Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа дополнительного образования.

 

 

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Ржаксинская СОШ №2

 им. Героя Советского Союза Г.А.Пономарева

Ржаксинского района Тамбовской области

 

Рассмотрено:

Методическим советом

                                                                          протокол от 18.02.2013г. №

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

«Эксперимент – начало пути в науку»

Для обучающихся  12 -16 лет

Срок реализации 2 года

Руководитель объединения:

Попова Т.В.

 

 

 

р.п.Ржакса, 2013 год

 

Пояснительная записка

Программа носит интеллектуально-познавательную направленность

           Процесс обучения строится на основе экспериментальных методик и представляет собой систему опытов, направленных на интеллектуальное развитие личности.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

 

Актуальность программы.

           Исследовательская работа по биологии способствует саморазвитию личности ребенка, повышению качества знания, интереса к изучению предмета, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Это делает программу актуальной на сегодняшний день.

Новизна программы

Эксперименты, используемые на занятиях объединения, выходят за рамки школьной программы и имеют научную основу.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании непрерывной образовательной и воспитательной среды, обеспечивающей создание условий для интеллектуального и духовного развития, творческой самореализации личности ребенка, развитии мотивации личности к познанию через эксперимент, обеспечению эмоционального благополучия, укреплению психического и физического здоровья.

Цель и задачи обучения.

Цели:  

1.      формирование исследовательских и коммуникационных компетенций обучающихся в области биологии  на основе  экспериментальной деятельности.

2.      овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

3.      формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.

4.       формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические  закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия.

Задачи:

Обучающие:

·         усовершенствовать знания и умения обучающихся в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, обработка информации);

·         сформировать практические умения и навыки;

·         повысить теоретические знания в соответствии с программой;

·         повысить интеллектуальный уровень обучающихся;

·         обучить алгоритмам выполнения эксперимента;

·         научить работать с приборами и объектами исследования.

 

 

Воспитательные:

·         воспитать  у школьников  понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;

·         привить навыки рефлексии;

·         привить бережное отношение к природе;

·         гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующих  сохранению физического и нравственного здоровья человека.

Развивающие:

 

·         развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся;

·         развить умение аргументировать собственную точку зрения;

·         усовершенствовать навыки  познавательной самостоятельности обучающихся;

·         развить  коммуникативные навыки  (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией)

·         развить умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

·         развить индивидуальные способности, интерес к предмету, охране окружающей среды.

·         развить стремление к познанию нового в области биологической науки.

 

 

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы.

            Каждое занятие по программе включает в себя теоретическую часть, а также подготовительные работы для проведения экспериментов по разделам: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье» и «Введение в общую биологию».Опыты направлены на формирование навыков исследовательской деятельности, формирование биологического мировоззрения. С первой работы необходимо прививать ребенку понимание важности и нужности его мыслей, мнения, способностей. Для этого в ходе занятий по программе дети будут учиться излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения. Необходимым элементом является совместная подготовка к олимпиадам, проведению конференций и круглых столов, благодаря чему у детей развиваются коммуникативные и информационные компетенции.

Возраст детей – 12-16 лет.

Срок реализации

Программа объединения рассчитана на двухгодичное обучение.

Формы и режим занятий

Формы:  беседы, лекции, практические занятия, конференции, семинары, дискуссии, тренинги, участие в форумах научных сообществ учащихся.

 Режим: 1 час в неделю, 36 в год, 72 часа за два года обучения.

 

Формы проведения итогов:

-мастер-классы;

- круглые столы;

- олимпиады;

- творческие отчеты;

- пополнение  портфолио.

Методическое обеспечение

1. Литература по методологии подготовки, написания и представления исследовательской работы.

2. Объекты и оборудование для постановки опытов.

Технические средства:компьютеры, фотоаппарат, видеокамера, микроскопы.

 

Содержание программы  (1 год обучения)

№ п/п

Теория

Практика

1

Вводная часть.

Ознакомление с программой. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, правила поведения на занятиях.

-

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биология как наука

 

1.Современная биология — комплекс наук о живой природе.

 

2.Методы изучения живых объектов в биологии

 

3.Вклад учёных в развитие биологии

 

Клеточная теория

 

1.      1.Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы

 

2.      2.Гены и хромосомы

 

 

3.      3. Вирусы

 

 

 

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий

 

 

1.Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий

 

2. Наследственность и изменчивость

 

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, выявление изменчивости организмов

 

1.      Одноклеточные и многоклеточные организмы

 

2.      Модификационная изменчивость

 

3.      Приёмы выращивания и размножения растений и домашних животных, уход за ними

 

Система органического мира. Царство бактерий

 

1.Многообразие организмов

 

2.Царство бактерии. Разнообразие строения и жизнедеятельности

 

Царство грибы

 

1.Особенности грибов, их сходство с представителями других царств

2.Значение грибов в природе и жизни человека

 

3.Лишайники

 

Царство растения

 

1.Царство растения. Общие сведения

2.Споровые растения

3.Водоросли и их характерные особенности

4Разнообразие высших споровых растений

5.Семенные растения

6.Многообразие плодов

7.Признаки однодольных и двудольных растений

8.Значение растений в природе и жизни человека

 

Царство животных

 

1.Общая характеристика

 

2.Простейшие

 

3.Кишечнополостные

 

4.Черви

 

 

 

4.      Моллюски

 

 

5.      Членистоногие

 

 

6.      Иглокожие

 

 

7.      Хордовые. Надкласс рыбы

 

 

8.      Хордовые. Земноводные и пресмыкающиеся

 

 

9.      Класс Птицы

 

 

10.  Класс Млекопитающие

 

 

 

 

 

 

Подготовительные работы для проведения опытов с растениями

 

-

 

Создание презентации об ученых-биологах

 

 

 

 

Опыты «Поступление растворенных веществ в клетку»

 

 

-

 

Просмотр видеофильма «Достижения микробиологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

Тренировочные упражнения

 

 

 

 

 

 

-

 

 

-

 

Применение различных приемов размножения растений

 

 

 

 

 

-

 

Просмотр видео «Из жизни бактерий», тренировочные упражнения

 

 

 

Составление буклета «Осторожно – грибы!»

-

 

Составление информационного листа

 

 

 

-

опыты по теме «Корень»

-

 

Опыты по теме «Побег»

Опыты по теме «Вегетативное размножение растений»

-

-

Опыты по теме «Семя»

 

 

 

 

-

Опыты с простейшими

 

 

Опыт«Изучение реакций дождевого червя на действие различных раздражителей»

 

Опыт «Изучение способов передвижения большого прудовика»

-

 

 

-

 

 

 

-

 

Опыты по теме «Класс рыбы»

 

 

 

-

 

 

 

Опыты по теме «Класс птицы»

 

 

Семинар по теме «Млекопитающие»

 

Учебно - тематический план первого года обучения.

Темы

Количество часов

Теоретические виды

Практические

виды

1

Вводная часть

 

1

1

-

2

Биология как наука

 

3

1

2

3

Клеточная теория

 

3

1

2

4

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий

 

2

1

1

5

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, выявление изменчивости организмов

 

3

2

1

6

Система органического мира. Царство бактерий

 

2

1

1

7

Царство грибы

 

3

1

2

8

Царство растения

 

8

4

4

9

Царство животных

 

11

5

6

 

Итого

36

17

19

 

                                     Календарно-тематическое планирование ( первый год)

 

Разделы

Темы

Количество часов

Сроки

Всего

Теория

Практика

 

1.Вводная часть

1.Ознакомление с программой. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, правила поведения на занятиях.

1

1

-

 

2. Биология как наука

 

 

 

 

 

 

3.Клеточная теория

 

 

 

4. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий

 

5. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, выявление изменчивости организмов

6.Система органического мира. Царство бактерий

 

7.Царство грибы

 

 

 

 

 

8.Царство растения

1. Современная биология — комплекс наук о живой природе.

2.Методы изучения живых объектов в биологии

3.Вклад учёных в развитие биологии.

 

 

1.Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

 2.Гены и хромосомы.

3. Вирусы.

1.Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий

2. Наследственность и изменчивость

 

 

1.Одноклеточные и многоклеточные организмы

2.Модификационная изменчивость

3.Приёмы выращивания и размножения растений и домашних животных, уход за ними

 

 

 

1.Многообразие организмов

2.Царство бактерии. Разнообразие строения и жизнедеятельности

 

1.Особенности грибов, их сходство с представителями других царств

2.Значение грибов в природе и жизни человека

3.Лишайники

 

1.Царство растения. Общие сведения

2.Споровые растения

3.Водоросли и их характерные особенности

4.Разнообразие высших споровых растений

5.Семенные растения

6.Многообразие плодов

7.Признаки однодольных и двудольных растений

8.Значение растений в природе и жизни человека

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

1

 

1

 

1

 

 

1

1

1

 

 

 

 

 

1

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

-

 

 

-

 

 

1

-

 

1

 

-

 

 

1

1

-

 

 

 

 

 

1

-

 

 

-

 

1

 

-

 

1

-

1

 

-

-

1

1

1

 

-

1

 

 

-

 

 

1

 

 

1

 

 

-

1

 

-

 

1

 

 

-

-

1

 

 

 

 

 

-

 

1

 

1

 

-

 

1

 

-

1

-

 

1

1

-

 

-

 

1

 

9.Царство животных

1.Общая характеристика

1

1

-

 

2.Простейшие

1

-

1

 

3.Кишечнополостные

1

-

1

 

4.Черви

1

-

1

 

5.Моллюски

1

1

-

 

6.Иглокожие

1

1

-

 

7.Хордовые. Надкласс рыбы

1

-

1

 

8.Хордовые. Земноводные и пресмыкающиеся

1

1

-

 

 

9.Класс Птицы

1

-

1

 

 

10.Класс Млекопитающие

.

1

-

1

 

Итого:

36

17

19

 

 

 

 

Содержание программы (2 год обучения)

№ п/п

Теория

Практика

1

Вводный урок

 

2

Человек и его здоровье

 

1.      Место человека в системе органического мира

2.      Сходства и различия человекообразных обезьян и человека

3.      Организм – единое целое

4.      Функции систем органов на организменном уровне

 

5.      Признаки пола человека

6.      Питание. Пищеварительная система

 

7.      Дыхательная система

 

 

8.      Регуляция дыхания

9.      Внутренняя среда организма человека: межклеточная жидкость, лимфа, кровь

10.  Кровообращение. Органы кровообращения

11.  Обмен веществ и превращение энергии в организме человека

12.  Органы участвующие в обмене веществ. Кожа. Мочевыделительная система

13.  Опорно-двигательная система

 

14.  Нервная система и её строение

15.  Железы внутренней и внешней секреции. Эндокринная система

16.  Органы чувств и их роль в жизни человека

17.  Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Сон

 

 

18.  Санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни

19.  Гигиена дыхания

20.  Гигиена питания и пищеварения

21.  Гигиена мочевыделительной системы

22.  Приёмы оказания первой доврачебной помощи

 

 

-

 

Составление сравнительной таблицы

 

-

Опыт «Выяснение роли кожных складок, лежащих в области суставов»

-

Опыт «Изучение условий действия ферментов слюны»

Опыт «Влияние носовой полости на звукообразование»

-

 

 

 

 

Опыт «Определение группы крови»

-

 

 

Опыты по теме «Кожа»

 

 

 

Опыты по теме «Опорно-двигательная система»

 

Опыты по теме «Нервная система»

 

-

 

-

 

Составление сонника, семинар «Современная трактовка сна»

 

 

 

-

 

 

-

Составление меню для подростка на неделю

 

-

 

Тренировочные упражнения

3

 

Эволюционная теория

 

1.      Эволюционное учение

2.      Вид. Критерий вида. Популяция

3.      Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор

4.      Направления эволюционного процесса

 

 

-

-

 

 

 

Семинар

 

4

Экосистемная организация живой природы

1.      Экосистема (биогеоценоз)

2.      Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания

 

 

-

Составление пищевых цепей

5

Влияние экологических факторов на организмы

 

1.      Экология. Влияние экологических факторов на организмы

2.      Сезонные изменения в природе

3.      Популяции

 

 

 

 

Составление таблицы «Экологические факторы»

 

 

Составление буклета

-

 

6

Биосфера — глобальная экосистема

 

1.      Биосфера. Биогеоценозы

2.      2. Антропогенное воздействие на биосферу

 

 

 

-

Круглый стол

7

Биологические открытия

1.Конференция с представлением презентаций

2. Участие в форумах на сайте http://narenda.ru.com/otveti-po-biologii-8-klass.html

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

Тема

Количество часов

Теоретические виды

Практические виды

1

Вводный урок

1

1

-

2

Человек и его здоровье

 

22

11

11

3

Эволюционная теория

 

4

2

2

4

Экосистемная организация живой природы

 

2

1

1

5

Влияние экологических факторов на организмы

 

3

1

2

6

Биосфера — глобальная экосистема

 

2

1

1

7

Биологические открытия

2

-

2

 

Итого

36

17

19

Прогнозируемые результаты

В процессе обучения учащиеся приобретают:

знания:

Ø  основных методов изучения природы;

Ø  основных приемов постановки экспериментов;

Ø  основных терминов, применяемых в биологии.

умения:

Ø  правильно поставить проблему и определить пути ее решения;

Ø  осторожно и внимательно оценить события, видеть эти события в связи с другими, а не изолированно;

Ø  предвидеть разные возможные варианты развертывания событий;

Ø  участвовать в дискуссии, пресс-конференции, в форумах ученических сообществ.

Литература для педагога:

 

1.Бинас А.В., Маш Р.Д. Биологический эксперимент в школе. Кн. Для учителя – М.: Просвещение, 1990.

2.Буковский М. Е. Учебно-исследовательские проекты как средство развития ноосферного мышления школьников //Исследовательская работа школьников. — 2004. - № 4— с. 37-38.

3. Буковсквй М. Е. Роль дополнительного образования в формировании ноосферного мышления школьников //Вопросы современной науки и практики.—2005,-№2-с. 181-185.

4. Вагин И. О., Рилская П. Н. Мастер-класс. Тренинги. — М.: АСТ:

Артель: Транзиткнига, 2005.

5. Дубровина Н. О., Буковский М. Е, Поляков Г. Ю. Эффективный учитель: Учебная программа. — Тамбов: ТОИПКРО, 2005.

6. Загорский В. В. Путь к школе. От педагога к учителю. - М: НП «Содействие химическому и экологическому образованию», 2001.

7. Загорский В. В. Воспитать учёного. — М., 2003.

8. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей /под ред. к.психол. н. А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006.

9. Карнеги Д. Как воспитывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. — М.: Прогресс, 1994.

10.Круленин А. Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

11 .Кузнецов И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004

12.Леонтович А. В. Разговор об исследовательской деятельности:

Публицистические статьи и заметки. — М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006.

13.Леонтович А. В., Калачихина О. д., Обухов А. С. Тренинг «Самостоятельные исследования школьников». — М., 2003.

1 4.Обучение для будущего (при поддержке Мiсгоsoft): Учебное пособие.- 4-е изд., испр. — М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.

15.Одаренные дети: концептуальные основы работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования. - М.: ЦРСДОД Минобразования России, 1998.

1 6.Ольшанская Н. А. Техника педагогического общения. — Волгоград:

Учитель, 2004.

 

 

Литература для детей:

 

1. Карнеги Д. Как воспитывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. — М.: Прогресс, 1994.

2. Кузнецов И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.

3. Леонтович А. В., Калачихина О. д., Обухов А. С. Тренинг «Самостоятельные исследования школьников». — М., 2003.

4. Обучение для будущего (при поддержке Мiсгоsoft): Учебное пособие.- 4-е изд., испр. — М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.

5.Титов Е. В. Как следует оформлять рукопись экологического проекта

//Город. — 2002. - №3 — с.20-2 1.

6.Титов Е. В. Исследовательский практикум. Подготовка учащихся к работе над экологическими проектами //Город. — 2002. - с.19-25

 

Образовательные сайты:

http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm

http://www.pskovedu.ru/?project_id=2705&pagenum=5636

http://sbio.info/

 

Сайты конкурсов, олимпиад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Должностная инструкция руководителя объединения

1.     Должностные обязанности

Организует и руководит деятельностью объединения.

Комплектует состав объединения и принимает меры по его сохранению на протяжении учебного периода.

Участвует в разработке ученых планов и программ.

Проводит учебные занятия с учётом интересов, способностей, допустимой нагрузки обучающихся.

Способствует развитию талантов, творческих способностей и профессиональных качеств у детей, подростков, обучающихся.

Организует участие в олимпиадах, выставках, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях.

В своей работе взаимодействует с психологом, другими работниками учреждения, родителями обучающихся, общественными организациями.

Содействует предупреждения правонарушителей среди несовершеннолетних. Проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками.

Участвует в организации летнего отдыха воспитанников, обучающихся, проведении массовых мероприятий.

Обеспечивает развитие, укрепление и сохранность учебно-материальной базы учреждения.

Систематически повышает своё профессиональное мастерство.

Обеспечивает выполнение правил и норм по охране труда и пожарной безопасности.

2.     Должен знать:

нормативные правовые акты и другие методические документы по вопросам образования, организации воспитательной работы с детьми и подростками, обучающимися, правам ребёнка;

программы и методику работы с педагогически запущенными воспитанниками;

основы педагогики, психологии, возрастной физиологии;

основы отраслей знаний;

основы трудового законодательства;

правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

3.     Квалификационные требования

Руководитель  объединения дополнительного образования и воспитания: высшее или среднее специальное образование без предъявления требований к стажу работы.

 

С инструкцией ознакомлена___________________________/Т.В. Попова /

01 февраля 2013 год

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн