Рабочая программа по родной (ненецкой) литературе.
Пояснительная записка.
Цели и задачи преподавания родной литературы.
Осуществляемая в стране реформа общеобразовательной школы основывается на творческом развитии педагогических инновационных методов образования и воспитания молодого поколения и направлена на то, чтобы поднять уровень образования и воспитания молодежи, улучшить ее подготовку к самостоятельной трудовой жизни, повысить гражданскую позицию, патриотизм. На выполнение этих задач и должно быть нацелено преподавание в школе родной литературы, дающей возможность учащимся ознакомиться с духовным миром, бытом, нравами и традициями родного народа.
Для осуществления поставленных целей перед уроками родной литературы ставятся следующие конкретные задачи: овладение художественными богатствами ненецкой литературы, приобщение учащихся к искусству слова и развитие художественного восприятия как основы постижения авторского видения окружающего мира; формирование у учащихся высоких нравственных качеств, воспитание у учащихся высокой гражданской позиции, любви к родному народу, дому; воспитание устойчивого интереса к чтению и любви к родной литературе, развитие чувства прекрасного, формирование высокого эстетического вкуса.
Курс ненецкой литературы для 5-7 классов имеет свою ярко выраженную специфику, которая проявляется как в отборе материала, так и в методике его изучения. Это выдвигает целый ряд частных задач, которые отличаются от задач, стоящих перед литературным образованием в начальной школе.
Задачи эти заключаются в следующем:
__ совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения;
__ сформировать первоначальные умения и навыки анализа художественного текста;
__ в процессе знакомства с фольклором и творчеством ненецких писателей расширить и углубить жизненные впечатления учащихся , пополнить знания учащихся об историческом прошлом своего народа;
__ познакомить учащихся с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Многообразие задач и само содержание программного материала в 5-7 классах требуют от учителя родной литературы знания произведений устного народного творчества и ненецкой литературы, понимания своеобразия творчества писателя, знания его жизненного пути; совершенствование своего педагогического мастерства и методической подготовки.
Содержание и структура программы по родной литературе.
В программу по родной литературе на продвинутом этапе обучения включены:
__ ненецкий фольклор и его жанры – сказки о животных, великанах, бытовые и волшебные сказки;
__ литературные произведения писателей – литературные сказки, созданные по мотивам устного народного творчества,
стихотворения, рассказы, поэмы, повести, очерки.
Разделы программы 5-7 классов отражают темы: устное народное творчество – народ – творец, поэт, певец; через творчество писателей ненцев раскрываются такие темы, как жизнь ненцев до 1917 года, строительство новой жизни расцвет национальной культуры и литературы.
Виды и формы работы на уроках родной литературы.
Каждый урок литературы на продвинутом этапе должен способствовать активному формированию у учащихся научно-материалистического мировоззрения, расширению их представлений об исторических фактах и событиях в жизни ненцев и всего российского народа. На уроках по родной литературе, исходя из конкретных целей и задач, учителю следует использовать приемы работы, пробуждающие и развивающие интерес к литературе и творческую активность учащихся.
Большое значение при этом имеет вступительная беседа, основанная на личных впечатлениях и наблюдениях учащихся; материале, раннее изученного ими. В качестве материала для вступительных бесед могут быть также использованы факты из жизни писателя и его творчества.
Анализ изучаемого текста начинается с беседы и комментированного чтения. Он включает пересказ содержания прочитанного по плану и без плана, выразительного чтения отрывков, наиболее важных для усвоения произведения. Наблюдения за построением произведения , за развитием событий помогают учащимся понять художественный текст в единстве формы и содержания. При анализе эпического произведения дети учатся выделять в нем в определенной связи эпизоды (сюжет0 , находить в тексте существенные детали, описания (портрет, пейзаж0 и соотносить их с общей структурой произведения (композиция).
Работа из класса в класс углубляется, расширяются представления учащихся об авторском замысле и способах его воплощения. Таким образом, школьники практически усваивают понятия: композиция, сюжет, тема, идея.
