Submitted by Ольга Николаевна Чижикова on Tue, 07/05/2013 - 10:55
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Цель: усвоение умения самостоятельно применять знания, умения, навыки, перенос в новые условия
ТДЦ
образовательная: научить применять знания о погоде, использовать их в новых условиях, показать связь географии с литературой, риторикой.
развивающая: продолжить формирование географического мышления, умения работать с источниками географической информации, воображения, развития речи, памяти, познавательного интереса, самостоятельности, интеллекта .
воспитательная: продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества
Цель, адаптированная на ученика:
Объяснять элементы и явления погоды, используя литературные произведения
Устанавливать связи между элементами и явлениями погоды
Уметь работать с источниками географической информации
Форма проведения учебного занятия: урок
Ведущий вид деятельности: игра, повторение, общение
Методы и приемы: частично-поисковый
Оборудование:
Учебник для 6 класса
Сборники стихов русских поэтов
Атлас для 6 кл.
Чистые листы бумаги
Структура урока
Структурные элементы урока Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность обучаемых Показатели реальных результатов
1. Орг. момент Подготовить учащихся к
работе на уроке
Настраивает на урокВключаются в работу Ученики полностью готовы к быстрому включению в деловой ритм
2. Проверка выполнения домашнего задания Проверить уровень усвоения учащимися материала предыдущего урока Предлагает проблемные вопросы Отвечают на вопросы Раскрыты основные моменты предыдущего урока, коррекция пробелов
3. Подготовка к основному этапу Актуализировать опорные знания, умения; обеспечить мотивацию и принятие цели урока Выясняет опорные знания.Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Готовность учащихся активно-познавательной деятельности
4. Основной – закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Организует работу групп, направляет действия учащихся на активную учебно-познавательную деятельность, следит за временем выполняют задания по группам
Самостоятельное выполнение творческих заданий, требующих применения в знакомой и измененной ситуации
5.Контроль и самопроверка Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Читает текст с ошибками Исправляют ошибки Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения
6. Подведение итогов. Дать оценку и анализ успешности достижения цели Оценивает работу групп Подводят итоги
Выбирают лучшего чтеца, синоптика, диктора.
Адекватность оценки учителя и учащихся
7. Рефлексия Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения(мотивации, способов деятельности, общения” Организует написание синквейна
“Я на уроке”
Пишут синквейн “Я на уроке” Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке
8. Инструктаж о д/з Обеспечить понимание цели, содержания, способов выполнения д/з Дает д/з Записывают д/з Реализация условий для выполнения д/з всеми учащимися
Структура урока
Орг. момент.(1мин)
Проверка домашнего задания.(10 мин)
Подготовка к основному этапу (2 мин)
вводное слово учителя
постановка цели
Работа в группах (22 мин)
формирование групп, постановка задач перед группами
работа в группах
отчеты групп
Контроль и самопроверка (5мин)
Подведение итогов. (2мин)
Рефлексия (3мин)
Инструктаж о д/з (1мин)
Ход урока
1. Приветствие
2. Проверка домашнего задания
Тестирование по теме « Осадки»
· Перечислите осадки, которые выпадают на Землю в твердом и жидком виде.
· Какое значение имеет снег для урожая?
· Как измеряют количество выпавших осадков:
-за сутки
- за месяц
- за год?
· От чего зависит количество осадков?
Ответы на тесты ( по вариантам)
Изучение нового материала
Эпиграф
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать,
Дождь и снег, в любое время года
Надо благодарно принимать!
Учитель: Слово погода мы слышим каждый день с экранов телевизора, по радио, говорим о ней между собой. А что же такое погода? Мы сегодня выясним это на уроке. Что же является самым существенным для погоды? По каким данным судят о погоде? Где эти явления происходят? Все эти элементы и явления можно назвать кратко состояние атмосферы. Но везде ли одинаково это состояние? (учитель обращает внимание на погоду сегодняшнего дня; сравнивает со вчерашнимднем или другим днем)
Изменение погоды
Главная причина изменения погоды- постоянное перемещение воздушных масс из-за неравномерного нагревания земной поверхности солнцем.
При вторжении воздушных масс с севера и летом и зимой наступает похолодание , а с юга потепление .Первый вестник смены погоды- это изменение атмосферного давления и направления ветра. Главная причина изменения погоды это перемещение воздушных масс, отличающихся друг от друга своими свойствами: температурой, прозрачностью, влажностью.
Предсказание погоды.Учитель: У воздушных течений есть свои законы, определяющие их скорость, направление и силу. Поэтому, чтобы как можно точнее предсказать погоду, и изучают состояние атмосферы Земли на метеорологических станциях. Делают снимки со спутников, следят за перемещением воздушных масс.
3. Подготовка к основному этапу (2мин)
вводное слово учителя
постановка цели
Учитель:
Ребята, можно ли прогноз погоды передать в стихах?
Сегодня мы с вами будем синоптиками. Но необычными, потому что будем описывать не просто погоду, а погоду из стихотворений великих поэтов.
Цель нашего урока: сделать географический анализ стихотворения о погоде, т.е. описать прогноз погоды, который поэт запечатлел в своем стихотворении.
4. Работа в группах (22 мин)
формирование групп, постановка задач перед группами
работа в группах
отчеты групп
Учитель:
Группа - это маленькая метеорологическая лаборатория. Но не простая, а творческая, ведь работа связана с литературными произведениями.
Каждая группа получит карточку, с отрывком из стихотворения. В течение 5 минут группа составляет прогноз погоды, используя знания предыдущих уроков по теме “Атмосфера”
Поскольку урок связан с литературой, очень важен артистизм выступающих. В конце урока мы вместе назовем самого точного синоптика, художника, чтеца и диктора
Учащиеся получают задание и работают в группах.
Отчет группа представляет по следующему плану
Чтение стихотворения с выражением.
Оглашение времени года, явления, описанных в стихотворении.
Оглашение прогноза погоды.
Предложенные отрывки:
Булат Окуджава
Весна (отрывок)
Небо синее, как на картинке
Утро майское. Солнце. Покой.
Улыбается жук на тростинке,
Словно он именинник какой.
Все устали от долгой метели
А.Пушкин
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Ф.Тютчев
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...
Летний вечер
Блок А.А.
Летний вечер
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей- красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины
Сергей Есенин
Поет зима, аукает (отрывок)
Поет зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна
Блок А.А.
ХХХ
О, как безумно за окном
Ревет, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют дождем,
И ветер воет, замирая!
Ужасна ночь! В такую ночь
Мне жаль людей, лишенных крова,
И сожаленье гонит прочь
В объятья холода сырого!..
Бороться с мраком и дождем,
Страдальцев участь разделяя…
О, как безумно за окном
Бушует ветер изнывая.
Иван Бунин Розы (отрывок)
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зеленый знойный сад,
И сена душного истома
Струила сладкий аромат
Порою, звучный и тяжелый, высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчелы,
звенели мухи - день сиял
Выступать может или один учащийся или вся группа
Отчет 1 группывыглядит следующим образом:
Выразительное чтение стихотворения
Время года - весна
Прогноз по стихотворению Булата Окуджавы “Весна” (отрывок).
Примерный ответ: Сегодня 5 мая температура воздуха + 14 , скорость ветра составляет 1-3 м/с, ясно, осадков не ожидается.
Таким образом, отчитываются все группы
5. Контроль и самопроверка (5мин)
Учитель читает текст с ошибками, учащиеся по ходу исправляют их.
Самыми важными характеристиками погоды являются температура почвы и воды в реке, море, океане. Все погодные явления происходят в стратосфере. Одно из свойств погоды- постоянство. Погода меняется только в течение года. Главная причина перемен в любое время суток в погоде- перемещение воздушных масс. У нас в сТамбовской области в течение всего года преобладают погоды теплого времени года. А предсказание погоды называется –гороскоп.
Ответы учащихся :
Самыми важными характеристиками погоды являются температура воздуха, облачность, осадки, направление и сила ветра
Все погодные явления происходят в тропосфере
Одно из свойств погоды- изменчивость
Погода меняется в течение суток
У нас в Республике погоды и теплого и холодного времени года
Предсказание и описание погоды называется прогноз
6. Подведение итогов. (2мин)
Итак, давайте назовем самого точного синоптика, чтеца и диктора.
Учащиеся после краткого обсуждения называют:
группу, которая точнее всех описала погоду
ученика, который лучше всех прочитал стихотворение Народные приметы.
Ученик: Если в первый день бабьего лета пасмурно- осень будет сухая.
Ученик: Если листопад пройдет скоро- надо ожидать крутой зимы.
Ученик: Поздний листопад к суровой зиме.
Ученик: Теплая осень к долгой зиме.
Ученик: Ласточки низко летают- к дождю.
Ученик: Вороны собираются в стаю- к морозу.
7. Рефлексия (2мин)
Для рефлексии подходит прием “Синквейн” (пятистишия) предполагает написание о теме (понятии) пяти строк. Каждая строка имеет определенное количество слов и свою смысловую нагрузку.
1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),
2 строка описывает тему (2 прилагательных),
3 строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола),
4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),
5 строка – повторение сути, “синоним” темы
Тема синквейна “Я на уроке” опишет состояние и занятость учащегося на уроке.