Конспект урока с презентацией по теме: "Л. Пантелеев "Честное слово"
Submitted by Антонина Витальевна Глухова on чт, 02/05/2013 - 19:31
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №1
имени 397-й Сарненской дивизии
города Аткарска Саратовской области
Конспект открытого урока
литературного чтения в 3 классе
на тему: Леонид Пантелеев. «Честное слово»
Учитель:Глухова Антонина Витальевна
2013 год
г. Аткарск
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: Л. Пантелеев «Честное слово»
Цель урока:
- знакомство с творчеством Л.Пантелеева;
Задачи:
Образовательные:
- учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;
- продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;
- продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;
Развивающие:
- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
- работать над развитием речи, мышления;
Воспитательные:
- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения;
- формировать представление о честности, отзывчивости, смелости;
Оборудование:компьютер, экран, презентация к уроку, книги с произведениями Л.Пантелеева.
Ход урока:
I. Организация урока.
- С добрым утром, 3 класс,
Всё готово ли у вас?
Все на парты посмотрели?
А теперь тихонько сели.
II. Введение в тему урока (Приложение 2) - Ребята, я предлагаю вам поработать в группах и разгадать зашифрованные слова: ОБОРДАТ ВИЧОТЫЗТЬОВС ВЖИЛСЬТО НССЕТЬЧТО (доброта) (отзывчивость) (лживость) (честность) - Попробуйте эти понятия объединить и назвать одним словом. (Это качества человека) - Назовите лишнее слово. (Лишнее слово - лживость) - Почему вы так решили? (ответы детей) - Объясните, как вы понимаете смысл слов: доброта, отзывчивость, честность.
- Какие это качества? (ответы детей)
III. Постановка учебной задачи.
Экран: Честное слово. - Поработайте в группах и попробуйте объяснить значение этого выражения? Экран: Л.Пантелеев «Честное слово» - Что так обычно записывается? (Обычно так записываются названия литературных произведений) - Ваши предположения, чем мы сегодня будем заниматься? (Мы будем знакомиться с новым произведением Л.Пантелеева) – Давайте сформулируем учебные задачи (чем мы будем заниматься на уроке?): 1) Поговорим об авторе. 2) Познакомимся с содержанием произведения.
3) Познакомимся с героями произведения. 4) Ответим на вопросы текста. 5) Сделаем выводы для себя. - Итак, учебная задача ясна. Что мы знаем о писателе?
- Послушаем биографическую справку о писателе
(подготовленный ученик Мотков Алексей)
Леонид Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев. Родился в 1908 году в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 году попал в школу имени Достоевского для беспризорных.
Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами рассказы Пантелеева заслужили свою популярность.
Умер писатель в 1987 г. в Москве.
- Прослушав справку о писателе, можем ли мы определить жанр этого произведения? Определите его.(Это рассказ)
IV. Работа с текстом.
– Ещё раз обратите внимание на название произведения, давайте предположим, о чём пойдёт речь (ответы детей). О том выполнил ли кто – то данное слово, мы узнаем, прочитав рассказ Пантелеева. 1) Чтение хорошо читающими детьми. - Какие чувства вы испытали, слушая рассказ?
- Что подтвердилось из ваших предположений? 2) Словарная работа.
Сторожка – помещение для сторожа. Безутешно – не находя утешения. Часовой – военнослужащий, стоящий на посту, на часах. Караул – воинское подразделение, несущее охрану кого-чего-либо. 3) Первичное восприятие. (чтение рассказа учениками по цепочке) до слов «Вдруг я остановился …»
- От чьего имени ведётся повествование? - Как вы можете охарактеризовать рассказчика? - Где происходили события?
- Что узнали о мальчике?
Читаем до слов «Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь» - Почему мальчик плакал? Как к этому отнёсся рассказчик? (сначала улыбнулся, а затем задумался) - Поставьте себя на место этого мальчика. - Как бы вы поступили в подобной ситуации?
Чтение до конца. - Какая мысль пришла в голову рассказчику? - Почему только военный мог снять мальчика с караула?
V. Физминутка
Мы внимательно читали и немножечко устали. Приседаем на уроке. Встанем прямо, руки в боки. Дышим носом глубоко. Поднимаемся легко. Наклоняемся вперёд, как деревья ветер гнёт. Прогибаемся назад, так качаемся мы в лад. Головой теперь покрутим, так мы думать лучше будем. Поворот и поворот, а потом наоборот. Встанем все мы на носок, руки тянем в потолок. На зарядке ставим точку, продолжаем наш урок.
4) Выборочное чтение. - Каким вы представили себе мальчика? Какой он?
- смелый
- стойкий
- серьёзный
- мужественный
- ответственный
- честный - Как вёл себя майор, когда узнал ситуацию?
- Как вы оцениваете поступок старших мальчиков? - Как повёл себя мальчик при виде военного? Что значит «весело и с облегчением засмеялся»?
Прочитайте концовку рассказа со слов«Я посмотрел на его маленький …» - Почему именно так завершает своё произведение Пантелеев? - Подумайте, какую главную мысль содержит этот рассказ?
5) Включение нового знания в систему знаний.
Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»? А как вы его выполняли?
VI. Работа с пословицами
- Восстановите пословицы, поработав в парах.
- Как вы понимаете каждую пословицу? (Приложение 1)
Как аукнется,
а давши – держись.
Не давши слова – крепись,
хозяин.
Не по виду суди,
так и откликнется.
Будь своему слову
а по делам гляди.
- Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева?
VII. Рефлексия. - Как вы думаете, было ли произведение поучительным? - Чему оно вас научило? - Какой вывод вы сделали для себя? - Оцените свою работу на уроке.
-Покажите смайлики:
- Кому всё понятно и вы были уверены, то покажите смайлик «всё хорошо»,
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, то покажите смайлик «нужно поработать»,
- Кому на уроке было очень трудно, покажите смайлик «требуется помощь»
VIII. Домашнее задание
- Выберите себе домашнее задание:
1. Пересказ от лица главного героя (лист розового цвета)