При анализе образной системы изучаемых произведений формируются представления учащихся о портрете литературного героя, первоначальное понятие о литературном характере. Выявление темы и главной мысли произведения дает возможность учащимся определить отношение автора к его героям. Наблюдения детей за образно-выразительными средствами поэтического языка способствуют пониманию особенностей художественной литературы и овладению такими теоретико-литературными понятиями, как эпитет, сравнение, ритм, рифма, прозаическая и литературная речь, аллегория, олицетворение, диалог и монолог.
Всесторонний анализ литературного произведения позволяет сделать вывод о том, что автор его - гражданин своей страны, имеющий свой взгляд на происходящее в жизни, отображающий в произведении человеческие характеры с позиций своих гражданских и эстетических критериев.
Для реализации целей и задач, поставленных программой, школьный урок литературы на родном языке должен быть дарующим ни с чем не сравнимую радость творчества, рождать новый стиль общения с книгой и раскрывать таинства общения с писателем.
Изучение фольклора коренных народов Таймыра.
Ведущая идея программы – знакомство учащихся с духовной культурой коренных народов, проживающих на Таймыре , через произведения фольклора.
Главные культурологические задачи программы:
__ приобщение учащихся к истокам самобытной национальной культуры малочисленных народов Таймыра, к их духовным ценностям;
__ создание единого поликультурного пространства в образовательных учреждениях, расположенных на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Основные цели и задачи данной программы:
__ использование материала национально-региональной тематики в учебно-воспитательном процессе;
__ формирование нравственного поведения учащихся по отношению к северной природе, ее растительному и животному миру4
__ воспитание уважительного отношения к культуре и быту коренных жителей Таймыра, формирование навыков толерантного поведения учащихся;
__ овладение первичными знаниями о своеобразии фольклора малочисленных народов Севера;
Ведущие принципы программы:
__ учет возрастных особенностей учащихся 5 классов при отборе содержания, планирования целей и задач воспитания и обучения;
__ учет государственного образовательного стандарта по курсу «Литература» для 5 классов и, в частности, содержания, раздела «Фольклор»;
__ изучение произведений фольклора народов Севера в соответствии с учебными темами государственного образовательного стандарта.
Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер. Программа составлена на основе принципов доступности и опоры на общекультурные знания учащихся по теме «Фольклор» в соответствии с программами литературного чтения в начальной школе и уроков литературы в 5 классе.
Программные требования:
Знать:
__иметь представления об особенностях фольклора народов Севера;
__ иметь представление об общечеловеческих ценностях, отраженных в произведениях фольклора народов Севера;
__ иметь представления о персонажах сказок о животных, особенностях этих сказок;
__ знать жанры фольклора народов Севера;
__ знать отдельные примеры произведений малых жанров фольклора;
__ знать основные сюжеты и темы сказок о животных и их конкретное содержание;
Уметь:
__ уметь определить жанр фольклорного произведения, текста;
__ уметь соотносить изученные образцы фольклора с особенностями культуры, быта, условий жизни коренных народов Таймыра;
__ уметь сопоставлять сюжеты, темы, персонажи сказок народов Севера со сказками народов мира, с русскими сказками;
__ понимать своеобразие и особенности фольклора народов Севера и уметь объяснять их, опираясь на этнографические сведения о жизни, быте, культуре коренных народов Таймыра
Содержание программы в 2-4 классах
Цели и задачи уроков чтения.
Важнейшей задачей уроков чтения в первом – третьем классах является всестороннее развитие навыков хорошего чтения – правильности, выразительности, сознательности – и умения работать с текстом. На уроках чтения дети практически знакомятся со строем родного письменного языка, расширяют запас слов, знакомятся с образцами народного творчества и с художественной литературой на родном языке. На уроках чтения дети должны получить элементарные навыки анализа произведения и усвоить доступные им теоретико – литературные сведения. Именно на уроках чтения осуществляется эстетическое и нравственное воспитание ребенка. При этом необходимо обратить особое внимание на воспитание в детях бережного отношения к природе. Читая тексты о природе, дети должны почувствовать красоту и в то же время ранимость природы, оценить добрые поступки людей, которые способствуют сохранению ее богатства. Содержание учебного материала позволяет проводить на уроках чтения воспитательную работу по всем ее аспектам. В раздел «Чтение» включены произведения классической русской, многонациональной литературы и устного народного творчества.
