Пояснительная записка.
Интегрированное занятие в старшей группе:«Зимующие птицы».
Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование и переключение детей на различные виды деятельности в течение занятия, помогает удерживать внимание детей, это повышает эффективность занятия, снимается утомляемость и перенапряжение, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. На занятии интегрированного характера происходит частая смена динамических поз. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Во время занятия применяются разнообразные виды детской деятельности, такие как прослушивание художественной литературы, и музыкальных произведений, элементы театральной деятельности, продуктивный вид деятельности – работа с пластилином.
При подготовке к занятию проводилась предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке за птицами, беседы, чтение художественной литературы о зимующих птицах, игры на развитие внимания, зрительной памяти. Рассматривались иллюстрации зимующих птиц. Разучивались пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?», хороводная игра: Воробей». Учитывая особенности мышления и восприятия детей дошкольного возраста, на занятии используется большое количество разнообразного наглядного материала и он распределен так, что дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.
Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников.
Вид занятия: интегративный.
Цель: Создавать благоприятные условия для обогащения представлений детей о зимующих птицах.
Задачи:
Обогащать представления детей о зимующих птицах, об их особенностях (строение, внешний вид, образ питания). Формировать позитивное ценностное отношение к птицам, желание помогать им зимой; закладывать основы экологической культуры. Формировать понимание зависимости жизни птиц от человека и природных условий.
Воспитывать отзывчивость, умение слушать друг друга, умение работать в коллективе.
Воспитывать культуру практической познавательной деятельности. Развивать интерес к художественной литературе, внимательно и заинтересованно слушать сказку..
Учить подбирать глаголы, характеризующие их пение (тинькае, чирикает, каркает). Включить в речи употребление существительных в дательном падеже (воробьи, синицы, дятлы, свиристели, вороны, снегири). Упражнять в порядковом счете. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.Обогащать словарь детей по теме «Зимующие птицы». Учить употреблять предлог "на".
Совершенствовать умение задавать вопросы и отвечать на них полными предложениями.
Коррекционные:
Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память. Развивать тонкую моторику пальцев рук. Развивать зрительное восприятие и память. Развивать физиологическое дыхание
Подготовка к занятию: с детьми беседы о птицах, рассматривание птиц на улице и на картинках, разучивание пальчиковой гимнастики.
Словарь: птица, сорока, дятел, воробей, синица, ворона, снегирь, пользу, кормушка, пища, корм; тинькает, чирикает, каркает; стучит.
Материал: кукла «Старик – Зимовик», разрезные картинки «Зимующие птицы», панно – дерево с кормушкой и птицами, бумажные синички и снегири на подставке. Картинки птиц: голубь, синица, снегирь, ворона, воробей,сорока, дятел; карточки с изображением корма птиц: ягоды рябины, кусочек сало, семечки, хлебные крошки, остаток яблока.
Пластилин чёрный и красный, карточки с изображением контура птиц.
полиэтиленовое полотно с кармашками для каждого ребенка, цветное перышко, мольберты, фланелеграф, наборы для преподавания изображений птиц из геометрических фигур, тарелочки для раздаточного материала, кормушки, корм для птиц, физкультурное оборудование (ребристая доска, подставки-воротца, обруч для пролезания) записи музыкального сопровождения.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций "Зимующие птицы"; беседа "Как живется зимой друзьям". Чтение рассказов, стихов о птицах, зимующих ("Воробьи" М. Слабошпицкийго, "Девочка и сничка" В. Сухомлинского) отгадывание загадок; наблюдение за внешним видом, поведением птиц на прогулках.
Ход занятия:
В группе детей встречает кукла «Старик Зимовик»
Старик – Зимовик: Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас, меня зовут Старик – Зимовик. Помогите мне, пожалуйста, разгадать загадку.
Загадка: «Грудка ярче, чем заря, у кого?
Дети:У снегиря.
Старик – Зимовик: Ребята, какая у снегиря грудка?
Дети:У снегиря красная грудка.
Старик – Зимовик:Верно, снегирь красногрудый. Ребята, я знаю сказку о том, как снегири стали красногрудыми. Вы хотите послушать сказку?
Дети:Да!
«Сказка о том, как снегири красногрудыми стали».
Было это давно, когда снегири были похожи на обычных воробьёв. Пёрышки их были серо – голубыми. Однажды, морозным зимним днём снегири поспорили о том, что лучше – лето или зима. Все снегири говорили, что лето лучше, летом много корма. И только самый молодой снегирь говорил, что лучше зимой.
Зимой, говорит молодой снегирь тоже много корма, только его поискать надо. Зимой хоть и холодно, но если перелетать с места на место не замёрзнешь. С наступлением зимы отправляемся мы путешествовать. В лесу ягодки рябины с бузиной ищем, в поле зёрнышки щавеля, лебеды да репейника лакомимся. К жилью человека подлетаем поближе. Люди для птиц кормушки готовят, а в них кладут: семечки, крошки хлебные, а для синичек даже кусочек сала подвешивают. Поэтому зимой жить лучше, говорит молодой снегирь. И все снегири согласились с ним.
Разговор птиц слышал Дед Мороз. Подошёл он к молодому снегирю и говорит:
- Молодец! За смелость твою и красноречие награжу всех снегирей красивым нарядом. Будете вы теперь не просто серыми птичками, а красногрудыми снегирями, с гордостью носите красный нагрудник, по нему вас теперь каждый узнает. Сказал так Дед Мороз, стукнул своим посохом, смотрят снегири, а на них надеты красивые красные нагрудники – подарок от Деда Мороза. С тех самых пор стали снегири красногрудыми.
Воспитатель:Спасибо за сказку. Ребята, понравилась вам сказка?
Старик – Зимовик: В какое время года прилетают снегири?
Дети:Снегири прилетают зимой.
Старик – Зимовик: Каких ещё птиц мы можем увидеть зимой?
Дети:Сорока, воробей, синица, снегирь и т.д.
Старик – Змиовик: Ребята, какие это птицы, если они с нами зимуют?
Дети:Зимующие.
Старик –Зимовик: Принёс я вам, ребята, фотографии, но они по дороге разлетелись, вы поможете мне их собрать?
Дети:Поможем!
Упражнение: «Разрезные картинки»
Дети проговаривают, какая птица у каждого получилась.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь пора играть!
Проводится хороводная игра «Воробей».
Воробышек выбирается с помощью загадки: «Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?» (Воробей)
Среди белых голубей
|
Дети идут по кругу, изображая походку голубей.
|
Скачет шустрый воробей
|
В центре один ребёнок скачет как воробушек.
|
Воробушек – пташка
|
Дети встают лицом в круг,
|
Серая рубашка,
|
Идут приставным шагом.
|
Откликайся, воробей
|
«Воробей» пытается вылететь из круга;
|
Вылетай-ка, не робей.
|
Дети, взявшись за руки, его не пускают.
|
Старик –Зимовик: Скажите, ребята, птицы одинаковы между собой? (Разные).Что же объединяет всех птиц? Подвести детей к ответу, что тело птиц покрыто перьями. Я принес с собой разноцветные перышки. А мы сейчас их раздадим птицам. Садитесь за столы и посмотрите, что там есть.
Дети подходят к столу, на которых лежат полиэтиленовые кармашки с двух рядов. В верхнем ряду – карточки с силуэтным изображением птиц (такие, как на доске). Рядом стоят тарелочки с разноцветным оперением.
Старик –Зимовик: Вложите желтое перышко в первый кармашек нижнего ряда. Красное перышко вложите в третий кармашек, а коричневое – в пятый. В четвертый кармашек вложите серое перышко, а во второй – белое. А теперь, переверните карты с птицами на другую сторону (на обратной стороне – цветное изображение птиц). Наши птицы получили свои цветные окраски (переворачивает силуэты птиц на доске). Скажите, кому из птиц мы дали коричневое перышко? А кому – желтое? Кто получил серое перышко? А белое? Кому из птиц мы дали красную перышко? А могли бы мы дать его еще кому-то? Почему?
Дети возвращаются на ковер садятся на стулья. Звучит музыка "Пение птиц".
Старик - Зимовик: Ребята, вспомните, как поет синица? (Тинькает).Как говорит воробей? (Чирикает). А как ворона общается с родственниками? (Каркает). Как сорока говорит (трещит). Когда прилетают снегири, как они здороваются с нами? (Снег-снег, снег-снег).Только дятлу никогда петь, потому что он все время занят. Что он делает? (Стучит).
Старик - Зимовик: Ребята, я приглашаю к себе в лес. Вы готовы отправиться в лесное путешествие?
Дети: Да!
Старик - Зимовик: Но путь туда нелегкий.
Проводится физкультминутка «Дорога в лес». Дети идут за воспитателеми, преодолевая различные препятствия.
Старик - Зимовик: В лес ведет узенькая тропинка. (Идут по ребристой доске). Вот какие снежные сугробы намела зима! (Переступают через подставки-воротца). А вот дерево упало, заслонило дорогу. (Пролезают в обруч). А Зима лютует – то снегом засыплет, то метелью задует. Столько снега намело, что нашим друзьям трудно найти себе пищу. Как мы можем помочь птицам, которые зимуют? (Предположение детей). Возле кормушки Зимой птицам не только холодно, но и очень голодно. Поэтому люди устраивают для них кормушки.
Воспитатель:Ребята, а чем же зимой питаются наши птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Я вам сейчас расскажу, чем любят питаться птицы.
1 Голуби питаются зёрнышками, семечками (показать карточку с изображением зёрнышек)
2 Любимое лакомство синичек кусочек сала (карточка с изображением кусочка сало)
3 Снегири клюют семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины (карточка с изображением ягод рябины)
4 Вороны питаются очистками, остатками пищи (карточка с изображением остатка яблока)
5 Воробьи питаются хлебными крошками (карточка с изображением хлебных крошек)
6 Ребята покормите наших птичек.
Проводится игра: «Накорми птиц»
(Дети берут карточку с изображением корма и располагают рядом с птицей).
Примерные ответы детей:
9 Я дам синичкам сало.
10 Я накормлю снегиря ягодами рябины
11 Я накормлю голубя зёрнышками и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята, всех птичек накормили.
Проводится пальчиковая гимнастика:
«Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело…?»
Сколько птиц кормушке нашей
|
|
Прилетело…? Мы расскажем
|
|
Две синицы, воробей
|
|
Шесть щеглов и снегирей
|
|
Дятел в пёстрых пёрышках
|
|
Всем хватило зёрнышек.
|
|
Воспитатель обращает внимание детей на панно (Дерево с кормушкой и птицами)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наше дерево. Сколько птиц прилетело! И каждая нашла себе место.
1 Куда села синица? (синица села на кормушку).
2 Куда сел снегирь? (снегирь сел на нижнюю ветку).
3 Где сидит воробей? (воробей сидит на кормушке).
4 Где сидит сорока? (сорока сидит на верхней ветке).
5 Каких птиц мы ещё не назвали? (голубь и дятел).
6 А теперь спросите про этих птиц так же, как я вас спрашивала. Какие я задавала вам вопросы?
Дети формулируют вопросы:
6 Где сидит голубь?
7 Куда сел дятел?
Воспитатель:Ребята, внимательно посмотрите ещё раз, где сидят птички.
Проводится игра на внимание: «Угадай, кто улетел»
(Последняя птичка, которая улетела – синичка)
Воспитатель: Синичка улетела и прилетела к нам поиграть.
Дыхательное упражнение: «Синички»
и под музыкальное сопровождение выкладывают изображение его частей. Воспитатель. Вот и исчезли чары Зимы. Птицы ожили и очень благодарны вам, дети, садитесь на коврик – вспомним, как мы помогали Сороке и ее друзьям. Дети при помощи карты-схемы вспоминают все этапы занятия.Воспитатель. Вам понравилось помогать птицам? Вот так – о птицах мы знаем и им помогаем.
Воспитатель:Ребята, Старик – Зимовик принёс вам много интересных заданий, с которыми вы легко справились, рассказал сказку про снегиря, давайте тоже сделаем подарок для Старика – Зимовика.
Выкладывание снегиря пластилиновыми жгутиками по контуру под музыкальное сопровождение.
По окончанию работы воспитатель спрашивает:
1.Какие зимующие птицы прилетали к кормушке.
2. Чем питаются птицы зимой?
3. Какой снегирь (закрепить слово «красногрудый»).
|