Submitted by Татьяна Викторовна Ильина on чт, 25/04/2013 - 16:58
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приём “Необъявленная тема”
Звучит "Сонет" Е.Доги.
Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас прозвучала? (Музыка замечательна, она была серьёзной и глубокой, звучала то спокойно, то взволнованно, она заставляла задуматься, она как будто звала куда-то вперёд.)
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
Печальна и чиста,
Как жизнь людьми любима,
Как жизнь ты непроста,
Как жизнь, непостижима,
Музыка!..»
К. Кулиев
II. Сообщение темы урока.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Каких тем может коснуться музыка и с каким искусствами она связана?
Тема года: «Музыка и другие виды искусства».
Тема урока: «Музыка рассказывает обо всём».
С сегодняшнего дня мы с вами будем подниматься на более высокую ступеньку понимания музыки. Тема года: «Музыка и другие виды искусства».
Как вы думаете, каким образом можно изучать музыку? (можно говорить о творчестве великих композиторов и исполнителей, о музыкальных произведениях, изучать нотную грамоту, играть на различных музыкальных инструментах, учиться петь.)
III. Работа по теме урока.
Что такое музыка?
Слово «музыка» (от греч. «musike» буквально – искусство муз) – вид искусства, который воздействует на человека через звуковые образы, окружающие его различные переживания и окружающую жизнь. Музыка – это искусство звуков.
Согласны ли вы с высказыванием великого норвежского композитора Эдварда Грига: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём»?
Приём “Да-Нет”.
(Учебник стр. 4)
Из учебника:
Музыку можно изучать по-разному.
Можно беседовать о музыкальных произведениях, учиться их понимать и восхищаться их звучанием. Можно посвящать уроки творчеству великих композиторов и исполнителей, чтобы увидеть, каким огромным трудом создается даже самая легкая и веселая музыка.
Можно, наконец, шаг за шагом осваивать нотную грамоту, учиться петь, играть на различных инструментах, постигая музыкальную науку как бы изнутри.
Все это - разные пути приобщения к музыке.
Но однажды возникает вопрос: что же такое музыка?
Правда ли, что это - чудо, рождающееся из Космоса, из движения планет, само из себя? Ведь сказал же великий Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем». Так ли это?
И да, и нет.
Да, потому что каждое искусство самоценно, оно говорит на своем собственном языке, оно никогда не вторгается во владения другого искусства. 3вук не может соперничать с цветом, как скульптура не соперничает со стихом, так же, как в природе воздух не соперничает с огнем. Само такое противопоставление кажется нелепым.
Нет, потому что в мире все взаимосвязано. Так, для звучания мелодии требуется туго натянутая струна, а струна дает выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом особой породы, обработанным специальным способом. А это все находится уже далеко за пределами самой музыки.
Возьмем, к примеру, эпиграф к роману Эрнеста Хемингуэя "По ком звонит колокол", написанный поэтом эпохи Возрождения Джоном донном, перевод звучит в прозе.
Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего-то требуются чернила и бумага, кисти и краски, для чего-то - течение рек и цветение лугов. И в этом смысле все нуждается во всем.
Помните ли вы стихотворение с. Маршака «Гвоздь и подкова» ?
Не было гвоздя - подкова пропала.
Не было подковы - лошадь захромала.
Лошадь захромала - командир убит.
Конница разбита, армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице не было гвоздя!
И да, и нет.
Да: потому что каждое искусство символично, оно говорит о своём на своём собственном языке, оно никогда не вторгается во владения другого искусства. Звук не может соперничать со светом, как скульптура не соперничает со стихом, так же, как в природе воздух не соперничает с огнём. Само такое противопоставление кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с этой точки зрения не нуждается ни в чём.
Нет: потому что существует всеобщая связь явлений и её законы непреложны. Так для звучания мелодии требуется туго натянутая струна, а струна даёт выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом особой породы, обработанным специальным способом, – и всё это находится уже за пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего-то требуются чернила и бумага, кисти и краски, для чего-то – течение рек и цветение лугов, и с этой точки зрения всё нуждается во всём.т – так как
Итак, какой вывод мы можем сделать? (И да, и нет. Да, так как действительно каждая вещь на Земле самоценна. А нет – так как существует всеобщая связь вещей и явлений, которые пронизывают всё человеческое существование, времена, человеческие судьбы.)
Возьмем к примеру, эпиграф к роману Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол», написанный поэтом эпохи Возрождения Джоном Донном, перевод звучит в прозе. «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесёт край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я один со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».
А теперь прочитаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова», после чего обсудим прочитанное.
Не было гвоздя – подкова пропала.
Не было подковы – лошадь захромала.
Лошадь захромала – командир убит.
Конница разбита, армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя, –
Оттого, что в кузнице не было гвоздя!
Послушайте песню "Гвоздь и подкова" из вокального цикла Д. Кабалевского на стихи С. Маршака "Шесть веселых песен"
Каким же образом была повержена в бегство целая армия? (Отсутствие гвоздя повлекло за собой последовательность событий, в результате которых армия потерпела поражение, то есть вот такая, казалось бы, мелочь, сыграла такую значительную роль.)
Можно сделать вывод о том, что в искусстве происходит то же самое. Нет ничего мелкого, незначительного, постороннего; открытие в одной области часто приводит к развитию и совершенствованию в другой. Здесь как нельзя лучше подходят строчки известной песни: «Ничто на Земле не проходит бесследно». Если каким-то образом выпадает какое-либо звено, происходит изменение во всей цепи событий.
Отсутствие гвоздя - вот первопричина, вызвавшая цепь всех последующих бед. И хотя между гвоздем и поражением нет прямой связи, мы все же видим, как самая на первый взгляд безобидная мелочь порой может иметь печальные последствия.
Но какое отношение имеет это стихотворение к музыке и к искусству в целом?
Дело в том, что точно так же происходит и в искусстве: в нем нет ничего мелкого, незначительного, постороннего. Бывает даже, что открытие в одной области нередко при водит к расцвету в другой. Когда художник смешивает краски в поисках новых цветовых сочетаний, кто знает, не прокладывает ли он путь к открытию неведомых музыкальных звучаний?
Как же это происходит?
Какие тайные законы движут искусством?
Чтобы ответить на эти вопросы, и задуман наш учебник. Его главная тема - « Музыка и другие виды искусства» - рассматривает музыку в единстве с тем, что ее рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим.
Конечно, вы обязательно будете говорить о музыкальных произведениях, посвящать уроки творчеству великих композиторов, учиться петь и играть на музыкальных инструментах.
И все же тема этого года - особенная.
Она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в совершенно другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Она призвана научить пониманию того, что мир един, и объяснить, зачем нужно такое понимание. Она призвана научить всему этому с помощью музыки, потому что музыка способна рассказать обо всем. Нужно только научиться ее слышать.
Вопрос
Как вы понимаешь смысл стихотворения с. Маршака «Гвоздь и подкова»? Какое отношение оно имеет к музыке и к искусству в целом?
Послушайте одну очень интересную песню.
Зонтики
(автор неизвестен)
Город этот выдумал один художник,
Люди в нем не знали, что такое дождик,
Просто, вот не знали, что такое дождик,
Вот какие люди жили в городе том.
Город этот выдумал один художник,
Люди в нем не знали, что такое дождик,
Лишь чудак в белый плащ одетый,
Продавал там зонтики зимой и летом.
Припев:
Господа, купите зонтик,
Белый зонтик, красный зонтик,
Синий зонтик, желтый зонтик,
Может пригодится в жизни вам.
Были там домишки все из пластилина,
Из пустых коробочек автомобили.
И не зная никакой ангины,
Маленькие люди жили в городе том.
Маленькие были у людей заботы —
Шли они в театр и в кино с работы,
Вечером в подъезде целовался кто-то.
Вот, какие люди жили в городе том.
Припев.
Маленькое небо как-то вдруг промокло,
В маленьких домишках задрожали стекла,
И вокруг все стало сразу мокрым,
И все схватили насморк в городе том.
Вспомнили тут люди о торговце странном,
Бросились искать его по всем бульварам,
Hо пропал торговец со своим товаром,
И лишь осталась песенка в память о нем.
Припев. (2раза)
Ребята, как вы бы назвали эту песню? («Зонтики», «Сказочный город», «Продавец зонтиков», «Игрушечный город», «Художник» и т. д.)
А каким образом эта песня перекликается с темой нашего урока?
Не зря изначально художник придумал продавца зонтиков в этом сказочном городе. Не зная о существовании плохой погоды, живя и не задумываясь о том, что их ждёт в будущем, жители города считают чудаком того человека, который предупреждал их о том, что может случиться. И в конце концов мы приходим к выводу: именно отсутствие зонтиков привело к тому, что жители всего города впоследствии заболели.
А как звучала эта песня? Какое у неё было настроение? (Песня прозвучала грустно, протяжно, минорно, нежно, ласково; припев – несколько веселей, более отрывисто; третий куплет звучал взволнованно, как бы передавая состояние природы и людей…)
Вокально-хоровая работа.
Разучивание 1 куплета песни «Зонтики».
IV. Итог урока.
Рефлексия.
Приём «До-После»
Расскажите, как вы поняли, что мы будем изучать на уроках музыки в пятом классе? (Мы будем наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, искать различного рода взаимосвязи музыки с другими видами искусств.)
Мы будем учиться понимать то, что мир един, и будем говорить об это с точки зрения музыки, так как музыка способна рассказать обо всём. Надо только научиться её слушать. Слушать музыку – это искусство, которому надо учиться. Хочется закончить урок словами замечательного русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем».