Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблемы проектной деятельности школьников при изучении предметов естественнонаучного цикла

Выберите действие:

Материал собран и представлен учителем информатики Гатчинской СОШ №2

Бойцовой А.А.

     В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для школы значительное внимание уделено

формированию метапредметных компетенций. Не вызывает сомнений важность данного вопроса для обеспечения успешности образования и дальнейшей жизнедеятельности школьников. Тем не менее, настораживает тенденция, которая уже складывается в школе: формирование метапредметных компетенций становится самоцелью в

ущерб изучению основного предмета. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе в условиях реализации новых образовательных стандартов (ФГОС ООО) является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

     Проектная деятельность направлена на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Можно создать благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений обучающихся. Через проектную деятельность можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Проектная деятельность приближает процесс обучения к жизни, натурализирует его, оживляет духом времени, наполняет смыслом.

     Выпускник школы получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное

исследование, учебный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор

логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как

абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с

другими известными фактами;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные

способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний,

за качество выполненного проекта.

     При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно

учесть следующие моменты:

-тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и

совпадать с кругом интереса учителя;

– необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы,

иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет

проведён учителем безукоризненно правильно;

– организация хода работы над раскрытием проблемы исследования

должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед

другом и взаимопомощи;

– раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое

ученику, а уже потом науке.

     В рамках вышесказанного предлагаем организационно-содержательную модель организации проектной деятельности школьников по интеграции естественнонаучных дисциплин:

 

 

           

 

В результате возникает идея интеграции знаний, в первую очередь родственных предметов.

         Интеграция  – это процесс и результат достижения  целостности  содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей,  взаимодействия между различными образовательными программами.

      В учебно-воспитательном процессе проектная деятельность может осуществляться на любом этапе:

1)  на этапе педагогических целей (ориентация на такие исследовательские качества личности, как активность, самостоятельность, креативность);

2)  на этапе содержания (интегрированные программы, учебные курсы);

3) на этапе сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты);

4) на этапе педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия).

     Плюсы проектной деятельности в образовании:

•        адекватность современному уровню научных представлений о мире;

•        возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в

         динамике, во множественных взаимосвязях;

•        расширение «горизонтов» в преподавании «собственного» предмета и

         осуществление новых перспектив деятельности;

•        стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с

         учеником, соответствующих принципам интегративного подхода;

•        объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем,

         возможность учета ценностных ориентаций и мотивации обучаемых;

•        снятие перегрузки в учебном процессе, уменьшение количества

         предметов;

•        получение качественно нового педагогического результата

 

Недостатки:

       •   отсутствие учебно-методического комплекса;

 

      •    недостаточная подготовленность педагогов по данному

           направлению работы;

 

        За проектной деятельностью в образовании – будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

 

Литература

1. Стандарты второго поколения Примерные программы по учебным

    предметам: Физика. Математика. Информатика и ИКТ. М.:

    «Просвещение»,2010г.

2. Федеральный закон об образовании от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об

    образовании в Российской Федерации».

 3. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании

    // Народное образование. – 2001г. - № 1.

 4. Бородай А.А. Уроки на интегративной основе: Методическая разработка.

    – Днепропетровск, 2004г.

 5. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и

      практике. Монография, Екатеринбург. - гос. инж.-проект. ин-т, 1994.- 152

     с.

6. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании //

    Педагогика, 1998г. 

7. Стрелкова И.Л. Теоретическая основа понятия «интеграция». //

    Современные педагогические технологии как фактор формирования

    ключевых компетентностей участников образовательного процесса.

    Интегративное образование – Часть  3, Ярославль 2005г.

Прикрепленный файл Size
Проблемы проектной деятельности школьников при изучении предметов естественнонаучного цикла.docx 26.18 KB

»  Размещено в сообществах:   

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн