Submitted by Галина Анатольевна Овчинникова on чт, 02/05/2013 - 21:34
Тема: "Звучащие картины".
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех сегодня видеть! Давайте поприветствуем друг друга.
Музыкальное приветствие.
Учитель. Прозвенел звонок
Дети. Начался урок.
Учитель. Итак друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок.
Прием "Необъявленная тема".
2. Начало урока.
Слайд №1:
Сегодня у нас не простой урок. Муза приглашает нас в картинную галерею.
Откройте рабочую тетрадь на стр. 30-31 (прием "послушать-сговориться-обсудить"). Посмотрите, Муза рисует картину, давайте рассмотрим картины написанные художниками, - какие картины мы видим? ("Флейтист", "Лель", "Гусляры", "Арфистка")
Слайд №2
Какими бывают виды картин?
Д. Пейзаж, натюрморт, портрет.
У. Что объединяет эти картины? Как бы вы их назвали?
Д. Музыкальные картины.
У. А как мы можем назвать наш урок сегодня?
Д. Звучащие картины.
3. Изучение нового материала.
У. Назовите инструменты, на которых играют музыканты.
Д. Арфа, свирель, гусли, флейта.
У. Какие инструменты народные и какие профессиональные?
Д. Народные - свирель, гусли, профессиональные - арфа, флейта.
Прием «Шаг за шагом»
У. Какой жанр изобразительного искусства перед нами?
Слайд №3.
Д. Портрет (появляется название Портрет).
У. Кто изображен на портрете? (мальчик) Чем занимается мальчик? На чем играет? (играет на свирели). Какую музыку он играет? (народную) Какие цвета преобладают в картине? (светлые) Представьте, что картина оживает…
Повторное слушание «Песня Леля» - Н.А. Римский – Корсаков.
У. Кто узнал прозвучавшую музыку, автора и солирующий инсрумент?
Д. Н.А. Римский- Корсаков, «Песня Леля», свирель.
У. Молодцы, ребята! Какое настроение, характер мелодии? (радостное, характер танцевальный). Соответствует ли картина, нарисованная художником звучанию фрагмента из оперы? (да, соответствует). А что такое опера? (музыкально-драматическое произведение, где герои не говорят, а поют).
Слайд №4.
У. Какой жанр мы видим на этой картине?
Д. Натюрморт (появляется название натюрморт).
У. Что мы видим? (беседа по картине) Как звучит эта картина?
Д. Как флейта.
У. Давайте послушаем музыкальное произведение немецкого композитора И.С. Баха «Шутка», прочувствуем его и предположим, почему композитор назвал эту мелодию «Шутка»? (Слушание «Шутка» И.С. Баха).
(Прием «Хочу спросить»).
Как звучала музыка? (радостно, весело) Какой вы услышали музыкальный инструмент? (флейта) Есть сходство со свирелью? (эти инструменты родственные) Откройте учебник на стр. 29.
У. Какие слова соответствуют характеру этого произведения? (игривый, задорный, шутливый). Почему композитор назвал эту мелодию «Шутка»? (потому что музыка шутливая). А вам хотелось бы поиграть на флейте? (Да) Давайте немного отдохнем и покажем, как мы умеем играть на разных инструментах.
Физкультминутка « Веселый музыкант».
К какому жанру мы должны перейти дальше? К пейзажу.
Слайд №5.
Что мы видим на этом пейзаже? Вот как о тройке сказал поэт Петр Вяземский.
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из под копыт,
Колокольчик, заливаясь,
Упоительно звенит.
Обратите внимание, как гармонично объединились стихи, краски и музыка в этой картине. Давайте послушаем как весело прокатиться на тройке лошадей в санях. звучит английская народная песенка «Бубенчики»)
Слайд №6.
Понравилась ли вам песня? Что хочется делать под эту музыку? Кому захотелось ее разучить?
4. Вокально-хоровая работа. Разучивание 1 куплета и припева с хлопками песни «Бубенчики».
(Прием «Если бы я был композитором»).
Как можно украсить эту песню? Какие инструменты можно выбрать? (ответы детей) – раздача музыкальных инструментов- учащимся Музыканты есть, хор здесь, а кто еще может исполнить песню?
Д. Солист.
Давайте исполним следующим образом: 1-й к. – солист, а припев все вместе. Готовы?
Исполнение песни « Бубенчики».
5. Творческие задания для речевой выразительности.
У. Сегодня на уроке мы увидели, как связаны музыка, литература и живопись. Перед вами карточки с заданием. Работая в парах прочитайте и соедините линиями следующие понятия. Кто справился с заданием? (спросить 2-3 человека) А теперь проверьте себя
( слайд № 7).
6. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2. Где мы с вами побывали?
3. Можно ли услышать музыку в живописи?
4. С какими инструментами мы познакомились?
5. Что на уроке тебе понравилось больше всего?
А теперь каждый оценит себя: перед вами смайлики, выберите один из двух.
( Прием « Два смайлика»).
Если вы активно работали на уроке, вы довольны своими ответами – поднимите смайлик с веселым выражением, а если не совсем поняли материал урока – с грустным выражением.
У. Чтобы у вас было радостное настроение, давайте исполним песню «Полька».