Учитель записывает на доске слово "тема", выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимания на руку учителя, которая не хочет выводить саму тему.
Учитель: ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности. отсутствие темы в начале урока!
1 слайд.
Кто изображен на картинах?
Определите жанр картин.
Дайте определение портрета живописного.
2 слайд.
История и анализ портрета М.П. Мусоргского работы И. Репина.
Может ли существовать портрет музыкальный? (проблемный вопрос)
Вывод: чем больше вглядываемся в портрет, тем больше понимием душу композитора. Через зрительный образ художник рассказал о внутреннем мире человека.
3 слайд.
Запись темы урока " Музыкальный потртрет"
4 слайд.( открытие нового знания)
Вспомните факты из жизни композитора М. П. Мусоргского.
5 слайд.
Внимание! Домашнее задание!
( Учащиеся рассказывают об истории создания и краткое содержание оперы
6 слайд.
Краткая характиристика предложенныхм персонажей.
Прослушивание "Песня Варлаама"
Задание: кто из преложенных предложенных персонажей может петьтакую песню?
(Обсуждаются варианты. предложенные детьми и сопоставляем предложенные образы с интонацией песни)
Приправильном ответе напротив имени персонажа появляется смайлик, при неправильном ответе- знак вопооса.
Как манера исполнителя и элементы музыкального языка выдают характер героя?
Анализ "Песни Варлаама"
Расскажите о своих зрительных ассоциациях. Каким вы себе представили себе этого героя?
Как правило,предложенные образы совпадают с изображением "Протодьякона" И. Репина.
7 слайд
Картина И. Репина "Протодьякон".
Разбор картины.
Что общего между музыкой М.П. мусоргского и картиной И. Репина?
Можно ли "Песню Варлаама" назвать музыкальным портретом?
Главное в музыке_ это выражение эмоционального состояния. настроения и характера. Однако, каждый человек, в силу своего воображения и фантазии, может представить себе зрительные образы. Если произведение программное, то и зрительные оьразы будут совпадать в деталях.
Дети: это выссказывание выражает сущность жанра музыкального портрета.
Рефлексия. Учащимся предлагается назвать моменты урока, которые вызвали затруднения или наибольший интерес в процессе решения проблемы.