Submitted by Елена Владимировна Ипатова on чт, 25/04/2013 - 22:59
Урок – исследование «Строение семян двудольных и однодольных растений»
Цель урока: совершенствование знаний о строении семян цветковых растений.
Задачи урока:
образовательные:
изучить особенности строения семян двудольных растений; выяснить общие и отличительные признаки в строении семян одно- и двудольных растений.
развивающие:
развивать умение работать с натуральными объектами, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
воспитательные:
воспитывать стремление к знаниям, интерес к экспериментальной работе; способствовать созданию на уроке ситуации успеха в обучении, как основы саморазвития и самореализации.
Методы:
проблемный;
частично-поисковый;
исследовательский;
демонстрационный;
самостоятельная работа с технологическими картами;
индуктивный метод;
дедуктивный метод;
словесный;
наглядный;
практический.
Приемы деятельности:
постановка проблемы;
актуализация знаний;
заполнение схемы;
сообщения учащихся;
подготовка вывода;
Тип урока: урок совершенствования знаний
Вид урока: урок - исследование
Оборудование урока: плоды фасоли и пшеницы, сухие и набухшие семена фасоли и пшеницы, лабораторное оборудование, инструктивные карточки, таблицы «Строение и прорастание семени фасоли», «Строение семени пшеницы», тестовые задания, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
В начале урока я загадала детям загадку:
Во мне есть все: я должен стать красивым,
Большим, зеленым, как родитель мой.
Пока – покой. И я пока счастливый,
И мир вокруг хоть тесный, но живой.
В землю ляжет, чтобы встать
И до солнышка достать.
(Семя).
Проблемный вопрос: о чем эти загадки?
К сегодняшнему уроку вы должны были принести из дома различные семена и продукты, изготовленные из семян. Какие семена вы принесли? Как и где их используют? Ответьте на вопрос: «Для чего необходимо изучать семена?»
Вывод: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека.
Может кто-то, что- то интересное знает про семена (сообщения учащихся)
1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.
Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть.
2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоит из 30 клеток, мало запасных питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть.
Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть.
3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя – это сухие семена.
У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.
Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.
4.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет.
5.Есть семена лекарственные.
а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.
Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.
б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.
в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни.
г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.
д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.
6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г.
Молодцы! Интересная информация
Мотивация и целеполагание.
Тема нашего урока – «Строение семян и их функции». Наша главная цель – изучить строение семян двудольных и однодольных растений и доказать, что семя – живой организм. Итак, что вы знаете о семенах? А что вы хотели бы узнать?
Вопрос для размышления: является ли семя живым организмом? (ответы детей с места). Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, нам нужно выполнить лабораторную работу и рассмотреть строение семени фасоли и пшеницы, найти черты сходства и различия. Кроме того, выделим вместе с вами две группы растений на основе признаков строения семян. А в конце занятия вы ответите на поставленный вопрос и подведете итог сегодняшнего урока.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.
Цель работы: изучить строение семян однодольных и двудольных растений на натуральных объектах. Определить функции различных частей семян.
Оборудование: на столах в каждой группе наборы семян фасоли и пшеницы (по два сухих и два набухших семени фасоли, целые и разрезанные зерновки пшеницы), проростки фасоли и пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы
Задание для работы:
1. Заглянем внутрь семени? Давайте рассмотрим его с разных сторон. С одной стороны оно имеет вогнутую поверхность. Теперь рассмотрим другие сухие и набухшие семена фасоли и пшеницы. Ребята, измерьте длину и ширину набухших и сухих семян. Какие семена больше — набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить?
2. Найдите у семян рубчик. Рубчиком называют след от места прикрепления семени к плоду. Обратите внимание на микропиле (или семявход). Зачем нужен семявход? (через него корешок выходит наружу)
3. Препаровальным иглой на выпуклой стороне набухшего семени фасоли снимите кожицу. Попробуйте то же самое проделать с сухими семенами. В каком случае и почему кожура снимается легче? Рассмотрите семенную кожуру и убедитесь что она плотная. Каково значение кожуры в жизни семени?
4. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, корешок, стебелёк и почечку.
5. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
6. Подготовьте микроскоп к работе.
7. Рассмотрите микропрепарат «Зерновка пшеницы» под микроскопом при увеличении в 40 раз.
8. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: семядолю, корешок, стебелёк и почечку.
9. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
10. Выявите черты сходства и различия строения семян. Объясните названия классов – однодольные и двудольные. Докажите, что семя – это зачаток нового растения.
Итог лабораторной работы: каждая группа письменно или устно отвечает на 10 вопрос и заполняют схемы и таблицы (в зависимости от темпа работы). На экране демонстрируется интерактив по данной теме: «Строение семени фасоли» и «Строение семени пшеницы». В роцессе демонстрации учащиеся ещё раз рассматривают и называют части семян.
Строение семени фасоли
СЕМЯ
семенная кожура зародыш
стебелёк
почечка
корешок
семядоли
Строение семени пшеницы
СЕМЯ
семенная кожура зародыш эндосперм
корешок стебелёк почечка семядоли
Сравнение семян одно- и двудольных растений
Название
растений
Однодольное
или
двудольное
Из чего
состоит
семя
Что входит в состав зародыша
Где находятся питательные вещества
Пшеница
Однодольное
Из кожуры, сросшейся с околоплодником;
эндосперма и зародыша
Зародышевый корешок, стебелек, почечка и одна семядоля
В эндосперме
Фасоль
Двудольное
Из кожуры и зородыша
Зародышевый корешок, стебелек,почечка и две семядоли
В двух семядолях
Осмысление изученного материала.
Изучая особенности строения семян, мы упомянули, что растения по признаку числа семядолей в зародыше делятся на двудольные и однодольные. Как правило, число семядолей в зародыше, как признак двудольных или однодольных, упоминается совместно с другими характеристиками. Запишем их.
Характерные признаки
двудольных и однодольных растений.
Признаки.
Однодольные.
Двудольные.
Число семядолей в зародыше.
Жилкование листьев.
Корневая система.
1 семядоля.
Параллельное, дуговое.
Мочковатая.
2 семядоли.
Сетчатое.
Стержневая.
Первичное закрепление учебного материала.
Далее возвращаемся к вопросу, который был задан в начале урока. Слушаем мнение каждого ученика, обобщаем и делаем вывод: семя – живой организм.
III. Закрепление.
Учащимся предлагаются тесты различного уровня сложности:
1 уровень сложности – закрытый тест.
Ответы выполняются в виде графического диктанта. Учащимся предлагаются вопросы -утверждения, если они согласны с утверждением ставят значок - ˄, не согласны значок - ˅. В итоге на бумаге появляется ломаная линия, проверить правильность выполнения диктанта можно с помощью “ключа” очень быстро.
1. Семядоли являются частью зародыша зерновки пшеницы
2. Запасные питательные вещества находятся в стебельке семени фасоли
3. Семенная кожура выполняет защитную роль
4. Растения класса двудольных имеют одну семядолю в семени
5. Семенная кожура – это часть зародыша зерновки пшеницы
6. Запас питательных веществ в зерновке пшеницы находится в эндосперме
7. Эндосперм зерновки пшеницы является часть зародыша.
8. Семя – зачаток нового растения
2 уровень сложности – открытый тест (закончить предложение). Предлагается более сильным учащимся.
1. В семядолях семени фасоли находится ______________________________________
2. Зародыш семени фасоли состоит из ______________________________________
3. Семенная кожура выполняет __________________________________________ роль.
4. Зародыш семени фасоли крупнее зародыша зерновки пшеницы потому, что _________________________________________________________________________
5. Семена растений класса ________________________ имеют две семядоли
6. След от места прикрепления семени к стенке плода называется ______________
7. Семя является зачатком нового растения потому, что __________________________
Определенный познавательный и практический интерес представляет такая задача:
“Из одного зерна озимой мягкой пшеницы может вырасти пять колосьев. Допустим, в колосе 50 зерен. Предположим также, что все зерна всхожие. Высчитайте, сколько зерен получилось бы от одного зерна от посева в первом году; во втором; в третьем; в четвертом”.
(Ответ: первый урожай – 250; второй – 62 500; третий – 15 625 000; четвертый – 3 906 250 000 зерен.)
IV. Итог урока.
Возвращаю учащихся к целям урока, которые записаны на доске. Один из учеников подводит итог.
1. Семя двудольного растения состоит из семенной кожуры и зародыша. Зародыш состоит из двух семядолей, корешка, стебелька и почечки. Запас питательных веществ находится в семядолях.
2. Семя однодольного растения состоит из семенной кожуры, эндосперма и зародыша. Зародыш состоит из семядоли, корешка, стебелька и почечки. Запас питательных веществ находится в эндосперме.
3. Семя – это зачаток растения. Из его корешка формируются корни корневой системы, из стебелька – стебель, из почечки – листья. В семенах содержится запас питательных веществ.
Рефлексия. Выберите утверждение, соответствующее вашему состоянию на уроке:
А) на уроке было интересно, узнал много нового;
Б) на уроке было не очень интересно, много думал о своем,
В) на уроке было скучно, нового ничего не узнал.
Домашнее задание. Изучить § 10 до конца. Закончить оформление лабораторной работы.
Творческое задание. Подготовить сообщения об использовании человеком семян различных растений.