Согласно проектам нового учебного плана для школ с родным (нерусским) и русским ( неродным) языками обучения учебный предмет «Родной язык» входит в образовательную область «Филология» и по объему отводимого на его изучение времени сохраняет паритетное соотношение с русским языком. Это гарантирует сохранение названной дисциплины как обязательной в учебном плане школы. Всего со 2 класса по 11 класс – 22 часа в неделю:
Основное содержание – 2-5 классы-420 часов из расчета 35 недель в год. Из них – 140 часов отводится на литературу. 6-11 класс- 210 часов из расчета 35 недель в год. Из них -105 часов литературы. 10-11 классы-70 часов из расчета 35 недель в год.
Языковая ситуация в районах проживания этносов самодийской языковой группы обусловлена разрушением традиционных языковых коллективов и семейных устоев, а также отсутствием необходимых условий для организации обучения родным языком. В образовательном процессе недостаточно учитывается изменившийся статус родных языков, не используются новейшие методики обучения языкам, требуют совершенствования программы, учебники, учебно-методические пособия по родному языку.
. Обязательный минимум содержания образования по родному языку.
В зависимости от количества часов, отводимых учебным планом на изучение родного языка, обязательный минимум включает наиболее употребительные языковые единицы, составляющие содержание школьной программы.
Языковый компонент.
Сведения о языке.
Родной язык как национальный язык народа. Место родного языка среди других самодийских языков.
История создания письменности на родном языке. Литературный язык и диалекты. Общее знакомство с самодийской группой языков. Сходства и различия между ними.
Сведения из истории исследования самодийских языков. Роль родного языка в сохранении и развитии национальной культуры.
Фонетика, орфоэпия, графика и орфография.
Звуки речи: гласные, согласные; твердые и мягкие согласные; удвоенные согласные.
Особенности образования и употребления специфических согласных звуков родного языка.
Слог, слогоделение. Перенос слов. Ударение в слове.
Понятие о нормах литературного произношения.
Алфавит. Обозначение звуков на письме.
Орфография. Умение руководствоваться орфографическими правилами при написании слов, включенных в лексический минимум школьной программы.
Речь.
Устная и письменная формы речи. Речь диалотическая и монологическая. Выразительные свойства устной речи.
Текст.
Понятие о тексте. Тема, заголовок, основная мысль. Связь предложений в тексте.
Лексика.
Понятие о словарном составе родного языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Архаизмы и неологизмы. Диалектизмы.
Состав слова и словообразование.
Состав слова: корень, аффиксы. Основные способы словообразования. Словообразовательные и словоизменительные аффиксы.
Морфология.
Общее понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи.
Имя существительное.Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Изменение существительных по числам и падежам. Лично – притяжательные
формы имен существительных, их изменение по падежам.
Образование существительных: аффиксальный способ, словосложение (сложные слова)
Правописание существительных.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в предложении.
Качественные и относительные прилагательные.
Образование имен прилагательных, их правописание.
Глагол. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Наклонения глагола.
Формы глагола6 неопределенная ( инфинитив), причастия, деепричастия.
Образование глаголов. Правописание.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные. Побудительные. Восклицательные предложения. Знаки препинания.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения.
Речевой (функциональный) компонент.
Каждая языковая единица, включенная в языковой компонент «Обязательного минимума», должна быть усвоена с точки зрения ее функционирования в речи. Учащиеся школ финно-угорских народов усвоят звуковую систему, нормы орфоэпии и орфографии родного языка, научатся правильно произносить и обозначать на письме звуки и звукосочетания, исправлять недостатки в речи, обусловленные диалектными особенностями. Усвоение речевых умений и навыков осуществляется путем выполнения различных устных и письменных работ творческого характера:
___ слушание текста, читаемого учителем, или самостоятельное чтение его учащимися.
___ составление простого плана по данному тексту.
___ пересказ (изложение) небольшого сюжетного текста по плану или без него.
___ описание предмета, животного, человека.
___ сочинение по картине или по данной теме – о семье, о друзьях, о родном крае, о помощи старшим и т. д.
Требования к знаниям, умениям, навыкам по родному языку.
Выпускник национальной школы по родному языку должен:
__ знать о происхождении родного языка и его месте среди других родственных языков, об особенностях литературного языка и диалектов, устной и письменной речи, диалогической и монологической речи, их выразительных средствах.
