2.1. Личностные (ЛР): Развивать у учащихся самостоятельность в учебной деятельности; способствоватьвоспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к растениям и животным; способствовать формированию логического мышления при установлении взаимосвязей между питательными веществами и энергией жизни.
2.2.Метапредметные (МПР): формировать УУД на основе использования рисунков, текста учебника, презентационного материала в качестве источника новой информации; формировать умения логически мыслить, анализировать информацию и делать по данной информации выводы; развивать творческие способности.
2.3.Предметные (ЛР):формировать у учащихся знания о том, что запас питательных веществ необходим живым организмам для приспособления к изменениям погодных условий в течение года, для развития зародыша, для вскармливания детёныша молоком у млекопитающих, по причине того, что не всегда есть пища и вода в необходимых количествах и для жизнедеятельности организма.
3. Цель: создать условия для формирования понимания значения питательных веществ в жизни человека и других живых организмов; для формирования знаний о возможности получения энергии из пищи;
Этап урока
/учебная ситуация
Результаты этапа
Цель этапа
Взаимодействие в образовательном процессе
Определяетсяв зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению
Система ценностных отношений
Сформированные УУД
Система преметных знаний (ЗУНы в предметной области), действия с предметным содержанием (опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей)
Формирование и развитие системы ценностных отношений к ЛР,МПР и ПР и их достижению
Действия педагога
Действия обучающегося
Организует ситуации решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов, управление действиями обучающихся по достижению этих результатов
Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений
Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности (на уроке).
Управляет ситуацией самооценки.
- Здравствуйте ребята! Посмотрите на свои рабочие столы и проверьте всё ли у вас готово к уроку: учебники, тетради, ручки, карандаши, линейки и дневники?
-Прошу садиться. Начинаем наш урок.
Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:
правильность выбора учебных принадлежностей,
правильность и аккуратностьрасположения предметов на парте,
самостоятельность подготовки,
настрой на урок.
2.Актуализация знаний, мотивация
Воспроизведенные знания и способы действия.
Осознание необходимости получения новых знаний
Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний
Определение границ знания и незнания
Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний (ситуация успеха).
Организует ситуацию для определения границ знания и незнания (ситуация практического затруднения).
На прошлом уроке мы изучали тему: «Как можно добыть энергию для жизни». Вспомним основные выводы по данной теме.
Слушают, читают задания, представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задание.
Выполняют задание.
Предъявляют результаты, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью.
Формулируют свое затруднение (недостаточность знаний, способов действий).
3. Постановка учебной задачи
Сформулированная и зафиксированная (вербально, с помощью схемы, модели…) учебная задача (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем).
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Формирование и развитие ЦОк умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем).
Организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.
Фиксирует учебную задачу.
- Сегодня на уроке мы будем изучать тему, которая является продолжением предыдущей. Тема урока: «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»
- Как вы думаете, что мы узнаем сегодня нового? Какие задачи мы будем решать в течение урока?
Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.
Самостоятельно или с помощью учителя формулируют проблему, цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия.
4. Решение учебной задачи
Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма
Формирование и развитие ЦОк совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности
Организует ситуацию решения учебной задачи, используя систему вопросов, позволяющих найти нужное правило, понятие.
Организует ситуации построения модели понятия. Просит проговорить теоретическую формулировку, используя модель.
Организует деятельность по построению (уточнению) алгоритма.
- А сейчас я объявляю «Мозговой штурм» по вопросам в начале параграфа 44. Необходимо самостоятельно прочитать вопросы, обговорить их с соседом по парте и подготовить ответы на поставленные вопросы и задания. Посмотрите на слайд презентации – здесь эти вопросы повторяются. По первому вопросу ответы готовит первый ряд, по второму – второй ряд, а по третьему вопросу – третий ряд.
Для ответа на третий вопрос - иллюстрации на экране:
- Запасать питательные вещества могут все организмы.
Они запасают питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности.
- По двум последним кадрам презентации можно сделать вывод:
- Мы с вами славно поработали. Проведём физкультминутку
- Запасают живые организмы питательные вещества и для своего потомства. Посмотрим примеры развития потомства некоторых организмов.
- При рассмотрении всех примеров мы видим, что организмы увеличиваются в размерах, то есть растут. Возникает вопрос
- Какой вывод можно сделать?
- Какой общий вывод можно сделать из изученной темы?
- Вывод запишите в тетрадь.
Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной, групповой) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.
Моделируют, проговаривают правило, понятие, способ деятельности.
Определяют действия и их последовательность; строят и проговаривают алгоритм пошагово.
5. Оценка
Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности
Формирование и развитие ЦОк самооценке знаний и способов действий.
Организует ситуацию оценки знаний и способов действий.
Предлагает выполнить самостоятельную/контрольную работу, оценить результаты,способы их достижения.
- Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке.
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности
Формирование и развитие ЦОк умению анализировать и осмысливать свои достижения.
Организует дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.
Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).
Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.