7.Базовый учебник 5 класс Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А.. Габович Ф.Е. и др. Под ред. Шмелёва А.Д.
8.Цели урока:
-обучающие: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению морфологических и синтаксических признаков имени существительного.
-развивающие: развитие речи обучающихся, творческой мыслительной деятельности; фантазии и воображения, интереса к предмету.
-воспитательные: воспитание языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному творчеству
9.Тип урока усвоение новых знаний
10.Формы работы учащихся: парная, индивидуальная
11.Необходимое техническое оборудование:интерактивная доска Мiмiо, компьютер с выходом в интернет, проектор, экран
12.Структура и ход урока
I. Вступительное слово учителя.
II. Введение в тему.
III. Актуализация новых знаний.
IV. Овладение новыми знаниями.
· Исследование 1.
· Исследование 2.
· Исследование 3.
V. Проверка полученных результатов. Коррекция.
VI. Физкультминутка.
VII. Заключительный этап.
VIII. Домашнее задание.
IX. Рефлексия.
I. Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, красивых, жизнерадостных, полных творческих сил!
-Каким вы хотите видеть наш урок? (познавательным, интересным.)
-А я хочу пожелать, чтобы сегодня каждый из вас на уроке сделал маленькое открытие.
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот, и шорох морского гравия,» - писал К.Г.Паустовский
На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные… и суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова.
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной –
Мы – люди. Мы – дети планеты одной.
- Ребята, а какие слова для вас являются путеводными в жизни?
- Может быть, вы догадались, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
Имя существительное как часть речи.
II.Введение в тему
- Правильно. Запишите число, тему урока. ( Имя существительное как часть речи. Лингвистическая лаборатория» )
- Подумайте, какую работу (деятельность) предполагает заявленная тема?
- Каково лексическое значение слова «лаборатория»?
-А то значит прилагательное «лингвистический»?
Поскольку об имени существительном вы уже много знаете из курса русского языка в начальной школе, давайте посмотрим на существительное свежим взглядом. Пусть такая знакомая часть речи откроет нам свои секреты.
Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.
Повторить …
Открыть …
Учитель: Давайте последовательно идти к достижению наших целей.Для этого нужно спланировать наш урок. (на доске прикреплены таблички с планом урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)
1.Повторение сведений об имени существительном.
2.Лингвистические исследования
-историческое
-грамматическое
-синтаксическое
-Скажите, пожалуйста, как мы оформим основные теоретические сведения о существительном? (Можно в виде таблицы, опорной схемы )
IIIАктуализация знаний учащихся.
- Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах. (Каждая пара получает один тест)
Тест:
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответови запиши его в тетрадь.
Какова цель этого задания?
- Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово
- Как будете выполнять задание?(Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу).
- Желаю удачи!(дети работают в парах)
- Какое ключевое слово вы получили?
- Склонение.
- Что такое склонение?
- Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени существительном)
IVОвладение новыми знаниями.
Исследование 1(историческое). Послушайте отрывок из сказки.
- Скажите название сказки и её автора.
- Вы, конечно, без труда узнали строки знаменитой пушкинской сказки. Ещё раз прочитаем отрывок.
Пошёл старик к синему морю;
(не спокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
- Обратите внимание на существительные и определите их падеж.
-Скажите, ребята, у какого существительного трудно было определить падеж?
- А что значит “стал кликать золотую рыбку”? (Звать)
-У существительного «старче» сложно определить падеж, потому что оно употреблено в форме звательного падежа.
- Правильно. Звательный падеж существовал в церковнославянском языке на правах 7-го падежа, которого уже нет в современном русском языке. Но мы с формой звательного падежа встречаемся и сегодня в произведениях художественной литературы.
- Какой цели мы достигли, выполнив это задание?
В современном русском языкесуществует в виде нескольких архаизмов, по большей части входящих в состав фразеологических оборотови других речевых формул (Бо́же, Созда́телю, Го́споди, Иису́се, Христе́, влады́ко, митрополи́че, вра́чу, ста́рче, о́тче, бра́те, сы́не, дру́же, кня́же, челове́че и другие). В современном литературном языке он утрачен.
- Молодцы, вы хорошо поработали!
Исследование 2( грамматическое).
– Как вы думаете, легко ли разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?
- Почему существительные кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь, ферзь относятся к одушевлённым существительным, а слова народ, толпа, взвод, стая, молодёжь, детвора – к неодушевлённым?
1. В нашем зоопарке нет лисичек.(Р.П.)
2. Наблюдал забавных лисичек.(В.П.) Р.п.= В.п.
Совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падеже – признак одушевлённости, а несовпадение – неодушевлённости.
- Какой цели мы достигли, выполнив это задание?
– Как будем узнавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?
- Как можно оформить результаты нашего грамматического исследования? В виде опорной записи Р.п.= В.п. – признак одушевлённости
Р.П.≠ В.П. – признак неодушевлённости
Работа с учебником
Прочитаем в учебнике дополнительный материал о категории одушевлённости, стр. 122 (учебник под редакцией А.Д.Шмелёва.)
– Что узнали нового из материала учебника?
– Деление существительных на одушевлённые и неодушевлёнными не всегда совпадает с научным представлением о живой природе.
Исследование 3.Исследование №3 (синтаксическое)
Сформулируйте самостоятельно задание к следующему исследованию.
Подлежащее
Сказуемое
Дополнение
Определение
Обстоятельство
Кто? Что?
Что такое?
Кто такой?
Все вопросы косвенных падежей*
Какой? Чей?
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?
Кто идет в школу?
Он кто такой?
Он поздоровался с кем?
Он получил какую пятерку?
Мальчик идет куда?
Мальчикидет в гимназию.
Он ученик.
Он поздоровался с учителем.
Он получил пятерку с плюсом.
Мальчик идет в школу.
Имя существительное может быть любым членом предложения
- Какой цели мы достигли, выполнив это задание?
VФизкультминутка.(Создание условий для психоэмоциональной разгрузки)
Лёгкие прыжки,
Мягкие шажки,
Вот и вся зарядка!
Мягкая посадка.
V Проверка полученных результатов. Коррекция.
- Распечатала текст, но ветер дунул в открытое окно и все предложения смешал. Давайте соберём текст.
Ж..ли-были сн..жинки. Появились они из снежных туч (?). Пол..тели пуш..нки к з..мле белой стаей. З..мля была уже бли..ко, но вет..р не д..вал снежинк.. спокойно спуститься. Он кружил их в воздух.., заст..влял пл..сать под свою дикую музыку, потом бросал на ..жатые поля, на поверхность крыш(?) и луж(?), на ветки деревь.. . … И за одну ночь город преобразился…
- Почему текст похож на сказку?
- Как можно закончить текст?
- Какие бы вы подобрали задания к тексту?
VIIЗаключительный этап.
- Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.
Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?
Что нам в этом помогло?
Что вам понравилось на уроке?
Что нового вы узнали?
Кому было трудно и почему?
Оценки за урок
- В начале урока прозвучало замечательное стихотворение узбекского поэта Раима Фархади. Мы размышляли о путеводных словах в жизни каждого человека…
VIIIДомашнее задание напишите сочинение-миниатюру, используя «путеводные слова-существительные». Вы можете написать стихотворение, басню, сочинение-рассуждение, письмо другу, поздравительную открытку. Не забудьте указать в творческой работе категорию одушевлённости/неодушевлённости, падеж и синтаксическую роль существительных. Желаю успехов!