«Разум человеческий владеет тремя ключами,
открывающими все: цифрой, буквой, звуком.
Знать, думать, мечтать».
Виктор Гюго
Слова великого французского писателя можно отнести к «компьютерному разуму», который умеет обрабатывать любую информацию: числовую, текстовую, графическую, звуковую. Именно эти виды информации можно найти в электронных учебниках, словарях, энциклопедиях, то есть в цифровых образовательных ресурсах (ЦОР). Они способны выполнять все компоненты обучения: передачу информации, практические занятия, аттестацию, то есть проверку знаний.
Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
С появлением в школе Интернета все более актуальным становится применение доступных учителю электронных и цифровых образовательных ресурсов.
По каким признакам следует выбирать ресурсы сети Интернет для применения на уроке?
Образовательные ресурсы сети Интернет можно классифицировать по следующим направлениям:
• Конспекты уроков
• Методические разработки и дидактические материалы к урокам
• Учебные программы, вариативные курсы, учебные модули по школьным предметам
• Электронные учебники
• Презентации к урокам
• Видеоматериалы с записями уроков
• Статьи из опыта работы, информационно-педагогические модули системы работы, педагогические инициативы педагогов, реализованные в практической деятельности
Самыми эффективными следует считать комплексы образовательных Интернет-ресурсов:
• образовательный сайт – информационный массив ресурсов, посвященный одному учебному предмету, разделу учебного плана или теме, включающий в себя иллюстрационные, демонстрационные и презентационные материалы к определенным урокам; теоретические материалы по теме урока в виде лекций, конспектов или тезисов; содержание упражнений и задач с примерами их решений; задания для самостоятельной работы учащимся.
Неорганическая химия. Лекции для студентов первого курса
Olimpiada.ru
• образовательный портал – Интернет-ресурсы справочного характера, посвященные одному или нескольким предметам школьного курса, включает в себя каталоги Интернет-ресурсов и литературы со ссылками на материалы, имеющие отношение к определенной теме урока.
Виртуальная образовательная лабораторияhttp://www.virtulab.net
Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс», http://www.openclass.ru
Учительский порталhttp://www.uchportal.ru
• база знаний – структурированное хранилище материалов учебного характера, например, - энциклопедии, справочники, атласы и пр.
• система дистанционного обучения – с помощью Интернет-технологий проходит учебный процесс, предполагающий все этапы учебного процесса, начиная с формирования индивидуального плана работы ученика и заканчивая экзаменом и получением документа об окончании учебного модуля или курса.
Модернизация школьного образования на современном этапе приводит к ряду проблем, с которыми сталкиваются в своей работе учителя. Одна из этих проблем как повысить познавательную активность обучающихся на уроках химии. Использование ЦОР помогает решить эту проблему. Оживить уроки химии, сделать их интересными, красивыми, интерактивными призваны цифровые образовательные ресурсы, обширная коллекция которых создается специально в помощь учителям на сайте Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru). Использование ЦОР при преподавании химии поможет учителям химии успешно решать как задачи дифференцированного обучения по соответствующему профилю, так и полноценной реализации общеобразовательной функции обучения в старших классах, при этом максимально избегая перегрузки. ЦОР позволяют сделать восприятие предмета более приятным для ученика и учителя, экономят время и восполняют недостаток наглядности.
Эта коллекция позволяет иллюстрировать уроки изображениями, таблицами, видеофрагментами, интересными текстовыми материалами; использовать тестирование и самотестирование учеников, флеш-анимацию для интерактивного взаимодействия с изучаемым материалом, готовые презентации в формате ppt и звуковые фрагменты.
При проведении некоторых практических работ по химии можно использовать коллекцию «Виртуальная лаборатория». В этой коллекции представлены работы по распознаванию и синтезу веществ. Виртуальная лаборатория позволяет моделировать механизмы химических реакций, образования различных видов химической связи, использовать лабораторное оборудование, которого нет в школе. Также она помогает подготовиться к практической работе заранее или выполнить ее индивидуально в случае пропусков уроков.
Основными задачами комплекта ЦОРов являются:
Помощь учителю при подготовке к уроку:
- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
- эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;
- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
- подготовка творческих заданий;
- подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
- обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
Помощь при проведении урока:
- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
- индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;
Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
- повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
- автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
- большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
- возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
- помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
- приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.
Таким образом, использование ЦОР в образовательном процессе позволяет осуществлять системно-деятельностный подход в обучении, а также сформировать информационно-коммуникативные компетенции учащихся и компетентности в сфере самостоятельной, познавательной деятельности учащихся, а именно:
- сделать урок более интересным, наглядным;
-индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счёт возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
- вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
- способствует стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;
- работать в интерактивном режиме;
- визуализировать учебную информацию;
- визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;
- осуществлять контроль, самоконтроль и самокоррекцию;
- проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации.
|