Выработка качеств хорошего чтения.
Учитель должен обратить самое серьезное внимание на усовершенствование техники чтения, на развитие, закрепление и дальнейшее совершенствование всех элементов хорошего чтения.
ь с текстом. На уроках чтения дети практически знакомятся со строем родного письменного языка, расширяют запас слов, знакомятся с образцами народного творчества и с художественной литературой на родном языке. На уроках чтения дети должны получить элементарные навыки анализа произведения и усвоить доступные им теоретико – литературные сведения. Именно на уроках чтения осуществляется эстетическое и нравственное воспитание ребенка. При этом необходимо обратить особое внимание на воспитание в детях бережного отношения к природе. Читая тексты о природе, дети должны почувствовать красоту и в то же время ранимость природы, оценить добрые поступки людей, которые способствуют сохранению ее богатства. Содержание учебного материала позволяет проводить на уроках чтения воспитательную работу по всем ее аспектам. В раздел «Чтение» включены произведения классической русской, многонациональной литературы и устного народного творчества.
1. Правильность чтения определяется верным произношением всех слов, словосочетаний и предложений. Упражнения в правильном орфоэпическом чтении необходимо продолжать и в первом, и в последующих классах.
2.Беглость чтения состоит в навыке быстро схватывать зрением буквенный состав слова и сразу его произносить. Беглость чтения не должна подменяться торопливостью. Это быстрое, ясное, отчетливое и толковое чтение в единстве с правильным произношением. Для того, чтобы правильно сочетались оба названных вида хорошего чтения, на первых порах можно не требовать быстроты, равной темпу разговорной речи. Поставленная цель достигается систематической работой. На уроках чтения на родном языке следует проводить упражнения6
* чтение учащихся вслед за учителем.
* прочитывание одного и того же текста по несколько раз.
* предварительная отработка произношения многосложных слов с тем, чтобы чтение таких слов не замедляло чтения текста в целом.
* прочитывание текста про себя.
3. выразительность чтения не может быть достигнута при отсутствии навыков правильного и беглого чтения. Оно должно приближаться по своему характеру к живой выразительной речи.
Элементарная выразительность достигается путем правильной расстановки логических ударений, интонации и соблюдения пауз в соответствии со знаками препинания. Достаточно перенести логическое ударение с одного слова на другое, как смысл строчки и четверостишия изменится.
Выразительности чтения во многом помогает интонация, которая подчеркивает большую важность одних предложений, одних частей текста по сравнению с другими.
4. Все вышеназванные элементы хорошего чтения содействуют выработке его основного , внутреннего качества – сознательности. Суть этого качества чтения состоит в умении быстро схватывать не только смысл отдельных слов и предложений , но и умение уловить их связь и последовательность.
Цель сознательного чтения:
* добиться ясного и точного понимания значения и смысла прочитанного.
* вызвать в сознании ребенка образы и представления , которые имел в виду автор.
Учащиеся к концу обучения начальной школы должны знать:
*названия всех букв ненецкого алфавита.
* как произносятся гортанно смычные звуки.
* авторов и их произведения, изучаемых по программе.
* обладать навыками хорошего чтения.
* знать строй родного письменного языка.
* знать жанры устного народного творчества.
* ненецко-русские и русско-ненецкие языковые связи.
* диалекты ненецкого языка.
* словообразовательные процессы..
Уметь
* анализировать произведения.
*Уметь работать над текстом.
* устанавливать последовательность действий в рассказе.
* делить текст на значимые по смыслу части.
* выделять основное содержание части и рассказа в целом.
* определять с помощью учителя главную мысль текста.
* давать правильную оценку поступкам действующих лиц, определять свое отношение к прочитанному.
* кратко передавать содержание прочитанного.
* рассказывать о своих наблюдениях по заданию учителя в связи с чтением.
* передавать содержание прочитанного по иллюстрации к произведению.
* делать словесные рисунки и иллюстрировать отдельные части текста.
* самостоятельно находить в тексте словосочетания и слова , которые необходимо читать с учетом фонетических закономерностей.
* самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.
* объяснять значения трудных и диалектных слов.
* выполнять творческие и письменные работы, предварительно подготовленные устно на уроке чтения.
Учащиеся к концу обучения во 2 классе должны знать:
*названия всех букв ненецкого алфавита.
* как произносятся гортанно смычные звуки.
* обладать навыками хорошего чтения. подготовленные устно на уроке.
* рассказывать об авторах программных произведений.
* знать строй родного письменного языка.
* знать жанры фольклора народов Севера;
* иметь представление .
Уметь:
* устанавливать последовательность действий в рассказе.
* выделять основное содержание части и рассказа в целом.
* Уметь выразительно прочитать текст-обращение.
* Умение перевести текст на русский язык.
* Умение найти ответы на вопросы в тексте
* Умение применить новые слова в предложении.
* Умение составить рассказ с помощью данных слов.
* Уметь кратко передавать содержание прочитанного.
Учебно-методический комплект для 2 класса
1.Е.Г, Сусой А.И. Рожин. Толаңго книга. Учебник для 2 класса ненецуих школ.
С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.
2. М. Я .Бармич. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для учащихся начальных
классов. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.
3. М. Я. Бармич. И. А. Вэлла Словарь ненецко – русский и русско –ненецкий. Пособие
для учащихся начальной школы. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.
4. А.И.Ненянг. М.А.Ненянг. Ңацекэхэ" толаңгува". Пособие для воспитателей ненецких
детских садов. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение. 2001г.
5. М.Я Бармич. Ебцотако тохолку. Ненецкий язык в картинках. С-Петербург.
Отделение изд. Просвещение. 2000г.
6. Л.Ненянг. Ненецкие сказки.. Составление и перевод на английский язык
А.Мищенко.
7. Л.Ненянг. Ходячий ум народа. Сказки, легенды, мифы, предания, эпические песни,
передавать содержание прочитанного по иллюстрации к произведению.
11.04
8.
Нара.
2 ч
29
Е,Сусой «Ензаруй салаба׳ тэс"». «Наран׳маямби"».
самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.
самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.
16.05
10.
Та'.
2 ч
34
А.Рожин «Ңувондалвахана». Л,Лапцуй «Епдя" тэвыд"»
Умение составить описание природы во время сбора травы.
* авторов и их произведения, изучаемых по программе.
* обладать навыками хорошего чтения.
* знать строй родного письменного языка.
* знать жанры устного народного творчества.
* ненецко-русские и русско-ненецкие языковые связи.
* диалекты ненецкого языка.
* словообразовательные процессы..
Уметь
* анализировать произведения.
*Уметь работать над текстом.
* устанавливать последовательность действий в рассказе.
* делить текст на значимые по смыслу части.
* выделять основное содержание части и рассказа в целом.
* определять с помощью учителя главную мысль текста.
* давать правильную оценку поступкам действующих лиц, определять свое отношение к прочитанному.
* кратко передавать содержание прочитанного.
* рассказывать о своих наблюдениях по заданию учителя в связи с чтением.
* передавать содержание прочитанного по иллюстрации к произведению.
* делать словесные рисунки и иллюстрировать отдельные части текста.
* самостоятельно находить в тексте словосочетания и слова , которые необходимо читать с учетом фонетических закономерностей.
* самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.
* объяснять значения трудных и диалектных слов.
* выполнять творческие и письменные работы, предварительно
подготовленные устно на уроке чтения.
Учебно-методический комплект для 3 класса
1.Е.Г, Сусой Толаңго книга. Учебник на ненецком языке для 3 класса общеобразовательгых учреждений. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение.2005 г.
2. М. Я .Бармич. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для учащихся начальных
классов. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.
3. М. Я. Бармич. И. А. Вэлла Словарь ненецко – русский и русско –ненецкий. Пособие
для учащихся начальной школы. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.
4. А.И.Ненянг. М.А.Ненянг. Ңацекэхэ" толаңгува". Пособие для воспитателей ненецких
детских садов. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение. 2001г.
5. М.Я Бармич. Ебцотако тохолку. Ненецкий язык в картинках. С-Петербург.
Отделение изд. Просвещение. 2000г.
6. Л.Ненянг. Ненецкие сказки.. Составление и перевод на английский язык
А.Мищенко.
7. Л.Ненянг. Ходячий ум народа. Сказки, легенды, мифы, предания, эпические песни,
делать словесные рисунки и иллюстрировать отдельные части текста.
1
27.09
5
И.Юганпелик «Маренуй ябто"».
самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.
самостоятельно находить в тексте словосочетания и слова , которые необходимо читать с учетом фонетических закономерностей.
11.10
7
Фархази падвэвна «пэвдейхи яля»
объяснять значения трудных и диалектных слов.
18.10
Ненэцие" невхы ил'.
3.ч
8
Л.Лапцуй «Сеня' ңавнанда»
Умение подобрать синонимы, антонимы при составлении характеристик героев произведения.
8.11
9
А.Пырерка «Евако Енко». Тэта мякана илеңаха'.
самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.
Умение произношения многосложных слов, составление с ними предложений.
23.05
35
Повторение
1 ч
30.05
Всего
35
Учащиеся к концу обучения в 4 классе должны знать:
*названия всех букв ненецкого алфавита.
* как произносятся гортанно смычные звуки.
* авторов и их произведения, изучаемых по программе.
* обладать навыками хорошего чтения.
* знать строй родного письменного языка.
* знать жанры устного народного творчества.
* ненецко-русские и русско-ненецкие языковые связи.
* диалекты ненецкого языка.
* словообразовательные процессы..
Уметь
* анализировать произведения.
*Уметь работать над текстом.
* устанавливать последовательность действий в рассказе.
* делить текст на значимые по смыслу части.
* выделять основное содержание части и рассказа в целом.
* определять с помощью учителя главную мысль текста.
* давать правильную оценку поступкам действующих лиц, определять свое отношение к прочитанному.
* кратко передавать содержание прочитанного.
* рассказывать о своих наблюдениях по заданию учителя в связи с чтением.
* передавать содержание прочитанного по иллюстрации к произведению.
* делать словесные рисунки и иллюстрировать отдельные части текста.
* самостоятельно находить в тексте словосочетания и слова , которые необходимо читать с учетом фонетических закономерностей.
* самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.
* объяснять значения трудных и диалектных слов.
* выполнять творческие и письменные работы, предварительно
подготовленные устно на уроке чтения
Учебно-методический комплект для 4 класса
1. Н.М.Терещенко Е.Г, Сусой Толанго кнрга . учебник на ненецком языке для 4 класса
Общеобразовательных учреждений. С-Петербург филиал изд. Просвещение 2005 г.
2. М. Я .Бармич. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для учащихся начальных
классов. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.
3. М. Я. Бармич. И. А. Вэлла Словарь ненецко – русский и русско –ненецкий. Пособие
для учащихся начальной школы. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.
4. А.И.Ненянг. М.А.Ненянг. Ңацекэхэ" толаңгува". Пособие для воспитателей ненецких
детских садов. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение. 2001г.
5. М.Я Бармич. Ебцотако тохолку. Ненецкий язык в картинках. С-Петербург.
Отделение изд. Просвещение. 2000г.
6. Л.Ненянг. Ненецкие сказки.. Составление и перевод на английский язык
А.Мищенко.
7. Л.Ненянг. Ходячий ум народа. Сказки, легенды, мифы, предания, эпические песни,