Незатейливый вопрос, адресованный родителям, каждый вечер звучит в телеэфире. Дети дома, но в безопасности ли они?
Изначально Интернет создавался исключительно для работы. С тех пор, как Интернет перестал быть роскошью и пришел буквально в каждый дом, он стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей.
Слайд 2 . Интернет — мир широких возможностей
+ Даже родители, некогда расценивавшие доступ во Всемирную сеть как баловство, вынуждены признать: Интернет содержит массу полезной для ребенка информации, помогает в выполнении школьных заданий, расширяет кругозор и является своеобразным «окном в большой мир.
Интернет позволяет вам:
• общаться с друзьями, семьей, коллегами;
• получать доступ к информации и развлечениям;
• учиться, встречаться с людьми и узнавать новое.
- С другой стороны, только очень наивный взрослый не знает, сколько в Сети ресурсов, которые отнюдь не назовешь безопасными – особенно для детей, любопытных и жадных до новых знаний.
Как должны родители помочь детям снизить эти риски? Простого ответа не существует. Риски могут быть разными в зависимости от возраста и компьютерной грамотности ребенка. Вот вы, родители, на данный момент знаете, какими сайтами пользуются ваши дети? Нет? Очень печально. Именно с этого надо начинать работу с безопасным интернетом.
Большинство родителей (65 %) считают, что их дети заходят в Сеть исключительно для выполнения домашних заданий. Дети же относят образовательный аспект Интернет на последний план. Главное для них - возможность скачать или послушать музыку, воспользоваться электронной почтой, развлечься. Больше трети детей заходят в Интернет, чтобы пообщаться и завести новых знакомых, причем многие из них утверждают, что, познакомившись в Интернет, они затем переносят эти знакомства в реальную жизнь.
При этом родители часто не осознают того факта, что их ребенок очень рискует, в одиночку посещая игровые страницы, так как множество из них являются пиратскими сайтами с большим количеством порнографической рекламы в виде всплывающих окон. Кроме того, все мы знаем, что дети очень любят общение в чатах. Однако при таком общении ребенку сложно увидеть истинное лицо человека, с которым он общается. Если же такая виртуальная беседа приводит к личной встрече, последствия могут оказаться печальными
Слайд 3
Серьезной проблемой во всем мире стало злоупотребление плодами ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей.
Основные угрозы безопасности детей в Интернете
* Киберхулиганы. И дети, и взрослые могут использовать Интернет, чтобы изводить или запугивать других людей.
* Злоупотребление общим доступом к файлам. Несанкционированный обмен музыкой, видео и другими файлами может быть незаконным или повлечь загрузку вредоносных программ.
* Неприличный контент. Если дети используют Интернет без присмотра, они могут столкнуться с изображениями или информацией, от которой их желательно оградить.
* Хищники. Эти люди используют Интернет для того, чтобы заманить детей на личную встречу.
* Вторжение в частную жизнь. Заполняя различные формы в Интернете, дети могут оставить конфиденциальные сведения о себе или свой семье.
Интернет и детские правонарушения
Бесконтрольный доступ к Интернет может создавать проблемы и для родителей. Детские психиатры Санкт-Петербурга столкнулись с необычной проблемой. В 2007 году, когда в Санкт-Петербурге функционировало всего 186 компьютерных клубов, кроме прогулов занятий, были зафиксированы эпизодические правонарушения, совершаемые детьми и подростками с целью достать деньги для посещения клуба. В кризисных службах города были зафиксированы обращения родителей, дети которых без разрешения брали из дома крупные суммы денег и сутками просиживали в к Интернет- компьютерном клубе.
Слайд 4 Интернет зависимость
Многие изменения незаметны сразу, "невооруженным глазом". Первые симптомы сможет определить только опытный педагог или психолог. Например, после многодневных "гонок" или "стрелялок" у ребенка может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки немотивированного насилия. На следующем этапе ребенок перестает фантазировать, становится неспособным создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщает и анализирует информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. Когда специалисты говорят об Интернет-зависимости, имеется в виду, что люди предпочитают жизнь в Интернет реальной жизни.
В США Интернет-зависимость скоро займет свое место рядом с наркоманией и шизофренией.
Интернет-зависимость, как правило, порождается так называемой социальной неадаптированностью: это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться. Такой ребенок комфортно чувствует себя только в виртуальной реальности. В этом случае в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.
Слайд 5 Минусы интернета
n поисковые системы ведут к деградации личности, так как выдают результат без всяких усилий с нашей стороны.
n Интернет убиваетнавыки невербального общения. А ведь 80 % сведений о собеседнике мы получаем через мимику, жесты, интонации.
n ребенок превращается в абстрактного носителя информации. Ограниченные возможности техники лишают его самобытности.
Слайд 6. Результаты анкетирования школьников
• Есть ли у тебя пк? – да 100%
• Есть ли у тебя интернет? – да 100%
• С кем ты выходишь в сеть? –один 87%
• У тебя есть виртуальные друзья? –есть 35%
• Сколько времени в день ты тратишь на путешествие по сети? - больше 2-х часов 38%
• Если у тебя есть свободное время, ты предпочтешь:
погулять -12% поиграть за компьютером -36%
почитать -8% побыть в Интернете – 44%
• Занимаешься ли ты в каких-нибудь кружках? - да -14%
Слайд 7Защита и безопасность в Интернете
Защита. Необходимо защищать компьютеры при помощи современных технологий подобно тому, как мы защищаем двери в наших домах.
Безопасность. Наше поведение должно защищать от опасностей Интернета.
Слайд 8Что вы можете предпринять
Ваш компьютер
• Включите интернет-брандмауэр Windows.
• Используйте Центр обновления Microsoft для автоматической загрузки новейших обновлений Windows.
• Установите и регулярно обновляйте антивирусное программное обеспечение.
• Установите и регулярно обновляйте Защитник Windows (MicrosoftWindowsDefender)
Ваша семья
• Поговорите с детьми о том, что они делают в Интернете.
• Установите четкие правила использования Интернета.
• Держите личные сведения в секрете.
• Используйте настройки семейной безопасности в программном обеспечении Microsoft.
Вы сами
• Выработайте линию поведения в Интернете, снижающую риски.
• Аккуратно обращайтесь с личными сведениями.
• Используйте технологии антифишинга и защиты от нежелательной почты, встроенные в Windows Vista, Windows XP SP3, Windows Live и Microsoft Outlook.
Слайд 9Действия, которые помогут защититьвашу семью
Поговорите с детьми о том, что они делают в Интернете
Установите четкие правила использования Интернета
Держите личные сведения в секрете
Используйте программные продукты для обеспечения семейной безопасности
Слайд 10 Обсудите с детьми опасности Интернета
Открыто поговорите с детьми об опасностях Интернета, в том числе и о следующем.
Интернет-преступники
Недопустимый контент
Вторжение в частную жизнь
Объясните им, как их собственное поведение может снизить угрозу и обеспечить
безопасность в Интернете
Слайд 11 Уделите внимание тому, чем дети занимаются в Интернете
• Держите компьютер в центре внимания
• Узнайте, для чего Ваши дети используют Интернет
• Позвольте Вашим детям учить Вас Научите их доверять своим инстинктам
• Убедите их сообщать о любых неприятностях
Слайд 12Держите личные сведения в секрете
• Научите детей советоваться с Вами, прежде чем предоставить личные сведения
в Интернете
• Следите за деятельностью детей в Интернете
• Научите детей сообщать Вам о подозрительных действиях
• Помогите детям выбрать подходящие псевдонимы и адреса электронной почты
Слайд 13Установите четкие правила использования Интернета
Безопасное использование в соответствии с возрастом
Дети до 7 лет На этом этапе вы можете установить первые внутренние правила использования компьютера.
Время, проводимое за компьютером, необходимо ограничить по причинам, связанным со здоровьем.
Поместите компьютер, например, в гостиной. При использовании Интернета дошкольниками рекомендуется присутствие взрослого.
Доступ к Интернету для дошкольников необходимо ограничить до списка знакомых веб-сайтов, выбранных заранее. Более подготовленные дети могут найти знакомые сайты в меню «Избранное» обозревателя Интернета.
Самым безопасным решением является создание для ребенка персональной рабочей среды, в которой выбор сайтов ограничивается только указанными сайтами.
Дети 7–9 лет В этом возрасте ограничения, защита и использование Интернета под присмотром по-прежнему являются первостепенными. Родителям и детям рекомендуется согласовать правила использования Интернета и пересматривать их по мере взросления детей.
Использование Интернета дома по-прежнему разрешено только в присутствии родителей. Это обеспечивает получение помощи в любой проблемной ситуации.
Если компьютер установлен в комнате, которой пользуется вся семья, использование Интернета становится естественным для повседневной жизни.
Ребенок еще не может определить надежность веб-сайта самостоятельно, поэтому ему всегда следует спрашивать разрешения у родителей перед публикацией личной информации.
Для предотвращения доступа к неуместным сайтам можно также применять программы фильтрации, но важно, чтобы родители по-прежнему активно участвовали в использовании Интернета ребенком.
Дети 10–12 лет Ребенку необходим родительский присмотр и контроль, а также знание правил правильной работы в Сети. Тем не менее, ребенок может узнать, как избавиться от присмотра и обойти правила, если он будет считать их слишком ограничивающими или несоответствующими его потребностям.
· Родителям и детям необходимо прийти к соглашению относительно разрешенных и запрещенных действий в Интернете, а также его использования. В соглашении должны быть учтены все потребности и мнения. Договоритесь, какую личную информацию можно разглашать и в каких случаях, а также поговорите о рисках, связанных с разглашением информации. Если ребенок уже заинтересовался общением в чатах, вам следует обсудить с детьми их безопасность и контролировать их опыт в интерактивных обсуждениях.
· Многие дети любопытны и любознательны, поэтому родителям необходимо акцентировать внимание на необходимости безопасного и осторожного использования.
· Систему безопасности информации также необходимо обновлять.
Джентельменское соглашение родителей и детей
• Не открывайте файлы для общего доступа и не открывайте вложения
• Не щелкайте по ссылкам в сообщениях электронной почты
• Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам
• Защищайте себя
• Уважайте собственность других людей
• Никогда не отправляйтесь на личную встречу с «другом» из Интернета
Слайд 14Используйте программы для обеспечения семейной безопасности
• Эта возможность доступна в Windows Vista®, Windows Live™ OneCare™ Family Safety и Xbox 360®
• Помогает родителям управлять контентом, который просматривают дети, а также быть в курсе того, чем они занимаются и с кем общаются в Интернете
Слайд 15 Рефлексия
Уважаемые родители, дайте, пожалуйста, ответы на вопросы
Считаете ли вы тему поднятую на собрании актуальной для себя и вашей семьи?
Подчеркнули ли вы для себя что то полезное в ходе представленной темы?
Заставила ли вас тема задуматься?
И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!