Submitted by Наталья Константиновна Назаренко on Wed, 12/06/2013 - 11:09
Тип урока:изучение нового материала
Форма урока: урок с применением технологии развития критического мышления, АМО ( активных методов обучения), ИКТ.
Ход урока
I.Оргмомент.
II.Изучение нового материала.
Эмоциональный настрой. Чтение эпиграфа( на фоне песни «Заплетись за плетень») "О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты.. .Всем ты преисполнена , земля Русская..."( слайд 1)
Как вы думаете , о каких красотах говорит автор? Устное народное творчество, литературные произведения, архитектура, иконопись, поразительной красоты ювелирных изделиях, которые создавались в русских землях. До сих пор мы восхищаемся ими! Это истоки, нашей, русской культуры. И, сегодня, мы будем говорить об этих истоках.
Мотивационно - информационная фаза.
( Слайд 2 «Культура Древней Руси»)Какое слово является основным в теме? Правильно, культура, а какие ассоциации у вас вызывает это слово?(прием "Кластер", модель «Планета и ее спутники» ) ,(слайд 3). Можно ли из всех этих слов составить определение понятию «культура»? Нет. Создать определение понятия «культура» поможет вам игра «Словесная мозаика»(приложение 1)(карточки со словами: духовных, и, совокупность, благ, материальных, обществом, созданных, дети складывают следующее определение: « Культура-совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом»(слайд №3)
Прежде чем мы начнем знакомство с культурой Древней Руси, вы составите «Список необычных покупок»( приложение 2), т.е. список того о чем вы хотите узнать и чему научиться на уроке. ( индивидуальная работа, прием АМО «Список покупок»). Список покупок откладываем и познакомимся с планом урока. ( слайд 5).
Фаза осмысления
1.Особенности культуры Древней Руси ( самостоятельная работа в парах с. 55, заполнение схемы , приложение 3, слайд 6)
2.Письменность и грамотность( рассказ учителя, презентация, слайды 7,8,9,10)
3.Устное народное творчество ( беседа : что такое устное народное творчество? Что вам больше всего нравится из устного народного творчества? Презентация, (слайд 11), чтение отрывка из былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Ваши любимые былинные герои? Откуда вы о них узнали? Можно ли утверждать, что в мультфильмах и фильмах герои и их поступки изображены точно как в былинах? (предлагается просмотр отрывка из мультфильма "Алеша Попович и Тугарин Змей", поединок. Затем проводится работа с отрывком из былины "Алеша Попович и Тугарин Змеевич" тоже рассматривается поединок ( прием "совещание специалистов", работа выполняется в парах). Делается вывод о том, что в мультфильме поединок рассматривается совсем не так как в самой былине, поэтому знакомство с былинными героями нужно осуществлять не только путем просмотра мультфильмов и фильмов, но и путем чтения былин.
Дальше проводится сравнение русских былин и западноевропейских рыцарских хроник, делается вывод.Как вы думаете в чем отличие русских былин от западноевропейских рыцарских хроник?( если затрудняются ответить зачитать текст с.56, абзац 2)
ФИЗМИНУТКА - Русское народное творчество популярно и в наши дни скоро будет один из самых ярких праздников- масленица. Сейчас вы просмотрите отрывок из мультфильма и вместе с героями подготовитесь к этому празднику. (Просмотр отрывка из мультфильма "Кострома", танцуем вместе с героями: руки на пояс, топаем ногами, голову направо-налево, ручки вверх, кистями вертим вправо-влево и поворачиваемся вокруг себя, присели, встали, поклонились и сели на свои места) .
4. Литература(рассказ учителя: В домонгольский период на Руси довольно широко были распространены книги. Установлено, что в XI - начале XIII веков в русских землях имелось в обращении, по меньшей мере, около 140 тыс. книг нескольких сот наименований. Если при этом учесть, что население Руси в то время не превышало 7 млн. человек, то этот показатель указывает на весьма высокий уровень грамотности среди русских людей в домонгольскую эпоху.- Как вы думаете, о чем любили читать русские люди в XI - начале XIII веков?
презентация ,по ходу рассказа учителя выполняется задание 2 в рабочих тетрадях ( с.19), работа в парах с историческим источником (прием "Совещание специалистов"), учащиеся должны доказать , что произведения древнерусской литературы являются историческими источниками ,слайды 12,13,14,15приложение 4)
5.Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. (рассказ учителя, презентация , прием "мозговая атака" модель "ключевые термины", работа в парах, задание: объясните термины "миниатюра" с.57, "фреска" с.60, "мозаика" с.61, "зернь", "скань"," эмаль" с. 62, выполните задание 3 в рабочих тетрадях с.19),( слайды 16-26)
IV.Домашнее задание:параграф 7, в.1-7, новые слова, выполнить задания 1,4,5 в рабочих тетрадях.
V.Подведение итогов.
VI.Рефлексия. Возьмите в руки "Список покупок", Удалось ли вам приобрести задуманные покупки? Появились ли в списке полезные,но не запланированные покупки? Лишние ? Почему?