РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по: физической культуре
ступень обучения: среднее (полное) общее образование, 10-11 класс
Количество часов: 102
Уровень: базовый .
Учитель: Артёменко Надежда Владимировна
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе комплексной программы Физического воспитания для 1-11 классов общеобразовательных учреждений.
Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич. Допущено МОРФ. Москва «Просвещение» 2010г.
Программа авторского курса физического воспитания для 1- 11 классов В.И. Ляха и А.А. Зданевича соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
На основе примерной программы основного общего образования по физической культуре.
Москва «Дрофа-2008г» Авторы: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по физической культуре.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа IIвида по физической культуре для учащихся 10-11 классов разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания учащихся» 1- 11 классы Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. «Просвещение», 2010 г., на основе примерной программы основного общего образования по физической культуре. Москва «Дрофа-2008г» Авторы: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев
Данная рабочая программа разработана с целью обеспечения базовой подготовки обучающихся по физической культуре в соответствии с учебным планом МОУ СОШ №53 на 2012-2013 учебный год.
На уроках физической культуры в 10-11 классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания, которые вытекают из цели общего и среднего образования, - содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой.
-содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
-формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
-расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
-дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;
-формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функций отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
-закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
-формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;
-дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Отличительной особенностью программы является изменение и расширение содержания образования по отдельным темам. Из авторской программы исключены разделы «Плавание», «Элементы единоборств» и «Лыжные подготовка». В связи с особенностями климата г. Сочи и в соответствии с материально-технической базой школы увеличено количество часов в разделах «Легкая атлетика», «Кроссовая подготовка», «Спортивные игры». Это позволит сформировать у учащихся культуру движений, обогатить двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, приобрести навыки в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№ п/п
|
Разделы, темы
|
Количество часов
|
10 класс
|
11 класс
|
|
|
Авторская программа
|
Рабочая программа
|
Авторская программа
|
Рабочая программа
|
1
|
Базовая часть
|
87
|
87
|
87
|
87
|
1.1
|
Основы знаний о физической культуре.
|
В процессе урока
на основе примерной программы основного общего образования по физической культуре. Москва «Дрофа-2008г» Авторы: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев
|
1.2
|
Спортивные игры.
|
21
|
30
|
21
|
30
|
1.3
|
Гимнастика с элементами акробатики.
|
18
|
18
|
18
|
18
|
1.4
|
Легкая атлетика
|
21
|
30
|
21
|
30
|
1.5
|
Лыжная подготовка
|
18
|
-
|
18
|
-
|
1.6
|
Элементы единоборств
|
9
|
-
|
9
|
-
|
1.7
|
Кроссовая подготовка
|
-
|
9
|
-
|
9
|
2
|
Вариативная часть
|
15
|
15
|
15
|
15
|
2.1
|
Связанный с региональными и национальными особенностями
Волейбол
|
9
|
7
|
9
|
7
|
2.2
|
По выбору учителя, учащихся, определяемой самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта.
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка
|
6
-
-
|
8
5
3
|
6
-
-
|
8
5
3
|
Всего за год
|
102
|
102
|
102
|
102
|
2.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1.Базовая часть содержания программного материал (174 ч.)
1.1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приёмы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля (1-2 часа в четверти)
Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (1-2 ч. в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
Социокультурные основы.Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность, развития личности; укрепления здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная направленность и формы организации.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогическиеосновы.Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие телосложения, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.
Основы начальной военной подготовки.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.
Медико-биологические основы.Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья.
Основы организации двигательного режима в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека и его здоровье. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры.
Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней. Дозировка данных процедур.
Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Закрепление приемов самоконтроля.
1.2. Спортивные игры (60часов +волейбол).
В 10-11 продолжаются углубленное изучение одной из спортивных игр, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом, защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите. Используются игровой и соревновательный метод. Продолжается овладение сложными приемами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями. В процессе занятий использовать индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике. Лучше всего на уроках использовать метод круговой тренировки, упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных координационных и кондиционных способностей, совершенствование освоенных приемов. Демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико–тактические действия одной из спортивных игр.
Программный материал по спортивным играм
Основная направленность
|
10-11 классы
|
Баскетбол. На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек
|
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение.)
|
На совершенствование ловли и передач мяча
|
Совершенствование ловли и передачи мяча, варианты ловли, передачи без сопротивления и сопротивлением защитника.
|
На совершенствование техники ведения мяча
|
Совершенствование техники ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника.
|
На совершенствование техники бросков мяча
|
Совершенствование техникой бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника, с места и в движении, со средней и дальней дистанции.
|
На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей
|
Совершенствование техники защитных действий. Действия против игрока без мяча и с мячом. Быстрый прорыв. Комбинация из освоенных элементов техники перемещения.
|
На совершенствование тактики игры
|
Совершенствование техники защитных действий. Вырывание, выбивание, накрывание и перехват.
|
Волейбол.
Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек.
|
Совершенствование техники перемещений и владения мячом. Комбинация из освоенных элементов техники владения. Индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите.
|
Совершенствование техники приема и передач мяча.
|
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Игра по упрощенным правилам в волейбол.
|
Совершенствование техники подач мяча.
|
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Игра по правилам.
|
Совершенствование техники нападающего удара.
|
Нападающий удар через сетку.
|
Совершенствование техники защитных действий.
|
Варианты блокирования нападающих ударов, страховка (Одиночный, вдвоем).
|
Совершенствование техники игры. Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
|
Индивидуальные, групповые, тактические действия в нападении и защите. Игра в волейбол по правилам. Судейство игры.
|
Футбол.Совершенствование техники передвижений остановок, поворотов и стоек
|
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений.
|
Совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча
|
Варианты ударов по мячу ногой и головой.
|
Совершенствование техники ведения мяча
|
Техника ведения мяча без сопротивления и сопротивлением защитника. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
|
Совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча
|
Остановка мяча ногой грудью. Игра в мини-футбол.
|
Совершенствование тактики игры
|
Индивидуальные, групповые,командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по упрощенным правилам. Судейство игры.
|
1.3 Гимнастика с элементами акробатики (36 часов)
В 10-11 классах продолжается углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. На занятиях с юношами: используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах. На занятиях с девушками: более сложные упражнения с предметами: скакалкой, с обручем, мячом – комбинации этих упражнений. Гимнастические упражнения, направлены на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. Гимнастические упражнения для юношей играют большую роль для подготовки их к будущей трудовой деятельности и к службе в армии. Материал для девушек содержит упражнения для развития грациозности, красоты движений, развитию мышечных групп, важных для выполнения функции материнства, выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня (юноши), через коня с разбега под углом к снаряду (девушки), выполнять комбинацию со скакалкой, обручем (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок.
Программный материал по гимнастике с элементами акробатики
Основная направленность
|
10-11 классы
|
юноши
|
девушки
|
Совершенствование строевых упражнений.
|
Пройденный в предыдущих классах материал Повороты на месте. Перестроения. Повороты в движении. Перестроения в движении. Перестроение из колонны по 1в колонну по 2, по 4,8 на месте и в движении.
|
Совершенствование О.Р.У. без предмета; с предметами
|
Общеразвивающие упражнения без предметов; общеразвивающие упражнения с набивными мячами. Комбинации упражнений с обручами, скакалкой, большими мячами. Комбинаций из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении. Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами.
|
Освоение и совершенствование опорных прыжков.
|
Прыжок ноги врозь через коня в длину
|
Прыжок через коня с разбега под углом к снаряду.
|
Освоение акробатических упражнений.
|
Длинный кувырок через препятствие на высоте 90 см. Стойка на руках с помощью. Кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком.
|
Сед углом, стоя на коленях наклон назад. Стойка на лопатках, стойка на голове.
|
Составление комбинаций из ранее освоенных элементов.
|
Развитие силовых способностей и силовой выносливости.
|
Подтягивание. Упражнения в висах и упорах
|
Упражнения в висах и упорах.
|
Развитие гибкости.
|
О.Р.У. с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с партнером, на гимнастической стенке.
|
Развитие скоростно-силовых способностей
|
Прыжки со скакалкой за 1 минуту на результат. Метания набивного мяча из различных и.п.
|
Самостоятельные занятия.
|
Правила самоконтроля. Правила самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
|
1.4. Легкая атлетика (60часов).
В 10-11 классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и в высоту с разбега, метаний. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей. Усиливается процент упражнений, сопряженного воздействующих на совершенствование техники развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают черты тренировки. Увеличивается длина спринтерского бега, время длительного бега, длина разбега и количество способов в прыжках и метания. При наличии условий и обеспечении техники безопасности возможно ознакомление старшеклассников с техникой прыжка с шестом, тройного прыжка, метания копья , диска, толкания ядра.
На уроках физкультуры следует давать знания и вырабатывать умения творчески принимать освоенные легкоатлетические упражнения в беге, прыжках с тем расчетом, чтобы учащиеся могли использовать их во время самостоятельных тренировок, внеклассных занятиях в школе и дома. В занятиях с юношами следует предусмотреть необходимость использования материала по лёгкой атлетике для подготовки их к службе в армии. Двигательные умения: метать различные снаряды с места и полного разбега, использовать четырехшажный вариант бросковых шагов. Участвовать в соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метании мяча, бег на выносливость.
Программный материал по легкой атлетике
Основная направленность
|
10-11 классы
|
юноши
|
девушки
|
ТБ на занятиях ФК.
|
Основные знания о физической культуре.
|
Развитие координационных способностей, гибкости.
|
Тестирование физического развития. Челночный бег 3 x10 м., Старт из различных исходных положений, эстафеты.
|
Совершенствование техники спринтерского бега.
|
Высокий и низкий старт до 40 метров. Бег на короткие дистанции-20м. Бег на короткие дистанции 30 м. Бег на короткие дистанции-30 м на результат. Бег на короткие дистанции-400 м. Бег 400 м на результат. Спринтерский бег, стартовый разгон; бег с ускорением. Бег на короткие дистанции-100м. Контрольный урок, бег 100 метров. Эстафетный бег. Эстафетный бег 4х100 м
|
Совершенствование прыжков в длину и высоту
|
Техника прыжка в длину с 13-15 шагов разбега. Техника прыжка в высоту с 9-11 шагов разбега.Контрольные уроки.
|
Совершенствование техники метания в цель и на дальность.
|
Метание теннисного мяча 150 г.с места и с разбега на дальность. В горизонтальную и вертикальную цель; на дальность в коридор 10 м на заданное расстояние.
|
Развитие скоростно-силовых способностей.
|
Бег с ускорением. Прыжки, многоскоки. Старты из различных и.п., бег с ускорением.
|
Развитие координационных способностей.
|
Бег с изменением направления, скорости. Бег с преодолением препятствий. Прыжки через препятствие и на точность приземления.
|
На знание о физической культуре
|
Биомеханические основы техники бега, прыжков в длину.
|
На совершенствование организаторских умений
|
Выполнение обязанностей судьи по видам спорта
|
Самостоятельные занятия
|
Тренировка в оздоровительном беге. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
|
|
|
|
|
2 . Вариативная часть содержания программного материала. Материал вариативной части связан с региональными особенностями. В связи с теплым климатом вариативная часть представлена кроссовой подготовкой. На заседании кафедры естественных наук принято решение в качестве базового вида спорта в 10-11 классах выбрать – кроссовую подготовку, легкую атлетику и волейбол.
Вариативная часть составляет 30часов, из них «Кроссовая подготовка» 6 часов, волейбол 14 часов, легкая атлетика 10 часов.
Программный материал по кроссовой подготовке
Основная направленность
|
10-11 классы
|
юноши
|
девушки
|
Совершенствование техники бега в равномерном темпе
|
Бег в равномерном темпе 6 – мин.
|
Совершенствование техники бега в равномерном и переменном темпе
|
Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин.
|
Бег в равномерном и переменном темпе без остановок. Бег в равномерном и переменном темпе 15-20 мин.
|
Совершенствование техники бега с препятствиями
|
Бег с препятствиями в равномерном темпе. Бег в гору.
|
Совершенствование техники длительного бега
|
Длительный бег до 15 мин.
|
Совершенствование техники бега
|
Бег – 3000 м, на время
|
Бег – 2000м., на время.
|
Программный материал по волейболу (7часов)
Прямой, нападающий удар из 3 зоны.
|
Прямой, нападающий удар из 4 зоны.
|
Позиционное нападение со сменой места.
|
Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами. Прямой нападающий удар
|
Передача мяча над собой.
|
Правила игры.
Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.
|
Игра в волейбол по правилам. Судейство игры.
|
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения курса физической культуры ученик должен:
Объяснять:
- роль физической культуры и спорта в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
- роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек ведение здорового образа жизни.
Характеризовать:
- индивидуальные особенности физического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
- особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями;
Уметь проводить:
Самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессиональной – прикладной и оздоровительной – корригирующей направленностью;
Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
Приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
Приемы самомассажа и массажа;
Занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
Судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
Индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
Планы – конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
Уровни индивидуального и физического развития и двигательной подготовленности;
Эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
Дозировка физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать:
10 класс
|
Контрольные упражнения
|
ПОКАЗАТЕЛИ
|
Юноши
|
Девушки
|
Оценка
|
“5”
|
“4”
|
“3”
|
“5”
|
“4”
|
“3”
|
Челночный бег 3 x10 м, сек
|
7,8
|
8,4
|
9,5
|
8,0
|
8,6
|
10,0
|
Бег 30 м, секунд
|
4,2
|
4,6
|
5,2
|
4,9
|
5,4
|
6,2
|
Бег 1000 м - юноши, сек 500м - девушки, сек
|
3,35
|
4,00
|
4,30
|
2,1
|
2,25
|
2,6
|
Бег 100 м, секунд
|
13,6
|
14,2
|
15,0
|
16,5
|
17,0
|
17,8
|
Бег 2000 м, мин
|
-
|
-
|
-
|
10,00
|
10,50
|
11,40
|
Бег 3000 м, мин
|
12,50
|
13,30
|
14,30
|
-
|
-
|
-
|
Прыжки в длину с места
|
240
|
225
|
205
|
195
|
180
|
165
|
Подтягивание на высокой перекладине
|
12
|
10
|
7
|
-
|
-
|
-
|
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
|
35
|
27
|
22
|
20
|
15
|
10
|
Наклоны вперед из положения сидя
|
14
|
12
|
7
|
20
|
18
|
10
|
Подъем туловища за 30 сек. из положения, лежа, руки за голов.
|
35
|
30
|
25
|
30
|
25
|
15
|
Прыжок на скакалке, 30 сек, раз
|
80
|
70
|
55
|
85
|
75
|
60
|
11 класс
|
Контрольные упражнения
|
ПОКАЗАТЕЛИ
|
Юноши
|
Девушки
|
Оценка
|
“5”
|
“4”
|
“3”
|
“5”
|
“4”
|
“3”
|
Челночный бег 3 x10 м, сек
|
7,8
|
8,4
|
9,5
|
8,0
|
8,6
|
10,0
|
Бег 30 м, секунд
|
4,2
|
4,6
|
5,2
|
4,9
|
5,4
|
6,2
|
Бег 1000 м - юноши, сек 500м - девушки, сек
|
3,35
|
4,00
|
4,30
|
2,1
|
2,25
|
2,6
|
Бег 100 м, секунд
|
13,4
|
13,9
|
14,8
|
16,0
|
16,5
|
17,8
|
Бег 2000 м, мин
|
-
|
-
|
-
|
10,00
|
10,50
|
11,40
|
Бег 3000 м, мин
|
12,50
|
13,30
|
14,30
|
-
|
-
|
-
|
Прыжки в длину с места
|
240
|
225
|
205
|
195
|
180
|
165
|
Подтягивание на высокой перекладине
|
12
|
10
|
7
|
-
|
-
|
-
|
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
|
35
|
27
|
22
|
20
|
15
|
10
|
Наклоны вперед из положения сидя
|
14
|
12
|
7
|
20
|
18
|
10
|
Подъем туловища за 30 сек. из положения, лежа, руки за голов.
|
35
|
30
|
25
|
30
|
25
|
15
|
Прыжок на скакалке, за 30 сек., кол-во раз
|
80
|
70
|
55
|
85
|
75
|
60
|
Рабочая программа ориентирована на использование:
-пособие для учащихся:
Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией
В.И.Ляха, А.А. Зданевич, Г.Б.Мейксона
Москва «Просвещение» 2007г
- пособие для учителя:
комплексная программа Физического воспитания для 1-11 классов общеобразовательных учреждений.
Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич.
Москва «Просвещение» 2010г.
Сборник нормативных документов : Физическая культура, примерные программы по физической культуре.
Авторы: Э.Д. Днепров , А.Г.Аркадьев.
Москва «Дрофа» -2008г.
Развёрнутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В.И.Ляха, Л.Б. Кофмана, Г.Б.Мейксона.
Авуторы – составители: М.И.Васильева, И.А.Гордияш, О.Н.Камышанова, Е.Б.Кравченко, А.Я. Лущаев, М. С. Свиридова.
Волгоград Издательство «Учитель»- 2010г.