«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Суворина В.Г.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой – который мы от века
творим по мере наших сил.
А наших сил должно хватать на многое. Ведь Бог не дает задачу не по силам, главное как к этому относиться. В жизни есть вопросы, которые вечны: духовность и нравственность, Душа и Дух. Нет смысла говорить о том, что мы живем в сложное время перемен. Жизнь в любые времена не проста и требует от нас чистоты, честности, веры, добродетели, сопереживания, сочувствия, сострадания, милосердия и много другого чего порой не достает не только нашим воспитанникам, но и нам самим. А Вы задумайтесь, когда жизнь была легкой? Вопрос, как к этому относиться? Разговорами о кризисах делу не поможешь. Нужно просто искать выход. И в нашем колледже его нашли, включив в учебный план в 1997г. преподавание дисциплины «История религии», хотя духовно-нравственному воспитанию у нас всегда уделяли большое внимание. Огромная заслуга в реализации духовно-нравственного воспитания принадлежит руководителям колледжа - А.Д. Потемкину и нынешнему директору - Т.А. Елисеевой. С 2005 года дисциплину «История религии» преподаю я.
Перед тем как прийти на первый урок я поблагодарила Бога и руководство за столь высокое доверие и попросила благословения у отца Александра на работу в этом направлении. Основными литературными источниками в подготовке к урокам стал не только учебник автора Елисеева История религии, разработки уроков В.Л. Дармодехиной, которая начинала преподавание этой дисциплины, позже оформленной ею в качестве методического пособия, но многочисленный дополнительный материал, собранный в колледжной библиотеке, и затем и интернет-ресурсы.
Преподавание истории религии затрагивает самые тонкие струны человеческой Души. Я размышляла, как подойти к учебному процессу, чтобы достучаться до сердца своих воспитанников. Ведь каждый в душе всегда тянется к светлому, но, к сожалению, не у всех хватает на это Духа. Мне нужно было помочь студентам найти в себе точку опоры, отталкиваясь от которой они бы смогли противостоять бесчисленным соблазнам и искушениям, которые посылает им жизнь, держать в чистоте свое сознание, уметь увеличивать силу духа через веру и добрые дела, помочь увидеть в себе лучшее, развивать его и с этим жить. Понимая, что учатся этому с рождения, мне приходилось не просто восполнять пробелы в воспитании.Чтобы заинтересовать студентов изучением новой дисциплины мне приходилось тщательно готовиться к урокам, находить нестандартные решения взывая к лучшим чувствам.
Осознанно принимая дуальность мира на своих уроках я помогаю студентам формировать духовные накопления. Если в человеке нет ответственности, заботы, любви, творчества, то их место займут агрессия, равнодушие, безразличие, депрессия и как следствие болезни. Но слава порой бывают бессильны, если они не подкрепляются собственными делами, личным примером.
Говоря о необходимости развития и творчества, этим путем я шла и сама. Учебной программой преподавания истории религии предусмотрено написание творческих работ. Вместе со студентами мы собрали большой материал о порушенных святынях нашего региона в годы советской власти, о храмах и монастырях России. Этот материал позже был положен в основу книги «Возрождение духовной культуры». В этой книге излагаются проблемы происхождения христианства, роль монастырей в распространении его в России, рассматривается образ Иисуса Христа, развитие, кризис и возрождение духовной культуры на примере Оренбургской области, рассказывается о чудотворных иконах, используются воспоминания людей, посвятивших себя служению Богу. Работа может быть интересна преподавателям, студентам, а также широкому кругу читателей, которых волнуют проблемы духовно-нравственного возрождения России.
Затем был кинолекторий «Духовное наследие». Его мы проводили в 2009, 2010 годах фрагменты которого я использую в учебном процессе. Накапливался богатейший материал и с ним нужно было что-то делать. Так мы решили сделать электронный учебник по истории религии. Авторы В.Г. Суворина, В.Л. Дармодехина, Суворин Григорий. Составление электронного учебника, компьютерный дизайн, монтаж осуществил мой сын - Суворин Григорий. В электронный учебник вошли фрагменты фильмов Н.В. Крикуновой, снятых во время поездок по святым местам и фильмы Г.Суворина.
Электронный учебник состоит из нескольких разделов: двухуровневый материал по основному содержанию (основной и дополнительный текст), курс лекций В.Л. Дармодехиной, презентации к уроку, фильмы снятые нами и др. источники. Этот учебник удобен, прост в обращении, оказывает большую помощь в организации учебного процесса, повышает мотивацию к знаниям, развивает познавательный интерес студентов, обеспечивает наглядность.
Учебник создан, а дальше что? Жизнь не стоит на месте. И мы не останавливаемся также. Следующей нашей работой стал сборник «За возвышение души человеческой», в который вошли методические разработки преподавателей БФЭК по духовно-нравственному воспитанию, статьи и выступления преподавателей по духовно-нравственному воспитанию и некоторые творческие работы наших студентов.
Студенты с большим вниманием и интересом относятся к учебному процессу. Их интересует философская мысль наших предков, культура и традиции, дошедшие до наших времен, искания души, стремление человека познать этот мир и самого себя. В начале курса немногие осознано подходят к пониманию микро- и макрокосмоса. Ситуация меняется в конце, когда они начинают понимать единство и многообразия мира и вселенной, человека и природы, пробуждаются глубинные чувства души, укрепляется вера в Бога и собственные силы.
Опыт работы говорит о том, что мы в состоянии поиска и это нам не позволяет останавливаться на месте. Ищите, да обрящите.