Вы хотите видеть в будущем своего ребёнка - самостоятельным, активным, любознательным, оценивающим себя адекватно? Эта консультация для Вас!
Кризис трёх лет - бунт против авторитарного воспитания, это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те формы опёки, которые сложились в раннем возрасте. С чем связано его возникновение? С развитием личности ребёнка! Кризис трёх лет - это абсолютно нормальное возрастное явление. Название его достаточно условно – симптомы кризиса у ребёнка могут проявиться несколько раньше (например, в 2,5 года) или позже (в 3,5 года).
Если кризисные симптомы поведения продолжаются у рёбенка достаточно долго, то проблему нужно искать в поведении значимых для малыша взрослых.
Помните ли вы себя в трёхлетнем возрасте? А в подростковом возрасте? Безусловно, нам сложно вспомнить себя совсем маленькими, а в подростковом возрасте мы хорошо помним и себя, и свои интересы, и взрослых, которые не могли или не хотели нас понимать. Кризис трёх лет и кризис подросткового возраста очень похожи симптомами поведения.
Как начинается кризис?
Однажды малыш начинает говорить о себе в 1 лице. Если раньше вы слышали, что «Маша хочет пить», то теперь ребёнок совершенно отчётливо произносит: «Я хочу пить!». Слово Я в его лексиконе становится одним из наиболее часто употребляемых. Вы только и слышите: «Я... я... я!». Это Я постепенно переходит в «Я сам!». Это очень тонкий момент, на который следует обратить особое внимание. Ведь часто мы, взрослые, можем сами спровоцировать кризисные реакции, не обращая внимания на возросшую самостоятельность ребёнка, не давая ему возможность проявить себя. Недаром кризис трёхлетнего возраста иногда называют «Кризис Я САМ!».
Воспитатели, родители и другие близкие ребёнку люди в период его возрастного кризиса испытывают трудности во взаимодействии с ним, так как маленький забавный малыш «вдруг» превращается в упрямое, строптивое, деспотичное создание.
Кризис трёх лет может сопровождаться нижеперечисленными симптомами (или некоторыми из них), которые обычно «обостряются» в ситуации непонимания взрослыми возросших потребностей ребёнка.
Негативизм Именно негативизм вынуждает ребёнка поступать вопреки своему желанию. Ребёнок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребёнком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и др.
В сложных ситуациях, при резком проявлении негативизма ребёнком, взаимодействие с ним может дойти до абсурда: на любое высказывание взрослого ребёнок отвечает наперекор: «Это холодное» — «Нет, горячее», «Иди домой» - «Не пойду» и т. д. Причем ребёнок отвечает отказом на просьбу, требование взрослого даже в том случае, если минуту назад он сам страстно желал именно это сделать.
Негативизм отличается от непослушания (непослушание – это когда ребёнок не следует указаниям взрослого, потому что занят другим делом, более интересующим его в данный момент).
Негативизм избирателен: ребёнок отказывается выполнять просьбы только определённых людей, например, только мамы, или только одного из воспитателей. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым.
Упрямство — это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, то есть это «реакция не на предложение, а на своё собственное решение». Например, проснувшегося утром ребёнка мама просит встать с постели. Ребёнок в течение долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако заявляет: «Сказал — не встану, значит, не встану!».
Упрямство — не настойчивость, с которой он добивается желаемого. Упрямый ребёнок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось.
Зачастую родители, встав на позицию «кто — кого», тем самым усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребёнка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.
Упрямство, как и негативизм, отличается от простого непослушания.
Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против тех правил, которые были в жизни ребёнка до 3-х лет. Это «скрытый бунт против того, с чем ребёнок имел дело раньше». Ребёнок хочет всё делать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса 3-х лет усиленная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не соответствует возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса 3-х лет.
Своеволие проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности.
Следующие симптомы относятся к симптомам вторичного значения.
Протест-бунт проявляется в том, что всё поведение ребёнка носит протестующий характер, словно ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.
Обесценивание
В этом случае обесцениваются старые привязанности ребёнка к вещам, к людям, к правилам поведения. В его речи появляются выражения, которые означают всё плохое, отрицательное, негативное. И всё это относится к тем вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят. Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трёхлетнего ребёнка могут вдруг потерять ценность ещё совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия.
Деспотизм проявляется в том, что ребёнок хочет стать «господином положения». Чаще всего встречается в семье с единственным ребёнком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребёнок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет кушать, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям.
Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трёх лет могут стать невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.).
Прочитав вышеизложенное, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Нужно ли бороться с качествами, которые являются закономерными в развитии ребёнка? Есть ли смысл их исправлять?
- Какой тип взаимоотношений обостряет проявление негативных качеств у ребёнка?
Рекомендации родителям по взаимодействию с ребёнком, переживающим кризис трёх лет:
1. Единство требований в семье по отношению к ребёнку.
Для соблюдения этого правила полезно обсудить на семейном совете обязательные для всех членов семьи требования по отношению к ребёнку. Помните: если мама - запрещает, а папа в этой же ситуации - разрешает, у малыша возникает повод для манипуляций.
2. Установление границ дозволенного («можно и нельзя»).
Основные запреты должны касаться безопасности ребёнка. Можно объяснить малышу в игровой форме или при помощи сказки, что есть опасные и неприятные моменты, связанные с болью и обидой, например, «я расскажу тебе по секрету, что когда твоя мама была маленькой...», или «жил был один мальчик, который...».
Если запретов будет слишком много – ребёнок перестанет на них реагировать. Он физиологически не способен воспринимать многочисленное «нет и нельзя».
3. Поощрение самостоятельности и активности малыша!
Возьмите на себя роль консультанта, а не «запретителя». Помогайте ребёнку в сложных ситуациях. Трёхлетние дети не боятся проблем, они уверены в себе, и ваша задача – сохранить эту уверенность.
4. Покажите своему ребёнку, что вы его цените и уважаете.
Признание близких людей, положительная оценка его деятельности – вот что надо малышу, переживающему кризис 3-х лет.
5. Находите способы переключения внимания ребёнка, если он впадает в истерику. Будьте артистичны! Заинтригуйте!
6. Уговаривать и ругать малыша во время истерики бесполезно.
Даже если он вас слышит в этот момент – им движет другое. Скажите ребёнку, что вы готовы с ним поговорить, как только он успокоится. Попробуйте выйти на 5-10 минут из комнаты. Обычно истерика проходит, если уходят зрители.
7. Опасна для душевного здоровья ребёнка - изоляция (например, во время «приступа гнева»). Взрослым людям иногда трудно понять, что происходит у них в душе, а ребёнку – тем более.
8. Принимайте своего малыша безусловно! Общественное мнение - безликое; самое главное – сохранить доверительные отношения с малышом. После неприятной сцены, когда ребёнок успокоился – простите его, скажите, что вы его любите, поиграйте с ним – ведь всё уже позади.
Кризис трёх лет протекает остро в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребёнка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых. Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие с малышом: гибко меняют авторитарный стиль, чрезмерную опёку на партнёрское взаимодействие, предоставляют ребёнку возможность быть самостоятельным, признают его как личность, гордятся успехами малыша, конфликтов и трудностей во взаимоотношениях может и не возникнуть, или они будут иметь временный, преходящий характер.
|