Рекомендации по организации и оформлению пришкольного участка
Нет ответов
вс, 09/06/2013 - 21:27
Елена Игоревна Пермякова
На сайте с: 09/06/2013
Баллы: 3
По классификации градостроителей пришкольный участок школы это территория городского ландшафта. Воздействие человека на городскую среду привело к тому, что она начала терять свои компенсаторные возможности. Утраченное равновесие между природными и искусственными компонентами ландшафта порождает необходимость обращения к средствам ландшафтного дизайна.
В настоящее время формируется новый эколого-ландшафтный подход к оформлению пришкольного участка. Он предполагает оптимизацию территории и создание на ней относительно устойчивой экосистемы.
Использование нового подхода в формировании пришкольного участка диктуется развитием новых технологий градостроительства и современными подходами к организации городского пространства. Необходим иной ассортимент растений, пригодных для выращивания в городских условиях.
В процессе формирования пространства пришкольного участка можно выделить несколько этапов
* Обследование и анализ территории
* Проектирование с использованием приемов ландшафтного дизайна.
* Организацию общего пространства участка
* Подбор ассортимента растений с целью создания устойчивой экосистемы
* Составление цветочных композиций из выбранного ассортимента растений на основе приемов ландшафтного дизайна.
* Реализация проекта - непосредственное проведение посадочных работ на территории участка.
* Планирование технологического ухода за объектами участка.
* Вовлечение учащихся в практическую и творческую работу по благоустройству школьной территории
* Воспитание экологической и эстетической культуры учащихся
Базовые понятия: Дизайн – (от англ. – замысел, проект, рисунок) – термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющей
целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды.
Ландшафт (от нем. Landshaft ) в искусстве- изображение какой-либо местности, то же что и пейзаж. ^ Ландшафт культурный – географический ландшафт, целенаправленно измененный хозяйственной деятельностью человека.
Элементы ландшафтного дизайна
Дорожки
Дорожки являются жизненно важным элементом всей композиции сада и придают ему индивидуальность. Натуральный камень, гранит, базальт, песчаник - являются хорошим материалом с эстетической и практической точки зрения. Травянистые дорожки особенно хороши среди многоцветных рабаток.
Дорожки и тропинки на садовом участке имеют не только функциональное значение. Расчленяя участок на отдельные зоны, и одновременно связывая эти зоны между собой, они являются важными элементами художественно-эстетического решения сада. Форма и внешний вид дорожек должны
Травянистые или песчаные дорожки, а также дорожки, посыпанные галькой , могут иметь плавный переход к окружающим их клумбам и грядкам. Тогда кустистые и почвопокровные растения, разрастаясь, закроют границы дорожки, придавая ей естественную прелесть.
* Цветники:
Все многообразие цветников объединяется в несколько видов, среди которых выделяют:
Регулярный стиль с четкими линиями геометрического рисунка – клумбы,
рабатки.
Ландшафтный стиль с плавными контурами – миксбордеры, рокарии
* Клумба
может быть круглой, прямоугольной, овальной, квадратной, многоугольной формы. По краю клумбы можно сделать небольшую полосу (10-20см.) газона или бордюра (от франц. bord - край) из низкорослых растений.
При подборе растений необходимо учитывать:
* требования гармоничного цветового сочетания;
* характер роста и высоту отдельных растений (чем выше растения, тем ближе они должны располагаться к центру клумбы);
* в центре клумбы растения рекомендуется сажать редко, а по краям плотно;
* избегать излишней измельченности и сложности рисунка.
Бордюр по цвету должен отличаться от основного тона цветочной композиции. Назначение бордюра – подчеркнуть законченность того или другого типа цветочного оформления, он не должен быть слишком вычурным и выделяться. Бордюрные растения – низкорослые, растущие ровно, плотным кустиком, декоративно-лиственные или длительно цветущие, устойчивые к неблагоприятным условиям (виды функии, хосты, камнеломки, маргаритки, анютины глазки, низкорослые бархатцы).
Рабатка – прямоугольная вытянутая цветник-грядка, расположенная вдоль дорожек, вокруг школы или по периметру участка. Привлекательно выглядят рабатки, в которых сочетаются высокие и низкие растения, чередующиеся друг с другом сменным цветением
Миксбордер, или смешанный бордюр, создается из многолетников, двулетников и однолетников, расположенных в виде живописных пятен, в которых отсутствуют четкие геометрические формы. Используется посадка равномерно цветущих растений. Наружный край ограничивается газоном, песком, мелкой плиткой в виде каймы.
Модульный цветник – прием цветочного оформления, при котором на площади многократно повторяется в определенной системе пропорционально соразмерная фигура (модуль) Рядовые посадки – вдоль дорожек (пионы, астильбы, лилии, георгины, тюльпаны, нарциссы, астры, бархатцы, функии).
Солитер – одиночные посадки цветочных или декоративно лиственных видов (мальва, амарант, пион, клещевина, астильба и др.)
Партер – это сложный цветник, включающий в композицию газоны, клумбы, рабатки, бордюры, фонтаны, скульптуры, вазы, бассейн.
Газон
Каждому пришкольному участку присущ свой особенный облик. Отдельные элементы сада необходимо отделить друг от друга. Для этого лучшим решением является создание травянистого газона. Газон – это участок почвы, засеянный образующими плотный дерн злаками. Травянистую поверхность
газона необходимо регулярно стричь. Таким образом, главные свойства газона – это ровная поверхность, плотный однородный дерн, устойчивость к вытаптыванию и, конечно, эстетичный вид.
Альпинарий (альпийская горка)
Отличается сочетанием низкорослых растений, цветущих и не цветущих с живописными камнями. В верхней части альпинария устанавливают крупную глыбу конической формы, символизирующую вершину горы, а по склонам уравновешивают ее массивными плоскими камнями.
Рокарий, или каменистая горка, - это более совершенный по сравнению с альпинариями вид каменистых горок. Рокарий должен составлять единое целое с близлежащим водоемом, газоном, лужайкой, а также с фоном из древесно-кустарниковой растительности. Например, низкорослые представители горного ландшафта, такие как антеннария, обриета, флокс шиловидный, крупка, размещаются на верхней части горки, так называемом плато; на склонах хорошо уживаются различные виды седумов и очитков, предупреждающих их размывание, а также почвопокровные растения (живучка, ясколка, гвоздика, те же почвопокровные флоксы). У подошвы склона высаживаются мелко- и крупнолуковичные: мускари, хинодоксу, крокурсы, тюльпаны. Фоном служат низкорослые кустарники и древесные растения: айва японская, кизильник стелющийся, можжевельники и карликовые сорта сосен.
Заключение
При создании цветников можно руководствоваться и собственными вкусами. Некоторые особое внимание уделяют цветовой гамме, а кто-то увлечен подбором гармонично сочетающихся форм соцветий. В любом случае необходимо соблюдать некоторые правила:
1. При посадке растений нужно учитывать их потребности (к влаге и свету, необходимый температурный режим), биологические особенности (время и длительность цветения). Рядом нужно высаживать растения, не угнетающие друг друга.
2. Перед созданием цветника нужно продумать его особенности, выбрать предпочтительную цветовую гамму, форму цветника. Также неплохо изучить особенности выбранных видов растений, чтобы уход за ними был посильным.
3. При разноуровневых посадках нужно высаживать высокорослые растения на задний план, чтобы они не закрывали более низкие цветы. Цветник разделяется условно на три уровня: на переднем плане – низкорослые растения, в середине – среднерослые, позади – высокорослые цветы.
4. Как правило, цветы, распускающиеся ранней весной, располагают ближе к краю цветника так, чтобы летом их не было видно за более поздними растениями.
5. Большинство цветников основаны на контрастах, делающих композицию из цветов более выразительной. Для создания контраста можно использовать растения, отличающиеся по цвету, а также с разными формами.
6. Большую популярность приобрели цветники из ароматных цветов и растений. В таких цветниках сочетаются пряные и лекарственные растения (тимьян, иссоп, душица, шалфей, мята, котовник и т.д.) и ароматные цветы (мирабилис, петуния, бархатцы).
По классификации градостроителей пришкольный участок школы это территория городского ландшафта. Воздействие человека на городскую среду привело к тому, что она начала терять свои компенсаторные возможности. Утраченное равновесие между природными и искусственными компонентами ландшафта порождает необходимость обращения к средствам ландшафтного дизайна.
В настоящее время формируется новый эколого-ландшафтный подход к оформлению пришкольного участка. Он предполагает оптимизацию территории и создание на ней относительно устойчивой экосистемы.
Использование нового подхода в формировании пришкольного участка диктуется развитием новых технологий градостроительства и современными подходами к организации городского пространства. Необходим иной ассортимент растений, пригодных для выращивания в городских условиях.
В процессе формирования пространства пришкольного участка можно выделить несколько этапов
* Обследование и анализ территории
* Проектирование с использованием приемов ландшафтного дизайна.
* Организацию общего пространства участка
* Подбор ассортимента растений с целью создания устойчивой экосистемы
* Составление цветочных композиций из выбранного ассортимента растений на основе приемов ландшафтного дизайна.
* Реализация проекта - непосредственное проведение посадочных работ на территории участка.
* Планирование технологического ухода за объектами участка.
* Вовлечение учащихся в практическую и творческую работу по благоустройству школьной территории
* Воспитание экологической и эстетической культуры учащихся
Базовые понятия: Дизайн – (от англ. – замысел, проект, рисунок) – термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющей
целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды.
Ландшафт (от нем. Landshaft ) в искусстве- изображение какой-либо местности, то же что и пейзаж. ^ Ландшафт культурный – географический ландшафт, целенаправленно измененный хозяйственной деятельностью человека.
Элементы ландшафтного дизайна
Дорожки
Дорожки являются жизненно важным элементом всей композиции сада и придают ему индивидуальность. Натуральный камень, гранит, базальт, песчаник - являются хорошим материалом с эстетической и практической точки зрения. Травянистые дорожки особенно хороши среди многоцветных рабаток.
Дорожки и тропинки на садовом участке имеют не только функциональное значение. Расчленяя участок на отдельные зоны, и одновременно связывая эти зоны между собой, они являются важными элементами художественно-эстетического решения сада. Форма и внешний вид дорожек должны
Травянистые или песчаные дорожки, а также дорожки, посыпанные галькой , могут иметь плавный переход к окружающим их клумбам и грядкам. Тогда кустистые и почвопокровные растения, разрастаясь, закроют границы дорожки, придавая ей естественную прелесть.
* Цветники:
Все многообразие цветников объединяется в несколько видов, среди которых выделяют:
Регулярный стиль с четкими линиями геометрического рисунка – клумбы,
рабатки.
Ландшафтный стиль с плавными контурами – миксбордеры, рокарии
* Клумба
может быть круглой, прямоугольной, овальной, квадратной, многоугольной формы. По краю клумбы можно сделать небольшую полосу (10-20см.) газона или бордюра (от франц. bord - край) из низкорослых растений.
При подборе растений необходимо учитывать:
* требования гармоничного цветового сочетания;
* характер роста и высоту отдельных растений (чем выше растения, тем ближе они должны располагаться к центру клумбы);
* в центре клумбы растения рекомендуется сажать редко, а по краям плотно;
* избегать излишней измельченности и сложности рисунка.
Бордюр по цвету должен отличаться от основного тона цветочной композиции. Назначение бордюра – подчеркнуть законченность того или другого типа цветочного оформления, он не должен быть слишком вычурным и выделяться. Бордюрные растения – низкорослые, растущие ровно, плотным кустиком, декоративно-лиственные или длительно цветущие, устойчивые к неблагоприятным условиям (виды функии, хосты, камнеломки, маргаритки, анютины глазки, низкорослые бархатцы).
Рабатка – прямоугольная вытянутая цветник-грядка, расположенная вдоль дорожек, вокруг школы или по периметру участка. Привлекательно выглядят рабатки, в которых сочетаются высокие и низкие растения, чередующиеся друг с другом сменным цветением
Миксбордер, или смешанный бордюр, создается из многолетников, двулетников и однолетников, расположенных в виде живописных пятен, в которых отсутствуют четкие геометрические формы. Используется посадка равномерно цветущих растений. Наружный край ограничивается газоном, песком, мелкой плиткой в виде каймы.
Модульный цветник – прием цветочного оформления, при котором на площади многократно повторяется в определенной системе пропорционально соразмерная фигура (модуль) Рядовые посадки – вдоль дорожек (пионы, астильбы, лилии, георгины, тюльпаны, нарциссы, астры, бархатцы, функии).
Солитер – одиночные посадки цветочных или декоративно лиственных видов (мальва, амарант, пион, клещевина, астильба и др.)
Партер – это сложный цветник, включающий в композицию газоны, клумбы, рабатки, бордюры, фонтаны, скульптуры, вазы, бассейн.
Газон
Каждому пришкольному участку присущ свой особенный облик. Отдельные элементы сада необходимо отделить друг от друга. Для этого лучшим решением является создание травянистого газона. Газон – это участок почвы, засеянный образующими плотный дерн злаками. Травянистую поверхность
газона необходимо регулярно стричь. Таким образом, главные свойства газона – это ровная поверхность, плотный однородный дерн, устойчивость к вытаптыванию и, конечно, эстетичный вид.
Альпинарий (альпийская горка)
Отличается сочетанием низкорослых растений, цветущих и не цветущих с живописными камнями. В верхней части альпинария устанавливают крупную глыбу конической формы, символизирующую вершину горы, а по склонам уравновешивают ее массивными плоскими камнями.
Рокарий, или каменистая горка, - это более совершенный по сравнению с альпинариями вид каменистых горок. Рокарий должен составлять единое целое с близлежащим водоемом, газоном, лужайкой, а также с фоном из древесно-кустарниковой растительности. Например, низкорослые представители горного ландшафта, такие как антеннария, обриета, флокс шиловидный, крупка, размещаются на верхней части горки, так называемом плато; на склонах хорошо уживаются различные виды седумов и очитков, предупреждающих их размывание, а также почвопокровные растения (живучка, ясколка, гвоздика, те же почвопокровные флоксы). У подошвы склона высаживаются мелко- и крупнолуковичные: мускари, хинодоксу, крокурсы, тюльпаны. Фоном служат низкорослые кустарники и древесные растения: айва японская, кизильник стелющийся, можжевельники и карликовые сорта сосен.
Заключение
При создании цветников можно руководствоваться и собственными вкусами. Некоторые особое внимание уделяют цветовой гамме, а кто-то увлечен подбором гармонично сочетающихся форм соцветий. В любом случае необходимо соблюдать некоторые правила:
1. При посадке растений нужно учитывать их потребности (к влаге и свету, необходимый температурный режим), биологические особенности (время и длительность цветения). Рядом нужно высаживать растения, не угнетающие друг друга.
2. Перед созданием цветника нужно продумать его особенности, выбрать предпочтительную цветовую гамму, форму цветника. Также неплохо изучить особенности выбранных видов растений, чтобы уход за ними был посильным.
3. При разноуровневых посадках нужно высаживать высокорослые растения на задний план, чтобы они не закрывали более низкие цветы. Цветник разделяется условно на три уровня: на переднем плане – низкорослые растения, в середине – среднерослые, позади – высокорослые цветы.
4. Как правило, цветы, распускающиеся ранней весной, располагают ближе к краю цветника так, чтобы летом их не было видно за более поздними растениями.
5. Большинство цветников основаны на контрастах, делающих композицию из цветов более выразительной. Для создания контраста можно использовать растения, отличающиеся по цвету, а также с разными формами.
6. Большую популярность приобрели цветники из ароматных цветов и растений. В таких цветниках сочетаются пряные и лекарственные растения (тимьян, иссоп, душица, шалфей, мята, котовник и т.д.) и ароматные цветы (мирабилис, петуния, бархатцы).