Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Звуки скрипки так дивно звучали..."

Фото пользователя Наталия Алексеевна Степанова
Submitted by Наталия Алексеевна Степанова on вс, 28/04/2013 - 14:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Степанова Наталия Алексеевна
Место работы, должность: 
Филиал МБОУ Ржаксинской СОШ №2 им. Г.А. Пономарёва в с.Каменка, учитель музыки
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся  5 класса в предметной области «Музыка» по разделу  «Музыка и изобразительное искусство» по теме  «Звуки скрипки так дивно звучали…» через знакомство  с творчеством Николы Паганини.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

-  Учебник «Музыка. 5 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;
  -  Хрестоматия «Музыка. 5 класс».
Используемая методическая литература: 

 

Смирнова Э.Русская музыкальная литература под ред. Поповой Т.В. - М.: изд-во "Музыка", 1974.
 Музыка и живопись для детей. СD-ROM.- М., 2002.
 Васина-ГроссманВ. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.
Используемое оборудование: 

 

Фортепиано, компьютер, мультимедиапроектор.

Используемые ЦОР: 

 

http://mp3sorf.rusfolder.net/21358528-
http://mp3sorf.rusfolder.net/22549263
Краткое описание: 
Урок посвящен знакомству с музыкой Н. Паганини

 

 «ЗВУКИ СКРИПКИ ТАК ДИВНО ЗВУЧАЛИ…»

