Материал собран и представлен учителем информатики Гатчинской СОШ №2
Бойцовой А.А.
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для школы значительное внимание уделено
формированию метапредметных компетенций. Не вызывает сомнений важность данного вопроса для обеспечения успешности образования и дальнейшей жизнедеятельности школьников. Тем не менее, настораживает тенденция, которая уже складывается в школе: формирование метапредметных компетенций становится самоцелью в
ущерб изучению основного предмета. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе в условиях реализации новых образовательных стандартов (ФГОС ООО) является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Проектная деятельность направлена на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Можно создать благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений обучающихся. Через проектную деятельность можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Проектная деятельность приближает процесс обучения к жизни, натурализирует его, оживляет духом времени, наполняет смыслом.
Выпускник школы получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное
исследование, учебный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор
логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как
абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с
другими известными фактами;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний,
за качество выполненного проекта.
При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно
учесть следующие моменты:
-тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и
совпадать с кругом интереса учителя;
– необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы,
иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет
проведён учителем безукоризненно правильно;
– организация хода работы над раскрытием проблемы исследования
должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед
другом и взаимопомощи;
– раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое
ученику, а уже потом науке.
В рамках вышесказанного предлагаем организационно-содержательную модель организации проектной деятельности школьников по интеграции естественнонаучных дисциплин:
В результате возникает идея интеграции знаний, в первую очередь родственных предметов.
Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами.
В учебно-воспитательном процессе проектная деятельность может осуществляться на любом этапе:
1) на этапе педагогических целей (ориентация на такие исследовательские качества личности, как активность, самостоятельность, креативность);
2) на этапе содержания (интегрированные программы, учебные курсы);
3) на этапе сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты);
4) на этапе педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия).
Плюсы проектной деятельности в образовании:
• адекватность современному уровню научных представлений о мире;
• возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в
динамике, во множественных взаимосвязях;
• расширение «горизонтов» в преподавании «собственного» предмета и
осуществление новых перспектив деятельности;
• стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с
учеником, соответствующих принципам интегративного подхода;
• объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем,
возможность учета ценностных ориентаций и мотивации обучаемых;
• снятие перегрузки в учебном процессе, уменьшение количества
предметов;
• получение качественно нового педагогического результата
Недостатки:
• отсутствие учебно-методического комплекса;
• недостаточная подготовленность педагогов по данному
направлению работы;
За проектной деятельностью в образовании – будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.
Литература
1. Стандарты второго поколения Примерные программы по учебным
предметам: Физика. Математика. Информатика и ИКТ. М.:
«Просвещение»,2010г.
2. Федеральный закон об образовании от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
3. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании
// Народное образование. – 2001г. - № 1.
4. Бородай А.А. Уроки на интегративной основе: Методическая разработка.
– Днепропетровск, 2004г.
5. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и
практике. Монография, Екатеринбург. - гос. инж.-проект. ин-т, 1994.- 152
с.
6. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании //
Педагогика, 1998г.
7. Стрелкова И.Л. Теоретическая основа понятия «интеграция». //
Современные педагогические технологии как фактор формирования
ключевых компетентностей участников образовательного процесса.
Интегративное образование – Часть 3, Ярославль 2005г.
|