Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа факультатива"Вокруг тебя - мир"

Submitted by Валентина Егоровна Романова on чт, 13/06/2013 - 11:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Романова Валентина Егоровна
Место работы, должность: 
Лавровский филиал МБОУ "Новопокровская СОШ" учитель
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Эмоционально подготовить к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
6
Используемые учебники и учебные пособия: 

Вокруг тебя -мир: Книга для ученика. 5-й класс/ К.Сухарев-Дериваз, В.ЮВыборнова, Ю.Ф.Глаголев, Т.Н. Пискунова, Н.Н.Кубышина. - М.: ООО"Гендальф"

Вокруг тебя - мир: Книга для ученика. 6 класс/ К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф Гуголев, Н.Н.Кубышина, т.Н.Пискунова. - М.: Наука/Интерпериодика

Используемая методическая литература: 
  1. Вокруг тебя – Мир… : Методические рекомендации к книге для ученика. 5-й класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н.Кубышина. – М.: ООО «Гендальф», 2001
  2. Вокруг тебя – Мир… : Методические рекомендации к книге для ученика. 6-й класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н.Кубышина. – М.: Наука/ Интерпериодика, 2001
Используемое оборудование: 

Компьютер

Краткое описание: 
Данный курс: • дополняет учебники основного курса литературы; • решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с вопросами воспитания.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Новопокровская СОШ»

_____/ Климачёва Н.И./

Приказ № 91/3

 

 «24» мая 2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________ /Беляков С.Г./

«23» мая 2012 г.

РАССМОТРЕНО

 на заседании ШМО

Руководитель

_______/Матвеева Г.Н./

Протокол № 5

от «21» мая 2012 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива «Вокруг тебя – мир»

для 5 класса

на 2012-2013 учебный год

 

 

Составила: учитель русского языка и литературы

 Романова Валентина Егоровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Лаврово

2012

Пояснительная записка

Общая характеристика курса «Вокруг тебя - мир»

Вокруг ребёнка мир, полон радостных открытий и серьёзных проблем. Каков этот мир? Как в нём живётся людям? Чем этот мир встречает ребёнка? Очень трудно иногда принять решение, сделать выбор в пользу необходимого, а не следовать сиюминутному порыву.

 Курс «Вокруг тебя – мир…» направлен на решение проблемы, которая волнует всех учителей: как добиться, чтобы ученики выросли людьми совестливыми и порядочными; уважали жизнь и мнение других людей; чтобы ценили человеческое достоинство в себе и других.

Актуальность и новизна курса

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с возникновением потребности в соблюдении правил взаимоотношений между разными индивидуальностями. Особенно болезненно сказывается эта проблема на детях и подростках. Часто они не умеют правильно оценивать свои поступки, находить правильное решение в проблемной ситуации, не знают норм поведения.

 Курс помогает решать задачи нравственного воспитания учащихся. Почему человеку и окружающим его людям необходимо соблюдать правила в ситуациях силового соперничества? Какие последствия поступков? От каких условий зависит принятие того или иного решения в конфликтных ситуациях? Какова связь поведения человека в самой обычной повседневной жизни и тем, как ведёт себя в экстремальной ситуации, в том числе и в ситуациях вооружённого конфликта. С этими вопросами поможет разобраться курс «Вокруг тебя – мир…»

Новизна курса заключается в том, что в основе курса лежат принципы гуманности: ценности человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение достоинства, ответственность за последствия совершённого, переосмысление содеянного, выбор средств для достижения цели. В центре внимания значение деятельного сострадания и  роль гуманных правил в жизни человеческого общества. Изучаемые тексты дают возможность обсудить с учениками некоторые проблемы "взрослой" жизни, с которыми, в той или иной степени, сталкивается каждый человек (а именно, проблемы, связанные с основными принципами взаимоотношений между людьми как в мирное время, так и на войне).

Место курса «Вокруг тебя - мир» в учебном плане

В базисном учебном плане выделяются часы для проведения элективных курсов. Курс изучается в 5 класса в объёме 34 часов (1 занятие в неделю).

Ценностные ориентиры курса

            В центре внимания значение деятельного сострадания и  роль гуманных правил в жизни человеческого общества.

Актуализация роли правил во взаимоотношениях людей:

- обсуждается феномен соперничества в его различных формах, в том числе и силовых;

- анализируются возможности выбора гуманной линии поведения в конфликтных ситуациях;

- на новом уровне рассматривается проблема отношения к военнопленным; обсуждается необходимость гуманного отношения к безоружному человеку, переставшему принимать участие в военных действиях;

-  затрагивается тема особой уязвимости людей, ставших жертвой водной стихии, в том числе и тех, кто оказался в воде во время морского сражения (внимание акцентируется  на необходимости помощи пострадавшим и их защиты).

 

 

 

Данный курс имеет цель: эмоционально подготовить к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • Сформировать у обучающихся необходимые компетенции для жизни в современном обществе;
  • Научить определять основания и способы своих и чужих действий, быть готовыми видеть мир не только своими глазами, но и глазами других людей, «вставать на их место»,
  • способствовать развитию межпредметных умений:

1) Рефлексивных:

  • Соотносить предметы познания со своим жизненным опытом;
  • Уметь находить способ видения мира другими людьми;
  • Анализировать, сопоставлять отдельные факты;
  • Самостоятельно делать обобщения и выводы из сказанного

2) Логических:

  • Сопоставлять, сравнивать по различным основаниям; классифицировать, оценивать;
  • Формулировать определения
  • Схематически изображать явления, события, отношения действия;

3) Текстовых

  • Уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы устной речи;
  • При письменном изложении материала на заданную тему – раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение в рамках избранной проблемы, делать обобщения, выводы.

4) Коммуникативных:

  • Объяснять свои действия, решения, выбор;
  • Определять основания чужой точки зрения и оценивать её;
  • Ставить себя в позицию оппонента, определять её сильные и слабые стороны;
  • Вести дискуссию

Данный курс:

  • дополняет учебники основного курса литературы;
  • решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с вопросами воспитания.

 Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитательного характера (ориентированность на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта) и частных целей, способствующих литературному образованию учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи).

В отличие от  учебного предмета «Литература» одновременно уделяется внимание решению задач нравственного воспитания учащихся, формированию гуманитарной личности, развивающего обучения, воспитания правовой культуры. «Вокруг тебя – мир» относится к числу тех курсов, которые представляют собой цикл уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования. Для курса характерны наличие трёх компонентов: литературоведческого, этического и правового. Этический компонент даёт возможность без ущерба решению задач литературного образования интегрировать в уроки литературы правовой компонент. В рамках курса продолжается работа по формированию навыков содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста, по формированию читательских навыков и развитию речи детей.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Данная программа для 5 класса создана на основе специальной образовательной программы, в которой участвуют три стороны: Министерство общего и профессионального образования РФ, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с учебным планом и годовым учебным планом программа рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Курс рекомендован учащимся 5 класса. В учебном плане МБОУ «Новопокровская СОШ» выделяется на изучение курса в 5 классе 34 часа (1 раз в неделю).

            Форма организации образовательного процесса: коллективная творческая, которой присущи постоянный состав учащихся.  Данная форма предусматривает проведение уроков чтения и изучения текстов, имеющих художественно-эстетическую направленность  с целью приобретения учениками необходимого опыта эмоционального переживания.

Технологии обучения: традиционное обучение, игровая технология, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Программе курса «Вокруг тебя – мир»  построена по проблемно-тематическому принципу и состоит их 11 разделов, логически связанные между собой. Тексты дают возможность обсудить некоторые проблемы взрослой жизни, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый человек. В каждом разделе  представлены произведения, которые помогут разобраться в собственных проблемах, во взаимоотношениями с другими ребятами, узнать правила, по которым строить свою жизнь.

 Организация урока предполагает вначале работу с художественным текстом, позволяющую впоследствии перейти к этапу «обмена эмоций на мысли» -  к обсуждению той же этической проблематики уже в преломлении к правовым нормам.

Художественные и публицистические произведения курса отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам позитивным по звучанию, завершенным (отобранные фрагменты либо взяты из программных произведений, либо представляют собой достаточно завершенные части целого произведения), принадлежащим перу отечественных авторов (переводная литература составляет лишь одну треть от общего числа текстов).

Правовая информация вводится дозированно и адаптированно. Она адресована как ученику, так и учителю, что, с одной стороны, расширяет правовой кругозор последнего, а с другой - помогает подготовиться к разговору в классе.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как обществознание, основы безопасности жизнедеятельности.

Развивающий характер методики ( активно-деятельностная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность).

В процессе работы используются формы работы:

  • чтение;
  • ролевое чтение;
  • работа по тексту;
  • диалогическая речь
  • монологическая речь;
  • сравнение;
  • наблюдение;
  • творческие письменные работы;
  • исследование.

Курс выстраивается как система интерактивных форм деятельности (деловые и ролевые игры, исследования и др.), стимулирующие познавательную активность обучающихся и позволяющую работать с различными источниками информации. Работа основана на совместной деятельности учителя и ученика. Учитель выступает в роли «проводника» в мир знаний, эксперта и консультанта при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущего в деловой игре, консультанта при выполнении учебного проекта. Организация урока предполагает вначале работу с художественным текстом, позволяющую впоследствии перейти к этапу «обмена эмоций на мысли» -  к обсуждению той же этической проблематики уже в преломлении к правовым нормам.

Вид и формы контроля: развёрнутый письменный и устный  ответ, сочинение, рассказ, викторина, творческая работа, проект.

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

Учащиеся должны знать:

  • нормы гуманитарного права, вводимые понятия, информацию исторического и правового характера;
  • определённые правила, способствующие защите людей;
  • правила, по которым строятся отношения между людьми;
  • основные нормы международного гуманитарного права по защите раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение;
  • историю создания Российского общества Красного Креста и основные направления его деятельности;
  • тексты изучаемых произведений и автора.

Учащиеся должны уметь:

  • пересказывать текст;
  • вести диалоговое общение;
  • определять авторское отношение в персонажам;
  • готовить устный рассказ;
  • формулировать основную мысль произведения;
  • сравнивать произведения разных жанров, рассуждать;
  • выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней оценки героев;
  • делать соответствующие обобщения и предположения, выдвигать гипотезы и аргументировать их;
  • составлять рассказ на основе жизненного опыта.

 

Учебно-методический комплекс

  1. Вокруг тебя – Мир… : Книга для ученика. 5-й класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, т.Н.Пискунова, Н.Н.Кубышина. – М.: ООО «Гендальф», 2001
  2. Вокруг тебя – Мир… : Книга для ученика. 6-й класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н.Кубышина. – М.: Наука/ Интерпериодика, 2001
  3. Вокруг тебя – Мир… : Методические рекомендации к книге для ученика. 5-й класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н.Кубышина. – М.: ООО «Гендальф», 2001
  4. Вокруг тебя – Мир… : Методические рекомендации к книге для ученика. 6-й класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н.Кубышина. – М.: Наука/ Интерпериодика, 2001

 

Учебно-тематический план

 

Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

1

О правилах

2

 

2

2

Об уважении и сострадании

3

1

2

3

О войне

3

1

2

4

О деятельном сострадании

3

1

2

5

Тогда и теперь

2

 

1

6

Извечный спор: кто лучше? Кто сильнее

3

1

2

7

Право безоружного

5

1

4

8

«SOS!»

3

1

2

9

Порочный круг

4

1

3

10

Жестокие игры

3

 

3

11

Твой выбор

2

 

2

 

Итоговый урок

1

 

1

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Раздел 1. О правилах

Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.

Литературоведческий компонент. Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: привила, ограничение, запрет.

 

Сказка "Общее счастье (из фольклора народов Северного Кавказа)

Цели: общая  - начать разговор с учениками о роли правил в жизни людей и уважении как основы этих правил;

частные - углубить представление учеников о поучительности как жанровом признаке сказки; обогащать словарный запас; развивать умение пересказывать текст; развивать умение готовить рассказ от первого лица; развивать навык диалогового общения.

 

Т.Александрова "Светофорчик" (сказка)

Цели: общая - продолжить разговор о роли правил, по которым строится жизнь людей;

частные - расширить представление о литературной (авторской) сказке, о композиции сказки; развивать творческие способности на основе решения речевой задачи; развивать умение пересказывать текст; развивать навык диалогового общения.

 

Раздел 2. Об уважении и сострадании

Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.

Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание.

Е.Носов "Трудный хлеб"  (рассказ)

Цели:  общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием "уважение";

частные - расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам; обогащение словарного запаса; развитие творческого воображения.

А.Платонов "Неизвестный цветок" (сказка-быль)

Цели: общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства;

частные - расширить представление о литературной сказке и композиции художественного произведения; познакомить с афоризмом как малым жанром; развивать навык диалогового общения; развивать умение готовить устный рассказ.

О.Уайльда "Мальчик-звезда" (сказка)

Цели: общая  - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием "сострадание";

частные - расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном повторе как жанровом признаке сказки; развивать умение формулировать основную мысль произведения; развивать умение аргументировать.
 

Раздел 3. О войне

Гуманистический компонент. Даже на войне есть место для проявления гуманности.

Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон  художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность.

 

Л.Толстой "Война и мир" (отрывки из романа)

Цели: общая - обсудить с учениками вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным;

частные - формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев; развивать умение анализировать эпизод; развивать ассоциативное мышление; развивать умение рассуждать; развивать творческое воображение учащихся.

 

Д.Давыдов "1812 год" (отрывок из дневника)

Цели: общая - продолжить обсуждение вопросов, связанных с гуманным обращением с военнопленными;

частные - познакомить учащихся с жанром дневниковых записей;  развивать умение анализировать эпизод; развивать умение сравнивать; развивать умение рассуждать; развивать творческие способности (разработка правил).

 

Раздел 4. О деятельном сострадании

Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека. 

Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь.

 

А.Куприна "Чудесный доктор" (рассказ)

Цели: общая - продолжить разговор о гуманности, привлекая внимание учащихся к поступкам исторических личностей;

частные - расширить представление о композиции эпического произведения малой формы; обогащение словарного запаса; развитие навыков самостоятельной работы учащихся с текстом; развитие навыков диалогового общения; развитие умения составлять устный рассказ.

 

А.Дюнан "Воспоминания о битве при Сольферино" (фрагменты из мемуаров)

Цели: общие - продолжить обсуждение вопросов, связанных с проявлением деятельного сострадания, привлечь внимание к поступкам исторических личностей на войне;

частные - познакомить учащихся с образцом мемуарной литературы; развитие умения составлять устный рассказ; развивать навык диалогового общения.

 

Раздел 5. Тогда и теперь

Гуманистический компонент. Человечество закономерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей. Уважение правил, в том числе и таких, которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, - обязательное условие сохранение человечества.

Литературоведческий компонент. Мифологическое повествование. Роль лексических и композиционных повторов. Аллегория, метонимия. Лексический анализ текста.

Вводимые понятия: обычай, правило, договор.

 

Гесиод "Пять веков" (отрывок из поэмы "Труды и дни" в переложении Н.Куна)

Цели: общие - познакомить учеников с представлениями древнегреческого поэта Гесиода о логике развития человеческого общества; обсудить проблему, отраженную в мифе: "По какому пути движется человечество: по пути уважения общепринятых правил или же пренебрежения ими?";

частные - познакомить с новым видом мифологического повествования; продолжить формирование навыков лексической работы; обогатить представления учащихся о таких художественных  средствах, как эпитет, аллегория, метонимия; формирование навыков диалогового общения; закрепление навыка пересказа; развитие умения составлять устный рассказ.

 

Р.Киплинг "Кошка, гулявшая сама по себе"  (сказка)

Цели: общая -  продолжить разговор о смысле правил и законов, позволяющих сосуществовать  различным индивидуальностям;

частные - углубить представление школьников о жанре литературной сказки; продолжить работу по формированию навыков лексического анализа текста; обратить внимание школьников на   роль лексических и композиционных повторов; закрепление навыка пересказа; формирование навыков диалогового общения; развитие способности соотносить обсуждаемые на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни.

 

Раздел 6. Извечный спор: кто лучше? кто сильнее?

Гуманистический компонент. Правила, ограничивающие проявление насилия в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков  и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.

Правовой компонент. Необходимость соблюдения в ситуации вооруженного конфликта правил, основанных на принципе гуманности   направленных на ограничение чрезмерного насилия. Сущность международного гуманитарного права.

Литературоведческий компонент. Сравнительный анализ художественных текстов, близких тематически. Исторический и приключенческий романы. Прием контраста на образном и композиционном уровнях стихотворного текста.

Вводимые понятия: соревнование, соперничество, конфликт.

 

В.Скотт "Айвенго" (отрывки из романа), А.Дюма "Три мушкетера" (отрывки из романа)

Цели: общие  - создать условия для обсуждения исторически сложившихся правил и обычаев, направленных на смягчения последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);

частные - развивать умение анализировать эпизод; продолжить работу над формированием навыков сравнительного анализа художественных текстов, близких тематически; развивать исследовательских способностей учащихся.

 

Г.Иванов "Отвратительнейший шум на свете..." (стихотворение)

Цели: общие - привлечь внимание к проблеме последствий в ситуации вооруженного конфликта; заложить основу для предстоящего обсуждения вопросов, связанных с защитой гражданского населения и гражданских объектов в ситуации вооруженного конфликта; 

частная - познакомить с приемом контраста на  образном  и композиционном уровнях стихотворного текста.

 

Раздел 7. Право безоружного

Гуманистический компонент. В различии индивидуальностей заключено богатство мира; даже в ситуации вооруженного конфликта каждый переставший участвовать в военных действиях человек имеет право на уважение достоинства.

Те, кто перестал участвовать в боевых действиях - например, больные, раненые, пленные, - по каким бы признакам они ни отличались (национальным, религиозным, социокультурным), нуждаются в защите.

Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных. Уважение достоинства военнопленного без всяких различий.

Литературоведческий компонент. Анализ системы образов фрагмента художественного произведения. Роль сравнений в портретной характеристике персонажа.

Вводимые понятия: достоинство, честь, личность, индивидуальность.

 

 

Дж.Ф.Купер "Последний из могикан" (отрывок из романа)

Цели:  общие - привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта; продолжить освоение понятия "достоинство" применительно к положению пленного;

частные - продолжить работу над формированием умения анализировать систему образов, анализируя фрагмент художественного произведения; развивать умение анализировать эпизод.

 

В.Гроссман "Жизнь и судьба" (отрывок)

Цели: общие - продолжить работу по освоению понятий "достоинство" и "уважение достоинства" в контексте обсуждения проблемы отношения к военнопленным; поговорить о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным; познакомить с основными нормами международного гуманитарного права по защите военнопленных;

частные - развивать умение анализировать эпизод; создать условия для развития ассоциативного мышления; продолжить работу по развитию умения анализировать систему образов эпизода; развивать умение осваивать содержание текста правового характера; отрабатывать навыки аргументации в диалоговом общении; формировать навыки диалогового общения; развивать навык устного рассказывания.

 

К.Воробьева "Немец в валенках" (рассказ)

Цели: общие - продолжить разговор о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным; продолжить обсуждение основных норм международного гуманитарного права по защите военнопленных;

частные - обратить внимание на роль сравнений в портретной характеристике персонажа; развивать умение осваивать правовую информацию (выписывание ключевых слов из воспринимаемого на слух текста с последующей самопроверкой); отрабатывать навыков аргументации в письменной речи.

 

 

Раздел 8. "SOS!"

Гуманистический компонент. Те, кто оказался жертвой стихии в результате стихийного бедствия или действий других людей, особенно уязвимы. Каждый, кто потерпел кораблекрушение по причине стихийного бедствия  или в ходе вооруженного конфликта, нуждается в помощи.

Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

Литературоведческий компонент. Анализ поэтического текста. Авторская позиция и читательская оценка героев. Анализ фрагмента художественного произведения. Публицистика, очерк. Исторический фон литературного произведения. Исторический роман. Сравнительный анализ текстов разных жанров, близких тематически.

