Игровая деятельность выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность детей требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что способствует развитию творческих качеств личности, способности решать инициативно любую задачу. Это очень важно для выполнения различных учебных задач, с которыми ребенок встретится в школе.
«Игра-ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм – индивидуальные, компьютерные игры. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе.
Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Учёные и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам игра рассматривается как важное средство социализации ребёнка, его развития.Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребёнка (ст.31).Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребёнка.
Причины нарушений:
1) непонимание взрослыми важности игры;
2)отсутствие безопасного пространства для игры;
3)неадекватная политика чиновников;
4)отсутствие соответствующей предметно–развивающей среды, поддерживающей игру;
5)давление образовательных задач и приоритет обучающих действий;
6)полное отсутствие игры в школе;
7)жёсткое программирование свободного времени детей.
Главная причина – право на игру декларативно признаётся, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГТ вернули педагогам, а, главное, детям право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей?
Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка-дошкольника большая роль принадлежит игре, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Педагог назовет множество задач, решаемых с помощью игры.
Зависимость между сформированной игровой деятельностью и успехами в школе определяется её влиянием на развитие учебной деятельности и просматривается на любом виде игр. Вместе с тем педагогу следует помнить, что игровая деятельность может изобретаться ребенком, если к этому есть определенные предпосылки: знания, которые становятся основой ее результативности, разнообразные умения играть (как использовать игрушки или предметы-заместители, как разыгрывать роль, изображать образ, выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам, вступать во взаимодействия и т.д.). Всему этому детей надо учить.
В своей педагогической деятельности я уделяю огромное внимание этой проблеме. Мною выстроена целая система обучения детей умению играть в различные игры:
1.творческие игры:
-сюжетно - ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельности);
-театрализованная деятельность (режиссерские, игры – драматизации);
-конструкторские.
2.дидактические игры:
- игры с предметами;
-настольно - печатные;
-словесные.
3.развивающие игры.
4.подвижные игры.
Большое предпочтение я отдаю творческим играм, которые составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия мои дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.
В подготовительной к школе группе виды сюжетно – ролевых творческих игр самые разнообразные: бытовые сюжеты, транспорт, ряжение, семья, доктор, магазин, детский сад, моряки, почта, семья, школа, ателье, кафе, парикмахерская, зоопарк, библиотека, космонавты.
Не менее важное значение я отдаю театрализованным играм. Театрализованные игры:
1) режиссерская - ребёнок не действующее лицо, берет роль действующего персонажа (например: под запись сказки).
2) музыкальная драматизация (может быть сочетание видов театра).
3) импровизация - разыгрывание темы без предварительной подготовки.
Режиссёрская игра - это индивидуальная игра, в которой мои дети чувствуют себя свободно. Я заметила, что этот вид игры типичен для детей, ограниченных в контактах со сверстниками. Если ребёнок не имеет опыта действия с игрушкой - игра разваливается. В режиссёрской игре ребёнок как режиссёр. Он организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.
Игры - драматизации мы создаём по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплик персонажей). Игры – драматизации помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Это и является особенным значением таких игр. Чтобы дети могли передать соответствующий образ я учу их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями, развиваю их воображение. В процессе работы у детей формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.
На занятиях и в повседневной жизни мы разыгрываем сценки из детского быта - например, с куклой или медвежонком, организовываем игры на темы литературных произведений: «Игрушки» А. Барто, потешек, колыбельных и т. д. Я являюсь активным участником таких игр, показываю, какими разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, походка, движения. Также интересны моим детям игры с воображаемыми предметами, например: «Представьте себе мяч, возьмите его» и т.п. У ребят появляется интерес к кукольным, плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, в особенности к сказкам и потешкам.
Ещё один вид – конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.
В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием учиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и так далее), из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Я помогаю воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.
В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У малышей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров. Материал для конструкторских игр:
-Природный материал (листья, шишки, снег, глина, песок)
-Искусственный материал ( мозаика, бумага, модульные блоки, конструкторы различных видов и размеров)
Игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструктивные способности, мышление, приучают к сосредоточенной упорной деятельности. Они способствуют культуре движений, ориентировке в пространстве. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия. Работу необходимо начинать с простых построек, постепенно усложняя их. Детей не активных в работе, объединять с теми, кто любит строить, и у кого получаются неплохие постройки. Необходимо устанавливать связи между строительными и сюжетно – ролевыми играми, для поддержания игровой установки, развития творческой мысли. Чтобы игры стали более увлекательными можно устраивать соревнования на скорость выполнения задания. В них могут участвовать и взрослые. В разное время года детей учат работать с природным материалом, показывая приёмы работы с ним и развивая их замысел и воображение. Дидактические игры - это игры обучающие. Их основное назначение - способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей. Каждая дидактическая игра имеет определенную дидактическую задачу, игровые действия. Дидактические игры, во-первых, являются методом обучения, во-вторых - самостоятельной игровой деятельностью. Они широко используются мною в НОД, при этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам НОД. Инициатива выбора и проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю (взрослому). Как самостоятельную игровую деятельность я их провожу во внеучебное время.
В обоих случаях я руковожу игрой, но моя роль различна. В процессе НОД я учу детей, как надо играть, знакомлю с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх детей участвую в качестве партнера или арбитра, слежу за взаимоотношениями, оцениваю поведение детей.
Коллективные дидактические игры помогают развивать у играющих навыки сотрудничества, взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов. Участвуя в играх, упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития .
Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия, дидактические (автодидактические) игры.
В игре – занятии ведущая роль принадлежит мне.
Для повышения у детей интереса:
-Использую разнообразные игровые приёмы, создающие игровую ситуацию;
-Создаю игровую ситуацию;
-Использую разнообразные компоненты игровой деятельности;
-Передаю воспитанникам определенные знания;
-Формирую представления детей о построении игрового сюжета,
разнообразных игровых действий с предметами, учу их играть;
-Создаю условия для переноса полученных знаний и представлений в самостоятельные творческие игры.
Дидактическую игру я использую при обучении детей, в непосредственной образовательной деятельности и вне неё. В играх с предметами использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у детей я воспитываю желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, но и формирует определённые свойства личности. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.
Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото.
Прежде чем познакомить ребёнка с развивающими играми, я обязательно играю в них сама. Это дает представление о каждой игре. Вы будете знать: с какой игры начать, чем её дополнить, когда и какую игру вводить.
Играя с ребёнком, не опережайте его, лучше следовать за ним с небольшим отставанием. Заинтересовывайте детей игрой, применяя игровые приемы - первый показ можно сопроводить "тайной" или рассказать сказку. Каждый успех встречайте радостно, похвалой, но не перехваливайте. Если ребенок не хочет играть, не заставляйте, а создавайте такие условия, чтобы у него появилось желание. Нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игрушки. По окончанию игры их нужно убирать в недоступное (но определенное) место, где ребёнок может видеть игру. Начинать игру нужно с посильных задач или более простых её частей.
При организацииподвижных игр яучитываю общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений: состояние здоровья каждого ребёнка; время года, особенности режима дня, место проведения игры и интересы детей.
Из подвижных игр большим потенциалом обладают народные игры. Это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый. Подвижные игры усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности детей накопления ими двигательного опыта. В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно или с небольшой группой. Практически всегда имеется возможность варьировать способы организации игры.Игры-соревнования - сильное испытание для импульсивного, нетерпеливого ребенка. В играх-соревнованиях правила отличаются четкостью, понятностью, открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создает лучшие условия для самостоятельного контроля над собственным поведением.Чтобы воспитание детей в игре проходило успешно необходимо создать условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную спокойную обстановку, подобрать игрушки.
Руководство детской игрой будет правильным лишь тогда, когда позволяет сохранить всю прелесть её творческого характера. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.
Как педагог может организовать игру? Прежде всего, нужно спланировать тот вид игр, который будет предложен детям. Естественно, это проходит в доброжелательной и ненавязчивой форме: «А не поиграть ли нам всем вместе?», «Не хотите поиграть в …?», «Давайте обсудим, во что мы сегодня будем играть!» и т.п. Это прямой способ предложения детям игровой деятельности. Целесообразно пользоваться и косвенными методами ее организации: прочитать литературное произведение, которое станет основой будущей игры, внести в группу новые игрушки, вызывающие непреодолимый интерес детей и определяющие игры и т.д.
При планировании игровых моментов я предусматриваю следующее:
не только наблюдаю за игровой деятельностью детей, но и анализирую ее: определяю этап развития, отображаю приемы, которые обеспечат дальнейшее развитие игры, оцениваю уровень интереса детей к ней и целесообразность продолжения этой игровой деятельности.
Тема и содержание НОД могут стать предпосылками той или иной сюжетно-ролевой, театрализованной или режиссерской игры. Анализируя содержание НОД, нужно предвидеть его переход в игровую деятельность, обратить на это внимание детей. Например, в НОД дети узнали о своей стране, ее природе, разных городах и селах, можно предложить во время игры совершить путешествие на Север или Дальний Восток, принять гостей, которые живут на Урале или в Поволжье.
Игровой момент может быть ограничен по-разному. Например, одновременно в разные игры могут играть несколько групп. Я помогаю создать эти игровые сообщества: одним предлагаю игрушки для ролевой игры, другая группа занимается настольно-печатными играми, а третья группа готовится к театрализованному представлению. Очень важно учитывать индивидуальный интерес каждого ребенка к конкретному виду игр и на этой основе организовать играющие коллективы. На следующий игровой день игра может проходить по-другому: она начинается с общей сюжетно-ролевой игры на тему, предложенную педагогом или самими детьми.
При этом надо быть весьма внимательными к настроению детей: непедагогично прерывать игру, если дети активны и их интерес весьма глубок. В тоже же время не нужно искусственно продолжать игру, если она не вызывает интерес у играющего.
Таким образом, чтобы эффективно использовать игру для развития детей и подготовке их к школе, необходима заинтересованность педагога, его желание и умение педагогически целесообразно организовать игровую деятельность детей в этот час, т.к. игра в жизни ребенка является ведущим видом деятельности. Она пронизывает всю его жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей.
При первом общении с детьми я выяснила, во что любят играть дети, что их интересует, чем они увлекаются, что любят делать, чем занимаются в свободное время дома. Выяснилось, что больше половины детей дома смотрят телевизор, играют в компьютер, в свои любимые игрушки, а также ходят с родителями в гости. Ребята приносили свои игрушки в детский сад, садились в игровые уголки и одиноко играли, но чувствовалось, что им это нравится и в группе им комфортно. Поэтому первой моей задачей было научить детей играть вместе - парами или группами. Ежедневно я знакомила детей с той или иной игрой: сюжетно-ролевой, которая сближала детей, режиссерской: разыгрывали потешки, пели песни, готовила вместе с ними концертные номера. Сначала в играх я принимала самое непосредственное участие: брала главные роли на себя, учила детей общаться. Через несколько дней дети самостоятельно играли, а мне приходилось держать в поле зрения весь сюжет игры. Если возникали какие-либо конфликты, я спокойно вмешивалась и направляла игру в нужное русло.
Если в игровом уголке играет 4-6 человек, детям тяжело удержать единую линию сюжета. Удачная игра зависит от того, насколько сыграны пары детей: им легче удержать свой сюжет. Игра по группам легко распадается в силу ограниченности пространства: дети друг другу просто мешают, им часто нужны одни и те же игрушки, что и другим, или одну и ту же роль хотят играть несколько детей. Удержать линию сюжета и довести ее до конца очень непросто, именно в силу того, что все дети свободно ходят по комнате и часто просто вмешиваются в пару, играющую в другую игру. Тем не менее, и в такой ситуации детям удавалось разыгрывать полноценные игровые сюжеты. Начинали с обыгрывания потешек, песен. У детей появилась тяга к импровизации, интерес к драматизации и театрализованной деятельности, к движениям под музыку. Уже сейчас дети показывают концерты, цирковые представления, сказки. Ребята стали более уверенные в себе, раскрепощённые, а главное, чувствуют свободу выбора в любых играх. Дети играли и выступали не только перед своими товарищами, родителями, детьми других групп, но и перед воспитателями на региональном семинаре, где заслужили большой успех. Но в последние годы игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость, как вид творческой деятельности. Этому есть несколько причин.
Во-первых, как уже было сказано, игра стала средством обучения.
Во-вторых, большинство современных семей имеют по одному ребенку, что не способствует передаче игрового опыта от поколения к поколению – с одной стороны и развитию коммуникабельности дошкольника – с другой.
В-третьих, в настоящее время практически исчезли игрушки, дающие простор детскому воображению. Строгое зонирование игрового пространства групповых комнат лишает ребенка свободного выбора любимых игр
Ещё одной существенной причиной является неумение педагогов играть вместе с ребенком. И, наконец, последнее – снижение интереса к творческой игре детей объясняется, отчасти, стремлением педагогов детских садов выполнить «социальный заказ» родителей.
В результате больше времени уделяется обучению, а не самостоятельной творческой игре, которая проецирует дальнейшую успешность ребенка. Вопросы организации игровой деятельности дошкольников и подготовки воспитателей к педагогическому руководству игрой всегда занимали ведущее место в работе любого дошкольного учреждения.
Регулярно для педагогов детского сада проводятся теоретические и практические мероприятия по проблемам игровой деятельности. Это консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, практическое решение проблемных ситуаций. Тематика мероприятий разнообразна: «Развитие дошкольников в игровой деятельности», «Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей», «Игра и игрушка в жизни малышей», «Организация предметно-развивающей среды для развития игровых сюжетов» и т.д. В то же время игра является важнейшим средством формирования личности ребенка и раскрытия его познавательных возможностей. Игра органически вошла в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаясь с другими видами деятельности. Ее организуют во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс – в этих и других случаях игра может быть незаменимым помощником педагога, универсальным и незаменимым средством воспитания детей.
Игра для ребенка вдвойне интересней, когда он чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей –родителей. Однако, к сожалению, родители редко играют с детьми. Важно: создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Надо дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети, и педагоги. Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей. Ежегодное проведение дней открытых дверей позволяет сделать дошкольное учреждение более открытым, привлечь внимание родителей к проблеме игры. В планировании работы с родителями нашли отражение такие виды работы, как анкетирование «Во что играют дети дома?», фотовыставки «Мы играем», заседания «Маминой школы» по проблеме детской игры, презентация для родителей «Усатый нянь». Не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра с взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями–вещь особо полезная!»
Я и моя коллега Белякова О.В. организуем беседы и консультации для родителей, приглашаем в вечерние часы пап и мам в группу поиграть с детьми, понаблюдать за играми дошколят. Присутствие родителей в группе позволяет создать особую психологическую атмосферу, пробудить у воспитанников желание общаться друг с другом и взрослыми. Самостоятельность даже у старших дошкольников в игре относительна, игровая культура не всегда высока.Поэтому детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнение игровых действий, распределение ролей. И здесь нет ничего лучше, чем самому воспитателю стать играющим партнёром. Мы поддерживаем принцип организации игры: играть вместе с детьми, играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста. В детском саду опытные педагоги используют в работе с воспитанниками игры, помогающие скорректировать поведение детей, а не применять наказания, запреты, нравоучения. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это развивает её эффективность. Для этого педагог должен влиять на содержание игры, учить детей способам взаимодействия, помогать согласовывать замыслы, распределять роли, договариваться о правилах, совместно решать, что потребуется для игры и т.д.
Все игры и пособия должны находиться под рукой у ребенка. Роль воспитателя совместно с ребенком разрабатывать планы и способы его деятельности, предоставлять ему такой набор пособий, который бы соответствовал его интересам, его возрасту и в то же время развивал, формировал его практический интеллект и положительные эмоции.
Может быть, каждый ребенок талантлив от рождения, но, не имея опоры развития, теряет и зарождающиеся искорки. Играя с детьми, мы стараемся помочь ребенку встать на ступеньку выше, поближе подойти к знаниям, так как помогаем ему сделать первые шаги в жизни. В игре дети живут, и следы этой жизни глубже остаются в них, чем следы действительности жизни, в которую они не могут еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дети не более чем как дети, существа, не имеющие еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемые течением жизни. В игре же они уже зреющие люди, пробуют свои силы и самостоятельно распоряжаются своими же созданиями.
|