Упражнять в умении сопоставлять имена существительные с именами прилагательными.
Совершенствовать умение детей использовать в речи сложные предложения.
Развивающие задачи:Формировать у детей правильное представление о зиме: зима – волшебница, зима – художница, зима – кружевница.
Развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию, чувство прекрасного.
Воспитательные задачи: Воспитывать культуру общения, доброжелательность, умение слушать друг друга, воспитывать интерес к художественному творчеству.
Предварительная работа: Рассматривание и беседы по картинам А.И.Сурикова, К.К.Александрова,
наблюдение на прогулке, заучивание стихов о зиме, чтение художественных произведений о зиме, прослушивание классических произведений: Чайковского «Времена года», Г.В.Свиридова «Вальс –метель», К.А.Дебюсси «Прекрасный вечер», загадывание загадок.
Материал: Зимние пейзажи, снежинки, сосульки по количеству детей, аудиозапись звуков зимы, рабочие тетради, цветные карандаши, фото- запись «Время года Зима», два комочка снега в посуде, картинки для загадок, игрушки «Зайчишки», свечка, большая снежинка.
Оборудование: ноутбук, магнитофон, мольберт.
С Ц Е Н А Р И Й.
Дети стоят полукругом, воспитатель в центре, лицом к детям.
Психогимнастика: «Доброе утро!».
- Доброе утро солнцу и птицам.
- Доброе утро улыбчивым лицам.
- А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. У нас хорошее настроение и мы можем заниматься.
Вос-ль:Сегодня мы с вами побеседуем о времени года Зима
Стук в дверь воспитатель приглашает гостя (игрушку «Зайчишку»).
- Ребята, смотрите, кто к нам пришёл в гости?. Ой, а что ни так с нашим другом?
Ответы детей: (Он серый, не поменял шубку, чтобы волк или лиса его не заметили на снегу и т.д.).
Вос – ль:Он, наверное, ничего не знает о том, что сейчас время года (…зима). Давайте мы с вами расскажем ему.
Зима –это особое время года, а что мы с вами знаем о Зиме? (дети называют приметы Зимы)
Правильно ребята все вокруг становится белым, чистым, искрящимся, все изменяется как в сказке. Народная мудрость гласит: «Зима – владыка трех месяцев». Словно верные стражники стоят они на страже ее покоя. (Дети садятся на коврик, воспитатель включает презентацию о трех зимних месяцев).
Декабрь.
1. Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт-
Мы встречаем Новый год.
-Ребята, а что вы знаете о Декабре (первый месяц зимы, непростой месяц, частые морозы, год кончает зиму начинает)
-Вос-ль:Древнерусское название этого месяца Студень (стынет все от морозов). Не успеет день разгуляться, как уже ползут сумерки, переходящие в длинную ночь.
Январь
2. Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится-
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Ответы детей: месяц январь - зимы государь, продолжает зиму и начинает новый год. Есть у этого месяца древнее имя – «Просинец». Так как небо в январе проясняется, показывает свою синеву).
3. Февраль
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега –
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Ответы детей)
Вос-ль: Вьюги да метели под февраль полетели.
Февраль - самый снежный месяц и потому называли его в старину «Снежень». Переменчив этот
месяц. Он дружит с метелями, буранами.
Вос-ль: Ребят, а теперь я хочу загадать загадки о зимних явлениях природы.
Загадки:
1.Старик у ворот-все тепло уволок. (Мороз)
2.И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет (иней).
3.Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это – снежная … (метель).
4.Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц,
Зимушки – зимы подруга,
Северная гостья …(вьюга).
5.Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз,
Акробатка – крохотулька,
Зимний леденец - …(сосулька).
6.Потемнело на ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком узор эскиз-
Там волшебный вырос лес! (зимние узоры)
(Ответы на видео).
Вос-ль: Ребята, а теперь я предлагаю поиграть вам в игру волшебница зима.
Вос-ль: Ребята не только в стихах, загадках, но и в репродукциях великих художников предлагаем вам рассмотреть зимнею волшебницу. (Дети рассматривают репродукцию художников).
Вос – ль: Мы с вами рассмотрели репродукции о волшебнице зиме, присаживайтесь на коврик и мы с вами послушаем, как композиторы в своих произведениях изображают волшебницу зиму (дети прослушивают отрывки из произведения Чайковского «времена года Зима», и Свиридова «метель».
Физминутка: Мы бежим с тобой на лыжах (дети изображают ходьбу на лыжах).
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках (изображают бег на коньках)
Но упали мы. Ах! (падают).
А потом снежки лепили ( стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями)
А потом снежок катали
А потом без сил упали (падают)
И домой мы побежали (бегут по кругу).
Вос-ль: Ребята мы сейчас с вами немного размялись, чем мы с вами занимались? (дети перечисляют). Воспитатель предлагает рассмотреть картинки на мольберте, а как можно назвать все то, что мы с вами увидели. (Зимние забавы).
Воспитатель предлагает детям занять места за столами
Работа в рабочих тетрадях (занятия № 15, стр. 27,28).
Вос-ль: Ребята, а давайте мы сейчас с вами проверим, правильно ли мы с вами выполнили задания № 3.
Опыт со снегом.
Вос-ль: Перед занятием я положила два снежка: один на тарелку, другой в стакан, укутанный шарфом. И что же мы видим? Снежок, лежащий на блюде растаял значительно больше. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажжем свечу и попробуем подержать над ней руку. Горячо!
- Что нужно сделать, чтобы не жгло? (Или убрать руку или заслонить ее чем - нибудь от огня, например тем же шарфом)
- Почему теперь руке горячо?(Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его).
- Почему не растаял завернутый в шарф снежок? (Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.)
- Зачем человек зимой надевает шубу? Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? (Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод.)
Вос-ль: Ребята обратите внимание на нашего зайчишку (серый зайчик превратился в белого, дети объясняют). Зайчик сказал мне на ушко что хочет узнать какие знания у каждого из вас о зиме (воспитатель предлагает провести игру я знаю – хочу знать больше.) Дети берут по одному знаку и крепят на доску сосульку или снежинку. Дети прощаются с зайчишкой.
Итог занятия: Ребята о чем мы сегодня с вами беседовали? Что было интересного? Что вам понравилось? Вы были сегодня молодцы на этом наше занятие окончено.