Вводимые понятия: ответственность, катастрофа, стихия, экстремальный.

 

Г.-А.Бюргер "Песнь о благородном человеке" (баллада)

Цели: общая - показать тяжесть положения людей, оказавшихся жертвами стихийного бедствия (наводнения);     

частные - продолжить работу по развитию умения в процессе анализа художественно- изобразительных приемов выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев; продолжить работу по формированию навыков анализа поэтического текста.

 

Г.Бочаров "Что человек может" (очерк)

Цели: общие - обсудить тяжесть последствий для людей, оказавшихся пленниками водной стихии в результате катастрофы; продолжить начатое в 5-м классе знакомство с основными направлениями деятельности Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца; познакомить с историей создания Российского общества Красного Креста и с основными направлениями его деятельности.

частные - развивать умение сравнивать произведения разных жанров, близких проблемно-тематически; развивать с помощью системы упреждающих вопросов умения осваивать  содержание научно-популярного текста;  формировать навыки диалогового общения; развитие навыка устного рассказывания.

 

Н.Новиков-Прибой "Цусима" (фрагмент романа)

Цели: общие - обсудить тяжесть последствий для тех, кто оказался в воде в ходе морского сражения; познакомить с основными нормами международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

частные - развивать умение анализировать эпизод; продолжить знакомство с жанром исторического романа; продолжить работу по развитию умения анализировать фрагмент произведения и озаглавливать его; продолжить работу по развитию ассоциативного мышления; развивать умение осваивать правовую информацию (выписывание ключевых слов из воспринимаемого на слух текста); развивать навыки аргументации в письменной речи.

 

Раздел 9. Порочный   круг

Гуманистический компонент. Оскорбление человеческого достоинства, жестокость способны вызвать ответную реакцию - месть. Месть чаще всего не может способствовать положительному разрешению конфликта, а зачастую обостряет и затягивает его. Месть нуждается в контроле с позиции гуманистических ценностей и права.

Правовой компонент. Запрет нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, даже если человеком овладевает желание отомстить.

Литературоведческий компонент. Летопись как особая литературная форма отражения исторических событий. Роль культурологического фактора (фона) при анализе летописного текста. Характеристика героя. Внутренний монолог героя. Лексико-стилистические особенности художественного произведения, передающие  авторскую иронию.

Вводимые понятия: месть, возмездие.

 

"Повесть временных лет" (фрагмент "Месть Ольги" в переложении А.Ишимовой)

Цели: общие - инициировать обсуждение феномена мести как одного из сложнейших, противоречивых  по своей сути явлений в жизни человеческого общества; предложить ученикам анализировать примеры проявления феномена мести исходя из принципа гуманности;

частные - углубить представления школьников о летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; развивать умение школьников сопоставлять текст произведения, историко-культурологический фон описываемых событий и читательскую оценку; формировать навыков диалогового общения; развивать навык устного рассказывания.

 

В. Закруткин "Матерь человеческая" (фрагмент из повести)

Цели: общие - привлечь внимание к ситуации, когда жизнь безоружного раненого (а значит, более не опасного) врага зависит от действий его противника, охваченного желанием отомстить; познакомить с запретом нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, даже если человеком овладевает желание отомстить.

 частные - закреплять умение собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию; развивать умение анализировать эпизод.              

 

В. Солоухин "Мститель" (рассказ)

 Цели: общие - порассуждать о возможности человека, охваченного желанием отомстить, оценивать последствия  мести и сознательно отказываться от нее;

частные - дать представление о внутреннем монологе героя, формировать навыки анализа лексико-стилистических особенностей художественного произведения, передающими  авторскую иронию; создать условия для развития образного мышления; развивать умение делать вывод по обсуждаемой проблеме на основании серии вопросов.

 

 

Раздел 10. Жестокие игры

Гуманистический компонент. Любой человек может оказаться в ситуации силового соперничества. Учет возможных последствий может предотвратить оскорбление достоинства противника, совершение по отношению к нему чрезмерной жестокости. 

Вводимые понятия. Жертва, переосмысление.

 

Л.Толстой "Детство" (отрывок из повести "Глава XIX. Ивины") 

Цели: общие - создать условия для обсуждения сложности взаимоотношений подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; привлечь внимание к ситуации  переоценки совершенных поступков;

частные - обратить внимание на своеобразие художественного приема "автор-рассказчик-герой"; развивать умение анализировать эпизод; развивать умение определять роль второстепенных персонажей; формирование навыков диалогового общения.

 

В.Железников "Чучело" (фрагменты из повести)

Цели: общие - продолжить обсуждение проблемы ответственности за совершаемые поступки; продолжить разговор о последствиях "жестоких игр";

частные - продолжить знакомство со способами выражения в тексте авторского отношения к описываемым событиям; развивать умение анализировать эпизод; развивать умение составлять рассказ на основе жизненного опыта.

 

В.Распутин "Уроки французского" (отрывок из рассказа)

Цели: общая - продолжить разговор о роли неписаных правил в конфликтных ситуациях (мальчишеская драка);

частные - развивать умение анализировать эпизод; продолжить работу над формированием умения собирать материал для речевой характеристики героев; развивать творческие способности учащихся (создание Кодекса поведения); формировать навыки диалогового общения; закреплять навык устного рассказывания.

 

Раздел 11. Твой выбор...

Гуманистический компонент. Человек несет ответственность за ту линию поведения, которую избирает, за те поступки, которые совершает, -  ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством. Выбирая ту или иную модель поведения в конфликтной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях.

Человечеству, состоящему из множества индивидуальностей, необходимы определенные правила, ограничивающие чрезмерное насилие. 

Вводимые понятия. Гуманный, гуманитарный, гуманистический, гуманизм.

 

А. Грин "Победитель" (рассказ) 

Цели: общие - инициировать обсуждение одного из несиловых видов соперничества, актуального для современного школьника, - творческого соперничества; подвести школьников к осмыслению значения понятий "победитель" и "побежденный"; рассмотреть некоторые модели поведения человека в  ситуации выбора;

частные - развивать читательскую догадку (способность предвидеть возможный финал рассказа, основываясь на логике развития сюжета и особенностях характера главного героя), творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников; умение выделять наиболее важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел; развитие умения составлять план.

 

Е.Носов "Тридцать зерен" (рассказ)

Цели: общие - обсудить проблему ответственности человека за ту линию поведения, которую он избирает, за те поступки, которые он совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством;

частные - закрепить представление о способах выражения авторской позиции; развивать умение учеников работать с многозначными словами и находить в тексте слова  с символическим значением; освоение понятий "гуманный", "гуманитарный", "гуманистический".

 

Итоговая беседа

(На основе знакомства с фрагментом из книги М.Жюно "Воин без оружия",  гл. XXII)

Цели: общие - подвести промежуточный итог обсуждению роли правил, ограничивающих чрезмерную жестокость людей в ситуации вооруженного конфликта; познакомить учащихся с деятельностью делегатов Международного Комитета Красного Креста по защите жертв вооруженных конфликтов; подвести итог разговору об основных направления деятельности Международного Комитета Красного Креста и основных нормах МГП;

частные - развивать творческие способности детей на основе решения речевой задачи.

 

Подведение итогов работы

Цели: общие - подвести итоги обсуждаемых в течение года проблем; познакомить Женевскими конвенциями как источником международного гуманитарного права; подготовить к продолжению разговора по некоторым из проблем;

частные - развитие умения сравнивать и совершенствовать написанное; развитие творческих способностей; развитие умение аргументировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2012-2013 учебный год

по элективному курсу «Вокруг тебя – мир»

Класс: 5

Учитель: Романова В.Е.

Количество часов всего: 34; в неделю 1 час

Плановых проектных работ: 3

Вид программы: типовая

Уровень изучения: расширенный

Планирование составлено на основе: программа Министерства общего и профессионального образования РФ, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста;

К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н.Кубышина

 

 

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

 

Вид и форма контроля

Требования к уровню подготовки

 

 

 

план

факт

 

 

1

1. О правилах

Роль правил в жизни людей в сказке «Общее счастье»

1

 

 

Развёрнутый ответ: «Что ты делаешь для того, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?»

Знать роль правил в жизни людей и уважении как основы этих правил;

Уметь пересказывать текст; готовить рассказ от первого лица; вести диалоговое общение.

2

Роль правил , по которым строится жизнь людей в сказке Т.Александровой «Светофорчик»

1

 

 

Письменный ответ:

«В чём заключается смысл последней части сказки?»

Знать о роли правил, по которым строится жизнь людей;

Уметь пересказывать текст; вести диалоговое общение.

3

2. Об уважении и сострадании

Взаимное уважение достоинства в рассказе Е.Носова «Трудный хлеб»

1

 

 

Сочинение «Лучший способ сохранить друзей – не предавать их»

Знать понятие "уважение".
Уметь определять способы выражения авторского отношения к персонажам; творчески воображать.

 

4

Уважение достоинства в сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок»

1

 

 

Рассказ о каком-нибудь важном открытии

Знать понятие «литературная сказка», композиция произведения

Уметь обсуждать вопросы, связанные с уважением достоинства; готовить устный рассказ.

5

Сострадание в сказке О.Уальда «Мальчик-звезда»

1

 

 

Развёрнутый ответ:

Как ты понимаешь слова Фалеса:«не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях»?

Знать понятие « авторская сказка», аллегория и троекратной повтор как жанровые признаки сказки.

 Уметь обсуждать вопросы, связанные с понятием "сострадание"; формулировать основную мысль произведения; аргументировать.

6

3. О войне

Гуманное отношение к военнопленным в отрывке из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

2

 

 

Написать письмо президентам воюющих стран

Уметь обсуждать вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; собирать материал для сравнительной характеристики героев; анализировать эпизод; ассоциативно мыслить; рассуждать; творчески воображать.

Понимать роль художественной детали в характеристике героев.

7

Гуманное отношение к военнопленным в отрывке из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

 

 

 

Развёрнутый ответ:

О чём заставили задуматься страницы романа Л.Н.Толстого?

Уметь обсуждать вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; собирать материал для сравнительной характеристики героев; анализировать эпизод; ассоциативно мыслить; рассуждать; творчески воображать.

Понимать роль художественной детали в характеристике героев.

8

Гуманное обращение с военнопленными в отрывке из дневника Д.Давыдова «1812 год»

1

 

 

Развёрнутый ответ:

Какими правами должны обладать люди, оказавшиеся в плену?

Знать жанр дневниковых записей.

Уметь  обсуждать вопросы, связанные с гуманным обращением с военнопленными; анализировать эпизод; сравнивать; рассуждать; творчески мыслить (разработка правил).

9

4. О деятельном сострадании

Деятельное сострадание в рассказе А.Куприна «Чудесный доктор»

1

 

 

Самостоятельная работа. Определить, как в тексте проявляются оттенки значения слова «чудесный»

Уметь вести разговор о гуманности, обращая внимание на поступки исторических личностей; самостоятельно работать с текстом; вести диалоговое общение; умения составлять устный рассказ.

10

Поступки исторических личностей на войне в отрывке из книги А.Дюнана «Воспоминания о битве при Сольферино»

1

 

 

Устный рассказ об истории создания Международного Комитета Красного Креста

Знать об образце мемуарной литературы.

Уметь составлять устный рассказ; вести диалоговое общение, обсуждать вопросы, связанные с проявлением деятельного сострадания.

11

Р.р. Нужны ли в жизни уважение и сострадание?

1

 

 

Письменный ответ на вопрос

Уметь аргументировано отвечать на вопрос

12

5. Тогда и теперь

Развитие человеческого общества в мифе «Пять веков»

1

 

 

Ответ на вопрос: «Можно ли тему об организации жизни людей по правилам отнести к числу «вечных» тем?»

Знать представления древнегреческого поэта Гесиода о логике развития человеческого общества.

Уметь обсуждать проблему, отраженную в мифе: "По какому пути движется человечество: по пути уважения общепринятых правил или же пренебрежения ими?";

вести диалоговое общение; пересказывать; составлять устный рассказ.

 

13

Смысл правил и законов в сказке Р.Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе»

1

 

 

Чтение по ролям

Знать о жанре литературной сказки; продолжить работу по формированию навыков лексического анализа текста;

 Уметь вести разговор о смысле правил и законов, позволяющих сосуществовать  различным индивидуальностям; пересказывать текст, вести диалоговое общение, соотносить обсуждаемые на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни.

14

6. Извечный спор: кто лучше? Кто сильнее?

Правила и обычаи, смягчающие жестокость и насилие по фрагменту из романа В.Скотта»Айвенго»

2

 

 

Пересказ текста

Уметь обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчения последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);

анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст

15

Правила и обычаи, смягчающие жестокость и насилие по фрагменту из романа В.Скотта»Айвенго»

 

 

 

Сравнение текстов

Уметь обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчения последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);

анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст

16

Силовое соперничество в отрывке из романа А.Дюма «Три мушкетёра»

1

 

 

Пересказ текста

Уметь обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчения последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);

анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст

17

7. Правила безоружного

Право на уважение достоинства в военных действиях в фрагменте из романа Дж.Ф.Купера «Последний из могикан»

2

 

 

Ответить на вопрос: «Совместимы ли для вас понятия: «пленный» и «личность», «пленный» и «достоинство»?

Знать понятие "достоинство" применительно к положению пленного;

Уметь анализировать систему образов, фрагмент художественного произведения, эпизод.

 

18

Право на уважение достоинства в военных действиях в фрагменте из романа Дж.Ф.Купера «Последний из могикан»

 

 

 

Всякий ли пленный, на ваш взгляд, обладает честью и достоинством?

Знать понятие "достоинство" применительно к положению пленного;

Уметь анализировать систему образов, фрагмент художественного произведения, эпизод.

19

Защита нуждающихся в фрагменте из романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба»

1

 

 

Ответить на вопрос: «На месте кого – полковника или Даренского – вам легче всего представить себя?»

Знать понятия "достоинство" и "уважение достоинства" в контексте обсуждения проблемы отношения к военнопленным; основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных;

Уметь вести разговор о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным; анализировать эпизод; анализировать систему образов эпизода; осваивать содержание текста правового характера; приводить аргументации в диалоговом общении.

20

Способность враждующих сторон поступать гуманно в рассказе К.Воробьева «Немец в валенках»

1

 

 

Ответ на вопрос: «Всякий ли пленный может вызвать сострадание?»

Знать роль сравнений в портретной характеристике персонажа, основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных.

Уметь осваивать правовую информацию (выписывание ключевых слов из воспринимаемого на слух текста с последующей самопроверкой); приводить аргументации в письменной речи, вести разговор о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным.

21

Р.р.На что должен рассчитывать любой пленник?

1

 

 

Письменный ответ на вопрос

Уметь аргументировано отвечать на вопрос

22

8. «SOS!»

Проблема поведения людей в минуты смертельной опасности в балладе Г.-А.Бюргера «Песнь о благородном человеке»

1

 

 

Выразительное чтение баллады

Понимать тяжесть положения людей, оказавшихся жертвами стихийного бедствия (наводнения). Уметь выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев; анализировать поэтический текст.

23

Ответственность человека спасение жизни людей в экстремальной ситуации в статье Г.Бочарова «Что человек может»

1

 

 

Изложите свою точку зрения на слова н.Г.Чернышевского:

«Справедливость требует выступать за людей страдающих»

Понимать тяжесть последствий для людей, оказавшихся пленниками водной стихии в результате катастрофы.

 Знать историей созданию Российского общества Красного Креста и  основными направлениями его деятельности.

Уметь  сравнивать произведения разных жанров, близких проблемно-тематически; осваивать  содержание научно-популярного текста;  вести диалоговое общение.

 

24

Соблюдение прав потерпевших кораблекрушение во время вооружённого конфликта в фрагменте из романа А.С.Новикова-Прибоя «Цусима»

1

 

 

Сравнение положения терпящих бедствие людей

Понимать тяжесть последствий для тех, кто оказался в воде в ходе морского сражения.

Знать основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

Уметь анализировать эпизод;  фрагмент произведения и озаглавливать его.

25

9. Порочный круг

Феномен мести в сказании о мести княгини Ольги (из «Повести временных лет)

1

 

 

Выразить свое мнение о поступках Ольги

Понимать феномен мести как одного из сложнейших, противоречивых  по своей сути явлений в жизни человеческого общества.

Уметь сопоставлять текст произведения, историко-культурологический фон описываемых событий и читательскую оценку.

26

Право на гуманное обращение у поверженного в фрагменте из повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая»

1

 

 

Ответить на вопрос: «Что сближает людей, которые оказались под воздействием «жажды мщения»?

Понимать ситуации, когда жизнь безоружного раненого (а значит, более не опасного) врага зависит от действий его противника, охваченного желанием отомстить.

 Знать запрет нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, даже если человеком овладевает желание отомстить.

 Уметь собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию; анализировать эпизод.              

27

Последствия мести в рассказе В.Солоухина «Мститель»

1

 

 

Ответ на вопрос: «Нужно ли останавливать «эстафету» мщения?»

 Уметь рассуждать о возможности человека, охваченного желанием отомстить, оценивать последствия  мести и сознательно отказываться от нее; делать вывод по обсуждаемой проблеме на основании серии вопросов.

анализировать лексико-стилистических особенностей художественного произведения, передающими  авторскую иронию.

28

Р.р. Как остановить мщение? Что для этого нужно?

1

 

 

Письменный ответ на вопрос

Уметь аргументировано отвечать на вопрос

29

10. Жестокие игры

Взаимоотношения подростков в фрагменте из повести Л.Н.Толстого «Детство» (гл. «Ивины»)

1

 

 

Рассказ о своей первой радости или своём первом горе

Понимать сложности взаимоотношений подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; привлечь внимание к ситуации  переоценки совершенных поступков.

Уметь анализировать эпизод; определять роль второстепенных персонажей; вести диалоговое общение.

30

Ответственность за совершаемые поступки в повести В.Железникова «Чучело»

1

 

 

Ответ на вопрос: «Приходилось ли вам заново оценивать собственные поступки?»

Понимать проблемы ответственности за совершаемые поступки. Знать о последствиях "жестоких игр".

Уметь определять способы выражения в тексте авторского отношения к описываемым событиям; анализировать эпизод; составлять рассказ на основе жизненного опыта.

31

Роль правил в конфликтных ситуациях в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

1

 

 

Составление внутренних правил поведения (для класса), которые согласились бы соблюдать все

Понимать роли неписаных правил в конфликтных ситуациях (мальчишеская драка);

Уметь анализировать эпизод; собирать материал для речевой характеристики героев; вести диалоговое общение.

32

11. Твой выбор

Поведение человека в ситуации выбора в рассказе А.Грина «Победитель»

1

 

 

Ответ на вопрос:

«Приходилось ли тебе или твоим знакомым одерживать победу над собой? Что повлияло на твоё решение?»

Знать о несиловых видах соперничества, актуального для современного школьника, - творческого соперничества; некоторые модели поведения человека в  ситуации выбора.

Уметь предвидеть возможный финал рассказа, основываясь на логике развития сюжета и особенностях характера главного героя); выделять наиболее важные смысловые части произведения, составлять план.

 Понимать авторский замысел.

33

Ответственность человека за поведение, за поступки в рассказе Е.Носова «Тридцать зерен»

1

 

 

Ответ на вопрос: «Были ли в вашей жизни такие случаи, когда вам хотелось проявить силу, власть по отношению к другому человеку? Каковы были ваши действия?»

Понимать ответственность человека за ту линию поведения, которую он избирает, за те поступки, которые он совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством;

Уметь  работать с многозначными словами и находить в тексте слова  с символическим значением.

Знать понятия "гуманный", "гуманитарный", "гуманистический".

34

12. Итоговая беседа по курсу «Вокруг тебя – мир»

1

 

 

Составление викторины

Знать о деятельности делегатов Международного Комитета Красного Креста по защите жертв вооруженных конфликтов; основные направления деятельности Международного Комитета Красного Креста и основных нормах МГП;

Уметь сравнивать и совершенствовать написанное;  аргументировать.

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн