Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Характерные особенности растений семейства Паслёновые

Фото пользователя Елена Тимофеевна Перова
Submitted by Елена Тимофеевна Перова on Tue, 07/05/2013 - 19:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Перова Елена Тимофеевна
Место работы, должность: 
Больше-Ломовисский филиал МБОУ Пичаевской СОШ
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Расширение знаний о многообразии покрытосеменных класса Двудольные на примере Пасленовых.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. - М.: Издательский дом «Дрофа», 2005 год

2. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Многообразие живой природы. Растения. - М.: Дрофа, 2008 год

3. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники», ТрайтакД.И., Трайтак Н.Д.: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 3-е издание, испр. и перераб.- М.: Мнемозина, 2009.

Используемая методическая литература: 

1. Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы.- Волгоград. 2002 год

2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. - М.: «ВАКО», 2005 год

Используемое оборудование: 

Проектор, компьютер,  интерактивная доска, презентация, таблица «Паслен черный», модель цветка картофеля, муляжи баклажана, томатов, гербарии.

Используемые ЦОР: 

Презентация, ребус в интернете, пазлы в интернете.

Краткое описание: 
Слайдовая презентация используется для сопровождения всего урока. Демонстрация цветков, плодов растений семейства Паслёновые. Дополнительно используются материалы из сети Интернет: авторские пазлы и ребус.

Тема: «Характерные особенности растений семейства Паслёновые».

 

Цель:Расширение знаний о многообразии покрытосеменных класса Двудольные на примере Пасленовых.

Задачи:

-научить по совокупности признаков определять к какому классу, семейству относится данное растение;

-познакомить с многообразием дикорастущих и культурных форм паслёновых;

- учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы.

Используемое оборудование: проектор, компьютер,  интерактивная доска, презентация, таблица «Паслен черный», модель цветка картофеля, муляжи баклажана, томатов, гербарии.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Проверка качества усвоения ранее изученного.

Несколько учеников выполняют индивидуальные задания разной степени сложности.

Задание № 1. Из ряда понятий убрать лишнее.

1.Я  яблоня, слива, вишня, сосна (сосна)

2.Яблоко, костянка, боб, много костянок (боб)

3.Венчик, чашелистик, тычинка, корень (корень)

4.Лепестков -5, тычинок – много, чашелистиков -5, пестиков – 4(пестиков -4)

5.Земляника, подорожник, клевер, картофель (подорожник)

Задание №2.

На классной доске написать формулу цветка вишни.

 (Формула цветка – Ч5 Л5 ТП1)

Задание №3. Отметить правильный вариант ответа.

1)Основной признак покрытосеменных растений - наличие:

А)  стебля и листьев

Б) цветков и плодов

В) семян

2) У двудольных:

А) в зародыше семени одна семядоля

Б) сетчатое жилкование листьев

В) мочковатая корневая система

3) К розоцветным относят:

А) шиповник и белену

Б) боярышник и айву

В) розы и капусту

4.В цветке груши тычинок:

А) пять

Б) много

В) восемь

5.Листья шиповника:

А) Тройчатые

Б) перистые

В) пальчатые.

В это время классу предлагается отгадать загадки.

1.      Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

(Картофель)

2.В огороде вырастаю, а когда я созреваю,

Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.

(Помидоры).

К какому семейству относятся растения, о которых шла речь в загадках?

Ответ: Пасленовые

- А к какому классу относятся эти растения? (Двудольные).

- По каким признакам шиповник, картофель, капусту  отнесем к одному классу?

(Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в зародыше семени, цветки четырехчленного или  пятичленного типа).

- А по каким признакам мы объединяем растения в семейство? ( По строению цветка и плода).

Так какое семейство растений мы сегодня изучим?

Давайте определим задачи на урок.  

Выслушивается мнение учеников и учитель подводит итог.

Сегодня мы завершаем изучение семейств растений, относящихся к классу Двудольные, знакомством с семейством Пасленовые. В ходе урока мы должны научиться выявлять общие признаки растений этого семейства,  познакомиться с многообразием и значением растений этих семейств.

III. Изучение нового материала

На предыдущем уроке вы получили задание подготовить сообщения о растениях, относящихся к Паслёновым. Сейчас мы заслушаем  докладчиков.

Особенности строения растений семейства Пасленовые.

А сейчас возьмите гербарий, пользуясь определителем, определите предложенное вам растение.

 Заполните схему:

Царство

Отдел

Класс

Семейство

Род

Вид

Каждый ученик самостоятельно определяет предложенное растение. Проверяется правильность выполнения задания.

Динамическая пауза

Внимательно рассмотрите модель цветка и назовите общие признаки семейства. Каково строение цветков и плодов у растений, которые объединяются в семейство Пасленовые?

Цветки одиночные или собраны в соцветия?

Определите тип соцветия.

Признаки

Семейство Паслёновые

Строение цветка

* Ч (5) Л (5) Т 5 П 1

Соцветие

Завиток

Плод

Ягода или коробочка

Заслушиваются сообщения учащихся:  «Паслен черный - характерный представитель семейства Пасленовые», «Картофель, томаты, баклажаны – продовольственные культуры семейства Пасленовые», «Табак и другие опасные растения семейства Пасленовые».

 Все ученики, по ходу выступлений, заполняют у себя в тетрадях предложенную таблицу.

Разнообразие растений семейства Пасленовые

Пищевые

Декоративные

Лекарственные

Томат

Петуния гибридная

Дурман обыкновенный

Картофель

Табак душистый

Белладонна-красавка

Перец

 

 

Баклажан

 

 

Вы выслушали сообщения ваших одноклассников, заполнили таблицу, а сейчас ответьте на вопрос:

- Как вы думаете, что стало причиной крестьянских «картофельных бунтов»?

- Почему не рекомендуется использовать в пищу позеленевшие клубни картофеля?

- Важны ли для вас полученные знания? Почему?

VI. Закрепление.

Ответьте на вопросы:

1. Каковы отличительные признаки семейства Паслёновые?

2.По каким признакам эти семейства относят к классу Двудольные?

3.Как применяет человек растения данного семейства?

 

Подведение итогов урока

 

Оценка работы учеников на уроке

 

Домашнее задание:

 

Растение семейства весьма распространённое и используемое человеком - это табак.

Найдите информацию об этом растении, изучите ее и ответьте на вопрос

   Почему борьба с курением табака особенно усилилась в последние годы?

Почему категорически запрещено курить в школах и других учебных заведениях, в лечебно - профилактических учреждениях, столовых, ресторанах, транспорте и других общественных местах?

Приложения:

1.      http://LearningApps.org/display?v=akj3kteaРебус

2.      http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=23eb9490c253пазлы физалис

3.      http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=13c8bc195e37пазлы паслён

4.      http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=044f459c107cпазлы баклажан

5.      Раздаточный материал для каждого ученика.

Общие сведения о Паслёновых

В семействе более 2500 видов. Семейство включает пищевые растения (картофель, помидоры, баклажаны), декоративные (петуния гибридная, душистый табак), лекарственные (белена черная, дурман обыкновенный).

Несмотря на большое внешнее разнообразие, все пасленовые обладают общими отличительными признаками. Цветки этих растений имеют чашечку из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок и 1 пестик. Плоды у пасленовых либо ягоды (паслен черный, помидоры, картофель), либо коробочки (табак, петуния гибридная, белена черная).

1.Паслен черный – небольшое травянистое  однолетнее растение с белыми звездчатыми цветками, собранными в небольшие кисти, примерно, по пять цветков в каждой. Листья овально-удлиненные.

Паслён чаще всего называют поздникой, потому что только в конце лета у него созревают чёрные ягоды.  Черные, спелые ягоды съедобны, а зеленые плоды, листья, стебли – ядовиты.С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный и паслён сладко – горький очень опасные растения. Они содержат вещество – соланин, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного.

Овощные растения.

Картофель– важнейшая овощная культура, ее называют «вторым хлебом». Цветет в середине лета, образуя соцветия с белыми, фиолетовыми, розовыми цветками.  Зеленовато-белые ягоды – ядовиты.

В пищу используют клубни картофеля – видоизмененные подземные побеги.                                                                      Позеленевшими клубнями картофеля можно отравиться. Они ядовиты - содержат алкалоид – соланин.

В Европу картофель привезли испанцы после открытия Х.Колумбом Америки. Вначале картофель выращивали как декоративное растение: придворные кавалерыукрашали свои камзолы цветками картофеля, а дамы – причёски. Когда же картофель перестал быть редкостью, его стали выращивать как овощную культуру.

Появление первого картофеля в России в 17 веке связано с именем Петра 1. Он прислал из Голландии своему приближённому Шереметьеву всего 1 мешок картофеля и приказал разослать губернаторам.

Внедрение картофеля не проходило гладко. Крестьяне вначале употребляли в пищу не клубни, а ядовитые ягоды. Это вызывало отравления. Поэтому картофель стали называть «чёртовым яблоком». Позднее это название заменили на «земляное яблоко», а потом из Европы пришло слово «картофель». Это растение является теперь в нашей стране ведущей овощной культурой, и его называют «вторым хлебом».

Помидоры.Томатами эти плоды называли американские индейцы. Когда же они попали в Европу, в Италии их стали называть «золотыми плодами», что по звучанию очень напоминает слово «помидор». Отсюда и второе название этого растения. В России же вначале томаты называли «золотыми яблоками». Желтые самоопыляющиеся цветки помидора имеют пятизубчатую чашечку, венчик из 5 или более лепестков и 5 или более тычинок. Плоды – ягоды (помидоры), как у паслена, но крупнее, ярко-красные, иногда желтые или белые.

К семейству пасленовых относятся ядовитые растения. Белена черная, дурман обыкновенный, красавка-белладонна, табак курительный.

Чаще всего встречается белена черная. Лепестки ее цветков грязно-белые, покрыты сетью фиолетовых жилок.Клейко-пушистый стебель обладает неприятным запахом. Ядовито все растение. При отравлении: головная боль, учащенное сердцебиение, расширяются зрачки, затрудненное дыхание, сильное нервное возбуждение, сухость во рту. «О человеке, ведущем себя не сдержанно, буйно, говорят, что он взбеленился. Выражение это имеет прямое отношение к белене чёрной, растущей на пустырях. Это одно из самых ядовитых растений. Авиценна более тысячи лет назад писал: «Белена - яд, который причиняет умопомешательство, лишает памяти и вызывает удушье и бесноватость». Человек, попробовавший это растение, действительно становится похожим на сумасшедшего - совершает несуразные поступки, говорит страшные вещи, ему что-то мерещится (отсюда появилось выражение "белены объелся"). Особенно опасны плоды растения ­коробочки с мелкими семенами, которые по внешнему виду практически не отличаются от семян мака.  

 

Ядовитые пасленовые не следует брать в руки.

Не менее распространенное выражение «одурманить» связано с другим растением - дурманом. Дурман обыкновенный, как и белена, - сорняк. Когда-­то благодаря красивым цветкам его выращивали в Европе на клумбах как декоративное растение. Цветки дурмана длиннотрубчатые с характерным запахом,  опыляются преимущественно длиннохоботковыми ночными бабочками, которые отовсюду летят на запах дурмана, пренебрегая другими растениями. Плоды-коробочки покрыты шипами. Ядовито все растение, но наиболее часты отравления семенами. Ядовитые вещества, содержащиеся в дурмане, оправдывают его название. Они обладают действительно дурманящими свойствами: вызывают головокружение, галлюцинации, т.е. действуют на центральную нервную систему человека.

На Северном Кавказе и в Южной Европе растет - белладонна, или красавка. С этим растением связано много преданий. Считается, что латинское название рода Atropa (атропа) заимствовано из древнегреческого мифа. Он повествует о том, как три богини, обитающие в подземном мире, распоряжаются судьбами людей. Одна из них - неотразимая Атропа может в любой момент без сожале­ния перерезать нить человеческой жизни. Действительно, подобно грозной богине смерти, растение может оборвать человеческую жизнь, для чего достаточно съесть несколько его сочных, напоминающих вишню ягод. Название растения – «bеllа donna» означает по-итальянски «красивая женщина». Женщины Древнего Рима, а позднее Италии и Испании использовали сок белладонны для закапывания в глаза, при этом зрачок сильно расширялся, и глаза приобретали таинственный блеск. А если соком ягод натирали щеки, то на них появлялся румянец. Отсюда и слава растения, придающего красоту женщине, а также русское название «красавка». Сейчас атропин (вещество, содержащееся в соке белладонны) - незаменимое средство для расширения зрачков. Эту процедуру используют при лечении некоторых глазных болезней. Но передозировка атропина может привести не только к зна­чительным расстройствам зрения, но и к общему отравлению. В народе белладонна известна под именами «сонная одурь» и «бешеная вишня», указывающими на симптомы вызываемого ею отравления (наблюдается расстройство психики с галлюцинациями, учащается сердцебиение, возможна потеря сознания). В истории описан случай, когда шотландцы, отравив соком красавки бочки с пивом, оставили их ворвавшимся в страну датчанам. Решив отпраздновать победу, датчане выпили трофейный напиток и впали в оцепенение. Возвратившиеся шотландцы без труда расправились с захватчиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Сжатая ZIP-папка.zip 3 MB

»  Размещено в сообществах:   

Лучший методист

Фото пользователя Светлана Юрьевна Савинкина
Светлана Юрьевна Савинкина
Камчатская область

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн