Дистанционное обучение и вариативность его использования.
В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. Как отмечает Е.С. Полат, дистанционное обучение – это новая форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой.
Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными, обусловленными возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.
Форма дистанционного обучения сама подсказывает, что подход к обучению здесь может быть только личностно-ориентированным. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и конечно же доступ к Интернету.
В дистанционном обучении широко используются компьютерные обучающие системы - это программные средства учебного назначения, которые позволяют:
индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно - познавательной деятельности;
сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;
демонстрировать визуальную учебную информацию;
моделировать и имитировать процессы и явления;
проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
прививать умение в принятии оптимальных решений;
повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;
передать культуру познания.
Сеть Интернет предоставляет наиболее богатые возможности для организации дистанционного обучения и позволяет создавать следующий спектр учебных систем:
интерактивные учебники и учебные пособия;
анонимные пробные тесты;
тесты и экзамены для учеников дистанционного обучения;
организация обратной связи преподаватель - ученик.
При создании дистанционного курса важен тот факт, на кого рассчитан курс дистанционного обучения: на массовое обучение или индивидуальное. И в том, и в другом случае можно говорить о процессе обучения, но принципиально отличном один от другого. В первом случае предусматривается опора на электронный учебник (учебное пособие, курс). Во втором случае такой систематический курс не предусматривается. Обучение отдельных учащихся ведется преподавателем по индивидуальной программе.
Успешность и качество дистанционного образования, в общем случае, зависят от эффективной организации и качества используемых материалов. Необходимо обеспечивать максимально возможную интерактивность между учеником и учителем, обратную связь между учеником и учебным материалом. Структурирование содержания дистанционного курса должно быть модульным, так, чтобы ученик мог четко осознать свое продвижение от одного законченного блока материала к другому.
Организация дистанционного обучения может быть представлена двумя основными моделями: полное дистанционное обучение и частичное, в соединении с традиционными формами обучения.
Примером дистанционного обучения, построенного на принципе индивидуального взаимодействия с учеником, является Федеральная программа дистанционного обучения детей-инвалидов. В данном случае дистанционное обучение предоставляет детям доступ к полноценному качественному образованию в соответствии с интересами и склонностями детей, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Информационные технологии позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Здесь учитель «ведет за руку» каждого ученика.
Достаточно интересна вторая модель организации дистанционного обучения. Частичное дистанционное обучение можно использовать для учеников, которые длительное время находятся по состоянию здоровья дома или во время карантина, при условии, конечно, что они имеют дома персональный компьютер и доступ в Интернет к источникам информации. Использование элементов дистанционного обучения позволяет решить проблему пропуска уроков. В этом случае учитель индивидуально предлагает ученику изучить учебный ресурс, после чего ученику необходимо ответить на вопросы, либо выполнить тест, либо творческое задание. В таком режиме работы весьма результативным является использование обучающих презентаций с объяснением нового материала и набора задач для закрепления материала с логическими подсказками и наводящими вопросами, а также электронных тестов с самопроверкой и заданий, отправляемых на проверку педагогу.
Эта форма обучения эффективна для организации повторения учебного материала, систематизации знаний учащихся и ликвидации пробелов в их знаниях. На мой взгляд, очень эффективным для создания дистанционных курсов и уроков является ресурс«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».
При создании дистанционного модуля, урока также можно использовать и авторские иллюстрации, видеофрагменты, аудиозаписи и презентации, которые педагог размецает в сети Интернет. В настоящее время существует большое количество сервисов для создания и размещения медиаресурсов.
Рассмотрим некоторые из сервисов WEB 2.0, которые можно использовать при организации дистанционного обучения. Можно использовать DocMe.ru - бесплатный сервис для публикации, хранения и обмена текстовыми документами, электронными таблицами, презентациями. Размещение презентации на сервисе Каламео эффективно в том
плане, что можно организовать группу из учеников для обсуждения какой-либо проблемы. При данной организации работы можно развернуть целую дискуссию по определенной теме, проблемным вопросом которой будет выступать информация, написанная в презентации.
Сервис ПИКАСА дает возможность загружать свои фотографии, публиковать их в Интернете без особого труда и создавать потрясающие веб-альбомы.
Соединяя фотографии, слова и музыку из фотографий и иллюстраций, можно создать учебный слайд-фильм и разместить его на сервисеPhoto Peach.com. Достаточно интересен для учениковсервис vuvox.com,позволяющий создавать интересные слайд-шоу.Инструкция по работе с сайтом vuvox.com. Также можно использовать интересный сервисPhotosnack. Он позволит «выйти» за рамки обычной открытки и устроить целое шоу с весёлой музыкой по какой-либо теме.
Также для публикации учебного фильма можно использовать сервис Яндекс.Видео. Насервисе Myebookможно создать электронную книгу. Ученики могут размещать на этом сервисе свои реферативные работы.
Если вы ставите перед учеником задачу – расположить события, связанные с каким-либо событием, в правильной последовательности и представить их в виде «ленты времени», то в этом случае рекомендую воспользоваться сервисомTimeRime.В результате его использования получаяется наглядный , интерактивный, красочный и интересный продукт учебной деятельности.
Рекомендую использовать сервисEdcanvas. Данный сервис позволяет разрабатывать медиаконспект для вашего урока. Edcanvas - это пространство, которое позволяет учителю создавать уроки он-лайн. Эти уроки он-лайн можно встраивать в свой блог, систему дистанционного обучения moodle, школьный сайт и т.д. Рекомендую познакомиться с описанием сервиса для создания медиа-содержания.
Графинг - это бесплатный сервис создания и редактирования векторных и растровых изображений. С помощью онлайн-редактора вы можете прямо в окне браузера создать картинку и сохранить её копию на сервере в форматах: GIF, PNG, JPEG.
Сервис Thing Link позволяет сделать, выбранную вами картинку интерактивной, используя различные ярлыки при нажатии на которые появляется вложенная вами информация. Рекомендую познакомиться с описанием сервиса по созданию интерактивных изображенийThing Link.
Прост, интересен и полезен для педагога и его учеников сервисLearningApps.org. В сервисе реализуется возможность создавать разнообразные формы и типы заданий. Помимо этого, задания могут содержать текст, иллюстрации, карты, аудио и видео-файлы. Присутствует возможность голосового воспроизведения задания. Веб-сервис LearningApps.org создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений. Здесь представлено более 14 различных интерактивных упражнений , причем 4 из них в форме игры от 2 до 4 участников. Преподаватель на сервисе может создать два класса для работы с учениками и создания приложений. Рекомендуювидео о сервисе.
Для создания авторских медиаресурсов можно использовать замечательную программу “Hot Potatoes”. Совсем несложная в обращении, эта программа предоставляет прекрасные возможности для составления интерактивных заданий - тестов и кроссвордов.
Для создания своей веб-страницы можно использовать NVU - небольшой визуальный HTML-редактор с открытым исходным кодом, не требующий знания языка HTML!. NVU - это программа с большими возможностями и интуитивно понятным интерфейсом. Установщик программы под Windows (русифицированный, 7 Мб) находится здесь.
В организации дистанционного обучения можно использовать облачные сервисы Google. Этот достаточно простой сервис, он очень удобен в совместном использовании с учениками. Сервис предоставляет возможность вносить изменения, добавлять комментарии. С помощью Документов Google можно создать интерактивный лист или презентацию , после чего открыв доступ ученикам, предложить им выполнить совместное практическое или творческое задание. При этом каждый ученик может видеть изменения, которые вносятся другими, а также пообщаться в чате, доступном в этом же окне. Это очень удобно для организации групповой исследовательской деятельности.
Одним из сервисов, которые предоставляют возможность для совместной (коллективной) работы являетсявеб-доска Stixy. Здесь можно размещать стикеры с необходимыми записями, картинки (фотографии), файлы различных форматов, листочки виртуального календаря. Эту доску можно использовать для работы по какому-либо учебному вопросу, но она очень эффективна также в воспитательной работе. Предлагаюкраткую инструкциюпо работе с интерактивной доской.
Также достаточно результативной является организация работы для группы учащихся с использованиемвики-страницы, которая также может быть использована как инструмент совместного использования при проведении учебного проекта. При такой форме работы на учителя, возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, консультирование, руководство учебным проектом и т.д. При этом ученики в большом объеме познают и используют широкие возможности Интернета для самообучения, саморазвития и самопознания.
Таким образом, современные веб-сервисы предоставляют огромные возможности для совместной (коллективной) работы как в школе, так и вне стен учебного кабинета.
Выполнение учениками творческих заданий по учебной проблеме с использованием различных сервисов Интернета способствует повышению информационной и компьютерной грамотности школьников.
Примеры:
Учебный фильм о линейной функции (cсылка). Ресурс, созданный учеником, размещенный на сервисеЯндекс.Видео.
Презентация «Ищите функцию!» (cсылка). Ресурс, созданный учеником, размещенный на сервисеCalameо.
Презентация «Дайте мне функцию и я объясню этот мир» (cсылка). Ресурс, созданный учеником, размещенный на сервисе Calameо.
Исторический очерк о развитии понятия функции (cсылка). Ресурс, созданный учеником, размещенный на сервисе PhotoPeach.com.
Поздравительная открытка с Рождеством (ссылка). Ресурс, созданный учеником , размещенный на сервисе Рhotosnack.com
События, связанные с рождением Иисуса Христа, в виде «ленты времени» (ссылка). Ресурс, созданный учеником, размещенный на сервисе TimeRime.
Викторина по теме "Проценты" (ссылка). Ресурсы, созданные учениками и размещенные на сервисеLearningApps.org.
Презентация о треугольнике (ссылка). Ресурс, созданный учениками и размещенный на сайте ДокМи.
Интерактивноe поздравление учеников на доске (ссылка). Размещенно на сервисеStixy.com.
Google-рисунок для работы в классе (ссылка). Размещено на сервисеGoogle.
Google-форма для опроса учеников (ссылка). Размещено на серсисеGoogle.
Медиа-урок "Умножение натуральных чисел (ссылка). Создан с помощью сервисаEdcanvas.
Интерактивный тест по "Числа России" (ссылка). Ресурс, созданный учениками с помощью программы "Hot Potatoes" и размещенный в сети Интернет.
Веб-страница "Русские и английские пословицы и поговорки с числительными" (ссылка). Ресурс, созданный учениками с помощью программы "Hot Potatoes".
Для организации сетевого взаимодействия с учащимися можно использовать блог учителя.Blogger – быстро, удобно и абсолютно бесплатно, этотресурс прост в создании и использовании. Инструкцию"Как создать блог" можно изучить по этой ссылке.
Примером использования блога для дистанционной деятельности является блог Денисовой И.П."Учимся вместе!", блог "Надо много учиться, чтобы знать хоть немного..." или"Блог 5 "А" класса".
Использование элементов дистанционного обучения в преподавании позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:
учебно-познавательной (определять цели и порядок своей работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность, осуществлять самоконтроль);
коммуникативной (сотрудничать, участвовать в работе группы, обмениваться информацией);
информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, преобразовывать и передавать её);
компетенции личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).
Благодаря использованию технологии дистанционного обучения удается значительно повысить интерес к предмету слабых учеников, включить их в процесс познания.
Предлагаю пример дистанционного курса по теме "Функции".
Прикрепленные материалы:
1.Сценарий модуля.
2.Авторские рекомендации.
Литература:
1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997 г.
2. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения
3. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006.
4. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. - №36. – С. 26-30.
5. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // "Образование: путь к успеху". - Уфа., 2010.
6. http://school-collection.edu.ru/ 7. http://www.edu-reforma.ru/
Идет прием заявок на участие в фестивале методических идей "Пеликан" от АНО «ЦПИ «Ариадна»