Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Атмосферное давление.

Submitted by Наталия Коновалова on чт, 16/05/2013 - 21:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Коновалова Наталья Васильевна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №86 Г. Челябинск, учитель географии
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

 

1. Сформировать представление об атмосферном давлении, причинах его изменения;

2. Познакомить учащихся с приборами измеряющих атмосферное давление, их устройством;

3. Продолжить формирование географического мышления, умения анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

4. Продолжить формирование приемов учебной работы по наблюдению за погодой, обработке собранных материалов;

5. Продолжить воспитание бережного отношения к природе, уважения друг к другу.

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобраз.учреждений _ М.: ООО "ТИД "Русское слово- Рс", 2012

Используемое оборудование: 

атлас, барометр, термометр

Краткое описание: 
урок комбинированный. для учащихся общеобразовательных школ.

 

Тема урока: «Атмосферное давление».

 

Цель урока: 1. Сформировать представление об атмосферном давлении, причинах его изменения;

2. Познакомить учащихся с приборами измеряющих атмосферное давление, их устройством;

3. Продолжить формирование географического мышления, умения анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

4. Продолжить формирование приемов учебной работы по наблюдению за погодой, обработке собранных материалов;

5. Продолжить воспитание бережного отношения к природе, уважения друг к другу.

 

Методы урока: 1. Объяснительно – иллюстративный;

2. Частично – поисковый;

3. Репродуктивный.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Оборудование: атлас 6 класс, термометр, барометр.

 

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 

II. Опрос домашнего задания.

Есть ли дети одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило

Да притом невидно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть

Пропускало б дождь и свет ,

Есть, а вроде бы и нет?

 

-О каком одеяле идёт речь?

 

  1.  

Что такое атмосфера?

Из чего состоит атмосфера?

Воздух – это….

Нижняя граница атмосферы проходит по…

Верхняя граница атмосферы на высоте…

Перечислите слои атмосферы…

Охарактеризуйте тропосферу…

Охарактеризуйте стратосферу…

Охарактеризуйте верхние слои атмосферы…

Значение атмосферы …

Научная станция (лаборатория) называется …

 

  1.  

Термометр – это …

Среднесуточная температура воздуха – это …

Среднемесячная температура воздуха – это …

Суточная амплитуда колебания температуры – это …

Среднегодовая температура воздуха – это …

Годовая амплитуда колебания температуры – это …

Из наблюдаемых показаний погоды предлагаю определить среднесуточную температуру и амплитуду колебания температуры за 23 марта для г. Челябинска.

От чего зависит изменение температуры в течение суток?

От каких показателей зависит изменение температуры в течение года?

 

 

III. Объяснение нового материала.

 

Сегодня мы с вами продолжаем рассматривать характеристику атмосферы и познакомимся ещё с одним её свойством. А вот тему урока вы определите сами. Сегодня ваши одноклассники Илья и Катя продемонстрирует вам 2 опыта. Ваша задача определить в чём сущность этих опытов.

Демонстрация опытов: 1) с резиновыми шарами;

2) со стаканом воды.

  • К какому выводу мы пришли?

Итак, воздух имеет вес и соответственно с определённой силой давит на земную поверхность и предметы находящиеся на ней.

 

  • Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?

 

Правильно «Атмосферное давление».

Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Атмосферное давление».

Сегодня на уроке мы узнаем: 1. Что такое атмосферное давление;

2. Познакомимся с причинами его изменения;

3. Выясним с помощью каких приборов оно измеряется;

4. Научимся решать задачи на определение атмосферного давления.

 

Прошло много веков, пока было доказано, что воздух не “пустота”, а физическое тело, обладающее массой, объёмом, способностью сжиматься и расширяться, изменяя свою плотность. Опыты с воздухом привлекали людей с давних времён.

 

Отто фон Герике –немецкий физик , откачивая как-то воздух из тонкостенного металлического шара вдруг увидел, как шар сплющивался. Размышляя над причиной аварии, он понял, что расплющивание шара произошло под действием давления окружающего воздуха.

В 1654 году Отто фон Герике бургомистр города Магдебурга решил показать горожанам силу воздушного давления. Для опыта он использовал два металлических полушария ( их в последствии называли магдебургскими). Плотно прилегая друг к другу, они образовывали полый шар. В одном из полушарий находилось устройство, через которое откачивали воздух. В опыте использовались две восьмёрки лошадей, впряжённых в упряжки. Каждая восьмёрка через прочный крюк соединялась с полушарием. Насосом из полушарий откачали воздух и по команде лошади тянули шар в разные стороны, чтобы разорвать его. Но шар только покачивался и оставался целым и невредимым. Когда впустили воздух, полушария распались.

 

Все эти опыты доказали, что воздух имеет вес.

 

Установлено, что столб воздуха, равного по высоте всей толще атмосферы, давит на площадку площадью = 1 см кв. с такой же силой как гиря весом 1 кг 33 гр.

 

1 кубический метр воздуха у земной поверхности = 1, 3 кг.

 

 

 

 

 

 

 

1 кв.см

 

Зарисовали в тетради и сделали запись.

Если воздух имеет вес, значит он давит на земную поверхность и всё, что находится на земной поверхности.

Отсюда выходит понятие «Атмосферное давление».

 

Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и предметы находящиеся на ней на единицу площади.

 

Записываем в тетрадь понятие.

 

Протяните вперёд руку ладошкой вверх чувствуете как давит воздух? Нет? Странно. Ведь площадь вашей ладони примерно составляет 150 см кв. это значит, что на неё давит столб воздуха весом 150 кг ( это почти 75 кирпичей или 30 арбузов).

 

- Какую силу тяжести испытывает человек от воздушной пирамиды, которая ежесекундно в течение всей жизни давит на него? – в среднем масса равна до 15 тонн.

 

Однако, мы не чувствуем этот чудовищный груз лишь потому, что внутри нас - в лёгких, в крови, мышцах – находится воздух, внешнее давление уравновешивается внутренним.

 

С помощью каких приборов измеряется атмосферное давление?

Атмосферное давление измеряется с помощью барометра.

Барометр в переводе с греческого «барос» – тяжесть, «метр» – мера.

Итальянский учёный Эванджелисто Торричели первым изобрёл прибор при помощи которого измерил атмосферное давление. Это ртутный барометр.

В 1637 году Э.Торричели проделал опыт. Он взял стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянной с одного конца , наполнил ртутью и, заткнув отверстие пальцем, опустил её в вертикальном положении в сосуд с ртутью. Когда он открыл отверстие трубки, ртуть понизилась, но осталась на 760 мм выше её уровня в сосуде.

В 17 веке Роберт Гук предложил усовершенствовать барометр, так как ртутным барометром пользоваться неудобно и небезопасно (пары ртути ядовиты и влияют на здоровье), поэтому изобрели барометр – анероид

(анероид означает без жидкости). Главная часть барометра-анероида является упругая коробочка, из которой выкачан воздух, помещён в футляр. Коробочка очень чувствительна к изменениям давления снаружи. При повышении она сжимается, при понижении – расширяется. Эти колебания с помощью прикреплённой к коробочке пружине передаются стрелке, которая по шкале показывает атмосферное давление в миллиметрах.

Для измерения высоты по атмосферному давлению используют особый барометр - высотомер (альтимер). Он имеет две шкалы по которой можно определить и атмосферное давление и высоту над уровнем моря.

 

Итак, обобщим выше сказанное. С помощью каких приборов измеряют атмосферное давление?

 

Давление, как и температура воздуха величина переменчивая. Давайте обсудим от чего зависит атмосферное давление.

 

Атмосферное давление зависит от двух показателей:

 

1. От высоты земной поверхности.

Посмотрите рисунок, в каком случае давление будет выше, а в каком ниже?

Объясните.

Представим себе, что мы поднимаемся на воздушном шаре. Удаляемся от поверхности Земли и приближаемся к верхней границе атмосферы. Следовательно столб воздуха находящийся над головой будет становиться всё меньше и меньше. Значит, будет уменьшаться вес воздуха. Воздух становится разряжённым, количество водяного пара и кислорода уменьшается. Человек попадает в условия, к которым организм не приспособлен. Поэтому в самолётах, летающих на большой высоте, кабины закрыты плотно, герметично. В салоне искусственно поддерживается такое же давление, как и у поверхности Земли.

 

Запись в тетради. Вывод: с высотой давление понижается.

Среднее давление над уровнем моря при температуре 0º на параллели 45º соответствует 760 мм рт. ст. – это нормальное атмосферное давление.

 

Если давление ниже 760 мм – пониженное, если выше 760 мм – повышенное.

Установлено, что при подъёме на каждые 100 метров атмосферное давление понижается на 10 мм.

Зная абсолютную высоту точек земной поверхности можно определить атмосферное давление.

Например, высота г. Москва –145 метров над уровнем моря. Атмосферное давление соответствует примерно 745 мм.

А теперь определим атмосферное давление для г. Челябинска.

Абсолютная высота г. Челябинска – 200м , а.д = 740 мм.

 

2. Зависит от температуры воздуха.

Земная поверхность нагревается неравномерно.

Какой воздух легче тёплый или холодный? - тёплый.

Соответственно, чем ниже температура воздуха, тем выше атмосферное давление.

 

Наблюдения за атмосферным давлением можно предвидеть перемену погоды: если давление понижается – следует ожидать наступление ненастной погоды; повышение атмосферного давления – предшествует ясной погоде.

 

  1. Закрепление.

 

  • Что мы узнали на уроке?

  • Сделаем выводы.

Тест по теме “Атмосферное давление”.

 

Кроссворд “Атмосферное давление”.

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

§ 20 пересказ, составить 2 задачи по определению атмосферного давления с решением (красочно оформить).

Приложение: 

Тест (закрепление)

Атмосферное давление.

Вариант № 1.

 

  1. Что такое атмосферное давление?

  1. Масса всего воздуха;

  2. Сила с которой воздух давит на предметы, находящиеся на земной поверхности.

 

2. Как изменяется атмосферное давление при подъёме в горы?

  1. Уменьшается;

  2. Увеличивается;

  3. Остаётся неизменны.

 

3. При каких условиях давление считается нормальным?

  1. Уровень моря, 0ºС;

  2. Уровень моря, 20 ºС;

  3. Высота г. Москва, 0ºС.

 

  1. С помощью каких приборов измеряют атмосферное давление?

  1. Термометр;

  2. Компас;

  3. Барометр.

 

  1. Почему человек не чувствует давления атмосферы?

  1. Атмосфера давит не на человека, а на поверхность Земли;

  2. У человека внешнее давление уравновешивается внутренним;

  3. Человек обладает прочным скелетом.

 

  1. Как изменится атмосферное давление, если от берега моря подниматься на высоту 200 метров?

  1. Уменьшится на 20мм;

  2. Увеличится на 20 мм;

  3. Не изменится.

 

  1. Кто первым изобрёл прибор измеряющий атмосферное давление?

  1. Э. Торричелли;

  2. Эратосфен;

  3. М.В.Ломоносов.

 

  1. С какой силой давит воздух на земную поверхность на 1 кв.см ?

  1. 1 кг 33 гр. ;

  2. 1 кг 500 гр.

  3. 2 кг.

 

 

 

Атмосферное давление.

Вариант № 2.

 

  1. Кто изобрёл ртутный барометр?

  1. Галилео Галилей;

  2. Эванджелисто Торричелли;

  3. Исаак Ньютон.

 

  1. Нормальным атмосферным давлением считают?

  1. 750 мм;

  2. 760 мм;

  3. 770 мм.

 

3. На метеостанциях атмосферное давление определяют с помощью:

  1. Термометра;

  2. Барометра;

  3. Гигрометра.

 

4. Как изменится атмосферное давление, если от берега моря подниматься на высоту 100 метров?

  1. Уменьшится на 10мм;

  2. Увеличится на 10 мм;

  3. Не изменится.

 

5. Атмосферное давление с высотой:

  1. Повышается;

  2. Понижается;

  3. Останется неизменным.

 

6. Почему человек не чувствует давления атмосферы?

  1. Человек обладает прочным скелетом;

  2. Атмосфера давит не на человека, а на поверхность Земли;

  3. У человека внешнее давление уравновешивается внутренним.

 

  1. Что такое атмосферное давление?

  1. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и предметы находящиеся на ней;

  2. Масса всей толщи атмосферы.

 

  1. Средний показатель атмосферного давления для города Челябинска составляет:

  1. 720 мм;

  2. 740 мм;

  3. 760 мм.

 

Прикрепленный файл Size
Опрос домашнего задания.doc 36.5 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн