Официальный сайт travelspo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по родному (ненецкому0 языку для 2 - 9 классов

Фото пользователя Валентина Накочевна Комарова
Размещено: Валентина Накочевна Комарова - вс, 21/04/2013 - 13:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Комарова Валентина
Место работы, должность: 
ТМКОУ "Усть - Портовская средняя общеобразовательная школа - интернат"
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

воспитания молодого поколения и направлена на то, чтобы поднять уровень образования и воспитания молодежи, улучшить ее подготовку к самостоятельной трудовой жизни, повысить гражданскую позицию, патриотизм. 

Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебники по родному (ненецкому)языку  и литературе 2 - 9 классы

Используемая методическая литература: 

Национальная школа: напрвления совершенствования структуры и содержания образования Издательский дом "Новый учебник"

Методическое пособие для учителей ненецкого языка г. Нарьян - Мар  1992

Книга для учителя ненецкой начальной школы. А.И.Рожин, Л.А.Варковицкая, Е.Г.Сусой, Е.М.Талеева

программа (экспериментальная) по ненецкому языку и литературе для v - vii классов национальныхшкол

Краткое описание: 
Пояснительная записка. Содержание и структура программы по родной литературе. Виды и формы работы на уроках родной литературы. Изучение фольклора коренных народов Таймыра. Главные культурологические задачи программы:Ведущие принципы программы:

 

                  Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение

«Усть-Портовская средняя общеобразовательная школа-интернат»

 

  Утверждаю                                  Согласовано                          Рассмотрено

   Директор   ТМОУ «УПСОШ-И»        Зам.директора по УВР                  на заседании МО

    __________________________           ________________________        __________Протокол  №__          

   «___» _______________2010              «___» _______________2010       «___» _____________2010 

 

 

                   

                                    Р А Б О Ч А Я    П Р О Г Р А М М А

 

По учебному курсу

«Родная (ненецкая) литература»

2 класс

 

 

 

 

Учителя начальных классов

Комаровой Валентины Накочевны

1 квалификационная категория,

13 разря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Рабочая программа по родной (ненецкой) литературе.

                                       Пояснительная записка.

                               Цели и задачи преподавания родной литературы.

        Осуществляемая в стране реформа общеобразовательной школы основывается на творческом развитии педагогических инновационных методов образования и воспитания молодого поколения и направлена на то, чтобы поднять уровень образования и воспитания молодежи, улучшить ее подготовку к самостоятельной трудовой жизни, повысить гражданскую позицию, патриотизм. На выполнение этих задач и должно быть нацелено преподавание в школе родной литературы, дающей возможность учащимся ознакомиться с духовным миром, бытом, нравами и традициями родного народа.

        Для осуществления поставленных целей перед уроками родной литературы ставятся следующие конкретные  задачи: овладение художественными богатствами ненецкой литературы, приобщение учащихся к искусству слова и развитие художественного восприятия как основы постижения авторского видения окружающего мира; формирование у учащихся высоких нравственных качеств, воспитание у учащихся высокой гражданской позиции, любви к родному народу, дому; воспитание устойчивого интереса к чтению и любви к родной литературе, развитие чувства прекрасного, формирование высокого эстетического вкуса.

        Курс ненецкой литературы для 5-7 классов имеет свою ярко выраженную специфику, которая проявляется как в отборе материала, так и в методике его изучения. Это выдвигает целый ряд частных задач, которые отличаются от задач, стоящих перед литературным образованием в начальной школе.

                          Задачи эти заключаются в следующем:

__ совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения;

__ сформировать первоначальные умения и навыки анализа художественного текста;

__ в процессе знакомства с фольклором и творчеством ненецких писателей расширить и углубить жизненные впечатления учащихся , пополнить знания учащихся об историческом прошлом своего народа;

__ познакомить учащихся с отдельными  теоретико-литературными понятиями.

      Многообразие задач и само содержание программного материала в 5-7 классах требуют от учителя родной литературы знания произведений устного народного творчества и ненецкой литературы, понимания своеобразия творчества писателя, знания его жизненного пути; совершенствование своего педагогического мастерства и методической подготовки.

           Содержание и структура программы по родной литературе.

      В программу по родной литературе на продвинутом этапе обучения включены:

__ ненецкий фольклор и его жанры – сказки о животных, великанах, бытовые и волшебные сказки;

__ героические предания (эпические песни) – ярабц, сюдбабц;

__ загадки, пословицы, поговорки;

__ народные песни – индивидуальные, исторические;

__ литературные произведения писателей – литературные сказки, созданные по мотивам устного народного творчества,

 стихотворения, рассказы, поэмы, повести, очерки.

       Разделы программы 5-7 классов отражают темы: устное народное творчество – народ – творец, поэт, певец; через творчество писателей ненцев раскрываются такие темы, как жизнь ненцев до 1917 года, строительство новой жизни расцвет национальной культуры и литературы.

                  Виды и формы работы на уроках родной литературы.

       Каждый урок литературы на продвинутом этапе должен способствовать активному формированию у учащихся научно-материалистического мировоззрения, расширению их представлений об исторических фактах и событиях в жизни ненцев и всего российского народа. На уроках по родной литературе, исходя из конкретных целей и задач, учителю следует использовать приемы работы, пробуждающие и развивающие интерес к литературе и творческую активность учащихся.

      Большое  значение  при этом имеет вступительная беседа, основанная на личных  впечатлениях и наблюдениях учащихся;  материале,  раннее изученного ими.  В качестве материала для вступительных бесед могут быть также использованы факты  из жизни писателя и его творчества. 

      Анализ изучаемого текста  начинается с беседы и комментированного чтения. Он включает пересказ содержания  прочитанного по плану и без плана, выразительного чтения отрывков, наиболее важных для усвоения произведения. Наблюдения за построением произведения , за развитием событий  помогают учащимся понять художественный текст в единстве формы и содержания. При анализе эпического произведения дети учатся выделять в нем в определенной связи эпизоды (сюжет0 , находить в тексте существенные детали, описания (портрет, пейзаж0 и соотносить их с общей структурой произведения (композиция).

          Работа из класса в класс углубляется, расширяются представления учащихся об авторском замысле и способах его воплощения. Таким образом,  школьники практически усваивают понятия: композиция, сюжет, тема, идея.

          При анализе образной системы изучаемых произведений формируются представления учащихся о портрете литературного героя, первоначальное понятие о литературном характере.  Выявление темы и главной мысли произведения дает возможность учащимся определить отношение автора к его героям. Наблюдения детей за образно-выразительными средствами поэтического языка способствуют пониманию особенностей художественной литературы и овладению такими теоретико-литературными понятиями, как эпитет, сравнение, ритм, рифма, прозаическая и литературная речь, аллегория, олицетворение, диалог и монолог.

        Всесторонний анализ литературного произведения позволяет сделать вывод о том, что автор его - гражданин  своей страны, имеющий свой взгляд на происходящее в жизни, отображающий в произведении человеческие характеры с позиций своих гражданских и эстетических критериев.

        Для реализации целей и задач, поставленных программой, школьный урок литературы на родном языке должен быть дарующим ни с чем не сравнимую радость творчества, рождать новый стиль общения с книгой и раскрывать таинства общения с писателем.

 

                       Изучение фольклора коренных народов Таймыра.

       Ведущая идея программы – знакомство учащихся с духовной культурой коренных народов, проживающих на Таймыре , через произведения фольклора. 

 Главные культурологические задачи программы:

__ приобщение учащихся к истокам самобытной национальной культуры малочисленных народов Таймыра, к их духовным ценностям;

__ создание единого поликультурного пространства в образовательных учреждениях, расположенных на территории  Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

                                    Основные цели и задачи данной программы:

__ использование материала национально-региональной тематики в учебно-воспитательном процессе;

__ формирование нравственного поведения учащихся по отношению к северной природе, ее растительному и животному миру4

__ воспитание уважительного отношения к культуре и быту коренных жителей Таймыра, формирование навыков толерантного поведения учащихся;

__ овладение первичными знаниями о своеобразии фольклора малочисленных народов Севера;

                                  Ведущие принципы программы:

__ учет возрастных особенностей учащихся 5 классов при отборе содержания, планирования целей и задач воспитания и обучения;

__ учет государственного образовательного стандарта по курсу «Литература» для 5 классов и, в частности, содержания, раздела «Фольклор»;

__ изучение произведений фольклора народов Севера в соответствии с учебными темами государственного образовательного стандарта.

        Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер. Программа составлена на основе принципов доступности и опоры на общекультурные знания учащихся по теме «Фольклор» в соответствии с программами литературного чтения в начальной школе и уроков литературы в 5 классе.

                                Программные требования:

                                        Знать:

__иметь представления об особенностях фольклора народов Севера;

__ иметь представление об общечеловеческих ценностях, отраженных в произведениях фольклора народов Севера;

__ иметь представления о персонажах сказок о животных, особенностях этих сказок;

__ знать жанры фольклора народов Севера;

__ знать отдельные примеры произведений малых жанров фольклора;

__ знать основные сюжеты и темы сказок о животных и их конкретное содержание;

                                    Уметь:

__ уметь определить жанр фольклорного произведения, текста;

__ уметь соотносить изученные образцы фольклора с особенностями культуры, быта, условий жизни коренных народов Таймыра;

__ уметь сопоставлять сюжеты, темы, персонажи сказок народов Севера со сказками народов мира, с русскими сказками;

__ понимать своеобразие и особенности фольклора народов Севера и уметь объяснять их, опираясь на этнографические сведения о жизни, быте, культуре коренных народов Таймыра

                         Содержание программы в 2-4 классах

                                Цели и задачи уроков чтения.  

Важнейшей задачей уроков чтения в первом – третьем классах является всестороннее развитие навыков хорошего чтения – правильности, выразительности, сознательности – и умения работать с текстом. На уроках чтения дети практически знакомятся со строем родного письменного языка, расширяют запас слов, знакомятся с образцами народного творчества и с художественной литературой на родном языке. На уроках чтения дети должны получить элементарные навыки анализа произведения и усвоить доступные им  теоретико – литературные сведения. Именно на уроках чтения осуществляется  эстетическое и нравственное воспитание ребенка. При этом необходимо обратить особое внимание на воспитание  в детях бережного отношения к природе. Читая тексты о природе, дети должны почувствовать красоту и в то же время ранимость природы, оценить  добрые поступки людей, которые способствуют сохранению ее богатства. Содержание учебного материала позволяет проводить  на уроках чтения воспитательную работу по всем ее аспектам.  В раздел «Чтение» включены произведения классической русской, многонациональной литературы и устного народного творчества.

                Выработка качеств хорошего чтения.

   Учитель должен обратить самое серьезное внимание  на усовершенствование  техники чтения, на развитие, закрепление и дальнейшее совершенствование всех элементов хорошего чтения. 

ь с текстом. На уроках чтения дети практически знакомятся со строем родного письменного языка, расширяют запас слов, знакомятся с образцами народного творчества и с художественной литературой на родном языке. На уроках чтения дети должны получить элементарные навыки анализа произведения и усвоить доступные им  теоретико – литературные сведения. Именно на уроках чтения осуществляется  эстетическое и нравственное воспитание ребенка. При этом необходимо обратить особое внимание на воспитание  в детях бережного отношения к природе. Читая тексты о природе, дети должны почувствовать красоту и в то же время ранимость природы, оценить  добрые поступки людей, которые способствуют сохранению ее богатства. Содержание учебного материала позволяет проводить  на уроках чтения воспитательную работу по всем ее аспектам.  В раздел «Чтение» включены произведения классической русской, многонациональной литературы и устного народного творчества.

     1. Правильность чтения определяется верным произношением всех слов, словосочетаний и предложений. Упражнения в правильном орфоэпическом чтении необходимо продолжать и в первом, и в последующих классах.

      2.Беглость чтения состоит в навыке быстро схватывать зрением буквенный состав слова и сразу его произносить. Беглость чтения не должна подменяться торопливостью. Это быстрое, ясное, отчетливое и толковое чтение в единстве с правильным произношением. Для того, чтобы правильно сочетались оба названных вида хорошего чтения, на первых порах можно не требовать быстроты, равной темпу разговорной речи. Поставленная цель достигается систематической работой. На уроках чтения на родном языке следует проводить упражнения6

  * чтение учащихся вслед за учителем.

  * прочитывание одного и того же текста по несколько раз.

  * повторное чтение раннее прочитанного.

  * хоровое чтение тщательно подготовленного текста.

  * предварительная отработка произношения многосложных слов с тем, чтобы чтение таких слов не замедляло чтения текста в целом.

   * прочитывание текста про себя.

       3. выразительность чтения не может быть достигнута при отсутствии навыков правильного и беглого чтения. Оно должно приближаться по своему характеру к живой выразительной речи.

    Элементарная выразительность  достигается путем правильной расстановки логических ударений, интонации и соблюдения пауз в соответствии со знаками препинания. Достаточно перенести логическое ударение с одного слова на другое, как смысл строчки  и четверостишия изменится.

    Выразительности чтения во многом помогает интонация, которая подчеркивает большую важность одних предложений, одних частей текста по сравнению с другими.

    4. Все вышеназванные элементы хорошего чтения содействуют выработке его основного , внутреннего качества – сознательности. Суть этого качества чтения состоит в умении быстро схватывать не только смысл отдельных слов и предложений , но и умение уловить их связь и последовательность.

   Цель сознательного чтения:

 * добиться ясного и точного понимания значения и смысла прочитанного.

 * вызвать в сознании ребенка образы и представления , которые имел в виду автор.

                Учащиеся  к концу обучения начальной школы должны знать:

 *названия всех букв ненецкого алфавита.

 * как произносятся гортанно смычные звуки.

 * авторов и их произведения, изучаемых по программе.

 * обладать навыками хорошего чтения.

 * знать строй родного письменного языка.

 * знать жанры устного народного творчества.

 * ненецко-русские и русско-ненецкие языковые связи.

 * диалекты ненецкого языка.

 * словообразовательные процессы..

                                 Уметь

  * анализировать произведения.

  *Уметь работать над текстом.

  * устанавливать последовательность действий в рассказе.

  * делить текст на значимые по смыслу части.

  * выделять основное содержание части и рассказа в целом.

  * определять с помощью учителя главную мысль текста.

  * давать правильную оценку поступкам действующих лиц, определять свое отношение к прочитанному.

  * кратко передавать содержание прочитанного.

  * рассказывать о своих наблюдениях по заданию учителя в связи с чтением.

  * передавать содержание прочитанного по иллюстрации к произведению.

  * делать словесные рисунки и иллюстрировать отдельные части текста.

  * самостоятельно находить в тексте  словосочетания и слова , которые необходимо читать с учетом фонетических закономерностей.

  * самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.

  * объяснять значения трудных и диалектных слов.

  * выполнять творческие и письменные работы, предварительно подготовленные устно на уроке чтения.

                          Учащиеся  к концу обучения во 2 классе должны знать:

  *названия всех букв ненецкого алфавита.

  * как произносятся гортанно смычные звуки.

  * обладать навыками хорошего чтения. подготовленные устно на уроке.

  * рассказывать об авторах программных произведений.

  * знать строй родного письменного языка.

  * знать жанры фольклора народов Севера;

  *  иметь представление .

                             Уметь:

   * устанавливать последовательность действий в рассказе.

   * выделять основное содержание части и рассказа в целом.

   * Уметь выразительно прочитать текст-обращение.

   * Умение перевести текст на русский язык.

   * Умение найти ответы на вопросы  в тексте

   * Умение применить новые слова в предложении.

   * Умение составить рассказ с помощью данных слов.

    *  Уметь кратко передавать содержание прочитанного.

                                 Учебно-методический комплект для  2 класса

  1.Е.Г, Сусой  А.И. Рожин. Толаңго книга. Учебник для 2 класса ненецуих школ.

     С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.

  2. М. Я .Бармич. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для учащихся начальных

      классов. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.

  3.  М. Я. Бармич. И. А. Вэлла Словарь ненецко – русский и русско –ненецкий. Пособие

       для учащихся начальной школы.  С-Петербург  филиал изд. Просвещение. 2002г.

  4. А.И.Ненянг. М.А.Ненянг. Ңацекэхэ" толаңгува". Пособие для воспитателей ненецких

       детских садов. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение. 2001г.

  5. М.Я Бармич. Ебцотако тохолку. Ненецкий язык в картинках. С-Петербург.

      Отделение изд. Просвещение. 2000г.

  6. Л.Ненянг. Ненецкие сказки.. Составление и перевод на английский язык

       А.Мищенко.

  7. Л.Ненянг. Ходячий ум народа. Сказки, легенды, мифы, предания, эпические песни,

        Пословицы, поговорки, поверья, обереги, народные приметы, загадки

     Таймырских ненцев.. Красноярск. 1997г

  8. Е. Н. Самойлова. М.Я.Бармич. Хар"на" толаңгува". Учебное пособие по чтению и

      Развитию речи на ненецком и русском языках для 1-4 классов общеобразовательгых

      Учреждений. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение 2008г.

                                         Учебно-методический комплект для учителя:

  1 .Е. И. Матвиенко.  Методическое руководство к учебнику «Литературное чтение»  для

      2 класса школ Крайнего Севера.

  2.  А.И.Рожин, Л.А.Варковицкая, Е.Г.Сусой, Е.М.Талеева  Книга для учителя ненецкой

            начальной школы Изд. Просвещение  ленинградское отд. 1979 г.

   3. М.А.Неняңг На уроках ненецкого языка. Методическое пособие для учителей 1-4

          классов общеобразовательных учреждений. С-Петербург филиал изд. Просвещение

          2007 г.

  4. Музеи и памятники Таймыра. Кладовые памяти народной. Научно-производственное

      Объединение «Полиграфвидео» Москва 1995 г.

  5.А.А.Барболина. Топонимика Таймыра. Таймырский Долгано-Ненецкий автономный

    округ Государственное окружное учреждение «Международный центр Арктической

    культуры и цивилизации» Дудинка 2006 г.

   6. ООО «Издательский Дом «КП» плюс»  Люди оленьего края г. Красноярск 2005 г.

   7. М. Жаркова. Г.Дружинина.  Таймыр глазами детей  По заказу Таймырского

        Окружного Центра народного творчества.. Москва изд. «Русская литература»..

   8. М.И. Попова .Есть Таймыр единственный  Книга стихов таймырских школьников.

       Изд. Дрофа С-Петербург 2005.

 

                                           Учебно-тематический план 2 кл.

 

Название темы или раздела

Всего часов

теория

наизусть

Сочин.

Внеклас. чтение

1

Падарм' няд"мяць мюсеван'  хамекуда". Е.Г.Сусой.

1

1

 

 

 

2

Маня"   школава".

6

1

1

 

1

3

Ңэре.

3

1

1

1

 

4

Сава ңамгэ, вэва ңамгэ.

5

1

1

1

1

6

Сырэй.

4

1

1

 

1

7

Лаханако.

5

1

 

1

2

8

Хар"на"   мяканана".

2

1

1

 

 

9

Хар"на" вы'  яна"  ңардан'.

2

1

 

1

 

10

Нара.

2

 

1

 

1

11

Нара'  ңарка яля".

3

 

 

1

 

 

Та

2

 

 

 

1

 

всего

35

8

6

5

7

 

                                  Поурочное планирование по литературе 2 класс.

 

                        Тема

Умения и навыки

Кол.ч

  икт

дата

1

Сведения о языке.

 

 

 

6.09

2

Падарм' няд"мяць мюсеван' хамекуда".

Умение выразительно прочитать текст-обращение. Умение перевести текст на русский язык.

 

 

13.09

3

Маня" школава".

Пополнение словарного запаса. Умение найти ответы на вопросы  в тексте

6 ч

 

20.09

4

Е.Сусой. «Нерденя урок' нерцюй яляхана».   «Тохолкова-тоходанва по' нерденя яля».

Умение применить новые слова в предложении. Умение составить рассказ с помощю данных слов.

 

1

27.09

 

 

Умение составить рассказ о первом дне в школе.

 

 

 

5

А.Пырерка.  «Нюртей урок».

Уметь рассказать о своем первом уроке, высказать впечатления.

 

1

4.10

6

А.Рожин. «Хацявыд" янолара"»

Уметь прочитать выразительно, правильно, соблюдая знаки препинания.

 

 

11.10

7

А. Пырерка. «Школан' хэванзь идей"»

Умение найти в тексте описание душевного состояния героя рассказа, передать своими словами о своем душевном состоянии перед сборами в школу.

 

 

18.10

8

А.Рожин «Ныланалва комнатахана».  Вади" хари таслахава".

Умение составить рассказ о своем любимом занятии.

 

 

8.11

 

Ңэре.

 

3 чч

 

 

9

А.Пырерка «Тирти"  хантава»

Умение применения слов, данных в тексте, на практике.

 

 

15.11

10-11

Е.Сусой «Ңарка нина" нядабива"»  Луца "вада" хара".

Умение читать правильно, осмысленно.

 

 

22.11

 

Савва ңамгэ, вэва ңамгэ.

 

5 ч

 

 

12

В.Ледков «Нумгы».  «Хан' ңэ». В. Осеева. «Ненэй ня». «Няхар няс». А.Рожин «Харта тюркосавэй». Е.Сусой «Яханана" хибя" иле", теневада"?».

Умение правильного чтения, перевода на русский язык.

 

1

29.11

13

С.Баруздин «Алеша школан' ядэрць тябиху».

Умение пересказать текст.

 

 

6.12

14

Е,Сусой «Нюдякоця нядаңгодаха'»

Помощь детей старшим.

 

 

13.12

15

Л,Толстой «Нямд сэхэхана нер хаебю"».

кратко передавать содержание прочитанного.

 

1

20.12

1.6

Н.Артюхова «пинхадңэ нюмдевы»

определять с помощью учителя главную мысль текста.

 

 

27.12

4.

Сырэй"

 

4.ч

 

 

17

И.Суриков «Едэй сыра». Е,Сусой «Сэр" неняңг". А.Пырерка «Сырэй"».

Уметь составить описание снега зимой, весной.

 

 

10.01

18

А,Рожин «Сырэй вымна». «Сыра ири». А.Пырерка «Падтаңгу».

делить текст на значимые по смыслу части.

 

 

17.01

19

П.Аеагуричи «Едэй пон' тэвына"». Е.Сусой «Неро' понгана едэй пон' хамеку"». Мякана миңава.

устанавливать последовательность действий в рассказе.

 

 

24.01

5.

Лаханако".

 

4 ч

 

 

20

Евакоця не ңацекы. Халяко.

устанавливать последовательность действий в рассказе.

 

 

31.01

.21

Серота нявако. Лабтэйко. Хутий.

делить текст на значимые по смыслу части.

 

 

7.02

22

Вэнеко' нядамда пю"ма. Теня няби Харе. Хаер" няби Нув' пану.

делить текст на значимые по смыслу части.

 

 

14.02

23

Вэсабтеда варк. Тэвасико' маянд' ерево"ма. Сэр' панм' танабада лэ"мор'  се.  Тюли' се.

выделять основное содержание части и рассказа в целом

 

 

21.02

6.

Хар"на" мяканана".

 

3.ч

 

 

24

Е,Сусой «Мя"на"  тер"».  «Мань небяв». Б,Окотэтто «Мань мале ңармадм»

определять с помощью учителя главную мысль текста.

 

1

28.02

25

Е,Сусой «Хад нумгана».  Малкода хасава.

давать правильную оценку поступкам действующих лиц, определять свое отношение к прочитанному.

 

 

7.03

26

Вандако, Нохоко. В,Ледков «Хада' хобцоко"».

кратко передавать содержание прочитанного.

 

 

14.03

7.

Хар"на"  вы'  яна"  ңардан׳.

 

2 ч

 

 

27

Г,Гроденский «Маня" ява"».  А.Рожин «Няръяна Март׳тоңаха"». Е,Сусой «Выңгы манзая"».

рассказывать о своих наблюдениях по заданию учителя в связи с чтением.

 

 

4.04

28

А,Рожин «Тен нядабалва ферма». «Таларава»  Понда сяны ׳  ельць"».  Л,Лапцуй  «Нерденя ханесэми»

передавать содержание прочитанного по иллюстрации к произведению.

 

 

11.04

8.

Нара.

 

2 ч

 

 

29

Е,Сусой  «Ензаруй салаба׳  тэс"».  «Наран׳маямби"».

самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.

 

1

18.04

30

Е.Сусой  «Нарэй манзаина"».  «Су"ляку" хад»  «Нара «мата»».

Составление рассказа о весенних заботах тундровиков.

 

 

25.04

9.

Нара׳ңарка яля".