__ знать звуковой строй речи и владеть орфоэпическими нормами родного языка.
__ владеть основным словарным составом родного языка, позволяющим осуществлять речевую коммуникацию.
__ знать морфемный состав слова.
__ определять части речи по их лексико-грамматическим признакам.
__ уметь употреблять имена существительные в разных синтаксических функциях.
__ знать и правильно употреблять в речи падежные формы имен существительных;
__ знать и употреблять прилагательные в речи;
__ правильно употреблять в устной и письменной речи числительные;
__ использовать для выражения тех или иных значений различные формы глагола в простых и сложных предложениях;
__ уметь определять причастия и деепричастия;
__ уметь употреблять в высказывании наречия, использовать их как средство связи предложений;
__ употреблять правильно в предложении служебные части речи: послелоги, союзы, частицы.
__ иметь понятие о словосочетании и предложении, их структуре и различиях:
__ знать особенности порядка слов в родном языке и уметь правильно строить предложения;
__ знать виды и типы предложений и использовать их в устной и письменной речи;
__ знать и употреблять однородные члены, уметь расставлять знаки препинания;
__ употреблять в предложении обращения, ставить знаки препинания;
__ знать структуру сложного предложения и средства соединения его частей;
__ уметь употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; правильно их интонировать и ставить знаки препинания;
__ уметь заменять простые предложения сложными и наоборот;
__уметь строить прямую речь, правильно интонировать и расставлять знаки препинания при письме;
Выпускник национальной школы должен владеть следующими знаниями, умениями и навыками в различных видах речевой деятельности;
В аудировании:
__ понимать обращенную к нему речь, осознавать цели высказывания, понимать пояснения учителя на родном языке;
__понимать магнитофонную запись. Речь диктора радио, речь персонажей спектаклей, кинофильмов;
__ слушать и понимать речь окружающих;
В говорении:
__соблюдать нормы орфоэпии и интонирования;
__ выражать свое желание, мнение, недоумение, сомнение, непонимание, согласие-несогласие.
__ владеть выразительными средствами устной речи;
__ описывать увиденное и услышанное, давать им оценку;
__составлять различные высказывания по ситуации;
__ пересказывать полно и кратко содержание услышанного и прочитанного , отвечать на вопросы по тексту.
В чтении:
__ читать текст с оптимальной скоростью;
__ выразительно озвучивать текст с соблюдением нужной интонации;
__ понимать содержание художественных произведений, газетных и журнальных статей, параграфов учебников;
__ устанавливать тему и основную мысль текста, озаглавливать его;
__ задавать вопросы по тексту и отвечать на них;
В письме:
__ выполнять письменные работы с соблюдением норм орфографии и пунктуации;
__ письменно отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, прочитанного;
__ кратко или полно излагать содержание прочитанного, услышанного;
__ давать описание различных предметов, животных, пейзажей;
__ писать различные изложения (подробные и сжатые);
__ писать различные сочинения по заданной теме, по прочитанному литературному произведению;
Выпускники национальной школы должны владеть определенными учебными навыками. Им необходимо уметь:
__работать с учебником, справочной литературой;
__ пользоваться различными словарями;
__ подбирать к учебным текстам иллюстративный материал;
__ вести записи объяснения учителя.
Общие указания по обучению ненецкому языку во 2 классе.
Одним из звеньев современной программы начальных школ народов Крайнего Севера является обучение родному языку – обучение чтению, письму, развитию речи, то есть знакомство с фонетикой, лексикой. грамматикой. большую роль играет родной язык в учебно – воспитательной работе школы. На родном языке учащиеся легко овладевают техникой чтения и письма. Родной язык является наилучшей базой первоначального образования. Он способствует не только лучшему пониманию и усвоению программного материала. родной язык имеет большое значение для развития у учащихся навыков логического мышления. Особенно важную роль в развитии логического мышления играет изучение грамматики родного языка.
Родной язык является надежной базой для всего учебно – воспитательного процесса в национальной школе. Знание родного языка, прочное усвоение его закономерностей, развитое чувство слова, стиля, способность свободно и грамотно выражать мысли устно и письменно являются опорой при изучении русского языка , значительно расширяют возможности учащихся активно принимать участие в общественной жизни школы, в работе молодежной организации.
Главная задача обучения родному языку во 2 классе – научить детей пользоваться литературным языком, языком книги, так как язык служит не только средством общения, но и средством познания действительности. По словам великого русского педагога К. Д. Ушинского, «усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложение и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка». Он называл родное слово «величайшим народным наставником», «лучшим истолкователем окружающей его природы и жизни».
Основной темой программы по ненецкому языку во 2 классе является раздел «Мун" няби буква"», очень важный для формирования у детей навыков произношения и письма. В процессе работы над этой темой дети должны сознательно овладеть правильным произношением слов с долгими и краткими гласными, звонкими и глухими согласными, со звонким и глухим тасерами , со звуками т и ц, звуком х между гласными, слов с двойными согласными, с й после согласных. Одновременно дети должны усвоить и такие фонетико-орфографические законы, правила и обобщения, как оглушение звонких согласных перед глухими, озвончение глухих согласных после звонкого тасера (в потоке речи), оглушение звонких согласных после глухого тасера (в середине слова), чередование звонкого тасера с согласным н, глухого-с согласными д и с, озвончение согласного х между гласными, обозначение мягких согласных йотированными гласными и буквой ь. По программе на тему «Мун " няби буква"» отводится 44 часа
Второй по значению темой программы является тема «Вада2, на которую планируется 24 часа. При работе над этими темами особое внимание следует уделить умению поставить вопрос, (сгруппировать слова) к словам, обозначающим людей (хибя?), в отличие от слов , обозначающих все остальные (живые и неживые) предметы ңамгэ?
Знания, умения и навыки, приобретенные в 1 классе , получают свое дальнейшее развитие во 2 классе. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность.
Во 2 классе на родной язык отводится 3 часа в неделю, из них 2 часа на грамматику и 1 час на чтение. Все приемы и методы обучения родному языку должны быть направлены на повышение культуры речи учащихся, на повышение интереса к языку.
Учителю во 2 классе не нужно ослаблять внимания к звуко-буквенному анализу и синтезу, к упражнениям в правописании трудных слов и словосочетаний.
Задача изучения одной из основных тем 2 класса «Состав слова» заключается в том, чтобы дать первоначальное понятие о строении слова как значимой единицы, о роли каждой из частей в общем значении слова, об однокоренных или родственных словах, которые имеют общую часть.
Учащиеся еще не получают специальных знаний о способах словообразования, но практически начинают разбираться в простейших процессах образования новых слов посредством суффиксов.
Обучение правописанию во 2 классе идет на морфологической основе.
Во 2 классе учащиеся начинают знакомиться с большой темой «Части речи». Дети узнают, что имена существительные по характеру основ делятся на 3 группы и изменяются по 3 числам. Имя прилагательное имеет 3 числа, образуется от существительных и самих прилагательных. Глагол изменяется по временам и имеет 3 числа.
Во 2 классе учащиеся должны безошибочно различать основные части речи: существительное, прилагательное, глагол; узнавать их по вопросам, значению.
Работа над предложением сводится к нахождению подлежащего и сказуемого, определению характера предложения (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Задача еще состоит в том, чтобы учащиеся умели устанавливать связь между словами, то есть зависимость второстепенных членов предложения от главных.
Творческие работы учащихся во 2 классе.
Развитие речи учащихся на уроках родного языка продолжается и во 2 классе. От ответов, состоящих из одного или двух предложений, следует перейти к более сложным ответам (из трех-четырех предложений), от вопросов, составляемых учащимися устно, к записи этих вопросов. Во 2 классе проводится предварительная устная работа по подготовке учащихся к сочинению или изложению. Для этого сначала можно использовать картинку на данную тему. Затем ученики рассказывают о своих впечатлениях. На доске записываются наиболее удачные предложения. Их коллективно обсуждают, вносят изменения и добавления. После этого пишут в своих тетрадях.
Осенью учащиеся пишут творческие работы о первых осенних днях, о признаках осени. Материал для таких сочинений дети получают на экскурсиях, из наблюдений над природой. В течение недели или двух дети ведут наблюдения, а затем пишут сочинения. На уроках учитель может использовать картины, пейзажные зарисовки.
К творческим работам по теме «Зима» дети приступают уже более подготовленными: они привыкли вести наблюдения и рассказывать о них.
Составление учащимися вопросов к картинке – эта работа значительно труднее. Подробно описывается содержание картины. Учащиеся рассказывают о том, что они видят. Вопросы учителя помогают детям раскрыть содержание картины. Ученики составляют два-три предложения. Эти предложения изменяются, дополняются. Затем учителем дается образец рассказа. После этого дается задание самим составить вопросы к картине. Коллективно отбираются лучшие варианты вопросов, учащиеся устно отвечают на них.
На доске висит картина, записаны вопросы, ученики читают вопросы и отвечают на них.
Составление небольших рассказов , письменные работы в виде ответов на вопросы, изложение, сочинение, диктанты: творческие, выборочный диктант, картинный диктант, словарный диктант
Работа по развитию речи.
Работа по развитию речи должна пронизывать всю работу учителя. Забота о речевом развитии детей - одна из основных задач учителя. Элементы грамматики и правописания закрепляются речевой практикой детей. Определенную трудность во 2 классе представляет работа по развитию письменной речи. Задачи развития письменной речи на родном языке состоят в том, чтобы обучить школьников правильно, последовательно и связно передавать свои мысли в письменной форме и полном соответствии с правилами грамматики и орфографии.
Цели обучения ненецкому языку во 2-11 классах:
__ углубление и расширение знаний учащихся по фонетике, морфологии, синтаксису и лексике ненецкого языка;
__ совершенствование навыков связной речи на ненецком языке.
__ обогащение знаний по истории, культуре ненецкого народа, любви к родному краю.
Задачи обучения ненецкому языку в 2-4 классов
__ повторение на расширенной основе программного материала, изученного в начальной школе;
__ завершение изучения элементарного курса грамматики ненецкого языка ( фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики).
__ совершенствование навыков произношения и чтения, совершенствование навыков грамотного письма.
__ ознакомление учащихся с созданием и развитием письменности на ненецком языке;
__ формирование у учащихся средствами родного языка моральных убеждений, воспитание любви к Родине, чувства толерантности.
По окончании 2 класса учащиеся должны знать:
__знать о происхождении родного языка и его месте среди других родственных языков, об особенностях литературного языка и диалектов, устной и письменной речи, диалогической и монологической речи, их выразительных средствах.
__ владеть основным словарным составом родного языка, позволяющим осуществлять речевую коммуникацию.
__определять части речи по их лексико-грамматическим признакам.
__ уметь употреблять имена существительные в разных синтаксических функциях.
__ знать и употреблять прилагательные в речи;
__ правильно употреблять в устной и письменной речи числительные;
Тематическое планирование по родному (ненецкому) языку во 2 классе.
№
Тема
Умения и навыки
Кол.ч
икт
дата
День знаний
1
1.09
1.
Сведения о языке.
знать о происхождении родного языка и его месте среди других родственных языков, об особенностях литературного языка и диалектов, устной и письменной речи, диалогической и монологической речи, их выразительных средствах.
Согласно проектам нового учебного плана для школ с родным (нерусским) и русским ( неродным) языками обучения учебный предмет «Родной язык» входит в образовательную область «Филология» и по объему отводимого на его изучение времени сохраняет паритетное соотношение с русским языком. Это гарантирует сохранение названной дисциплины как обязательной в учебном плане школы. Всего со 2 класса по 11 класс – 22 часа в неделю:
Основное содержание – 2-5 классы-420 часов из расчета 35 недель в год. Из них – 140 часов отводится на литературу. 6-11 класс- 210 часов из расчета 35 недель в год. Из них -105 часов литературы. 10-11 классы-70 часов из расчета 35 недель в год.
Языковая ситуация в районах проживания этносов финно-угорской языковой группы обусловлена разрушением традиционных языковых коллективов и семейных устоев, а также отсутствием необходимых условий для организации обучения родным языком. В образовательном процессе недостаточно учитывается изменившийся статус родных языков, не используются новейшие методики обучения языкам, требуют совершенствования программы, учебники, учебно-методические пособия по родному языку.
Обязательный минимум содержания образования по родному языку.
В зависимости от количества часов, отводимых учебным планом на изучение родного языка, обязательный минимум включает наиболее употребительные языковые единицы, составляющие содержание школьной программы.
Языковый компонент.
Сведения о языке.
Родной язык как национальный язык народа. Место родного языка среди других финно-угорских языков.
История создания письменности на родном языке. Литературный язык и диалекты. Общее знакомство с финно-угорской группой языков. Сходства и различия между ними.
Сведения из истории исследования финно-угорских языков. Роль родного языка в сохранении и развитии национальной культуры.
Фонетика, орфоэпия, графика и орфография.
Звуки речи: гласные, согласные; твердые и мягкие согласные; удвоенные согласные.
Особенности образования и употребления специфических согласных звуков родного языка.
Слог, слогоделение. Перенос слов. Ударение в слове.
Понятие о нормах литературного произношения.
Алфавит. Обозначение звуков на письме.
Орфография. Умение руководствоваться орфографическими правилами при написании слов, включенных в лексический минимум школьной программы.
Речь.
Устная и письменная формы речи. Речь диалотическая и монологическая. Выразительные свойства устной речи.
Текст.
Понятие о тексте. Тема, заголовок, основная мысль. Связь предложений в тексте.
Лексика.
Понятие о словарном составе родного языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Архаизмы и неологизмы. Диалектизмы.
Состав слова и словообразование.
Состав слова: корень, аффиксы. Основные способы словообразования. Словообразовательные и словоизменительные аффиксы.
Морфология.
Общее понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи.
Имя существительное.Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Изменение существительных по числам и падежам. Лично – притяжательные
формы имен существительных, их изменение по падежам.
Образование существительных: аффиксальный способ, словосложение (сложные слова)
Правописание существительных.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в предложении.
Качественные и относительные прилагательные.
Образование имен прилагательных, их правописание.
Глагол. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Наклонения глагола.
Формы глагола6 неопределенная ( инфинитив), причастия, деепричастия.
Образование глаголов. Правописание.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные. Побудительные. Восклицательные предложения. Знаки препинания.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения.
Речевой (функциональный) компонент.
Каждая языковая единица, включенная в языковой компонент «Обязательного минимума», должна быть усвоена с точки зрения ее функционирования в речи. Учащиеся школ финно-угорских народов усвоят звуковую систему, нормы орфоэпии и орфографии родного языка, научатся правильно произносить и обозначать на письме звуки и звукосочетания, исправлять недостатки в речи, обусловленные диалектными особенностями. Усвоение речевых умений и навыков осуществляется путем выполнения различных устных и письменных работ творческого характера:
___ слушание текста, читаемого учителем, или самостоятельное чтение его учащимися.
___ составление простого плана по данному тексту.
___ пересказ (изложение) небольшого сюжетного текста по плану или без него.
___ описание предмета, животного, человека.
___ сочинение по картине или по данной теме – о семье, о друзьях, о родном крае, о помощи старшим и т. д.
Требования к знаниям, умениям, навыкам по родному языку.
Выпускник национальной школы по родному языку должен:
__ знать о происхождении родного языка и его месте среди других родственных языков, об особенностях литературного языка и диалектов, устной и письменной речи, диалогической и монологической речи, их выразительных средствах.
__ знать звуковой строй речи и владеть орфоэпическими нормами родного языка.
__ владеть основным словарным составом родного языка, позволяющим осуществлять речевую коммуникацию.
__ знать морфемный состав слова.
__ определять части речи по их лексико-грамматическим признакам.
__ уметь употреблять имена существительные в разных синтаксических функциях.
__ знать и правильно употреблять в речи падежные формы имен существительных;
__ знать и употреблять прилагательные в речи;
__ правильно употреблять в устной и письменной речи числительные;
__ использовать для выражения тех или иных значений различные формы глагола в простых и сложных предложениях;
__ уметь определять причастия и деепричастия;
__ уметь употреблять в высказывании наречия, использовать их как средство связи предложений;
__ употреблять правильно в предложении служебные части речи: послелоги, союзы, частицы.
__ иметь понятие о словосочетании и предложении, их структуре и различиях:
__ знать особенности порядка слов в родном языке и уметь правильно строить предложения;
__ знать виды и типы предложений и использовать их в устной и письменной речи;
__ знать и употреблять однородные члены, уметь расставлять знаки препинания;
__ употреблять в предложении обращения, ставить знаки препинания;
__ знать структуру сложного предложения и средства соединения его частей;
__ уметь употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; правильно их интонировать и ставить знаки препинания;
__ уметь заменять простые предложения сложными и наоборот;
__уметь строить прямую речь, правильно интонировать и расставлять знаки препинания при письме;
Выпускник национальной школы должен владеть следующими знаниями, умениями и навыками в различных видах речевой деятельности;
В аудировании:
__ понимать обращенную к нему речь, осознавать цели высказывания, понимать пояснения учителя на родном языке;
__понимать магнитофонную запись. Речь диктора радио, речь персонажей спектаклей, кинофильмов;
__ слушать и понимать речь окружающих;
В говорении:
__соблюдать нормы орфоэпии и интонирования;
__ выражать свое желание, мнение, недоумение, сомнение, непонимание, согласие-несогласие.
__ владеть выразительными средствами устной речи;
__ описывать увиденное и услышанное, давать им оценку;
__составлять различные высказывания по ситуации;
__ пересказывать полно и кратко содержание услышанного и прочитанного , отвечать на вопросы по тексту.
В чтении:
__ читать текст с оптимальной скоростью;
__ выразительно озвучивать текст с соблюдением нужной интонации;
__ понимать содержание художественных произведений, газетных и журнальных статей, параграфов учебников;
__ устанавливать тему и основную мысль текста, озаглавливать его;
__ задавать вопросы по тексту и отвечать на них;
В письме:
__ выполнять письменные работы с соблюдением норм орфографии и пунктуации;
__ письменно отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, прочитанного;
__ кратко или полно излагать содержание прочитанного, услышанного;
__ давать описание различных предметов, животных, пейзажей;
__ писать различные изложения (подробные и сжатые);
__ писать различные сочинения по заданной теме, по прочитанному литературному произведению;
Выпускники национальной школы должны владеть определенными учебными навыками. Им необходимо уметь:
__работать с учебником, справочной литературой;
__ пользоваться различными словарями;
__ подбирать к учебным текстам иллюстративный материал;
__ вести записи объяснения учителя.
Общие указания по обучению ненецкому языку в 3 классе.
Знания, умения и навыки по родному языку, приобретенные во 2 классе, получают свое дальнейшее развитие в 3 классе. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность.
Задача изучения одной из основных тем 3 класса «Состав слова» заключается в том, чтобы дать первоначальное понятие о строении слова как значимой единицы, о роли каждой из частей в общем значении слова, об однокоренных или родственных словах, которые имеют общую часть.
Обучение правописанию идет на морфологической основе. В 3 классе учащиеся начинают знакомиться с большой темой «Части речи». Дети узнают, что имена существительные по характеру основ делятся на 3 группы и изменяются по 3 числам.
По окончании 3 класса учащиеся должны знать:
__ владеть выразительными средствами устной речи;
__ описывать увиденное и услышанное, давать им оценку;
__составлять различные высказывания по ситуации;
__Знание названий частей речи, умение их выделить в предложении.
__Понятие, что суффикс-часть слова, при помощи которой образуются новые слова.
__Знание вопросов имен существительных, роли в предложении
__Знание признаков 1.2 склонений, видов склонений, падежных вопросов.
Согласно проектам нового учебного плана для школ с родным (нерусским) и русским ( неродным) языками обучения учебный предмет «Родной язык» входит в образовательную область «Филология» и по объему отводимого на его изучение времени сохраняет паритетное соотношение с русским языком. Это гарантирует сохранение названной дисциплины как обязательной в учебном плане школы. Всего со 2 класса по 11 класс – 22 часа в неделю:
Основное содержание – 2-5 классы-420 часов из расчета 35 недель в год. Из них – 140 часов отводится на литературу. 6-11 класс- 210 часов из расчета 35 недель в год. Из них -105 часов литературы. 10-11 классы-70 часов из расчета 35 недель в год.
Языковая ситуация в районах проживания этносов финно-угорской языковой группы обусловлена разрушением традиционных языковых коллективов и семейных устоев, а также отсутствием необходимых условий для организации обучения родным языком. В образовательном процессе недостаточно учитывается изменившийся статус родных языков, не используются новейшие методики обучения языкам, требуют совершенствования программы, учебники, учебно-методические пособия по родному языку.
Обязательный минимум содержания образования по родному языку.
В зависимости от количества часов, отводимых учебным планом на изучение родного языка, обязательный минимум включает наиболее употребительные языковые единицы, составляющие содержание школьной программы.
Языковый компонент.
Сведения о языке.
Родной язык как национальный язык народа. Место родного языка среди других финно-угорских языков.
История создания письменности на родном языке. Литературный язык и диалекты. Общее знакомство с финно-угорской группой языков. Сходства и различия между ними.
Сведения из истории исследования финно-угорских языков. Роль родного языка в сохранении и развитии национальной культуры.
Фонетика, орфоэпия, графика и орфография.
Звуки речи: гласные, согласные; твердые и мягкие согласные; удвоенные согласные.
Особенности образования и употребления специфических согласных звуков родного языка.
Слог, слогоделение. Перенос слов. Ударение в слове.
Понятие о нормах литературного произношения.
Алфавит. Обозначение звуков на письме.
Орфография. Умение руководствоваться орфографическими правилами при написании слов, включенных в лексический минимум школьной программы.
Речь.
Устная и письменная формы речи. Речь диалотическая и монологическая. Выразительные свойства устной речи.
Текст.
Понятие о тексте. Тема, заголовок, основная мысль. Связь предложений в тексте.
Лексика.
Понятие о словарном составе родного языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Архаизмы и неологизмы. Диалектизмы.
Состав слова и словообразование.
Состав слова: корень, аффиксы. Основные способы словообразования. Словообразовательные и словоизменительные аффиксы.
Морфология.
Общее понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи.
Имя существительное.Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Изменение существительных по числам и падежам. Лично – притяжательные
формы имен существительных, их изменение по падежам.
Образование существительных: аффиксальный способ, словосложение (сложные слова)
Правописание существительных.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в предложении.
Качественные и относительные прилагательные.
Образование имен прилагательных, их правописание.
Глагол. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Наклонения глагола.
Формы глагола6 неопределенная ( инфинитив), причастия, деепричастия.
Образование глаголов. Правописание.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные. Побудительные. Восклицательные предложения. Знаки препинания.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения.
Речевой (функциональный) компонент.
Каждая языковая единица, включенная в языковой компонент «Обязательного минимума», должна быть усвоена с точки зрения ее функционирования в речи. Учащиеся школ финно-угорских народов усвоят звуковую систему, нормы орфоэпии и орфографии родного языка, научатся правильно произносить и обозначать на письме звуки и звукосочетания, исправлять недостатки в речи, обусловленные диалектными особенностями. Усвоение речевых умений и навыков осуществляется путем выполнения различных устных и письменных работ творческого характера:
___ слушание текста, читаемого учителем, или самостоятельное чтение его учащимися.
___ составление простого плана по данному тексту.
___ пересказ (изложение) небольшого сюжетного текста по плану или без него.
___ описание предмета, животного, человека.
___ сочинение по картине или по данной теме – о семье, о друзьях, о родном крае, о помощи старшим и т. д.
Требования к знаниям, умениям, навыкам по родному языку.
Выпускник национальной школы по родному языку должен:
__ знать о происхождении родного языка и его месте среди других родственных языков, об особенностях литературного языка и диалектов, устной и письменной речи, диалогической и монологической речи, их выразительных средствах.
__ знать звуковой строй речи и владеть орфоэпическими нормами родного языка.
__ владеть основным словарным составом родного языка, позволяющим осуществлять речевую коммуникацию.
__ знать морфемный состав слова.
__ определять части речи по их лексико-грамматическим признакам.
__ уметь употреблять имена существительные в разных синтаксических функциях.
__ знать и правильно употреблять в речи падежные формы имен существительных;
__ знать и употреблять прилагательные в речи;
__ правильно употреблять в устной и письменной речи числительные;
__ использовать для выражения тех или иных значений различные формы глагола в простых и сложных предложениях;
__ уметь определять причастия и деепричастия;
__ уметь употреблять в высказывании наречия, использовать их как средство связи предложений;
__ употреблять правильно в предложении служебные части речи: послелоги, союзы, частицы.
__ иметь понятие о словосочетании и предложении, их структуре и различиях:
__ знать особенности порядка слов в родном языке и уметь правильно строить предложения;
__ знать виды и типы предложений и использовать их в устной и письменной речи;
__ знать и употреблять однородные члены, уметь расставлять знаки препинания;
__ употреблять в предложении обращения, ставить знаки препинания;
__ знать структуру сложного предложения и средства соединения его частей;
__ уметь употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; правильно их интонировать и ставить знаки препинания;
__ уметь заменять простые предложения сложными и наоборот;
__уметь строить прямую речь, правильно интонировать и расставлять знаки препинания при письме;
Выпускник национальной школы должен владеть следующими знаниями, умениями и навыками в различных видах речевой деятельности;
В аудировании:
__ понимать обращенную к нему речь, осознавать цели высказывания, понимать пояснения учителя на родном языке;
__понимать магнитофонную запись. Речь диктора радио, речь персонажей спектаклей, кинофильмов;
__ слушать и понимать речь окружающих;
В говорении:
__соблюдать нормы орфоэпии и интонирования;
__ выражать свое желание, мнение, недоумение, сомнение, непонимание, согласие-несогласие.
__ владеть выразительными средствами устной речи;
__ описывать увиденное и услышанное, давать им оценку;
__составлять различные высказывания по ситуации;
__ пересказывать полно и кратко содержание услышанного и прочитанного , отвечать на вопросы по тексту.
В чтении:
__ читать текст с оптимальной скоростью;
__ выразительно озвучивать текст с соблюдением нужной интонации;
__ понимать содержание художественных произведений, газетных и журнальных статей, параграфов учебников;
__ устанавливать тему и основную мысль текста, озаглавливать его;
__ задавать вопросы по тексту и отвечать на них;
В письме:
__ выполнять письменные работы с соблюдением норм орфографии и пунктуации;
__ письменно отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, прочитанного;
__ кратко или полно излагать содержание прочитанного, услышанного;
__ давать описание различных предметов, животных, пейзажей;
__ писать различные изложения (подробные и сжатые);
__ писать различные сочинения по заданной теме, по прочитанному литературному произведению;
Выпускники национальной школы должны владеть определенными учебными навыками. Им необходимо уметь:
__работать с учебником, справочной литературой;
__ пользоваться различными словарями;
__ подбирать к учебным текстам иллюстративный материал;
__ вести записи объяснения учителя.
Общие указания по обучению ненецкому языку в 4 классе.
В основу программы по ненецкому языку в 4 классе положена идея всестороннего, более углубленного изучения теории языка, постоянно связываемой с практикой живой разговорной речи. Внимание учащихся должно быть сосредоточено одновременно на вопросах морфологии и фонетики, на лексическом значении слов, на связи их в предложении. Такой подход к изучению языка ведет к осмысленному усвоению его грамматики. Эта работа на завершающем этапе начального обучения должна носить систематический характер. Только на основе такого комплексного изучения языка учащиеся могут выработать прочные навыки грамотного письма.
Объем теоретического материала, изучаемого в 3, 4 классах очень велик. Овладеть грамматическими знаниями и строем языка можно только при опоре на практические знания детей.
Для того, чтобы дети хорошо усвоили , например, деление основ имен существительных на два класса и две подгруппы, им достаточно научиться практически подставлять к основе слова суффиксы местного падежа –хана, -гана, --кана. Это поможет учащимся очень четко представить основы с гортанными смычными и без них, а в дальнейшем значительно облегчит изучение темы «Склонение имен существительных» и принцип их распределения на 1 и 2 склонения. Спряжение переходного глагола по двум типам спряжения (1 и2) может быть легко усвоено благодаря разъяснению смыслового значения личной формы глагола. Например, личные формы 1 лица тадм' и тав (глагол тась) относятся к разным типам спряжения (1, 2) Для того, чтобы обосновать выбор личной формы того или другого типа спряжения, необходимо эти формы использовать в контексте: Мань библиотекахад книгам׳тадм׳. (Я из библиотеки принес книгу, которую мне захотелось). Мань библиотекахад книгам׳ тав. Я из библиотеки принес книгу, которую должен был принести).
Активную умственную работу учащихся также нужно организовать путем увязывания енового материала с раннее изученным, что помогает систематизировать знания и расширить круг теоретических сведений.
Учащиеся 3 классов в течение учебного года должны выполнить около 34 устных и письменных творческих работ (сочинений и изложений). Почти на каждом уроке предусматривается упражнение с творческим заданием. Эти виды работы одновременно показывают учителю пробелы в знаниях учащихся, на которые необходимо обратить внимание, а следовательно и продумать методы и приемы подачи аналогичных правил грамматики и правописания.
Программа по ненецкому языку в 3 классе очень перегружена теоретическим материалом. Поэтому очень важно в порядке пропедевтики еще во 2 классе подготовить учащихся к восприятию таких тем, как:
__ классы и группы имен существительных;
__ классификация глагольных основ;
__ именительный падеж личных местоимений во всех лицах и числах (без использования терминов «склонение» и «падеж»).
__неопределенная форма глаголав связи с изучением прошедшего времени глагола.
__ нераспространенные и распространенные предложения;
__ второстепенные члены предложения.
В раздел повторения включен анализ слов (имена существительные) с гортанными смычными на конце основы и слов , одинаковых по звучанию , но разных по составу (корню и основе) и значениям. В связи с повторением раздела о частях речи проводится разбор предложений по частям речи и членам предложений 9подлежащее и сказуемое), устанавливается связь между словами в предложении по смысловым вопросам (Ханя׳? Ханяна? Ханяд? Ханямна?) без употребления терминов «падеж» и «лицо». Практически устанавливается место прилагательного (определения) по отношению к имени существительному. Практически дети знакомятся с нерапостраненными предложениями. В раздел грамматики в 3 классе в тему «Имя существительное» включается изучение классов и групп имен существительных, усвоение которых необходимо для выведения понятия о двух склонениях имен существительных. Практически вводится понятие «второстепенные члены» и «распространенное предложение». Углубляется работа по установлению синтаксической связи слов в предложении , вводится постановка вопросов от главных и второстепенных членов предложения к другим второстепенным членам, стоящим в определенном падеже. Продолжается работа по разбору предложений по частям речи и членам предложения с более углубленным изучением синтаксических связей между главными и второстепенными членами предложения.
Изучение раздела «Существительной вада"»
Прежде чем приступить к изучению темы «Склонение» следует уточнить понятие группы основ имен существительных. Тема «Существительной вади" склонения» в школьных учебниках дается впервые, поэтому первостепенной задачей учителя является работа над падежами, падежными вопросами, усвоение учащимися значения падежей, правописания суффиксов и различия их по типам склонения в зависимости от конечных звуков осеовы. Дети должны достаточно хорошо уяснить себе, что падежные или словоизменительные формы имен вносят в слова не только морфологические, фонетические, но и синтаксические изменения. Поэтому первые и последующие уроки по знакомству со склонениями имен существительных должны быть оборудованы достаточно убедительной наглядностью. Таблица падежей и вопросов к ним должна быть большого формата. Кроме этой таблицы на первом уроке хорошо использовать картинные таблицы.
Предлагаемые серии картинок должны помочь учащимся понять роль в предложении новых форм существительных. При первом знакомстве с падежами , падежными вопросами и словоизменительными суффиксами необходимо обратить внимание учащихся на изменение значения слова при склонении. При объяснении смыслового значения формы слова можно пользоваться толкованиями по смысловым вопросам: ханя"? Ханяна? Ханяд? Ханямна? Приемами смыслового толкования можно пользоваться и при объяснении значения слова в родительном падеже. Показатель родительного падежа – озвончающий гортанный смычный (') учащиеся при письме часто пропускают по двум причинам: во-первых, потому что он не имеет буквенного индекса, а во-вторых, потому что мало внимания придается смысловому значению слова в данной форме.
Форма родительного падежа играет большую роль в выражении пространственных отношений путем его сочетания с послелогами (хан' ни -на нарту). Дети должны научиться различать родительный падеж по основным его значениям.
В определении формы винительного падежа по формальным признакам – суффикс --м' и вопросам хибям'? ңамгэм? – учащиеся не затрудняются. Однако здесь нужно учить детей устанавливать связь между этой формой и глаголом-сказуемым, чтобы потом успешнее определились переходность и непереходность глагола, тип склонения. На материале, связанном с винительным падежом, рекомендуется практически дать понятие о распространенном предложении. Дательный падеж не вызывает трудности, когда легко обнаруживается направленность действия к объекту (март' хая – поехал в город). При изучении местного падежа не возникает затруднений, когда имя существительное в местном падеже указывает место действия (ненэцяңгана иле – живет у человека). При знакомстве с формой отложительного падежа необходимо дать понять , что место, откуда направлено действие, до этого являлось местом пребывания объекта. Например: Выңгад ңэдаледа" то".
Наибольшую трудность при склонении имен существительных представляет продольный падеж. Слово в форме данного падежа может иметь ряд смысловых вариантов: а) пространственное значение (нумна – по небу); пространственно-местное значение; мя"амна това"- по пути останавливались в чуме.
Учащиеся должны понимать, что падежные суффиксы в родительном, винительном, дательном падежах единственного числа пишутся с озвончающим гортанным смычным, а в именительном форма всегда равна основе, которая может быть без гортанного смычного.
При склонении имен существительных 2 класса 1 группы необходимо достаточно хорошо и доступно объяснить детям чередование озвончающего гортанного смычного основы с н в дательном падеже (вы' - вынд')
При изучении склонения во множественном числе следует обратить внимание на чередование оглушающего гортанного смычного основы с согласными д и с (ва" - вад", тохо" - тохос") с помощьюкоторых образуется вторая основа имен.. Вторая основа слова , образовавшаяся чередованием гласных, используется при образовании форм именительного, родительного и винительного падежей.Особо следует остановиться
При склонении имен существительных 2 класса 1 группы необходимо достаточно хорошо и доступно объяснить детям чередование озвончающего гортанного смычного основы с н в дательном падеже (вы' - вынд') и его перегласовку в ң при образовании форм местного и отложительного падежей.
При изучении склонения во множественном числе следует обратить внимание детей на чередование оглушающего гортанного смычного основы с согласной д и с (ва"-вад", тохо"-тохос") с помощью которых образуется вторая основа имен. Вторая основа слова, образовавшаяся чередованием гласных, используется при образовании форм именительного, родительного, винительного падежей. Особо следует остановиться на образовании форм винительного падежа множественного числа. Надо помнить, что в суффиксе этого падежа нет гортанного смычного. В дальнейшей работе над склонением во множественном числе нужно знать, с какой целью сравниваются винительный и родительный, родительный с продольным, чем обусловлено написание глухого тасера в суффиксах местного падежа ( -х"на, _га"на, -ка"на), по формальным признакам с формами какого падежа можно было бы сопоставить ( местный падеж основного склонения имен существительных)
Послелог".
Понятие о послелогах как о словах в служебной функции дается в 3 классе. Уточняется форма члова, к которому они относятся6 это не просто слово с озвончающим гортанным смычным, а форма родительного падежа имени; вопросы же на которые отвечают послелоги, есть не что иное, как смысловые вопросы местных падежей имен существительных.
Личной местоимения".
Личные и падедные формы местоимений широко употребляются в разговорной речи. Задача их изучения в 4 классе заключается в теоретическом обосновании их форм, умении определить их лицо, число и падеж. Поэтому с самого начала дети должны понять, что в каждом падеже личное местоимение имеет 9 форм ( в каждом числе по з личные формы). Очень важно в классе иметь таблицу личных местоимений в именительном падеже, что будет облегчать в дальнейшем изучение форм других падежей местоимений и спряжения глаголов.
Глагол" спряжения".
Само понятие спряжение – изменение глагола по лицам и числам – в школьной практике не вызывает больших затруднений, потому что с понятием «лицо» дети познакомились при изучении местоимений. Для полного и ясного осознания типов спряжения необходимо понимание детьми внутренней сути или смыслового содержания , раскрываемого примерами спряжения глаголов разных типов, определяемых их переходностью и непереходностью.
Третий тип спряжения следует связывать не только с понятием непереходности глагола, но и с его действием мгновенного и кратковременного перехода из одного состояния в другое.
По окончании 4 класса учащиеся должны знать:
* знать как находить в сложных словах соединительную гласную.
* знать как определять части речи по их лексико-грамматическим признакам.
* Знать виды двух склонений существительных, падежи и падежные вопросы.
* знать и употреблять личные местоимения в речи
* Знать вопросы суффиксы сущ 2скл. 1 вида в Д.п
* Знать вопросы всех падежей, уметь склонять слова по падежам, знать различия 1 и 2 склонений,
Уметь:
* Уметь подбирать однокоренные слова и выделять корень.нать вопросы падежей во мн. ч.
* Уметь образовывать новые слова при помощи суффиксов.
* Уметь выделять основу в слове, различать простую от сложной.
* Уметь изменять слова при помощи суффиксов.
* Уметь определять части речи по их лексико-грамматическим признакам.
* Уметь использовать для выражения тех или иных значений различные формы глагола в простых и сложных предложениях;
* Уметь классифицировать имена существительные по классам и группам. Уметь классифицировать имена существительные по классам и группам.
Учебно-методический комплект для учащихся:
1. Е. Г. Сусой Ненэця' вада. Учебник для 4 класа общеобразовательных учреждений.
С-Петербург филиал изд. Просвещение 2005 г.
2М.Я.Бармич Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для учащихся
начальгых классов Изд. Прсвешение 2002ш.
3. М.Я. Бармич Грамматика ненецкого языка.Учебно – наглядное пособие для
учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений.
4. Н.М.Терещенко Словарь ненецко-русский и русско-ненецкий. Пособие для . учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений.
Учебно-методический комплект для учителя:
1. В.А.Ханзерова. И.Л.ханзерова Сборник диктантов и изложений для начальных
классов ненецких школ.
2. А.И.Рожин, Л.А.Варковицкая, Е.Г.Сусой, Е.М.Талеева Книга для учителя ненецкой
начальной школы Изд. Просвещение ленинградское отд. 1979 г.
3. М.А.Неняңг На уроках ненецкого языка. С-Петербург Филиал изд Просвещение.
4. А.И.Неняңг, М.А.Неняңг. Ңацекэхе" толаңгува" (Читаем детям) Пособие для
воспитателей ненецких детских садов. С-Петербург филиал изд. Просвещение 2001г
5. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Начальная школа. Русский язык 4 класс 1, 2 полугодие
Поурочные планы по учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой
Составитель И.В.Персидская. Волгоград.Изд.Учитель 2004 г.
__ знать виды и типы предложений и использовать их в устной и письменной речи;
11.05
66
Дополнение.
уметь определять дополнения.
12.05
67
Определение.
уметь находить определения в предложении.
18.05
68
Обстоятельства.
уметь определять обстоятельства
19.05
69
Предложения однородной член.
Знать признаки однородных членов предложения.
1 ч
25.05
70
Простой, сложной предложения.
Прямой речь
знать виды и типы предложений и использовать их в устной и письменной речи уметь строить прямую речь, правильно интонировать и расставлять знаки препинания при письме;