дата
|
№ур
|
Тема раздела, урока
|
Цели урока
|
Коммуникативная деятельность
|
Теория литера
туры
|
Межпредметные связи
|
Оборудо
вание
|
Способы
отслежи
вания ре зультатов
|
Домашнее задание
|
|
|
1
|
Введение.
Художественное произведение. Содержание и форма.
Автор и герои. Выражение автор- ской позиции.
Выявление уровня литературного развития учащихся
|
Образовательные:
познакомить учащихся с учебником литературы в 6 классе, содержанием, задачами курса литературы;
дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности (единство объективного и субъективного в произведении, отражение в нем реальности и авторское понимание его), о роли читателя.
Выявить уровень литературного развития учащихся.
Развивающие:
совершенствовать навык выразительного чтения.
Воспитательные:
воспитывать грамотного читателя, эстетический вкус.
|
Аудирование,
выразительное чтение, комментирование, выборочный пересказ.
Беседа на морально-этическую тему.
|
Художест
венное про изведение. Прототип.
|
Живопись: репродук
ция картины Левитана "После дождя".
|
Учебник
|
Тестирова
ние.
|
Прочитать статью, ответить на
вопросы.
|
|
|
|
Устное народное творчество ( 2ч. )
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Обрядовый фольклор.
Календарно-обрядовые песни.
|
Образовательные:
познакомить учащихся с образцами обрядового фольклора, заинтересовать их старинной русской обрядовой поэзией, провести наблюдения над художественными особенностями песен;
показать, что народная поэзия – источник вдохновения для писателей и композиторов.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, творческую активность.
Воспитательные:
воспитывать интерес к календарно-обрядовым песням, древнейшему виду народного творчества, сопровождавшим обрядовые действия.
|
Выразительное чтение обрядовых песен.
Сопоставление литературных и фольклорных произведений.
Словарная работа.
|
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
|
Живопись: Н.Овечкин, "Вольница",Б.Кустодиев"Масленица"
народные обрядовые песни:
колядки, веснянки, масленич
ные,летние, осенние.
|
Обрядовые песни (ф/хр)
Вид/фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Репродукция картины К.А. Трутовского "Колядки в Малороссии".
|
Чтение, ответы на вопросы; инсцениро
вание.
|
Выразитель ное чтение песен, воп
росы на стр.6-11
Подобрать интересные пословицы и поговорки, связанные с годичным земледель ческим циклом.
|
|
|
3
|
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.
Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.
Р/р
Письменный ответ на вопрос.
|
Образовательные:
обогатить представление уч-ся об обрядовом фольклоре, его жанрах, эстетическом значении, многообразии тем.
Закрепить понятие о пословицах и поговорках, загадках.
Подготовить к написанию домашнего сочинения.
Развивающие:
развивать умение пользоваться пословицами и поговорками в речи.
Воспитательные:
помочь понять красоту и ценность русских пословиц и поговорок.
|
Выразительное аналити ческое чтение, рассказ по пословице, инсцени рование календарного обряда.
Рассуждение на литера турную и морально-эти ческую тему (отражение жизненных укладов, уста новок, опыта, особеннос тей психологии и языка представителей различ ных этносов
|
Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки. Прямой и переносный смысл пословиц.
|
|
Различные поделки,
имеющие обрядовое происхожде
ние: обереги, игрушки из соломы,
дерева.
Словарь В.И. Даля.
|
Сочинение.
Ответы на вопросы викторины.
Рассказ по одной из пословиц
Сочинение "В чем красота и мудрость русских обрядов?"
|
Аналитичес
кое чтение, вопросы: стр. 11-15.
Письм. раб. 1.Рассказ по одной из пословиц.
2.В чём красота и мудрость русских обрядов?
|
|
|
|
Из древнерусской литературы ( 1ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Древнерусская литература.
"Сказание о Белгородском киселе"
( из "Повести временных лет").
|
Образовательные:
дать представление об особенностях летописания на Руси (отражение исторических событий и вымысел, народные идеалы патриотизма, ума, богатырской силы, находчивости).
Познакомить с летописными истоками и традициями в повестях Б.В.Изюмского "Град за Лукоморьем" и А.Ф.Корольченко "Поле Куликово": перекличка образов и сюжетов "Сказания о Кожемяке" и сказки донских армян "Рипсиме".
Развивающие:
развивать навык пересказа художественного произведения.
Воспитательные:
воспитывать убеждение: знакомство с историей – осознание себя звеном в цепи поколений.
|
Выразительное аналитическое чтение, беседа по вопросам, выборочный пересказ, составление плана.
Устное словесное рисование: рассказ по картине.
|
Летопись.
|
Живопись: В.М. Васне цов, "Нестор-ле тописец", "Богатыри".
|
Фрагмент к/ф "Борис Годунов"
|
Рассказ о русском ле тописании с использова нием репро дукции Васнецова "Нестор-летописец"; сценарий по эпизоду летописи (стр. 61, задания 1,2).
|
Инд/зад.: Б.Изюмский
"Град за Лу коморьем", А.Ф.Король
ченко "Поле Куликово" .
стр. 16 – 24 прочитать,
ответы на вопросы, иллюстра ции к "Повести..".
|
|
|
|
Из литературы XVIIIвека. Русские басни. ( 1ч. )
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Русская басня.
И.И. Дмитриев. Слово о басно- писце.
"Муха".
|
Образовательные:
продолжить знакомство с жанром басни на примере творчества И. Дмитриева;
выявить мораль басни: противопоставление труда и безделья, присвоение чужих заслуг, осуждение лени, хвастовства.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, умение понимать иносказательный подтекст басни
Воспитательные:
прививать морально-этические нормы поведения.
|
Выразительное чтение, беседа по вопросам.
Монологические высказывания на морально-этическую тему.
Составление связного рассказа с включением в него пословицы.
|
Мораль в басне, аллегория, иносказа
ние.
(развитие понятий).
Особеннос
ти языка XVIIIстолетия.
|
Живопись: иллюстра
ции к басням.
|
Портрет И.Дмитриева.
|
Выразительное чтение, ответы на вопросы.
Рассказ о баснописце.
|
Выразительное чтение.
Вопросы на стр. 30.
|
|
|
|
Из русской литературы XIX века ( 32 ч. )
|
|
|
|
|
|
|
|
6
7
|
И.А.Крылов.
Слово о баснописце.
"Осёл и соловей",
"Листы и корни", "Ларчик".
Р/р
Подготовка к сочинению.
|
Образовательные:
продолжить обучение чтению басен и знакомство с творчеством великого баснописца: "Осел и соловей" – осмеяние невежества; "Листы и корни" - роль власти и народа в достижении общественного блага;
"Ларчик" - критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
Подготовить к домашнему сочинению. "Что осуждается в русских баснях?"
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения по ролям, умение понимать иносказательный подтекст басни.
Воспитательные:
воспитывать морально-этические нормы поведения.
|
Выразительное чтение, беседа по вопросам.
Монологические высказывания на морально-этическую тему.
Конкурс инсценированной басни.
|
Живопись: иллюстра
ции к басням.
|
Портрет И. Крылова.
Грамзаписи (ф/хрест).
|
Сочинение.
Выразитель-ное чтение
наизусть.
Инсцениро
вание басен.
|
Выразитель
ное чтение наизусть
(по выбору).
Домашнее
сочинение "Что осуж-
дается в
русских баснях?"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А. С. Пушкин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
А.С. Пушкин.
Лицейские годы жизни.
Тема дружбы в стихотворении "И.И.Пущину".
|
Образовательные:
познакомить со страницами биографии поэта, с мотива ми дружбы в его лирике; учить видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроение, реальные события и общечеловеческий смысл (светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях).
Развивающие: развивать навык выразительного чтения.
Воспитательные:
воспитывать уважение к дружбе, умение сопереживать чувствам другого человека.
|
Аудирование: рассказ учителя с элементами беседы.
Аналитическое выразительное чтение прозаического и стихотворного текстов.
Монологические высказывания по теме урока.
|
Жанр стихо творного послания.
Стихотворная речь, двусложные размеры стиха. Метафора.
Эпитет.
|
Живопись: иллюстра
ции Д.Шма
ринова, А.СмирноваО.Якутович к произве
дениям А.Пушкина
|
Автопортрет Пушкина.
Портреты лицеистов.
|
Выразитель-ное чтение наизусть. Выявление особеннос ти поэтичес кого языка
|
Наизусть стихотворе
ния "Пущи ну","Зим нее утро" –на выбор, инд.задания
(анализ стихотв.)
|
|
|
9
|
А.С.Пушкин стихотворение "Узник".
|
Образовательные:
Обучать анализу стихотворения "Узник": помочь выявить вольнолюбивые устремления поэта в стихотворении;
народно-поэтический колорит, эпитеты; роль антитезы; интонация, особенности ритма и рифмы.
Познакомить со своеобразием поэтического строя и языка, смысловых акцентов казачьей народной песни, сложенной по мотивам пушкинского "Узника" (воплоще ние чувства любви к донской земле и людям).
Развивающие: развивать навык выразительного аналитического чтения, анализа стихотворения.
Воспитательные:
вызвать интерес к жизни и творчеству А.С.Пушкина.
|
Выразительное чтение наизусть, эвристическая беседа.
Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему: элементы анализа стихотворения.
Понимание особеннос
тей национальных, народных черт в
творчестве А.С.
Пушкина.
|
Средства выразительности: эпитет, метафора, антитеза.
|
Живопись: О.А. Кипрен ский
"Портрет Александра Сергеевича Пушкина. 1827год."
|
Портрет А.С.Пушкина.
|
Выразитель-ное чтение наизусть стихотворе
ния.
|
Выучить наизусть стихот ворение. "Узник". Ответы на вопросы стр.54-55
|
|
|
10
|
А.С. Пушкин
«Зимнее утро».
Тема и поэтичес кая идея стихотворения.
Р/р
Анализ стихотворения.
|
Образовательные:
познакомить со стихотворением "Зимнее утро"; рассмотреть изображение действительности и внутрен него мира человека (радостное восприятие жизни; мотивы единства красоты человека и красоты природы);
выявить роль композиции в понимании смысла стихо-творения, особенности ритма, роль рифмы.
Развивающие: развивать умение выразительно читать и анализировать поэтическое произведение.
Воспитательные:
воспитывать чувство сопереживания к эмоциональному состоянию героя произведения.
|
Выразительное чтение стихотворения (интонация как средство выражения поэтической идеи).
Монологические высказывания
с элементами анализа.
|
Эпитет,
метафора, антитеза как сред ства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина.
|
Музыка: романсы на стихи Пушкина (школьная фонохреcто-матия)
|
Грамзапись стихотворе ния
|
Устное сочинение по анализу стихотворе
ния "Зимнее утро".
|
Анализ
ст-ния.
"Зимнее ут ро" - наиз.
Выразитель-ное чтение, пересказ лю бимых стра ниц романа "Дубров
ский".
|
|
|
11
|
Двусложные размеры стиха.
|
Образовательные: дать понятие о двусложных разме рах стиха.
Развивающие: развивать навык анализа стихотворений (восприятие поэтического слова через выражение чувств); умение обнаруживать знания о конкретно-историческом и общечеловеческом значении художественного произведения.
Воспитательные:
пробудить интерес к творчеству
|
Выразительное чтение, беседа, моно логические высказывания.
|
Двусложные размеры стиха.
|
Живопись.
|
Репродукции портретов А.С. Пушкина.
|
Выразитель-ное чтение наизусть стих-ния.
Обращение к сведениям по теории литературы
|
Двусложные размеры стиха, подо брать при меры ямба и хорея.
Подготовка к внеклас.
чтению "Повести Белкина".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
Вн/чт
А.С. Пушкин.
Цикл "Повести Белкина". "Барышня-крестьянка".
|
Образовательные:
расширить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; рассмотреть вопросы: сюжет и герои повести; роль антитезы в композиции; пародия на романтические темы и мотивы в повести, "лицо и маска" героев повести; роль случая в композиции произведения.
Развивающие:
развивать навык аналитического чтения, выборочного пересказа.
Воспитательные:
воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
|
Выразительное коммен
тированное чтение.
Рассказ о первых впечат
лениях с элементами выборочного пересказа и зачитывания вслух отрывков.
|
Композиция художест-
венного произведе
ния.
|
Живопись.
|
Иллюстрации к повести.
|
Выразитель-ное чтение, выбороч-ный пере-сказ эпизодов
|
Инд/зада
ния к уроку ДРК.
Инд. зад.: рассказ о М.Ю.Лермонтове.
|
|
|
13
|
Вн/чт
А.С. Пушкин. Повесть "Выстрел".
|
Образовательные:
рассмотреть вопросы: сюжет, герои повести, мастерство композиции повести (три выстрела и три рассказа о них)
Развивающие: развивать умение обсуждать самостоятельно прочитанное произведение.
Воспитательные:
воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
|
Выразительное коммен
тированное чтение.
Рассказ о первых впечат
лениях с элементами выборочного пересказа и зачитывания вслух отрывков.
|
|
Живопись.
|
Иллюстрации к повести.
|
Выразительное чтение.
Пересказ эпизодов.
|
Перечитать роман "Дуб
ровский",
вопросы на стр.143-144
|
|
|
14
|
А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". Изображение русского барства.
|
Образовательные:
рассказать об истории создания романа, в ходе беседы выявить читательское восприятие, знание содержания романа (картины жизни русского барства; конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова).
Обучать выразительному чтению.
Развивающие:
развивать понятие композиции эпического произведения
Воспитательные:
воспитывать интерес к творчеству Пушкина.
|
Выразительное коммен тированное чтение.
Рассказ о первых впечат лениях с элементами выборочного пересказа и зачитывания вслух отрывков.
Сравнительная характе ристика героев:
Дубровский и Троекуров.
|
Эпическое произведе
ние.
|
Живопись: В.М.Кустодиев "Дубров
ский", Д.А.Шмари
нов "Пожар в усадьбе Дубровско
го"
|
Иллюстрации к роману «Дубровский».
|
Монологическое выска зывание с элементами выборочно го переска за.
|
Главы 1 -18 прочитать, озаглавить их, ответить на вопросы к ним.
|
|
|
15
|
Протест Владими- ра Дубровского против
беззакония, несправедливости и произвола.
|
Образовательные:
выявить авторское отношение к героям (осуждение произвола, деспотизма, защита чести, независимости личности).
Расширить возможности восприятия произведения путем сравнения собственной интерпретации учеников с интерпретацией авторов кинофильма.
Развивающие: развивать навык аналитического чтения, выборочного пересказа художественного текста.
Воспитательные:
прививать морально-этические нормы поведения.
|
Рассуждение – размыш ление, доказательство. Аналитическое чтение, беседа по вопросам, выборочный пересказ.
Анализ эпизода
"Пожар в Кистеневке".
|
|
Музыка: опера Э.Ф.
Направника "Дубровс-
кий"; кинофильм "Дубровс-
кий"
|
Фрагмент кинофильма "Дубровский".
|
Выразитель-ное чтение, выбороч
ный пересказ эпизодов
|
Главы 13 -19 читать, озаглавить, ответить на вопросы к ним.
Романтичес-кая исто рия любви Владимира и Маши.
|
|
|
16
|
Романтическая история любви в романе.
К/р № 1
Подготовка к клас сному сочинению "Защита человече ской личности в ро мане "Дубровский"
|
Образовательные:
выявить характер отношений Маши и Дубровского,
авторское отношение к героям.
Подготовить к классному сочинению
Развивающие: развивать навык аналитического чтения, устного рассказа о героях.
Воспитательные:
воспитывать чувство сопереживания к эмоциональному состоянию героя произведения.
|
Выразительное комментированное чтение.
Беседа по вопросам.
Устный рассказ о героях.
|
Композиция художест-
венного про
изведения (развитие понятия).
|
|
|
Классное сочинение.
Выразитель-ное чтение, выбороч-ный пере-сказ эпизо-дов
|
.
Прочитать стихи М.Ю. Лермонтова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17
|
М.Ю.Лермонтов.
Слово о поэте.
"Тучи".
Основное настроение и композиция стихотворения.
|
Образовательные:
познакомить учеников с личностью поэта, основными мотивами творчества; помочь почувствовать настроение стихотворения "Тучи" ((чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставленной Родине); особенности поэтических интонаций.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, анализа стихотворения.
Воспитательные:
воспитывать эмоциональную отзывчивость.
|
Аудирование: рассказ о поэте.
Выразительное чтение поэтических произведе
ний.
Элементы анализа.
Монологические высказывания.
|
Прием сравнения как основа для построения стихотворения.
Богатство мотивов, интонация.
|
Музыка (романсы)
|
Портреты М.Ю. Лермон това, репродукции картин М.Ю. Лермонтова.
|
Рассказ о поэте.
Выразитель
ное чтение, выявляю
щее эмоцио нальную отзывчи вость.
|
Стр 153-158 – чтение, ответы на вопросы. Стих. "Тучи" наизусть.
Подготовка к ДРК
(груп/задан)
|
|
|
18
|
М.Ю.Лермонтов.
Тема одиночества в лирике.
"Утес", "Листок".
.
|
Образовательные:
1)Обучать анализу одного стихотворения; познакомить с особенностями выражения темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.
Показать оригинальность лермонтовского перевода стихотворения Гейне, дать понятие о мотиве в лирике.
2) познакомить уч-ся с тематикой "донских" стихов поэта: тема нелегкой и опасной службы и воинской доблести казаков на Кавказе в юношеской поэме "Черкесы" и сти-
хотворении "Казачья колыбельная";
Приазовская степь и традиционные образы донского казачьего фольклора в стихотворении "Два сокола".
Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании образов донской природы и казака-воина.
Развивающие: развивать навык выразительного чтения, анализа стихотворения
Воспитательные:
воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзыв
чивость при восприятии художественного произведения
|
Аудирование, вырази
тельное чтение, работа с теоретическими понятиями.
Рассуждение-размышле
ние, высказывание на литературную тему.
Устное словесное рисование.
|
Антитеза как основ
ной компо
зиционный прием в стихотворе
ниях "Утес", "Листок".
Мотивы в лирике.
|
Живопись:
автопортрет и репродук ции картин Лермонтова
Репродук
ция карти
ны И.И. Шишкина к стих-нию
Лермонтова "На севере диком".
|
Портрет М.Ю. Лермонтова. Грамзапись
(школьная ф/хрест).
Распечатки подстрочного перевода стихотворе ния Гейне и
переводов Тютчева и Фета.
|
Устное мо нологичес кое высказы
вание.
Выразитель
ное чтение наизусть. Сообщения на литера турную тему.
|
стр.163-166 стих-ние наизусть
(по выбору),
ответы на вопросы.
|
|
|
19
|
М.Ю.Лермонтов. "Три пальмы".
Поэтическая интонация.
|
Образовательные:
выявить тему: разрушение красоты и гармонии человека с миром; помочь почувствовать настроение стих-рения.
Дать первоначальное понятие о балладе.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, анализа стихотворения.
Воспитательные:
воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
|
Аудирование: рассказ учителя, объяснение теоретических понятий.
Выразительное чтение и обсуждение стихотворе-
ния, устное рисование.
|
Двуслож
ные и трёхслож
ные размеры стиха
|
Живопись:
репродук
ции картин М.Ю. Лермонтова.
|
Репродукции картин М.Ю. Лермонтова
|
Монологи ческое вы сказывание.
Выразитель
ное чтение наизусть.
|
Подготовка к сочине-
нию
"Мое люби мое стихот ворение М.Ю.
|
|
|
20
|
Р/р
Классное сочинение:
анализ одного стихотворения М.Ю. Лермонтова
|
Образовательные:
подготовить к сочинению: анализ стихотворения
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, анализа стихотворения.
Воспитательные:
воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзыв чивость при восприятии художественного произведения.
|
Выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование.
Создание собственного текста.
|
|
Живопись:
репродук
ции картин М.Ю. Лермонтова.
|
Тексты: поэма "Черкесы", стихотворе
ние "Казачья колыбельная""Два сокола".
|
Выразитель
ное чтение стихотворе ний,
Сочинение.
|
Прочитать
"Старосвет
ские помещики". Индивидуа
льные задания.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21
|
И.С. Тургенев.
Слово о писателе.
Цикл рассказов "Записки охотни ка", их гуманис- тический пафос.
|
Образовательные:
продолжить знакомство с творчеством писателя –
"Записки охотника" (история создания "Записок..",
их гуманистический пафос).
Развивающие:
развивать навыки выразительного чтения, анализа текста художественного произведения;
рассуждать на литературную тему, анализировать язык произведения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к творчеству И.Тургенева.
|
Аудирование: рассказ о писателе.
Выразительное чтение, беседа по вопросам.
|
Сюжет. Народная речь.
Пейзаж: Юмор и сатира в повести.
|
Живопись:
иллюстра-ции к повести.
|
Текст повести.
|
Рассказ о писателе, выразитель
ное чтение, выборочный пересказ, рассказ о героях про
изведения,
ответы на вопросы.
|
Прочитать рассказ "Бежин луг",
ответить на вопросы.
Инд.
задания.
|
|
|
22
|
Духовный мир крестьянских детей в рассказе "Бежин луг".
|
Образовательные:
Помочь понять духовный мир крестьянских детей,
народные верования и предания, увидеть юмор автора.
Развивающие:
развивать навыки выразительного чтения, анализа текста художественного произведения , характеристики героев
Воспитательные:
вызвать интерес к творчеству
|
Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям).
рассказ о героях.
Работа над лексикой.
Выделение границ эпизода, анализ,
пересказ эпизодов,
инсценирование.
|
Очерк. Юмор автора.
|
Живопись: В.Е.
Маковский
"Ночное",К.В. Лебеде
в "Бежин луг" и др. иллюстра
ции к рассказу.
|
Портрет
Тургенева,
фотоальбом о Спасском-Лутовинове; различные издания произведений Тургенева,
в частности,
"Записок охотника".
Видеозапись художествен
но-докумен-
тального фильма о Тургеневе.
|
Рассказ о писателе, выразитель
ное чтение, ответы на вопросы.
|
Найти в сло варе термин "очерк", за- писать его в тетрадь.
Краткий пересказ одного из эпизодов
|
|
|
23
|
Портреты героев как средство
изображения их характеров.
Роль картин
природы в рассказе.
"Бежин луг". Тургенев – мастер портрета и пейзажа.
|
Образовательные:
рассмотреть портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.;
дать сравнительную характеристику мальчишек; выявить роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
Развивающие:
развивать умение давать характеристику героев, в том числе и сравнительную
Воспитательные:
воспитывать уважение к одаренности и духовной красоте крестьянского мира.
|
Выразительное чтение, беседа по вопросам.
Работа с текстом. Монологические высказывания - харак теристика героев.
Викторина на знание текста рассказа.
|
Роль пейзажа в повествовании.
|
Создание собствен-
ных иллюст раций к рассказу.
|
Выразитель
ное чтение, ответы на вопросы.
Характеристика героев.
|
Чтение стихотворе
ний, ответы на вопросы. Статья о поэте.
|
|
|
24
|
Ф.И. Тютчев.
Слово о поэте.
Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева.
|
Образовательные:
познакомить с личностью поэта, его восприятием приро ды на примере стихотворения "Неохотно и несмело.."
Обрисовать зрительные образы при чтении стихотворе-ний, понять настроения, чувства поэта, определить способы создания образов.
Продолжить обучение анализу стихотворения.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, умение анализировать стихотворение.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе, эмоциональную отзыв чивость при восприятии художественного произведения.
|
Аудирование, выразите льное чтение стихотворе ний, выявляющее эмоци ональную отзывчивость.
Анализ лирического произведения.
Рассуждение-размышле
ние.
Устное словесное рисование.
|
Эпитет, сравнение, звукопись.
|
Живопись портретная, пейзажная.
Музыка.
|
Портрет Тют чева; репроду кции картин- пейзажей русских худо жников.
"Времена года" П.И. Чайковского.
|
Рассказ о поэте, выразитель ное чтение, ответы на вопросы. Монологические выск азывания.
|
Наизусть одно из стихотворе
ний по выбору.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25
|
Ф.И. Тютчев.
"С поляны коршун поднялся..",
"Листья".
Роль антитезы в стихотворении. Обучение анализу одного стихотворения.
|
Образовательные:
выявить особенности изображения природы в лирике Тютчева: "С поляны коршун.."- судьба человека и судьба коршуна, единство и гармония в природе, невозможность для героя слиться с природой;
"Листья" - философские размышления поэта о быстротечности человеческой жизни.
Развивающие: развивать навык выразительного чтения, умение анализировать стихотворение.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание места человека в природе.
|
Аудирование, выразите льное чтение стихотворе ний, выявляющее эмоци ональную отзывчивость.
Анализ лирического произведения.
Рассуждение-размышле
ние.
Устное словесное рисование.
|
Антитеза.
|
Живопись портретная, пейзажная.
Музыка.
|
Портрет Тютчева; репродукции картин – пейзажей русских художников.
|
Выразительное чтение стихотворе
ний,
беседа по вопросам, сопоставление стихо
творений.
|
Стр. 207-214 – стихи,
статья о Фете
|
|
|
26
|
А.А. Фет.
Красота как вечный закон в лирике поэта.
"Ель рукавом мне тропинку завесила";
"Еще майская ночь"
|
Образовательные:
познакомить с личностью поэта, его мировоззрением (стремление к гармонии и красоте, природа как воплоще ние прекрасного, эстетизация конкретной детали.) на примере стих-ния "Ель рукавом мне тропинку завесила";
выявить основную мысль стихотворения "Еще майская.." (переплетение и взаимодействие тем природы и любви).
Развивающие: развивать навык выразительного чтения, умение анализировать стихотворение.
Воспитательные:
воспитывать уважение к поэту, эстетический вкус.
|
Аудирование, вырази тельное чтение стихотворений, выявляющее эмоцио нальную отзывчивость.
Беседа по вопросам, сопоставление стихотворений, устное рисование.
Анализ лирического произведения.
|
Эпитет.
Олицетворе
ние.
|
Портретная, пейзажная живопись русских художников.
|
Портрет
А.А. Фета; репродукции картин-
пейзажей русских
художников.
|
Сообщение о поэте.
Выразитель
ное чтение стихотворе
ний, ответы на вопросы.
|
Стр 202 – 206, 207 – 212
Наизусть одно из стихо творений по выбору.
|
|
|
27
|
А.А. Фет.
"Учись у них – у дуба, у березы".
Мир истины и красоты в лирике
Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета.
|
Образовательные:
помочь понять настроение, осмыслить основную мысль стихотворения "Учись у них.." (природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности).
Помочь почувствовать психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева А.А. Фета; краски и звуки в пейзажной лирике.
Развивающие: развивать навык выразительного чтения, умение анализировать стихотворение.
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус.
|
Аудирование, вырази тельное чтение стихо- творений, выявляющее эмоциональную отзыв- чивость.
Беседа по вопросам,
устное рисование.
Анализ лирического произведения.
|
Пейзажная лирика.
|
Портретная, пейзажная живопись русских художников.
|
Портрет
Тютчева; репродукции картин- пейзажей русских
художников.
|
Выразитель
ное чтение стихотворе
ний, ответы на вопросы.
|
Стр.213 – 214
Наизусть одно из стихо творений по выбору.
|
|
|
28
|
К/р № 2
по изученному
материалу.
Классное сочинение.
|
Образовательные:
умение создавать собственный текст
Развивающие: развивать умение выразительно читать и анализировать поэтическое произведение.
Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания к эмоциональному состоянию героя произведения.
|
Вырази тельное аналитическое чтение с элементами анализа.
|
|
|
|
Контроль
ная работа
(классное сочинение)
|
Стих-ние
"Железная дорога"
|
|
|
29
|
Н.А. Некрасов.
Слово о поэте.
Картины подне-вольного труда в стихотворении "Железная дорога."
|
Образовательные:
познакомить учеников с важными вехами детства и юно сти Н.Некрасова; обозначить главную тему его поэзии; показать место стихотворения "Железная дорога" в твор честве поэта (картины подневольного труда, величие народа-созидателя, двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; мечта поэта о "прекрасной поре" в жизни народа, рассказчик).
Развивающие: развивать навык выразительного аналитического чтения.
Воспитательные: формировать убеждение, что именно народ – создатель всех материальных ценностей.
|
Аудирование, вырази тельное аналитическое чтение с элементами анализа.
Монологическое выска зывание - рассказ о поэте.
|
Основная мысль произведения
|
Живопись (иллюстра
ции)
|
Иллюстрации:набор откры ток" Творчество Н. А.Некрасова." Портрет Н.А. Некрасова.
|
Сообщение о поэте. Выразитель ное чтение с элемента ми анализа. Ответы на вопросы.
|
Вопр.на стр. 224, 225.
Наизусть 3 последние строфы IIчасти. Инд.зад.
|
|
Д
|
№ур
|
Тема раздела, урока
|
Цели урока
|
Коммуникативная
компетенция
|
Теория лит-ры
|
Межпредмет. связи
|
Оборудо
вание
|
Монито
ринг
|
Домашнее задание
|
|
|
30
|
Своеобразие композиции стихотворения.
|
Образовательные:
выявить своеобразие композиции, роль эпиграфа, пейзажа в выражении авторской позиции, сочетание реальных и фантастических картин, особенности поэтических интонаций.
Проанализировать значение художественных приёмов в реализации замысла автора.
Развивающие:
развивать умение выразительно читать поэтический текст, рассуждать на литературную тему (
Воспитательные:
воспитывать уважение к личности поэта, воспевшего труд простых тружеников.
|
Выразительное чтение наизусть, анализ стихо творения, беседа по вопросам.
Публичное выступление - сравнительный анализ произведений.
Круг чтения:
"Железная дорога" Н.А.Некрасова и "Таганрогским грекам" Н.Ф.Щербины.
|
Диалог-спор, риторические вопросы, пейзаж, эпиграф.
|
Живопись (иллюстра
ции)
|
Иллюстрации:набор откры ток "Творче ство Н.А. Некрасова."
|
Выразитель
ное чтение наизусть, сообщение, рассужде
ние на лите ратурную тему.
|
Прочитать поэму
"Дедушка". Ответить на вопросы.
|
|
|
31
|
Вн/чт
Историческая поэма "Дедушка". Декабристская тема в творчестве
Н.А. Некрасова.
|
Образовательные:
познакомить с исторической поэмой "Дедушка": история создания, герои, восхищение мужеством декабристов.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к истории, уважение и понимание подвига декабристов.
|
Аудирование, вырази тельное чтение, беседа по вопросам.
Пересказ эпизода.
|
Поэма.
|
История: декабристы.
|
Портреты декабристов.
|
Выразитель
ное чтение с элемента ми анализа. Пересказ эпизода
|
Повторить двусложные размеры стиха.
|
|
|
32
|
Трёхсложные размеры
стиха.
|
Образовательные:
дать понятие о трехсложных размерах стиха, тренировать в определении размеров стиха.
Развивающие:
развивать навык выразительного аналитического чтения.
Воспитательные:
воспитывать культуру работы, аккуратность.
|
Выразительное аналити ческое чтение научного текста, монологические высказывания. Практическая работа с поэтическим текстом.
|
Дактиль, амфибра
хий, анапест.
|
|
|
Таблица стихотвор
ных размеров с примерами.
|
Выучить теорию.
1-10 главы сказа "Левша".
|
|
|
33
|
Н.С. Лесков
Слово о писателе.
Сказ "Левша".
Гордость писателя за народ, горькое чувство от его униженности. Едкая насмешка над царскими чиновниками.
|
Образовательные:
познакомить с жизнью и творчеством Лескова (знаток народной жизни и народного слова),
дать понятие о жанре сказа.
Обсудить вопросы: трудолюбие, талант, патриотизм рус ского человека из народа в сказе Н.С.Лескова "Левша"; изображение представителей царской власти; бесправие народа; авторское отношение к героям повести, фольклорные мотивы и воплощение черт донского казачества в образе М.И. Платова в сказе "Левша".
Развивающие: развивать навык выразительного чтения, пересказа художественного текста.
Воспитательные:
воспитывать чувство гордости у учащихся за русский народ, его талантливость.
|
Аудирование: рассказ о писателе, объяснение теоретического материала.
Аналитическое исполь- зование справочного аппарата книги.
Работа над лексикой, этимологией слов. Выразительное чтение, беседа по вопросам.
|
Жанр сказа.
Приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка.
|
Живопись: Н.Кузьмин, "Левша";
Кукрыниксы
"Левша"
Скульптура: Ю.Г.Орехов памятник Н.С.Лескову
|
Портрет Н.С. Лескова.
Иллюстрации художников к сказу "Левша"
Фрагменты м/ф "Левша".
|
Рассказ о писателе, ответы на вопросы, выразатель
ное анали тическое чтение.
|
Чтение, вопросы к гл.11 -20. Выписать цитаты, ха рактеризую щие Платова
Пересказ эпизодов на выбор.
Подготовка к ДРК (групповое задание).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34
|
Р/р
"Левша".
Язык произведе- ния.
|
Образовательные:
выявить особенности языка произведения (народная этимология, игра слов, создающая комический эффект).
Обучать выявлению отношения автора к герою: (значе ние эпиграфа, диалог-спор, риторические вопросы, роль пейзажа, своеобразие композиции, сочетание реальных и фантастических картин).
Подготовить к написанию сочинения.
Развивающие:
развивать представление о преемственности традиций в творчестве донских писателей, о связи героев и событий в произведениях, о сходстве тематики и авторской позиции.
Воспитательные:
пробудить интерес к творчеству Н.С. Лескова.
|
Выразительное чтение, выборочный пересказ, ответы на вопросы, характеристика героя.
Рассуждение на литературную тему.
|
Язык произведе
ния.
|
Пантомима и балет "Левша".
|
Мультфильм "Левша", иллюстрации
|
Выразительное чтение, пересказ, ответы на вопросы,
участие в дискуссии (аргументы)
|
Письм. раб.
"Изображе
ние лучших качеств рус ского наро да в расска зе Лескова "Левша" и стихотворе
нии Некра сова "Желез ная дорога".
|
|
Д
|
№ур
|
Тема раздела, урока
|
Цели урока
|
Коммуникативная
компетенция
|
Теория лит-ры
|
Межпредмет. связи
|
Оборудо
вание
|
Монито
ринг
|
Домашнее задание
|
|
|
35
|
А.П. Чехов.
Слово о писателе.
Рассказ "Толстый и тонкий".
Сатира и юмор. Смех над самоу- ничижением и чинопочитанием.
|
Образовательные:
познакомить с личностью А.П. Чехова, расширить знаком ство с творчеством Чехова-юмориста (юмористическая ситуация в рассказе; разоблачение лицемерия; речь героев и художественная деталь как источник юмора
Продолжить обучение выразительному чтению.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, пересказа художественного текста.
Воспитательные:
воспитывать чувство юмора.
|
Выразительное аналити- ческое чтение, ответы на вопросы о нравст венном содержании,
об авторском отношении к изображаемому и т.п.
Устные монологические высказывания на литературную тему.
|
Сатира и юмор в рассказах.
|
|
Иллюстрации к рассказам А.П. Чехова, выполненные учащимися.
|
Пересказ и анализ рас сказов, бесе да.Инсцени рование.
Монологические выска зывания
на литера
турную тему.
|
Инд.зад. к уроку ДРК: выразительное чтение наизусть стихотворе-ний донских поэтов о родном крае.
|
|
|
36
|
Вн/чт
А.П.Чехов.
"Лошадиная фамилия". Добродушный смех над малодушием.
|
Образовательные:
попытаться раскрыть природу смешного в его рассказах (речь героев как источник юмора), особенности стиля.
Рассказать о жизненной основе литературного произве дения (Таганрогский анекдот о двух обывателях этого города, Жеребцове и Кобылине, - ядро замысла в "Лошадиной фамилии";
Жизненная основа ряда других рассказов Чехова ("Письмо к ученому соседу", "Хирургия", "Приданое", "Ворона").
Развивающие: развивать умение обсуждать самостоятельно прочитанное произведение.
Воспитательные:
пробудить интерес к жизни и творчеству А.П. Чехова.
|
Рассказ о писателе..
Выразительное аналитическое чтение юмористического произ ведения. Составление плана текста
Развернутый ответ на вопрос.
Характеристика героев.
Инсценирование.
Круг чтения:
"Хирургия", "Приданое", "Ворона".
|
Жизненная основа ли тературного произведе
ния.
Понятие о комическом.
|
Живопись. Кукрыниксы.
|
Иллюстрации к произведе
ниям,
портрет
А.П. Чехова.
|
выразительное чтение, разверну
тый ответ на вопрос. Составле
ние плана рассказа о писателе. Инд: инсце нирование,
сообщения.
|
Выразитель
ное анали тическое чтение юмо ристическо го рассказа "Толстый и тонкий", ответы на вопросы.
Инсцениро
вание.
|
|
Д
|
№ур
|
Тема раздела, урока
|
Цели урока
|
Коммуникативная компетенция
|
Теория лит-ры
|
Межпредмет. связи
|
Оборудо
вание
|
Монито
ринг
|
Домашнее задание
|
|
|
37
|
Родная природа в стихотворе-
ниях русских поэтов XIX века: Е.А.Баратынский, Я.П.Полонский,
А.К. Толстой.
|
Образовательные:
пробудить интерес к поэзии: помочь вызвать зрительные образы при чтении стих-ний, описать их словами, понять настроения, чувства поэта; определить способы создания образов.
Показать разнообразие и выразительность образов род ной природы в пейзажной лирике русских поэтов:
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, умение анализировать стихи.
Воспитательные:
воспитывать культуру выражения чувств:
переживания и мироощущения при чтении стихотворений о родной природе.
|
Выразительное чтение наизусть стихотворений, обнаруживающее эмоци ональную и интеллекту альную отзывчивость и рефлексию при восприя тии художественного произведения.
Беседа по вопросам, сопоставление стихо
творений.
Монологические высказывания.
|
Пейзаж. Стихотворная речь.
Ритм, рифма, интонация.
Развитие понятия о лирике.
|
Музыка, живопись:
картины художников: Н. Дубовского и И.И. Крылова.
|
Портреты поэтов, репродукции картин – пейзажей русских художников; музыкальные произведения.
|
Выразитель-ное чтение наизусть стихотворе-ний о родн ой природе, анализ сти хотворений.
|
Наизусть, выбранное стих-ние,
иллюстра
ция к нему.
Прочитать главу из А.С. Грина "Алые паруса".
Рассказ о герое с цитатным материалом.
|
|
|
|
Из русской литературы XX века.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38
|
Вн/чт
А.С. Грин.
Рассказ о писателе.
Феерия "Алые паруса" - победа романтической мечты над реальностью жизни.
|
Образовательные:
познакомить кратко с личностью писателя-романтика, с жанром феерии, выявить тему, идею произведения.
Обсудить вопросы: душевная чистота главных героев; авторская позиция в произведении.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, пересказа, умение обсуждать произведение.
Воспитательные:
пробудить интерес к творчеству А.С.Грина, восхищение его благородными героями.
|
Рассказ о писателе.
Выразительное аналити- ческое чтение, ответы на вопросы о нравствен ном содержании, об
авторском отношении к героям.
Устные монологические высказывания: рассказ об одном из героев с цитатным материалом.
|
Феерия.
|
Отрывок из к/ф "Алые паруса".
|
Портрет писателя. Иллюстрации к произведе нию.
|
Выразитель
ное чтение, беседа по вопросам. Рассказ об одном из героев с цитатным материалом.
|
Ответы на вопросы
стр. 28
Прочитать:
стр. 29 – 38.
Рассказ о герое.
|
|
|
39
|
А.П. Платонов.
Слово о писателе
"Неизвестный цветок".
Прекрасное – вокруг нас.
"Ни на кого не похожие" герои А.П. Платонова.
Положительный герой.
|
Образовательные:
познакомить учеников с некоторыми вехами биографии писателя; попытаться раскрыть образную систему рассказа, своеобразие языка писателя в рассказе; мастерство писателя, художественные приемы изображения "сокровенного человека", авторское отношение к изображаемому, к героям;
идею (идея доброты, взаимопомощи, жизни для других).
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, умение давать характеристику герою.
Воспитательные:
воспитывать понимание труда как нравственного содержания человеческой жизни.
|
Устное монологическое высказывание: сообщения учащихся о писателе.
Выразительное аналитическое чтение, беседа по вопросам.
Пересказ эпизодов. Характеристика героев рассказа
|
Сказка-быль.
|
Живопись.
|
Портрет А.П. Платонова,
грамзаписи, иллюстрации.
|
Рассказ о писателе,
выразитель ное аналити ческое
чтение,
пересказ.
Характеристика глав ного героя. Разверну тые ответы на вопросы.
|
Прочитать: "Кладовая солнца"
стр.39-72,
рассказ о героях.
|
|
|
40
|
М.М. Пришвин.
Слово о писателе. Сказка-быль "Кла довая солнца".
Идейно-художест венные особеннос ти произведения.
Герои сказки.
|
Образовательные:
познакомить с некоторыми фактами биографии Пришвина; познакомить с историей создания сказки-были, раскрыть особенности жанра, стиля автора, идейно-художественные особенности произведения; нравственную суть взаимоотношений Митраши и Насти (причина конфликта и его следствие), характеры героев.
Развивающие:
развивать умение участвовать в дискуссии на морально-этическую тему (на литературном материале).
Воспитательные:
пробудить интерес к личности писателя;
формировать убеждение в ценности кровных уз, взаимопомощи.
|
Аудирование, вырази тельное комментиро ванное чтение, монологическое выска зывание, устное рисование, беседа по вопросам.
Дискуссия (осмысление
причин и следствия кофликта).
|
Сказка-быль.
|
Живопись: иллюстра
ции Г.Ни кольского,
В.Ковален
ко,
И.Бруни, Е.Рачева,.
|
Портрет М.М. Пришвина.
Издания "Кладовой солнца" с иллюстраци
ями.
|
Рассказ о писателе, выразитель
ное чтение, характерис
тика героев.
|
Перечитать эпизоды (участие природы в судьбе героев).
|
|
|
41
|
Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина "Кла довая солнца".
|
Образовательные:
провести анализ эпизода "Рассказ о ели и сосне, расту щих вместе" (одухотворение природы в художественном произведении, участие природы в судьбе героев.)
Показать метафорический смысл сказки-были, раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы, веру автора в человека как в доброго и мудрого хозяина природы, определить значение истории Травки для понимания идеи.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения прозаического текста, умение высказываться на литературную тему.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, понимание места человека в природе.
|
Аудирование, вырази тельное чтение с комментированием, беседа по вопросам, устное монологическое высказывание на литературную тему.
|
|
Живопись: творчество
тамбовскиххудожников
|
Рисунки-иллюстрации учеников. Иллюстрации картин донских художников. Грамзапись эпизодов из "Кладовой солнца"
(шк./ фонохр.)
|
Выразитель
ное чтение, монологическое выска зывание на литератур ную тему.
|
Инд.: перес
каз истории Антипыча, эпизодов "Митраша в беде" и "Приключе ния Насти в лесу" от лица героев
|
|
|
42
43
|
Особенности композиции и смысл названия сказки-были
М.М. Пришвина "Кладовая солнца".
Р/р
Классное сочинение.
|
Образовательные:
рассмотреть особенности композиции сказки-были, выявить смысл названия (почему Пришвин отказался от первоначального названия "Друг человека"?).
Подготовить к сочинению "Человек и природа в сказке- были "Кладовая солнца": основная мысль, отбор необхо димого материала для сочинения, составление плана.
Развивающие:
развивать умение комментировать прочитанное, пересказывать эпизоды, аргументированно отвечать на вопросы.
Воспитательные:
воспитывать убеждение в необходимости помнить о нравственных ценностях даже в трудных ситуациях.
|
Аналитическое чтение филисофских рассуж дений о "правде жизни" (в главе о Травке), беседа с комментиро ванием прочитанного.
Монологические высказывания.
Круг чтение:
|
|
Живопись: иллюстра
ции.
|
Рисунки-иллюстрации учеников.
|
Классное сочинение.
Пересказ эпизодов, выразитель
ное чтение, рассужде
ние, составле
ние плана.
|
Стр. 75-82 - подготовить выразительное чтение стихов, ответить на вопросы.
|
|
|
44 - 45
|
Р/р
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.
Слово о поэтах-фронтовиках.
К.М. Симонов "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщи ны.." ,
Д.С. Самойлов "Сороковые".
|
Образовательные:
рассказать об отражении в литературе Великой Отечест венной войны, значении поэзии в ее годы;
показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями поэтов, их мыслями о Родине и о войне (чувство скорбной памяти о павших, любви к Родине, ответственности за нее).
Обучать выразительному чтению, рассуждению-размышлению, анализу поэтического текста.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения и анализа стихотворений.
Воспитательные:
помочь детям понять, что Великая Отечественная война - одно из главных событий XX века - имеет отношение к их жизни;
пробудить чувство ответственности за мир на Земле, воспитывать уважения к подвигу солдат, трудным солдатским будням.
|
Аудирование: рассказ учителя, сообщения учеников.
Выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам.
Рассуждение-размыш-ление на морально-этическую и литератур-ную тему.
Рассказ об истории семей учеников, о том, как воевали их прадеды, какие стихи и песни помогали им выдержать тяготы войны.
|
|
Музыка (пес ни о войне), живопись, скульптура, фотография
|
Записи песен военных лет; поэтические сборники; портреты поэтов; иллюстрации на тему войны.
|
Рассказ о поэте; выра зительное чтение поэ тического текста, рассужде-ние-размыш ление.
|
стр.93-97 -выразитель ное чтение наизусть стихотворе
ния (по выбору). Прочитать рассказ В.П. Астафьева
"Конь с розо вой гривой".
|
|
|
46
|
Вн/чт
А.А. Лиханов.
"Последние холода".
Дети и война.
|
Образовательные:
познакомить кратко с личностью писателя, обсудить рассказ "Последние холода".
Обучать выразительному чтению художественного текста, рассказу о герое произведения, выборочному пересказу, выявлению темы, основной идеи произведения.
Развивающие:
развивать умение обсуждать самостоятельно
прочитанное произведение, делиться впечатлениями.
Воспитательные:
пробудить интерес к творчеству А.А. Лиханова;
вызвать сочувственное отношение к детям, перенесшим тяготы и ужасы войны.
|
Рассказ о писателе.
Выразительное аналити- ческое чтение, ответы на вопросы о нравствен ном содержании, об
авторском отношении к героям.
Устные монологические высказывания: рассказ о герое.
|
Тема, идея, герой произ ведения.
|
|
Иллюстрации картин художников на тему Великой Отечествен
ной войны.
|
Рассказ о писателе,
выразитель ное чтение и пересказ выбранных эпизодов
произведения.
|
Прочитать: В.Астафьев"Конь с розовой гривой".
|
|
|
47
|
В.П. Астафьев.
Слово о писателе.
"Конь с розовой гривой".
Автобиографический характер
рассказа.
|
Образовательные:
познакомить с чертами личности писателя; показать автобиографический характер рассказа; отметить особенности его композиции, выявить сюжет, роль детали, своеобразие языка.
Рассмотреть картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы, самобытность героев рассказа.
Выявить нравственные проблемы рассказа.
Развивающие:
развивать умение комментировать прочитанное, аргументированно отвечать на вопросы.
Воспитательные:
вызвать у учеников отклик на нравственные
проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга.
|
Выразительное чтение. Развернутые ответы на вопросы (на восприятие) Умение участвовать в дискуссии.
Лексическая работа. Рассказ о герое произведения.
|
Компози
ция, сюжет, идея.
Роль дета ли.
Характеристика литера турного героя.
|
Живопись (иллюстра
ции
Л.М.Чернышева)
|
Портрет В.П. Астафьева, сборники его рассказов.
|
Монологическое выска зывание на литератур
ную тему,
выборочное выразительное чтение и пересказ отрывков.
|
1.Выборочный пересказ эпизодов. 2.Составить по тексту словарик диалектных слов.
3.Сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами.
|
|
|
48
|
Р/р
Юмор в рассказе.
Особенности использования народной речи в художественном произведении.
|
Образовательные:
продолжить анализ рассказа: характеристика рассказчи ка, героев произведения (яркий, самобытный язык бабушки - Катерины Петровны).
Выявить своеобразие языка рассказа (просторечия, диалектизмы – "сибирский колорит").
Подготовить к устному сочинению "Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Развивающие:
развивать умение характеризовать героев произведения (поступки, мотивация, речевая характеристика).
Воспитательные:
воспитывать понимание нравственных ценностей.
|
Выразительное выборочное чтение. Беседа по вопросам,
пересказ эпизодов, анализ текста.
Умение участвовать в дискуссии на морально-этическую тему - монологическое выска зывание
|
Речевая
ха рактерис
тика.
Народная речь.
Просторе
чия, диалек
тизмы.
Юмор.
|
Живопись.
|
.
|
Выразительное чтение и пересказ эпизодов.
Создание характерис
тики героя произведе-ния. Высказыва
ния в дис куссии.
|
Устное сочинение.
Прочитать рассказ В.Г. Распутина "Уроки француз
ского".
|
|
|
49
|
В.Г.Распутин.
Слово о писателе. "Уроки французского". Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.
|
Образовательные:
познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества; историей создания повести.
Показать, как отражаются в повести трудности военного времени; прояснить мотивы поведения героя рассказа.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, умение пересказа художественного текста.
Воспитательные:
воспитывать интерес к творчеству В.Г. Распутина.
|
Умение создавать устное монологическое высказывание (биография писателя). Выразительное аналитическое чтение, беседа по вопросам.
Рассказ о герое
|
Сюжет, композиция, автобиогра-фический характер произведе-ния.
Пейзаж. Портрет. Интерьер.
|
Кинемато-графия, живопись (иллюстрации А.Шпирко)
|
Портрет В.Г Распутина.
Иллюстрации
к рассказу.
|
Краткое сообщение о писателе. Выразительное чтение, пересказ эпизодов.
|
Пересказ эпизода, ответы на вопросы учебника.
Характеристика героя.
|
|
|
50
|
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика
|
Образовательные:
Попытаться раскрыть содержание понятий "духовные ценности", "духовная память".
Охарактеризовать героев (жажда знаний у юного героя рассказа, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства;
душевная щедрость учительницы, ее роль в судьбе мальчика).
Развивающие:
развивать умение характеризовать героев произведения
аргументированно отвечать на вопросы.
Воспитательные:
формировать убеждение: истинное добро бескорыстно.
|
Аналитическое чтение эпизодов.
Развернутый ответ на вопрос.
Характеристика литературого героя. Беседа по вопросам. Выборочный пересказ.
|
Характеристика литера турного
героя.
Роль дета ли в харак
теристике.
Смысл названия.
|
Живопись и графика (иллюстра
ции В.Галь
диева, Ю.Тризны)
|
|
Выразительное аналити ческое чтение.
Участие в дискуссии.
Характеристики героя произведе-ния по плану.
|
Ответы на вопросы.
План харак теристики героя расказа.
|
|
|
51
|
К/р № 3
Сочинение-рассуждение по прочитанным произведениям.
|
Образовательные:
подготовить к сочинению (отражение в сочинении проблематики, идеи повести, ).
Развивающие:
развивать навык письменного рассуждения на литературную и морально-этическую тему.
"Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина".
Воспитательные:
формировать принципы нравственности.
|
Создание собственного текста на морально-этическую тему по литературному материалу:
"Конь с розовой гривой", "Уроки французского".
|
Рассужде
ние.
|
|
|
Сочинение на литера турную и морально-этическую тему.
|
Сочинение.
Прочитать рассказ Шукшина стр.150-164, инд. зад.
|
|
Д
|
№ур
|
Тема раздела, урока
|
Цели урока
|
Коммуникативная
компетенция
|
Теория лит-ры
|
Межпредмет. связи
|
Оборудо
вание
|
Монито
ринг
|
Домашнее задание
|
|
|
|
Писатели улыбаются.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
52
|
В.М. Шукшин.
Слово о писателе. Рассказы "Срезал", "Критики".
Особенности героев Шукшина.
|
Образовательные:
познакомить учеников с личностью писателя, с особенностью шукшинской прозы;
помочь понять, почему герои его рассказов – "странные"
люди; увидеть смешное и грустное в рассказе.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения по ролям, умение пересказа художественного текста.
Воспитательные:
пробудить интерес к творчеству В.М. Шукшина, к миру его героев, заинтересовать фильмами, снятыми по его произведениям.
|
Выразительное чтение по ролям с передачей голосом и интонацией характера и чувства героев рассказа.
Беседа по вопросам,
пересказ эпизодов.
|
Юмор.
|
Живопись:
иллюстра
ции
И Пчелко.
|
Портрет В.М
Шукшина.
Иллюстрации
к рассказу.
|
Чтение по ролям, пересказ эпизода.
|
стр.165-166, прочитать рассказ Ф. Искандера, ответы на вопросы, цитатный план рассказа о
герое.
|
|
|
53
|
Фазиль Искандер.
Слово о писателе. Рассказ "Тринад цатый подвиг Геракла".
Влияние учителя на формирование детского характера.
|
Образовательные:
кратко познакомить учеников с биографией писателя, своеобразием его прозы.
Обучать комментированному чтению художественного текста, созданию цитатного плана характеристики героя.
Охарактеризовать героя рассказа Ф. Искандера, показать влияние учителя на формирование детского характера
Развивающие:
развивать навык участия в дискуссии (тезис, аргументы, этикетные формы речи), комментировать юмористические эпизоды.
Воспитательные:
пробудить интерес к творчеству Ф.Искандера.
|
Аудирование, комментированное чтение, беседа по вопросам, анализ текста.
Цитатный план, характе-ристика героя; рассуждение-доказательство.
|
Юмор и его роль в рассказе.
|
Живопись (иллюстра ции).
|
Портрет
Ф. Искандера, сборники его рассказов.
|
Выразитель-ное чтение.
Ответы на вопросы.
Характеристика героя по плану; устное выс тупление на литерату рную тему.
|
Статья -стр. 186,одно из стих-ний наизусть, рисунки по мотивам.
|
|
|
|
Родная природа в русской и национальной поэзии XX века. ( 3ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
54
|
А.А. Блок.
Слово о поэте. Поэтизация родной природы. С.А. Есенин. Слово о поэте.
Чувство любви к родной природе и Родине в лирике С.А. Есенина.
|
Образовательные:
проследить традиции поэзии Х1Х века в поэзии века ХХ (чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в лирике поэтов XX века: А.Блока, С.Есенина):
поэтизация родной природы, средства создания поэтических образов в лирике А.А. Блока: "Летний вечер", "О, как безумно за окном…";
чувство любви к родной природе и Родине, способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина: "Мелколесье. Степь и дали…", "Пороша".
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, умение анализировать стихи.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родной природе, культуру выражения чувств.
|
Выразительное чтение стихотворений, обнару живающее эмоциональ ную и интеллектуальную отзывчивость, анализ стихотворений. Групповая работа: выразительное чтение, иллюстрирование; определение художест-венных приёмов, размера, рифмы и т. д.
Беседа по вопросам.
Монологические высказывания.
|
Пейзаж. Стихотвор ная речь.
Ритм, рифма, интонация.
Развитие понятия о лирике.
|
Живопись:пейзажи русских художни-ков; музыка: П.И.Чай-ковский, "Времена года."
|
Портреты А.А. Блока, С.А. Есенина, реп родукции кар тин русских пейзажистов; рисунки-иллю страции учени ков.
Школьная фоно/хрест. П.И.Чайковс
кий
"Времена
года".
|
Выразитель ное чтение наизусть и анализ поэтичес-кого текста, ответы на вопросы.
Монологи
ческие высказыва
ния – рассказ о поэте.
|
Выразитель ное чтение наизусть и анализ одного из стихотворе
ний,
ответы на вопросы (стр.186-190).
|
|
|
55
|
А.А. Ахматова. Слово о поэте.
Поэтизация родной природы.
Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его "тихой" лирике.
|
Образовательные:
показать поэтизацию родной природы в лирике А.А. Ахматовой ("Перед весной бывают дни такие…").
Проследить за отражением темы Родины в поэзии Н.Рубцова, темы человека и природы в его "тихой" лирике ("Звезда полей", "Листья осенние", "В горнице".
Выявить связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении, настроением лирического героя.
Развивающие:
развивать умение выразительного чтения, анализа поэ тического текста, навык устного словесного рисования.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родной природе, культуру выражения чувств.
|
Аудирование.
Выразительное чтение стихотворений, обнаруживающее
эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость,
анализ стихотворений.
Беседа по вопросам.
Монологические выска зывания: рассуждение-размышление и доказательства.
|
Ритмика и мелодика стиха. Философичность лирики.
Тропы.
|
Живопись,
музыка.
|
Портреты поэтов.
Сборники стихов.
|
Выразитель ное чтение наизусть и анализ поэ
тического текста, отве ты на вопро сы. Моноло
гические высказыва
ния: рассказ о поэте
|
Домашнее сочинениепо анализу лирики.
Выразитель ное чтение наизусть и анализ поэ
тического текста
|
|
|
56
|
Г. Тукай.
Слово о поэте.
Великая роль книги в жизни человека.
К. Кулиев.
Слово о поэте.
Тема Родины и народа.
К/р № 4
Подготовка к дома шнему сочинению по анализу лирики.
|
Образовательные:
показать воплощение любви к малой родине, верности обычаям, своей семье, традициям народа в лирике Г. Тукая ("Родная деревня", "Книга"), его отношение к роли книги в жизни человека (книга –"отрада из отрад", "путеводная звезда", "бесстрашное сердце", "радостная душа".
Выявить тему Родины и народа в лирике К. Кулиева
("Когда на меня навалилась беда", "Каким бы ни был малым мой народ").
Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации
Развивающие: развивать умение выразительного чтения, анализа поэтического текста
Воспитательные:
воспитывать понимание: народ, нация бессмертны до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи.
|
Аудирование.
Выразительное чтение стихотворений, обнаруживающее
эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость,
анализ стихотворений.
Беседа по вопросам.
Монологические выска зывания.
|
Общечело-
веческое и Националь
ное в литературе разных народов.
|
|
Портреты поэтов.
|
Выразитель ное чтение наизусть и анализ сти хотворения.
Ответы на вопросы.
Монологи
ческие выс казывания – рассказ о поэте.
Сочинение.
|
Сочинение.
Выразитель ное чтение наизусть и анализ поэ
тического текста.
стр.202-214 прочитать, ответы на вопросы, пересказ одного из мифов.
|
|
|
|
Из зарубежной литературы ( 9 ч. ).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
57
|
Мифы Древней Греции.
Подвиги Геракла:
"Скотный двор царя Авгия", "Яблоки Гесперид".
|
Образовательные:
дать представление о мифе, его отличие от сказки.
Познакомить учеников с мифами Древней Греции, приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии;
дать понятие "герой" в древнегреческой мифологии, раскрыть многозначность этого понятия, показать, как отражены в мифах представления древних о мироуст- ройстве, о добре и зле; показать, как складывается образ положительного героя.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, пересказа художественного текста.
Воспитательные:
пробудить интерес к мифологии, питающей творчество поэтов и художников многих народов мира.
|
Аудирование; выразительное чтение; монологическое высказывание на литературную тему, выборочный пересказ, устное словесное рисование.
Лексическая работа:
образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии.
|
Миф. Отли
чие мифа от сказки. Легенда. Идейно-нравственное содержание произведе
ния.
Характеристика героев.
|
Живопись: репродукции картин на мифологиче ские темы: К. Брюллов, "Встреча Аполлона и Дианы"; "Сатурн и Нептун на Олимпе";
М. Врубель, "Пан" и др.
|
Рисунки уч-ся Сборники ми фов (Н.Кун "Легенды и мифы Др.Гре ции", В.Смир нова "Герои Эллады", Зе- линский "Ска зочная древно стьЭллады",
"Троянская
война и ее герои".
|
Аналитичес-кое чтение, ответы на вопросы,
выборочный пересказ, устное описание картины.
|
Составить план мифа о XIIподви ге Геракла, разбив на микротемы. Подготовка к ДРК - инд/зад
Инд:доклад об истории Олимпийских игр.
|
|
Д
|
№ур
|
Тема раздела, урока
|
Цели урока
|
Коммуникативная
компетенция
|
Теория лит-ры
|
Межпред
мет. связи
|
Оборудо
вание
|
Монито
ринг
|
Домашнее задание
|
|
|
58
|
Геродот.
Слово о писателе
и историке. "Легенда об Арионе".
|
Образовательные:
1. Показать общее и различное в понятиях "миф" и "легенда"; показать, как преобразуются античные образы в литературе.
Миф о происхождении скифских племен.
Историческая основа мифа об амазонках.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, пересказа художественного текста.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к изучаемой теме, пробудить интерес к творчеству донских писателей.
|
Аудирование; вырази
тельное чтение, беседа о прочитанном, выборочный пересказ, монологическое высказывание на литературную тему, устное словесное рисование.
|
Легенда, миф как жанры.
|
Живопись.
|
Фрагменты мультфиль-мов из серии "Мифы и легенды
Древней Греции".
|
Аналитичес-кое чтение, ответы на вопросы,
выборочный пересказ.
|
Прочитать статью учебника о Гомере; прочитать отрывок из "Одиссеи"; ответить на вопросы.
|
|
|
59
60
|
Гомер,
Слово о писателе
"Илиада" и
"Одиссея" как
героические эпические поэмы.
Хитроумный Одиссей: характер и поступки.
|
Образовательные:
познакомить с "Одиссеей", ее автором (предыстории его великих произведений) и героем.
("Одиссея" - песня о героических подвигах, мужествен-
ных героях; Итака - остров, воспетый Гомером;
Одиссей - верный муж, любящий отец, мудрый прави тель; стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного; храбрость, сметливость Одиссея...).
Выявить роль важнейших эпизодов произведения в развитии его темы, в изображении характеров героев.
Осуществить связь вербального образа с визуальным путем сравнения своей интерпретации произведения с интерпретацией авторов мультфильма.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, пересказа художественного текста, обсуждения самостоятельно прочитанного произведения.
Воспитательные:
помочь почувствовать неповторимость, богатство и красоту поэмы Гомера,
воспитывать познавательный интерес к изучаемой теме.
|
Выразительное аналитическое чтение,
комментирование,
ответы на вопросы,
пересказ эпизодов, характеристика героя Сравнение своей интерпретации произведения с интерпретацией авторов мультфильма или фильма.
|
Героичес
кий эпос.
|
Живопись: В. Серов, "Похищение Европы". Скульптура:Ф. Толстой, "Сон Морфея" и др.
|
Слайды или репродукции древнегреческих храмов и скульптур; географическая карта Древней Греции. Фрагменты фильма.
Фотографии зданий Моск вы и Санкт-Петербурга, украшенных статуями на сюжеты древ негреческой мифологии.
|
План
эпизода
"Одиссей
на острове циклопов", устный рассказ по одной из ил люстраций к эпизоду "Одиссей у циклопа Полифема".
|
Пересказ:
Одиссей на острове циклопов. Выразитель-ное чтение эпизодов, ответы на вопросы,
устный рассказ по одной из иллюстра
ций к эпизоду "Одиссей у циклопа Полифема".
|
|
|
61
|
Вн/ чт
М. де Сервантес Сааведра.
Слово о писателе. "Дон Кихот".
Проблема истинных и ложных идеалов.
|
Образовательные:
кратко познакомить учеников с личностью писателя-гуманиста эпохи Возрождения, его главным романом.
Рассмотреть вопросы:
Проблема истинных и ложных идеалов.
Герой, живущий в воображаемом мире.
"Дон Кихот" как пародия на рыцарские романы.
Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, умение обсуждать самостоятельно прочитанное произведение.
Воспитательные:
пробудить интерес к творчеству писателя, уважение к бескорыстному энтузиазму, благородству.
|
Аудирование, комментированное чтение художественного текста, беседа по вопросам, характеристика героя.
Монологические высказывания.
|
Рыцарский роман.
|
Живопись: иллюстра
ции картин эпохи Возро ждения.
|
Тексты произ ведения, портрет писателя.
|
Выразитель ное чтение, ответы на вопросы.
Монологи
ческие высказыва
ния – рассказ о писателе.
|
Прочитать переводы баллады,
ответить на вопросы стр. 258.
|
|
|
Аудирование, комментированное чтение художественного текста, беседа по вопросам, характеристика героя.
Монологические высказывания.
|
Рыцарский роман.
|
Живопись: иллюстра
ции картин эпохи Возро ждения.
|
Тексты произ ведения, портрет писателя.
|
Выразитель ное чтение, ответы на вопросы.
Монологи
ческие высказыва
ния – рассказ о писателе.
|
Прочитать переводы баллады,
ответить на вопросы стр. 258.
|
|
|
|
|
|
|
|
Монито
ринг
|
Домашнее задание
|
|
62
|
Ф. Шиллер.
Слово о писателе. Баллада "Перчатка". Проблемы благородства, достоинства и чести.
|
Образовательные:
кратко познакомить учеников с личностью писателя, дать обзор творчества.
Проанализировать балладу "Перчатка": тема, герои, любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч - ный каприз; рыцарь – герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, умение обсуждать прочитанное произведение.
Воспитательные:
пробудить интерес к творчеству писателя, воспитывать морально-нравственные ценности.
|
Аудирование, выразительное чтение поэтического текста, беседа по вопросам, характеристика героя.
Сравнение переводов баллады.
Монологические
высказывания – рассказ о поэте.
|
Баллада
|
Живопись: Б.Дехтерев "Перчатка".
|
Портрет
Ф. Шиллера.
Выставка его книг.
|
Выразитель ное чтение, ответы на вопросы.
Монологи
ческие вы -сказывания – рассказ о поэте.
|
Прочитать
новеллу,
ответить на вопросы стр. 277.
Пересказ эпизода.
|
|
|
63
|
П. Мериме.
Слово о писателе.
Новелла "Маттео Фальконе". Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.
|
Образовательные:
кратко познакомить учеников с личностью писателя, дать обзор творчества.
Рассмотреть вопросы:
романтический сюжет и его реалистическое воплощение,
превосходство естественной, "простой" жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной жизнью с её порочными нравами.
Выявить авторское отношение к героям новеллы, к изображаемому (осуждение произвола, деспотизма, защита чести, независимости личности).
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, пересказа, умение обсуждать прочитанное произведение.
Воспитательные:
пробудить интерес к творчеству писателя, воспитывать морально-нравственные ценности.
|
Аудирование, выразительное чтение художественного текста, беседа по вопросам, характеристика героя, выборочный пересказ.
|
Новелла.
Романтизм и реализм в произведении.
|
Живопись: И. Пчелко.
|
Портрет писателя, иллюстрации к произве
дению.
|
Выразительное чтение, беседа по вопросам, характеристика героя, выбороч
ный пересказ.
|
Подготовка к вн/чт:
групповые задания
|
|
Д
|
№ур
|
Тема раздела, урока
|
Цели урока
|
Коммуникативная
компетенция
|
Теория лит-ры
|
Межпредмет. связи
|
Оборудо
вание
|
Монито
ринг
|
Домашнее задание
|
|
|
64
|
Вн\чт
Марк Твен.
Слово о писателе.
"Приключения Гекльберри Финна".
Дружба Тома и Гека, их общность и различие.
Юмор в произведении.
Р/р Домашнее сочинение.
|
Образовательные:
кратко познакомить учеников с личностью писателя, дать обзор творчества.
Обсудить вопросы:
Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях.
Сюжет. Юмор, средства создания комического.
Гуманизм рассказа.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, пересказа художественного текста, умение обсуждать самостоятельно прочитанное произведение.
Воспитательные:
пробудить интерес к творчеству писателя, воспитывать морально-нравственные ценности.
|
Выразительное анали тическое чтение, чтение по ролям, выборочный пересказ эпизодов. Сравнительная характеристика. Развернутый ответ на вопрос: попытаться определить, в чем обаяние образов героев Марка Твена.
|
Портрет. Юмор.
Сюжет.
|
Живопись (иллюстра
ции). Скульптура (памятник) Тому Сойе ру и Геку Финну в г.Ганнибале (США).
|
Портрет Марка Твена. Иллюстрации к произведе нию.
|
Ввыбороч
ный пере сказ,
сравнитель
ная харак-теристика героев.
Сочинение по прочи танным произведениям.
|
Стр.279-283 – рочитать,
ответить на вопросы, рассказать о герое.
|
|
|
65
|
А. де Сент-Экзюпери.
Слово о писателе. "Маленький принц" как философская сказка и мудрая притча.
Понятие о притче.
|
Образовательные:
познакомить учеников с личностью А.Сент-Экзюпери; дать краткий обзор его творчества.
Обсудить вопросы:
маленький принц, его друзья и враги; мечта о естествен ных отношениях между людьми, вечные истины в сказке.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения, пересказа, умение обсуждать прочитанное произведение.
Воспитательные:
пробудить интерес к творчеству писателя, воспитывать понимание, что в своем творчестве Экзюпери утвержда ет всечеловеческие истины, морально-нравственные ценности.
|
Аудирование, выразительное чтение художественного текста, беседа по вопросам, рассказ о герое, выборочный пересказ.
|
Притча.
|
Живопись.
|
Портрет Экзюпери.
Иллюстрации к произве дению.
|
Монологические выска
зывания - сообщения учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам.
|
Подготовка к итоговому тесту.
|
|
|
66
67
|
Урок-праздник "Путешествие по стране Литерату- рии 6 класса" (игра-викторина).
К/р
по пройденному материалу (тест).
|
Образовательные:
обобщить изученный материал, проверить степень сформированности знаний и умений учащихся.
Развивающие:
развивать умение применять полученные знания на практике.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, желание хорошо учиться.
|
Аудирование, устное высказывание.
Ответы на вопросы викторины.
|
|
|
Выставка творческих работ учащихся.
|
Контроль
ная работа.
|
Письм/ответ "Что измени ло во мне изучение литературы в 6 классе?"
|
|
|
68
|
Обобщающее занятие: итоги года и задания для самостоятельного чтения на летних каникулах.
|
Образовательные:
подвести итоги года, познакомить с тематическими группами произведений, рекомендованных для самостоятельного чтения.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес, любовь к чтению.
|
Аудирование, беседа. Ознакомление с аннота циями произведений,
запись задания для летнего чтения.
|
|
|
Выставка творческих работ учащихся.
|
Чтение вслух письменных ответов.
|
|
|