 

3 ч

 

 

31

Е.Сусой «Небян ңарка яля».  А.Майков «Небякокова"».  Нюкубца се.

Умение составить поздравительную открытку по плану.

 

 

2.05

32

Е,Сусой  «Нюртей космонавт».  В,Бароздин  «Гагарин'  тиро"ма2.

Умение находить в тексте ответы на вопросы учителя.

 

1

9.05

33

А.Рожин «космос пирда"левы».  «Снаряд' лабара"ма».  Е.Сусой «Нисямда няда идей"».

самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.

 

 

16.05

10.

Та'.

 

2 ч

 

 

34

А.Рожин «Ңувондалвахана». Л,Лапцуй «Епдя" тэвыд"»

Умение составить описание природы во время сбора травы.

 

 

23.05

35

А,Пырерка «Нюдяко нядангода».  Е,Сусой «Таңы лагерьхана».

Умение составления рассказа «Помощь родителям»

 

 

30.05

Всего

 

 

35 ч

 

 

                                     

                             Учащиеся  к концу обучения 3 класса должны знать:

 *названия всех букв ненецкого алфавита.

 * как произносятся гортанно смычные звуки.

 * авторов и их произведения, изучаемых по программе.

 * обладать навыками хорошего чтения.

 * знать строй родного письменного языка.

 * знать жанры устного народного творчества.

 * ненецко-русские и русско-ненецкие языковые связи.

 * диалекты ненецкого языка.

 * словообразовательные процессы..

                                 Уметь

  * анализировать произведения.

  *Уметь работать над текстом.

  * устанавливать последовательность действий в рассказе.

  * делить текст на значимые по смыслу части.

  * выделять основное содержание части и рассказа в целом.

  * определять с помощью учителя главную мысль текста.

  * давать правильную оценку поступкам действующих лиц, определять свое отношение к прочитанному.

  * кратко передавать содержание прочитанного.

  * рассказывать о своих наблюдениях по заданию учителя в связи с чтением.

  * передавать содержание прочитанного по иллюстрации к произведению.

  * делать словесные рисунки и иллюстрировать отдельные части текста.

  * самостоятельно находить в тексте  словосочетания и слова , которые необходимо читать с учетом фонетических закономерностей.

  * самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.

  * объяснять значения трудных и диалектных слов.

  * выполнять творческие и письменные работы, предварительно

      подготовленные устно на уроке чтения.             

                               Учебно-методический комплект для  3 класса

  1.Е.Г, Сусой  Толаңго книга. Учебник на ненецком языке для 3 класса общеобразовательгых учреждений. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение.2005 г.

  2. М. Я .Бармич. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для учащихся начальных

      классов. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.

  3.  М. Я. Бармич. И. А. Вэлла Словарь ненецко – русский и русско –ненецкий. Пособие

       для учащихся начальной школы.  С-Петербург  филиал изд. Просвещение. 2002г.

  4. А.И.Ненянг. М.А.Ненянг. Ңацекэхэ" толаңгува". Пособие для воспитателей ненецких

       детских садов. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение. 2001г.

  5. М.Я Бармич. Ебцотако тохолку. Ненецкий язык в картинках. С-Петербург.

      Отделение изд. Просвещение. 2000г.

  6. Л.Ненянг. Ненецкие сказки.. Составление и перевод на английский язык

       А.Мищенко.

  7. Л.Ненянг. Ходячий ум народа. Сказки, легенды, мифы, предания, эпические песни,

        Пословицы, поговорки, поверья, обереги, народные приметы, загадки

     Таймырских ненцев.. Красноярск. 1997г

  8. Е. Н. Самойлова. М.Я.Бармич. Хар"на" толаңгува". Учебное пособие по чтению и

      Развитию речи на ненецком и русском языках для 1-4 классов общеобразовательгых

      Учреждений. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение 2008г.

             Учебно-методический комплект для учителя:

  1 .Е. И. Матвиенко.  Методическое руководство к учебнику «Литературное чтение»  для

      2 класса школ Крайнего Севера.

  2.  А.И.Рожин, Л.А.Варковицкая, Е.Г.Сусой, Е.М.Талеева  Книга для учителя ненецкой

            начальной школы Изд. Просвещение  ленинградское отд. 1979 г.

   3. М.А.Неняңг На уроках ненецкого языка. Методическое пособие для учителей 1-4

          классов общеобразовательных учреждений. С-Петербург филиал изд. Просвещение

          2007 г.

  4. Музеи и памятники Таймыра. Кладовые памяти народной. Научно-производственное

      Объединение «Полиграфвидео» Москва 1995 г.

  5.А.А.Барболина. Топонимика Таймыра. Таймырский Долгано-Ненецкий автономный

    округ Государственное окружное учреждение «Международный центр Арктической

    культуры и цивилизации» Дудинка 2006 г.

   6. ООО «Издательский Дом «КП» плюс»  Люди оленьего края г. Красноярск 2005 г.

   7. М. Жаркова. Г.Дружинина.  Таймыр глазами детей  По заказу Таймырского

        Окружного Центра народного творчества.. Москва изд. «Русская литература»..

   8. М.И. Попова .Есть Таймыр единственный  Книга стихов таймырских школьников.

       Изд. Дрофа С-Петербург 2005.

 

                                           Учебно-тематический план 3 класс

 

Название темы или раздела

Всегасов

теория

Наизусть 

Изложение 

сочинение

1

Танда ваера, ңани' школахана "тэвына"

3

1

1

 

 

2

Ңэрей"

4

1

1

 

1

3

Ненэцие" невхы ил'.

3

1

 

 

1

4

Ңарка Россия яна"  ңардан'.

3

1

 

1

 

5

Теневава саварка, ехерава вэварка.

2

 

1

 

 

6

Лаханако".

3

1

 

 

1

7

Сыра' ельцьңгана.

4

1

1

 

 

8

Нарэй пяйда, нувода пяйда.

2

 

1

1

 

9

Нарэй ңарка яля"

4

 

1

 

1

10

Хуркари серкат я еремба тара.

2

1

 

 

 

11

Вы׳ява" нойпанытана'  то"лаха

4

 

1

 

 

12

Повторение

1

1

 

1

 

13

всмего

35

8

7

3

4

 

 

 

 

                                                            

                   Тематическое планирование по родной (ненецкой) литературе  в 3 классе.

 

                                Тема

Умения и на     Умения и навыки

Кол.ч

  икт

дата

 

Танда ваера, ңани'  школахана" тэвына"

Умение написать рассказ о проведенных летних каникулах.

3 ч

 

 

.1

А,Пырерка  «Ненэй вадавна ңэда книга». Е.Сусой «Едэй школадо'»

устанавливать последовательность действий в рассказе.

 

1

6.09

.2

Е.Сусой «Тарана табеко». Г.Пуйко «Сидя таңы иле"мя»

делить текст на значимые по смыслу части.

 

1

13.09

.3

Л.Толстой «Уроки отца».  М.Пришвин  «Иланда ңопой тэңгад перена то"лаха»

передавать содержание прочитанного по иллюстрации к произведению.

 

1

20.09

 

Ңэре.

 

4 ч

 

 

4

И.Юганпелик  «Ңэре».  В.Бианки  «Танда ваера». «Я' ний сыңгосялма».  «Лыңгадамдо' пюрңа"».  «Ханзер"  тарем'  сырам'' мада  пир"ңадо"?

делать словесные рисунки и иллюстрировать отдельные части текста.

 

1

27.09

5

И.Юганпелик  «Маренуй ябто"».  

самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.

 

 

4.10

6

Е.Сусой «Сейхана няркабты».  «мараңгые"мава"».  «Хань'». С.Назаров «И'  хэбиле"ма.

самостоятельно находить в тексте  словосочетания и слова , которые необходимо читать с учетом фонетических закономерностей.

 

 

11.10

7

 Фархази падвэвна «пэвдейхи яля»

объяснять значения трудных и диалектных слов.

 

 

18.10

 

Ненэцие"  невхы ил'.

 

3.ч

 

 

8

Л.Лапцуй  «Сеня' ңавнанда»

Умение подобрать синонимы,  антонимы при составлении характеристик героев произведения.

 

 

8.11

9

А.Пырерка  «Евако Енко».  Тэта мякана илеңаха'.

самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.

 

 

15.11

10

Вэно" пуна тюңгун. Си"ми  сямандами яңгу.  Е.Сусой  «Сидя Ңокдэта»

Умение найти в тексте описание душевного состояния героя рассказа, передать своими словами о своем душевном состоянии перед сборами в школу.

 

 

22.11

 

Ңарка Россия яна"  ңардан'.

 

3 ч

 

 

11

Ю.Шесталов «Россия ями».  А.Пырерка «Маня" ява" сяңар?»

устанавливать последовательность действий в рассказе.

 

1

29.11

12

Л.Лапцуй  «Ңарка Саля».  А.Становов  «Сявта'  Пыя»

выделять основное содержание части и рассказа в целом.

 

1

6.12

13

И.Юганпелик «Манзара сева"».  «Савва се».  Е'.Сусой  «Ңэрм я' ниня ңадимы" марад"»

Умение найти слова и отрывки, выражающие различные чувсива.

 

 

13.12

5.

Теневава саварка, ехерава вэварка.

Объяснение значения образных выражений.

2 ч

 

 

14

В.Маяковский  «Савва ңамгэ, вэва ңамгэ.  И. Юганпелик  «Сэко Саляндер»

Умение ясно и точно высказать значение и смысл прочитааного.

 

 

 

15.

С.Баруздин «Ңарка ңэва' хара"».  Е.Пермяк  «Тарана няд"ма»

Умение выразительно прочитать текст-обращение. Умение перевести текст на русский язык.

 

 

20.12

 

Лаханако.

 

3 ч

 

 

16.

Маня"  Хаерма".

Умение сочинить сказку по опорным словам.

 

 

27.12

17

Пухуця'  няхар" не ню.

давать правильную оценку поступкам действующих лиц, определять свое отношение к прочитанному.

 

 

10.01

18

Хибя сямянхат мэбе"ңа?

знать основные сюжеты и темы сказок о животных и их конкретное содержание;

 

 

17.01

 

Сыра' ельцьңгана.

 

4 ч.

 

 

19

Соколов-Микитов  «Пили" нерде сыремянда няна».  Л.Дьяконов «Вэнекоця сырам׳тумдода».

Умение установления причинно-следственных связей.

 

 

24.01

20

Л.Вануйта «Халям' пэртя"».  А,Пырерка «Талрава»

Умение составить рассказ о своей будущей профессии.

 

 

31.01

21

В.Пырерка  «Яңганя хаерад׳сэв».  Р,Фархади «Пэвдейхы яля״». Е,Сусой «Тецьда׳помна».

давать правильную оценку поступкам действующих лиц, определять свое отношение к прочитанному.

 

 

7..02

22

И,Юганпелик «Ңэрм׳хадхана».  Е.Сусой  «Ңамгэ ханзер״сыра׳иле?». «Толаңго теневава саць сава». Мань толаңгудм׳.  Нисями ңод״толаңго теневавы.

Умение высказать вслух образы и представления, которые имел ввиду автор.

 

 

14.02

8.

Нарэй пяйда, нувода пяйда.

Составление рассказа о весенних заботах тундровиков.

2 ч

 

 

23

В.Бианки «Тэваси׳нюкця"» М.Пришвин «И׳хэбиле"мя»

Умение быстро схватывать смысл отдельных слов и предложений,  умение уловить их связь и последовательность.

 

1

21.02

24

Е,Сусой «Пэдарахад товы юн». «Ңэрм я׳няна»

Отработка произношения слов и выражений, раскрывающих смысл читаемого.

 

 

28.02

.

Нарэй ңарка яля".

 

4 ч

 

 

25

Л.Налтанова «Юд' ню' небя».  Г.Пуйко «Нюкубц' се».

 

 

делать словесные рисунки и иллюстрировать отдельные части текста.

 

 

7.03

26

Е.Сусой  «Март' сидандетюмдей яля - не"  ңарка яля». «1961 по' 12 яля'». В.Бороздин. «Восток» космической корабль' сидер' сивна манэ"мы".

самостоятельно находить в тексте  словосочетания и слова , которые необходимо читать с учетом фонетических закономерностей.

 

 

14.03

27

А.Каныкин «Сайноро"мА хурка ңэса?»  В,Пырерка «Нива" выдараңгу"». «Пулеметм' пэртя».

Умение перевести текст на русский язык.

 

 

21.03

28

М,Исаковский «Пили" тенед!»

Умение выразительно, точно передать характер стихотворения.

 

 

4.04

.

Хуркари серкат я ерамба тара.

Умение передать словами свое отношение к Родине., патриотические чувства.

2 ч

 

11.04

29

Улуро Адо «Ңарка нями ява" ерамби». А.Пырерка «Границам' лэтрамбада Динго».

выделять основное содержание части и рассказа в целом

 

1

18.04

30

Л.Некрасова «Ява" ерамбада"».

 

Умение с помощью опорных слов составить характеристику защитника Отечества.

 

 

25.04

 

Вы" ява" ной панытана' то"лаха.

 

4

 

 

3132

Вы" ява" ной панытана' то"лаха.

Умение самостоятельно ответить на вопросы по тексту в письменном виде.

2 ч.

 

2,9,05

33

Е.Сусой  «Сидя по' пеля ңобт' тэвъяха'».  Р,Фархади  «Писавэй-яля' яля»

Умение составить описание полярной ночи и полярного дня, назвать причины такого явления, опираясь на научные данные.

 

 

16.05

34

Л,Толстой «Таңок и" ханяна хан"ңа?».  Б,Заходер «Пыдо'  ңод" тоходаңгу"».

Умение произношения многосложных слов, составление с ними предложений.

 

 

23.05

35

Повторение

 

1 ч

 

30.05

 

Всего

 

35

 

 

                                        Учащиеся  к концу обучения  в 4 классе должны знать:

 *названия всех букв ненецкого алфавита.

 * как произносятся гортанно смычные звуки.

 * авторов и их произведения, изучаемых по программе.

 * обладать навыками хорошего чтения.

 * знать строй родного письменного языка.

 * знать жанры устного народного творчества.

 * ненецко-русские и русско-ненецкие языковые связи.

 * диалекты ненецкого языка.

 * словообразовательные процессы..

                                                                      Уметь

  * анализировать произведения.

  *Уметь работать над текстом.

  * устанавливать последовательность действий в рассказе.

  * делить текст на значимые по смыслу части.

  * выделять основное содержание части и рассказа в целом.

  * определять с помощью учителя главную мысль текста.

  * давать правильную оценку поступкам действующих лиц, определять свое отношение к прочитанному.

  * кратко передавать содержание прочитанного.

  * рассказывать о своих наблюдениях по заданию учителя в связи с чтением.

  * передавать содержание прочитанного по иллюстрации к произведению.

  * делать словесные рисунки и иллюстрировать отдельные части текста.

  * самостоятельно находить в тексте  словосочетания и слова , которые необходимо читать с учетом фонетических закономерностей.

  * самостоятельно находить слова и выражения , которые использовал автор для изображения действующих лиц и природы, для раскрытия взаимоотношений и предметов и явлений действительности.

  * объяснять значения трудных и диалектных слов.

  * выполнять творческие и письменные работы, предварительно

      подготовленные устно на уроке чтения

                               Учебно-методический комплект для  4 класса

  1.  Н.М.Терещенко Е.Г, Сусой Толанго кнрга . учебник на ненецком языке для 4 класса

       Общеобразовательных учреждений. С-Петербург филиал изд. Просвещение 2005 г.

  2. М. Я .Бармич. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для учащихся начальных

      классов. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.

  3.  М. Я. Бармич. И. А. Вэлла Словарь ненецко – русский и русско –ненецкий. Пособие

       для учащихся начальной школы.  С-Петербург  филиал изд. Просвещение. 2002г.

  4. А.И.Ненянг. М.А.Ненянг. Ңацекэхэ" толаңгува". Пособие для воспитателей ненецких

       детских садов. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение. 2001г.

  5. М.Я Бармич. Ебцотако тохолку. Ненецкий язык в картинках. С-Петербург.

      Отделение изд. Просвещение. 2000г.

  6. Л.Ненянг. Ненецкие сказки.. Составление и перевод на английский язык

       А.Мищенко.

  7. Л.Ненянг. Ходячий ум народа. Сказки, легенды, мифы, предания, эпические песни,

        Пословицы, поговорки, поверья, обереги, народные приметы, загадки

     Таймырских ненцев.. Красноярск. 1997г

  8. Е. Н. Самойлова. М.Я.Бармич. Хар"на" толаңгува". Учебное пособие по чтению и

      Развитию речи на ненецком и русском языках для 1-4 классов общеобразовательгых

      Учреждений. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение 2008г.

                                         Учебно-методический комплект для учителя:

  1 .Е. И. Матвиенко.  Методическое руководство к учебнику «Литературное чтение»  для

      2 класса школ Крайнего Севера.

  2.  А.И.Рожин, Л.А.Варковицкая, Е.Г.Сусой, Е.М.Талеева  Книга для учителя ненецкой

            начальной школы Изд. Просвещение  ленинградское отд. 1979 г.

   3. М.А.Неняңг На уроках ненецкого языка. Методическое пособие для учителей 1-4

          классов общеобразовательных учреждений. С-Петербург филиал изд. Просвещение

          2007 г.

  4. Музеи и памятники Таймыра. Кладовые памяти народной. Научно-производственное

      Объединение «Полиграфвидео» Москва 1995 г.

  5.А.А.Барболина. Топонимика Таймыра. Таймырский Долгано-Ненецкий автономный

    округ Государственное окружное учреждение «Международный центр Арктической

    культуры и цивилизации» Дудинка 2006 г.

   6. ООО «Издательский Дом «КП» плюс»  Люди оленьего края г. Красноярск 2005 г.

   7. М. Жаркова. Г.Дружинина.  Таймыр глазами детей  По заказу Таймырского

        Окружного Центра народного творчества.. Москва изд. «Русская литература»..

   8. М.И. Попова .Есть Таймыр единственный  Книга стихов таймырских школьников.

       Изд. Дрофа С-Петербург 2005.

 

                                           Учебно-тематический план 4 класс

 

Название темы или раздела

Всего часов

телрия

наизусть

изложение

сочинение

1

Яна" тиңгэвна.

2

1

1

 

 

2

Ңэрей"

3

1

1

 

1

3

Сырэй

3

1

 

 

1

4

Лаханако".

8

1

 

1

 

5

Выңгана иленя" ненэцие" манзая".

4

 

1

 

 

6

И' хэбиле"мя ңамгэ".

4

1

 

 

1

7

Ява"  ңэдабада".

3

1

1

 

 

8

Нарэй".

4

 

1

1

 

9

Та'.

4

 

1

 

1

 

Всего

35

1

6

2

4

 

                                             

                                            Тематичкское планирование 4 класс.

 

                         Тема

Умения и навыки

Кол.ч

икт

дата

1.

Яна" тивгэвна.

 

2 ч

 

 

1.

Г.Гроденский  «Юнда ңарка яхана илева". М.Ильин «Маня"  Родинава"».  Е,Сусой «Ненэцие"  округ"».

Понятие «Родина» в широком смысле этого словаю.

 

 

6.09

.2

Л.Лапцуй  «Пое"  сава ңэва». Ю.Гагарин' тоходанна  ңацекэхэ" падвы письмонда пеля.  С. Баруздин  «Хусувэй  хибя' вадида, серода».

Развитие речи и упражнение в чтении.

 

 

12.09

2.

Ңэрей.

 

3 ч

 

 

3

В.Пырерка «Выңгы  ңэре».

Картины осени.

 

 

20.09

4

Л.Лапцуй  «Сельбя' няңы"».  Н,Терещенко  «Тиртя"  хая"»

Краски осени.

 

 

4.10

5

А.Пырерка  «Тотна някоця»

Отношение к братьясм нашим меньшим.

 

 

11.10

3.

Сырэй.

 

3 ч

 

 

6

А.Пырерка «Сырэй выңгана».  «Мюсева».. Л.Лапцуй «Пэвдей».

Особенности зимней погоды.

 

 

18.10

7

Н.Терещенко «Хад' нерня». Нувм' ненадумдамба мэта календарь. Нувм׳пунңэ мэта".

Определение погоды в тундре.

 

 

1.11

8

А,Пырерка «Хадхана». «Сырэй пэдарахана». Н,Терещенко «Сырэй каникула"».

Занятия ненце в пургу.

 

 

8.11

4.

Лаханако".

Понятие «Лаханако»

8 ч

 

 

9

Хорова.

Характеристика животных.

 

 

15.11

10

Лынзермя׳сэв не.

Составление плана на день для женщины в тундре.

 

 

22.11

11

Сэр" ябто

Образные выражения ненцев.

 

 

29.11

12

Ңувм׳е"эйта вэсако׳няхар" не ню.

Семейные традиции ненцев.

 

 

6.12

13

Н.Лаптандер ваде"мы  «Парнэко няби ненэй не»

Исторические предания ненцев.

 

 

13.12

14

Хаби лаханако «Ты' лы, Варңэ».

Народная мудрость в сказках.

 

 

20.12

15

Эскимос лаханако «Варңэ"  Халэвм'  мядоманзь хамэдо'».

Чтение по следам жизни леса и тундры.

 

 

27.12

16

Кет тэнзм' мэта ненэцие" лаханако «Ты' хайлако»

Народы, населяющие берега Енисея.

 

 

10.01

5

Выңгана' иленя" ненэцие" манзая".

 

4 ч

 

 

17

Л.Лапцуй «Манзарана». В.Ледков «Ханена». А.Пырерка «Носи"манна ханева».

Занятия ненцев в тундре.

 

 

17.01

18

Н.Терещенко «Мякаданда письмом' ня"ма». 

Сочинение письма домой.

 

 

24.01

19

  «Еро"ма' пуд».В.Пырерка «Манзаи" тэнз"». А.Пырерка «Ямидхы, илева" техэ манзая' тэнз – ты пэрма»

Чтение по ролям.

 

 

31.01

20

Л.Лапцуй «Нядэ' харад – Надым мар"». «Хусувэй серкана таравы ненэць'»

 Новые города в тундре.

 

1

7.02

 

 

 

 

 

 

6.

И' хэбиле"мя ңамгэ.

 

4 ч

 

 

21

Н.Морской   ««Хабэй и"» ңамгэ ңэбта?»

Составление рассказа о будущем Таймыра.

 

 

14.02

22

Е,Сусой «Ңани ңопой хабэй ид' нямна ңэда сер"»

Секреты шаманизма…

 

 

21.02

23

И.Данилов «Я' ңылы салаба"»

Упражнение в осознанном чтении.

 

 

28.02

24

И. Данилов «Я' хора" (мамонт) ханзер" я' ңыл' тэввыд"?».

Рассказы об исторических преданиях о животных.

 

1

7.03

7.

Ява"  ңэдабада".

 

3 ч

 

 

25

Н.Терещенко «Маня"  армиява"».  В.Пырерка «Сероць сертавы" сер"»

Картины прощлых войн, их причины и последствия.

 

 

14.03

26

В.Михайловский  «Няхар " боец».

Защита Отечества – долг каждого грпжданина .

 

 

21.03

27

Л.Кассиль «Сайнорць саць тарана ныхы». Н.Терещенко «Победа' яля»

Никто не забыт и ничто не забыто.

 

 

4.04

8.

Нарэй.

 

4 ч

 

 

28

Л.Лапцуй «Нара».

Подбор рассказов поэто и писателей о весне.

 

 

11.04

29

А.Пырерка «Нумда нарэйма».

Весна в жизни тундровиков.

 

1

18.04

30

Н.Терещенко «Март' сидндетюмтей яля - небяна"на"  ңарка яля, мал' не" яля»

Составление поздравительной открытки маме, бабушке, сестре.

 

 

25.04

31

Г.Пуйко  «Хибяндов"  ялев?». А.Пырерка «Хамба товы тиртя"».  В.Пырерка  «Хуняңы ялям' хахаялтемби"»

Весенние заботы тундровиков.

 

 

2.05

9.

Та'

 

4 ч

 

 

32

А.Пырерка «Таңы выңгана»

Лето – тяжелая пора.

 

 

9.05

33

А.Пырерка «Ялей"». Н.Терещенко «Нянь'  ңув"».

Труд правит на земле человеком.

 

 

16.05

34

Г,Тохоля «Нянь' яхалако»

Дорога жизни ненцев.

 

 

23.05

35

Ханзер" лагерьхана илесава".  Л.Лапцуй «Таңы». Хобцокуда" тарця".

Сочинение «Как я провел лето»

 

 

30.05

Всего

 

 

35 ч.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн