Многообразие растений семейства Розоцветные, их значение в природе и жизни человека.
Submitted by Надежда Алексеевна Гусева on чт, 06/06/2013 - 21:34
Звучит нежная музыка, появляются слайды с изображением великолепных красавиц - это царица цветов – прекрасная роза, учитель задушевно читает стих:
«Розы- сестры зари. Цвет их цвету зари равнозначен…
Раскрываются розы лишь в первых рассветных лучах,
А раскрывшись на диво, они то смеются, то плачут,
Грусть и радость качая в глубоких атласных цветах…»
Начинается урок биологии, когда основным источником знаний для ребят будет книга, которую они отыскали в школьной или домашней библиотеке. Ребята оживленно работают в группе: среди них есть литературоведы, историки, доктора, кулинары и конечно биологи. Перед школьниками стоит задача: отыскать самые интересные сведения о красавице розе, ее предке – шиповнике, боярышнике, пахучей черемухе, симпатичной рябине, лесной землянике, яблоне – царице садов России.
Работа оживленно закипела. Историки обнаружили интересные легенды, которые поведали, почему у розы шипы, от чего на Руси молоденьких девушек называют боярышнями, а дальневосточная вишня сакура имеет розовые лепестки «окрашенные кровью японских детей, забитых насмерть» (затаив дыхание ребятишки слушали, и звучала трогательная песня «Сакура под снеком»). Биологи рассказали о замечательных пищевых и лечебных свойствах розоцветных растений, оказалось, что больше всего витамина С находится в шиповнике, кору боярышника использовали для окраски тканей, а древесину черемухи для фигурных заготовок для мебели. Кулинары отыскали лучшие рецепты : варенье из лепестков розы, джем из боярышника с яблоками, витаминный чай из рябины, малиновый сироп, яблочный уксус; доктора рассказали о лечебных настойках, косметических масках. Своими находками они щедро поделились с присутствующими, подарив им свои рецепты.
«Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась…» ребята познакомились с творчеством Марины Цветаевой, А. Фета, И. Западалова и др. авторов замечательных стихов. В песенной эстафете звучали куплеты с упоминанием розоцветных, разгадывали кроссворд. А еще все конечно обратили внимание на витаминный стол, на котором красовались соки, компоты, варенье, свежая вишня, сухая рябина, боярышник и пирог с яблоками (его с большим аппетитом потом съели).
Оживленные и довольные от встречи с красивым и интересным, поняв, что узнать из книг можно многое о растениях, которые им предстоит еще изучить, ребята дружно согласились с поговоркой, которая была эпиграфом урока « Глупый учится на своих ошибках, умный - на чужих, а мудрый…с помощью книг».