Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



По следам родных стойбищ

Данные об авторе
Автор(ы): 
Комарова Валентина Накочевна
Место работы, должность: 

ТМКОУ "Усть - Портовская средняя общеобразовательная школа - интернат"

 

Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

 

Цель:Прививать любовь к родному краю, к родной стране России, показать

           культурное наследие коренных народов Таймыра..

Задачи:

1)    Образовательная – рассказать об истории образования и развития Таймыра,

           Познакомить с трудами ученого-естествоиспытателя А.Миддендорфа.

2)    Развивающая – развивать речь, воображение.

3)    Воспитательная – вызвать чувство ответственности и гордости  за свою родину, страну. 

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учеников в классе: 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

"Просвещение на Крайнем Севере"

Используемая методическая литература: 

"Методические рекомендации для школ народов Крайнего Севера"

Используемое оборудование: 

 

  • Оформление – фотографии, железный обруч, национальные костюмы народов Таймыра, портреты Таймырских художников и поэтов, портрет ученого
  • Наглядный материал – презентация в программе PowerPoint,
  • Технические средства – магнитофон, диски с песнями, видеофильм «Неизвестная земля», «Последний шаман», ноутбук, проектор, экран..
Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p align="center"> I. &nbsp;<strong>Начало мероприятия</strong>. &nbsp;<strong>II</strong><strong>. Вступление. &nbsp; </strong><strong>III</strong><strong>. Обряд &laquo;Очищение металлом&raquo;.</strong><strong>&nbsp; &nbsp; &nbsp;</strong><strong>IV</strong><strong>.&nbsp; Сценка &laquo;Как Таймыр Таймыром назвали&raquo;. </strong>&nbsp;&nbsp;<strong>V</strong><strong>&laquo;Неизвестная земля&raquo;&nbsp; - Таймыр &nbsp; &nbsp; &nbsp;</strong>&nbsp;<strong>VI</strong><strong>. Приветствие на языках народов Таймыра. &nbsp;</strong>&nbsp;<strong>VII</strong><strong>. Обряд &laquo;Обращение к духам&raquo;.</strong><strong>&nbsp;</strong><strong>&nbsp;&nbsp;</strong>&nbsp;<strong>VIII</strong><strong>.&nbsp; &laquo;Сердца четырех&raquo;&nbsp;</strong><strong>IX</strong><strong>. Отрывок из фильма&nbsp; &laquo;Последний Шаман&raquo;.</strong>&nbsp;<strong>X</strong><strong>. Игра &laquo;Аргиш&raquo;</strong><strong>XI</strong><strong>&nbsp; Разгов</strong><strong>jh c</strong><strong>огнем&nbsp;</strong><strong>XII</strong><strong>. Наставление старших&nbsp;</strong></p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

 

 

I.              Начало мероприятия.

Мероприятие открывается Гимном   России.

 *    Звучит гимн.

       *   Беседа о гимне:

-  Какая песня прозвучала сейчас?

Да, это гимн  Российской Федерации, песня, которую мы должны знать.

-  Почему мы все стояли, когда    звучал гимн?

- Что вы чувствуете, когда вы слышите гимн России?

Это песня нашей совести, нашей души. Это песня каждого россиянина.

-  Скажите, кто может считать себя россиянином?

-   А мы в какой стране живем? Мы можем себя

считать россиянами? Почему?

Да, для нас Россия – наша Родина, Отечество, без которой мы не сможем жить и дышать.

 

  II. Вступление.           

 Стихотворение  В. Н. Ледкова  «А я и не знал, что родился в России», читает ученик 9а класса Яднэ Николай.

                    «А я и не знал, что родился в России,

                    не знал, что за синими гребнями гор

                    такое же солнце и люди простые

                    и чистого неба высокий простор.

                    Когда я узнал, что такое Россия,

                    я  понял, что с ней мне идти до конца.

                    Я понял тогда, что дороги земные

                    извечно идут сквозь людские сердца.

                    Есть ямы, овраги и горы крутые

                    и много зловонных трясин и болот,

                    Но светел и ясен твой берег, Россия,

                    где сердце мое, не старея, живет.

                    Россия дала мне отвагу и силу,

                    чтоб все я на свете, как сын ее мог.

                    И под ноги мне неустанно стелила

                    разбеги своих справедливых дорог.

                    Я горд, что земли моей имя – Россия,

                    Я рад, что за синими гребнями гор

                    Такое же солнце и люди простые

                    И чистого неба высокий простор. 

 

III. Обряд «Очищение металлом».

1.            Ненцы железо считают «священным металлом». Они научились железо

ковать, придавать ей различные формы. Все украшения женщин ненецких

были только из железа. Детские люльки украшались  железными

украшениями, таким образом, детская душа оберегалась от дурного взгляда,

от злых духов.Священные сани, где жили духи и боги ненцев, украшались

железными цепями, а у идолов были  железные посохи. Прежде чем начнем

говорить о Таймыре, проведем обряд «очищение железом»,  чтобы души

наши стали чистыми, а мысли добрыми потому что для нас Таймыр –священная земля.

 

Песня «Гей, олени» в исполнении В.Сигунея.

Костер, обруч. Группа детей идут друг за другом, пританцовывая под                       музыку, подходя к костру,  каждой ногой делают круговые движения.

Проходят в обруч и становятся на место.

 

IV.  Сценка «Как Таймыр Таймыром назвали». 

 1. Сообщение учителя: «Из глубины веков».   А.Ф.Миддендорф, Н.Ф.Лисовский.

       В синих сумерках ноябрьского утра 1842 г.  русский естествоиспытатель,  путешественник, исследователь Сибири, Севера, академик Петербургской Академии наук, выбрался в своей кибитке за пределы Петербурга. Новый год он встречал в Омске, а спустя месяц увидел деревянные башни Енисейска. В марте 1843 г.

       Миддендорф прибыл в Туруханск. В Дудинке пришлось сменить лошадей на собак, а затем на оленей и пересесть из кибитки на нарты. Вскоре он гостил в доме купца Лисовского Николая, высланного с Сенатской площади декабриста.

 

 2. Сценка «Как Таймыр Таймыром назвали»

       Миддендорф: «Не ожидал. Да, батенька, не ожидал, что добралась

                                наука в этакую даль!» 

       Лисовский:  «Мы вдвоем с Аврамовым устроили сей быт. Все 

                            вместе с ним, от флюгера и до любой пробирки»

       Миддендорф:  «Не чаял я лаборатории такой увидеть, здесь на

                              Севере Сибири!»

       Лисовский:  «Богаче, чем наш край нет и на всей Руси!

                             И надо б этот полуостров окрестить!

                             Вот поглядите на его границы – по Енисею к океану –

                             дальше – Хатангский залив»

       Миддендорф: «Да, контуры все четко провели

                             И доказательства подобраны непросто.

                             Самостоятельный и явный полуостров»

         Лисовский:  « С Аврамовым мы это часто обсуждали,

                            Мы с ним немало по тундре поблуждали»

      Миддендорф: «Пожалуй, можно и по тунгусски окрестить –  Таймыром!»

          Лисовский: «Как озеро? Богатым и обильным?

              Вместе: «Быть Таймыру! Имя, достойное края – Таймыр!»

     Так полуостров вошел в состав Российской Федерации и стал официально называться «Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ».

- Назовите свой адрес.

Ответ: Красноярский край. Таймырский муниципальный (Долгано-Ненецкий) автономный район. с/п Караул. п. Усть-Порт.

  V. «Неизвестная земля»  - Таймыр      

Просмотр фрагмента видеофильма «Неизвестная Земля». Беседа по фильму.

- Почему нашу землю назвали Таймыр? Ответы учеников: Таймыр означает

богатая земля, бескрайная земля.

 VI. Приветствие на языках народов Таймыра. 

Беседа о коренных народах Таймыра, места обитания, род занятий, верования. Географическое положение на карте Красноярского края(показ по карте). Приветствия на языках народов Таймыра (приветствуют ученики, одетые в национальные костюмы)

  «Здравствуйте, дорогие друзья! Я вас всех очень люблю!»

  «Доробонт кылылак доготтор! Мин инегин багарабын!» (на долган.языке)

   «Доробо сяруни! Манна тана манунтум!»  (на нганасан.языке)

   «Няв, сава няв, торова ңэя! Нянани ңули тарада!» (на ненецком языке)

  

Исполнение отрывка песни о дружбе под  бубен:

               «Нявэй, нявэй сава нявэй! Мямов, мямов мярхавов!

                Ңобтэй, ңобтэй мярхавов, ңобтэй, ңобтэй илелканов!»

( Построение чума всеми, каждый по одному шесту ставит)

 

 

 VII. Обряд «Обращение к духам».

        Слово «Таймыр» в переводе означает «щедрый и богатый». Самое главное богатство-люди. Особенно те, кто свой край прославляет, кто движет жизнь вперед, работает на благо своего края. Прославили Таймыр на весь мир замечательные талантливые люди: Л.П.Ненянг, М.С.Турдагин, О,Е,Аксенова, Б.Н.Молчанов. Все они, к сожалению, «ушли в нижний мир», и, поэтому нам нужно соблюсти  закон наших предков, разрешающий нам говорить об этих людях.

 Обряд «Обращение к духам» (выступление учеников по очереди)

  - «Тяхананда ңод, няна ябтан неда нензяв!»

  - «Тюку яля маня", пыдара сава серода вадеманзь, ңобт  мандалъяна».

  - «Таддикахавад сян сидда нива няркабтамбангу»

 

 VIII.  «Сердца четырех»

        1. Л.П.Ненянг выросла в большой семье, жила и училась в            п.Усть-Порт, в интернате. Эти годы она любила   вспоминать и говорила: «кто не помнит своего прошлого,   у того нет будущего».

Стихотворение «Знаю я, о чем молчит река», читает Комарова Люба

Знаю я, о чем молчит река, пряча в глубине земные краски.

В шепоте зеленом тальника я расслышу бабушкины сказки.

Ничего не стоит мне, поверь, песню спеть вдвоем с шальной   волною

И о чем ты думаешь теперь, я пойму, хоть нет тебя со мгою.

По приметам прадедов моих я скажу, какое будет лето.

И зачем внезапно ветер стих, и о ком гагара плачет где-то.

Я беду сумею отвести, если волк у стада озорует,

И ладони в воду опустив, рыбакам скажу, где чир жирует.

Бисером негаснущей зари или даже солнечною нитью

Праздничные вышью бокари, чтобы было в чем на праздник  выйти.

Сброшу в омут груз прожитых лет, грешная, обычная, земная

Не колдунья и не ведьма, нет, просто тундровичка коренная. 

 

2.Все, что воспела в своих стихах Л.Ненянг, мы видим на холстах М.Турдагина.

 

Учитель.На первый взгляд совершенно простой, непритязательный человек. Очень скромный, какой-то даже виноватый будто в чем-то. Но когда он говорил, он завораживал буквально всех, не было ни одного человека, который прошел бы мимо него, не заинтересовался бы его разговором. Все, о чем он говорил, казалось очень важным. О своих земляках говорил: «самым главным качеством своих земляков считаю неприхотливость и щедрость. Рядом с моим народом не пропадет ни один другой народ: укроют, будут любить и жалеть»  На вопрос корреспондента: «Что вас вдохновляет  на создание картин?» художник ответил: «Дума. Я много думаю, думаю о своих предках, как они смотрели на этот мир. Что такое бог, куда душа идет, что будет после меня». А теперь посмотрите на картины нганасанского художника, возможно, вы тоже задумаетесь о чем-то своем, о мире, о природе, о душе.

 (демонстрируются слайды с картинами М.Турдагина).

       3. Послушаем  песню «Я с малых лет люблю Таймыр»

- Кто автор слов этой песни?

Ответ:  песня на стихи Огдо Аксеновой.

Ученик. Долганская поэтесса Огдо Аксенова родилась в Авамской тундре, жила долгое время в тундре. В школу она поступила раньше срока, потому что очень хотела учиться, несмотря на то, что шла война. О себе она говорит так:

Ученик(стихотворение О.Аксеновой  «Кто я есть?») 

                Кто я есть?

                Кто я есть? Почему ты такая? Скажи!

                Потому что я с правдой иду против лжи.

                Потому что верней чем оленьи чижи

                Дружба греет меня, если вдруг запуржит.

                Как и ты, каждый день на работу хожу,

                Как ребенка, стихи я под сердцем ношу.

                Я долганскими песнями сладко дышу.

                Понимаю душой речки Хатанги шум.

                С буквы Д начинается имя долган,

                Дорожу каждым звуком, что тундрой мне дан,

                Я ловлю их, как ловит оленя аркан.

                Я люблю их, как музыку любит барган.

       4.  Картина Б.Молчанова «Дума оленевода».  Звучит песня на слова О,Аксеновой в исполнении Н.Ефремовой.

- Что можно сказать про эту картину? Что хотел сказать художник? (беседа по картинам художника)

Сам автор многих картин Б.Молчанов говорит:    «Есть у меня картина – на ней изображен чум, горит огонь, вялится юкола над этим огнем. Холстом послужила оленья кожа, та самая, которой покрывают чум. Взял кусочек замши, отрезанный от нюка. И на этом холсте должно случится то, что я задумал показать. Сама замша до того продымлена и несет в себе такой богатый колорит, она все помнит. Мне оставалось добавить немного элементов, чтобы случилось то, о чем хотели рассказать огонь и замша».

           Таймыр славится своими тружениками. Есть среди них знатные рыбаки, охотники и оленеводы. Именем одного знатного оленевода назван теплоход, который возит нас с вами по Енисею. Как называется этот теплоход?

            Хансута Яптунэ – кавалер ордена Трудового Красного знамени, оленевод совхоза «Заря Таймыра». За высокие показатели и выполнение плана он был делегирован в Москву на ВДНХ. Послушайте стихотворение Л.Ненянг  «Бригадир» (выступление ученика)

                  «Он, верно, был рожден с рассветом, и с духом Солнца был знаком

 Коль едут люди за советом, за добрым словом и теплом.

 Его невзгоды не сломили. Пурге не кланялся вовек.

Зато и Хансотой назвали, что значит – крепкий человек!

Он не заносчив и не властен, но слово обронил – закон.

Он попусту болтать не мастер. Зато работать мастер он.

А что везде успеет лично – так позже лег и раньше встал.

А что сорвал свой голос зычный – так то олешек собирал.

Он гимн сложил из санных строчек в тетради голубых снегов.

И, значит, солнца есть кусочек в горячем сердце у него.

Его сегодня каждый знает, да только кто опередит?

По тундре, время обгоняя, упряжка Хансоты летит.

 

IX. Отрывок из фильма  «Последний Шаман».

          Таймыр – земля священная. На Таймыре много святых мест, куда люди ездят кланяться своим богам, забивают жертвенных оленей, просят удачи. Раньше шаманы наставляли людей, учили

быть честными, соблюдать правила своего рода. Лечением людей занимались тоже шаманы, потому что они знали названия и свойства трав, человеческий организм. Шаманы пользовались уважением и признанием всего тундрового населения. Успешным считался род, где был свой шаман. Там, где не было шамана, приходилось договариваться с шаманом другого рода. Посмотрите отрывок из фильма «Последний шаман»

 

 X. Игра «Аргиш»

             Дети строятся парами, между пар встает 1 человек. Первый ряд из 3 человек, за ними 1 ученик. Получается строй: 3,1; 2,1; 2,1; 2,1; 2,1; 2,1; 2,1;.

 Сзади стоящие держатся за впереди стоящих партнеров...Под  песню «Ехал ненец», выполняя танцевальные движения, «обоз» идет по кругу. Первая тройка имитируют поведение оленей в упряжке: через 2 такта подпрыгивают, рвут постромки, бодаются. Кто остается в аргише (в строю), тот выигрывает и становится управляющим упряжкой. 

XI  Разговjh cогнем

          Разговор с огнем. 

: Когда выбирали место для стоянки, одно из главных условий –

          около стоянки должен быть тальник. Почему? Собирать сушняк, чтобы

          разводить огонь..Отношение к огню среди ненцев особое.  Какое

          отношение в ваших семьях к огню? Расскажите, какие запреты

          существуют по отношению к огню у вас в семьях?

          Сейчас вы услышите разговор с огнем женщины из рода Ядне.

          Учитель в роли женщины, ведущей разговор с огнем, в национальной

          одежде.

 

          На полу в национальных одеждах сидят люди вокруг костра. Женщина обращается к огню и делает соответствующие молитве движения, а люди сидящие в кругу повторяют за ней эти движения, некоторые слова одобряют, некоторые слова повторяют

 

 

                                                Тун׳   туесома.

          Нянд׳хэтувандами вадами׳таня. Пудана пятава нянд׳тодм, саңгомд׳пюдм.

          Ңгобкарт хаялм׳нинд нидм ңгэдараңгу, нидм хусаркурт, нидм педорт. Тад нерня яңганя не ңуда׳сит׳лэтамбаңгу. Мань теда нянд туеңгадм…  Ниня холкаңгада  салаба  я ня"ад Ябти  Тецьда тад тобнанда, ябтакоен, нюми нен хае. Вэвако ненэць нюни стол сякна ңгамде, ңорманда сер,тад сит сабцябата, ябтакоен, педавсомт׳нюхунии нер мэс. Нюни сейм׳иланда тецьда тад салабаңэ ханибтебата, ныхымд׳нер сяй, тикы салабам׳холкабтад! Нюми, исяламдь, сеямд танпата, нен нензяв. Тад нюни ню нянд ңгамдав, нер питар, сейда׳юдад

                                     Разговор с огнем.

    Со словом прищла. Последний раз я разожгла тебя.  Последний раз мои руки  коснулись твоего тела, а глаза искали взгляда. Я не уроню слезы на лицо твое. Не пожалуюсь и не прокляну. Руки другой женщины будут беречь ткбя. Я преклоняюсь перед тобой. Когда со стороны нетающих льдов придет Великий Холод, чтобы испытать сына моего, не покинь его.  Когда дурной человек  сядет за стол сына моего и, насытившись, плюнет в лицо тебе, умоляю, не перенеси свой гнев на сына моего. Когда жестокий холод жизни превратит в лед сердце моего сына, не пожалей силы своей, растопи тот лед. Если сын мой, обезумев, наступит на сердце твое, прости его. Когда сын моего сына подсядет к тебе, прими его.

 

XII. Наставление старших

            Сейчас мы прослушаем песню на ненецком языке. Песню эту поет хорошо вам всем знакомый Хачва Ядне. Какие наставления звучат в этой песне? Послушаем и запомним их.

  Звучит песня. (магнитофон)

 Какие же наставления вы услышали? Как вы думаете, надо  эти наставления выполнять?

  Понравился вам наш праздник? Чем он так понравился?

Итог. Наше мероприятие подошло к концу, спасибо всем участникам за ваш труд, а зрителям за то, что помогали и участвоваги в наших играх.

 

 

                                      Классный час

 

                         «По следам родных стойбищ»

 

                           Комарова Валентина Накочевна

 

        ТМОУ «Усть-Портовская средняя общеобразовательная

                                     школа-интернат»

 

                  Учитель начальных классов и родного языка.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн