Материал собран и представлен учителем информатики
Гатчинской СОШ №2 Бойцовой А.А.
Проекционная и информационная деятельность является элементом культуры человека в информационном обществе. В современных условиях квалифицированный специалист, прежде чем осуществляет деятельность и решает конкретную задачу, должен проектировать и прогнозировать ход задачи и результат.
Современные условия страны диктуют новое качество образования, В.В. Путин отметил, что «залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».[8]
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность. В современном динамично развивающемся обществе востребованы люди, обладающие такими качествами, как мобильность, решительность, ответственность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми и кооперировать ресурсы для достижения общих целей.
Компетентностный подход в обучении, как средство повышения качества образования, - приоритетное направление модернизации систем обучения в мировом образовательном пространстве.[1] В целом можно определить компетентностный подход в образовании через понятие “как знать”, а не через “что знать”.
Ученые, изучающие проблему интеграции, свидетельствуют о сложности и феноменальности этого явления. Проблема интеграции предметов в процессе обучения многократно поднималась. В 70 – е годы XXстолетия история образования описывает так называемые «метапредметные движения» педагогов. Суть этих движений состояло в выдвижении идей согласования учебных предметов в трактовке тех или иных понятий и явлений, в ликвидации дублирования, снятии противоречий. В движение были вовлечены и ученые, и практики образования. В отечественной педагогике это движение представлено ленинградской школой метапредметников и ведущим автором работ на эту тему профессором Максимовой В.Н., а так же свердловской школой, оформившейся в международную Таватуйскую школу по педагогической интеграции под руководством автора книги «Интеграционные процессы в педагогической теории и практике» В.С.Безруковой.[6]
В основе предметной классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Это деление познания на научные области возникло по немощи человека познать мир целиком во всех его связях и отношениях. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает дискретное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность на уровне обучения в объедении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность интегрированного обучения учебных дисциплин. И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.[7]
Интеграция - общий и многогранный процесс установления связей между информацией, знаниями, науками, а также обеспечение их целостности и единой структуры, охватывающей все компоненты в диалектическом единстве.[5] Интегративный подход – сложный процесс, требующий формирование компетентности обучающихся:
- рассматривать любые явления с разных точек зрения;
- применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;
- способности самостоятельно проводить творческие исследования;
- активно выражать себя в каком-либо творчестве, а самое главное на уроках при решении качественных задач.
Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные занятия по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время. Главное, что делает урок интегрируемым – это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, спланированные несколькими учителями, ведущими свой курс.
Ученые определяют три основных вида организации учебной деятельности интегрированного преподавания:
1. Интегрированные уроки.
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
2. Интегрированные мероприятия (игры, викторины).
Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности.
3. Проектная деятельность.
Основа метода проектов – идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
В процессе исследования организации учебной деятельности интегрированного преподавания ученые выделили такие проблемы как:
- недостаточная согласованность во времени изучения смежных
учебных дисциплин, что затрудняет использование возможностей
одного предмета для теоретической и практической подготовки
учащихся к изучению других предметов;
- неоправданно большие затраты времени на дублирование одних и тех
же вопросов в программах различных учебных дисциплин;
- отсутствие единства в интерпретации общих научных понятий, законов
и теорий;
- отсутствие преемственности в их раскрытии на различных этапах
обучения, при изучении различных учебных дисциплин;
- весьма ограниченный перенос знаний, умений и навыков, полученных при изучении одних учебных предметов на изучение других;
- отсутствие единого подхода к выработке у учащихся общих учебных умений и навыков;
- недостаточно полное раскрытие взаимосвязей и взаимообусловленностей явлений, изучаемых на уроках по различным предметам, что снижает роль обучения в формировании у обучащихся диалектико-материалистического мировоззрения;
- ограниченный показ общности, и, вместе с тем, специфичности
методов исследования, применяемых в различных науках, а также
общности ряда категорий, законов и теорий для всех наук.
В настоящее время предметы естественно научного цикла (физика, математика, химия) не вызывают интерес у обучающихся. Альтернативные эмоции возникают при изучении предмета информатика и ИКТ. Следовательно, развитие метопредметных связей предметов естественно научного цикла и информатика и ИКТ особенно актуально в обучении, поскольку повышает эффективность учебного процесса.
Преимущества интегративного подхода перед традиционным очевидны. Можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегративный подход к обучению приближает процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.
Литература:
1. Федеральный закон об образовании от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от «17» декабря 2010 г. № 1897.
3. Черникова С.В.,доцент кафедры ПДЕМЦ ТОИПКРО «Новое качество образования и интегративный подход к обучению» , 2006 г.
4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды: В 8-ми т. Т.6 – М.: Педагогика, 1978. – 508 с.
5. В.П. Топоровский «Интегративный подход к формированию исследовательской компетентности директора развивающейся школы». –Диссертация, 2002 г.
6. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Монография, Екатеринбург. - гос. инж.-проект. ин-т, 1994.- 152 с.
7. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С.83.
8. Путин: залог успешного роста – инициатива граждан, Известия, 16.01.2012.
|