Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Ржаксинская СОШ №2
им. Героя Советского Союза Г.А.Пономарева
Ржаксинского района Тамбовской области
Рассмотрено:
Методическим советом
протокол от 18.02.2013г. №
Дополнительная образовательная программа
«Эксперимент – начало пути в науку»
Для обучающихся 12 -16 лет
Срок реализации 2 года
Руководитель объединения:
Попова Т.В.
р.п.Ржакса, 2013 год
Пояснительная записка
Программа носит интеллектуально-познавательную направленность
Процесс обучения строится на основе экспериментальных методик и представляет собой систему опытов, направленных на интеллектуальное развитие личности.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Актуальность программы.
Исследовательская работа по биологии способствует саморазвитию личности ребенка, повышению качества знания, интереса к изучению предмета, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Это делает программу актуальной на сегодняшний день.
Новизна программы
Эксперименты, используемые на занятиях объединения, выходят за рамки школьной программы и имеют научную основу.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании непрерывной образовательной и воспитательной среды, обеспечивающей создание условий для интеллектуального и духовного развития, творческой самореализации личности ребенка, развитии мотивации личности к познанию через эксперимент, обеспечению эмоционального благополучия, укреплению психического и физического здоровья.
Цель и задачи обучения.
Цели:
1. формирование исследовательских и коммуникационных компетенций обучающихся в области биологии на основе экспериментальной деятельности.
2. овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
3. формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.
4. формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия.
Задачи:
Обучающие:
· усовершенствовать знания и умения обучающихся в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, обработка информации);
· сформировать практические умения и навыки;
· повысить теоретические знания в соответствии с программой;
· повысить интеллектуальный уровень обучающихся;
· обучить алгоритмам выполнения эксперимента;
· научить работать с приборами и объектами исследования.
Воспитательные:
· воспитать у школьников понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;
· привить навыки рефлексии;
· привить бережное отношение к природе;
· гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующих сохранению физического и нравственного здоровья человека.
Развивающие:
· развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся;
· развить умение аргументировать собственную точку зрения;
· усовершенствовать навыки познавательной самостоятельности обучающихся;
· развить коммуникативные навыки (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией)
· развить умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
· развить индивидуальные способности, интерес к предмету, охране окружающей среды.
· развить стремление к познанию нового в области биологической науки.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы.
Каждое занятие по программе включает в себя теоретическую часть, а также подготовительные работы для проведения экспериментов по разделам: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье» и «Введение в общую биологию».Опыты направлены на формирование навыков исследовательской деятельности, формирование биологического мировоззрения. С первой работы необходимо прививать ребенку понимание важности и нужности его мыслей, мнения, способностей. Для этого в ходе занятий по программе дети будут учиться излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения. Необходимым элементом является совместная подготовка к олимпиадам, проведению конференций и круглых столов, благодаря чему у детей развиваются коммуникативные и информационные компетенции.
Возраст детей – 12-16 лет.
Срок реализации
Программа объединения рассчитана на двухгодичное обучение.
Формы и режим занятий
Формы: беседы, лекции, практические занятия, конференции, семинары, дискуссии, тренинги, участие в форумах научных сообществ учащихся.
Режим: 1 час в неделю, 36 в год, 72 часа за два года обучения.
Формы проведения итогов:
-мастер-классы;
- круглые столы;
- олимпиады;
- творческие отчеты;
- пополнение портфолио.
Методическое обеспечение
1. Литература по методологии подготовки, написания и представления исследовательской работы.
2. Объекты и оборудование для постановки опытов.
Технические средства:компьютеры, фотоаппарат, видеокамера, микроскопы.
Содержание программы (1 год обучения)
№ п/п
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Вводная часть.
Ознакомление с программой. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, правила поведения на занятиях.
|
-
|
2
3
4
5
6
7
8
9
|
Биология как наука
1.Современная биология — комплекс наук о живой природе.
2.Методы изучения живых объектов в биологии
3.Вклад учёных в развитие биологии
Клеточная теория
1. 1.Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы
2. 2.Гены и хромосомы
3. 3. Вирусы
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий
1.Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий
2. Наследственность и изменчивость
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, выявление изменчивости организмов
1. Одноклеточные и многоклеточные организмы
2. Модификационная изменчивость
3. Приёмы выращивания и размножения растений и домашних животных, уход за ними
Система органического мира. Царство бактерий
1.Многообразие организмов
2.Царство бактерии. Разнообразие строения и жизнедеятельности
Царство грибы
1.Особенности грибов, их сходство с представителями других царств
2.Значение грибов в природе и жизни человека
3.Лишайники
Царство растения
1.Царство растения. Общие сведения
2.Споровые растения
3.Водоросли и их характерные особенности
4Разнообразие высших споровых растений
5.Семенные растения
6.Многообразие плодов
7.Признаки однодольных и двудольных растений
8.Значение растений в природе и жизни человека
Царство животных
1.Общая характеристика
2.Простейшие
3.Кишечнополостные
4.Черви
4. Моллюски
5. Членистоногие
6. Иглокожие
7. Хордовые. Надкласс рыбы
8. Хордовые. Земноводные и пресмыкающиеся
9. Класс Птицы
10. Класс Млекопитающие
|
Подготовительные работы для проведения опытов с растениями
-
Создание презентации об ученых-биологах
Опыты «Поступление растворенных веществ в клетку»
-
Просмотр видеофильма «Достижения микробиологии»
-
Тренировочные упражнения
-
-
Применение различных приемов размножения растений
-
Просмотр видео «Из жизни бактерий», тренировочные упражнения
Составление буклета «Осторожно – грибы!»
-
Составление информационного листа
-
опыты по теме «Корень»
-
Опыты по теме «Побег»
Опыты по теме «Вегетативное размножение растений»
-
-
Опыты по теме «Семя»
-
Опыты с простейшими
Опыт«Изучение реакций дождевого червя на действие различных раздражителей»
Опыт «Изучение способов передвижения большого прудовика»
-
-
-
Опыты по теме «Класс рыбы»
-
Опыты по теме «Класс птицы»
Семинар по теме «Млекопитающие»
|
Учебно - тематический план первого года обучения.
№
|
Темы
|
Количество часов
|
Теоретические виды
|
Практические
виды
|
1
|
Вводная часть
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Биология как наука
|
3
|
1
|
2
|
3
|
Клеточная теория
|
3
|
1
|
2
|
4
|
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий
|
2
|
1
|
1
|
5
|
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, выявление изменчивости организмов
|
3
|
2
|
1
|
6
|
Система органического мира. Царство бактерий
|
2
|
1
|
1
|
7
|
Царство грибы
|
3
|
1
|
2
|
8
|
Царство растения
|
8
|
4
|
4
|
9
|
Царство животных
|
11
|
5
|
6
|
|
Итого
|
36
|
17
|
19
|
Календарно-тематическое планирование ( первый год)
Разделы
|
Темы
|
Количество часов
|
Сроки
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
|
1.Вводная часть
|
1.Ознакомление с программой. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, правила поведения на занятиях.
|
1
|
1
|
-
|
|
2. Биология как наука
3.Клеточная теория
4. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий
5. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, выявление изменчивости организмов
6.Система органического мира. Царство бактерий
7.Царство грибы
8.Царство растения
|
1. Современная биология — комплекс наук о живой природе.
2.Методы изучения живых объектов в биологии
3.Вклад учёных в развитие биологии.
1.Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
2.Гены и хромосомы.
3. Вирусы.
1.Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий
2. Наследственность и изменчивость
1.Одноклеточные и многоклеточные организмы
2.Модификационная изменчивость
3.Приёмы выращивания и размножения растений и домашних животных, уход за ними
1.Многообразие организмов
2.Царство бактерии. Разнообразие строения и жизнедеятельности
1.Особенности грибов, их сходство с представителями других царств
2.Значение грибов в природе и жизни человека
3.Лишайники
1.Царство растения. Общие сведения
2.Споровые растения
3.Водоросли и их характерные особенности
4.Разнообразие высших споровых растений
5.Семенные растения
6.Многообразие плодов
7.Признаки однодольных и двудольных растений
8.Значение растений в природе и жизни человека
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
1
-
-
1
-
1
-
1
1
-
1
-
-
1
-
1
-
1
-
-
1
1
1
-
|
1
-
1
1
-
1
-
1
-
-
1
-
1
1
-
1
-
1
-
1
1
-
-
1
|
|
9.Царство животных
|
1.Общая характеристика
|
1
|
1
|
-
|
|
2.Простейшие
|
1
|
-
|
1
|
|
3.Кишечнополостные
|
1
|
-
|
1
|
|
4.Черви
|
1
|
-
|
1
|
|
5.Моллюски
|
1
|
1
|
-
|
|
6.Иглокожие
|
1
|
1
|
-
|
|
7.Хордовые. Надкласс рыбы
|
1
|
-
|
1
|
|
8.Хордовые. Земноводные и пресмыкающиеся
|
1
|
1
|
-
|
|
|
9.Класс Птицы
|
1
|
-
|
1
|
|
|
10.Класс Млекопитающие
.
|
1
|
-
|
1
|
|
Итого:
|
36
|
17
|
19
|
|
Содержание программы (2 год обучения)
№ п/п
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Вводный урок
|
|
2
|
Человек и его здоровье
1. Место человека в системе органического мира
2. Сходства и различия человекообразных обезьян и человека
3. Организм – единое целое
4. Функции систем органов на организменном уровне
5. Признаки пола человека
6. Питание. Пищеварительная система
7. Дыхательная система
8. Регуляция дыхания
9. Внутренняя среда организма человека: межклеточная жидкость, лимфа, кровь
10. Кровообращение. Органы кровообращения
11. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека
12. Органы участвующие в обмене веществ. Кожа. Мочевыделительная система
13. Опорно-двигательная система
14. Нервная система и её строение
15. Железы внутренней и внешней секреции. Эндокринная система
16. Органы чувств и их роль в жизни человека
17. Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Сон
18. Санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни
19. Гигиена дыхания
20. Гигиена питания и пищеварения
21. Гигиена мочевыделительной системы
22. Приёмы оказания первой доврачебной помощи
|
-
Составление сравнительной таблицы
-
Опыт «Выяснение роли кожных складок, лежащих в области суставов»
-
Опыт «Изучение условий действия ферментов слюны»
Опыт «Влияние носовой полости на звукообразование»
-
Опыт «Определение группы крови»
-
Опыты по теме «Кожа»
Опыты по теме «Опорно-двигательная система»
Опыты по теме «Нервная система»
-
-
Составление сонника, семинар «Современная трактовка сна»
-
-
Составление меню для подростка на неделю
-
Тренировочные упражнения
|
3
|
Эволюционная теория
1. Эволюционное учение
2. Вид. Критерий вида. Популяция
3. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор
4. Направления эволюционного процесса
|
-
-
Семинар
|
4
|
Экосистемная организация живой природы
1. Экосистема (биогеоценоз)
2. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания
|
-
Составление пищевых цепей
|
5
|
Влияние экологических факторов на организмы
1. Экология. Влияние экологических факторов на организмы
2. Сезонные изменения в природе
3. Популяции
|
Составление таблицы «Экологические факторы»
Составление буклета
-
|
6
|
Биосфера — глобальная экосистема
1. Биосфера. Биогеоценозы
2. 2. Антропогенное воздействие на биосферу
|
-
Круглый стол
|
7
|
Биологические открытия
|
1.Конференция с представлением презентаций
2. Участие в форумах на сайте http://narenda.ru.com/otveti-po-biologii-8-klass.html
|
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№
|
Тема
|
Количество часов
|
Теоретические виды
|
Практические виды
|
1
|
Вводный урок
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Человек и его здоровье
|
22
|
11
|
11
|
3
|
Эволюционная теория
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Экосистемная организация живой природы
|
2
|
1
|
1
|
5
|
Влияние экологических факторов на организмы
|
3
|
1
|
2
|
6
|
Биосфера — глобальная экосистема
|
2
|
1
|
1
|
7
|
Биологические открытия
|
2
|
-
|
2
|
|
Итого
|
36
|
17
|
19
|
Прогнозируемые результаты
В процессе обучения учащиеся приобретают:
знания:
Ø основных методов изучения природы;
Ø основных приемов постановки экспериментов;
Ø основных терминов, применяемых в биологии.
умения:
Ø правильно поставить проблему и определить пути ее решения;
Ø осторожно и внимательно оценить события, видеть эти события в связи с другими, а не изолированно;
Ø предвидеть разные возможные варианты развертывания событий;
Ø участвовать в дискуссии, пресс-конференции, в форумах ученических сообществ.
Литература для педагога:
1.Бинас А.В., Маш Р.Д. Биологический эксперимент в школе. Кн. Для учителя – М.: Просвещение, 1990.
2.Буковский М. Е. Учебно-исследовательские проекты как средство развития ноосферного мышления школьников //Исследовательская работа школьников. — 2004. - № 4— с. 37-38.
3. Буковсквй М. Е. Роль дополнительного образования в формировании ноосферного мышления школьников //Вопросы современной науки и практики.—2005,-№2-с. 181-185.
4. Вагин И. О., Рилская П. Н. Мастер-класс. Тренинги. — М.: АСТ:
Артель: Транзиткнига, 2005.
5. Дубровина Н. О., Буковский М. Е, Поляков Г. Ю. Эффективный учитель: Учебная программа. — Тамбов: ТОИПКРО, 2005.
6. Загорский В. В. Путь к школе. От педагога к учителю. - М: НП «Содействие химическому и экологическому образованию», 2001.
7. Загорский В. В. Воспитать учёного. — М., 2003.
8. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей /под ред. к.психол. н. А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006.
9. Карнеги Д. Как воспитывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. — М.: Прогресс, 1994.
10.Круленин А. Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
11 .Кузнецов И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004
12.Леонтович А. В. Разговор об исследовательской деятельности:
Публицистические статьи и заметки. — М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006.
13.Леонтович А. В., Калачихина О. д., Обухов А. С. Тренинг «Самостоятельные исследования школьников». — М., 2003.
1 4.Обучение для будущего (при поддержке Мiсгоsoft): Учебное пособие.- 4-е изд., испр. — М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.
15.Одаренные дети: концептуальные основы работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования. - М.: ЦРСДОД Минобразования России, 1998.
1 6.Ольшанская Н. А. Техника педагогического общения. — Волгоград:
Учитель, 2004.
Литература для детей:
1. Карнеги Д. Как воспитывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. — М.: Прогресс, 1994.
2. Кузнецов И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
3. Леонтович А. В., Калачихина О. д., Обухов А. С. Тренинг «Самостоятельные исследования школьников». — М., 2003.
4. Обучение для будущего (при поддержке Мiсгоsoft): Учебное пособие.- 4-е изд., испр. — М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.
5.Титов Е. В. Как следует оформлять рукопись экологического проекта
//Город. — 2002. - №3 — с.20-2 1.
6.Титов Е. В. Исследовательский практикум. Подготовка учащихся к работе над экологическими проектами //Город. — 2002. - с.19-25
Образовательные сайты:
http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm
http://www.pskovedu.ru/?project_id=2705&pagenum=5636
http://sbio.info/
Сайты конкурсов, олимпиад
Должностная инструкция руководителя объединения
1. Должностные обязанности
Организует и руководит деятельностью объединения.
Комплектует состав объединения и принимает меры по его сохранению на протяжении учебного периода.
Участвует в разработке ученых планов и программ.
Проводит учебные занятия с учётом интересов, способностей, допустимой нагрузки обучающихся.
Способствует развитию талантов, творческих способностей и профессиональных качеств у детей, подростков, обучающихся.
Организует участие в олимпиадах, выставках, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях.
В своей работе взаимодействует с психологом, другими работниками учреждения, родителями обучающихся, общественными организациями.
Содействует предупреждения правонарушителей среди несовершеннолетних. Проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками.
Участвует в организации летнего отдыха воспитанников, обучающихся, проведении массовых мероприятий.
Обеспечивает развитие, укрепление и сохранность учебно-материальной базы учреждения.
Систематически повышает своё профессиональное мастерство.
Обеспечивает выполнение правил и норм по охране труда и пожарной безопасности.
2. Должен знать:
нормативные правовые акты и другие методические документы по вопросам образования, организации воспитательной работы с детьми и подростками, обучающимися, правам ребёнка;
программы и методику работы с педагогически запущенными воспитанниками;
основы педагогики, психологии, возрастной физиологии;
основы отраслей знаний;
основы трудового законодательства;
правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
3. Квалификационные требования
Руководитель объединения дополнительного образования и воспитания: высшее или среднее специальное образование без предъявления требований к стажу работы.
С инструкцией ознакомлена___________________________/Т.В. Попова /
01 февраля 2013 год
|