Submitted by Ольга Николаевна Чижикова on Tue, 07/05/2013 - 11:55
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
· нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
· соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
· личностная ориентация содержания образования;
· деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
· усиление воспитывающего потенциала;
· формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
· обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Рабочая программа включаетследующиеструктурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.
В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей
Концептуальной основойраздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
· формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
· приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
· подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
· овладение умениямиприменять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
· воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
· иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты изученияучебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний,повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихсязакрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2006.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объеты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
В рабочей программе предусмотренасистема форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать:на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлятьизменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравниватьбиологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определятьпринадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации:находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);
- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;
-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использованиеучебника:
В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008
тетради с печатной основой:
В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2006.
а такжеметодических пособий для учителя:
1) В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008
2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Учебно – тематический план
№
Название темы
Количество часов
Всего
Л/р
1
Общие сведения о мире животных
8
3
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные
4
4
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.
В соответствии с п. 8 (приложение) в 7 классе реализуются две содержательные линии:
Система органического мира: Объём – 9 часов
Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность.
Царство животных. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира.
Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.
Многообразие и эволюция живой природы: объём – 47 часов + 12 часов из резерва
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Сельскохозяйственные животные.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки
Федеральный компонент ГОСа
Предметно-информационная составляющая КО НРК
Деятельностно-коммуникативная составляющая КО НРК
Знать/ понимать
· Признаки клеток и организмов животных; животных своего региона.
· Сущность обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, раздражимости животных.
иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека;
уметь соблюдать нормы и правила поведения в экстремальных ситуациях и прогнозировать последствия их нарушения;
Уметь
· Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных животных в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи животных и окружающей среды; родство человека и млекопитающих.
· Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения животного мира родного края;
владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
участвовать в экологических акциях двора, школы, микрорайона;
знать животный мир Мурманской области, особенности его изменения под воздействием промышленного и сельскохозяйственного развития Мурманской области;
знать основные источники получения информации о животном мире России и Мурманской области;
знать основные методы осуществления природоохранительной деятельности, применяемые в мире, стране, регионе, конкретной местности.
ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении;
Требования к уровню подготовки
Федеральный компонент ГОСа (продолжение)
·Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных; на живых объектах и таблицах – животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных.
·Выявлять изменчивость и приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
·Сравнивать клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп и делать выводы на основе сравнения.
·Определять принадлежность животных к определенным систематическим группам.
·Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствие деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на животных и экосистемы.
·Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп животных; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использование информационных технологий).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых различными животными.
· Оказания первой помощи при укусах животных.
· Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
· Размножения домашних животных, ухода за ними.
Ценностно-ориентационная составляющая качества образования НРК
1. уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности на этапе активного становления индивидуальности;
2. понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
3. принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;
4. ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
5. осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;
6. любовь к малой Родине, месту жительства, переживание ответственности за происходящее в социально- территориальном пространстве процессы;
7. готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания;
8. понимание противоречивости развития современного мира и готовность активно саморазвиваться на основе постоянно возрастающих требований.
По темам:
Тема 1. "Общие сведения о животных"
Зоология - наука о животных. Краткая история развития зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных. Строение тела животных: клетка, ткани, органы и системы органов.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
· сходства и различия животных и растений
· систематические категории животных
· среды жизни и места обитания животных
· строение животной клетки
· ткани животных
· органы и системы органов в организме животных
на повышенном уровне:
· краткую историю развития зоологии
· клетка - единица строения и жизнедеятельности
· функции тканей животных
· функции систем органов
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
· давать определения
· перечислять черты сходства и различия у растений и животных
· распознавать на рисунках части клетки и виды тканей
· узнавать на таблицах органы и системы органов
на повышенном уровне:
· делать выводы (о чем говорит сходство растений и животных, а о чем – различие)
· доказывать, что особенности строения ткани обеспечивают выполнение ими соответствующих функций
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
· зоология (стр.4)
· среда обитания (стр.11)
· хищничество (стр.13)
· паразитизм (стр. 13)
· симбиоз (стр.15)
· биоценоз (стр.15)
· биогеоценоз (стр.17)
· систематика (стр.17)
· классификация (стр.17)
· вид (стр.17)
· заповедник (стр.21)
· Красная книга (стр.21)
· мембрана (стр.26)
· цитоплазма (стр.27)
· ядро (стр.26)
· ткань (стр.29)
· ткани:
- эпителиальная (стр.29)
- соединительная (стр.29)
- мышечная (стр.29)
- нервная (стр.30)
· орган (стр.30)
· система органов (стр.30)
на повышенном уровне:
· морфология (стр.4)
· анатомия (стр.4)
· цитология (стр.4)
· физиология (стр.4)
· палеонтология
· генетика (стр.5)
· зоогеография (стр.5)
· этология (стр.5)
· нектон (стр.12)
· продуценты (стр.16)
· консументы (стр.16)
· редуценты (стр.16)
· популяция (стр.18)
· ареал (стр.18)
· хромосомы (стр.26)
· нейрон (стр.32)
· центральная нервная система (стр.32)
· периферическая нервная система (стр.32)
Тема 2. "Простейшие"
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение саркодовых, жгутиконосцев и инфузорий.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
· основные черты одноклеточных
· строение и жизнедеятельность амебы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории туфельки
· значение их в природе и жизни человека
на повышенном уровне:
· других представителей одноклеточных организмов
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
· давать характеристику простейших
· узнавать на рисунках и таблицах основных представителей
· рассматривать простейших под микроскопом и делать рисунки
на повышенном уровне:
· сравнивать строение простейших организмов
· делать выводы
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
· одноклеточные организмы (стр.35)
· колониальные организмы (стр.35)
· ложноножки (стр.36)
· сократительная вакуоль (стр.37)
· циста (стр.38)
· раздражимость (стр.39)
на повышенном уровне:
· пелликула (стр.41)
· базальное тельце (стр.41)
· автотрофное и гетеротрофное питание (стр.41)
· трихоцисты (стр.46)
· конъюгация (стр.44)
· обмен веществ
Тема 3. "Тип Кишечнополостные"
Пресноводные и морские кишечнополостные: особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
· признаки многоклеточных организмов
· общую характеристику типа
· среду обитания и внешнее строение гидры
· строение и значение всех клеток ее тела
· размножение гидры
· регенерацию и ее значение для организма
· рефлекс
на повышенном уровне:
· взаимосвязь строения с функциями
· этапы рефлекса
· многообразие и значение морских кишечнополостных
· причины упрощения организации у паразитических червей
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
· называть признаки типов и классов
· называть органы и системы органов
· узнавать на рисунках представителей разных типов и классов
· наблюдать за объектами, сравнивать их
на повышенном уровне
· показывать усложнение плоских, круглых и кольчатых червей в процессе эволюции
· раскрывать взаимосвязь строения с вы-полняемыми функциями
· делать выводы, сравнивать, обобщать
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
· двусторонняя симметрия (стр.68)
· мезодерма (стр.68)
· паренхима (стр.68)
· семенники (стр.72)
· яичники (стр.72)
· промежуточный хозяин (стр.76)
· незамкнутая и замкнутая кровеносная система (стр.85)
· планктон (стр.85)
на повышенном уровне
· кожно-мускульный мешок (стр.69)
· дегенерация
· эндопаразиты (стр.73)
· кутикула (стр.74)
· целом (стр.84)
· гидроскелет (стр.85)
· пальпы (стр.85)
· параподии (стр.86)
· муфта (стр.81)
· гирудин (стр.92)
Тема 5. "Моллюски"
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
· признаки типа
· внешнее и внутреннее строение прудовика и беззубки
· черты приспособленности моллюсков к среде обитания
· многообразие моллюсков
· их роль в природе и жизни человека
на повышенном уровне
· признаки классов
· соответствие строения выполняемым функциям
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
· называть признаки типа, процессы жизнедеятельности, черты приспособленности к среде обитания
· узнавать представителей типа на рисунках
· работать с натуральными объектами
на повышенном уровне:
· показывать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями
· доказывать, что моллюски – высокоорганизованные беспозвоночные
· сравнивать представителей разных классов
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
· раковина (стр.95)
· мантия (стр.95)
· мантийная полость (стр.95)
· перламутр (стр.96)
· незамкнутая кровеносная система (стр.97)
· устье и вершина раковины (стр.100)
· артерии (стр.101)
· вены (стр.101)
· капилляры (стр.101)
на повышенном уровне:
· ассимметричность (стр.96)
· радула (стр.97)
· ганглии (стр.97)
· биссус (стр.104)
· вводной и выводной сифоны (стр.104)
· половой диморфизм (стр.112)
· сперматофоры (стр.112)
Тема 6. "Тип Членистоногие"
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение ракообразных, паукообразных и насекомых.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
· признаки типа, классов
· внешнее и внутреннее строение речного рака, паука-крестовика, насекомого
· черты приспособленности организмов к среде обитания
· стадии развития насекомых
· многообразие членистоногих, их роль в природе и жизни человека
· охраняемых насекомых Мурманской об-ласти
на повышенном уровне
· признаки важнейших отрядов
· соответствие строения выполняемым функциям
· основы поведения насекомых
· черты сходства и различия стадий развития насекомых
· шелководство
· пчеловодство
· охраняемых насекомых России
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
· называть признаки типа, классов
· распознавать на рисунках, таблицах, в коллекциях представителей разных групп
· находить их отделы тела
· зарисовывать внешнее строение насекомых
на повышенном уровне:
· сравнивать представителей разных классов и отрядов
· доказывать, что членистоногие – высокоорганизованные беспозвоночные
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
· наружный скелет (стр.115)
· хитин (стр.115)
· общественные насекомые (стр.135)
· полное превращение (стр.132)
· неполное превращение (стр.131)
на повышенном уровне:
· фасетки (стр.116)
· смешанная полость тела (стр.117)
· гемолимфа (стр.117)
· хелицеры (стр.121)
· перга (стр.138)
· грена (стр.139)
Тема 7. "Тип Хордовые"
а)Ланцетник - низшее хордовое. Рыбы: внешнее и внутреннее строение, особенности размножения, основные систематические группы, промысловые рыбы: рациональное использование и охрана.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
· признаки рыб
· внешнее и внутреннее строение рыб
· многообразие и значение рыб
· охраняемые виды рыб Мурманской области
на повышенном уровне:
· признаки отрядов
· особенности строения в связи со средой обитания
· взаимосвязь строения с функциями
· обмен веществ
· поведение рыб
· охраняемые виды рыб в России
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
· называть признаки типа, класса
· находить отделы тела и органы рыб
· распознавать на рисунках представителей разных отрядов
· зарисовывать внешнее строение рыбы
на повышенном уровне:
· называть признаки отрядов
· показывать взаимосвязь строения и функции
· обосновывать необходимость охраны рыб
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
· боковая линия (стр.156)
· плавники (стр.155)
· плавательный пузырь (стр.158)
· головной мозг (стр.160)
· спинной мозг (стр.160)
· артериальная кровь (стр.160)
· венозная кровь (стр.160)
· нерест (стр.164)
· проходные рыбы (стр.168)
на повышенном уровне:
· отделы головного мозга (стр.160):
- передний
- средний
- промежуточный
- мозжечок
- продолговатый
· миграции (стр.164)
· акклиматизация (стр.172)
б)Земноводные: места обитания и внешнее строение, внутреннее строение, годовой цикл жизни земноводных, их происхождение, многообразие и значение.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
· признаки класса
· внешнее и внутреннее строение земноводных
· их размножение и развитие
· отряды Хвостатых и Бесхвостых
· происхождение земноводных
· охраняемые виды в Мурманской области
на повышенном уровне:
· внешнее строение в связи со средой обитания
· особенности внутреннего строения в сравнении с рыбами
· отряд Безногие
· охраняемые виды в России
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
· называть признаки класса
· находить у земноводных отделы тела
· распознавать на рисунках представителей разных отрядов
на повышенном уровне:
· называть признаки отрядов
· сравнивать представителей разных отрядов
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
· среднее ухо (стр.176)
· смешанная кровь (стр.176)
· пояса конечностей (стр.179)
· поджелудочная железа (стр.180)
· малый и большой круги кровообращения (стр.181)
· латимерия (стр.185)
на повышенном уровне:
· анабиоз (стр.183)
· рипидистии (стр.185)
· ихтиостегиды (стр.186)
в)Пресмыкающиеся: особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие и значение. Вымершие пресмыкающиеся.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
· признаки класса
· внешнее и внутреннее строение
· многообразие пресмыкающихся
· древние пресмыкающиеся
· охраняемые пресмыкающиеся в Мурманской области
на повышенном уровне:
· черты сходства и различия с земноводными
· особенности внешнего и внутреннего строения в связи с переходом к наземному образу жизни
· происхождение пресмыкающихся
· охраняемые виды России
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
· называть признаки класса
· распознавать представителей разных классов на рисунках
на повышенном уровне:
· доказывать происхождение пресмыкающихся от древних земноводных
· находить черты сходства и отличия земноводных и пресмыкающихся, объяснять, чем это обусловлено
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
· прямое развитие (стр.197)
· внутреннее оплодотворение (стр.196)
· линька (стр.193)
на повышенном уровне:
· третье веко (стр.193)
· мыщелок (стр.193)
· термолокаторы (стр.195)
г)Птицы: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц, многообразие и значение птиц, их охрана.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
· признаки класса
· внешнее и внутреннее строение
· размножение птиц
· строение яйца
· забота о потомстве
· поведение птиц
· происхождение птиц
· приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе: гнездования, кочевки, перелеты
· экологические группы птиц
· роль птиц в природе и жизни человека
· птицеводство
на повышенном уровне:
· черты сходства и отличия с пресмыкающимися
· особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания
· рефлексы: условные и безусловные
· причины перелетов и способы их изучения
· доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся
· приспособленность представителей разных отрядов к среде обитания
· породы домашних птиц
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
· называть признаки класса
· распознавать представителей разных экологических групп
· распознавать отделы тела птиц, части перьев, отделы скелета
· зарисовывать строение пера
· применять знания для охраны птиц
на повышенном уровне:
· находить особенности во внешнем и внутреннем строении, связанные с полетом
· доказывать происхождение птиц от древних пресмыкающихся
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
· цевка (стр.211)
· птенцы гнездовые и выводковые (стр.222)
· перелетные, кочующие и оседлые птицы (стр.228)
· токование (стр.233)
· теплокровность (стр.219)
на повышенном уровне:
· абрис (стр.209)
· птерилии (стр.209)
· аптерии (стр.209)
· каракоид (стр.213)
· экстраполяция (стр.218)
· халазы (стр.220)
· инкубатор (стр.241)
· археоптерикс (стр.242)
д)Млекопитающие: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, происхождение, многообразие, экологические группы и значение млекопитающих.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
· признаки класса
· внешнее и внутреннее строение
· размножение и развитие
· происхождение млекопитающих
· отряды класса Млекопитающих
· роль млекопитающих в природе и жизни человека
· сельскохозяйственные млекопитающие
· происхождение домашних животных
на повышенном уровне:
· черты сходства и различия с пресмыкающимися
· усложнения в строении млекопитающих в сравнении с другими классами хордовых
· доказательства происхождения млекопитающих
· черты приспособленности представителей отрядов к среде обитания
· мероприятия по охране млекопитающих
· породы сельскохозяйственных животных
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
· завывать признаки отрядов
· узнавать представителей разных отрядов
· определять систематическое положение представителей разных отрядов
на повышенном уровне:
· находить черты усложнения млекопитающих во внешнем и внутреннем строении
· доказывать происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
· волосяной покров (стр.248)
· зубы: резцы, клыки, коренные (стр.250)
· бронхиолы (стр.245)
· альвеолы (стр.254)
· извилины (стр.267)
· живорождение (стр.256)
· яйцекладущие (стр.256)
на повышенном уровне:
· вибриссы (стр.248)
· диафрагма (стр.251)
· плацента (стр.256)
· эхолокация (стр.265)
· реакклиматизация (стр.285)
Тема 8. "Развитие животного мира на Земле"
Доказательства и причина эволюции животного мира, основные этапы развития животного мира на Земле.
В соответствии со стандартом биологического образования