реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
Воспитательные:
воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок;
воспитание бережного отношения к устному народному творчеству.
Оборудование:
мультимедийный проектор и интерактивная доска.
Оформление доски: схемы, презентации.
Урок разработан с учетом требований ФГОС второго поколения. Основным видом деятельности детей является самостоятельное изучение темы, выявление основных понятий темы урока, творческий подход к выполнению
задания.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Мы сегодня продолжаем разговор о русском народном фольклоре. На прошлых уроках мы уже познакомились с некоторыми видами русских народных песен – это лирические протяжные, свадебные, хороводные, трудовые русские народные песни.
А сегодня у нас на уроке прозвучат наверно самые любимые, самые веселые, самые распространенные русские народные песни. Послушайте их и попробуйте определить вид этих песен.
Звучит фонограмма частушки.
( если дети затрудняются дать ответ, учитель под фонограмму сам поет одну частушку).
(Страница 1 ИД )
И так, мы выявили тему сегодняшнего нашего урока: «Частушка» .
(Открывается «шторка», и дети видят красочную иллюстрацию и тему урока.)
Наверное, каждый из вас слышал, как исполняются частушки - веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Достается в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные, юмористические.
Звучат шуточные частушки (фонограмма).
Наверняка не раз за свою жизнь вы исполняли или слышали разные частушки. А кто знает, что такое частушка? (все ответы детей записываются в тетрадь).
Конечно вы молодцы! Много различных ответов дали мне. Но все ли ответы правильные. Возможно, мы не все знаем о частушке? Хотите узнать, кто из авторов был прав, чье высказывание было верным?
Для этого, мы с вами разделимся на 4 команды. (В каждой команде на менее 5 человек) Каждая команда получит текст с различной информацией по теме урока (приложение 1) и рабочий лист (приложение 2). Вам нужно внимательно прочитать, в тексте выделить маркером основные понятия, ответить на вопросы в рабочем листе.
Ну что ж, приступаем к работе. Работаем быстро, слажено. Вам дается 15 минут.
( во время работы детей учитель подходит к командам и помогает если есть затруднения).
Тексты для работы в группах
1.Жанр – частушка.
Слово частушка происходит от слова "частый", то есть быстрый. Частушки в некоторых местностях называли припевками. Как музыкальный жанр частушки появились в России в конце 60-х годов XIXвека. Мелодия у них совсем коротенькая - всего один небольшой куплет, который много раз повторяется с разными текстами . Исполняются частушки - веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Достается в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные, юмористические. В отличие от песни частушка переделывается легко. Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.
2. Происхождение частушки
Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространеный ныне вид, или жанр, устного народного творчества.
Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка появилась не раньше середины 19 века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.
Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая...", "Я по берегу ходила...")
Частушечная четырех - строчная форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.
3. Становление частушки.
Первые частушки нередко являлись словами из песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время появились шести - строчные частушки. Но очень скоро шести - строчные припевки превратились в четырех -строчные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.
В первой половине19 столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша.
Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного. От куплета к куплету мелодия каждый раз повторяется. Часто используются вариации. Мелодия простая, легко запоминающаяся.
4. О чем она, частушка?
Частушка - песенка молодежи. Поэтому ее основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка. Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство.
В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки.
Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: "На березовой осине рукавица расцвела..." - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?
Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.
Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи.
(После того, как истечёт время на выполнение задания, от групп выступают представители. Они знакомят с самыми главными моментами и терминами)
Затем учащимся предлагается выполнить интерактивное задание на ИД «Найди пару»
( Страница 2 ИД)
После обсуждения и коллективного вывода по этому этапу урока-
запись в тетрадь определений о частушке.
Физкультминутка.
Учащиеся исполняют любые изученные на уроках музыки русские народные песни или отрывки из песен. Игра: “Кто больше?”
( Страница 3 ИД)
Ребята, на прошлых занятиях мы познакомились с вами с видами оркестров.
Предлагаю выполнить задание «Собери оркестр русских народных инструментов.)
После выполнения этого задания учащиеся учашимся предлагается устроить
«Соревнование оркестров».
Каждой команде на стол раздаются комплекты ударных русских народных инструментов: треугольник, трещётка, деревянные ложки. Учитель играет мелодию частушек, представители от команд по 3 человека поочерёдно подыгрывают учителю, изменяя каждый следующий повтор вариант исполнения сложного ритма.
Победившей команде – жетон.
Итог урока:
Рефлексия
(Страница 4 ИД)
Учащимся предлагается обсудить в командах и написать на доске маркером коллективный (от группы) ответ - высказывание о частушке.
Каждой группе по одному высказыванию.
А теперь мы поиграем в интерактивную игру: ссылка
http://www.classtools.net/widgets/dustbin_8/UVSno.htm --интерактивная игра
http://LearningApps.org/watch?v=py0b2fyu3 ---Игра на соответствие «Русские народные инструменты.
Оценки за урок.
(Страница 5 ИД)
Домашнее задание: сочинить свою частушку пользуясь той информацией, которую приобрели на уроке (различные виды, формы частушек).