Рабочая программа по химии с элементами экологии 9 класс
Submitted by Ольга Николаевна Чижикова on чт, 30/05/2013 - 01:03
Рабочая программа по химии
(с элементами экологии)
9 класс
Учитель: Ерёмина Светлана Александровна
Количество часов в неделю – 2, всего - 68
Контрольных работ - 4 , практических работ - 8
Планирование составлено на основеПрограммы для общеобразовательных учреждений. Программа курса химии для 8 – 11 классов / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006.
Учебник:О.С. Габриелян. Химия 9. – М.: Дрофа, 2009.
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с Законом «Об образовании» п.п. 7 п.2 ст.32; Типовым
положением об ОУ п. 36. На основе обязательного минимума содержания основного общего образования по
химии; положения о рабочей программе в Землянском филиале МБОУ «Инжавинская СОШ». Программы курса химии для 9 класса автор
О.С.Габриелян //Программа для общеобразовательных учреждений. Химия / Сост. Н.И.Габрусева, СВ. Суматохин
М.: Дрофа, 2001,- 73-84//
Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождение ее от избытка конкретного материала.
Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
- материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
- причинно-следственные связи между составом и строением, свойствами и применением веществ;
- познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов:
- конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
- законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;
- наука и практика взаимосвязаны: требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем, современности.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ.
Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического
развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов: требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии.
Цели:
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный
базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов, из расчета 2
учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент): проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:
для учителя:
1. Габриелян О.С., Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.: Дрофа, 1998.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2004.
для учащихся:
1. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2009.
2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2009
Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии
9 класс
Учащиеся должны знать:
положение металлов и неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева;
общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия;
качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
методы мониторинга загрязнения окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
б) характеризовать свойства классов химических элементов, групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;
в) распознавать важнейшие катионы и анионы;
г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.
д) мероприятия по мониторингу состояния окружающей среды.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии
9 класс
Учащиеся должны знать:
а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (ординарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных
и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;
в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
Г) мероприятия по мониторингу состояния окружающей среды.
Литература для учителя
1. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине Методические рекомендации. 2 изд. доп. ИПК и ПРО Курганской области - Курган 2005
2 . Власенко К.К. Кузнецова Л.В. Серия учебных таблиц по химии 8-11 Кл. Методические рекомендации для
учителей. М. Учебная книга БиС. 2002 72с.
3. Габриелян О.С , Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений М.» Дрофа». 2006 267с
4.Габриелян О.С. Химия 9 класс Контрольные и проверочные работы. М.Дрофа.2005.-174с.
5.(ара Н.Н. Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии 8 -9 кл. М.» Дрофа». 2000
6.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки к учебным комплектам О.С Габриеляна. 9 класс. М «Вако». 2005 320с.
7 Гольлфарб ЯЛ. Ходаков Ю.В. Сборник задач и упражнений по химии М.« Просвещение». 1978
8 Денисова В.Г. Химия 8-11 кл. Открытые уроки Волгоград Учитель. 2003 63с.
9 Единый государственный экзамен 2006 Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Рособр - надзор .ИСОП- м: Интеллект- Центр .2006 288с.
10.Егоров А.С.Химия .Пособие-репетитор дня поступающих в вузы. Ростов - на Дону. Изд-во
«Феникс»2004 768с
11Занимательная химия на уроках в 8-11 ктассах. Тематические кроссворды. Сост. Гадичкина О.В. Волгоград. Учитель 2005 119с
12Кузьменко Н.Е. Ерёмин В.В. Химия дня школьников и поступающих в вузы М. Дрофа 1999 560с
13Кузьменко Н.Е.Ербмин В.В. Химия ддя абитуриентов и \чащихся Ответы и вопросы Теория и практика Учебное пособие М.Изд-во. « Экзамен». 2003 256с.
14Программа дня общеобразовательных учреждений. Химия 8-11 кпассы М Дрофа 2001
15.Рябов М А. Невская ЕЮ. Тесты по химии 9класс М. « Экзамен». 2006 158с.
16.Хомченко И.Г. Общая химия Сборник задач и упражнений Учебное пособие М. 000 « Изд-во Новая Волна» 1999 256с
17 ЧурановС.С. Химические олимпиады в школе Пособие дтя учителя. М « Просвещение». 1982 191с.
19.Химия Еженедельная методическая газета дня учителей химии Изд-во « Первое Сентября».
20.Хромова А.С. Механизмы химических реакций. Методическая разработка. Курган 1°80
Литература для обучающихся
1. Большой справочник Химия. Дтя школьников и поступающих в вузы Сост. Андреева Л.А. М.»
Дрофа». 2004
2 .Габриелян О.С . Химия 9 класс. Учебник ;для
общеобразовательных учреждений М.» Дрофа». 2006 300с .
3. Тара Н.Н. Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 кл. М.» Дрофа». 2000 4
Гольлфарб ЯЛ. Ходаков Ю.В. Сборник задач и упражнений по химии М. « 11росвешение». 1978
4. Единый государственный экзамен 2006 .Химия. Учебно-тренировочные материазы дзя подготовки
учащихся. Рособр - надзор, ИСОП- м: Интеллект-11,ентр .2006 288с.
5. Хомченко ИТ. Общая химия Сборник задач и упражнений. Учебное пособие М. ООО « Изд-во Новая Волна» 1999256с
6. Химия Еженедельная методическая газета дня учителей химии Изд-во « Первое Сентября»
Тематическое планирование
№ урока
п.п
№ урока в теме
Темы уроков
Экологическая составляющая урока
Вводимые понятия
Задание на дом
Дата
1. Введение. Общая характеристика элементов (4 ч)
1-2.
1-2.
Характеристика ХЭ на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева.
План характеристики ХЭ (Ме и неМе).
п.1, №1-10
3.
3.
Характеристика ХЭ по кислотно-основным свойствам. Амфотерные соединения.
Практическая работа №1.
Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.
Оксиды хрома и других металлов как загрязнители окружающей среды.
Амфотерные гидроксиды и оксиды, переходные элементы, зависимость свойств веществ от СО элементов.
п.2, №1-4
4.
4.
ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Формулировка ПЗ, физический смысл ПЗ и закономерности изменения свойств.
п.3, №1-11
2. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (6 ч).
5.
1.
Скорость химических реакций.
Химическая кинетика, скорость химических реакций, единицы измерения, гомогенные и гетерогенные реакции.
п.29, №1-5
6.
2.
Условия, влияющие на скорость ХР.
Закон действующих масс, правило Вант-Гоффа
п.30, №1-6
7.
3.
Катализ. Катализаторы.
Ферменты, катализ, ингибиторы.
8.
4.
Обратимость ХР.
Обратимые и необратимые ХР, правило Бертолле, условия протекания реакций до конца
п.31, №1-5
п.32, №1-4
9.
5.
Химическое равновесие.
Химическое равновесие, условия смещения ХР
п.33, №1-5
10.
6.
Обобщение знаний по теме. Контрольная работа №1
3. Металлы (16 ч)
11.
1.
Общая характеристика Ме.
Загрязнение окружающей среды ионами тяжёлых металлов и его последствия. Дем. опыты: «Действие ионов тяж. металлов на развитие растений», «Действие продуктов коррозии на развитие водных растений».
Физические и химические св-ва Ме, положение в ПСХЭ, строение атомов Ме,
п.4-6
12.
2.
Химические свойства Ме.
Химия в быту. Изделия из чистых металлов, бактерицидные свойства серебра, золота и др. металлов.
ЭХР Ме, восстановительные свойства Ме.
п.8, №1-5
13.
3.
Металлы в природе. Получение Ме.
Энергосбережение. Загрязнение окружающей среды и методы борьбы с ним.
Металлургия, самородные Ме, минералы, руды.
п.9, №1-6
14.
4.
Сплавы, их классификация.
Влияние металлов и сплавов на живые организмы.
Определение сплавов, чёрные и цветные Ме, виды сплавов.
п.7, №1-3
15.
5.
Коррозия Ме.
Коррозия металлов как источник загрязнения окружающей среды.
Бота.
Определение коррозии, её виды, защита от коррозии.
п.10, №2-7
16.
6.
Щелочные Ме.
Биологическая роль щелочных металлов.
Щелочные Ме, строение их атомов
п.11, №1,2
17.
7.
Соединения щелочных металлов
Воздействие соединений щелочных металлов на живые организмы. Ртуть. Методы демеркуризации.
Соединения щел.Ме, едкие щёлочи, соли щел. Ме.
§11, до конца
18.
8.
Щелочноземельные Ме.
Биологическое значение , применение в медицине, борьбе с сельскохозяйственными вредителями.
Щелочноземельные Ме, строение их атомов
§12, до соединений
19.
9.
Соединения щелочноземельных металлов
Жёсткость воды. Виды жёсткости и способы её устранения. Мониторинг воды. Лаб.опыты.
Соединения щелочнозем. Ме, соли щелочнозем. Ме
п.12, №5
20.
10.
Алюминий.
Производство алюминия и загрязнение окружающей среды. Его влияние на здоровье человека.
Общая характеристика алюминия.
п.13, № 3,4,7
21.
11.
Соединения алюминия
Биологическое значение соединений алюминия.
Соединения алюминия
§13, №6
22.
12.
Практическая работа №2.
Решение экспериментальных задач по темам «Щелочные Ме», «Щелочноземельные Ме» и «Алюминий» с элементами экологии.
23.
13.
Железо.
Биологическая роль железа, влияние на живые организмы.
Общая характеристика железа, СО железа, качественные реакции на ионы Fe2+, Fe3+.
п.14, №4-6
24.
14.
Практическая работа №3.
Железо и его соединения.
Повторение п. 1-14
25.
15.
Обобщение знаний по теме «Металлы»
Содержание соединений металлов в атмосфере. Методы мониторинга воздуха и воды.
26.
16.
Контрольная работа № 2.
«Металлы»
3. Неметаллы (25 ч)
27.
1.
Общая характеристика неметаллов.
Опасные для окружающей среды и здоровья человека оксиды неметаллов. Парниковый эффект. Биологическое значение углекислого газа. Кислотные дожди.
Строение атомов неМе, простые вещества – Неме, аллотропия, состав воздуха, сравнение с Ме.
п.15-16
28.
2.
Галогены.
Сравнительная характеристика Га
п.17, №1-8
29.
3.
Соединения галогенов.
Фреоны, их влияние на озоновый слой Земли. Катастрофические последствия образования «озоновых дыр».
Галогеноводороды, их кислоты, качественные реакции на галогенид-ионы.
§18, №1-7
30.
4.
Галогены в природе.
Природные соединения, значение и применение Га.
п.19, №1,2
31.
5.
Подгруппа кислорода. Кислород и сера.
Озон – сильнейший окислитель и токсикант.
Элементы подгруппы кислорода, общая характеристика серы
п.20,
п.21, №2,3,6
32.
6.
Соединения серы.
Влияние оксидов серы на здоровье человека. Кислотные дожди. Дем.опыт: «Моделирование сернокислотных дождей».
Оксиды серы.
п.22,
33.
7.
Серная кислота.
Производство серной кислоты. Безотходное производство
Серная кислота, сульфаты, качественная реакция на сульфат-ион.
п. 22, №1,5,6
34.
8.
Азот. Оксиды азота.
Оксид азота как загрязнитель окружающей среды. Влияние нитратов и нитритов на здоровье человека. Лаб.опыты: «Обнаружение нитратов в овощах, фруктах, продуктах питания», «Обезвреживание оксидов азота методом адсорбции с использованием продуктов аммиака и карбоната аммония».
Общая характеристика азота, оксиды азота
п.23, №1-5
35.
9.
Аммиак.
Практическая работа №4.
Получение аммиака и изучение его свойств.
Производство аммиака, влияние аммиака на живые организмы.
Общая характеристика аммиака
п.24-25
36.
10.
Соли аммония.
Применение азотных удобрений в сельском хозяйстве.
Соли аммония
37.
11.
Азотная кислота.
Экологически чистое производство кислот. Современные очистные сооружения. Влияние нитратов на живые организмы. Определение содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции.
Свойства азотной кислоты, её соли – нитраты.
п.26, №1-5
38.
12.
Практическая работа №5.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».
39.
13.
Фосфор и его соединения.
Оксиды фосфора как загрязнители окружающей среды. Загрязнение окружающей среды соединениями фосфора.
Общая характеристика фосфора и его соединений
п.27, №3-7
40.
14.
Общая классификация удобрений.
Нормы внесения удобрений. Влияние удобрений на живые организмы. Последствия избыточного внесения удобрений.
Проблемы истощения и загрязнения почв.
Азотные, калийные и фосфорные удобрения
Различные классификации мин. удобрений
стр. 204-212
41.
15.
Практическая работа №6.Распознавание минеральных удобрений.
Внешний вид удобрений, растворимость, получение
42.
16.
Углерод.
Неорганические и органические загрязнители окружающей среды.
Запасы топлива, проблемы их добычи и рационального использования. Активированный уголь и бытовые фильтры. Дем.опыт: «Адсорбция углём различных веществ (красителей, газов».Лаб. опыт: «Моделирование действия кислотных дождей на скорлупу яиц птиц».
Общая характеристика углерода.
п.28, №1-8
43.
17.
Оксиды углерода (II) и (IV)
Биологическое значение угарного и углекислого газа. Табачный дым как источник загрязнения жилища.
Строение молекул СО и СО2, общая характеристика и применение.
Угольная кислота и её соли, жесткость воды, качественная реакция на карбонат - ион
п.29
45.
19.
Кремний и его соединения.
Кремниевые солнечные батареи. Солнечная энергия. Экологически чистые источники энергии.
Общая характеристика кремния и его соединений
§30, до применения кремния, №1-4
46-
47.
20-21.
Силикатная промышленность
Силикатная промышленность как источник загрязнения окружающей среды. Производство экологически безопасных материалов.
Силикатное сырьё и продукция силикатной промышленности
П.30
48.
22.
Решение задач связанных с избытком и недостатком реагирующих веществ
Решение задач с экологическим содержанием.
записи в тетради
повторение п. 15-30
49.
23.
Урок решения задач.
Решение задач с экологическим содержанием.
подготовка к конр. раб.
50.
24.
Обобщение знаний по теме «Неметаллы»
Химия в быту, безопасное применение бытовой химии.
51.
25.
Контрольная работа №2.
Неметаллы
Творческие работы, проекты, презентации учащихся.
4. Органические вещества (11 ч)
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Предмет органической химии.
Предельные углеводороды.
Непредельные углеводороды: этилен.
Непредельные углеводороды: ацетилен.
Арены.
Спирты и альдегиды.
Карбоновые кислоты и сложные эфиры.
Жиры. Белки. Углеводы.
Практическая работа №8.Распознавание органических веществ.
Обобщение знаний по теме «Органические вещества».
Контрольная работа №3.
Органические вещества – загрязнители окр. среды. Дем.опыт: «Действие нефти на растения».
Метан как составная часть биогаза
Качество транспортного топлива.
Экологические проблемы нефтедобычи, нефтепереработки.
Производство полиэтилена и загрязнение окружающей среды.
Экологическая роль гербицидов, пестицидов, инсектицидов, фунгицидов. Канцерогенные вещества.
Алкоголь как наркотическое средство. Алкоголизм: причины, последствия, пути решения. Антифризы, их влияние на организм человека. Последствия использования в промышленности фенолформальдегидных смол и Формалина.
СМС, пищевые добавки. Натуральная пища и синтетические заменители. Дем. опыт: «Действие СМС на водную экосистему», «Способы очистки воды от СМС».
Целлюлозно-бумажная промышленность и проблемы загрязнения воздуха, водоёмов.
Иммунитет. Влияние загрязнения окружающей среды на снижение иммунитета, развитие аллергических реакций, онкологических заболеваний. Проблема СПИДа. Необходимость сохранения и увеличения площади лесных массивов, заповедников. Дем. опыт: «Действие солей тяжёлых металлов, кислот и щелочей на белок».
Творческие работы, проекты, презентации учащихся.
структурные формулы, знач.орг.химии
Алканы, радикалы, гомологи, изомеры
Алкены, полимеризация, полимеры
Ацетилен, реакция Кучерова, бензол
Этанол, метанол, глицерин, этиленгликоль,
формальдегид, ацетальдегид, альдегидная группа
Карбоксильная группа, муравьиная и уксусная кислоты, этерификация, сложные эфиры
Растительные и животные жиры, мыла, СМС
Пептиды, пептидная связь, структура белков, глюкоза, фруктоза, крахмал, целлюлоза
п.31
п.32
п.34
п.34-35
П.35
п.36-п.37
п.38
п.39-41
повторение
п.31-42,
подготовка к контрольной работе
5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (6 ч).
63-
64.
65.
66.
67.
68.
1-
2.
3.
4.
5.
6.
ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.