Одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для личностного становления и творческой самореализации каждого ребёнка. Современная модель организации педагогического процесса с дошкольниками должна быть единой комплексной деятельностью, которая способствует полноценному бытию ребёнка, его активному творческому поведению в разных видах деятельности: игровой, производительной, коммуникативной, театрализованной, художественной и т.д.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.
В старших группах театрализованная деятельность используется как фрагмент: для заинтересованности детей во время занятия; активизации детей в процессе занятия; работы над художественным произведением; разыгрывания морально-этических ситуаций; при моделировании ситуаций общения; как образец при составлении различных видов рассказов.
Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.
У себя в группе мы создали условия для развития творческих способностей детей через театрализованную деятельность. Воспитываем интерес к различным видам театрализованной деятельности. Формируем основные навыки актерского мастерства (навыки кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалогот имени своего героя, формирование чувства сцены). Развиваем речь, память, внимание. Совершенствуем познавательные процессы.
Театрализованный уголок в группе у нас очень разнообразен, создавался со 2 младшей группы и включает в себя: ТСО (магнитофон, аудиозаписи классические, детские произведения); детскую художествен-ную, познавательную и методическую литературу; атрибуты для организации театрализованных игр (ширмы, костюмы, декорации, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, фланелеграф, настольный, магнитный, нагрудный, теневой, пальчиковый, конусный, перчатковый театр).
Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламенти-рованную и самостоятельную активность детей в группе.
Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.
Во время занятий использую театрализованную игру, как игровой прием и форму обучения детей. В занятия ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приёмы, используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.
В процессе театральной деятельности я предлагаю детям поиграть в подвижные игры. В процессе игры ребята могут показывать повадки животных, например, попросить ребёнка показать, как ходит лисичка, а как мышка или медведь (по сказке «Теремок»). Можно также предложить детям показать, как звал дед бабку, чтобы она помогла ему вытащить репку (сказка «Репка»); как баба с дедом пекли колобок (сказка «Колобок») и т.д.
Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию детей (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи).
Приобретенный во время игры опыт, ребята успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь детей в группе, эффективно использую весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические).
Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. В подготовительной группе дети будут лучше запоминать материал. Они не будут стесняться и бояться, им будет легче усваивать материал, если они будут заниматься театрализованной деятельностью.
К театрализованной деятельности детей в группе нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместно с родителями можно изготовить декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.). В связи с этим проводим с родителями консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.
Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей).
В подготовительной группе мы будем продолжать обучать детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов; совершенствовать артистические навыки в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения; будем знакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); обогащать их театральный опыт: знания детей о театре, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Москвы. Планируем нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры; знакомить их с интересными рассказами и сказками по возрасту, способствующими созданию собственного замысла; проявлять инициативу и творчество, как пример для подражания.
В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в группе можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.
Трудности в работе в том, что места в группе не хватает на реализацию новых разных идей. Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.
|