Цель урока:
-  формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся  5 класса в предметной области «Музыка» по разделу  «Музыка и изобразительное искусство» по теме «Звуки скрипки так дивно звучали…» через знакомство  с творчеством Николы Паганини.
Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов:
·                    формирование основ уважительного отношения к искусству;
·                    формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
·                    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
·                    развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
·                    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
·                    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
·                    формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
·                    взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
·                    овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
направленные на достижение предметных результатов обучения:
·                    знание основных закономерностей музыкального искусства (каприс,  интерпретация, портрет);
·                    формирование основ музыкальной культуры;
·                    умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;
·                    развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Формы и методы работы с учащимися
·                     Метод зрительной наглядности: презентация;
·                     Метод звуковой и зрительной наглядности;
·                     Метод эмоциональной драматургии;
·                     Метод сравнения;
·                     Словесные методы (беседа, объяснение, разъяснение).
Структура урока:- Организационный момент.
                                 - Актуализация темы
                                 - Объяснение нового материала.
                                -  Вокальная работа
                                - Обобщение темы, рефлексия
                                -  Подведение выводов.
Ход урока .
1. Организационный момент .
1.1. Настраивание учащихся на деятельность.-
Звучит музыка Николо Паганини  (презентация слайд №1)
Учитель: Какую тему для разговора подсказывает нам музыка? Звучание какого инструмента вы сейчас услышали?
1.2. Мотивационно-целевое полагание: Определение темы урока.
Учитель:  Ребята посмотрите на эти строки А. Толстого, какая из них могла бы стать темой нашего сегодняшнего урока?(презентация слайд №2)
Учитель: Давайте обратимся  к учебнику на странице 112 (Работа с учебником на стр. 112-113)  Что вы знаете о скрипке? Почему звучание  этого инструмента  так  любимо слушателям.
Самостоятельная работа с учебником.  Диалог с учителем, проговариваются все вопросы, которые, по их мнению, могут возникнуть при изучении данной темы.
2. Актуализация темы .
2.1. Подготовка проблемной ситуации 
Учитель: Давайте познакомимся с рассказом К. Паустовского «Струна»
Работас текстом, Чтение рассказа  (Р.Т. стр. 34-36.).
2.2. Беседа по тексту
 Учитель: О чем этот рассказ?
                    Какое время истории России описывает Паустовский?
                   Что помогло музыканту довести до конца свое выступление на единственной  оставшейся струне скрипки?
                   Как вы считаете, то, что произошло в рассказе,  могло ли случиться в реальной  жизни?
Учащиеся высказывают свои мнения о том, смогут ли они ответить на вопросы сразу, опираясь на ранее полученные знания или жизненный опыт, или еще нужно искать ответ.
Учитель: Давайте, вновь обратимся к рассказу.   С кем сравнивают Егорова слушатели?                
                   Кто, по их мнению, мог бы сыграть в данной ситуации?
                   Кто такой Никколо Паганини?
                   Существовал ли такой музыкант на самом деле? Что же такого сделал Паганини, раз о нем пишут рассказы?  Чем удивляет он нас, и что мы о нем
                   знаем? Что нам нужно сделать, чтобы ответить на все эти вопросы?
Учитель: На вашем столе лежит таблица в ней три столбца. Давайте сейчас заполним два из них: знаю, хочу узнать. В конце нашего урока мы заполним, и
                  последний столбик, проверив себя, что же мы хотели узнать и что узнали.(Учащиеся планирую способы достижения намеченной цели.)
Учитель: Итак, Николо Паганини, много легенд существует об этом удивительном  музыканте и человеке. Кто же он такой – Николо Паганини  (презентация слайд
                №4, звучит фрагмент рассказа Кленова «Четыре струна» http://mp3sorf.rusfolder.net/21358528-)
2.3. Диалог с учениками
Учитель:  Почему так считали современники Паганини, какими секретами окутана его
                    жизнь и творчество? Как же нам ответить на этот вопрос?
                    О чем мы с вами говорим на уроках музыке в этом учебном году?
Учитель: Итак различные виды искусства, как они взаимосвязаны между собой, можно ли с их помощью создать образ того или иного героя. Давайте с помощью
                   музыки, литературы, живописи  создадим  портрет этого человека. Я предлагаю нам разделиться на группы и выполнить следующие задания:
Первая группарассмотрит портреты этого композитора  и отвечает на вопрос: Какой образ раскрывают эти иллюстрации? Зачем современные художники обращаются к образу Паганини? (работа с раздаточным материалом: иллюстрации портретов Н. Паганини)
Вторая группа  обратиться к рассказу Кленова «Четыре струны Николо Паганини» и попытается ответить нам на вопрос в чем же «секрет» Николо Паганини? (работа с раздаточным материалом: текст рассказа)
Третья группапроанализирует произведение Н. Паганини Каприс № 24 и попытается нарисовать музыкальный портрет этого композитора. ( работа с раздаточным материалом: Каприс №24  Н. Паганини)
2.4. Работа по группам 
(Учащиеся осуществляют учебные действия, по намеченному плану работая в группах, анализируя, произведения искусства разных видов, высказывают свое мнение, выдвигают свои версии, доказывают правильность своих суждений.)
Учитель: Итак, что же мы можем сказать о личности, характере этого музыканта?
                  Какими личностными качествами он обладает и в чем же «секрет Паганини».  
                 Помогли ли вам понять образ этого музыканта произведения искусства, с
                  которыми вы работали?
 (Выступления  учащихся, высказывание  ответов на  вопрос, которые были сформированы в процессе совместной работы учащихся в группах.)
2.5. Работа над осмыслением содержания музыки
Учитель: Кстати история, которая была в рассказе Паустовского действительна. Паганини выступал на концерте, когда одна за другой у него начали рваться
                струны. Это сделали злые соперники в надежде на то, что концерт провалиться  и Паганини опозорится перед публикой. Но Николо Паганини доиграл
                  произведение  до конца на одной струне. (презентация слайд № 9, звучит  каприс №24)
Учитель: Что вы услышали в музыке?
                   Какой образ рисует нам музыка?
                    Какими чертами характера наделили бы вы главного героя этой музыки?
                    Нарисуйте её в своем воображении.
Учащиеся участвуют в диалоге с учителем, отвечая на вопросы, высказывают свое мнение., используют понятия «темп, динамика, тембр».Называют средства музыкальной выразительности.
3. Физминутка
Учитель: При повторном прослушивании используем прием  пластическое  интонирование. Выразите настроение и характер музыки через пластику движений рук.              
                  (презентация слайд №9, повторное звучание произведения,учащиеся имитируют  игру на скрипке)
4. Беседа  знакомство с новыми понятиями. Знакомство с музыкальной формой каприс и интерпретация
Учитель:  А как бы вы назвали эту пьесу?
                 Как вы думаете, почему композитор   назвал свое произведение каприс?
                 Какое слово близко по значению со словом каприс? (презентация слайд №10,
Учитель: Какие черты музыки Паганини сохранили композиторы, а что подвергло изменению?
                 Какая из версий ближе всего к образу созданному Паганини, а какая вносит в  этот образ новые свойства?
               Как называют произведения композиторов, созданные на основе произведений Паганини?
Отвечают, аргументируя своё мнение.Называют средства музыкальной выразительности. Раскрывают доступные особенности нотной записи.
5. Вокальная работа.
Учитель:  Паганини выбрал для себя очень трудную дорогу, но эту дорогу он прошел с честью и достоинством ((презентация гиперссылка  слайд №14, слушание
                   песни «Дорогою добра»)
                   О чем эта песня?
                    Мелодия песни очень изобразительно. Что она изображает?
Учитель – Ребята, а знаете ли вы, что одним из секретов Паганини было репетирование без звучания инструмента. А мы с вами попробуем правильно петь без
                     звучания голоса.
5.1. Распевание
1.                  Упражнение «Ладошки» (презентация гиперссылка возврат слайд№11)
2.                  Упражнение «Обними плечи» (презентация слайд№12)
5.2. Работа над песней
1.                  выстраивание первого звука.
2.                  разучивание мелодии acapellaпо фразам, по руке
3.                  исполнение 1 куплета. (презентация слайд №13)
4.                  работа над эмоциональным исполнением.
Ученики формируют навык правильной певческой установки, отрабатывают тембровое и интонационное исполнение песни.
6. Обобщение темы, рефлексия.
Учитель : Давайте вновь обратимся к нашей таблице и заполним последний столбик. Обратите внимание, на ваших столах лежат листы бумаги, я попрошу  каждого из вас написать вопрос, который бы вы хотели задать вопрос, по теме урока,  своему однокласснику и на который могли бы ответить сами. А теперь давайте сделаем из этих листочков самолетики и отправим их в полет тому, кому хотели бы адресовать свой вопрос. А получивший должен на него ответить.(презентация слайд №14, Самостоятельная работа с самопроверкой )
Учитель:  Какой же вывод на сегодняшнем уроке мы с вами сделаем?  В чем «секрет» музыки Никколо Паганини? Ответить на этот вопрос я предлагаю вам с помощью синквейна. (рефлексия)
Учитель: Да она открыла новые горизонты в исполнительстве для последующих поколений. А знаете ли вы композиторов и музыкантов, которые также виртуозно владели техникой игры на музыкальных инструментах. Кто они вы расскажете мне на следующем уроке, т.к. это будет вашим домашним заданием.  (презентация слайд №15, запись домашнего задания в дневник)
7. Итоги урока  Выставление оценок.
Учитель : Я благодарю Вас за работу на уроке и думаю, что мы все получили «5». До свидания. (презентация слайд №16)

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн