РАССМОТРЕНО РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического совета РЕКОМЕНДОВАНО приказом № 176 от 02.10.2012г.
протокол № 2 от 01.10.2012г. к утверждению на заседании директор:
Управляющего Совета М.П.Садохина
Протокол № 2 от 01.10.2012г.
МБОУ «Начальная школа – детский сад № 5 «Ёлочка»
Образовательная программа
Английский – малышам
(программа рассчитана на 1 год обучения
для детей старшего дошкольного возраста)
В.В.Ломакина; учитель 1 кв. категория; (составитель)
Моршанск 2012
Английский - малышам
(1 год обучения)
Пояснительная записка
В современных условиях возросла значимость изучения иностранных языков в
начальной школе.
Занятия в центре дошкольного образования ” Золотой ключик ” по программе
”Английский – малышам ” ставят своей целью систематизированную и разностороннюю подготовку детей 5-6 лет к обучению в школе.
Наряду с этим ставится ещё одна цель – ознакомление ребёнка с основами иноязычной культуры, т.е. сообщение ребёнку и освоение им базового объёма знаний, умений и навыков социального, лингвострановедческого, педагогического и психологического содержания.
Занятия являются устным подготовительным этапом обучения чтению и письму.
Раннее обучение иностранному языку развивает ребёнка всесторонне. У него улучшается память, сообразительность, развивается наблюдательность.
Поэтому весь курс обучения иностранному языку по данной программе ориентирован не столько формирование умений и практических навыков, а на более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала иностранного языка.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, решаемые
задачи обучения тесно связаны с миром, в котором живёт ребёнок. Это мир сказок, стишков, песенок, где царят любознательность и желание поиграть со своими сверстниками. Данная программа базируется на принципах коммуникативного обучения и направлена на формирование положительной познавательной мотивации.
Гуманно-личностный подход к ребёнку определяет важную особенность содержания программы, а именно:
· развитие и формирование личности дошкольника в соответствии с его природными способностями;
· нахождение методов и средств обучения, соответствующих индивидуальным способностям ребёнка;
· отсутствие прямого принуждения, терпимости к детским недостаткам;
· право ребёнка на собственную точку зрения.
Программа предназначена для коллективной формы работы. Однако, задания к упражнениям рассчитаны и на осуществление индивидуально-дифференцирован-
ного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовленности и разными способностями. Программа строится на основе диагностического анализа ЗУНа детей, который помогает прогнозировать учебную деятельность.
Учебный курс рассчитан на 1 учебный год; 72 учебных часа.
Возраст детей: 6-7 лет.
Длительность занятия: 30 минут, 2 занятия в неделю.
Основные цели и задачи
Цель курса – развитие лингвистических способностей дошкольников по средствам активизации их творческой, познавательной деятельности.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:
обучающие:
· закрепление лексико-граматического материала и введение нового согласно базовым темам программы;
· закрепление представлений о том, что в разных странах люди говорят на разных языках и живут по своим традициям;
· закрепление представлений о русском фольклоре, знакомство с английскими народными песенками (”Сказки Матушки Гусыни”).
развивающие:
· развитие фонематического слуха и интонационной выразительности речи;
· развитие наглядно-образного мышления, внимания, воображения, речевой догадки, произвольного запоминания, умение сравнивать и делать выводы.
воспитательные:
· воспитание культуры общения;
· воспитание аккуратности в обращении с игрушками, учебниками;
· воспитание интереса и уважения к культуре разных народов мира.
Критерии результативности курса
1. Формирование навыков английского произношения, владение дикцией и артикуляцией.
2. Формирование словарного запаса (активного и пассивного).
3. Выработка навыков диалогической и монологической речи.
4. Владение грамматическими структурами в небольшом объёме.
5. Выполнение упражнений, способствующих развитию памяти (стихи, считалочки, песенки, рифмовки, пословицы).
Программа носит циклический характер. На втором году обучения используются знакомые песенки, рифмовки, упражнения, игры с введением новых, согласно ведущим темам программы.
Приводится примерная схема усложнения программного материала по теме: ”Моя семья”.
Для детей 6-ти лет предполагаемый уровень обучения:
· знание таких слов:
mother - мама
father - папа
sister - сестра
brother - брат
· понимание таких слов:
grandfather - дедушка
grandmother - бабушка
· умение переводить слова с русского языка на английский и наоборот;
· показать картинку с названным словом;
· назвать, кто изображён на картинке.
Для детей 6-ти лет предполагаемый уровень обучения:
· знаниеслов:
grandfather
grandmother
cousin - двоюродный брат, сестра
aunt - тётя
uncle - дядя
· знание выражений:
Ihave… - у меня есть
I have no … - уменянет
I love my … - ялюблюмою(моего) …
Hand in hand with one another – вместедружнаясемья
· умение задать на вопрос:
Haveyou… ? – У тебя есть …?
· рассказать о своей семье;
· спеть несложные песенки по предложенной теме.
Ведущие темы программы
1.”Давайте познакомимся”.
2. ”Мои любимые игрушки”.
3. ”Наша дружная семья”.
4. ”Цвета радуги”.
5. ”Учимся считать”.
6. ”Времена года”.
7. ”Весёлое Рождество”.
8. ”Овощи и фрукты”.
9. ”Любимая мамочка”.
10.”Весёлый алфавит”.
Ключевые понятия курса:
1. Элементы правил речевого этикета:
Доброе утро!
Добрый день!
Привет!
Как дела?
Как поживаешь? – Прекрасно, благодарю.
Спасибо. Пожалуйста. До свидания.
2. Обозначение действий:
Руки вверх. Руки вниз. Руки на пояс. Садись. Встань. Руки в стороны.
Наклонись влево (вправо). Скачи. Беги. Прыгай. Лети. Плыви.
Возьми. Дай мне. Принеси мне. Покажи.
3. По теме ”Игрушки”:
медведь - заяц
собака - лягушка
мышка - домик
кошка - крыса
кукла - мяч
лиса - коробка
машина - звезда
Тигр, лев, волк, обезьянка, петушок, курочка, цыплёнок.
4. По теме семья:
мама - папа
дедушка - бабушка
сестра - брат
тётя - дядя
девочка - мальчик
5. По теме ”Цвета радуги”:
белый - чёрный
синий - жёлтый
зелёный - оранжевый
красный - розовый
фиолетовый - серый, коричневый
6. По теме времена года:
весна - зелёная
лето - яркое
осень - жёлтая
зима - белая
7. По теме ”Овощи и фрукты ”:
яблоко - груша
апельсин - лимон
банан - черешня
слива - виноград
капуста - морковь
редиска - огурец
помидор - свекла
Хлеб, сыр, сахар, мясо, вода, зерно, конфеты, мёд, пирожное,
мороженое.
8. По теме ”Весёлое Рождество ”:
Санта – Клаус
Рождественская ёлочка
Рождественские носочки
Камин
Ключевые фразы курса:
Ihave… - у меня есть…
I see… - явижу…
Ilike… - мне нравится…
Idon’tlike… - мне не нравится…
Do you like…? – тебенравится…?
I love my… - ялюблюмою(моего)…
Ican… - я могу …
Can you…? – тыможешь…?
It is a… - это…
Is it a…? – это…?
What’sthis…? – что это…?
Who are you? – ктоты?
What is you name? – кактебязовут?
How old are you? – сколькотебелет?
How are you? – какпоживаешь?
Whatcolouris it? – какогоэтоцвета?
What time is it? – которыйчас?
Задачи и задания творческого характера
Всестороннему развитию детей призваны помочь задания творческого характера,
например:
· игровая ситуация ”Давайте, познакомимся!”
· игровая ситуация ”Выступление по телевизору”
· перевоплотиться в какое-либо животное и ”поговорить на его языке”
· ”угадай, о ком расскажу”
· представь, что ты пришёл в гости…
· постарайся спеть известную песенку на другой мотив с частичной заменой слов
· игра с мячом ”Решето” или ”Кто знает – тот дальше играет, кто не знает – тот из игры выбывает”
· подвижная игра ”Светофор” – правильно дорогу перейди и в магазин игрушек попади
· подвижная игра ”Тренер и спортсмены” – дети спортсмены выполняют команды педагога – тренера
· игра ”Угадай, какая цифра вышла из домика” – одна из цифр закрывается, дети отгадывают, какая цифра ”вышла из домика”
· игра ”Испорченный телефон”
· игра ”Эхо”
· игра ”Холодно, тепло, жарко”
· игра ”Сделай быстро три покупки и назови их”
· игра ”Волшебный мешочек”
· игра ”Дружная семейка”
· игра ”Детское лото”
· игра с мячом ”Съедобное - несъедобное”
· игра – путешествие ”На необитаемом острове”
· игра ”Телемост ”Тамбов – Лондон”
Содержательная характеристика курса:
1. Отрабатывается умение вежливо поздороваться и попрощаться с учителем, друзьями, дорогими и близкими для детей людьми.
2. Кульминацией данной темы может служить песенка – приветствие о добром утре с подстановкой и заменой слов близкими по смыслу.
3. Знания, умения, навыки по теме ”Давайте, познакомимся” могут быть первоначально закреплены разучиванием песенки ”Как тебя зовут?”, а на втором году обучения в ходе телемоста ”Тамбов – Лондон”.
4. По теме ”Игрушки” для лучшего и быстрого запоминания новых слов можно использовать небольшие рифмовки с вкраплением в них английских слов и выражений, например:
”Рыжий кот полез в пакет.
Что забыл там кот – acat?
Тут кота в пакете за нос
Укусиламышь– a mouse.”
Наиболее трудные слова и выражения желательно закрепить в таких играх как:
”Эхо”, ”Срифмуй словечко”, ”Испорченный телефон”.
Игры ”Волшебный мешочек”, ”Что упало, что пропало?” – развивают наблюдательность, сообразительность, тренируют память.
Другой обучающий приём – пантомима. Ребёнок перевоплощается в знакомое животное, а вся группа пытается его отгадать. Фантазии детей нет предела.
5. Тема ”Моя семья” позволяет говорить ребёнку о близких ему людях по фотографии семейного альбома с использованием простейших грамматических структур. Итогом работы над темой с детьми 5-ти летнего возраста может быть песенка о мам, а с детьми 6-ти лет – маленький концерт ”Мамочка любимая” на основе 3-х песенок и подборкой небольших стихотворений. (Приложение №1).
6. Тема ”Цвета радуги” ведёт детей в сказочный мир красок. Как быстро запомнить богатую лексику? На помощь приходят многочисленные рифмовки, зарисовки, например:
”Кот ни в чём не виноват,
Он всегда был белым – white,
Но залез в трубу на крыши,
Чёрным – blackоттуда вышел”.
или:
”Вот не спелый мандарин,
Он пока зелёный – green,
Но дозреет, и запомнишь,
Ты оранжевый цвет - orange”.
Данная тема, как и все другие, хорошо поётся.
Из многочисленных обучающих игр по данной теме выделю одну. Учитель выбирает 2-х ребят – ”покупателя и продавца”. ”Покупателя” выходит из комнаты. ”Продавец” подбирает детей на роль красок. ”Покупателя” возвращается и происходит мини диалог. Отгаданные краски становятся за ”Покупателем”, взяв друг друга за талию. Не отгаданные краски становятся за ”Продавцом”. Обе команды стараются перетянуть друг друга.
7. Тема ”Времена года” тесно связана с последней. Каждый сезон имеет свою окраску.
” Spring is green
Summer is bright,
Autumn is yellow,
Winter is white.”
Весна – зелёная, лето – яркое, осень – жёлтая, зима – белая.
Такую песенку дети с удовольствием поют в классе, дома, на праздниках.
8. Большую заинтересованность у ребят вызывают занятия, посвящённые английским и американским праздникам: ”Дню Духов”, ”Рождеству”.
Так на празднике ”Рождества” дети дарят свои подарки Санта – Клаусу: стихотворения, загадки, песенки, танцы, что повышает их заинтересованность и стремление говорить на английском языке. (Приложение №2).
9. Английские потешки, песенки, считалочки и прибаутки, собранные в книге ”Сказки Матушки Гусыни”, дают богатый материал о культуре страны, изучаемого языка.
Культурный аспект обучения иностранному языку должен служить основой всего процесса обучения в дошкольных учебных заведениях.
Итоговая аттестация
По окончанию курса обучения:
· дети знакомятся с тремястами лексическими единицами в речевых образцах и пятьюдесятью – в рифмовках, стихах, песнях;
· способный понять учителя, ответить на его вопросы в объёме программы;
· построить монологическое высказывание не менее 4-х предложений;
· участвовать в простых диалогах – не менее 2-х реплик на каждого собеседника;
- исполнять детские песенки (15):
”Доброе утро”
”Как дела?”
”Как поживаешь?”
”Как тебя зовут?”
”Почему ты плачешь, Вили?”
”Маленькая собачка, беги”
Три песенки по теме ”Семья”
Песенка о временах года
Шуточная песенка ”Хоки - Коки”
Песенка про алфавит
Песенка по теме ”Цвета радуги”
Две песенки – зарядки
· знать стихотворения:
”Разговор кошки с мышкой”
”Про котёнка”
”О животных”
· использовать в играх две английские считалочки.
Литература
1. Архангельская Т., Баркова Л. Занимательный английский для малышей. М.,1994
2. Вербовская М.Е., Шишкова И.А. Английский для малышей под редакцией Бонк Н.А. М.,1996
3. Доля Г. Счастливый английский. Интенсивная методика обучения детей английскому языку на материале детских песен и стихотворений. М.,1996
4. Казанцева Л.В. Английский язык на раннем этапе обучения. Тамбов,1996
5. Мильруд Р.П. Привет, Алиса. Курс обучения английскому языку в дошкольном возрасте. Тамбов,1993
6. Опойкова А.И., Москалёва А.С. Английский язык от 3 до 10. Воронеж,1994
7. Рыжкова И.А. Мой первый учебник по английскому языку. М.,1998
8. Чанчикова Н.В. Английский для малышей. С.Петербург,1993
9. Chatterbox by Derek Strange. Oxford,1989
|