..влял пл..сать под свою дикую музыку, потом бросал на ..жатые поля, на поверхность крыш(?) и луж(?), на ветки деревь.. . … И за одну ночь город преобразился…

 

- Почему текст похож на сказку?

- Как можно закончить текст?

- Какие бы вы подобрали задания к тексту?

VIIЗаключительный этап.

- Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.

Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?

Что нам в этом помогло?

Что вам понравилось на уроке?

Что нового вы узнали?

Кому было трудно и почему?

Оценки за урок

- В начале урока прозвучало замечательное стихотворение узбекского поэта Раима Фархади.  Мы размышляли о путеводных словах в жизни каждого человека…

VIIIДомашнее задание напишите сочинение-миниатюру, используя «путеводные слова-существительные». Вы можете написать стихотворение, басню, сочинение-рассуждение, письмо другу, поздравительную открытку. Не забудьте указать в творческой работе  категорию одушевлённости/неодушевлённости, падеж и синтаксическую роль существительных.  Желаю успехов!

IXРефлексия (приём «Самооценка ученика»)

Оценка содержания урока:

·                  занимательно

·                  интересно

·                  познавательно

·                  полезно

Оценка деятельности на уроке:

·                  запутался

·                  задумался

·                  удивился

·                  убедился

·                  осознал

·                  принял решение

Оценка внутреннего состояния на уроке:

·                  тревожное

·                  приподнятое

·                  отличное


»  Размещено в сообществах:   
 Сообщество "Ахтубинский словесник"

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн